Историческая живопись (стр. 1 из 2). Историческая живопись картины


Российская историческая живопись

14.11.2014

Историческая живопись в России появилась во второй половине 18 века и практически сразу заняла ведущее место. Основоположником российской исторической живописи считают А. П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» представляет сюжет из древнерусской истории как сцену из театральной постановки: позы и жесты героев патетичны и выразительны. Принципов классицистической исторической картины придерживались и последователи Лосенко: И.А. Акимов, П.И. Соколов и Г.И. Угрюмов. В их картинах присутствуют приёмы театрализации: сценичность в распределении света пространства, преувеличенная экспрессия жестов.

В начале 19 века в исторической живописи господствовали представители академизма: А.Е. Егоров («Истязание Спасителя»), А.И. Иванов. Именно в этот период были созданы три знаменитые исторические картины: «Явление Христа народу» А. Иванова, «Медный змий» Ф. Бруни «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Живописцев привлекают сложные моменты в человеческой судьбе. Иванов обращается к новозаветной теме, началу новой эры, к рождению нового времени и нового мира, который принесет Спаситель. У Брюллова извержение вулкана символизирует гибель античной цивилизации, об этой картине мы рассказывали отдельно На картине Бруни люди, которые вызвали гнев божий, показаны на пороге жизни и смерти; их движения, жесты, позы напоминают приёмы, которые использовал Брюлловым в «Последнем дне Помпеи».

Во второй половине 19 века становятся популярны картины, которые изображают события из русской истории. Художники изучают документальные свидетельства прошедших эпох, предметы материальной культуры, памятники искусства. Особый отпечаток на историческую живопись накладывает развитие портретного жанра — это приводит к усилению психологизма в исторических картинах, например картина И. Репина «Царевна Софья Алексеевна…». Отдельного упоминания заслуживают масштабные эпические полотна В.И, Сурикова, на которых он изображает яркие национальные характеры. В своей живописной трилогии он воссоздает трагедию русской истории. В этот же период происходит развитие историко-бытового жанра живописи. Его представители пытались погрузить зрителя в ежедневный быт прошедших времен, максимально достоверно изобразить костюмы, предметы обстановки и так далее. Это направление развивается в творчестве С. В. Иванова («Приезд иностранцев»), К.Е. Маковского («Боярский свадебный пир», «Из быта русских бояр конца»), А.П. Рябушкина. В советское время многие живописцы стали обращаться к исторической живописи в его героическом воплощении («Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова, «Русь уходящая», «Александр Невский»  П.Д. Корина). В середине 20 века советские художники, обращаясь к историческому жанру, стали возрождать традиции академической живописи.

8-poster.ru

историческая живопись

один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далёкого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина обращена к настоящему. Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.

Н. Пуссен. «Похищение сабинянок». 1634—35 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

  В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. А. Мантенья создал цикл из девяти произведений «Триумф Цезаря» (1485—92), посвящённый победам римского полководца. Античное наследие стало для художника источником не только сюжетов, но и стилистического решения: композиции картин уподоблены древним рельефным фризам. Рафаэль написал в помещениях Ватикана фреску «Афинская школа», в которой на фоне сочинённых архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа. Мастер стремился воссоздать дух античного мира, где «человек есть мера всех вещей». Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо запечатлел во фреске «Победа императора Константина над Максенцием» (1452—59) знаменательное событие первых веков христианства; П. Уччелло в триптихе «Битва при Сан-Романо» (1456—60) представил важную для Флоренции победу над г. Сиеной, одержанную за 23 года до создания работы.

Ж. Л. Давид. «Леонид при Фермопилах». 1814 г. Лувр. Париж

  В 17 в. историческая живопись, как и всё искусство, развивается в рамках двух больших стилей: барокко и классицизма. Мощь, бурная динамика, патетика, подчас сложная аллегоричность образов и форм преобладают в творчестве П. П. Рубенса («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»; обе – ок. 1619—20 г.; цикл картин, посвящённый Марии Медичи, 1622—25). Рембрандт, обращаясь к библейской и евангельской тематике, заставляет задуматься о судьбах человека и человечества, воссоздаёт духовное пространство истории («Возвращение блудного сына», 1668—69; «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660). В Испании Веласкес создаёт великолепный образец исторической картины («Сдача Бреды», 1634). По преимуществу историческим живописцем был Н. Пуссен, родоначальник французского классицизма. Идеальными образцами для его творчества были произведения античного искусства и творения мастеров эпохи Возрождения, вдохновлявшие его на создание гармоничных и уравновешенных, овеянных суровым героическим духом композиций («Похищение сабинянок», 1634—35; «Великодушие Сципиона», ок. 1640—45 г.; «Смерть Германика», ок. 1628 г., и др.). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Он ищет в античной истории примеры доблестных подвигов, образцы для подражания потомкам («Клятва Горациев», 1784; «Сабинянка, водворяющая мир между римлянами и сабинянами», 1799). В «Смерти Марата» (1793) современное событие благодаря строгому лаконизму художественных средств, отказу от повествовательных подробностей, величественному ритму приобретает трагическое звучание и исторический масштаб.

Э. Делакруа. «Резня на острове Хиос». 1826 г. Лувр. Париж

  В эпоху романтизма живописцы обращаются к драматическим событиям, ярко проявляющим человеческие качества персонажей, заставляющим зрителя сопереживать героям картины (Т. Жерико. «Плот “Медузы”», 1818—19; Э. Делакруа. «Резня на острове Хиос», 1826). Во второй пол. 19 в. многие мастера стремились к реалистической трактовке событий. А. Менцель с 1849 г. пишет серию из 11 картин, представляющую эпоху Фридриха Великого.

А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда». 1770 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

  В России историческая картина появилась во второй пол. 18 в. и в соответствии с классицистическими воззрениями эпохи заняла ведущее место в системе жанров живописи. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) представляет сюжет из русской истории как сцену из исторической пьесы; жесты и позы героев подчёркнуто патетичны и выразительны; художник изъясняется высоким языком трагедии. «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) на сюжет «Илиады» Гомера представляет идеального с точки зрения классицизма героя, ставящего общественное служение выше личных чувств.

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Продолжателями принципов классицистической исторической картины были ученики и последователи Лосенко И. А. Акимов («Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», 1773), П. И. Соколов («Дедал привязывает крылья Икару», 1777), Г. И. Угрюмов («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793—94; «Взятие Казани», «Призвание Михаила Фёдоровича на царство»; обе – не позднее 1800 г.; «Испытание силы Яна Усмаря», 1796—97). В полотнах господствуют приёмы театрализации: преувеличенная экспрессия жестов, сценичность в решении пространства и распределении света.

И. Е. Репин. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г.». 1879 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  В первой пол. 19 в. исторические картины создавали представители академизма А. И. Иванов («Смерть Пелопида», нач. 1800-х гг.; «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.», ок. 1810 г.; «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей», 1812), А. Е. Егоров («Отдых на пути в Египет», 1830-е гг.; «Истязание Спасителя», 1814), В. К. Шебуев («Подвиг купца Иголкина», 1839). В романтическую эпоху были созданы три знаменитых полотна: «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1830—33), «Медный змий» Ф. А. Бруни (1827—41), «Явление Христа народу» А. А. Иванова (1837—57). Внимание художников привлекают переломные моменты в судьбах человечества. У Брюллова природный катаклизм символически осмысливается как гибель античной цивилизации. Выстроенную по законам классицизма композицию драматизируют романтические эффекты освещения, цветовые контрасты; гибнущие герои проявляют благородство и величие души. А. А. Иванов, напротив, обращается к началу новой эры, к истокам христианского мира, к новому завету человечеству, который приносит Спаситель. Он показывает прекрасный гармоничный мир природы, в котором есть всё для наполненного любовью и милосердием существования. В живописном отношении картина предвосхищает находки пленэрной живописи (см. ст. Пленэр) второй пол. 19 в. В картине Бруни люди, вызвавшие божий гнев, изображены на пороге жизни и смерти; экспрессия их движений, жестов, поз, эффектность драпировок напоминают приёмы, использованные Брюлловым. Позднее, в творчестве салонных живописцев, эти приёмы превращаются в штампы, широко используемые вплоть до кон. 19 в. (Ф. А. Моллер. «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий», 1856; Г. И. Семирадский. «Римская оргия блестящих времён цезаризма», 1872, и «Фрина на празднике Посейдона», 1889; С. В. Бакалович. «Гладиаторы перед выходом на арену», 1891; К. Е. Маковский. «Смерть Ивана Грозного», 1888).

В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Во второй пол. 19 в. на первый план выходят полотна, в которых отражаются события русской истории. Художники обращаются к изучению документальных свидетельств эпохи, предметов материальной культуры, памятников письменности и искусства. Развитие портретного жанра ведёт к усилению психологизма в исторической живописи (И. Е. Репин. «Царевна Софья Алексеевна…», 1879; «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885). Масштабные эпические полотна, выявляющие яркие, сильные национальные характеры, пишет В. И. Суриков, воссоздавая в своей трилогии трагедию русской истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Берёзове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887). Параллельно развивается историко-бытовой жанр в живописи, представители которого стремились погрузить зрителя в атмосферу повседневного быта прошедших эпох, достоверно показать предметы обстановки, костюмы (В. Г. Шварц. «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865; «Иван Грозный на соколиной охоте», «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»; оба – 1868). Историко-бытовое направление получает продолжение в творчестве К. Е. Маковского («Из быта русских бояр конца 17 в.», 1868; «Боярский свадебный пир конца 17 в.», 1885), С. В. Иванова («Приезд иностранцев. 17 в.», 1901), А. П. Рябушкина («Свадебный поезд в Москве. 17 столетие», 1901; «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате», 1893; «Московская улица 17 в. в праздничный день», 1895). В творчестве мастеров из объединения «Мир искусства» сцены роскошного придворного быта 18 в. окрашены нотками щемящей печали (А. Н. Бенуа. «Выход императрицы Екатерины II в Царском Селе», 1909, и «Парад при Павле I», 1907; Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, и «Корабли времён Петра Великого», 1911; В. А. Серов. «Пётр II и Елизавета Петровна на псовой охоте», 1900).

А. П. Рябушкин. «Едут». 1901 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

  В первой пол. 20 в. некоторые живописцы обращаются к историческому жанру в его «высоком» трагедийном, героическом воплощении (П. Д. Корин. «Русь уходящая», 1932; триптих «Александр Невский», 1942—43; А. П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле», 1943—47). В 1930—50-е гг. представители социалистического реализма, обращаясь к исторической живописи, возрождают традиции академизма. Художники второй пол. 20 – нач. 21 в. стремятся наполнить свои произведения сложным философским и символическим содержанием (В. Е. Попков, Т. Г. Назаренко и др.).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

slovar.wikireading.ru

Историческая живопись

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Введение

В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. Сейчас, во временном отдалении, мы видим, что по сравнению с искусством портрета она не достигла аналогичных высот. Однако характер ее весьма интересен. Исторический жанр был, прежде всего, прекрасной школой композиции, рисунка и техники масляной живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. В центре его внимания была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности и патриотизма.

Лосенко А.П.

Самым крупным представителем исторического жанра был А.П. Лосенко (1737–1773) – один из первых учеников Академии, пенсионер, автор таблиц и пособий, по которым учились целые поколения русских живописцев и скульпторов.

Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Картина изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир, разбив войско ее отца и братьев, насильно сделал своей женой. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. Очень любопытно он объясняет свои намерения: «Я представил Владимира так: когда он после победы и взятия полоцкого города вошел к Рогнеде и видит ее в первый раз, почему и сюжет картины может назваться – первое Владимирове свидание с Рогнедою, в котором Владимир представлен победителем, а гордая Рогнеда пленницею. В программе… Владимир на Рогнеде женился против воли ее, когда же он на ней женился, то должно, чтоб он ее и любил. Почему я его и представил так, как любовника, который, видя свою невесту обезчещену и лишившуюся всего, должен был ее ласкать, и извиняться перед нею, а не так, как другие заключают, что он ее сам обесчестил и после на ней женился, что мне кажется очень ненатурально, а ежели же и то было, то моя картина представляет как только самое первое свидание» .

Целомудренная мысль, которой руководствовался Лосенко, вообще типична для русской исторической живописи XVIII в., практически исключившей из своего обихода вероломные акты, убийства и прочие трагически разрешающиеся ситуации.

Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Эта картина может служить наглядной иллюстрацией принципов, принятых в исторической живописи. Построение ее напоминает театральную мизансцену классического спектакля, развернутую на фоне торжественного задника – амфитеатра. Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие. Психологический конфликт находит непосредственное выявление в композиционном противопоставлении героев. Традиционное для академической живописи единоборство личного и общественного разрешается победой патриотического порыва. Исход ситуации уже предрешен. Он ощутим в печально-торжественной атмосфере прощания, в боевой готовности воинов, еле удерживающих коней, в патетической отрешенности Гектора, во внутренней обреченности Андромахи. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств.

Как и в других произведениях академической живописи, в общей системе изобразительных средств предпочтение отдается рисунку. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. Он как бы замкнут в границах отведенного участка и потому носит местный, или, как говорят, локальный характер – не перетекает незаметно в соседние цвета. Объемность фигуры подчеркивается не столько разработкой внутренних градаций цвета, сколько средствами светотени. С помощью смеси темных коричневых, серых, оливковых и других цветов художник, то усугубляя, то высветлят ее, сообщает телам почти скульптурную осязаемость.

Русская историческая живопись, которая включает много мифологических сюжетов, предпочитает суровые темы мужской дружбы. Высшие интересы героев поднимают их до уровня аскетического самопожертвования. В отличие от французских художников XVIII в., изящно обыгрывавших фривольные сюжеты античной мифологии, русская живопись не признает подобных ситуаций, хотя надо сказать, что такие картины хорошо знали в России, выставляли в галереях, специально заказывали крупным западным мастерам.

Жанровая живопись

С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. Вместе с тем это очень своеобразное явление. В целом для русского искусства характерно позднее появление и незначительное распространение жанра. Одна из причин этого, по-видимому, недостаточное развитие буржуазного начала в русской жизни в отличие от Запада, где идеи профессиональной или семейной корпоративности гораздо раньше породили групповой портрет, семейные и массовые сцены.

На фоне многочисленных полуэтнографических, или костюмных, как их называли тогда, зарисовок, выполненных иностранными художниками, путешествовавшими по России, выделяются произведения Михаила Шибанова (дата рож д. неизвестна–ум. после 1789) и Ивана Ерменева (1746/49 – ум. после 1792). «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777) Шибанова по сюжетам весьма близки к указанным произведениям иностранцев, но представляют собой большие полотна, выполненные в технике масляной живописи. Система композиционного построения и особенности колорита сближают их с господствовавшим в Академии историческим жанром. В «Свадебном договоре» Шибанов показывает один из самых торжественных моментов в жизни крестьянства, привлекательность национального типажа, красоту народной одежды. В «Крестьянском обеде» он старается подчеркнуть чинную атмосферу происходящего, патриархальность семейных отношений, миловидность молодой матери, кормящей младенца. Конечно, не следует рассматривать эти полотна в качестве иллюстрации типичных обстоятельств жизни русского крестьянства, в которой несомненно преобладали более тяжелые и прозаичные стороны. Вместе с тем не стоит упрекать художника в идеализации и поверхностном отношении к действительности. Подобно другим мастерам XVIII в., показывая приглядные стороны, он тем самым утверждает не только эстетическую, но и нравственную ценность, человеческое достоинство своих персонажей. Сам факт, что крестьянское бытие становится объектом картины, имеет большое значение в плане общей эволюции русской живописи. Несколько особняком стоит творчество другого крупного жанриста – И.А. Ерменева. Многие обстоятельства его жизни до сих пор остаются загадочными, как и внутренний подтекст его несколько необычных произведений. Сохранилась графическая серия, изображающая нищих слепцов, скитающихся по российским просторам. Иногда они показаны вдвоем, иногда с маленькими поводырями, иногда на базаре, где, собравшись в кружок, поют вокруг чашечки для подаяния. Акварели поражают глубоким противоречием жалкого рубища и тончайших голубоватых, розовых и серых цветов, использованных для его изображения. Персонажи Ерменева не просто жалки или несчастны. Мощное телосложение придает фигурам, рисующимся на фоне высокого неба, неожиданно грозную монументальность. Исполненные большой эмоциональной силы, они символизируют общественное неблагополучие. Нищие несут свое бремя стоически – с горестным аскетическим достоинством и театрально-риторическим воззванием к совести человечества. Трудно сказать, кого они изображают – обездоленных крестьян, рассеянных по России после разгрома пугачевского восстания, слепых певцов-сказителей или калик-перехожих, положение которых неизменно вызывало в народе сострадание и уважительную помощь. Возможно, что слепота персонажей призвана олицетворять невежество – главное препятствие, которое видели просветители на пути к прогрессу. Во всяком случае по эмоциональной заостренности произведения Ерменева несомненно созвучны той волне социального сентиментализма, которая нашла выражение в русской литературе, и свидетельствуют об одной из благородных гуманистических граней искусства второй половины XVIII столетия.

Пейзажная живопись

Наиболее яркими представителями пейзажной живописи второй половины XVIII в. являются Ф.Я. Алексеев (1753/54–1824) и Сем. Ф. Щедрин (1745–1804).

Семен Щедрин вошел в историю русского искусства прежде всего как автор изображений окрестностей Петербурга – Гатчины, Павловска и Царского Села. Его лирические наклонности вполне отвечают характеру английского или, как его еще называют, пейзажного парка – нарочито естественно раскинувшегося среди озер и протоков, с живописными островами, украшающими их дворцами и павильонами. Искусно находя различные точки зрения, художник варьирует излюбленные приемы: большое, свободно разросшееся дерево играет роль затененного первого плана, архитектура показана на втором, выдержанном преимущественно в желтовато-зеленых тонах. Голубые дали завершают эти виды, построенные по законам академической трехцветной схемы.

Любовно и чувствительно Щедрин передает позлащенную солнцем кудрявую зелень, миниатюрную прелесть листвы, розоватый песок, устилающий дорожки парка, хрупкую красоту цветов. Древние мосты и обелиски, руины колонн и театрально-игрушечные башни вступают в утонченный союз с вечно молодой природой. Мирный дым костров, облака, отражающиеся в тихой воде, величественно спокойные кроны деревьев создают ощущение идеального существования, далекого от бренных хлопот реального бытия. Элегическое единение людей, неспешно любующихся дивными картинами природы, коровами и овцами, пасущимися у ленивых вод, и архитектурой, неизменно несет пасторальную окраску, типичную для сентиментализма.

Ф. Алексеев в начале своей деятельности обучался театральной декорации и для совершенствования в этом искусстве был направлен в Италию. Однако по возвращении в Петербург он отходит от этого занятия. Его пристрастием становятся виды морских городов. Увлекшись итальянской живописью (Белотто и др.), Алексеев сумел внести глубоко своеобразные черты в изображение Петербурга, явившись, по существу, родоначальником собственно картинного пейзажа в России.

mirznanii.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта