Усадьба АБРАМЦЕВО в пейзажах русских художников. Абрамцево картины художников
Усадьба АБРАМЦЕВО в пейзажах русских художников: deadokey
Я предлагаю вам полюбоваться подборкой самых известных пейзажей, написанных в Абрамцево. Вы увидите картины как классиков, так и современных художников. Но все эти полотна объединяет удивительная красота и реалистичность.
Какие из этих полотен были знакомы вам ранее и с какими картинами вы познакомились впервые? Какой пейзаж впечатлил вас больше всего?
Василий Дмитриевич Поленов. «На лодке. Абрамцево».
А. А. Киселёв. «Цветник в Абрамцеве».
Валентин Александрович Серов. «Прудик. Абрамцево».
И. С. Остроухов. «В Абрамцевском парке».Игорь Эммануилович Грабарь. «Абрамцево. Плетень».
Елена Дмитриевна Поленова. «Заводь в Абрамцево».
Валерий Изумрудов. «Церковь в Абрамцево».
Василий Дмитриевич Поленов. «Вид на Абрамцево».
Василий Дмитриевич Поленов. «Осень в Абрамцево».
В. М. Васнецов. «Дубовая роща в Абрамцеве».Аполлинарий Михайлович Васнецов. «Аллея в Абрамцеве».
Илья Ефимович Репин. «Абрамцево».
Константин Алексеевич Коровин. «Речка Воря. Абрамцево».
В.А. Серов. «Дом в Абрамцеве»Виктор Ефимович Цигаль. «Абрамцево. Ветлы у пруда».
Илья Ефимович Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)».
Валентин Александрович Серов. «Зима в Абрамцево. Церковь».Исаак Ильич Левитан. «Абрамцево».
Аполлинарий Михайлович Васнецов. «Лесная тропинка. Абрамцево». Пётр Петрович Кончаловский. «Абрамцево. Дубовая роща».Друзья! Спешу напомнить вам о том, что уже совсем скоро, 5 мая, "Усадебный экспресс" совершить увлекательное путешествие в Абрамцево. Вы узнаете об этой удивительной усадьбе абсолютно все! И, конечно же, у вас будет возможность своими глазами увидеть те заповедные уголки усадьбы, которые изображены на картинах замечательных русских художников. Присоединяйтесь! У нас еще есть несколько свободных мест. Забронировать билет в тур можно здесь.
deadokey.livejournal.com
Абрамцево. Жизнь русской усадьбы | Клуб путешественников Лукас Тур
"Русская усадьба - это вообще смысл всей нашей жизни, всего нашего искусства, всё идёт от усадьбы. Усадьба, вот меня иностранцы спрашивают - ну объясните, как вот ваши догадались, что должна быть усадьба. Ведь ваша вся жизнь, литература связана с усадьбой. А что такое Абрамцево? Это тоже самое что "Евгений Онегин", "Мертвые души" только в музейном виде".Савва Васильевич Ямщиков, реставратор Поездка в Абрамцево вызвала во мне сложные чувства. С одной стороны я давно мечтала посетить это необыкновенное место, райский уголок писателей и художников, действительно овеянный славой, с другой стороны я была несколько разочарована увиденным.На самом же деле я просто почти ничего не знала о жизни Абрамцево - мало о прошлом и ничего о настоящем. Вернувшись домой из поездки, занялась поиском информации, чтобы понять, в чем феномен этой усадьбы, и как она оказалась в столь бедственном положении теперь.Но давайте все по порядку. Для того, чтоб рассказать, что такое Абрамцево, но не углубляться в описание слишком глубоко, ограничусь общей информацией. Излишние погружения в историю в данном случае чреваты. О месте, связанном с творчеством великих, можно говорить бесконечно.
Расскажу вам кратко об истории усадьбы, архитектурных постройках, парке, состоянии усадьбы на данный момент, покажу фотографии, сделанные в поездке, поделюсь своими впечатлениями и выводами. Разговор поделим на 2 части:
- Жизнь усадьбы - история, архитектура, особенности Абрамцево, современное состояние.
- Мои впечатления - очарование или разочарование сегодняшним Абрамцевым? Фотографии от начала до конца нашей прогулки по усадьбе с комментариями.
История. Усадьба стала известной благодаря двум своим знаменитым владельцам.В 1843 г. Абрамцево приобрел писатель С. Т. Аксаков. Именно здесь он создал свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, другие знаменитые современники. Этот период истории усадьбы я назвала бы литературным периодом. Здесь Аксаков написал свой "Аленький цветочек", а Гоголь писал второй том "Мертвых душ". А вот художественный период в жизни усадьбы наступил, когда в 1870 г. Абрамцево купил Савва Мамонтов - промышленник-миллионер, очень творческий, незаурядный человек. При Мамонтове в Абрамцеве гостили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Эти великие мастера сплотились в абрамцевский художественный кружок и создавали свои архитектурные и художественные шедевры.В Абрамцеве были написаны такие всеми нами хорошо известные и любимые произведения как "Девочка с персиками" Серова, портрет старшей дочери Мамонтова Верочки, "Три богатыря" и "Алёнушка" Васнецова, картина Нестерова "Видение отроку Варфоломею" и многие другие. А как хороши картины Репина, посвященные Абрамцеву: "Летний сад в Абрамцево", "Летний пейзаж" ( Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве), а так же картины Поленова "На лодке. Абрамцево", "Осень в Абрамцеве", "Пруд в Абрамцеве".
Особенность. Усадьба Абрамцево - усадьба особенная. С одной стороны она классическая, с другой - необычная. И в этом ее прелесть. Расскажу подробнее.
Классическая помещичья усадьба обычно состоит из барского дома, нескольких флигелей, конюшни, оранжереи, постройки для прислуги и др. К усадьбе примыкает парк, французский или английский, в котором имеются: пруд или несколько прудов, аллеи, беседки, гроты и др. Крупные усадьбы имеют на своей территории храм. А как в Абрамцево?
В Абрамцево есть Главный усадебный дом, флигели различного назначения, храм. На территории парка, больше похожего на лес, имеются пруды, аллеи, беседка. Были здесь когда-то и оранжереи, но их разобрали за ветхостью в 1926 году. В этом плане усадьба совершенно традиционна для своей эпохи.Но есть один нюанс, который смущает тех, кто посещает Абрамцево после Архангельского, например, или Кусково. А дело в том, что Абрамцево не парадная летняя резиденция для проведения различных увеселительных и торжественных мероприятий, приема особ царской и княжеской крови. Абрамцево - по сути это "дом творчества", где приглашенные хозяевами писатели и художники жили и с упоением занимались творчеством. Поэтому и имеются такие явные различия с другими усадьбами.
Абрамцево очень естественно и просто. Нет и не было никогда здесь блеска, глянца и столичного шика. Ну деревенька и есть деревенька. Сам Аксаков называл Абрамцево "премилой деревенькой", "чудом", "раем земным". В этом и есть суть Абрамцева.В письме к сыну он писал: "Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею... тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!"
Нынче главный дом закрыт. Повыгорели и обветшали деревянные домики. Накрыты полиэтиленовыми навесами древние каменные бабы, которых Мамонтов привез из харьковских степей. Запущен перегороженный металлическими заборами парк. Все так... Но знаете, в чем уникальность Абрамцева? В подлинности, натуральности. Эта натуральность даже немного отталкивает, пугает, потому что отвыкли мы от всего настоящего в мире лакированного и рафинированного.
Как хороши абрамцевские пейзажи! Смотришь старинные картины, старые фотографии и кажется, что ничего не изменилось с тех пор. И стоит ли менять? Ведь если перестараться, то Абрамцево будет уже не Абрамцево, потеряется его прелесть, очарование, самобытность.
Готовясь к поездке в Абрамцево, лучше изучить маршрут и возможности осмотра. В Абрамцево хорошо погулять по дорожкам, посидеть на лавочках, которых здесь предостаточно, понаслаждаться тишиной. Осмотр экспозиций - по желанию. На мой взгляд это не главное и не самое лучшее в Абрамцево. Главное - природа, парк, архитектура и атмосфера. Для того, чтоб вы представили усадьбу в целом, размещаю ее план с сайта Абрамцево: 1. Вход в музей-заповедник 2. Касса 3. Людская (1870-е, реконструкция): экскурсии, сувениры. 4. Кухня (1870): коллекция произведений народного искусства. 5. «Скамья Врубеля» (начало XX в.) 6. Мастерская (проект В. Гартмана, 1873). 7. Усадебный дом (к. XVIII в. - XIX в.): экспозиции «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок». 8. Баня-теремок (1877–1878): изделия абрамцевской столярной мастерской. 9. «Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883) 10. Церковь Спаса Нерукотворного (проект Васнецова и Поленова, 1881–1882) 11. Поленовская дача (1882): выставки. 12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» 13. Административные здания 14. Туалет 15. Верхний (Поленовский) пруд 16. Нижний пруд 17. Река ВоряАнастасия Бурденкова. "Абрамцево". 2003 г.
Бурденкова Анастасия. Русская сказка. 2003 г. Видите девочку на картине? Я даже знаю, чем она занимается. Она перебирает камешки на дорожке. Точно так же, на том же самом месте сидела и моя дочка несколько дней назад у Мастерской. Фото сможете посмотреть во второй части этой статьи.Валерий Изумрудов. "Церковь в Абрамцево". Холст, масло.
Алексей Савченко. Абрамцево. 2009 г. Холст, масло.
Виктория Кирьянова. "Керамическая мастерская в Абрамцево".2008 г. Бумага, акварель.
Года Лайма. "Абрамцево. Пруд". 2004 г. Картон, масло. Аннотация автора к картине: "Аннотация: Этюд написан до того, как спустили все пруды :("
Нестерчук Степан Владимирович. "Абрамцево. Мостик". 2008 г. Холст, масло.
Яр. "Баня-Теремок Музея-Усадьбы Абрамцево". 2012 г. Холст, масло.
Сколько света в этих полотнах. Сколько жизни... Усадьба возрождается.
galina-lukas.ru
Золотая осень в Абрамцево - Коллекция впечатлений
Мы уже давно хотели поехать в Абрамцево. А этим летом себя буквально сдерживали, чтобы не сорваться туда в ближайшие выходные. Но решили подождать до осени. Абрамцево у меня лично ассоциируется со словами "золотая осень" по картинам Поленова и Левитана.
Размышления по дороге
Давно для себя хотели понять — что же такое Абрамцево. Почему название этой усадьбы связано с такими талантливыми людьми — Васнецовым, Врубелем, Коровиным, Нестеровым, Поленовым, Репиным, Серовым, Станиславским, Шаляпиным и многими другими. Почему именно там творили. Почему именно там собирались. Почему талантливых художников притягивало именно это место. Что туда тянуло. Почему именно в этом месте пишутся сказки и картины, создаются скульптуры и песни. И какое оно сегодняшнее — Абрамцево?
Усадебный дом конца XVIII в.
Усадьбу Абрамцево в 1843 г. (в 52 года) приобрел Аксаков. Именно в эти годы в Абрамцеве, несмотря на то, что Аксакову шел уже шестой десяток, в нем проснулся замечательный художник слова. Что же стало причиной столь волшебного превращения? Считается, что этот творческий катализатор — абрамцевская природа. Аксаков называл свою усадьбу «премилой деревенькой», «прекрасным уголком», «раем земным», обожал местные грибные леса, рыбные пруды, «ершовые места», живописную речку Ворю, свой уютный старинный дом с мезонином и парк с вековыми деревьями.
«Деревня обняла меня запахом распускающихся листьев и цветов, своею тишиною, своим пространством. Не могу передать, какой мир пролился на мою душу».
К гостеприимным, умным, тонким, добросердечным Аксаковым в Абрамцево приезжали друзья-гости — писатели (Гоголь, Тургенев), поэты (Кольцов), философы (Белинский, Герцен), артисты (Щепкин).
В 1870 г. усадьбу Абрамцево у дочери Аксакова приобрел Савва Иванович Мамонтов.
Мамонтов — человек очень мощной энергетики. «В нем была какая–то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других» (В.М. Васнецов). Он ярок и противоречив. Коммерческий ум и талант — с одной стороны. С другой — музыкальные и художественные способности, незаурядный вкус, остроумие, благородство, магнетические личные данные. Он притягивал к себе талантливых людей, а природная магия Абрамцево ему в этом помогала. Мамонтов собрал все художественные сливки общества у себя в Абрамцеве и хотел сделать так, чтобы талантливые живописцы, ничуть не заботясь о быте, могли воплотить свои творческие замыслы. С такой целью Мамонтов специально построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов-мастерских.
В Абрамцево у него царил культ трех Муз — Живописи, Скульптуры и Театра.
Нижний пруд в Абрамцево
Художники, музыканты, собравшиеся постепенно в Абрамцеве, составили "Мамонтовский", или "Абрамцевский" кружок.
Философ Павел Флоренский об Абрамцеве: «Абрамцево, прежде всего, есть духовная идея, которая неуничтожаема; если будет жива идея Абрамцева, то не всё погибло».
Жизнь в Абрамцеве била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером — музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей, знаменитые "живые картины". По признанию всех, попадавших сюда, невозможно было здесь НЕ лепить, НЕ рисовать, НЕ сочинять. У Саввы Ивановича была поистине драгоценная для русского искусства черта характера — трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей (к которым он писал тексты и в прозе, и в стихах), он увлекал своим примером и других. По словам старшего Васнецова Мамонтов имел «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм: работая с ним, немудрено взвиться повыше облака ходячего».
Русская частная опера
Удивительно — успешный коммерсант и промышленник Мамонтов был чрезвычайно творческой натурой, искренне любил искусство — музыку, театр. В области театра им было сделано очень много.
В 1885 (44 года) Мамонтов создаёт театральную антрепризу, из которой выросла знаменитая Русская Частная опера. Были приглашены балетная труппа из Италии и лучшие голоса России. Вскоре в театр пришел Шаляпин. Мамонтов забрал его из Мариинского императорского театра, заплатив немалую неустойку. Можно даже сказать, что он этим спас Шаляпина, потому что, то, чему певец научился в Частной опере у Мамонтова, стало основой его всемирного успеха.
Основу репертуара Русской Частной оперы составляли исключительно произведения русских композиторов. Благодаря Мамонтову увидели свет и получили признание оперы «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка» (Римский-Корсаков), «Борис Годунов», «Хованщина» (Мусорогский) и многие др...
Верхний пруд в Абрамцево
Но кроме хозяина, стержня дома — Саввы Ивановича, душой Абрамцева была хозяйка, его жена — Елизавета Григорьевна Мамонтова (1847–1908).
Нестеров писал о ней: «Я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая бы отвечала так щедро, так полно на все запросы ума и сердца. Какое счастливое сочетание большого ума и большого сердца! Какое редкое равновесие того и другого! Величайший житейский такт, мудрость жизни, неусыпная мысль к доброму деланию, скромность, простота... При всем том обаятельная в обращении с людьми, с привлекательным лицом, тихими, немного прищуренными глазами и несколько печальной улыбкой... В моей жизни Елизавета Григорьевна, знакомство с ней в дни моей молодости, посещения и жизнь в Абрамцеве занимают немалое место».
Девушка с кленовой ветвью
У Мамонтовых было 5 детей. И здесь Савва Иванович гениален — первые имена букв детей составляют его имя: Серёжа, Андрюша, Верушка, Всеволод, Александра.
Детей Мамонтовых художники использовали в качестве моделей. Всеволода писал Врубель в эскизах к "Демону". Андрея или Дрюшу можно увидеть в образе Алеши Поповича в "Трех богатырях" Васнецова. Самой популярной моделью была Верочка, общая любимица и шалунья, прозванная Антокольским «Абрамцевской богиней». Ее глаза — у "Аленушки" Васнецова, он же позднее написал ее в портрете "Девушка с кленовой ветвью". Верушка изображена в знаменитой керамике "Голова египтянки" Врубеля. Но самая известная картина, конечно, "Девочка с персиками" Серова.
Девочка с персиками
Солнечный летний полдень 1887 года. Только что закончилось очередное «сражение»: нынешним летом любимое занятие у детей – игра в войну. Верушка (так ее ласково называют домашние), разгоряченная, краснощекая, взволнованная села отдохнуть у чайного стола в просторной гостиной. Ей 12 лет, впереди еще долгий радостный день, с беготней и шалостями, а вечером опять соберутся гости – много гостей – приедут Врубель, Васнецов, Мусоргский, Поленов. Да мало ли кто еще завернет на «мамонтовские посиделки», гостям здесь всегда рады. Вот и Антон (дружеское прозвище Валентина Серова) недавно вернулся из путешествия по Италии, полный впечатлений от живописи старых мастеров и жажды работы. Приехал прямо в Абрамцево, где был как родной, дружил с детьми Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны. Благодаря этой дружбе и удалось уговорить Верочку позировать ему. Может, она и не согласилась бы, если б знала, сколько сеансов ей придется вот так сидеть, да еще поменьше шевелиться, когда остальные с визгом носятся по парку.
Серов и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил Вере Мамонтовой, что он ее неоплатный должник. Эту вещь он считал лучшим из своих произведений и говорил о ней: «Все, чего я добивался, – той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее бедную до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров».
Эту картину Серов подарил Елизавете Григорьевне — своему другу. Он ни минуты не сомневался в правильности поступка, хотя отлично понимал — такие вещи написать удается художнику нечасто.
Поленовская дача
Поленов и Абрамцево — неразделимы. Он был здесь знаковой фигурой. Прежде всего, Поленов — профессор московского Училища живописи, ваяния и зодчества, известный художник. В Абрамцеве он жил, писал, фотографировал, сочинял музыку. Здесь он встретил свою любовь.
В Абрамцеве у художника проходила усталость, появлялось хорошее расположение духа, работоспособность, и один за другим писались пейзажи окрестных далей, крутых и пологих спусков к реке — словом, поэтические пейзажи Поленова. Здесь он пишет лиричные и дивные свои картины — «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве».
В мае 1882 года Савва Иванович строит в Абрамцеве мастерскую для Поленова — небольшой рубленый дом. В Абрамцеве Поленов познакомился с Натальей Якунчиковой, подругой Елизаветы Мамонтовой, они сблизились и подружились при строительстве церкви. В ней же только что отстроенной и повенчались, а жить стали в этом только что выстроенном доме, который назывался с тех пор Поленовским. Если Поленов слышал призывный клич из Абрамцева, никто не мог его остановить. «Получил сегодня телеграмму из Абрамцева, - пишет о нем жена, - от Спиро, Васнецова, Левитана, Остроухова и Мамонтовых — зовут его; поехал туда сегодня вечером...»
Церковь Спаса Нерукотворного
Поленов — главный архитектор, художник, строитель церкви Спаса Нерукотворного. Он сделал первый рисунок проекта церкви, когда её решили строить в Абрамцеве. Идея соорудить церковь, была Елизаветы Мамонтовой, человека глубоко религиозного. Было получено разрешение на строительство от патриархии.
Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и Васнецов конкурировали в составлении проекта церкви. Но рисунок Васнецова вышел более в московском характере, чем в новгородском, и в семейном жюри к исполнению был принят его эскиз с некоторыми изменениями.
Строительство церкви велось на волне художественного порыва творчества. Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента. Написал он также на вратах «Благовещенье» — одно из его прекраснейших произведений. Репин написал образ Спаса Нерукотворного. Художник Неврев — Николая-чудотворца. Васнецов — небольшой образ богоматери в иконостасе, преподобного Сергия Радонежского и несколько других малых образов. Также Васнецов расписал клиросы, и даже сам набирал мозаику пола с рабочими-бетонщиками.
Васнецов не желал видеть в церкви ничего обыденного, ему хотелось, чтобы всё здесь отвечало тому радостному настроению, с каким она строилась. Так, когда дошла очередь до пола, и Савва Иванович решил сделать его обыкновенным — цементно-мозаичным (плит не было), Васнецов яростно запротестовал. «Только художественная выкладка узора»,— настаивал он и взялся руководить ею.
Елизавета Григорьевна писала: «Какая чудесная выходит наша церковь. Я просто не налюбуюсь на нее. Очень много в фасаде изменено к лучшему... Васнецову церковь не дает даже ночи спать, все рисует разные детали. Как внутри будет хорошо... Главный интерес церковь. По поводу ее вчера целый день шли толки и возникали горячие споры. Все до страсти какой-то увлечены высеканием орнаментов... Окно Васнецова выходит действительно прелесть как хорошо; не только арки, но и все колонки покрыты орнаментом».
Теремок
Теремок или бывшая столярно-резчицкая мастерская (архитектор Петров, 1877). Вообще-то она была замыслена как баня, но резная красота пересилила бытовую причину. Здесь Елена Поленова (сестра художника) и Елизавета Мамонтова учили крестьянских детей плотницкому и столярному делу. Это начинание дало толчок всему абрамцево-кудринскому резному промыслу — стали появляться первые артели резчиков, открылось училище, появились магазины и т.д.
В Теремке есть рукописная Еленой Поленовой и с ее иллюстрациями книжка-сказка "Война Грибов".
Аленушка
Васнецов очень увлекался русской историей, собиранием сказок, он признавался: «Я только Русью и жил».
Здесь родилась его знаменитая «Аленушка», и был написан целый ряд картин на сказочные сюжеты. В Абрамцеве Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Боян», «Ковер–самолет». «Абрамцевский чудодейственный воздух так благотворно действовал на меня, — писал впоследствии художник, — что именно в этом уголке написались, живописно осуществились лучшие мои работы».
Изнакурнож
В Абрамцево Васнецов создает проект избушки на курьих ножках для парка. В этой избушке обожали играть дети Мамонтовых. "Тут русский дух, тут Русью пахнет, всё мрачно, серые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии..." — так описывал свое первое впечатление от этого места художник Нестеров в письме к сестре. Совы — это загадочные хранительницы Абрамцева, знак-талисман Абрамцева, они здесь встречаются всюду.
Студия-мастерская
Студия-мастерская или бывшая Керамическая мастерская (архитектор Гартман, 1872). Раньше в этом домике жили неженатые художники, это было что-то вроде творческого общежития. Сейчас здесь небольшая выставка керамики Врубеля.
Всему хорошему в своей жизни Врубель обязан Савве Мамонтову. Мамонтов его вытащил из нищей и безденежной жизни в Киеве. В Абрамцеве Врубель обрел понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона». Он был щедро одарён природой — ко всему прочему был и талантливейшим скульптором. Его керамические персонажи взяты из русских сказок — это Лель, Снегурочка, Мизгирь, царь Берендей, девушка Волхова. Слева и справа в углах стоят печки облицованные врубелевскими изразцами. Кстати, уроки по искусству керамики и майолики Врубелю и прочим художникам давала Елена Поленова, имевшая опыт французской гончарной художественной школы. Все творения делались(-ются и сейчас) из абрамцевской глины, которая, как и сама местность — имеет волшебный секрет, она называется «перламутровой», и готовые изделия из неё трудно отличить издалека от малахитовых или медных.
За Мастерской надо спуститься вниз по крутой тропинке — она выходит к знаменитой врубелевской Птичьей скамейке из мозаики.
Как удалось все это сохранить
После Красной Революции лет 8 (1918-1926) в усадьбе ещё сохранялся музей силами младшей дочери Мамонтовых – Александры. Но в 1926 году его «перепрофилировали» и на его месте создали дом отдыха учителей. Важную роль в сохранении Абрамцевского музея-усадьбы, оказывается, сыграл Грабарь. Он был не только видным живописцем, но ещё и искусствоведом. Он отдыхал в этих местах, заинтересовался Абрамцево и добился передачи его Союзу художников, который начал здесь строительство дачного поселка. Теперь здесь поселились таланты нового времени – Мухина, Иогансон, Шмаринов, Чуйков и многие другие. А в начале 1930-х годов на территории абрамцевского музея был опять создан дом отдыха, но уже работников искусств. И опять здесь стали собираться творческие люди - художники, музыканты, актеры. Художники понимали значение усадьбы для истории культуры России, в отличие от власти – Советской. Тогда придумали изящный ход: художники аккуратно выплачивали арендную плату якобы за дом отдыха, при этом жили во вновь построенных дачных домиках, втихаря восстанавливая музей в усадьбе, что в итоге позволило сохранить усадьбу именно как музей. Во время войны здесь располагался госпиталь. Восстановление усадьбы началось после войны.
(Взято отсюда: http://www.tours.ru/country/stories.asp?id_stories=9443 и http://www.fotodelo.ru/archive/asp/qa.asp-noparma=ziwk&infoGid=1500.4.htm. Фотографии наши.)
luchar.livejournal.com
Описание картины Василия Поленова «На лодке. Абрамцево» Картины художников
Абрамцево – чудесное место для художников и писателей. С 1870-х годов там гостили многие известные живописцы, включая Васнецова, Репина, Серова, Коровина. Бывал там и Поленов. Усадьба Абрамцево не была местом балов и встреч знатных людей. Это место было предназначено для творчества. Оно сохранило красоту и самобытность деревенской природы, было далеко от городской суеты. Может поэтому тут так легко творилось известным мастерам живописи.
На картине Поленова изображена прогулка на лодке. В летний зной приятно было оказаться среди глади пруда под тенью высоких деревьев. Место выглядит живописно. Водяные лилии усыпали поверхность пруда, берега утопают в зелени и зарослях камыша. На заднем плане над водой нависло большое высохшее дерево.
На разных концах лодки сидят две девушки и мальчик, который гребет веслами. Лиц девушек не видно: одна сидит спиной к зрителю,
а другая склонила голову и читает книгу, часть ее лица скрыли поля шляпы. По одежде видно, что это не обычные крестьянки, а барышни. Мальчик тоже не деревенский. Он одет в форму моряка. На борту лодки повисли сорванные водяные лилии.
На лодку и людей в ней падает яркий свет. Он исходит откуда-то сверху, сквозь кроны высоких деревьев. По периметру картина затемнена. Лодка становится композиционным центром полотна.
Вода в пруду зеленая и спокойная. Нет ни намека на ветер. Лишь легкие движения весел нарушают зеркальную поверхность пруда. Такое же настроение и у сидящих в лодке: спокойное, умиротворенное. Здесь прекрасное место для дум и размышлений, для единения с природой.
Если мысленно перенестись к пруду, то можно представить, какие звуки окружали персонажей картины. Наверняка были слышны пение птиц, всплески воды, легкий шум камыша и кваканье лягушек. Все это благодаря таланту Поленова, которому удалось так реалистично передать красоту пруда.
Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 21:43:47
opisanie-kartin.iusite.ru
Абрамцево - муза художников, писателей, скульпторов...
К северу от Москвы есть село Абрамцево, в котором мало кто из нас бывал, но все видели разнообразные уголки этого местечка на полотнах русских художников.
Абрамцево – это старинное имение. В 1843 году его купил писатель Сергей Аксаков, в наше время более известный как автор сказки «Аленький цветочек» и менее – как прекрасный бытописатель, мемуарист и критик. Аксаков был заметной фигурой в литературном мире того времени, а его супруга – гостеприимной хозяйкой прекрасного дома, благодаря чему Абрамцево стало центром притяжения писателей.
После смерти Аксакова усадьбу купил знаменитый предприниматель Савва Мамонтов. В жизни имения началась новая веха – художественная. Мамонтов стал одним из основоположников кружка художников, решивших совместить искусство с народной традицией, создав некий русский стиль. Новое объединение, к которому относились Поленов, Серов, Васнецов, Коровин, Нестеров, стало называться абрамцевским.
Усадебный дом / Russian Look
При Мамонтове его небольшое в общем-то имение стало центром художественной жизни России. И в некотором смысле осталось таковым после революции. В 30-е годы прошлого века в Абрамцево устроили дом отдыха для работников искусства, а через несколько лет рядом вырос поселок, в котором получили дачи видные советские художники и скульпторы – ученик Серова и Коровина Илья Машков, Вера Мухина, Игорь Грабарь, Борис Королев, любимый художник Сталина Александр Герасимов, Роберт Фальк и многие другие.
А после войны тут появился и поселок ученых – Абрамцево передали в ведение Академии наук СССР. Усадьба стала музеем и остается им по сей день. Здесь хранится переписка Гоголя с Аксаковым, выставлены работы членов абрамцевского кружка и художественного объединения «Бубновый валет», в которое входили многие местные дачники, изразцы работы Врубеля...
Мастерская / Russian Look
В Абрамцево есть дивной красоты местная церковь, построенная по проекту Васнецова и Поленова, васнецовская «Избушка на курьих ножках», поленовская дача, мастерская художников... Это удивительное место художник Серов называл «лучшей в мире дачей».
От Москвы: 60 км
Художники подолгу жили и творили у Мамонтовых. Васнецовская Аленушка сидит на берегу местного пруда, три богатыря стоят на абрамцевском поле, а Иван-царевич на Сером волке скачет по здешнему лесу. На веранде усадебного дома Серов писал «Девочку с персиками» – Верочку Мамонтову, дочь хозяев. Дорогу от Абрамцево до Хотьковского монастыря Суриков запечатлел на картине «Дорога в Хотьково». Абрамцево узнается на целой серии этюдов Поленова.
sobesednik.ru
Усадьба Абрамцево в русской культуре
Усадьба Абрамцево с середины XIX века была пристанищем русской интеллигенции. Сначала к писателю Сергею Аксакову, а затем к меценату Савве Мамонтову сюда приезжали гостить и работать известные литераторы, живописцы, скульпторы. Здесь писали книги и делились новаторскими идеями, рисовали театральные декорации и создавали картины, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России. Мы собрали самые интересные факты о творческом наследии хозяев Абрамцево и гостей усадьбы.
«Аленький цветочек» и «Детские годы Багрова-внука»: Сергей Аксаков
Усадьба Абрамцево. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Иван Крамской. Портрет Сергея Аксакова (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Усадьба Абрамцево. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Писатель Сергей Аксаков купил усадьбу Абрамцево в 1843 году. Он называл эти места «раем земным» и даже посвятил любимому имению стихотворение.
Вот, наконец, за все терпеньеСудьба вознаградила нас:Мы, наконец, нашли именьеПо вкусу нашему, как раз.Прекрасно местоположенье,Гора над быстрою рекой,Заслонено от глаз селеньеЗеленой рощею густой.Там есть и парк, и пропасть тени,И всякой множество воды;Там пруд — не лужа по колени,И дом годится хоть куды.
В Абрамцево Аксаков написал свою первую книгу, «Заметки об ужении рыбы», и другие, более известные произведения — сказку «Аленький цветочек» и автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».
«Грибная охота» и второй том «Мертвых душ»: Николай Гоголь
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Клодт. Николай Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» (фрагмент). 1860-е. Музей Н.В. Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
Платон Белецкий. Гоголь в дороге (фрагмент). 1952. Музей Н.В. Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
Николай Гоголь дружил с Сергеем Аксаковым, часто и подолгу гостил в Абрамцево. Свое уважение к хозяину имения он показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил «грибную охоту», но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить «добычу» в траве становилось все сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и отмечал, что «бранье белых грибов — все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Однако вторая часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.
Известные картины: Серов, Васнецов, Нестеров
Виктор Васнецов. Аленушка (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (фрагмент). 1889-1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1859 году Сергей Аксаков умер, и усадьба пришла в запустение. Только в 1870-м ее приобрел промышленник и меценат Савва Мамонтов. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этого момента в истории усадьбы начался «художественный» период.
Савва Мамонтов увлекался живописью, музыкой, скульптурой. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени: Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель. Образовалось неформальное объединение — Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок. Усадьбу и ее хозяев живописцы запечатлели на многих известных полотнах.
Для портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. А расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».
Изразцовая скамья и «Царевна Лебедь»: Михаил Врубель
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изразцовая скамья, выполненная по эскизу Михаила Врубеля. Фотография: photosp.ru
Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной (фрагмент). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.
В Абрамцево сохранилась изразцовая скамья, изготовленная по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка, который называется «Таньонов нос». Часть изразцов со временем была утрачена, но в конце 1960-х годов скамью отреставрировали и окружили защитной стеклянной витриной, чтобы уберечь от разрушения.
Резьба-кудринка: Илья Репин и Василий Поленов
Мастерская в Абрамцево. Фотография: Irina Kruskop / фотобанк «Лори»
Изделие абрамцевских мастерских, выполненное по эскизам Елены Поленовой. Фотография: abramtsevo.net
Изделие абрамцевских мастерских, выполненное по эскизам Елены Поленовой. Фотография: abramtsevo.net
В 1882 году Илья Репин и Василий Поленов нашли в соседней с Абрамцево деревне Репихово резную подкарнизную доску. На ней в окружении волнистых побегов были изображены декоративные розетки, цветы и ягоды. Мягкие изящные линии и простая техника вдохновили художников на создание нового вида деревянной резьбы. Ее стали называть абрамцево-кудринской или попросту кудринкой. Вскоре рядом с имением появилась столярно-резчицкая мастерская. В 1936 году абрамцевские мастера оформили вход на выставку народного искусства в Третьяковской галерее, а в 1937-м на Международной выставке в Париже была представлена целая коллекция деревянных изделий, украшенных кудринской резьбой.
«Избушка на курьих ножках»: Виктор Васнецов
«Избушка на курьих ножках», спроектированная Виктором Васнецовым. Фотография: abramtsevo.net
Виктор Васнецов. Избушка на курьих ножках (фрагмент). 1882. Музей-усадьба Абрамцево
«Избушка на курьих ножках», спроектированная Виктором Васнецовым. Фотография: abramtsevo.net
Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Фронтоны украшены резными совами и летучими мышами — такие изображения были характерны для народных сказок. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.
Церковь Спаса Нерукотворного: коллективное творчество абрамцевских художников
Церковь Спаса Нерукотворного. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Илья Репин. Портрет Елизаветы Мамонтовой. 1874-1879. Музей-усадьба Абрамцево
Интерьер церкви Спаса Нерукотворного. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»
Идея строительства церкви в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов: его вдохновила архитектура храма Спаса-на-Нередице, построенного в XII веке. Однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады — так церковь становилась светлее и изящнее.
Строительство церкви началось в мае 1881 года. Савва Мамонтов лично занимался резьбой по камню, Михаил Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях. Образ Спаса Нерукотворного написал Илья Репин, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов. По его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами.
Автор: Ирина Кирилина
www.culture.ru
Усадьба АБРАМЦЕВО на зимних фотографиях: deadokey
Абрамцевский художественный кружок объединил большое количество художников, это наиболее яркие представители русского искусства второй половины XIX века: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, A.M. Васнецов, И.Е.Репин, К.А.Коровин, В.А.Серов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие. Но, так как собирались они в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, только летом, то и картины были в основном летние, весенние и осенние. Ну не могли они представить снег в Абрамцево)
В февральский день я прошел от станции Абрамцево через дачный поселок художников в усадьбу Абрамцево, снял зимний вид на долину отрока Варфоломея, запечатленную на картине М.В. Нестерова, а также интерьеры утопающей в снегу усадьбы. На следующих выходных пассажиры «Усадебного экспресса» повторят этот маршрут, наслаждаясь масленичными блинами, присоединяйтесь.
Дата фотографий: 2017 год, 1 февраля.Станция Абрамцево примечательна конструкцией навеса от дождя. Она отличается от типовых конструкций станций и стилизована под крышу древнерусской избы. |
2. |
Станция Абрамцево была открыта в 1947 году и раньше называлась "57 км". |
3. |
Отдельно стоит внимания дорога от станции Абрамцево в усадьбу, это лес, овраги, река. В конце этого года абрамцевскую тропу обещают облагородить и сделать освещение. |
4. |
Подходим к Нижнему пруду. |
5. |
Зимой дом хорошо просматривается от пруда. |
6. |
Рядом с домом Мастерская, построенная по проекту В. А. Гартмана в 1873 году. |
7. |
Усадебный дом конца XVIII в., перестроенный в XIX в. |
8. |
9. |
Заглянем внутрь. |
10. |
В этот раз я бегло поснимал интерьеры. Планирую в этом году провести в Абрамцево детальную съемку, как и в других музеях. |
11. |
В доме представленые две экспозиции: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок». |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
Красная гостиная. |
20. |
21. |
В столовой картина М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею", 1889-90 год. |
22. |
23. |
С Таньонова носа усадьбы Абрамцево открывается вид на Долину отрока Варфоломея, запечатленную на картине М.В. Нестерова. Летом листва деревьев заслоняет этот вид, но зимой можно разглядеть. |
24. |
В столовой картина Серова «Девочка с персиками», на которой изображена дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. Оригинал находится в Третьяковской галерее. |
25. |
Васнецова Т.В. Копия с портрета В.С. Мамонтовой "Девочка с персиками". Эта копия была сделана, перед тем как оригинал картины передали в Третьяковскую галерею. |
26. |
27. |
«Избушка на курьих ножках» по проекту В. М. Васнецова, 1883. |
28. |
Дорожка в удаленные уголки парка. Этот мостик запечатлен на картине И.Е. Репина "Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)" в 1879 году. Много картин есть в моем летнем абрамцевском посте. |
29. |
Могила членов семьи Мамонтовых. Здесь похоронена Вера Саввишна Мамонтова (в замужестве - Самарина) - та самая "девочка с персиками", которую изобразил В.А. Серов на знаменитой картине. |
30. |
Церковь Спаса Нерукотворного, выполненная по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова, 1881–1882. Буквально два дня назад я в блоге выкладывал снимки храма в усадьбе Поленово, который В.Д. Поленов построил по своим эскизам. |
31. |
32. |
33. |
34. |
Главный дом под двухсотлетним дубом. |
35. |
А летом Абрамцево вот так выглядит. |
36. |
Но зимой намного лучше :) |
37. |
Здесь можно помечтать. |
38. |
Приезжайте в Абрамцево. |
39. |
deadokey.livejournal.com