Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года. Государственный совет картина


КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР | Наука и жизнь

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге экспонируется одно из самых монументальных творений И. Е. Репина - знаменитая картина "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Для картины и всех сопутствующих ей этюдов создан специальный зал с верхним освещением. Государственный Совет - законосовещательный орган - был учрежден 30 марта 1801 года, вскоре после восшествия на престол императора Александра I. До 1885 года Совет заседал в Зимнем дворце, а с 1885 года - в Ротонде Мариинского дворца, где и написана картина Репина. Из Мариинского дворца после 1917 года это огромное полотно (400 х 877 см) было передано в Музей революции, а в 1938 году прочно заняло свое место в Русском музее. Москвичи смогли увидеть картину И. Репина в 2002 году. Она прибыла в специальном климатическом фургоне и экспонировалась в Георгиевском зале Кремля, а затем в Выставочном зале федеральных государственных архивов.

Илья Ефимович Репин (1844-1930).

И. Е. Репин. Эскиз картины 'Торжественное заседание Государственного Совета'. 1901 год.

Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев (1827-1907). 'Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что сделано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху' (И. Э. Грабарь).

Главнокомандующий войсками гвардии, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович (1847-1909).

Сенатор А. П. Иващенков (1842-1906).

Министр финансов С. Ю. Витте (1849-1915).

Обер-гофмейстер князь М. С.  Волконский (1832-1907).

Генерал от инфантерии Н. Н. Обручев (1830-1904).

Министр иностранных дел граф В. Н. Ламздорф (1844-1907).

Председатель Государственного Совета великий князь Михаил Николаевич (1832-1909).

Подписка И. Е. Репина о передаче прав на картину 23 января 1904 года: '…право художественной собственности… уступаю правительству в лице Государственного Совета…'

Парадный портрет Николая II И.  Е. Репин писал с натуры в 1895 году.

Предложение запечатлеть юбилейное заседание Государственного совета Репин получил в апреле 1901 года. Переговоры вел вице-президент Академии художеств Иван Толстой. Конечно, не от него зависело приглашение художника: граф выполнял поручение министра императорского двора, согласованное с монархом. Репин согласился. Увлекла масштабность замысла, родившегося в чиновничьих головах. Понимают ли правительственные бюрократы, что подобного группового портрета - по количеству персонажей - более 80 - не найти, пожалуй, во всей мировой живописи? Как раз это и подзадоривало. Вступить в состязание с титанами прошлых веков, доказать, что и мы не лыком шиты, - как тут не загореться?! Однако мастер поставил условия. Главное - привлечь помощников. Труд предстоит огромный, требующий помимо прочего отменного здоровья. А у него болит от переутомления правая рука. Приходится подвязывать ее лентой через плечо и под локоть, но перевязь сковывает движения, и все равно больно. Когда совсем невмоготу, он пробует писать левой, но у левой нет необходимой уверенности и навыка... Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали. Рембрандт, например, или Рубенс. Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один.

На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов (1875-1941) участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) обещал стать гордостью русской культуры. "На Кустодиева я возлагаю большие надежды, - говорил И. Е. Репин. - Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха".

Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость - дело наживное.

"Творческая бригада" начала работу за несколько дней до торжества. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер - в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом.

Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла.

Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. 57-летний профессор, превозмогая боль в руке, самозабвенно работал. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов!

Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане. Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского (статс-секретарь Государственного Совета, а справа - служащего канцелярии (помощник статс-секретаря князь Д. П. Голицын-Муравлин). В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ. Если три стоящие фигуры мысленно соединить, образуется треугольник, который дает ощущение пространства. Это прекрасно выявило перспективу. И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках (помощник статс-секретаря В. А. Лыщинский) должен идти через зал по диагонали. Это внесло легкое неуловимое движение во всю картину.

Репин написал второй, уточненный эскиз. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение. Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета! Произвольно искажен ход церемонии! Мыслимое ли дело - Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова... Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно! вызывающе! это скандал! что скажет его величество?!

Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец.

После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица... Заполнил два альбома. Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден... На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев - "совсем сова"; граф Алексей Игнатьев - "гастроном, глаза хитрые, умные"; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской - "сперва баки, затем уж лицо"...

В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон. Опытные академические служители сноровисто раскатали холст в Квадратном зале, натянули на подрамник, установили вдоль стены. Дворцовая прислуга обеспечила живописцев стремянками. Подмастерья загрунтовали полотно и принялись чертить перспективу Ротонды с уходящими ввысь колоннами, двумя концентрическими кругами столов и кресел. Борис Кустодиев жаловался в письме невесте Юлии Прошинской: "Работа скучная и кропотливая - все линейки да циркуль, да угольник. Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь - не знаю".

Все же за лето подготовительную работу одолели. Написали и верхнюю часть картины. Осенью сановники вернулись из отпуска, возобновились заседания Государственного Совета. Наступила пора портретных этюдов. Их, как и всю площадь картины, поделили: Куликов пишет левую часть, Кустодиев - правую, Репин - центральную. Нередко все трое писали одного и того же "государственного натурщика", как посмеивались между собой ученики. Потом сравнивали, анализировали, у кого что получилось. Окончательное слово, разумеется, принадлежало профессору. Чаще он отбирал для картины собственную работу. Молодые не обижались, понимали: до Репина им далеко. Хотя и у них случались удачи, появлялись счастливые поводы слышать слова одобрения. Это была прекрасная школа. По письмам Кустодиева чувствуется, как изменилось его настроение: "Самая картина только началась, и начинается интерес к ней, и работаем мы с удовольствием"; "Над ней работы много и работы интересной... есть чему поучиться".

При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось. Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля...

Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз. "Занят главным образом большой картиной, - сообщил Илья Ефимович в письме своему знакомому А. В. Жиркевичу 7 октября. - К ней постоянно делаю этюды с натуры, все с важнейших наших чиновников. Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают позировать в зал Государственного совета, во всем параде. Такой блеск... Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я, - делают хорошие этюды. Но скоро настанет тьма, придется забастовать работой - зал очень темный". Репин досадовал, что из-за осенних сумерек дело затягивается, хотя мог работать кистью не более трех часов в день. Правая рука почти не действовала. Писал в основном левой. Палитру, специально изготовленную по его чертежу, подвешивал на ремне к поясу. Молодые подмастерья (в 1901-м Куликову было 26, Кустодиев у - 23 года) трудились под наблюдением мастера дольше: "Время провожу довольно однообразно. К 10 часам иду в Совет, и там до 4-х работаем" (Б. М. Кустодиев).

Увлеченность и упорство давали плоды. К лету 1902 года огромный групповой портрет уже был близок к завершению. По крайней мере, так казалось Борису Кустодиеву. "Недели через две такой усиленной работы, как сегодня, мы кончим картину...", - спешил он обрадовать невесту. Однако ученик, хорошо зная наставника, все же недооценил его требовательности к себе и к помощникам, бескомпромиссного стремления к совершенству. Еще и в следующем году все трое писали портретные этюды. Некоторых членов Государственного совета просили позировать вторично.

Эти работы Репин рассматривал как подготовительный материал. По существу же многие из них являются законченными и вполне самостоятельными произведениями. Они обладают всеми достоинствами творчества крупнейшего русского портретиста той эпохи. Искусствоведы отмечают уверенную лепку объема, безукоризненную точность мазка, богатый и гармоничный колорит, мастерскую передачу фактуры одежды и окружающей обстановки, тщательную проработку и умелое выделение светом самых выразительных деталей - лиц и рук.

Наконец все портреты написаны и перенесены в общую композицию. Репин в последний раз прошел своей рукой по картине снизу доверху и слева направо. Вспоминая об этой работе, он в январе 1917 года писал Леониду Андрееву: "Правая рука на перевязи - так я левой... Но ведь я левой рукой написал весь "Государственный совет"..." Тем самым Илья Ефимович подчеркнул свое единоличное авторство и имел на это полное право: не умаляя роли его помощников, специалисты признают картину созданием именно репинского таланта и мастерства. Групповой портрет, созданный Репиным, стал ценнейшим историческим памятником своего времени.

4 января 1904 года двери Мариинского дворца открылись для всех желающих. Публика получила возможность в течение нескольких дней увидеть и оценить "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Квадратный зал, где стояло взятое в раму полотно - одно из самых больших в русской живописи, стал местом паломничества. О картине писали и говорили как о выдающемся явлении художественной и общественной жизни.

Эта картина стала последним великим произведением необычайно плодовитого художника, самоотверженная преданность которого искусству привела к неизлечимой болезни: перетруженная рука стала сохнуть. Наступил упадок жизненных и творческих сил, последний период славной биографии, отмеченный лишь редкими удачами. Это и последняя работа, выполненная в Петербурге. Закончив ее, Илья Ефимович окончательно переселился в свою усадьбу "Пенаты" в дачном поселке Куоккала (ныне Репино) на Карельском перешейке, бывая в столице лишь наездами (см. "Наука и жизнь" № 2, 2002 г.).

www.nkj.ru

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года — WiKi

Номер на схеме Эскиз Персона Годы жизни Должность Примечания
1.   Николай II 1868—1918 Император Всероссийский
2.   Михаил Николаевич 1832—1909 Председатель Государственного совета великий князь
3.   Дмитрий Мартынович Сольский 1833—1910 член Государственного совета
4. Эдуард Васильевич Фриш 1833—1907 член Государственного совета
5. Николай Матвеевич Чихачев 1830—1917 член Государственного совета адмирал
6.   Сергей Васильевич Рухлов 1852—1918 статс-секретарь Государственного совета
7.   Дмитрий Николаевич Набоков 1827—1904 член Государственного совета
8. Николай Степанович Ганецкий 1815—1904 член Государственного совета генерал от инфантерии
9.   Николай Николаевич Корево 1860—1935 чиновник
10.   Николай Павлович Игнатьев 1832—1908 член Государственного совета генерал от инфантерии, граф
11. Василий Андреевич Верещагин 1861—1931 помощник статс-секретаря Государственного совета
12.   Константин Иванович Пален 1830—1912 член Государственного совета граф
13.   Пётр Иванович Саломон 1819—1905 член Государственного совета
14.   Александр Александрович Половцов 1832—1909 член Государственного совета председатель Русского исторического общества
15.   Христофор Христофорович Рооп 1831—1917 член Государственного совета
16. Пётр Алексеевич Харитонов 1852—1916 статс-секретарь Государственного совета
17. Владимир Михайлович Маркус 1827—1901 член Государственного совета
18. Николай Павлович Мансуров 1830—1911 член Государственного совета
19. Оттон Борисович Рихтер 1830—1908 член Государственного совета генерал от инфантерии
20.   Николай Николаевич Обручев 1830—1904 член Государственного совета заслуженный профессор Николаевской военной академии генерал от инфантерии
21. Дмитрий Петрович Голицын 1860—1928 помощник статс-секретаря Государственного совета князь Голицын-Муравлин
22. Илларион Иванович Воронцов-Дашков 1837—1916 член Государственного совета генерал от кавалерии, граф
23. Иван Сёменович Каханов 1825—1909 член Государственного совета генерал от артиллерии
24.   Александр Алексеевич Бобринский 1823—1903 член Государственного совета граф
25.   Михаил Сергеевич Волконский 1832–1909 член Государственного совета обер-гофмейстер князь
26. Максим Антонович Таубе 1826—1905 член Государственного совета генерал от артиллерии барон
27. Владимир Иванович Вешняков 1830–1906 член Государственного совета
28. Александр Дмитриевич Горемыкин 1832—1904 член Государственного совета генерал от инфантерии
29.   Александр Александрович Икскуль фон Гильденбандт 1840—1912 член Государственного совета барон
30. Николай Игнатьевич Шебеко 1834—1904 член Государственного совета генерал от кавалерии
31. Николай Антонович Махотин 1830—1903 член Государственного совета генерал от инфантерии
32. Илиодор Иванович Розинг 1830—1903 член Государственного совета
33.   Анатолий Павлович Иващенков 1842—1906 член Государственного совета сенатор
34. Юлий АлександровичИкскуль фон Гильденбандт 1853—1918 товарищ государственного секретаря барон
35.   Николай Валерианович Муравьёв 1850—1908 член Государственного совета министр юстиции
36.   Владимир Николаевич Ламсдорф 1841—1907 член Государственного совета министр иностранных дел граф
37.   Павел КонстантиновичГудим-Левкович 1842—1907 член Государственного совета генерал от инфантерии
38. Павел Петрович Тыртов 1836—1903 член Государственного совета управляющий морским министерством, вице-адмирал
39. Дмитрий Сергеевич Сипягин 1853—1902 член Государственного совета министр внутренних дел
40. Иван Яковлевич Голубев 1841—1917 член Государственного совета
41. Роман Александрович Дистерло 1859-после 1918 помощник статс-секретаря Государственного совета барон
42.   Алексей Павлович Игнатьев 1842—1906 член Государственного совета товарищ министра внутренних дел, генерал от кавалерии, граф
43.   Пётр Петрович Семёнов[k 2] 1827—1914 член Государственного совета почетный член Академии наук и Академии художеств
44.   Иван Иванович Шамшин 1835—1912 член Государственного совета
45.   Андрей Александрович Сабуров 1838—1916 член Государственного совета
46.   Пётр Александрович Сабуров 1835—1918 член Государственного совета
47.   Николай Павлович Петров 1836—1920 член Государственного совета инженер-генерал
48.   Николай Иванович Бобриков 1839—1904 член Государственного совета финляндский генерал-губернатор
49.   Михаил Николаевич Галкин-Враской 1834—1916 член Государственного совета
50. Владимир Михайлович Менгден 1826—1910 член Государственного совета барон
51.   Фёдор Густавович Тернер 1828—1906 член Государственного совета
52. Оскар Карлович Кремер 1829—1904 член Государственного совета адмирал
53. Андрей Александрович Бобринский статс-секретарь Государственного совета граф
54.   Иван Логгинович Горемыкин 1839—1917 член Государственного совета
55.   Николай Николаевич Герард член Государственного совета
56. Павел Алексеевич Марков 1841—1913 член Государственного совета
57. Алексей Михайлович Соков помощник статс-секретаря Государственного совета
58.   Владимир Борисович Фредерикс 1838—1927 член Государственного совета министр императорского двора и уделов, граф
59. Александр Иванович Вергопуло помощник статс-секретаря Государственного совета
60.   Алексей Николаевич Куропаткин 1848—1925 член Государственного совета военный министр, генерал-лейтенант
61. Павел Львович Лобко 1838—1905 член Государственного совета
62. Михаил Фёдорович Поземковский 1862—1917 старший делопроизводитель Государственной канцелярии [6]
63. Владимир Иосифович Гурко 1862—1927 помощник статс-секретаря Государственного совета
64.   Михаил Иванович Хилков 1834—1909 член Государственного совета министр путей сообщения, князь
65. Дмитрий Николаевич Любимов 1864—1942 помощник статс-секретаря Государственного совета
66.   Сергей Юльевич Витте 1849—1915 член Государственного совета министр финансов
67. Александр Григорьевич фон Тимрот 1862—1943 помощник статс-секретаря Государственного совета
68. Алексей Сергеевич Ермолов 1846—1905 член Государственного совета министр земледелия и государственных имуществ
69. Николай Алексеевич Протасов-Бахметев 1834—1907 член Государственного совета генерал от кавалерии, граф
70. Владимир Борисович Лыщинский 1861—1935 помощник статс-секретаря Государственного совета князь Лыщинский-Троекуров
71. Николай Фёдорович Дерюжинский помощник статс-секретаря Государственного совета
72.   Пётр Семёнович Ванновский 1822—1904 член Государственного совета министр просвещения, генерал от инфантерии
73.   Константин Петрович Победоносцев 1827—1907 член Государственного совета обер-прокурор Синода
74. Дмитрий Александрович Философов 1861—1907 товарищ государственного контролера
75.   Иван Николаевич Дурново 1834—1903 член Государственного совета председатель Комитета министров
76.   Александр Петрович Ольденбургский 1844—1932 член Государственного совета генерал от инфантерии, принц
77. Сергей Александрович 1857—1905 член Государственного совета московский генерал-губернатор, великий князь
78. Алексей Александрович 1850—1908 член Государственного совета главный начальник флота и морского ведомства, великий князь
79. Вячеслав Константинович Плеве 1846—1904 член Государственного совета министр статс-секретарь великого княжества Финляндского
80.   Владимир Александрович 1847—1909 член Государственного совета главнокомандующий войсками гвардии санкт-петербургского военного округа, президент Академии художеств, великий князь
81.   Михаил Александрович 1878—1918 член Государственного совета наследник цесаревич, великий князь

ru-wiki.org

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года: the_morning_spb

► РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения». 1903 г.Холст, масло. 400 х 877 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Эта картина – правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова. Грандиозное полотно – уникальное и по количеству изображённых лиц (81), и по размерам (400х877), – впечатляет импозантной торжественностью и подлинной жизненностью.Все члены учрежденного Александром I Государственного Совета присутствуют в Круглом зале Мариинского дворца. На центральном месте – Николай II и представители императорского дома, занимающие важнейшие посты в государстве. Справа от царя – его младший брат, в то время наследник престола цесаревич Михаил, слева – великий князь Михаил Николаевич (брат Александра II). Поблизости от царской семьи – председатель Комитета министров И.Н. Дурново, министр иностранных дел В.Н. Ламздорф, оберпрокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и другие.

Будучи крупнейшим художественным произведением эпохи, картина стала и её историческим документом. Репину удалось убедительно построить большое живописное изображение и добиться гармоничного цветового решения полотна.

Государственный Совет – высший законосовещательный орган Российской империи – был учреждён 30 марта (11 апреля) 1801 г., вскоре после восшествия на престол императора Александра I. До 1885 г. Совет заседал в Зимнем дворце в здании Большого Эрмитажа, где до сих пор сохранила своё название Советская лестница. В 1885 г. Государственный совет был перемещён в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. Из Мариинского после 1917 г. огромное полотно передали в Музей революции, а в 1938 г. – в Русский музей. Для картины и всех сопутствующих ей этюдов создан специальный зал с верхним освещением.

Схема и список изображённых на картине:1. НИКОЛАЙ II (1868-1918).2. Председатель Государственного совета великий князь МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909).З. Член Государственного совета Дмитрий Мартынович СОЛЬСКИЙ (1833-1910).4. Член Государственного совета Эдуард Васильевич ФРИШ (1833-1907).5. Член Государственного совета адмирал Николай Матвеевич ЧИХАЧЕВ (1830–не ранее 1914).6. Статс-секретарь Государственного совета Сергей Васильевич РУХЛОВ (1852-19…).7. Член Государственного совета Дмитрий Николаевич НАБОКОВ (1827-1904).8. Член Государственного совета генерал от инфантерии Николай Степанович ГАНЕЦКИЙ (1815-1904).9. Чиновник Н.А. КОРЕВО.10. Член Государственного совета генерал от инфантерии граф Николай Павлович ИГНАТЬЕВ (1832-1908).11. Помощник статс-секретаря Государственного совета Василий Андреевич ВЕРЕЩАГИН (1861-1931).12. Член Государственного совета граф Константин Иванович ПАЛЕН (1830-1912).13. Член Государственного совета Петр Иванович САЛОМОН (1819-1905).14. Член Государственного совета председатель Русского исторического общества Александр Александрович ПОЛОВЦОВ (1832-1909).15. Член Государственного совета Христофор Христофорович РООП (1831 - не ранее 1917).16. Статс-секретарь Государственного совета Петр Алексеевич ХАРИТОНОВ (1852-19...).17. Член Государственного совета Владимир Михайлович МАРКУС (1827-1901).18. Член Государственного совета Николай Павлович МАНСУРОВ (1830-1911).19. Член Государственного совета генерал от инфантерии Оттон Борисович РИХТЕР (1830-1908).20. Член Государственного совета заслуженный профессор Николаевской военной академии генерал от инфантерии Николай Николаевич ОБРУЧЕВ (1830-1904).21 . Помощник статс-секретаря Государственного совета князь Дмитрий Петрович ГОЛИЦЫН (Голицын-Муравлин. 1860-1928).22. Член Государственного совета генерал от кавалерии граф Илларион Иванович ВОРОНЦОВ-ДАШКОВ (1837-1916).23. Член Государственного совета генерал от артиллерии Иван Семенович КАХАНОВ (1825-1909).24. Член Государственного совета граф Александр Алексеевич БОБРИНСКИЙ (1823-1903).25. Член Государственного совета обер-гофмейстер князь Михаил Сергеевич ВОЛКОНСКИЙ (1832–1909).26. Член Государственного совета генерал от артиллерии барон Максим Антонович ТАУБЕ (1826-1905).27. Член Государственного совета Владимир Иванович ВЕШНЯКОВ (1830–1906).28. Член Государственного совета генерал от инфантерии Александр Дмитриевич ГОРЕМЫКИН (1832-1904).29. Член Государственного совета барон Александр Александрович Икскуль фон ГИЛЬДЕНБАНДТ (1840-1912).30. Член Государственного совета генерал от кавалерии Николай Игнатьевич ШЕБЕКО (1834-1904).31. Член Государственного совета генерал от инфантерии Николай Антонович МАХОТИН (1830-1903).32. Член Государственного совета Илиодор Иванович РОЗИНГ (1830-1903).33. Член Государственного совета сенатор Анатолий Павлович ИВАЩЕНКОВ (1842-1906).34. Товарищ государственного секретаря барон Юлий Александрович Икскуль фон ГИЛЬДЕНБАНДТ (1852 - не ранее 1917).35. Член Государственного совета министр юстиции Николай Валерианович МУРАВЬЕВ (1850-1908).36. Член Государственного совета министр иностранных дел граф Владимир Николаевич ЛАМЗДОРФ (1841-1907).37. Член Государственного совета генерал от инфантерии Павел Константинович ГУДИМ-ЛЕВКОВИЧ (1842-1907).38. Член Государственного совета управляющий морским министерством вице-адмирал Павел Петрович ТЫРТОВ (1836-1903).39. Член Государственного совета министр внутренних дел Дмитрий Сергеевич СИПЯГИН (1853-1902).40. Член Государственного совета Иван Яковлевич ГОЛУБЕВ (1841-1917).41. Помощник статс-секретаря Государственного совета барон Роман Александрович ДИСТЕРЛО (1859-19...).42. Член Государственного совета товарищ министра внутренних дел генерал от кавалерии граф Алексей Павлович ИГНАТЬЕВ (1842-1906).43. Член Государственного совета почётный член Академии наук и Академии художеств Пётр Петрович Семёнов (с 1906 г. СЕМЁНОВ-ТЯНЬ-ШАНСКИЙ (1827-1914).44. Член Государственного совета Иван Иванович ШАМШИН (1835-1912).45. Член Государственного совета Андрей Александрович САБУРОВ (1838-1916).46. Член Государственного совета Пётр Александрович САБУРОВ (1835-1918).47. Член Государственного совета инженер-генерал Николай Павлович ПЕТРОВ (1836-1920).48. Член Государственного совета финляндский генерал-губернатор Николай Иванович БОБРИКОВ (1839-1904).49. Член Государственного совета Михаил Николаевич ГАЛКИН-ВРАСКОЙ (1834-1916).50. Член Государственного совета барон Владимир Михайлович МЕНГДЕН (1826-1910).51. Член Государственного совета Федор Густавович ТЕРНЕР (1828-1906).52. Член Государственного совета адмирал Оскар Карлович КРЕМЕР (1829-1904).53. Статс-секретарь Государственного совета граф Андрей Александрович БОБРИНСКИЙ (1859 или 1860- 19...).54. Член Государственного совета Иван Логгинович ГОРЕМЫКИН (1839-1917).55. Член Государственного совета Николай Николаевич ГЕРАРД (1838-19...).56. Член Государственного совета Павел Алексеевич МАРКОВ (1841-1913).57. Помощник статс-секретаря Государственного совета Алексей Михайлович СОКОВ.58. Член Государственного совета министр императорского двора и уделов граф Владимир Борисович ФРЕДЕРИКС (1838-1927).59. Помощник статс-секретаря Государственного совета Александр Иванович ВЕРГОПУЛО.60. Член Государственного совета военный министр генерал-лейтенант Алексей Николаевич КУРОПАТКИН (1848-1925).61. Член Государственного совета Павел Львович ЛОБКО (1838-1905).62. Старший делопроизводитель Государственной канцелярии М.Ф. ПОЗЕМКОВСКИЙ.63. Помощник статс-секретаря Государственного совета Владимир Иосифович ГУРКО (1863 - не ранее 1920-х).64. Член Государственного совета министр путей сообщения князь Михаил Иванович ХИЛКОВ (1834-1909).65. Помощник статс-секретаря Государственного совета Дмитрий Николаевич ЛЮБИМОВ (1864-1942).66. Член Государственного совета министр финансов Сергей Юльевич ВИТТЕ (1849-1915).67. Помощник статс-секретаря Государственного совета Александр Григорьевич фон ТИМРОТ (1862-1943).68. Член Государственного совета министр земледелия и государственных имуществ Алексей Сергеевич ЕРМОЛОВ (1846-1905).69. Член Государственного совета генерал от кавалерии граф Николай Алексеевич ПРОТАСОВ-БАХМЕТЕВ (1834-1907).70. Помощник статс-секретаря Государственного совета Владимир Анзельмович ЛЫЩИНСКИЙ (1861-1935).71. Помощник статс-секретаря Государственного совета Николай Федорович ДЕРЮЖИНСКИЙ (1855-19...).72. Член Государственного совета министр просвещения генерал от инфантерии Петр Семенович ВАННОВСКИЙ (1822-1904).73. Член Государственного совета обер-прокурор святейшего Синода Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ (1827-1907).74. Товарищ государственного контролера Дмитрий Александрович ФИЛОСОФОВ (1861-1907).75. Член Государственного совета председатель Комитета министров Иван Николаевич ДУРНОВО (1834-1903).76. Член Государственного совета генерал от инфантерии принц Александр Петрович ОЛЬДЕНБУРГСКИЙ (1844-1932).77. Член Государственного совета московский генерал-губернатор великий князь СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905).78. Член Государственного совета главный начальник флота и морского ведомства великий князь АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1850-1908).79. Член Государственного совета министр статс-секретарь великого княжества Финляндского Вячеслав Константинович ПЛЕВЕ (1846-1904).80. Член Государственного совета главнокомандующий войсками гвардии санкт-петербургского военного округа, президент Академии художеств великий князь ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1847-1909).81. Член Государственного совета наследник цесаревич великий князь МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918).

► Заседание Государственного Совета. Фотограф: Булла Карл Карлович. 1900-е гг.Бромсеребряный отпечаток. 21,5 х 28,5 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

the-morning-spb.livejournal.com

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года.

Это заседание должно было отметить столетие высшего правительственного учреждения императорской России. Собрание Совета в 1901 г., официально посвященное столетию Государственного совета, фактически отмечало столетие совсем другого, довольно двусмысленного события в русской истории, о чем, однако, современники этого собрания не могли публично упоминать. На самом деле Государственный совет был создан не в 1801г., а в 1810 г., тогда как в марте 1801г. произошло другое крупное событие — убийство императора Павла I группой гвардейских офицеров, которыми руководили высшие сановники государства.  Занявший место Павла I его старший сын Александр I, чувствуя свою неподготовленность к государственной деятельности, поспешил организовать Непременный совет (слово «непременный» означало постоянный), который должен был участвовать в законодательной деятельности. Столетие организации Непременного совета и отмечалось в 1901 г.

Правительственный заказ на эту огромную картину (4 на 8,8 м) И.Е. Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине).  Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей..

Колористический строй портретов, в сопоставлениях "официальных" цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщает изображаемому парадную торжественность.  Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. В осуществлении работы принимали участие ученики Репина из его академической мастерской: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой - Иван Куликов, затем они дорабатывались самим мастером. Центр картины целиком написан Репиным. Так кто же участвовал в юбилейном заседании.

В центре все узнают фигуру Николая II. Его этюд Репин единственный выполнил в полный рост. Маленькое мизображение самодержвца Репин предусмотрительно компенсировал большим  портретом "в рост", висящим за спиной Николая. По-моему этот этюд он и использовал.

                         

Справа от императора сидит Председатель Совета великий князь Михаил Николаевич, единственный из оставшихся в живых к тому времени сыновей Николая I. По воспоминаниям современников не смог научиться сколько-нибудь разумно вести заседания Государственного совета. Единственной его положительной чертой была безупречная семейная жизнь, чем он был непохож на многих других членов императорской фамилии. Вероятно, по этой причине его племянник Александр III (который отличался тем же качеством) назначил его на высший государственный пост, хотя никакого влияния на государственные дела Михаил Николаевич иметь не мог.

               

По правую руку императора сидит его брат – великий князь Михаил Александрович. На тот момент официальный наследник престола ( в его пользу Николай отречется в феврале 1917 г.).

             

Рядом - ещё один великий князь – Владимир Александрович, младший брат Александра III, дядя императора. На тот момент главнокомандующий войсками гвардии санкт-петербургского военного округа, президент Академии художеств.

           

Стоит отметить, что у всех членов императорского дома через плечо голубая лента, отличительный знак ордена Андрея Первозданного, самого высокого и старейшего ордена Российской империи. Если великие князья получали этот орден с момента рождения, для высокопоставленных чиновников он был почти недоступен — они могли получить его только при очень продолжительной службе на наиболее высоких постах, обычно в глубокой старости. Гораздо чаще министры и другие высшие чиновники имели менее высокий орден Александра Невского, позволявший носить красную ленту. Именно такая лента у стоящей с докладом  перед императором фигуры. Это Вячеслав Константинович Плеве, министр статс-секретарь великого княжества Финляндского. Вскоре будет  убит эсером Егором Созоновым в Петербурге.

За Плеве сидят: ещё два дяди императора Алексей Александрович - главный начальник флота и морского ведомства, великий князь, и Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погибнет в 1905 году от бомбы революционера Каляева.  Эскизы не сохранились.

Рядом с Сергеем Александровичем сидит Принц Александр Петрович Ольденбургский, генерал от инфантерии. По линии отца — правнук императора Павла I. Одной из главнейших его заслуг считается открытие Института Экспериментальной Медицины в Петербурге. Также он основал первый на Кавказском побережье Гагрский климатический курорт.

Далее – важный человек – Председатель Комитета министров  Иван Николаевич Дурново. Несмотря на доверие императорской семьи, в целом в столице Дурново не пользовался ни авторитетом, ни уважением как в среде высших чиновников, так и среди общественности. Тем не менее, новый император Николай II в 1895 году назначил его председателем Комитета министров Российской империи. Несмотря на неспособность проводить собственный политический курс, Дурново сохранял этот пост до конца жизни.

                               

Недалеко от Дурново – еще одна примечательная фигура. Знаменитый Константин Петрович Победоносцев, Обер-прокурор Синода. В царствование Александра III он оказал большое воздействие на решение многих политических вопросов, противясь проведению каких-либо прогрессивных реформ. Фигура Победоносцева в конце XIX—начале XX в. стала символом крайней реакции. Можно вспомнить известные стихи Блока: «…Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Рассказывают,  что в годы царствования Александра III  Победоносцев  в Государственном совете однажды назвал великих князей «язва». Пораженные этим, великие князья думали заявить протест, но, зная большое влияние Победоносцева на Александра III, не решились этого сделать.

                     

В левой части картины, в наиболее выигрышном ракурсе изображен  Сергей Юльевич Витте, министр финансов, а в последующем и премьер-министр. Из всех министров конца XIX—начала XX в. его деятельность была наиболее плодотворной .  Достигнув высоких постов в частных железнодорожных компаниях, Витте сумел обратить на себя внимание Александра III, который назначил его сначала министром путей сообщения, вскоре после этого — министром финансов. На этом посту Витте провел свою знаменитую денежную реформу, когда российский рубль на 100% был покрыт золотым запасом.

В зале естественно много министров. Вот с левого края сидит в профиль  Влади́мир Бори́сович Фредери́кс  —  последний в истории Министр Императорского Двора Российской империи, граф. «Моральное одиночество, наложенное на себя царём с юного возраста, было тем более опасным, что Николай II относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения. Один граф Фредерикс являлся исключением.» Граф С. Ю. Витте писал о нём в своих записках:»Сам Фредерикс по части понимания дел был совсем плох, ему трудно было усвоить не только рассуждения, но и самые простые факты. Его сотрудники подучивали его как школьника перед всяким всеподданнейшим докладом».

             

Рядом с ним Алексей Николаевич Куропаткин, военный министр, генерал-лейтенант. В Советской исторической энциклопедии этот период деятельности Куропаткина оценивается следующим образом:»Куропаткин, не обладая талантом крупного военачальника, проявил нерешительность в руководстве войсками. Боязнь риска, постоянные колебания, неумение организовать взаимодействие отд. соединений, недоверие к подчиненным и мелочная опека характеризовали стратегию Куропаткина, что было одной из гл. причин поражения в рус.-япон. войне 1904-05. Был отправлен в отставку после поражения а русско-японской войне.

                 

Тут же Михаил Иванович Хилков, министр путей сообщения, князь. Человек необычной судьбы.  В молодости он раздал свои обширные земли крестьянам и уехал сначала в США, а потом в Англию, где в течение ряда лет занимался физическим трудом. За границей Хилков изучил новое тогда железнодорожное дело. Впоследствии как известный специалист в этой области он был приглашен на пост министра в Болгарию. Уже в немолодые годы он был назначен министром в России.

                   

За спиною Палена  сидят ещё два министра. Это минист юстиции Николай Валерианович Муравьёв. Накануне событий 9 января 1905 года, 7 января, Муравьёв имел беседу со священником Георгием Гапоном. Последний убеждал его пасть в ноги царю и умолять того принять петицию о рабочих нуждах. Ознакомившись с текстом петиции, Муравьёв указал Гапону, что она требует ограничить самодержавие, и отказал в своём содействии. На следующий день, 8 января, на совещании у министра внутренних дел  он высказался против каких-либо переговоров с рабочими. Через несколько дней после «Кровавого воскресенья» Муравьёв подал в отставку и уехал послом в Рим, как полагали современники, из опасения мести со стороны революционеров.

                           

                   

На переднем плане можно видеть еще одного министра - председателя Статистического совета и   одновременно выдающегося ученого Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. В 1856—1857 годах он исследовал Тянь-Шань, недоступный до этого для европейцев, составил впервые схему орографии и высотной зональности горной системы. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В 1859—1860 участвовал в качестве члена-эксперта и управляющего делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.

                         

Все персонажи описывать не буду, их фамилии современному уху ничего не говорят.

slavynka88.livejournal.com

И. Е. Репин «Торжественное заседание Государственного совета»: salman_spektor

И. Е. Репин «Торжественное заседание Государственного совета» 1903 Холст, масло. 400 × 877 см ГРМ, Санкт-Петербург

11 апреля 1801 года манифестом Александра I был учреждён Непременный совет, который неофициально также именовался Государственным советом.«…Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором…»

В апреле 1901 года Репин получил предложение от императорского двора в честь столетнего юбилея создать групповой портрет членов Государственного совета, торжественное заседание, которого должно было, состоятся 7 мая 1901 года

Для создания картины Репин привлёк двух своих учеников из академической мастерской Ивана Семеновича Куликова и Бориса Михайловича Кустодиева. За несколько дней до торжественного заседания был создан эскиз интерьера зала Мариинского дворца. В день заседания делались карандашные эскизы и общая фотография присутствующих. Этюды портретов участников писались по отдельности, а для усложнения композиции Репин решил ввести в картину событие предыдущего собрания, раздачу памятных медалей.

В конце 1903 года картина была окончена и 4 января 1904 года в течении нескольких дней выставлена в зале Мариинского дворца для всеобщего смотрения.

Главной идеей картины послужило противопоставление двух портретов двоих императоров: Николая II и Александра I. Портрет Николая II хоть и размещён ближе к нашему глазу и более насыщен по цвету, но его визави портрет Александра I, расположенный подальше - является основой композиции. Это при Александре образовался совет, и зародились либеральные перемены в обществе. Под большим, занимающим много места на картине, портретом Николая II, сидит маленький Николай II и зачитывает указ, представленный государственным секретарём Плеве. При выступлении императора весь чиновничий аппарат, как колонны, должны по этикету вытянуться во фронт. Но некоторые секретари прохаживаются, а кто- то, как статс-секретарь Государственного совета Андрей Александрович Бобринский рассматривает юбилейную медаль. Нельзя сказать, что и члены совета с почтением слушают торжественную речь. На первом плане, у нижнего горизонтального края картины Репин разместил почетного члена Академии наук и Академии художеств Петра Петровича Семенова - Тян- Шанского, уже плохо слышащего, весьма пожилого человека, вынужденного прибегать к подсказкам посторонних, рука которого бессильно спустилась со спинки кресла. И вероятно этот жест относится к деятельности всего Государственного Совета в далёкие от нас времена начала 20 века.

Используемые материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_совет_Российской_империиhttp://www.nkj.ru/archive/articles/4966/https://ru.wikipedia.org/wiki/Торжественное_заседание_Государственного_совета_7_мая_1901_года

salman-spektor.livejournal.com

Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Государственный совет на рубеже столетий

1.1 Государственный совет – высшее законосовещательное учреждение Российской Империи

1.2 Столетний юбилей Государственного совета

2. Работа над картиной

2.1 Начальный период работы

2.2 Создание портретной галереи

2.3 Работа над полотном картины

3. Картина Репина – комплексный источник

3.1 Оценки картины

3.2 Информационные возможности картины

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Когда мы слышим или произносим слово «история» перед нами обычно встает длинный ряд событий и дат, который заставляли учить в школе. Но история – это ведь прежде всего живые люди, их предметное, бытовое окружение и особая атмосфера, присущая каждой эпохе.

Реконструкция такой истории – очень кропотливый и трудоемкий процесс. Скупые летописи и сухие документы здесь мало пригодны. Требуется выявлять и привлекать литературные либо художественные источники, заключающие в себе целостный, образный взгляд на интересующее нас явление или эпоху. В русской истории много загадок, но одна из самых, возможно, непонятных и волнующих – Российская империя накануне крушения. Ее иногда сравнивают с ушедшей под воду Атлантидой или с налетевшим на айсберг «Титаником». Почему произошла трагедия? Почему ее не предотвратили стоящие у штурвала? Кто вообще там стоял? Существуют источники, которые помогают многое понять, а еще больше – почувствовать. Один из них – картина выдающегося русского художника И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета …». В этом году исполняется 100 лет со времени ее создания.

К сожалению, картина еще слабо задействована в качестве исторического источника. Упоминания о ней встречаются часто, но серьезных научных, тем более специальных работ, монографий, нам обнаружить не удалось. Возможно, они готовятся к публикации, но широкой публике, интересующейся историей они недоступны. Разделы, главы о картине содержатся в исследованиях жизни и творчества Репина. Наиболее интересны и полны они у И.Э. Грабаря («Репин. Монография в 2-х тт».Т.2, М., 1964) Г.Ю. Стернина («Илья Ефимович Репин» Л., 1985), О.А. Лясковской («Илья Ефимович Репин: Жизнь и творчество». М.,1982). Но написаны они с художественной, а не с исторической точек зрения. Известную нам попытку рассмотреть картину как источник по истории парадного мундира предпринял только Л.Е. Шепелев («Чиновный мир России в Х1Х – нач.ХХв.» М., 2000). Однако, очевидно, что возможности картины гораздо шире.

Скудность имеющейся литературы поставила перед нами общие задачи:

1) найти и обобщить доступную информацию о репинской картине; главным образом она касается истории создания картины

2) дополнить ее свидетельствами современников, очевидцев.

Нам удалось привлечь ценные воспоминания двух участников исторического заседания В.И. Гурко и Д.Н. Любимова, занимавших должности по Гос.канцелярии. Любимов, к тому же, помогал Репину в работе над картиной. Мы использовали также письма (Стасова, Куликова). Для анализа конкретного содержания картины мы использовали ряд специальных работ по высшей бюрократии (Ордена России//Дом Романовых/ П.Х. Гребельский, А.Б. Мирвис. СПб., 1992., Федорченко В.И. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 Т. М., 2000, Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи (1802-1917). Биобиблиографический справочник. СПб., 2001.)

За основу нами был принят источниковедческий метод исторического исследования. Трудность состояла в том, что мы применили исторический подход к художественному произведению. Соответственно мы старались уйти от вопросов искусствоведения и сосредоточились на истории создания картины, проблеме ее полноты и достоверности, анализе содержания и т.д. Кроме того, отдельную главу мы решили посвятить характеристике Гос.совета, поскольку он являлся объектом картины.

Таким образом, используя собранный материал мы постарались ответить на вопросы: позволяет ли история создания картины считать ее историческим источником? Какова ценность картины с точки зрения ее исторического содержания?

Для обстоятельного ответа на них было необходимо:

изучить объект изображения (т.е. Гос.совет)

осветить событие, положившее основу картины (столетие Гос.совета)

выявить и изучить этапы работы над картиной

подробно изучить методы и приемы этой работы

показать оценки картины современниками и исследователями

дать характеристику информационных и содержательных возможностей картины

Глава 1. Государственный совет на рубеже столетий

1.1 Государственный совет – высшее законосовещательное учреждение Российской Империи

30 марта 1801 года учрежден при императоре Непременный (государственный) совет «для рассуждения и уважения дел государственных, затем дел, особую важность в себе содержащих», для осуществления законосовещательных функций («не имеет никакого действия внешнего и силы кроме сил соображения»).

1 января 1810 года Непременный совет был преобразован в Государственный совет, согласно плану М.М. Сперанского.

Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение Российской империи. В ведении Госсовет находились все вопросы, требующие нового закона, устава или учреждения; вопросы внутреннего управления, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних законов; общие распоряжения и меры к исполнению существовавших законов, уставов и учреждений; общие внутриполитические меры в чрезвычайных обстоятельствах, объявление войны и другие важнейшие внешнеполитические меры.

Госсовет рассматривал ежегодные отчеты министров, ежегодные сметы государственных доходов и расходов, ежегодные отчеты о государственных доходах и расходах, все штаты органов управления, кроме штатов временных учреждений, создававшихся на определенный срок), дела о возведении в дворянство, в княжеское, графское и баронское достоинство, о лишении дворянства и классных чинов за преступления. Г. с. ведал производством следствий над министрами и генерал-губернаторами, делами об ответственности за служебные преступления членов Г. с., министров и главноуправляющих, генерал-губернаторов, высших сановников, занимавших должности первых трех классов по судебному и административному ведомствам, а также главнокомандующих, главных командиров, командующих войсками в военных округах и др.1

Делопроизводством Г. с. и его структурных частей ведала Государственная канцелярия во главе с Государственным секретарем.

В начале ХХ века Государственный совет подразделялся на три департамента: Законов, Государственной экономии и Промышленности и торговли.

Члены Совета, в департаменты не назначенные, заседали лишь в Общем собрании Совета, которое по установившемуся распорядку фактически проектов не обсуждало, а лишь рассматривало те вопросы, по которым в департаментах произошло разногласие. Последнее происходило сравнительно редко, а касались разногласия, за ничтожными исключениями, лишь каких-либо принципиальных вопросов, причем происходили они не столько между членами Совета, сколько между главами отдельных ведомств, имевшими голос в Совете: между препиравшимися министрами делились голоса членов Совета.

Однако и среди членов Совета, состоявших в департаментах, деятельное участие в прениях принимали не все. Объяснялось это способом пополнения Государственного совета. Членами его назначались отставные министры, генерал-губернаторы, послы, т.е. люди пожилые и для работы уже мало пригодные. Собственно для работы в Совете назначались в некотором количестве сенаторы, из наиболее выдающихся, однако и они не отличались молодостью, а со временем, так как звание члена Совета было пожизненным, переходили в разряд членов Общего собрания, т.е. увеличивали почти бесполезный балласт этого учреждения.

Живостью и несомненной деловитостью отличались заседания департаментов. Происходили они четыре раза в неделю, начинались в час дня и с перерывом на полчаса продолжались обыкновенно до 6 часов, что было принято за предельный срок. Внешний порядок и соблюдался образцовый; заседали в виц-мундирах, курить не разрешалось, колкости и личные нападки не допускались, а горячие прения являлись редким исключением.

Чинопочитание было строжайшее: лица, не состоявшие членами Совета, кроме заменявших министров товарищей их, имевших в таком случае право голоса, за стол заседания не допускались, причем даже Государственный секретарь и статс-секретарь сидели за особым маленьким столом, лишь приставленным к столу, занятому членами Совета. Лица, приглашавшиеся «для представления объяснений», сажались за особый стол рядом с тем чиновником канцелярии, которому было поручено составление журнала по рассматриваемому проекту.

Обсуждение вопросов, вызвавших разногласие в департаментах, сводилось к нескольким речам, произносимым представителем ведомства, внесшего законопроект, и тех ведомств, которые против него возражали, а представителями двух сложившихся мнений из среды членов Совета. После выслушивания речей приступали к голосованию, происходившему посредством отобрания голосов чинами Государственной канцелярии, обходившими заседавших членов. В.И. Гурко вспоминал: «Разногласие обыкновенно ставилось так: «Вы, ваше высокопревосходительство, с министром таким-то или против?»

Такая постановка облегчала голосование, так как некоторые члены не имели решительно никакого мнения, проекта не читали, а если бы прочли, то едва ли бы за старческой дряхлостью поняли. К последним принадлежали и лица, некогда представлявшие выдающихся государственных деятелей, но окончательно утратившие свежесть ума и работоспособность, как, например, бывший министр юстиции Набоков и герой Плевны генерал Ганецкий. Не обходилось при этом и без курьезов; так, один из членов Совета, генерал Стюрлер, карьера которого проходила на каких-то придворных должностях, заявил однажды, что он с большинством и на почтительное замечание отбиравшего голоса чиновника, что большинства еще нет, что оно выяснится лишь после голосования, не без досады ответил: «Я вам говорю, что я с большинством» — и с этого положения так и не сошел».1

mirznanii.com

Илья Репин "Торжественное заседание Государственного Совета"

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге экспонируется одно из самых монументальных творений И. Е. Репина - знаменитая картина "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Для картины и всех сопутствующих ей этюдов создан специальный зал с верхним освещением. Государственный Совет - законосовещательный орган - был учрежден 30 марта 1801 года, вскоре после восшествия на престол императора Александра I.  До 1885 года Совет заседал в Зимнем дворце, а с 1885 года - в Ротонде Мариинского дворца, где и написана картина Репина.

 При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось. Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля...  Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз. Парадный портрет Николая II И.  Е. Репин писал с натуры в 1895 году. Император изображен в форме полковника первой батареи гвардейской конной артиллерии. Грудь его украшает лента ордена Андрея Первозванного. На фоне этого портрета Николай II представлен на картине 'Торжественное заседание Государственного Совета'. До 1917 года портрет находился в Мариинском дворце, а затем был кем-то вырезан из рамы и исчез. В 1995 году картина поступила в аукционный дом 'Альфа-Арт'. Экспертиза, проведенная сотрудниками Государственной Третьяковской галереи, подтвердила авторство И. Е. Репина. Компания АК 'Алроса' приобрела портрет и подарила его Государственному Эрмитажу.

slavynka88.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта