Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова "Кикимора". Картина лядова кикимора


сказочная симфоническая картина А. Лядова, 8 букв, сканворд

сказочная симфоническая картина А. Лядова

Альтернативные описания

• болотная нечисть и по совместительству жена домового

• в восточнославянской мифологии: маленькая невидимка, живущая в болоте

• в русской мифологии — маленькая невидимка, живущая за печкой, в лесу, в болоте

• злой дух дома в русском народном мифотворчестве, маленькая женщина-невидимка с развевающимися волосами, астральное воплощение души умершего злой смертью (мифическое)

• сказка А. Н. Толстого

• мифическое существо — нечистая сила в женском образе

• болотная шишига

• по преданиям — жена домового, враждебная мужчинам

• согласно славянской мифологии, в нее превращалась девочка, которая умерла не крещенной

• согласно мифам древней Украины эта сонная и бледная дева — богиня сновидений

• сказочная жительница болота

• существо с головой лисы в русской мифологии

• супруга домового

• подруга домового

• подружка Водяного

• страшила болотная

• болотная невидимка

• подруга Лешего

• вредина из болота (сказ.)

• жена домового

• домовой в юбке

• нечисть болотная

• болотная «сестрица» лешего и водяного

• первая красавица на болоте

• нечистая сила за печкой

• живет в доме за печкой

• «красавица» из болота

• болотная образина

• топьмодель

• сестрица домового, живущая за печкой

• болотная «красавица»

• В русской мифологии маленькая невидимка, живущая за печкой, в лесу, на болоте

• Сказочная симфоническая картина А.Лядова

• Сказка А. Н. Толстого

• Повесть А. Лиханова

• В славянской мифологии домашний дух

• "Красавица" из болота

• болотная "красавица"

• болотная "сестрица" лешего и водяного

• болотная нечисть

• вредина из болота

• об. род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с веретеном, прялкою, воробами и вьюшкою. Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет! Сиб. есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста. Укорительное домосед, нелюдим, невидимка, кто вечно сидит дома за работою, особ. кто очень прилежно прядет. От кикиморы не дождешься рубахи, хотя он и прядет. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отшибенное горло кувшина, либо камень с природною сквозною дырою

• сказочная жительница болот

scanwordhelper.ru

Урок музыки в 3-м классе. А.К. Лядов. "Кикимора"

Разделы: Музыка

Цель: формирование конкретного представления об особенностях  музыкальных сказок.

Задачи: 

  • раскрыть термин «лейтмотив», и его  роль в произведении;
  • познакомить со сказочной картиной  А.К.Лядова «Кикимора»;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству;
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей;
  • развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.

Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, исполнение песни «Гномик и великан»

Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»

Литературный материал:А.Н.Толстой  «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.

Тип урока: расширение знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Учитель:

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати подушки Уже навострили ушки? (Дети: Да! ) И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.) – Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно мы сегодня  у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. – Вы любите путешествовать?

Учитель: Дети, хлопнули в ладоши  и отправились в путешествие.

2. Актуализация  знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым композитором А.К.Лядовым. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша  задача –  убедиться в том, что это действительно. А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок. Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

3. Слушание музыки

Учитель: Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?    Что вы представили, слушая эту пьесу (Розовый конвертик, в конвертик вложены термины эмоционального состояния музыки)

– Какой характер музыки прозвучал? Каким  было ваше эмоциональное состояние?

4. Чтение описания портрета Кикиморы

Учитель: Вспомните  сказку  «Теремок» и главных героев:

Мышка – пи-пи-пи. Лягушка – ква-ква-ква. Петух – ку-ка-ре-ку.

– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется  «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.

5. Физминутка

Кикимора  стучит, гремит, свистит, шипит.

6. Повторное слушание «Кикимора» Лядов

1 часть. Медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее звучание создает сказочную обстановку.2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.3 часть. Холодное, звенящее звучание  рисует нам колыбельку. (Синий конвертик, вложены разные картинки с изображением кикимор)

Учитель:  Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

(Желтый конвертик: Кикимора это? Сказочный персонаж, персонаж который летает на метле, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная или персонаж который живет в лесу – дети определяют сами)

Кикимора – это персонаж?

7. Исполнение: Гномик и великан

8. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке? – Что нового вы узнали? – Какие новые термины слов вы услышали?

Зеленый конвертик:

9. Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Лейтмотив – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.Колыбельная – яркая тема для характеристики главного героя.Кикимора – тихая, плавная, певучая мелодия.

Учитель: Путешествие наше закончилось.

Оценка детей .

10. Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кикимора (Лядов) - Gpedia, Your Encyclopedia

Кикимора — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.

История создания

«Кикимора» написана А. К. Лядовым в 1909 году.

Герой произведения

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Премьера

Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти.

Особенности

Инструментовка

Состав оркестра, используемый в "Кикиморе"
Деревянные духовые
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот
Медные духовые
4 валторны in F, 2 трубы in B,
Ударные
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста
Струнные
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы,

Известные записи

См. также

Примечания

Источники

www.gpedia.com

Комплексное занятие с детьми по слушанию симфонической музыки

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь детей к классической музыке, развивать художественный вкус.

2. Обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки.

3. Развивать музыкальные способности детей.

4. Учить оценивать музыкальное произведение: жанр, характер, настроение, средства музыкальной выразительности.

5. Учить овладевать музыкальными терминами, расширять представления о жанрах.

6. Развивать у детей активность в сочинении различных импровизаций через движение, слушание.

7. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.

Оборудование: портрет композитора А.К. Лядова, аудиозаписи произведений А.К. Лядова, иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора», иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Предварительная работа: прослушивание симфонической картины А.К. Лядова «Кикимора». Драматизация сказки «Кикимора».

Ход занятия

Музыкальный руководитель (М.р.) (приветствует детей). Двери нашей музыкальной гостиной открыты для вас, ребята. Посмотрите, сколько уже гостей и слушателей здесь собралось, поприветствуйте их.

А мы с вами продолжим наше путешествие в мир сказок.

В этом зале ожидают

Вас, ребята, чудеса,

Слышите, как оживают

Разных сказок голоса?

Какие же музыкальные пьесы на тему «Сказка в музыке» мы с вами слушали? («Баба-яга» композитора П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Золушка» С. Прокофьева, «Кикимора» А. Лядова.)

Правильно, а в чьем исполнении вы слушали пьесу «Кикимора»? (В исполнении оркестра.)

А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)

Ну что ж, ребята, пришло время нам отправиться в путешествие… Так как путь туда очень долгий, полетим мы на ковре-самолете, так что располагайтесь поудобнее. А путешествие наше будет нелегкое, ведь летим мы к кудеснику в горы, где живет одинокая и злая Кикимора.

Воспитатель (В.). Живет, растет Кикимора у Кудесника в горах, с утра до вечера тешит ее своими сказками кот Баюн. С вечера до бела света качает Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через 7 лет вырастет Кикимора. Тонешенька, черным-чернешенька, голова малым-малешенька, с наперсточек, а туловище, не сказать, с соломинку. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, шипит Кикимора с вечера до полуночи, с полуночи до бела дня. Прядет свою кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на весь белый свет

М. р. Вы обратили внимание, дети, сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька… Речь становится похожей на музыку.

А давайте вспомним, каков общий характер этой музыкальной пьесы? (Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.)

Давайте послушаем первую часть пьесы и обратим внимание, как инструменты помогают раскрыть этот характер. (Включает запись и продолжает рассказ.)

…Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.

Тихо в горах…

Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка… Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.

М. р. Что вам она напоминает? (Колыбельную.)

Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.

Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.

Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.

После прослушивания сравниваются первая и вторая части произведения.

В. Ребята, давайте вернемся в нашу гостиную и рассмотрим картинку, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).

А при помощи чего можно изобразить танец? (При помощи движений.)

Давайте пофантазируем и с помощью движений изобразим танец безжалостной, злой, капризной Кикиморы.

Звучит музыка второй части. Танец-импровизация в исполнении детей.

М. р. Ребята, а какая музыка может помочь Кикиморе стать добрее, развеселить ее? (Музыка веселая, светлая, радостная и т. д.)

Музыкальный руководитель играет на фортепиано отрывок из песни «Добрый жук», муз. Спадавеккиа.

М. р. Какое настроение у этой песенки, из какой она сказки? (Ответы детей.)

Дети исполняют песню-танец.

М. р. Что еще мы можем сделать красивого и приятного для Кикиморы? Может быть, эта музыка тоже поможет ей стать лучше?

Дети узнают по фрагменту пьесу Д. Шостаковича «Музыкальная шкатулка», определяют ее характер, исполняют ее на инструментах (хрустальные стаканчики, колокольчики, «шуршунчики», металлофоны).

В. Мне так понравилось быть дирижером в оркестре, можно, я буду в вашей игре главной Хохотуньей?

Воспитатель предлагает детям поиграть в веселую игру «Хохотунья».

М. р. Все было весело и чудесно, но это еще не все, что мы можем сделать для Кикиморы. Я предлагаю сделать для Кикиморы сюрприз. Давайте украсим ее наряд и скажем ей самые добрые и нежные слова.

Половина детей говорит для Кикиморы добрые слова, а другие дети делают аппликацию на платье Кикиморы.

В. Давайте придумаем для Кикиморы сказку с добрым концом.

Дети рассказывают придуманные сказки.

М. р. Я сейчас, ребята, подумала, может, это вовсе не Кикимора, а заколдованная красавица-принцесса?

Но это уже другая сказка, и встреча с ней состоится в следующий раз.

До встречи в нашей музыкальной гостиной.

Худолеева Т., Бикац Г.

vscolu.ru

Особенности камерного симфонизма в симфонических произведениях а.К. Лядова «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».

Название глав:

1. Особенности симфонического метода Лядова.

2. Особенности камерного симфонизма в симфонических произведениях Лядова «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

Актуальность темы:

Наше современное общество, пребывающее в таких условиях, характеризующихся резкими изменениями в жизни, переоценкой художественных ценностей и идеалов. Национальная культура сегодня сталкивается с противостоянием различных тенденций и направлений, с проявлением различных стилей и техник.

Мы молодые музыканты, живущие во время общедоступной и многообразной информации, но все чаще сталкиваемся с дефицитом особых сведений, выявляющих связь с культурным наследием.

Симфоническая музыка частично дала импульс для развития основы музыки и явилась контрастом музыкальных поисков современников. Нам интересен поиск А.К. Лядова в симфонической миниатюре. Особое внимание привлекают пьесы «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро», музыкальный язык которых призывает как можно подробнее изучить особенности симфонизма как самого Лядова так и этих произведений.

Цель реферата:

Раскрытие особенностей симфонического метода А.К. Лядова.

Задачи:

а) Анализ симфонического творчества А.К. Лядова

б) Анализ оркестровых пьес А.К. Лядова

Объекты исследования:

Русская симфоническая музыка рубежа 19-20 веков.

Предметы использования:

Оркестровые произведения «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».

Структура работы:

Реферат состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка.

1. Особенности симфонического метода А.К. Лядова.

Лядов жил в непростое для творчества время, его деятельность охватила сорокалетний период развития русской музыки. Сложные условия эпохи наложили свой отпечаток на облик композитора, не свободный от ряда идейно-творческих противоречий.

Для формирования Лядова как композитора, имели большое значение завязавшиеся еще с юности дружеские отношения с Римским-Корсаковым и В. Стасовым, а также общение с Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Кюи. От них Лядов унаследовал любовь к народному творчеству. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, богатство народной фантазии.

В формировании стиля Лядова сыграли роль также некоторые выдающиеся представители зарубежной музыки. Так можно заметить, что в творчестве молодого Лядова сказалось увлечение Шуманом, в зрелом периоде ощутимы связи с его одним из любимых композиторов – Шопеном. Картыгин говорил о Лядове: «Мало кто из русских не подчинялся обаянию шопеновой музы. Некоторые вокальные и фортепианные мелочи Глинки, рояльные вещи Балакирева, многое у Кюи, иные отдельные эпизоды и обороты у Римского-Корсакова, даже у Мусоргского – созданы под несомненным влиянием Шопена. Немало «шопенизмов» встречается и в произведениях Глазунова, Ляпунова, не говоря уже о Лядове, столь сильно подчиненном Шопену, что иную мазурку Лядова смело можно было бы подписать именем его музыкального кумира».

Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничением им своих замыслов масштабами малой формы, однако это не мешало ему отличаться от других своим уникальным и самобытным мышлением. Оно выражается в способности чутко отражать новые художественно-эстетические веяния и стилистические ориентиры современной ему эпохи. Исторически первоначальная и большая часть наследия композитора – это оркестровые и фортепианные миниатюры.

Важное место в процессе становления творческой индивидуальности музыканта принадлежит особой психофизиологической организации, в активном критическом мышлении Лядов склонен был видеть чуть ли не весь смысл человеческого существования: «Я живу – я мыслю, я мыслю – я живу», писал он однажды. Своеобразной чертой индивидуального облика Лядова была также диспропорция между эмоциональной и умственной подвижностью и недостаточным развитием волевых проявлений. Это конечно наложило отпечаток и на его повседневный жизненный уклад, отчасти и на творческий. Последнее из сказанного особенно интересно – малая работоспособность, медлительность, но все же напряженный и кропотливый труд, тщательная и аккуратная проработка всех деталей. Все это служит главной предпосылкой миниатюризма мышления.

В его творчестве всегда прослеживается тяготение к лаконизму и афористичности, сжатости, краткости высказывания, максимальной концентрации, что проявляется в различных сторонах его личности и деятельности: композиторской, педагогической, исполнительской.

Отметим также не мало важное для становлении личности Лядова – автора «Бабы-Яги» и «Кикиморы» - увлечение сказками, начиная с русских народных и кончая Андерсеном, которого особенно нежно любил композитор: «Я упиваюсь “Сказкой моей жизни” Андерсена. Читал по крайней мере раз 10 – и все читаю с упоением», - писал однажды он Помазанским.

Уверенное и отточенное мастерство Лядова, которое, наконец, стабилизировалось и проявилось в полной мере в отдельных менее ярких произведениях конца 90-х годов с их безмятежной светлостью, невозмутимостью, неизменным утонченным благозвучием, не может не завораживать своим совершенством и красотой.

Напрашивается предположение о том, что в это время в творческом сознании композитора уже постепенно назревал тот переломный момент, который привел его в следующем десятилетии к почти полному отказу от фортепианных жанров и обращению по преимуществу к симфонической области. Но нельзя не отметить, что переходную роль в известном смысле выполняют так же оркестровые произведения (2 «Польских» полонеза) и вокальные (кантаты) произведения. Однако основное место в этом переходном этапе творчества композитора занимает другой, своеобразный жанр – это гармонизации и обработки народных песен, которым Лядов посвящает значительное количество своего времени и творческой энергии в конце 90-х и начале 900-х годов. Их значение в плане характеристики художественного облика Лядова весьма существенно. Так как в фортепианном творчестве народно-жанровое начало претерпевает ослабление, то в это же время возмещается непосредственным, более тесным, чем когда-либо раньше, соприкосновением с народными первоисточниками, сыгравшим немало важную роль для последующего периода его творческого пути. Таким образом, предпосылками камерного симфонизма Лядова стала народная песня.

Первый сборник народных песен Лядова вышел в свет в 1898 году, но работа его по гармонизации народных напевов началась значительно раньше. Общее число выполненных композитором гармонизаций и различного вида обработок народных напевов превышает цифру 200, превосходя по объему сделанное в этой области другими русскими классиками.

В своих гармонизациях Лядов с огромной внимательностью выявляет специфические особенности песенного интонационно-мелодического и ладового строя, голосоведения, народного многоголосия. Нельзя не отметить, что характерной чертой лядовских гармонизаций является предпочтение, которое он отдает подголосочно-полифоническому типу сопровождения, как наиболее близкому к народному изложению, перед аккордово-гармоническим. Создается впечатление, что весь талант композитора именно здесь имеет свое истинное проявление. Лядов тщательно подбирал выразительные средства, раскрывал таящиеся в народном напеве возможности, композитор заботился о том, чтобы не навязать песне чуждую ей природу.

У Лядова существовали такие песенные жанры, которые были особенно близки его творческой индивидуальности, и их гармонизация, несомненно, отличалась особой яркостью и своеобразием. Сюда можно отнести многие хороводные песни, шуточные, плясовые, а также несколько колыбельных. В хороводных композитора привлекает свойственная этому жанру жизнерадостность, с оттенками задора, некого вызова, душевной бодрости.

Наряду с этим близка была Лядову спокойная ясность, нежная, девичья светлость, которая выражалась в ряде песен иного характера. Все эти музыкальные предпочтения найдут отражение в его симфоническом творчестве.

В последние десятилетия жизни Лядов переживает творческий подъем. Расширение круга образов влечет за собой значительные изменения в системе выразительных средств. В жанровом отношение внимание перемещается в симфоническую область одновременно с почти полным отходом от фортепиано.

Новый период открывается законченной в начале 1904 года партитурой «Бабы-Яги». На протяжении шести лет в след за ней возникают «Восемь народных песен», «Волшебной озеро», «Кикимора», принадлежащие к ярчайшим творческим достижением композитора.

В симфоническом творчестве Лядова последнего десятилетия жизни нашло реальное выражение свойственное дарованию композитора тяготение к конкретно-сюжетному образному содержанию, связанному по преимуществу с фантастической тематикой. На предмете симфонизма Лядова можно сказать, что прогрессивная роль композитора заключается в «профессионализации» жанра, тесном сплетении в нем западноевропейских и русских традиций, преломлении современных творческих идей, но главной идеей является взгляд на миниатюру как на жанр, потенциально близкий жанрам народного искусства. В произведениях композитора нашли свое отражение яркая национальность, эпические традиции с лирикой, слияние народно-жанрового и индивидуального начал, при котором жанровый элемент преподноситься нам как выражение внутреннего мира художника.

Повествовательный, описательно-характеристический тип программного симфонизма, необычность и красота которого обязана живописным и звукописным изобразительным элементам техники композитора преемственно связывает Лядова прежде всего с Римским-Корсаковым. В то же время симфонические произведения последнего периода отмечены ярко индивидуальными чертами. Более того Лядов достигает в своих наиболее выдающихся произведениях максимально полного раскрытия своей творческой индивидуальности. Таковыми произведениями как раз являются симфонические картины «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро».

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих оразы русских сказок. Воплощение этого замысла, как практически всегда у его пьес – «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале 20-го века появляется первая из задуманных – «Кикимора».

Симфоническая сказка «Баба-Яга» посвящена В.В. Стасову. Текст Лядов взял из «Народных русских сказок» А. Афанасьева, к каждому произведению Лядов дает краткое описание сюжета, своего рода программу, чтобы ввести слушателя в таинственный и завораживающий мир сказки. Вот отрывок из повествовательного вступления к произведению: «Баба-яга вышла во двор, свистнула перед ней явилась ступа с пестом и помелом…» Более того эта программа в точности воплощается в музыке. Цель же всей пьесы «Баба-яга» заключается в раскрытии стремительного полета, неуклюжего полета дряхлого, но коварного существа.

«Волшебное озеро» является неким контрастом к выше рассмотренному произведению. «Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны или мелкая рябь, то начинает казаться, будто кто-то рисует на воде своей невидимой кистью». В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Лядов задумал написать оперу «Зорюшка», но так и не написал. Материал, который стал «озером» был предназначен для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов.

Первое исполнение «Кикиморы» состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти. В славянской мифологии кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она нечистая на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» «Кикимора» отличается от других пьес тем, что у нее есть развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова. Медленное вступление рисует сказочный пейзаж, затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок. Основной раздел пьесы – стремительно мелькают отдельные фразы. Заканчивается пьеса мгновенным уходом – исчезновением сказочного образа.

studfiles.net

Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова "Кикимора"

Перед тем, как мы с вами отправимся в сказку необходимо сделать некоторые приготовления.

1.На протяжение всего урока нужно выполнять правило. Не выкрикивать, не мешать товарищу отвечать. И если вы согласны с ответом своего одноклассника, то возьмите колокольчик и позвоните в него.

2.Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. На уроках музыки мы знакомились с вами с жанром русского фольклора – русской народной песней. Назовите жанры русских народных песен по содержанию (трудовые, солдатские, плясовые, колыбельные).

Расскажите про колыбельную песню. Колыбельная тихая, плавная, певучая мелодия.

Дыхательная гимнастика. Распевание по методике музыкального воспитания по Д. Огороднова.

Исполнение песни «Вечереет и луна взошла».

3.Из чего состоит музыка? (из звуков, каждый звук имеет своё название). Назовите ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

4. Чтобы попасть в музыкальную сказку нам нужно произнести волшебные слова. А вы знаете волшебные слова?

Пропевание звукоряда на слова «Крибле-крабле-бум!».

2. Актуализация  знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым композитором. А как его зовут вам придётся угадать самим. Посмотрите на доску. Давайте прочитаем фамилии композиторов (на доске записаны фамилии композиторов – П. Чайковский, А. Бородин, А. Лядов). В фамилии композитора, чья музыка будет звучать на уроке, спрятались нотки. (Лядов).А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в семье музыкантов. Лядов был не только прекрасным пианистом, но и талантливым композитором.Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли народные тексты древних, добылинных жанров - заклинаний, прибауток, присказок.Сказочные герои особенно ярко проявились в творчестве А.Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).Слайд 5.

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные сказки русского народа. А.К. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Слайд 6

. Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах.

От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора.

3. Слушание музыки сопровождается док. фильмом Кикимора.

Учитель: Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?    Что вы представили, слушая эту пьесу 

-Что изображала музыка? Где мы очутились?(в горах).

-Музыка рассказала, какие это горы?

-Какие это горы, с красивыми лесами? Красивые берёзки или коряги старые?

– Какой характер музыки прозвучал? Каким  было ваше эмоциональное состояние? (Зелёный конвертик, в конвертик вложены термины эмоционального состояния музыки)

infourok.ru

Сказочная симфоническая картина А.Лядова, 8 букв, сканворд

Сказочная симфоническая картина А.Лядова

Альтернативные описания

• болотная нечисть и по совместительству жена домового

• в восточнославянской мифологии: маленькая невидимка, живущая в болоте

• в русской мифологии — маленькая невидимка, живущая за печкой, в лесу, в болоте

• злой дух дома в русском народном мифотворчестве, маленькая женщина-невидимка с развевающимися волосами, астральное воплощение души умершего злой смертью (мифическое)

• сказка А. Н. Толстого

• мифическое существо — нечистая сила в женском образе

• сказочная симфоническая картина А. Лядова

• болотная шишига

• по преданиям — жена домового, враждебная мужчинам

• согласно славянской мифологии, в нее превращалась девочка, которая умерла не крещенной

• согласно мифам древней Украины эта сонная и бледная дева — богиня сновидений

• сказочная жительница болота

• существо с головой лисы в русской мифологии

• супруга домового

• подруга домового

• подружка Водяного

• страшила болотная

• болотная невидимка

• подруга Лешего

• вредина из болота (сказ.)

• жена домового

• домовой в юбке

• нечисть болотная

• болотная «сестрица» лешего и водяного

• первая красавица на болоте

• нечистая сила за печкой

• живет в доме за печкой

• «красавица» из болота

• болотная образина

• топьмодель

• сестрица домового, живущая за печкой

• болотная «красавица»

• В русской мифологии маленькая невидимка, живущая за печкой, в лесу, на болоте

• Сказка А. Н. Толстого

• Повесть А. Лиханова

• В славянской мифологии домашний дух

• "Красавица" из болота

• болотная "красавица"

• болотная "сестрица" лешего и водяного

• болотная нечисть

• вредина из болота

• об. род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с веретеном, прялкою, воробами и вьюшкою. Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет! Сиб. есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста. Укорительное домосед, нелюдим, невидимка, кто вечно сидит дома за работою, особ. кто очень прилежно прядет. От кикиморы не дождешься рубахи, хотя он и прядет. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отшибенное горло кувшина, либо камень с природною сквозною дырою

• сказочная жительница болот

scanwordhelper.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта