Русский музей Петербурга покажет самую большую коллекцию работ Айвазовского. В русском музее картины айвазовского
Русский музей Петербурга покажет самую большую коллекцию работ Айвазовского | Новости
Многие полотна широкая публика увидит впервые. Помимо всемирно известных картин, будут выставлены произведения из личных коллекций. Вернисаж ещё готовят к открытию. Наш корреспондент Игорь Максименко первым узнал о шедеврах будущей выставки.
Эти огромные полотна впервые с момента своего создания покинули свой дом. Затворничество было долгим – более 100 лет они хранились в Адмиралтействе. И знали о них лишь тамошние обитатели да редкие искусствоведы. Короткое путешествие из Морского ведомства в Русский музей затеяли в честь юбилея автора картин – великого и неповторимого Ивана Айвазовского.
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - нач. XIX вв. Русского музея: «Это вещи которые были подарены Морского кадетскому корпусу самим Айвазовским, это большие картины – они никогда не участвовали в выставках. Их впервые увидят здесь, у нас, на нашей выставке».
В Корпусе Бенуа готовятся к открытию самой масштабной в современной истории нашей страны выставки творений знаменитого мариниста. Помимо 54 полотен, хранящихся в Русском музее, на ней будут представлены шедевры из коллекций Петергофа, Царского Села, Третьяковской галереи, Военно-морского музея и Феодосии, малой родины художника. Всего – больше 200 работ
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - нач. XIX вв. Русского музея: «Феодосийская галерея сочла возможным предоставить целый ряд раритетов. Это и семейный портрет Айвазовского, это ряд вещей живописных, это и мемориальные вещи: палитра, и мольберт, и кисти, ружье, трость».
Карьера этого художника – классический пример того, как талант и невероятная работоспособность приносит успех и благополучие. Айвазовский был официальным живописцем Военно-морского ведомства, имел высокий чин и множество наград. Но все знали, что получил их он не за красивые глаза или красноречие – а за новое слово в искусстве и, как сейчас говорят, продвижение славного образа Отчизны за рубежом.
Николай Крылов, старший научный сотрудник Государственного Русского музея: «Известен факт, что Айвазовский был дважды награжден Орден Почетного Легиона. Один с изображением императора, более ранний и один с Девой Франции».
Об Айвазовском до сих пор говорят: художник-уникум. Именно он открыл для России такой жанр живописи как «марина». Всю жизнь рисовал водные просторы, создал тысячи картин и ни на одной из них море не было одинаковым. В каждую картину Айвазовского нужно очень внимательно всматриваться. Это позволяет обнаружить совершенно невероятные детали. Вот, например, на этом полотне о Всемирном потопе мы видим, как от хаоса стихии пытаются спастись люди, звери и одно непонятное существо очень похожее на динозавра. По соседству с этим доисторическим животным еще одно - мамонт! И это – на серьезном полотне на библейскую тему! Другая знаменитая работа Айвазовского, «Волна», тоже – с секретом. Чуть в стороне от центральной части композиции, в бурных волнах барахтается невесть как туда попавшая корова.
Фокус в том, что Айвазовский почти никогда не писал с натуры. У него была феноменальная зрительная память. Выбрав панораму, он записывал в блокнот положение солнца, угол падения теней и нюансы местности, а потом приходил в мастерскую и рисовал, не упуская ни одной детали.
Николай Крылов, старший научный сотрудник Государственного Русского музея: «Его творческая натура постоянно требовала выплеска, работы творческой, и благодаря этому мы имеет дело едва ли не с самым продуктивным мастером среди всех известных живописцев».
Редкий случай: Айвазовского почти никогда не критиковали. Завидовали – безусловно. Злопыхали – само собой. Не понимали – да кто ж до конца поймет гения? Типичная рецензия на его работы – в одной из немецких газет: «Вероятно, художник – глухонемой. Ибо только при отсутствии слуха и речи может развиться столь острое зрение». Была у Айвазовского еще одна способность: умение подать свое творчество – за счет, например, оригинальных рекламных ходов.
Помощники живописца покрывали простой лист бумаги водой, в которой была разбавлена сепия. Когда примерно такие же такие бурые разводы засыхали, Айвазовский дорисовывап на них волны, одинокий парус или облака. Потом вставлял лист в рамку и дарил какому-нибудь важному гостю – вроде как специально для него сделано. Тот был в восторге – подарок самого Айвазовского! После этого, само собой, следовал богатый заказ. Но, конечно, не только этим Айвазовский вошел в историю. Его благотворительность стала легендой. Он построил для своей родной Феодосии водопровод, железную дорогу, подарил картинную галерею. А еще участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны и даже ездил к турецкому султану, пытаясь остановить геноцид армянского населения Порты. Это был искренний патриот с четкой гражданской позицией, большим сердцем, тонким пониманием прекрасного и чудесными творческими порывами. Каждый из шедевров Айвазовского, представленный на выставке в Русском музее, только подчеркивает это.
www.5-tv.ru
Двести картин Айвазовского и части настоящих кораблей представлены в Русском музее
Читать оригинал публикации на tvkultura.ru
На Северную столицу надвигается "Девятый вал". Судя по тому, какой ажиотаж вызвала выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее - в день ее посещали до пяти с половиной тысяч человек, Петербург ожидает не меньший наплыв любителей творчества знаменитого мариниста. Тем более, что на экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея представлены и картины, ранее не известные широкой публике. Рассказывает Людмила Бурим.
Соленый ветер, холодные брызги в лицо и запах гари от батальных сражений: почувствовать себя на море теперь можно и в стенах Русского музея. Эффект присутствия создают не только 200 полотен Ивана Айвазовского, но и части настоящих кораблей. Например, колокол.
Современники называли его последователем романтизма. Но ХХ век показал, что Айвазовский может посоревноваться в реалистичности своих произведений не только с художниками, но и фотографами. Правда, кураторы выставки в Русском музее просят не вешать какие-либо ярлыки на творчество художника.
Здесь, безусловно, есть самые известные полотна художника: "Девятый вал", "Волна", "Вид Одессы в лунную ночь". Они из коллекции самого Русского музея. Но специально для экспозиции сюда привезли картины из частных собраний. Есть и настоящая находка. Два полотна о морских сражениях 1790 года - под Ревелем и Выборгом - вплоть до недавнего времени украшали кабинеты администрации Адмиралтейства и вообще никогда не демонстрировались широкой публике. Впрочем, сотрудники музея настаивают на том, что изучения достойны не только масштабные работы, но и те, мимо которых зрители обычно проходят.
"В его творчестве есть такие яркие, очень выразительные, динамичные произведения, а есть абсолютно спокойные, тонкие, с великолепно написанными воздухом, водой, туманом. Он очень разный, и нужно уметь смотреть его и так тоже", - комментирует заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Удивительно, но Айвазовский никогда не рисовал с натуры. Художник говорил, что запечатлеть молнию, порыв ветра или всплеск волны можно только по памяти. Возможно, поэтому его еще при жизни часто упрекали в однообразии и самоповторении. Но в случае с Айвазовским судьей выступило само время.
"После ухода его из жизни осталось около шести тысяч полотен Айвазовского. Сегодня, если посчитать по аукционам, по коллекциям, то их, наверное, больше шестидесяти тысяч. Это связано именно с тем, что он интересен, выигрышен, очень нравится людям. В этом нет ничего страшного", - считает директор Русского музея Владимир Гусев.
На выставке в Петербурге отказались от хронологического построения экспозиции. Зато по залам Русского музея путешествовать можно в прямом смысле слова. От батальных картин здесь переходят к мирным пейзажам. Константинополь, Одесса, Евпатория, Венеция, Таллин, Петербург - целый круиз по морским столицам. А из родного города самого Айвазовского на выставку привезли его личные вещи.
"Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить нам мемориальные вещи Айвазовского. Это его мольберт, палитра, кисти", - говорит сотрудник Государственного русского музея Григорий Голдовский.
Как и на всех временных выставках, картины Ивана Айвазовского запрещено снимать даже на любительскую камеру. Исключение сделали только перед самым открытием для представителей СМИ. Редкий журналист не сделал селфи на фоне известных полотен. Надо признать, многие вообще оставались в залах дольше, чем того требовали профессиональные интересы. Ведь на море действительно смотреть можно вечно.
Экспозиция к 200-летию со дня рождения Айвазовского открывается в Русском музее
lenta.co
Двести картин Айвазовского и части настоящих кораблей представлены в Русском музее / Новости культуры / Tvkultura.ru
На Северную столицу надвигается "Девятый вал". Судя по тому, какой ажиотаж вызвала выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее - в день ее посещали до пяти с половиной тысяч человек, Петербург ожидает не меньший наплыв любителей творчества знаменитого мариниста. Тем более, что на экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея представлены и картины, ранее не известные широкой публике. Рассказывает Людмила Бурим.
Соленый ветер, холодные брызги в лицо и запах гари от батальных сражений: почувствовать себя на море теперь можно и в стенах Русского музея. Эффект присутствия создают не только 200 полотен Ивана Айвазовского, но и части настоящих кораблей. Например, колокол.
Современники называли его последователем романтизма. Но ХХ век показал, что Айвазовский может посоревноваться в реалистичности своих произведений не только с художниками, но и фотографами. Правда, кураторы выставки в Русском музее просят не вешать какие-либо ярлыки на творчество художника.
Здесь, безусловно, есть самые известные полотна художника: "Девятый вал", "Волна", "Вид Одессы в лунную ночь". Они из коллекции самого Русского музея. Но специально для экспозиции сюда привезли картины из частных собраний. Есть и настоящая находка. Два полотна о морских сражениях 1790 года - под Ревелем и Выборгом - вплоть до недавнего времени украшали кабинеты администрации Адмиралтейства и вообще никогда не демонстрировались широкой публике. Впрочем, сотрудники музея настаивают на том, что изучения достойны не только масштабные работы, но и те, мимо которых зрители обычно проходят.
"В его творчестве есть такие яркие, очень выразительные, динамичные произведения, а есть абсолютно спокойные, тонкие, с великолепно написанными воздухом, водой, туманом. Он очень разный, и нужно уметь смотреть его и так тоже", - комментирует заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Удивительно, но Айвазовский никогда не рисовал с натуры. Художник говорил, что запечатлеть молнию, порыв ветра или всплеск волны можно только по памяти. Возможно, поэтому его еще при жизни часто упрекали в однообразии и самоповторении. Но в случае с Айвазовским судьей выступило само время.
"После ухода его из жизни осталось около шести тысяч полотен Айвазовского. Сегодня, если посчитать по аукционам, по коллекциям, то их, наверное, больше шестидесяти тысяч. Это связано именно с тем, что он интересен, выигрышен, очень нравится людям. В этом нет ничего страшного", - считает директор Русского музея Владимир Гусев.
На выставке в Петербурге отказались от хронологического построения экспозиции. Зато по залам Русского музея путешествовать можно в прямом смысле слова. От батальных картин здесь переходят к мирным пейзажам. Константинополь, Одесса, Евпатория, Венеция, Таллин, Петербург - целый круиз по морским столицам. А из родного города самого Айвазовского на выставку привезли его личные вещи.
"Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить нам мемориальные вещи Айвазовского. Это его мольберт, палитра, кисти", - говорит сотрудник Государственного русского музея Григорий Голдовский.
Как и на всех временных выставках, картины Ивана Айвазовского запрещено снимать даже на любительскую камеру. Исключение сделали только перед самым открытием для представителей СМИ. Редкий журналист не сделал селфи на фоне известных полотен. Надо признать, многие вообще оставались в залах дольше, чем того требовали профессиональные интересы. Ведь на море действительно смотреть можно вечно.
Новости культуры
Читайте также:
Экспозиция к 200-летию со дня рождения Айвазовского открывается в Русском музее
tvkultura.ru