Брейгель Питер СтаршийКартины и биография. Брейгель картины


Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера

Брейгель Вавилонская башня

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия.

Брейгеля (1525/30 – 1569 гг.) часто называют продолжателем дела Иероним Босха. Да, на первый взгляд часть их работ похожа. Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна.

Но все же они разные. Как точно заметил художник и писатель Максим Кантор, они такие же разные, как Малевич и Шагал. Оба – авангардисты. Но один – про квадраты, другой – про любовь.

Босх – средневековый сюрреалист. У него масса монстров из страшных сновидений. Брейгель – реалист. У него – простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах – большая редкость.

У Босха – рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля – кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.

Босх – о страхе перед грехопадением. Брейгель – о человеческой глупости и суетности жизни.

Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.

Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.

1. Падение Икара. 1558 г.

Брейгель падение икара

Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?

На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.

Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.

Брейгель падение Икара фрагмент

Питер Брейгель Старший. Падающий икар. Фрагмент. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Почему же такое пренебрежение главным героем?

Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.

Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.

Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?

2. Фламандские пословицы. 1559 г.

Брейгель фламандские пословицы

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.

Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.

Брейгель носить пар в корзине
Брейгель поговорка Об обмане супругаБрейгель носить пар в корзинеБрейгель поговорка Об обмане супруга

На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.

А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.

На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.

Брейгель черта привязывать к подушкеБрейгель ставить свечку черту
Брейгель черта привязывать к подушкеБрейгель ставить свечку черту

Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.

Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.

Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.

3. Вавилонская башня. 1563 г.

Брейгель Вавилонская башня

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

В “Вавилонской башне” невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.

Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.

Брейгель фрагмент Вавилонская башня
Брейгель мост через рекуБрейгель фрагмент Вавилонская башняБрейгель мост через реку

Слева – подъёмный кран 16 века. Справа – часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.

А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.

Брейгель Вавилонская башня фрагмент

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (деталь). 1863 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Cheger.livejournal.com

Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.

Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.

Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.

Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.

4. Охотники на снегу. 1565 г.

Брейгель охотники на снегу

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

“Охотники на снегу” – один из главных шедевров Эпохи Возрождения. Что же в нем такого особенного?

Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.

Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.

Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.

Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.

Брейгель фрагмент охотники на снегуБрейгель игра в керлингБрейгель фрагмент охотники на снегуБрейгель игра в керлинг

В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.

Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.

Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.

Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.

Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.

5. Крестьянская свадьба. 1568 г.

Брейгель крестьянская свадьба

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Commons.wikimedia.org

“Крестьянская свадьба” – одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.

Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!

Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры “Пословиц” и не обобщённые образы, как “Охотники”.

Брейгель крестьянская свадьба фрагментБрейгель гость на крестьянской свадьбеБрейгель крестьянская свадьба фрагментБрейгель гость на крестьянской свадьбе

Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?

Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.

Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених – молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.

Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.

Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.

6. Притча о слепых. 1568 г.

Брейгель притча о слепых

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org

“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).

Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.

Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.

Брейгель фрагмент фламандских пословиц слепые

Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.

Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?

Ответ можно найти в истории Нидерландов.

Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.

Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.

Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.

Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

7. Брейгель в России

В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.

В Эрмитаже хранится копия Питера Брейгеля Младшего “Поклонение волхвов”.

Питер Брейгель Младший поклонение волхвов

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 36х56 см. Вторая половина 16 века. Государственный Эрмитаж. Arthistoryproject.com

Оригинал хранится в Швейцарии. Сын не всегда копировал один в один картины отца. Поэтому сравнивать их тоже интересно. Попробуйте.

Брейгель поклонение волхвов в зимнем пейзаже

Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567 г. Собрание Оскара Райнхарда, Винтертур, Швейцария. Wikiart.org

Как и в “Икаре”, вы и в “Поклонении волхвов” не сразу найдёте главных героев. Они затерялись в повседневной рутинной жизни городка.

В левом нижнем углу мы еле различаем Марию с младенцем. Потом видим очередь из волхвов. И двух верблюдов, везущих дары маленькому Иисусу.

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель – гениальный художник.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Брейгель Старший, Питер. Все картины художника

ВСЕЛЕННАЯ БРЕЙГЕЛЯ 1 ОХОТНИКИ На дальнем плане виден город – Запутан в переулках он И густо снегом занесён. Наверно, стар... едва ли молод.

Катки квадратные блестят – Там радость, верно, обитает. Фигурки чёрные смущают – Иль об ином они твердят?

Идут охотники домой. Деревья тёмные ветвисты. Гурьба собак, своей судьбой Довольных видно. Очень чисто.

Горит костёр, а вон трактир, И вывеска оповещает О том, что там – уютный мир, А пища силы прибавляет.

И тонкий куст, как бы за край Картины вырвавшийся резко, Дополнит этот зимний рай Замысловато и чудесно.

2 ПЕРЕПИСЬ В ВИФЛЕЕМЕ Каков он – вифлеемский снег? Дома по маковки засыпал. Кто этот рослый человек? Не для него ли снег-то выпал?

Уют, Хранящийся внутри Квартир, которых не представить. Пускай молчат календари – Нам стоит прошлое восславить.

Да, перепиcь... идёт она. Заходят в дом чужие люди. Пройдут любые времена, Их мудрецы, как могут, судят.

3 ПАДЕНИЕ ИКАРА Икара сразу не увидеть. Синеет древняя вода. Плывут различные суда, Нельзя реальность ненавидеть.

Сияет солнце в высоте, И трудится усердно пахарь. Его житьё едва ли сахар, Но жив – не подошёл к черте.

Чьи ноги расслоили вдруг Зелёную – всю в пене – воду? Ах, не мечтай познать свободу! – Ведь нет её вообще вокруг!

Есть этот плотный, вещный мир. Любое дерзновенье праздно И совершенно несуразно.

Твой сын погиб, Дедал, пойми...

4 КРЕСТЬЯНСКИЕ СВАДЬБЫ И ПРАЗДНИКИ На подносах тащат пироги Ражие ребята. Пахнет потом. Все пьяны и шуточки крепки. Не грусти! Не будь же обормотом.

Красный цвет, зелёный – хороши. Толстоморды сытые крестьяне. Коль уж веселиться – от души, Даже и забыв, что христиане.

5 ИГРЫ ДЕТЕЙ Играют дети, как везде, Плескаются в реке привольно. И улыбаются невольно Мамаши фокусам в воде.

Девчонки вертятся вовсю, И юбки ветер наполняет. И, уподобив колесу Себя, Мальчишка представляет Фигуру – на потеху всем. А эти на ходулях ходят. Вот так взросленье происходит – Оно – важнейшее из тем.

На перекладине – ей-ей – Сноровку показать охота. Забава. Вырастешь – работа Заполнит перспективы дней.

О, сочный мир, телесный мир! Раз мы живём под небесами, То будет светлым каждый миг – Покуда не испортим сами.

6 ПО МОТИВАМ ГРАВЮР Большие рыбы пожирают малых – Таков закон, он действует на всех. Испания с восторгом небывалым Проглотит Нидерланды. Ясен грех.

Вот бьются сундуки, и им копилки Насколько могут, противостоят. И в оной схватке те и эти пылки. Жизнь отравляет скаредности яд.

А рыболов уже разрезал брюхо Гигантской твари, что на берегу. Поживы много – только сердце глухо, Да и молитва не звучит в мозгу.

А в брюхе – крабы, мидии, другие Рыбёшки, что иных сожрали то ж. А вот блестят монеты золотые, И их пощупать слишком невтерпёж.

И здесь – всё только символы и знаки, И нам не разобраться в них никак. И скрыты в тёмном небе Зодиаки – Молчат они, как будто жизнь – пустяк.

7 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Поговорки языка родного В образы судеб переводил. Видишь дом, устроенный сурово, Балки, потолок... скорей – настил.

Щели есть в любой (ужасно!) крыше! И улыбка сразу сходит с губ. Тише, краски яркие! Потише! Мир вообще невыносимо груб!

Тайный смысл скрывают поговорки, Просто ли постичь его? Ответь... Вот зима. Ребёнок катит с горки. И его кафтан по цвету – медь.

Остров волшебства сокрыт от мозга. Каждому своё – известно. Так. Но действительность весьма громоздка, Чтобы оценить её в пятак.

gallerix.ru

Картины Брейгеля (живопись), смотреть картины художника с названиями и описанием

Картины великого нидерландца XVI века Питера Брейгеля Старшего (нидерл. Pieter Bruegel de Oude) — удовольствие для терпеливых. Десятки, если не сотни крошечных странных фигурок. Суетливых, занятых разнообразнейшими делами, но при этом потрясающе безликих. Попробуйте сосчитать их — и немедленно собьётесь со счета.

В «Играх детей» кто-то насчитал не меньше 230-ти фигур; другой исследователь Брейгеля называет уже цифру 250 — они словно наделены способностью размножаться. А есть картины Брейгеля, в которых сосчитать персонажей не удастся при всём желании. «Триумф смерти», например. Мёртвые тела беспорядочно сгрудились, еще живые переплетаются в объятиях со скелетами, откуда-то из ущелья тянется поток кандидатов в покойники. Что, дьявол забери, это значит?!

Попытайтесь найти в этом хаосе тел перспективу — и у вас немедленно закружится голова. Брейгель применяет технический приём «углового смещения»: точку, с которой его картины нужно смотреть, надобно еще отыскать. Если получится. Но и это не всё! Вам придётся сильно напрячь зрение, чтобы в густой толпе с картины «Несение креста» разглядеть фигурку Спасителя, в «Переписи в Вифлееме» — святое семейство, а в «Падении Икара» с усердно пашущим крестьянином на переднем плане — собственно, самого Икара. Ах, да! Вот же он: из морской пучины торчат только ноги да развеваются остатки перьев.

Для близкого знакомства с Брейгелем простая лупа полезнее, чем все знания о колорите и перспективе.

Первый биограф художника Карел ван Мандер, прозванный «северным Вазари», сообщает, что Брейгеля называли «Питер-шутник». По правде говоря, это странные шутки — те, которыми проникнуты его картины. Они грубоватые и одновременно зловещие. В них больше предостережений, чем юмора.

Другое прозвище художника, с которым он и остался в истории, — Брейгель Мужицкий. Во-первых, потому что никогда не писал ничего «высокого» — мифологических сцен, нагих античных божеств или заказных портретов аристократов. Только голландские простолюдины, «только хардкор». Во-вторых, по преданию, сам он происходил из крестьян. «По преданию» — потому что доподлинно не известно, где и даже когда он родился. Примерной датой рождения Брейгеля называют отрезок между 1525 и 1530 годами, а местом — деревушку Брейгель в округе Кемпен, которая и дала ему имя.

Известно, что в 1545 году Брейгель появился в Антверпене — богатом интернациональном портовом городе, коммерческой столице Нидерландов. Здесь он поступил в мастерскую художника по имени Питер Кук ван Альст. Зная творчество Брейгеля, мы можем сказать: это был неожиданный выбор. Питер Кук был прекрасный человек, в прошлом придворный художник короля Карла V, однако его «романтическая» итальянизированная манера живописи не имела ничего общего с тем, как представлял себе искусство Брейгель. Тем не менее, учителя и ученика что-то связывало. Вероятно, это была человеческая симпатия. Брейгель был вхож в дом Кука, знаком с его женой, писавшей отличные акварели, а маленькую дочку Кука Марию (Майкен) — носил на руках.

Около 1552 года Брейгель предпринимает почти ритуальное для всех художников действие — едет в Италию. Он беден, и его путешествие полно опасных приключений. Он пересекает Францию, Альпы и наконец достигает Неаполя, Палермо и Рима. Поразительно, но Италия, эта художественная Мекка, оставила Брейгеля почти равнодушным, очень мало повлияла на его искусство. Всем возрожденческим открытиям он продолжает предпочитать позднюю готику. Его не увлекают ни Рафаэль, ни Тициан, ни Микеланджело — то ли дело его соотечественник, «почетный профессор ночных кошмаров» Иероним Босх!

От итальянского периода у Брейгеля остался морской пейзаж «Вид на Неаполь» и осознание, что именно в пейзаже он может выразить самое сокровенное — ощущение беспредельности и красоты мира. Потому и человек в творчестве Брейгеля никакая не индивидуальность. Он — лишь органичная часть бескрайнего пейзажа или гудящей человеческой массы. Брейгель смотрит не на человека (потому в его творчестве нет портретов) — он смотрит на мир целиком.

О личной жизни Брейгеля известно, что он сожительствовал с некой служанкой и даже женился бы на ней, когда б не одна беда — возлюбленная очень любила приврать. Брейгель не раз ловил её на лжи и, в конце концов, поставил условие. Он сказал, что будет отмечать каждый случай вранья зарубками на деревянном шесте. Если за определённый срок шест покроется отметинами — никакой свадьбы не будет. Так и произошло.Зато свадьбы были другие — крестьянские, простонародные. Брейгель с другом, переодевшись победнее и выдавая себя за родственников то ли невесты, то ли жениха, любили бывать там, наблюдать грубоватые безыскусные радости. «Крестьянская свадьба» и «Свадебный танец» Брейгеля — об этом.

Дальнейший карьерный путь художника его биографы обозначают каламбуром «От Кука к Коку». В мастерской гравёра и коммерсанта Иеронима Кока «На четырех ветрах» Брейгель занимался тем, что создавал рисунки для гравюр. Кок был ловок и предприимчив. Он быстро понял, что картины маслом по карману немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе любой. Надо только найти остроумного и техничного рисовальщика — такого, как Брейгель. А как сделать, чтобы гравюры покупали? Ну, например, заказать Брейгелю цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда Кок опускался до запрещённых приёмов: гравюру Брейгеля «Большие рыбы пожирают малых» он подписал именем Босха — знаменитого и давно покойного.

Брейгель не оставил ни дневников, ни путевых заметок — ничего, что позволило бы нам понять строй его мыслей. Но в картинах этого периода («Триумф смерти», «Безумная Грета«) нарастает ощущение жути и безысходности. Вероятно, он испытал какой-то острый экзистенциальный кризис. Но о его причинах мы можем лишь строить догадки.

Возможно, тяготы Брейгеля имели не только личную природу: в это время Нидерланды переживали один из самых трудных отрезков своей истории. Попав под политический контроль Испании, выжимавшей из богатых голландских провинций все соки, Нидерланды столкнулись с еще более тяжелыми, нежели экономические, притеснениями — религиозными. Еще раньше через Германию и Францию в страну проник протестантизм. Трудолюбивые, прямодушные голландцы оказались для него благодатной почвой. Но их испанский правитель, король Филипп II, был ревностный католик. Он поклялся выжечь протестантизм калёным железом. В Нидерланды были направлены карательные отряды жестокого фанатика герцога Альбы. Счет убитых протестанстких проповедников и женщин, принятых за ведьм, шёл на тысячи. Нидерланды истекали кровью. Не было зрелища страшнее, чем-то, когда суровый и неброский голландский пейзаж оживляли ярко-красные туники испанских конников. Алые одежды в «Избиении младенцев» и «Несении креста» — это именно они, несущие ужас и смерть.

А потом в личной судьбе Брейгеля наступила светлая полоса. Художник женился. Его женой стала Мария Кук — повзрослевшая Майкен, дочка его наставника. Самого Кука уже не было в живых, а его вдова и дочь жили в Брюсселе. Теща настояла, чтобы Питер тоже перебрался из Антверпена в Брюссель — подальше от непутёвой служанки. Зрелые картины Брейгеля («Жатва», «Охотники на снегу«) отличает совсем новое настроение — чувство счастья и умиротворения.

Мария родила мужу троих детей — дочку и двух сыновей, которые станут художниками. Первенец, названный в честь отца, будет делать замечательные копии его работ и называться Питер Брейгель Младший («Адский»). Его младший брат Ян Брейгель Старший прославится как один из лучших европейских пейзажистов, станет другом Рубенса и получит прозвища «Райский» и «Бархатный» — за любовь к дорогим платьям и за роскошную фактуру живописи. Его сын Ян Брейгель Младший и внуки Абрахам и Ян также станут художниками.

Питер Брейгель Старший умрёт от неизвестной болезни, когда сыновья будут еще слишком малы, чтобы перенять его опыт. Он так и не узнает, что стал родоначальником целой художественной династии. Его последняя картина, загадочная, как и всё им написанное, с маленькими фигурками и пейзажем с высоты птичьего полёта, называется «Сорока на виселице». Ван Мандер уверяет, что в ней Брейгель хочет обличить сплетниц. Так ли это на самом деле и имел ли он в виду свою давнюю возлюбленную — не известно.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Брейгель Питер Картины гравюры биография Pieter Bruegel

Брейгель Портрет

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), великий нидерландский живописец, прекрасный график и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции.

От многочисленных нравоучительных картин и сатирических притч-рисунков, изобилующих гротескными и причудливыми фантастическими персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, нидерландский художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена; и другие картины, посвященные крестьянскому труду). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).

Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве художника с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, нидерландский живописец создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают нидерландского живописца одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Питера Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.

Гравюры Питера Брейгеля Старшего

Автопортрет Брейгеля Автопортрет Питера Брейгеля, 1565, фрагмент работы “Художник и знаток”

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Брейгель Старший, Ян. Все картины художника

Ян Брейгель Старший (1568-1625) – известный фламандский художник, принадлежащей к династии знаменитых Брейгелей. Получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный».

«Цветочным» его прозвали за красочные и детальные изображения цветов. Творчество Брейгеля активно ответило на витающие в воздухе тенденции и идеи «плебейской» или крестьянской тематики в академической живописи. Произведения Яна в совокупности представляют широкий диапазон жанров и сюжетов: пейзажи, сюжеты на библейские и мифологические темы, натюрморты, миниатюры.

Биография

Ян Брейгель родился в 1568 году в городе Брюссель, точная дата рождения неизвестна. Отец Яна – Питер Брейгель Старший – известный фламандский живописец, гравёр и рисовальщик, основатель семейной династии художников. Ян был вторым сыном в семье. Он рано остался без родителей: на следующий год после того, как он появился на свет, умер отец, а мать скончалась в 1578 году. Мальчика воспитывала бабушка Мария Верхюльст, которая занималась созданием миниатюр и слыла талантливой художницей, изображавшей цветы. Именно бабушка научила его рисунку, от неё он перенял тягу к цветам.

Из одной художественной семьи он перебрался в другую, в Антверпен. Живопись маслом он изучал в мастерской, которую возглавлял Питер Гуткинд. Он помимо творческой деятельности торговал произведениями искусства. Такая обстановка благоволила к тому, чтобы юный художник внимательно познакомился с направлениями и жанрами, царящими в нидерландской живописи. Ян рано проявил талант и некоторую самостоятельность, осознанно уйдя от стиля, который был создан отцом. Задавшись целью поближе узнать живопись Западной Европы, Ян решил путешествовать.

В 1589 году Ян изучает образцы национальных школ живописи в Кёльне и Париже. Затем он осел в Италии примерно на пять лет. Большую часть своего пребывания в Италии он жил в Риме, где стал неформальным лидером общины, объединяющей художников с севера Европы. В Милане Брейгель заводит знакомство с кардиналом Федерико Борромео. Последний, большой поклонник и ценитель искусства, по достоинству оценил талант молодого художника. Кардинал стал покровительствовать Яну Брейгелю. Большинство своих цветочных натюрмортов художник писал для кардинала. Сложившиеся дружеские отношения они обоюдно поддерживали до последних дней Яна.

Затем художник снова возвращается в Антверпен. В 1597 году он присоединился к гильдии Святого Луки, через 5 лет Ян получает пост декана гильдии.

С 1606 года он получает назначение придворного художника в Брюсселе. Благодаря этому посту он может открыть и держать собственную художественную мастерскую. Ян пользовался популярностью: меценаты выстраивались в очередь, чтобы заказать у него произведения, художники искали его сотрудничества. Дом Брейгеля, славившийся своими художественными коллекциями, слыл городской достопримечательностью, посетить которую стремились все приезжающие мастера и именитые иностранцы.

За годы работы мастерская Яна выросла за счет заказов, которые приходили к нему со всей Европы. В последние годы жизни художника в мастерской было создано огромное количество реплик его знаменитых цветочных натюрмортов.

В 1625 году в Антверпене разразилась эпидемия холеры, которая унесла с собой художника и трёх его младших сыновей. Мастерская перешла к старшему сыну, к Яну Брейгелю Младшему, который стал продолжателем дела отца.

Бархатный и Цветочный

Доподлинно неизвестно, почему Яна Брейгеля прозвали Бархатным. Одни исследователи считают, что прозвищем он обязан тяге к бархатным одеждам. Другие приписывают прозвище особому почерку его произведений – «бархатистости» полотна. Ян создавал такой эффект, мастерски соединяя и сопоставляя разнообразные тона в «цветочную» гармонию.

Ян Брейгель имеет ещё прозвище «Цветочный». Оно честно заслужено за поразительное мастерство художника в изображении цветов. А.Бенуа говорил, что в полотнах художник передавал душу цветов, а не только их яркие и свежие краски и формы.

Творчество

Брейгелю были подвластны все жанры «кабинетной» живописи. Натюрморт, особенно цветочный, анималистический жанр, пейзаж, аллегория, сюжеты, посвященные религии и мифам. Фантастический сюжет Ян подкреплял реалистичными деталями. Художник всей душой любил природу. Сохранилось великое множество этюдов и набросков, где изображены во всевозможных вариантах травы и цветы, животные и птицы. С цветами он работал как профессиональный ботаник. В феврале художник начинал свои вылазки в окрестности города в поисках первых или редких цветов. До середины лета Ян Брейгель отдавал себя натюрмортам с цветами. Затем он переходил на пейзажи.

Пейзажи Яна характеризуются тонкой цветовой гармонией. Он часто разбавлял нежную зелень яркими вкраплениями человеческих фигур, но пейзажи не становились пестрыми.

Особый успех у современников художника вызвали аллегории, изображающие 5 чувств. Благодаря этой популярности на свет появились различные вариации этих аллегорий. Эти аллегории были выполнены в соавторстве с Рубенсом. Рубенс называл Яна своим старшим братом.

gallerix.ru

Питер Брейгель – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

Сохранить

artchallenge.ru

Питер Брейгель Старший: картины (список)

Питер Брейгель Старший — нидерландский художник, он является самым известным живописцем, носившим эту фамилию. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Картины им чаще всего создавались в таком художественном жанре, как жанровая сцена. У Питера было два сына, Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, которые также были живописцами, однако менее знаменитыми. Точная дата рождения художника не была установлена, но местом принято считать город Бред, который сейчас находится в Северном Брабанте. Однако некоторые историки склоняются к мнению, что в деревне Брёгел, которая находится рядом с вышеназванным городом, появился на свет Питер Брейгель Старший. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву, и получилось Bruegel (первоначально Brueghel).

Начало творчества

И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Картины его хранятся во многих музеях мира. Своё творчество живописец начал графиком. Ещё будучи молодым человеком, он сумел попасть к придворному художнику находившегося тогда у власти Карла V. Живописец Питер Кук ван Альст многому обучил своего подопечного. В его мастерской Питер Брейгель Старший работал до смерти учителя, который скончался в 1550 году. После печального события художник поступил в гильдию живописцев и пошёл работать к Иерониму Коку, который печатал гравюры. Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения.

питер брейгель старший картины

Путешествия по Европе

Наставник предложил Питеру Брейгелю Старшему попутешествовать по Европе с целью создания пейзажей для гравюр. Увиденное сильно потрясло живописца. Величественные памятники Рима, красоты пейзажей Франции, шедевры Возрождения и великолепные воды Средиземного моря оставили неизгладимый след в сознании Брейгеля. Как полагают многие учёные, в Риме художник поработал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио.

Первые картины

В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. Картины, которые были написаны для гравюр, все признали замечательными, они пользовались спросом. Дабы угодить желаниям богатых клиентов, Питер Брейгель Старший частенько подделывал подписи, например, Иеронима Босха, картины которого так ему понравились. После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». В 1557 году Питер Брейгель Старший создал несколько гравюр, которые изображали смертные грехи. В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель. питер брейгель старший биография

Интересные факты

Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Единственный портрет, который нарисовал этот живописец — «Голова крестьянки». Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном.

Заслуга перед отечеством

Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. Один из самых ярких и великих художников если не мира, то точно Нидерландов, он вкладывал в каждое творение скрытый от глаз смысл. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. Они рассказывают правду о мире. Однако не всё в произведениях так мрачно, художник не оставляет надежду на спасение людей, он мечтает и передаёт людям мысль о гармонии, устройстве мира на основах морали.

поклонение царей

Смысл картин

Во время жизни Питера Брейгеля Старшего в Европе процветала инквизиция. Повсюду, особенно в маленьких городках, людей жестоко убивали за малейший на них донос. Еретиков, каковыми их считали палачи, сжигали на кострах, закапывали заживо в землю, топили и подвергали ужасным пыткам. За любой донос, даже не подкреплённый фактами, очень хорошо платили, поэтому люди часто отдавали на растерзание инквизиции даже своих близких. Обо всём этом рассказывают многие картины Питера Брейгеля Старшего.

Конец жизни

Умер художник в 1569 году в Брюсселе. Самым последним творением его было «Торжество правды» (по словам ван Мандера, писателя и художника). Также он утверждает, что эта картина была самой лучшей у Питера Брейгеля Старшего.

Список некоторых картин:

  • «Разорители гнёзд»;
  • «Крестьянский танец»;
  • «Крестьянская свадьба»;
  • «Мизантроп»;
  • «Притча о слепых»;
  • «Сорока на виселице»;
  • «Три солдата»;
  • «Калеки»;
  • «Обращение Савла»;
  • «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже»;
  • «Свадебный танец».

Самое знаменитое творение

По мнению многих ценителей, самое лучшее творение — «Фламандские пословицы». Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. И так абсолютно о каждом герое картины.

фламандские пословицы

Картина «Вавилонская Башня»

Много творений являются одними из самых знаменитых в мире, которые создал Брейгель Питер Старший. «Вавилонская Башня» - одна из них. Написана в 1563 году, сегодня хранится в Вене. Нетрудно догадаться, что картина рассказывает об одной из Библейских историй: о смешении различных языков и о рассеянии людей. Питер Брейгель Старший как нельзя лучше сумел изобразить величественную башню, которая, кажется, вечна. Люди хотели возвыситься до Бога, но им это не удалось.

брейгель питер старший вавилонская башня

Картина «Поклонение царей»

Картина была написана в 1564 году. Она относится к Библейским. На ней изображён Иисус Христос, когда он был ещё младенцем, с Богородицей, а богатые люди преподносят различные подарки Сыну Божьему. Другое название произведения – «Поклонение волхвов». Картина хранится в Лондоне, в Национальной галерее.

Картина «Детские игры»

Детские игры

Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. У ребят на картине отсутствуют улыбки, они изображают действия, выполняемые обычно взрослыми, и как они, полностью отданы игре в жизнь.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта