Головин Александр Яковлевич. Головин художник картины


Головин Александр Яковлевич — русский художник

Русский художник Головин Александр Яковлевич . Автор картин: Автопортет на фоне золотистого платка; Автопортрет на фоне красного платка. 1919; Автопортрет. 1912; Автопортрет. 1917; Берег Волги. Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».; и многих других.

Головин Александр Яковлевич (1863-1930)

Родился 17 февраля 1863 года в семье священника. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная "Тимирязевка").

Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы.

Сначала он учился в Катковском лицее. После смерти отца , случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты В.Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин. В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией", и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е.Д. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла громадную роль в судьбе нашего героя. По сути она открыла и развила в нем грани его дарования, обусловившие то место, что занял Головин в русской культуре начала ХХ века.

После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания Училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; расписывал он, кроме этого, на заказ цветы на атласе для ширмовых панно и вообще не чурался никакой "грязной" работы.

В 1889 году он вместе со всей поленовской "когортой" съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял , что "в своих прежних работах делал не то, что следовало делать". Вернувшись в Россию, он попытался делать "то". Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П.М. Третьяков.

В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику троих прекрасных детей, но сам брак не был долгим - он, в конце концов, распался. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика - в ноябре 1898 года умерла Е.Д. Поленова. Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр  в качестве оформителей "настоящих" художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен, и дело пошло. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку.

Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. Мейерхольд, к тому времени уже успевший поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Тот взял его на работу. На протяжении следующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. "Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова - самые громкие плоды этого сотрудничества.

В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.

С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село - в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). В последние три года жизни мастеру, отлученному от активной жизни, все время снились декорации. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался в Детском Селе.

Картины художника

wearts.ru

Александр Яковлевич Головин

   В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1886 году появился у нас ученик и в классе В. Д. Поленова писал натюрморты (как сейчас помню, один из них — череп лошади). И писал он очень хорошо. Внешний вид, манера держать себя сразу же обратили на него особое внимание всех учеников да и преподавателей. Это был А. Я. Головин.

   Красавец юноша, блондин с расчесанным пробором вьющейся шевелюры — с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, он удивил лохматых учеников нашей школы. Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками школы. И к тому еще на мизинце А. Я. Головина было кольцо — кольцо с бриллиантом!

   Да простит мне читатель, что по поводу этого кольца я отвлекусь немного в сторону от воспоминаний о прекрасном художнике А. Я. Головине.

 

   В 1920 году в России я, после многих хлопот, получил, наконец, разрешение для проезда по железной дороге в деревню, где была моя мастерская. Я собирал в дорогу краски, кисти, а также платье, сапоги, занавески с окон — все, что годилось для “обмена” в деревне на хлеб, молоко, масло, и в ящике стола нашел, как оказалось, уцелевшее у меня кольцо “с бриллиантом”. Это кольцо с бриллиантом, но не настоящим, а подделкой Тэта, я отыскал в столе среди другой мелочи — осколков цветных стекол, обрезков материй, бус, покрытых от времени патиной греческих и римских древних монет... — все это было когда-то “натурщиками” для меня в моих исканиях гармонии красок в декоративной работе для театра.

   Когда я надел это кольцо себе на палец, подумав: “Вот я и его сменяю на фунт-два масла...”, — верный слуга Алексей, человек “умственный”, посмотрел и ужаснулся.

   — Снимите, нешто можно это теперь? Так что за него погибнуть можно... Не надевайте. Ей-ей, убьют!

   Но я не снял.

   Сидя после в переполненном вагоне, я держал кольцо на виду у всех и спокойно курил, посматривая на своего Алексея, пугливо озиравшегося из-за моего кольца вокруг.

Тэтовский бриллиант блистал нахально.

   Пассажиры полно набитого вагона — мешочники, солдаты — увидев кольцо, замирали...

Ко мне подошел человек в кожаной куртке, в черном кожаном картузе, с наганом у пояса. Согнав c места соседнего пассажира, он уселся напротив и пристально посмотрел на меня.

   — Рублей пять дали, товарищ? — спросил он, показав на кольцо.

   — Нет, оно стоило всего два рубля, — ответил я.

   — Снимите, товарищ... — повелительно предписал он. — Я-то ведь вижу, а то кругом народ волнуется: думает — оно настоящее...

   Так и в Школе живописи в Москве — давно то было — не понравилось кольцо Головина, а вместе с ним и сам Головин — его элегантный вид, пробор, изысканный костюм и то, что говорил он неясно.

   Он писал, этот “франт”, лучше других — что делать! — и за это получал от преподавателей похвалу и благодарность.

   Нередко я встречал А. Я. Головина у Поленова. Он делал рисунки для кустарей: по его рисункам вышивали, ткали, делали ковры, мебель... Они печатались тогда в “Мире искусства”.

   Отправляясь в свою поездку на Север, в Архангельск, я пригласил с собою А. Я. Головина. В Архангельске мы смотрели с ним церкви, работы крестьян, дуги, сани, рубахи, вышивки, валеные сапоги... Любовались и разглядывали их узор, окраску...

На парижской выставке 1900 года он выставил свои прекрасные майолики, мебель...

 

   А. Я. Головин человек был замкнутый. Он не говорил о своей жизни. Но где-то глубоко в нем жила грусть, и его блестящие, красивые глаза часто выражали тревогу и сдержанное волнение.

   Головин был спрятанный в себе человек. Никто из нас не знал, где он живет. Он часто уходил куда-то и пропадал.

   — Посылал за Александром Яковлевичем. Он опять куда-то пропал... И где искать его? По его адресу его никогда не застанешь дома... Декорации не готовы, придется отложить спектакль... — не раз говорил любивший Головина директор императорских театров В. А Теляковский.

   И он, Головин, был добрым человеком. Он никогда ни о ком не сказал ничего плохого. Никогда ни на кого не обиделся. Деликатная натура его кротко принимала все хулы и несправедливости — он никогда не бывал зол и гневен. Он был кротким человеком и нежно учтив. В нем всегда жило чувство прощения ко всем. На всякое злое мнение, на несправедливость и непонимание он только махал своей мягкой, женской рукой и, смеясь, говорил:

   — Пускай... Что же делать!..

   А Я. Головин чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих чарований и вдохновляли его в творчестве. Он написал много чудесных пастелей красивых женщин. Но порою — очень странных, страшных...

   Головин никогда не пил никакого вина и не курил... Но слабостью его были конфеты — он уничтожал их целыми коробками...

   Сколько раз А. Я. Головин говорил мне, что он неясно обожает Аполлона и красоту античного мира!..

   Я познакомил В. А. Теляковского, вскоре после его вступления в управление московскими императорскими театрами, с А Я. Головиным, и он поручил ему декорации к опере Корещенки “Ледяной дом”...

   И сразу же А. Я. Головин сумел показать силу большого художественного вкуса.

В декоративной мастерской я видел у него Кустодиева, работающего в качестве помощника, и Анисфельда...

   Его балет “Волшебное зеркало” был неясен и изящен. Но нов — и пресса ругательски ругала и его, как ругала и меня и Врубеля.

   В его творчестве — в театральных эскизах — любимым мотивом его было как бы изящное кружево, тонкая ювелирная работа... Он был как бы зачарован изысканностью орнамента... Его рисунки костюмов замечательные... Он был изящнейший художник.

Мир праху прекрасного художника, доброго человека, приятеля, встреченного мною на пути жизни.

Из воспоминаний Константина Коровина

 

   Автопортрет

 

   Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта  1863 года, в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское.

   Н. И. Железнов, выдающийся  русский ботаник и агроном, первым заметил талант будущего художника. С помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Он обучался в Катковском лицее, а после смерти отца,  в 1878 году он  перевелся в  Поливановскую гимназию.

   Здесь обучались такие знаменитые поэты, как В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин и многие другие. В гимназии Поливанова существовал некий культ Шекспира. Именно здесь  Головин влюбился  в театр.

   В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что архитектура его не вдохновляет, и  вскоре он перевелся на живописное отделение.

   В период обучения  в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.

   После смерти матери в 1884 году, молодой художник  остался без средств к существованию. В первые годы после окончания училища, он подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью цветов на атласе под заказ. Художник, не стеснялся никакой работы. 

   В 1889 году он отправляется  в Париж на Всемирную выставку. Головин был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время он занимался  во французской мастерской, где осознал, что все ранее сделанное им, это не то, что ему следовало сделать.

   В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери – Елена и Мария, а после сын Александр. Но, к сожалению, их союз оказался недолгим. Головин страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика — Е. Д. Поленовой.Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудился.

   В 1898 году Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».

   В 1901  художник переезжает в Петербург. Там с 1902 года Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал  для Александринского и Мариинского театров.

   Он придумывает эскизы костюмов и декораций к операм  «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка; «Каменный гость» А. С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства»,  К. Гамсуна; «Гроза» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова; «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского и многим другим.

   С 1899 Головин был постоянным  участником  выставок  «Мира искусства, а с 1902 годы являлся  членом объединения  и одним из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников.

  В период с 1906 по 1907 год художник создает цикл декораций к опере Ж.. Бизе «Кармен». Один из эскизов – к первому акту спектакля – дает полное представление о том, какой художник представлял себе Испанию.

   К опере художник также создал цикл портретов испанок, который стал скорее отдельным циклом работ художника, чем просто вариантами типажей и костюмов к конкретной театральной постановке.

   Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.  

   С  1908 по 1917 год сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже.

   Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

   В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе.

    После 1925 года Головин практически не выезжал из Царского Села. Но перед этим художник успел встретиться  со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.

   В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру. 

   17 апреля 1930 года Александр Яковлевич умер.

Портрет М.К.Головиной, жены художника

 

Портрет М.К.Головиной, жены художника

 

Портрет М. В.Воейковой

 

Портрет Н. Рериха. Фрагмент

 

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 

 

Портрет М.А.Кузмина

 

Портрет В.И.Канкрина, служащего перербургской конторы Императорских театров

 

Портрет Шаляпина в роли Фарлафа.

 

Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна

 

Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна. Фрагмент

 

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине

 

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова

 

Испанка

 

Испанка в зеленом

 

Испанка в красной шали

 

Испанка с букетом желтых цветов

 

Испанка в черной шали

 

Испанка на балконе

 

Портрет Е. А. Смирновой

 

Портрет Е. П. Носовой. Фрагмент

 

Женщина в шляпе

 

Портрет певицы Валентины (Ефросиньи) Ивановны Кузы

 

Девочка и фарфор

 

Девочка и фарфор. Фрагмент

 

Портрет В. Мейерхольда

 

Портрет В. Мейерхольда. Фрагмент

 

Портрет Оли Рыбаковой

 

Портрет Л. Я. Рыбаковой с дочерью

 

Портрет Л. Я. Рыбаковой

 

Портрет А. И. Люц

 

Флоксы

 

 Автопортрет.Фрагмент

 

Павловск

 

Цветы

 

Нескучный сад

 

На островах

 

Осень

 

Эскиз декорации к балету «Жар-птица»

 

Эскиз декорации к комедии Мольера «Дон Жуан»

 

Эскиз декорации к драме Лермонтова «Маскарад»

 

Спальня графини. 1927 Эскизы декораций к комедии  Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро"

 

Могила Командора. 1917 Эскизы декораций к опере А.С. Даргомыжского "Каменный гость"

 

Молодая дама. Эскиз сцены бала к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Смеральдина. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Зрелая дева с лорнетом. Эскиз костюма сцены бала к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Танцующая барышня. Эскиз костюма для сцены бала к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Неизвестный. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Арлекин. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Нина в сцене бала. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Нина. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Бухарец. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Эскиз женского балетного костюма для пасторали «Королева мая»  Глюка

 

Эскиз двух женских костюмов для сцены свадьбы к балету «Сольвейг» 

 

Эскиз костюма Яго к трагедии У. Шекспира «Отелло»

 

Эскиз костюма Дон Базилио к комедии Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро»

 

Кабанова. Эскиз костюма к драме А. Н. Островского «Гроза»

 

Катерина. Эскиз костюма к драме А. Н. Островского «Гроза»

 

Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского «Гроза»

 

Умбрийская долина

art.mirtesen.ru

Головин Александр Яковлевич :: Артпоиск

Головин Александр Яковлевич

Русский художник. Живописец, график и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1890) у В.Е. Маковского Маковский Владимир Егорович Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину "Мастерская художника"; в..., В.Д. Поленова Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., И.М. Прянишникова Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое..., в Академии Ф. Коларосси (Париж) у Ж.-Э. Бланше (1889), в мастерской Витти у Р. Коллена и О. Мерсона (1892). В 1890 получил звание художника, с 1912 — академик, действительный член Академии художеств (СПб). С 1897 работает в театре. С 1901 — главный декоратор Императорских театров (СПб). Член объединения "Мир искусства" (с 1902), член Союза русских художников (с 1903), участник выставок Московского товарищества художников (с 1893), Товарищества передвижников (1893, 1895), Московского общества любителей художеств (1894-1898), "Мир искусства" (с 1899), "36 художников" (1902), Союз русских художников (1903-1910, 1916), Нового общества художников (1907, 1908) и других. Народный артист РСФСР с 1928.

artpoisk.info

Художник Головин Константин

Головин Константин Алексеевич

 

Заслуженный деятель искусств Украины.

1954г. - родился в г. Зеленокумске, Россия.1977г. - окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена, художественно-графический факультет.Учился в мастерской художников: заслуженного художника СССР Л.В.Кабачека, заслуженного художника СССР М.И.Канеева и Б.Н.Кузнецова.

1986г. - вступил в Союз Художников СССР, являясь участником 26 творческих Всесоюзных и Республиканских выставках.

Член правления Николаевской областной организации Национального союза художников Украины.

Головин К.А. – автор-победитель двух конкурсов архитекторов на лучший проект храма-часовни Св. Николая и храма Св.Симеона в г. Николаеве.

Многие произведения художника приобретены министерством культуры Украины, дирекцией выставок Национального союза художников Украины для музеев страны.

Картины художника находятся в частных коллекциях Китая, Украины, России, США, Германии, Франции, Израиля.

2012г. - Указом Президента Украины за значительный личный вклад в развитие национальной культуры, многолетний творческий труд и высокое профессиональное мастерство Константину Головину присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Украины".

 

Мостик

Стога

Лесной ручей

Дедова хата

Март

Деревня

У реки

Февраль

Берёзки

Зимняя дорога

Русский храм

Русский простор

Вечерний звон

Ожидание

Холодное утро

Храм на острове

Первый снег

Нябрьское утро

Тёплая осень

subscribe.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта