Нюрнберг. Картина заяц дюрера


Сумасшедший кролик или прикидывается? (Нюрнберг, Германия)

В Нюрнберге живут странноватые немцы (а какие еще они должны быть, если здесь жил человек, который изобрел глобус!), которые соответственно странным образом решили увековечить память одного из своих горожан, установив памятник-карикатуру.

Однажды, прогуливаясь по окрестностям Нюрнберга, Альбрехт Дюрер подобрал маленького зайца и поселил в его в своем доме, который впоследствии стал героем многих его произведений. И вот, вместо трогательного рыжего зайчика, горожане установили скульптуру, которая представляет собой огромную тушу кролика, раздавившего человека и которого уже начинают пожирать зайцы поменьше. Наверное это имеет глубокий философский смысл или намекает на тонкий юмор нюрнбержцев. Бешеный кролик расположился прямо напротив дома Дюрера.Нюрнберг изобилует очень оригинальными памятниками. Вот «Собор Св. Лаврентия», так случилось, что в этой церкви не один, а двенадцать алтарей, и три органа.Или взять фонтан Der Schöne Brunnen, т.е. (буквально) Прекрасный фонтан, возраст которого уже перевалил за 600 лет, колонна которого не случайно напоминает готической шпиль, так как её должны были поставить на одну из церквей, но у города не было денег, и ее водрузили на фонтан. Всё просто!Аллегорические фигуры на фонтане тоже не простые, а изображают святых, церковных отцов, христианских и еврейских героев: рядом с Юлием Цезарем, Александром Македонским, Карлом Великим, королем захваченной крестоносцами Палестины Готфридом Бульонским и варварским королем Хлодвигом помещены Гектор, Иуда Маккавей, Иисус Навин, Давид; над ними возвышаются статуи Моисея и 7 пророков. На кованой ограде есть золотое кольцо, как оно было вставлено в решётку, до сих пор остаётся загадкой. Кольцо надо покрутить и загадать желания. Говорят, что не только туристы так делают, но и сами славные горожане.Мне еще очень понравилась необычная скульптура "Корабль дураков", посвященная известной картине Иеронима Босха и одноименной книге Себастьяна Бранта. Дураки грузятся на корабль, на котором намереваются уплыть в страну глупости (Наррагонию).Еще один знаменитый горожанин Ганс Сакс хорошо зная слабости и грешки своих соотечественников, в своих произведениях посмеивался над их проступками и проделками. Например, в своей Шлаураффии, посвященной нюрнбержцам, Сакс повествует о сказочной стране лентяев, где текут молочные реки, по воздуху летают жареные гуси, куры и голуби, попадающие прямо в рот ленивцу, бегают жареные свиньи с ножом в боку, за безделье платят деньги, а самого ленивого и тупого выбирают в короли. Но Ганс Сакс очень гордился тем, что является гражданином славного и вольного города: в "Похвальном слове городу Нюрнбергу" (1530) он с гордостью пишет о Нюрнберге и его повседневной жизни. Смотри, как стройно и красивоТут улицы проведены.Отсюда все они видны:Их здесь – ни много и ни мало –Пять сотен с лишком ныне стало;А лишек – двадцать восемь точно.И все-то вымощены прочно!Колодцы – сто шестнадцать счетом – Полны до верха, А ещё там фонтанов дюжина водой всех оделяет даровой.Больших часов у нас шесть штук.Из них четыре бьют все вдруг.Двенадцать в городе холмов,Одиннадцать больших мостов(И все из камня, все как есть!),Ворот же ровным счётом шесть, Притом ещё два малых входа;Десяток рынков для народа. (…) Обилен торг – куда ни глянь!Ещё тут есть тринадцать бань Общественных и храмов восемь,Где Богу мы хвалу возносим.Река по городу бежит,Семь дюжин жерновов вертит – Большая, быстрая река!""Скажи, спросил я старика,– Как имя города сего?""Зовём мы Нюрнберг его".Нюрнберг это город в городе. Старый город находится за высокой крепостной стеной, которая бережно охраняет историческую часть города и добрую, старую Баварию. Старый Нюрнберг живет отрешенно, какой то своей жизнью и не стремится ее менять.Туристов здесь стараются не замечать, а просто терпят. Все магазины, музеи и сувенирные лавки дружно закрываются 17-00. В пивных, ресторанах и кафе обслуживают не спеша и с некоторой ленцой. К вечеру, когда жара спала, торговцы овощами с площади разбежались, включаются городские оранжевые фонари. И кажется Нюрнберг вздохнул облегченно, вытер пот со лба и погрузился в излюбленное состояние: задумчивости и философского размышления!

turbina.ru

Растительный код. Загадочный заяц.: agritura

1 Hans_Hoffmann_(German_-_A_Hare_in_the_Forest_-_Google_Art_ProjectЭто картина последователя Альбрехта Дюрера, немецкого художника Ханса Хоффмана "Заяц в лесу" (1530-1591), 1585 год.

Возможно, Хоффман просто хотел нарисовать зайца в лесу, пойдя по пути своего вдохновителя Дюрера, изобразившего в свое время самого знаменитого зайца эпохи Возрождения. Возможно, но если бы он хотел зашифровать на полотне некое послание, он, несомненно, воспользовался бы популярными в то время растительными и животными символами.

Итак, в первую очередь, мы видим зайца - не растительный, но символ. Зайцы, а точнее, кролики в Средние века символизировали похоть, сексуальную невоздержанность. Здесь это может обозначать грешность человеческой натуры вообще.

1 жабы ящерицы

Еще несколько не растительных символов. Ящерица - смерть и воскресение, лягушка - зло, пустая раковина - бренность всего живого, смерть.

1 кузнКузнечик мог символизировать дьявола, разрушение, но иногда кузнечик был символом обращенного в христианство язычника.

1 мухаМуха- зло, дьявол, смерть.

1 колокольчикКолокольчик - скорбь Богоматери.

1 манжеткаЛистья манжетки. Манжетку на английском языке называют "Ladysmantle" - "плащ Богородицы".

1 макБутон мака. Мак - смерь, смертный грех.

1 одуванчикЛистья одуванчика. Нередко цветок одуванчика изображали на картинах с Марией и Младенцем. Миленький цветочек символизировал беззаботное детство, но под ним скрывались остроконечные листья, похожие не лезвие копья - символ крестной смерти. Здесь даже цветка нет. Символ жерты Христовой для спасения грешного человечества.Жуки - символы бренности, тлена, распада.

1 чертополохЧертополох - терновый венец, страсти Христовы.

1 щегол

Щегол - символ страстей Христовых. Нередко младенца-Христа изображали со щеглом в ручке.

1 подорожник и клеверПодорожник - символ паломничества, иносказательный символ дороги к Богу.Трелистник клевера - Троица.

1 незБабочки - воскрешение, бессмертная душа, незабудка - символ верности. А еще масонский символ (правда, я не уверена, что это незабудка).

Ну вот, а теперь сами думайте - перед вами просто заяц или это нравоучительное изображение ванитас?

Я давно задумывала пост о символических растениях, так что еще буду писать. Некоторые расшифровки нашла ЗДЕСЬ, интересный блог.

Продолжение.

agritura.livejournal.com

Заяц Дюрера: пять веков метаморфоз

Durer-hareАльбрехт Дюрер. Заяц, 1502.Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, белила, 25,1 × 22,6 смМузей Альбертина, Вена

Среди шедевров мирового искусства акварель "Заяц" Альбрехта Дюрера примечательна своей скромностью: небольшой размер, сдержанные цвета, немудреная композиция, незначительный сюжет. Если вспомнить прочие "натурные штудии" того же Дюрера, этот зайчишка далеко не так занимателен, как увенчанный рогами олень, сова с огромными глазами, мертвая птица с радужным оперением, экзотический гигант-носорог, клыкастый морж. И все же именно "Заяц" по сей день бьет рекорды популярности не только среди работ Дюрера, но и среди произведений европейского искусства вообще. Чем вот уже пять столетий пленяет нас эта акварель?4-590x802

Альбрехт Дюрер. Голова оленя. 1503

Прежде всего, познакомимся с "портретируемым". Это самый обычный заяц (Lepus europaeus), по-русски его называют русаком, по-немецки - Feldhase (полевой заяц) из-за приверженности зверька к открытым пространствам. Оригинальное название акварели Дюрера " Feldhase" (или "Junger Hase" – "Зайчонок"), однако чаще эту работу именуют "Заяц Дюрера" – "Dürer-Hase". Причем слово "Заяц" следовало бы писать с заглавной буквы на всех языках, а не только на немецком, как того требует грамматика.

11-590x401Альбрехт Дюрер. Голова моржа. 1521

Зайцы-русаки и ныне в изобилии обитают в Германии, а уж 500 лет назад встретить зайца было самым обычным делом. У нас нет оснований не доверять преданию о том, что Дюрер, который любил гулять в окрестностях Нюрнберга, нашел больного зайчика (по одной из версий, спас от наводнения), принес домой, выходил и изобразил на листе бумаги. Можно с уверенностью добавить, что акварель создана летом, о чем свидетельствует бурая шубка "модели" – зимой мех русака гораздо светлее. Как свидетельство того, что Дюрер работал с живой натурой, приводят выразительную деталь: в глазу зайца отражается оконный переплет, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка. Некоторые искусствоведы, впрочем, скептически относятся к благостному преданию о спасенном и прирученном зайце, который послушно позировал Дюреру. Скорее всего, считают они, Дюрер работал по памяти, а эффектный прием отражения оконного переплета в зрачке позаимствовал из фламандской живописи. Однако, был ли заяц живым зверьком, охотничьим трофеем или чучелом, он по праву обрел бессмертие в мире искусства.

3061Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500

Рисунок выполнен мастерски. «Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед", - так описывает акварель немецкий искусствовед Куно Миттельштэд. Зайчика действительно хочется погладить. Глядя на него, мы словно ощущаем мягкость бархатистого меха, тепло маленького тела, чувствуем, как бьется пульс. Мы видим буквально каждый волосок на шкурке зайца, но в работе Дюрера нет и следа утомительного жизнеподобия - это действительно сама жизнь!

IMG_7857Замок Кайзерсбург в Нюрнберге.Может быть, где-то здесь Дюрер подобрал зайца?

Пусть не весь секрет обаяния Зайца Дюрера, но хотя бы некоторая его часть раскрывается в трех словах: акварель, гуашь, белила. Акварель, известная на Востоке с давних времен, в Европе начала 16 столетия была еще внове. Дюрер - один из первых европейских художников, работавших в этой сложной технике, его называют родоначальником современной акварели. Прозрачный мягкий акварельный рисунок передает все богатство цвета заячьей шубки, здесь можно насчитать с десяток оттенков: охристо-серый, бурый, светло-коричневый, рыжеватый, бежевый… Поверх текучей акварели плотной матовый гуашью проработаны тысячи волосков, среди которых буквально нет двух одинаковых: они постепенно меняются по толщине и длине в зависимости от того, как лежит мех на теле животного. Ученые установили, что с помощью самых совершенных компьютерных программ нельзя смоделировать шкуру зайца лучше, чем это сделал Дюрер. И наконец, благодаря положенным с ювелирной тонкостью белилам, тело зверька кажется объёмным, мех – легким и блестящим.

IMG_7878Вид на Нюрнберг со стены замка Кайзерсбург

Дюрер выбирает самую выигрышную композицию, чтобы представить свою "модель" объемно. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция - ладный и разумно сложенный скелет, мы словно видим зверька насквозь.

IMG_7883Дом Дюрера в Нюрнберге, в котором художник жил с 1509 года.

Всматриваясь в природу с восторгом художника и невозмутимостью ученого, Дюрер, кажется, достигает невозможного: объективность и точность "научного пособия" он сочетает с эмоциональностью, предельную детализацию – с целостностью образа. Заяц насторожен, чуток, и в то же время доверчив. При всей своей скромности и малой величине, он полон своеобразного достоинства. Если расшифровать послание, которое вложил художник в этот рисунок, он звучало бы примерно так: "Вот я, заяц, неприметная тварь Божия, но и я часть этого огромного, сложного, прекрасного мира, и во мне есть капля его гармонии и мудрости. Посмотри на меня с приязнью, человек, полюбуйся мною, будь ко мне добр!"

IMG_7904Дом-музей  Дюрера в Нюрнберге

"Заяц", на наш взгляд, - работа вполне традиционная по жанру и укладывающаяся в рамки анималистики, но для своего времени она была подлинно новаторской: художник изобразил ПРОСТО зайца. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц - символ сладострастия, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, малодушия, бегства от грехов и так далее. Это всего лишь зверек сам по себе, увиденный художником без "упаковки" символов, словно впервые.

duererhase_jpgШоколадный  "Заяц Дюрера"

Однако не наделенная символическим подтекстом акварель приобрела его независимо от воли автора. Заяц Дюрера стал с течением времени ассоциироваться с пасхальным зайцем Osterhase. Пасхальные открытки и украшения с изображением дюрерова зайца, заячьи фигурки и рельефные медали из шоколада, повторяющие, с большей или меньшей точностью, прототип, – неизменная принадлежность пасхальных дней.

11-590x4011Заяц Дюрера, отлитый вручную из  элитного шоколада.

Впрочем, и вне пасхальной символики образ "Зайца Дюрера", как говорится, ушел в народ. Здесь сыграли роль не только совершенство рисунка, но и его небольшой размер, возможность качественного воспроизведения, наконец, сама тема – милый зверек, к которому люди относятся с симпатией. За пять веков своего существования заяц множество раз копировался художниками и репродуцировался. Были времена, когда изображение дюрерова зайца в рамочке создавало уют чуть ли не в каждой немецкой гостиной (и над моим письменным столом висит такая  репродукция, я часто поглядываю на нее, когда что-нибудь сочиняю)).. С развитием массового туризма заяц перекочевал на обложки, сумки, коврики для компьютерной мыши, превратился в статуэтки всех цветов, размеров, материалов. Известная немецкая фирма "Штайф" одно время выпускала мягкую игрушку "Заяц Дюрера".hase2965202004070782_1

Заяц Дюрера. Мягкая игрушка фирмы "Штайф" и сувенирный пакетик

Как непомерно разбухший символ массовой культуры знаменитый заяц привлек внимание современного скульптора Юргена Герца, благодаря которому в 1984 году на старинной площади перед домом-музеем Дюрера в Нюрнберге появилась шокирующая и, безусловно, впечатляющая скульптурная композиция "Заяц". На низком гранитом постаменте лежит растерзанная туша огромной зайчихи с устремлённым в небо мёртвым янтарным глазом. Жирное тело зайчихи окружают обломки развалившегося ящика, который стал ей тесен, из прорех в туше вылезают зайцы поменьше, то ли проглоченные зайчихой и стремящиеся на волю, то ли пожирающие ее, а скорее всего – то и другое вместе. Перед зубастой пастью лежат обглоданные кости (впрочем, их можно принять и за стебли растений). Самая жуткая деталь – под когтистой лапой явственно видны пальцы ноги поглощенного монстром человека. О Дюрере напоминает вторая часть композиции - установленная на отдельном постаменте крошечная статуэтка дюрерова зайца, отполированная до золотистого блеска. Протестуя против ажиотажа вокруг произведения, подвергающегося губительным метаморфозам, Герц предостерегает нас и от потребительского отношения к природе: отвечая на насилие, она превращает невинных зверьков в опасных отвратительных мутантов. Парадокс в том, что скульптура Герца в свою очередь стала достопримечательностью Нюрнберга, тиражируемой на открытках, при этом популярность Зайца Дюрера нисколько не уменьшилась.

IMG_7899IMG_7903Юрген Герц. Скульптурная композиция "Заяц" в Нюрнберге. 1984

В 2002 году Заяц торжественно отметил 500-летие, и, поскольку оригинал рисунка находится в венском музее Альбертина, вернулся в Нюрнберг весьма необычным путем. Летом 2003 года на Рыночной площади разместилась грандиозная инсталляция "7000 зайцев Дюрера", придуманная скульптором Оттмаром Хёрлем. 7000 зеленых пластмассовых зайцев, рассевшись в строгом порядке, заполнили площадь, что, по словам очевидцев, напоминало то ли газон, то ли огородные грядки. В отличие от мрачной скульптуры Герца, идея непрестанного тиражирования нюрнбергского шедевра трактуется Хёрлем весело и с юмором.Остается сказать несколько слов об оригинале рисунка, который как величайшее сокровище хранится в Вене. Зрителям рисунок показывают, увы, нечасто, и в последнее время не вывозят даже на самые престижные выставки. Состояние наклеенной на картон бумаги и красок таково, что "Заяц" должен соблюдать строгий температурный режим и не повергаться воздействию даже слабого освещения.

Kopieren von startОттмар Хёрль. Инсталляция "7000 зайцев Дюрера" в Нюрнберге. 2003

В залах Альбертины демонстрируется самая лучшая в мире копия "Зайца", а оригинал можно увидеть не чаще, чем раз в 5-10 лет. Весной этого года "Заяц" участвовал в выставке "Основание Альбертины. От Дюрера до Наполеона", но если вы не были в это время в Вене, не стоит огорчаться и ждать годы до следующего явления Зайца Дюрера поклонникам.

11-590x4012Монета  достоинством в  10 долларов, выпущенная Британскими Виргинскими островамив 2010 году в серии "Шедевры искусства".

Искусствоведы Альбертины в ответ на сетования советуют просто включить компьютер и найти изображение акварели Дюрера на сайте http://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project   Благодаря программе " Google Art Project ", - говорят они, - вы можете сколько душе угодно рассматривать акварель в прекрасном качестве без ущерба для произведения. Вам будет виден каждый волосок, каждый коготок зайца и отражение оконного переплета в его кротких глазах. Что ж, Дюрер, наверное, был бы доволен…

duerer-fensterkreuzОпубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 7(202), 2014

16-centure-ru.livejournal.com

Субботние монстры: Молодой полевой заяц

Картина "Молодой полевой заяц" была написана Дюрером с маленького зайца-русака которого художник подобрал в окрестностях Нюрнберга в 1502 году. В это время Дюрер сильно болел и был вынужден на некоторое время отказаться от путешествий.Зайчонок поселился в доме Дюрера, а потом стал моделью: настороженный, с огромными глазами, готовый в любой момент сорваться с места. Как и другие работы Дюрера, будь то портреты или пейзажи, рисунок поражает детальной точностью, реалистичной передачей настроения и внутреннего напряжения.Именно по его мотивам создан "заяц Дюрера", установленный на площади около дома-музея.

Автор работы Jürgen Goertz

   

Обратите внимание на ногу человека. Что она символизирует?С друзьями долго спорили что именно жует заяц. Пришли к мнению, что кости.

Вот как выглядит оригинал, который находиться в Вене

 

Пост посвещается shutofsky с пожеланиемя чтобы этот заяц приходил к нему по ночам 

zabzamok.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта