Крымская война 1853-1856 фото (1855 год, фотограф Роджер Фентон). Крымская война картины


Портреты Крымской войны | ФОТО НОВОСТИ

Крымская война или Восточная война (1853—1856) — это война Российской империи с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за господство в бассейне Чёрного моря, на Кавказе и на Балканах.

Британец Роджер Фентон стал одним из первых в мире военных фотографов, документируя события 1855 года. На снимках нет боевых действий, они состоят, в основном, из портретов военнослужащих коалиции.

26 фото

Портреты Крымской войны

Лидеры стран НАТО и их помощники-адъютанты, 1855 год. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Лидеры стран НАТО и их помощники-адъютантыКорабли в бухте Казачьей, 1855 год. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Корабли в бухте Казачьей

Балаклава, Украина. Гавань, переполненная парусными судами. (Фото Photo by Roger Fenton | Roger Fenton | Getty Images):

Балаклава, Украина

Английские и французские солдаты выпивают около Севастополя. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Английские и французские солдаты выпивают около Севастополя

Это передвижная фотолаборатория Роджера Фентона, снимки которого мы смотрим. В ней он проявлял негативы. В кадре виден его помощник. (Фото Photo by Hulton Archive | Getty Images):

Это передвижная фотолаборатория Роджера Фентона, снимки которого мы смотрим

Капитан Королевской артиллерии. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Капитан Королевской артиллерии

Полковник Браунригг и двое плененных русских мальчиков. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Полковник Браунригг и двое плененных русских мальчиков

Стройка рядом с Балаклавской гаванью. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Стройка рядом с Балаклавской гаванью

Полковник коалиции Холливелл за распитием напитков. (Фото Photo by Roger Fenton | Roger Fenton | Getty Images):

Полковник коалиции Холливелл за распитием напитков

Британский офицер в Балаклаве во время Крымской войны, 1855 год. (Фото Photo by Roger Fenton | Roger Fenton | Getty Images):

Британский офицер в Балаклаве во время Крымской войны

Солдаты и офицеры 8-го гусарского полка Русской императорской армии. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Солдаты и офицеры 8-го гусарского полка Русской императорской армии

Встреча военных коалиции, 1855 год. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Встреча военных коалиции

Группа татар в Балаклаве. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Группа татар в Балаклаве

Корабли в Балаклавской гавани, палаточный городок и Генуэзская крепость. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Корабли в Балаклавской гавани, палаточный городок и Генуэзская крепость

Это и есть английский военный фотограф Роджер Фентон. Портрет в мундире солдата. (Фото Photo by Marcus Sparling | Getty Images):

Это и есть английский военный фотограф Роджер Фентон

Еще один представитель прессы — сэр Уильям Говард Рассел (1820 — 1907), военный корреспондент «The Times». (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

21

Генерал-лейтенант сэр Джон Кэмпбелл (сидит) и капитан Хьюм. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

22

Артиллерия британских войск. (Фото Photo by Roger Fenton | Hulton Archive | Getty Images):

Артиллерия британских войск

Драгуны в Крыму, 1855 год. (Фото Photo by Roger Fenton | Hulton Archive | Getty Images):

Драгуны в Крыму

Флот коалиции в Балаклаве. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Флот коалиции в Балаклаве

Лагерь британской пехоты в Балаклаве во время Крымской войны, 1855 год. (Фото Photo by Roger Fenton | Hulton Archive | Getty Images):

Лагерь британской пехоты в Балаклаве во время Крымской войны

Гусары готовят еду. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Гусары готовят еду

Минометчики во время осады Севастополя. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Минометчики во время осады Севастополя

Портрет капитанов коалиции с пушкой. (Фото Roger Fenton Crimean War photograph collection, Library of Congress Prints and Photographs Division):

Портрет капитанов коалиции с пушкой

Отработанные пушечные ядра на поле боя в Балаклаве. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Отработанные пушечные ядра на поле боя в Балаклаве

Британские солдаты во время Крымской войны. (Фото Photo by Roger Fenton | Getty Images):

Британские солдаты во время Крымской войны

Интересное видео «От скифов до наших дней. Как менялась карта Крыма за 3 тысячи лет».

Также смотрите «Пещерные города Крыма» и «Древний Гераклион — потерянный город под водой».

loveopium.ru

Крымская война: портреты и эпизоды

Крымская война

Крымская война или Восточная война (1853—1856) — это война Российской империи с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за господство в бассейне Чёрного моря, на Кавказе и на Балканах.

Британец Роджер Фентон стал одним из первых в мире военных фотографов, документируя события 1855 года. На снимках нет боевых действий, они состоят, в основном, из портретов военнослужащих коалиции.

Лидеры стран НАТО и их помощники-адъютанты, 1855 год.

Крымская война

Корабли в бухте Казачьей, 1855 год.

Крымская война

Балаклава, Украина. Гавань, переполненная парусными судами.

Крымская война

Английские и французские солдаты выпивают около Севастополя.

Крымская война

Это передвижная фотолаборатория Роджера Фентона, снимки которого мы смотрим. В ней он проявлял негативы. В кадре виден его помощник.

Крымская война

Капитан Королевской артиллерии.

Крымская война

Полковник Браунригг и двое плененных русских мальчиков.

Крымская война

Стройка рядом с Балаклавской гаванью.

Крымская война

Полковник коалиции Холливелл за распитием напитков.

Крымская война

Британский офицер в Балаклаве во время Крымской войны, 1855 год.

Крымская война

Солдаты и офицеры 8-го гусарского полка Русской императорской армии.

Крымская война

Встреча военных коалиции, 1855 год.

Крымская война

Группа татар в Балаклаве.

Крымская война

Корабли в Балаклавской гавани, палаточный городок и Генуэзская крепость.

Крымская война

Это и есть английский военный фотограф Роджер Фентон. Портрет в мундире солдата.

Крымская война

Еще один представитель прессы — сэр Уильям Говард Рассел (1820 — 1907), военный корреспондент «The Times».

Крымская война

Генерал-лейтенант сэр Джон Кэмпбелл (сидит) и капитан Хьюм.

Крымская война

Артиллерия британских войск.

Крымская война

Драгуны в Крыму, 1855 год.

Крымская война

Флот коалиции в Балаклаве.

Крымская война

Лагерь британской пехоты в Балаклаве во время Крымской войны, 1855 год.

Крымская война

Гусары готовят еду.

Крымская война

Минометчики во время осады Севастополя.

Крымская война

Портрет капитанов коалиции с пушкой.

Крымская война

Отработанные пушечные ядра на поле боя в Балаклаве.

Крымская война

Британские солдаты во время Крымской войны.

Крымская война

Интересное видео «От скифов до наших дней. Как менялась карта Крыма за 3 тысячи лет».

ribalych.ru

Крымская война 1853-1856 годов на английских фотографиях. ФОТО

Зимой 1855 года основатель и первый почетный секретарь Королевского Фотографического общества Лондона Роджер Фентон был направлен в Крым в качестве официального фотографа британского правительства. Фентон со своим ассистентом Маркусом Спарлингом прибыли на корабле «Гекла» и организовали лабораторию в фургоне.Из-за размера и громоздкости фотооборудования Фентон мог фотографировать только неподвижные объекты. Используя мокроколлоидный процесс, принятый в то время, они сделали в Крыму примерно 360 фотографий. Фентон и Спарлинг были правительственными служащими, поэтому ограничивались увековечением только приемлемых сторон военной компании. Ими заснято очень мало настоящих боевых действий, запрещено было снимать раненных и убитых.Снимки Фентона с театра военных действий Восточной войны - "последней войны джентльменов" широко выставлялись в Лондоне и Париже. Роджер Фентон считается первым официальным военным фотографом.Фентон убыл из Крыма до окончания осады Севастополя. Ему на смену в Балаклаву прибыли британские фотографы Джеймс Робертсон и Феличе Беато. Съемки в Севастополе во время Крымской войны проводили и французские фотографы, в частности Леон-Эжен Мехеден.Фотографии Крыма и Севастополя, солдат и офицеров союзных войск - участников Крымской войны 1853-1856 ггФото со стороны противника. В основном виды.Крымская война 1853-1856 гг

Фургон с фотографическим оборудованием Роджера Фентона и его ассистент Маркус Спарлинг 

Крымская война 1853-1856 гг Крымская война 1853-1856 гг

Крымская война 1853-1856 гг

Английский лагерь у Балаклавы. 1855 г. 

Крымская война 1853-1856 гг

Балаклава времен Крымской войны.

Крымская война 1853-1856 гг

Батарея на Малаховом кургане. Севастополь 

Британский генерал-лейтенант Джордж Браун 

Британцы. Фото Роджера Фентона

В расположении британского 4-го гусарского полка в Крыму. Начало 1855 года. 

Крымская война 1853-1856 гг

Вид Балаклавы с английскими кораблями в бухте.Фото Роджера Фентона, 1855 г. 

Крымская война 1853-1856 гг

Вид на Лазаревские казармы в Севастополе. Фото из собрания Британской библиотеки 

Крымская война 1853-1856 гг

Вид на Николаевскую батарею и Южную бухту. Фото Джеймса Робертсона. Севастополь, 1855-1856 гг.

Крымская война 1853-1856 гг

Вид на Федюхины высоты и Трактирный мост. Севастополь 

Крымская война 1853-1856 гг

Вид с батареи войск союзников на Константиновскую батарею (равелин). Фото Джеймса Робертсона. Севастополь, 1855-1856 гг.

Крымская война 1853-1856 гг

Выжившие офицеры и солдаты 18-го лёгкого драгунского полка. Балаклавское сражение, Крымская война

Группа крымских татар на работах по ремонту проезжей части в Балаклаве. На заднем плане деревянный сарай с надписью Store 14 th Regiment( склад 14-го полка). 1855 год. 

Крымская война 1853-1856 гг

Оборонительная башня Малахова кургана, Севастополь. Фото из собрания Британской библиотеки

Оборонительная башня Малахова кургана Крымская война 1853-1856 гг

Оборонительные сооружения. 

zema.su

Английские фотографии Крымской войны 1853-1856 гг.. История России.

Предлагаем вашему вниманию фотографии Крымской войны, сделанные английским фотографом, одним из инициаторов создания лондонского Фотографического общества Роджером Фентоном в марте-июне 1855 г. Соответственно, на фотографиях изображены англичане и французы.

Для начала предлагаем вам выдержку из статьи Ирины Толкачёвой Фоторепортаж XIX века: две войны, рассказывающую про поездку Фентона на войну в Крым.

-- В известной мере, крымские фотографии — это часть эпической истории «Человек и Война», которая началась с прибытием Фентона в Балаклаву 8 марта 1855 г. с двумя ассистентами и «фотографическим фургоном». Фентон был командирован в Крым по инициативе и при поддержке принца Альберта и финансировании издательства «Эгнью и сыновья» качестве официального военного фотографа. Репортаж Фентона изначально был призван сформировать более позитивный общественный взгляд на непопулярную войну. Фотографии задумывались в качестве противовеса, например, критическим заметкам Уильяма Говарда Рассела — активного корреспондента "The Times".

Фентон оставался в Крыму до конца июня, фотографировал и писал многочисленные подробные письма, которые читаются как пролог к мемуарам о Первой Мировой. Большая часть этих свидетельств ужасает. Бухта Балаклава предстает канавой, полной гниющих бараньих внутренностей, дохлых лошадей и костей. Равнина, окружавшая порт, выжжена и лишена растительности. Во время экспедиции в Керчь Фентон был свидетелем грабежей, пьянства и беспорядков в союзных войсках. Трое его друзей погибли. Потери в боях за укрепленные пункты среди французских, британских и турецких войск были обширны. Неприятностей добавляли неорганизованность и недостаток информации. Фентон, чувствовавший недомогание и мучимый организационными проблемами, жил, словно в кошмаре. Конечно, были и хорошие минуты. Весенние цветы росли на вершинах холмов, и Фентон обедал бараниной и блинами с айвовым вареньем.

Такие записки, с внезапными переходами от ужасов к идиллии есть в любых литературных свидетельствах о войне. Он видел и описывал живописные деревни, разграбленные мародерами. Он наслаждался обедом с аристократами и слушал новости об умерших от холеры. Какую историю рассказывают его фотографии? Фентон сделал очень мало снимков того, что можно было бы назвать действием, но его взгляд привлекали некие неожиданные объекты — кучи снарядов, оружие, заваленное тряпьем и корабли в далеком порту, выглядевшие, как увеличенные модели в бассейне. Викторианский вкус не приветствовал фотографий мертвых солдат, жалких или неприглядных сцен. Фентон фотографировал «со вкусом» и показывал отдыхающих офицеров и сцены жизни в лагере. Форма офицеров, лица солдат, вооружение, пейзажные виды — свидетельства такого рода призваны придать большую реалистичность документированию конфликта. Роджер Фентон был сдержанным фотографом войны, которая была названа «последней из джентльменских войн». Существовала ли прямая директива британского правительства — воздерживаться от фотографирования всего того, что может дискредитировать британскую политику ведения войны, может быть, в обмен на возможность свободно передвигаться и фотографировать военные объекты и территорию, или это просто само собой негласно разумелось между правительством, издателем и фотографом — неизвестно. В любом случае, будучи свидетелем ужасов войны, Фентон предпочитал не фотографировать их. Его фотографии можно рассматривать как один из первых примеров использования фотографии в целях пропаганды, хотя и не в полном смысле слова. Очевидно, они были задуманы как представление определенного взгляда на ведение войны британским правительством. Однако к тому времени, как они были выставлены, Севастополь пал, и финал войны был предрешен.

То, на что Фентон лишь намекнул, было реализовано его последователем в Крыму — Джеймсом Робертсоном — суперинтендантом и главным гравером Императорского монетного двора в Константинополе, который прибыл, чтобы запечатлеть падение Севастополя. Робертсон фотографировал захваченные укрепления Малахова кургана и разрушения, причиненные огнем артиллерии. Осколки, кирпичи, расщепленные балки валяются везде в беспорядке. Фотография нашла, наконец, тот бессвязный фрагментарный сюжет, который могла лучше всего показать. В обычные времена изображение подразумевало композицию, но война — необычное, время. Время, когда вещи с трудом связываются между собой.

Фентон был репортером, и его профессия — новая для фотографии, вовлекала его в новые проблемы. Его предшественники показывали, как выглядит объект, Фентон поднимал дополнительную проблему — показать то, что происходит. Отсюда его внимание к окрестностям порта. Фентон намеревался показать, как он выглядит: корабли, набережная, склады, бараки. Он старался раскрыть все виды, показать, какие элементы составляют жизнь порта и как они друг с другом соотносятся. Общие планы он дополнял крупными, прояснявшими те пункты, которые были едва видны на его топографических снимках. В известной мере Фентон подготовил себя к Крыму во время путешествия в Россию в 1852 г., где он развивал аналитический метод архитектурной фотографии. Тогда он делал угловые изображения, которые сочетали профильный вид с перспективой архитектурного пространства. Но большую часть крымских работ Фентона составляют портреты: фельдмаршалы, генерал-лейтенанты и далее по рангам. Это не образцовые фотографии военных. Два или три его героя имеют воинственный вид, но многие выглядят сдержаннее и скромнее — как обычные граждане, надевшие непривычный для них мундир. Война — не очень убедительное предприятие, если судить по этим портретам. Фотографии Фентона не показывали трупов или других печальных последствий битвы, как фотографии американской Гражданской войны, но, если дать себе труд вчитаться, они рассказывают содержательную историю. Портреты офицеров и солдат не содержат драмы или риторики, они не позируют тщательно, не сняты с возвеличивающей точки зрения. Группы ясно выражают в основном идею «сцен жизни в лагере», но внутри традиционных композиционно-содержательных моделей — потертость солдат, запустение окрестностей, скудость снаряжения и разнородность одежды рассказывают свою собственную историю.

Фентон покинул Балаклаву в конце июня 1855 года. Он привез в Англию около 360 фотографий (изначально он взял в Крым около 700 стеклянных пластин). В сентябре фотографии выставлялись в Лондоне и были изданы «Эгнью и сыновьями» в виде отдельных отпечатков. До выставки крымских фотографий Фентона большая часть публики никогда не видела фотографий лорда Раглана или других английских или французских командующих, а полагалась на литературные или живописные интерпретации их характеров. Простые и непритязательные портреты Фентона для многих были откровением. Около 30 журналов и газет поместили обзоры выставки в течение нескольких дней после ее открытия, фотографии широко обсуждались. Фотографии требовали прочтения детальных наблюдений, которые они представляли. Но лишь "Literary Gazette" практически единственное издание, которое высказало наиболее проникновенное наблюдение: «Бухта Балаклава и окрестности заполнены разгружаемым транспортом. По железной дороге прибывает оружие и снаряжение, на причалах размещается домашний скот для поддержания жизни и груды ядер и снарядов для ее прекращения. Мы наблюдаем деловитый ход смертельного бизнеса. Очевидно, фотографии внушают веру в точность своих деталей так, как не может ни один рисунок». Немногие критики восприняли послание Фентона и бесконечно комментировали необычность униформы или совершенство отпечатков. Однако, возможно, более чем где-либо еще, на этих фотографиях обнаружилась унылая монотонность солдатской жизни. --

Крымская война. Фото

Крымская война. Фото

Крымская война. Фото

Крымская война. Фото

Просмотров: 27008

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

Крымская война 1853-1856 фото (1855 год, фотограф Роджер Фентон)

Крымская война проходила с 1853 по 1856 годы. Военные действия развернулись между Российской империей с одной стороны и Британской, Французской, Османской империями и Сардинского королевства с другой стороны. Боевые действия разворачивались не только в Крыму, но также на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, на Камчатке. Однако именно на крымском полуострове боевые действия достигли наибольшего напряжения. По различным оценкам, общее число погибших за время войны составило от 160 тыс. до 250 тысяч человек.

О Крымской войне написано множество книг, однако ничто так наглядно не демонстрирует реализм происходящего в прошлом, как фотографии. Стоит отметить, что в то время фотография была очень большой редкостью. Данное искусство только-только появилось, и поэтому фото, которые сделал британский фотограф Роджер Фэнтон, прибывший в Крым в 1855 году, стали по-настоящему бесценными.

Снимки, сделанные Фэнтоном, вошли в историю фотографии, как яркий пример работы самых ранних репортажных фотографов. Данный фоторепортаж, конечно же, был не единственным, однако стал наиболее выразительным и цельным. Уже тогда Роджер Фэнтон применил весь свой талант, чтобы показать жизнь на войне или жизнь в режиме войны. Фэнтон — не единственный фотограф, который побывал на Крымской войне, однако никто из прочих фотографов не занял в истории репортажной фотографии того места, который занял Роджер Фэнтон. Он создал по-настоящему профессиональный, выверенный и законченный проект

Командировка Фэнтона в Крым была осуществлена по инициативе и полной поддержке принца Альберта и финансировании издательства «Эгнью и сыновья». На полуостров он прибыл 8 марта 1855 года. Вместе с военным фотографом прибыли два ассистента и «фотографический фургон». Здесь один из самых первых военных фотографов оставался до конца июня, и создал множество фотографий, которые вошли в историю мирового фотоискусства.

Фотограф Роджер Фэнтон. Крымская война

Британский генерал-лейтенант сэр Джордж де Лейси Эванс

 

Британский командующий Генри Беркли Фицхардинг Макс

 

Венгерский генерал Дьёрдь Kметь, служивший в Османской армии под именем Исмаил-паша, передает трубку слуге

 

Вид на Балаклаву и гавань из лагеря гвардейцев на холме

 

Генерал-майор сэр Джордж Буллер

 

Два зуава — легких пехотинца французской армии

 

Долина смертной тени

 

Капитан Томас Лонгворт Британской Королевской артиллерии

 

Капитан Чарльз Август Дрейк Хэлфорд из 5-го гвардейского драгунского полка

 

Лейтенант Джон Шервуд Гейнор из 47-го полка

 

Офицеры 17-го полка

 

Палаточный лагерь союзников на плато перед Севастополем

 

Принц Наполеон Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, участвовал в Крымской войне в чине генерала

 

Солдаты 4-го гвардейского драгунского полка и женщина отдыхают у дома

 

Французский маршал Пелисье

Хотите, чтобы ваша дача была не только красивой, но также надёжной и безопасной? Отличным решением для вас будет обращение в компанию «Заборы под ключ», где можно заказать заборы для дачи от профессионалов своего дела. Ограждения из профнастила, кирпича, металлического штакетника, сетки и многое другое.

art-assorty.ru

Крымская война 1853-1856 годов в изображении художников 19 - го века

Основные события Крымской войны 1853-1856 годов и в особенности героическая оборона Севастополя прочно вошли в летопись русской военной истории. Однако в искусствоведческой литературе закрепилось устойчивое мнение, во многом благодаря категоричным утверждениям известного критика XIX века В. В. Стасова, о «равнодушии искусства», о том, что тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Подобное мнение в первую очередь объясняется непопулярностью данной войны среди разных слоев русского общества, фактическим поражением России и драматическими для нее последствиями.

Нахимов Павел Степанович (23.06.1802 – 30.06.1855), выдающий русский флотоводец, один из организаторов обороны Севастополя 1854-1855, адмирал

Тимм Василий Федорович. Адмирал П.С.Нахимов. Карандаш. Рисунок с натуры. Февраль 1855 г.

Василий Федорович Тимм создал единственное прижизненное изображение героя обороны адмирала П.С. Нахимова. За серию севастопольских рисунков в 1855 художник получил звание академика батальной живописи.Всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов.

Сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга», – так о Нахимове отзывались близко знавшие его.

О его отваге и презрении к смерти ходили легенды, поэтому появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным «Ура!».

С начала военных действий у крымских берегов Нахимов вступил в командование судами, стоящими на рейде Севастопольской бухты, а через пять дней «назначен в случае отсутствия В. А. Корнилова главно-начальствующим над флотом и морскими батальонами».

Нахимов принял командование укреплениями Южной стороны города, развил активную деятельность по усилению боевой готовности личного состава на судах и береговых батареях, по укреплению морских подступов к Севастополю.

Кроме того, было построено несколько береговых батарей, затемнены маяки, организована служба наблюдения за противником.

Прянишников И.М. Адмирал П.С.Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов».

С начала обороны Нахимов стал первым помощником вице-адмирала В.А. Корнилова по организации отпора неприятелю с моря, переводу моряков на сушу, формированию морских батальонов, созданию резервов. Выдающимся достижением Нахимова явилась образцовая организация огневой поддержки действий сухопутных войск кораблями флота.

Несомненная его заслуга в том, что 5.10.1854 англо-французский флот, имея 12-кратное превосходство сил и выпустив из своих орудий 50 тыс. снарядов, не смог подавить береговую оборону города, штурм Севастополя был отложен. Это радостное событие было омрачено известием о смерти В.А. Корнилова, после гибели которого вся ответственность по руководству обороной практически легла на П.С. Нахимова.

При отражении первой бомбардировки 5.10.1854 был ранен в голову, 26.05.1855 при штурме французами Камчатского люнета контужен, но скрывал от окружающих мучившие его боли. Его личный пример был самой действенной силой для защитников.Маковский В.Е. Смертельное ранение адмирала П.С.Нахимова 28 июня 1855 года. Масло. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

28.06.1855 в 12 ч. дня П.С. Нахимов направился на 3-й бастион, осмотрел все его батареи и поехал на Малахов курган. Прибыв на место, прошел один к обычному своему месту и стал через бруствер осматривать в зрительную трубу позиции неприятеля. Адмиральские эполеты Нахимова были заметной мишенью. Несколько пуль ударились в мешок с землей на бруствере возле самого адмирала. Не успел он выговорить: «Ловко стреляют», как упал смертельно раненный. Пуля прошла выше виска, над левым глазом, пробила череп и затронула мозг. П.С. Нахимов скончался 30.06.1855. Похоронен в склепе собора св. Владимира, рядом с М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, В.И. Истоминым.

Малахов курган

Тимм Василий Федорович. Внутренний вид батареи на Малаховом кургане. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры

Малахов курган. Находится на Корабельной стороне. Впервые его название появилось на «Генеральном плане города Севастополя 1851 г.» незадолго до Крымской войны. На нем был построен главный бастион Корабельной стороны.

На Малаховом кургане 5.10.1854 был смертельно ранен вице-адмирал В.А. Корнилов. С этого времени курган получил официальное название – Корниловский бастион.

28.06.1855 на бастионе был смертельно ранен адмирал П.С. Нахимов. С падением Малахова кургана, ключевой позиции обороны, 27.08.1855 защитниками была оставлена Южная часть Севастополя и закончилась его 349-дневная оборона.

Камчатский люнет – укрепление периода обороны Севастополя 1854-1855, построенное для защиты Малахова кургана – ключевой позиции в системе укреплений Корабельной стороны. Люнет стал называться Камчатским по имени полка, возводившего его

Прянишников И.М. Отражение ночного штурма защитниками Камчатского люнета. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

На Камчатском люнете были установлены корабельные орудия. В течение трех месяцев удерживали защитники Камчатского люнета, пресекая попытки французов штурмом овладеть им. Ежедневно защитники теряли на люнете от 50 до 150 чел. 7.03.1855 недалеко от люнета погиб контр-адмирал В.И. Истомин.

На месте его гибели в 1904 был воздвигнут памятник из инкерманского камня с изображением ордена св. Георгия.

Матрос Кошка

Тимм Василий Федорович. Севастопольские матросы. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры (слева направо: Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко и Федор Заика)Маковский В.Е. Матрос Петр Кошка в разведке. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Даша Севастопольская - первая российская народная сестра милосердия

Тимм В.Ф. Первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская перевязывает раненых во время боя при Альме. Литография. 1855 г.

Даша Севастопольская (1831 – после 1911) - дочь матроса, участница обороны Севастополя 1854-1855. Впервые 8.09.1854 на поле Альминского сражения перевязывала раненых под огнем неприятеля. Ее повозка с чистыми тряпицами, хлебом, бочонками воды и вина стала первым в Крыму передовым перевязочным пунктом, а Дарья – первой российской народной сестрой милосердия.

Изображена художником Ф.А. Рубо на живописном полотне севастопольской панорамы. В 1954 к 100-летию обороны Севастополя 1854-1855 именем Даши Севастопольской названа улица в Нахимовском районе, между ул. К. Пищенко и Брянской.

В 2004 больнице №3 г. Севастополя присвоено имя Даши Севастопольской, а в 2005 на территории этой больницы открыт памятник.

Девичья батарея действовала в период обороны Севастополя 1854-1855, входила в тыловую линию оборонительных сооружений Городской стороны

Располагалась на южном склоне Городского холма, севернее Театральной площади (ныне пл. Ушакова). Возводилась под руководством двух саперов исключительно женщинами Севастополя, носившими землю в корзинах, платках и передниках.

В 1892 был установлен памятник с надписью «На этом месте женщинами Севастополя в 1854 г. была построена батарея».

Ныне здесь находится Севастопольский индустриально-педагогический колледж.

Альминское сражение – первое полевое сражение Восточной (Крымской) войны на территории Крыма

Произошло на р. Альме 8.09.1854 между русскими войсками и англо-франко-турецкими, высадившимися 2-6 сентября 1854 близ Евпатории.

7 сент. 62-тысячная армия союзников при 134 орудиях двинулась на Севастополь. Совершив 15-километровый переход, они подошли к р. Булганак и остановились на ее левом берегу в 6 км от р. Альма.

За время высадки противника главнокомандующий военно-сухопутными и морскими силами в Крыму кн. А.С. Меншиков сосредоточил русскую армию для обороны за р. Альмой (33600 чел. при 96 орудиях).

Французы потеснили русские войска на левом фланге и в центре, заставив их отступить к р. Кача. После успеха французов в наступление перешли английские войска. Они выбили русских с занятых позиций в садах и виноградниках у реки. Понеся значительные потери, некоторые полки, две легкие батареи стали отходить.Прянишников И.М. Владимирский полк идет в штыковую атаку во время боя при Альме 8 сентября 1854 года. Тушь. 1871 г.

Тяжесть последней фазы сражения приняли на себя егерский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича (Казанский), Владимирский и Суздальский полки. Желая воспрепятствовать переправе англичан через р. Альму, батальоны полков шли в штыковую атаку.

Особенно отличился Владимирский пехотный полк, который трижды ходил в атаку, заставив англичан отступить с занятых позиций, потеряв большую часть личного состава. Преградить путь на Севастополь не удалось, однако стойкость, мужество, храбрость русского солдата в Альминском сражении показали союзникам, что Крымская кампания может принять затяжной характер.

На месте Альминского сражения 8.09.1884 открыт памятник – четырехгранный обелиск из инкерманского камня на постаменте с надписью на северо-западном фасаде: «Памяти воинов, павших в Альминском сражении» и датой «8 сентября 1854 г.» на противоположной стороне.

8.09.1902 в 45-ю годовщину сражения открыт памятник воинам Владимирского полка.

В Париже в честь победы англо-французских войск над русскими войсками в Альминском сражении именем Альма названы: мост, площадь, проезд и станция метро.

Филиппов Константин Николаевич. В осажденном Севастополе. Масло

Тотлебен Эдуард Иванович (8.05.1818 – 19.06.1884), граф, генерал-адъютант, военный инженер-генерал, член Государственного Совета, участник обороны Севастополя 1854— 1855

Филиппов Константин Николаевич. Дом на Бельбеке, в котором жил генерал-майор Э.И.Тотлебен во время лечения раны, полученной при обороне Севастополя. Литография. Русский Художественный листок. 1857.

В 1854 в чине подполковника прибыл в Севастополь, назначен исполняющим должность начальника инженерной службы Севастопольского гарнизона, которую занимал до конца обороны.

Под руководством и непосредственным наблюдением Тотлебена велась инженерная оборона Севастополя, в т.ч. контрминная война. 8.06.1855 ранен пулей в ногу на батарее №6, до конца осады лечился на Бельбеке.

Почетный гражданин Севастополя. В 1876 занимался укреплением Керчи, Севастополя, Очакова, Одессы. В сент.-нояб. 1877 – руководил осадой и взятием турецкой крепости Плевна.

В 1878-1879 главнокомандующий действующей армией на Балканах.

Именем Тотлебена названо несколько населенных пунктов в Болгарии. Перезахоронен с Петровского лютеранского кладбища в Риге на Братское кладбище в Севастополе.

Памятник Тотлебену установлен на Историческом бульваре.Прянишников И.М. Строительство укреплений в Севастополе. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Коля Пищенко. Дети крымской войны

Маковский В.Е. 10-летний севастополец Коля Пищенко на батарее. Масло. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Пищенко Николай Тимофеевич (1844-?), участник обороны Севастополя 1854-1855, сын матроса, служившего на батарее Забудского (в районе 5-го бастиона).

Мальчик находился рядом с отцом на батарее с самого начала обороны Севастополя. После гибели отца перешел на редут № 1 и по разрешению командира стрелял из девяти мортирок под наблюдением матроса-инвалида. Там находился до конца обороны города.

За оборону Севастополя был награжден медалью «За храбрость», замененную позже на Знак отличия военного ордена на Георгиевской ленте. Был уволен в запас в возрасте 22 лет.

Именем Коли Пищенко в Севастополе названа улица в Нахимовском районе.Маковский В.Е. Игры севастопольских детей. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Основные события Крымской войны 1853-1856 годов и в особенности героическая оборона Севастополя прочно вошли в летопись русской военной истории.

Однако в искусствоведческой литературе закрепилось устойчивое мнение, во многом благодаря категоричным утверждениям известного критика XIX века В. В. Стасова, о «равнодушии искусства», о том, что тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Подобное мнение в первую очередь объясняется непопулярностью данной войны среди разных слоев русского общества, фактическим поражением России и драматическими для нее последствиями.

Яркие и эмоциональные высказывания Стасова не совсем справедливы, ведь художники разных поколений и разных стилистических направлений неоднократно обращались к теме Крымской войны, к массовому героизму солдат, их командиров и жителей города, причем не только к трагическим страницам обороны Севастополя, но и к славным победам Черноморского флота.

Изобразительное искусство не «молчало», хотя, конечно же, было несопоставимо по своей жизненной убедительности, мощи и художественным достоинствам с литературой, которая, считал Стасов, «давно приученная Пушкиным и Гоголем к живописанию одной глубокой истинной правды, страстно хваталась за могучее перо и рукой одного из высочайших русских художников, Льва Толстого, чертила картины великой Крымской войны, навеки стоящие колоссальными скрижалями правды, исторической глубины и творческой талантливости».

Большой популярностью в годы Крымской войны пользовался «Русский Художественный листок» – периодический сборник художественных литографий с объяснительными текстами. В нем отражались важнейшие события русской и отчасти международной жизни.

Его издателем и главным художником был знаменитый рисовальщик Василий Федорович Тимм, а среди других авторов следует назвать А.П. Боголюбова, К.Н. Филиппова, Г.Г. Гагарина, И.К. Айвазовского…

Это издание выходило три раза в месяц. Более ста номеров были посвящены Крымской войне и обороне Севастополя и наряду с художественной ценностью имели огромную историческую ценность так как большинство рисунков были сделаны с натуры.

Историко-документальное изображение героев событий, выполненное с натуры В.Ф. Тиммом, воспроизведенное в литографиях «РХЛ», отличалось глубокой наблюдательностью и правдивостью, искренней заинтересованностью автора и принесло ему заслуженную славу.

Василий Федорович Тимм создал единственное прижизненное изображение героя обороны адмирала П.С. Нахимова. За серию севастопольских рисунков в 1855 художник получил звание академика батальной живописи.

Константин Николаевич Филиппов делает первые попытки новой трактовки батальной темы в живописи, а именно — изображения войны преимущественно со стороны тех тягот и бедствий, которые она несет народу — солдатской массе и мирному населению.

Во время Крымской войны 1854 – 1855 годов он находился при русской армии в Крыму и был очевидцем «севастопольской страды». В 1856 награжден медалью «За оборону Севастополя».

Некоторые из его фронтовых рисунков с натуры были воспроизведены в виде литографий в «Русском Художественном листке» В.Ф. Тимма.Филиппов Константин Николаевич. Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны. 1858. Масло

На академической выставке 1858 года появилась его картина «Большая дорога между Симферополем и Севастополем в 1855 году», за которую он получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.

Картина Филиппова изображает, собственно говоря, не самую дорогу, а ее обочину. Дорога отнесена на задний план, и видно, что она загромождена подходящими войсками, так что транспорту раненых, повозкам с боевыми припасами и местному населению приходится поневоле довольствоваться лишь окольными, неудобными путями, преодолевать неровности, наполненные водой канавы и непролазную грязь.

Второй план картины ярко освещен и прежде всего привлекает внимание. В центре, на пригорке, изображены две повозки с ранеными. В одну из них впряжены два верблюда.

С другой повозки, влекомой двумя волами, русский санитар снимает тяжело раненного греческого волонтера в феске. Левее фельдшер перевязывает ногу лежащему на земле молодому защитнику Севастополя; голову раненого поддерживает сестра милосердия, защищая его от палящего солнца темно-зеленым зонтом.

Позади них священник благословляет проходящих по дороге солдат.

Затененный первый план разработан очень содержательно. В левом углу видна передняя часть телеги, как бы обрезанной рамой картины (прием отнюдь не традиционно-академический), и лошадь с жеребенком, выбирающаяся из наполненной водой балки.

Правее изображена телега, груженная ядрами, застрявшая в грязи и подталкиваемая сзади светловолосым солдатом в белой рубахе, белой фуражке и серой шинели на плече и пожилым чернобородым ополченцем в красной рубахе.

Рядом возница погоняет кнутом лошадей. Солдаты очень типичны, в них чувствуется та мужественная деловитость простых русских людей, которая «двигает горами». Навстречу им спускается с пригорка запряженная волами арба с сидящей в ней женщиной в белом покрывале и припавшей к ее коленям черноволосой девушкой в пестрой одежде.

Рядом идет, придерживая вола за рога, чернобородый мужчина в бурке с обнаженной смуглой грудью, его фигура полна эпического спокойствия. В глубине справа видны повозки, выезжающие из балки на обочину дороги. Вдали в тумане маячат горы. Небо у горизонта застлано дымом.Филиппов Константин Николаевич. .Перед боем. Сцена из Севастопольской войны 1854-1855 гг. 1862. Акварель.

Большой интерес представляют две акварельные композиции Филиппова на сюжеты Крымской кампании, принадлежащие ныне Калужскому областному художественному музею: «Сцена из Севастопольской войны. Перед боем» и «Сцена из Севастопольской войны. После боя».

Они, по-видимому, представляют единое сюжетное целое и выполнены художником по наброскам с натуры, сделанным во время Крымской кампании. Первая композиция изображает отряд пехоты, выстроившийся на Екатерининской улице Севастополя перед отправлением в бой.

Перед отрядом расположилась группа офицеров верхом, повернувшихся лицом к выстроившимся солдатам. В этой сцене чувствуется значительность предстоящего дела: на площади собрано много войск, и создается впечатление, что командование разъясняет им основную задачу какой-то необычной операции.

Кроме того, из сообщений одного из биографов Филиппова, мы знаем, что художником в 1802 году в Риме была исполнена картина «Перевязочный пункт после дела на Черной речке в Крыму, 4 августа». Все эти соображения позволяют предположить, что интересующие нас акварельные композиции отражают эпизоды, связанные с боем на Черной речке 4/10 августа 1855 года, которым художник интересовался.

Знаменательным событием в художественной жизни России стала серия небольших картин, посвященная героической обороне Севастополя, созданная в 1871-1872 годах знаменитыми впоследствии передвижниками, московскими живописцами Владимиром Егоровичем Маковским и Илларионом Михайловичем Прянишниковым.

(Вся серия находится в Государственном историческом музее). Картины предназначались для «Севастопольского альбома» и были показаны в Москве на Политехнической выставке, организованной «Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшем при Московском университете. Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, была открыта в 1872 году.

В программе альбома, изданной на правах рукописи и включающей 97 сюжетов, огромное место отводилось деятельности прославленных героев Севастополя П. С. Нахимова и В. А. Корнилова, но главное – подвигам простых русских солдат и матросов, показавших в этой войне примеры беззаветной храбрости и патриотизма.

Фотографии с картин Маковского и Прянишникова, сделанные И. Дьяговченко, вошли в альбомы, изданные под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854/55 годов».

Картины писались жидким маслом на картоне, поэтому во всех документах и искусствоведческой литературе их называют рисунками.

Во время работы над серией художники встречались с очевидцами севастопольской страды, слушали их рассказы, знакомились с историческими документами, фотографиями, гравюрами, консультировались с военными специалистами.

Очень важную роль играли литературные источники, откуда были взяты многие сюжеты и на каждый составлены развернутые программы. Вероятнее всего, во время работы художники не были в Севастополе. Сроки были очень маленькие и жесткие, большой поспешностью объясняется некоторая недоработанность, эскизность картин. Общее их количество довольно велико: Прянишников исполнил 18 сюжетов, а Маковский – 21.

Следует отметить, что художники использовали не только литературный, но и изобразительный материал: народные лубки, картины и рисунки, о которых уже говорилось выше и, конечно же, работы В.Ф. Тимма.

И все-таки при изучении серии становится понятно, что самым главным источником для художников явились «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, которые дали драгоценный материал для понимания самого духа защитников Севастополя. В них гениальный писатель замечательно выразил свое восхищение мужеством и стойкостью рядовых защитников Севастополя. Он преклонялся перед чувством глубоко осознанного патриотизма, любви к родине русских солдат.

Произведения Прянишникова и Маковского нельзя считать точными иллюстрациями «Севастопольских рассказов», вместе с тем художники сумели воспринять и отразить основные проблемы, затронутые Толстым, показать неприкрашенную правду войны, мужество, патриотизм народа.

Целый ряд картин посвящен подвигам героев, чьи славные имена вошли в историю Севастопольской обороны: адмирала П.С. Нахимова и простых матросов – П. Кошки, И. Шевченко, Г. Палюка…

Севастопольская серия неравноценна по своим художественным достоинствам, но в целом она сыграла значительную роль в развитии новых путей батальной картины, используя завоевания бытового жанра.

Не случайно знаменитый баталист Ф. А. Рубо тщательно изучал работы И.М. Прянишникова и В.Е. Маковского при создании севастопольской панорамы.

Источник http://sutur.crimea.ua/2014/02/shkola-yuny-h-kraevedov-zanyatie-3/

elena-sem.livejournal.com

Русская живопись --- Франц Рубо : Панорама "Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг."

Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года. Севастополь.

ПанорамаСМОТРЕТЬ КРУПНО

Фрагмент панорамы 1. Осажденный Севастополь в дыму пожарищ. Справа – центр города, на Корабельной стороне – Лазаревские казармы.

Фрагмент панорамы 2. Перевязочный пункт Малахова кургана. У входа в землянку – хирург Н. И. Пирогов (в темно-синем сюртуке).

Далее я не стал возле каждой картины указывать название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу.

aloban75.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта