Питер Рубенс. Рубенс картины фото


Питер Рубенс – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть

Питер Рубенс: биография

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Портрет Питера РубенсаПортрет Питера Рубенса

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать - воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.

Автопортрет Питера РубенсаАвтопортрет Питера Рубенса

В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Картина Питера Рубенса «Суд Париса»
Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Картина Питера Рубенса «Три грации»Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса - «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.

Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»
Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы БрантПортрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Питер Рубенс и Елена ФоурменПитер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 - «Воздвижение креста»
  • 1610 - «Самсон и Далила»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1614 - «Снятие с креста»
  • 1616 - «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 - «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 - «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 - «Адам и Ева»
  • 1639 - «Суд Париса»

Фото

24smi.org

Рубенсовские женщины

Питер Пауль Рубенс, как и Рембрандт, был женат дважды. Его первая жена, Изабелла Брант, на которой он женился в 1609 году, умерла от чумы в 1616 году в возрасте 34 лет. Рубенс искренне оплакивал супругу, хотя слова его письма, посланного после смерти; Изабеллы, звучат несколько странно:

Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной, и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти.

Как это – «можно, даже нужно было любить»? Создаётся впечатление, что Рубенс неплохо относился к жене, но, как бы это выразиться поточнее – без огонька. Впрочем, быть может это только мои домыслы?

 Посмотрим на картины.

Rubens 01

Портрет Изабеллы Брант, Питер Пауль Рубенс, около 1610Очаровательная женщина, особенно покоряют красивые и умные глаза… да и к остальному придраться трудно. Такое ощущение, что подкачал перевод письма. Портрет написан с любовью, в этом сомнений нет.

Rubens 02

Автопортрет с супругой.

Почти парадный портрет, но без излишнего пафоса, милый, семейный, и уж совсем не похож на рембрантовский, « С Саскией на коленях» . Очень благочинный.

Rubens 03

Портрет Изабеллы Брант. около 1626г.

Ну, вот здесь всё-таки немножко прелестей мы видим. Но всё равно очень скромно. До Рембрандта с его Данаями и Вирсавиями далеко. Но как же знаменитые «рубенсовские» женщины? Ведь именно благодаря ему страдающие от целлюлита дамы могут называться столь поэтически. Именно этот художник, можно сказать, воспел «спелые прелести», как элегантно выражается Александр Васильев. Так почему же он не воспел прелести Изабеллы в полной мере?

Но, быть может, Рубенс не был таким гулякой-воякой, стремящимся выставить на всеобщее обозрение все прелести своей супруги? Или она сама этого не хотела? Кстати, по меркам 18 века, Изабелла была худышкой. Может быть, в этом всё дело? Рубенс, любитель женщин с «весомыми достоинствами» не хотел писать свою «тощую» жену во всей красе? Ан нет, дорогие товарищи. Рубенс в конце жизни говорил своим ученикам: «Вам повезло! У вас есть натурщицы. В мои времена женщины были слишком толстые». Полнота же фламандок объяснялась просто – она являлась признаком достатка и благополучия и была в те времена в моде. Так что стройная Изабелла была для художника отрадным исключением. Почему же он не оставил потомкам ни одного доказательства её исключительности?

Попробуем разобраться.

После смерти Изабеллы Рубенс вдовствовал не слишком долго и в 1630 году в возрасте 53-х лет женился на 16-тилетней Елене Фоурмен.

Rubens 04

И тут уже художник не особо скромничал. Наряду с очаровательными и целомудренными портретами Елены Фоурмен, мы видим картины на различные сюжеты с ней же, в образе пастушки или Вирсавии.

Rubens 05

Пастушеская сцена

Rubens 06

Вирсавия

Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах».

Rubens 07После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого. И слава Богу!Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной! И всё же рука не поднимается осудить немолодого по меркам 17 века Рубенса за его увлечённость. Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. Те же выпуклые миндалевидные глаза, тонкий, чуть вздёрнутый пикантный носик, пухлые, изящно вырезанные губы, дугообразные брови… Право, если бы не знала, то решила бы, что передо мной родные сёстры. И подумалось мне, что Рубенс выбрал Елену, быть может, потому, что она напоминала ему юную Изабеллу. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» - тайна сия велика есть. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. И, несмотря на отсутствие откровенных изображений, Изабелла остаётся для нас настоящей рубенсовской женщиной – его первой любимой женой. А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.

svetart.by

РУБЕНСОВСКИЕ ФОРМЫ - История красоты

«Рубенс — это Шекспир в живописи»И. Е. Репин

Кто не слышал этого выражения - рубенсовские формы? Надеюсь, понятно откуда оно произошло?Вот были золотые времена для толстушек! И были художники, воспевающие эту красоту!И сегодня самое время вспомнить о великом мастере - Питере Пауле Рубенсе!Ведь родился он ровно 436 лет назад -  28 июня 1577.

Рубенс... Чародей, раскрывший людям волшебный мир красок, радости бытия. Художник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого восприятия жизни. Он покоряет нас могуществом человеческой плоти, которая безраздельно царит в его картинах.

Мы словно ощущаем, как жаркая кровь кипит в могучих жилах его героев, бьется в сердцах его белокурых богинь.

Рубенс, как никто, владел карнацией — искусством писать живое тело. Казалось, что мастер подмешивает в свои краски человеческую кровь. Но секрет живописи Рубенса был не в этом. Тайна его творчества проста. Он знал и умел писать все. Он проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и в алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им созданы замечательные шедевры. Рубенс владел оркестром палитры. Решил загадку валеров. Мог работать в одно касание - а-ля прима.

Недаром художники XIX века как бы вновь открыли Рубенса. Их поразили его живая, трепетная форма, блистательный прозрачный колорит. Пять-шесть красок звучат у Рубенса так, что перед нами предстает вся симфония, вся радуга нашей земной жизни. Поистине Питер Пауль Рубенс шагнул через века!

Полюбуемся на прекрасные творения мастера?

Биография Питера Пауля Рубенса

Рубенс (Питер-Пауль Rubens) - знаменитый фламандский живописец, происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.

Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.

Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.

Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг.

Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.

В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

Четыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус, ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс; над ними бюст Сенеки)

В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602; в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603, в мадридском муз. дель Прадо), "Преображение" (1604; в муз. Нанси), "Св. Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).

В 1608 г. Рубенс находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря гор. Антверпена.

Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со Креста" (обе в антверпенском соборе).

Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церк. св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церк. св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской пинакот.).

Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церк. Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенск. пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в антверпенском муз.), "Битва амазонок" (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г. исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de lance) и, наконец, в 1622 - 23, по заказу франц. королевы Марии Медичи, 24 картины аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (в луврском муз., в Париже; их эскизы - в мюнхенской пинакотеке и в Имп. Эрмитаже).

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории кор. Иакова II.

Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим:

"Поклонение волхвов" (в антверпенском муз.), "Бегство Лота" (в луврск. муз. в Париже), "Христа и Грешницу" (в мюнхенск. пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском муз.), "Вакханалию" (в имп. Эрм., № 551), "Вакха" (там же, № 550), "Сад любви" (в мадридском муз., в дрезденской гал. и др. местах), "Игру кавалеров и дам в парке" (в венской гал.), "Возчиков камней" (в Имп. Эрм., № 594) и пр.

В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла, а в 1630 г. он вступил во второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся почти в каждой картине своего мужа.

Из многочисленных (более 20) портретов этой особы, писанных самим Pубенсом, пользуются известностью в особенности мюнхенский, венский (так назыв. "a la petite pelisse") и эрмитажный (№ 576). Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности.

В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской гал.; эскиз для него - в Имп. Эрмитаже, № 557), продолжал работать в уатгальск. дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), "Триумф церкви" (в 9 сцен, в мадридск. музее и в гровенорской гал., в Лондоне).

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы - в мюнхенской пинакот. и в Имп. Эрмитаже, №№ 558, 561 - 566).

Кроме этих значительных работ, Рубенс исполнил немало и других, каковы напр. серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лонд. национ. гал. и в мадридск. муз.) и "Диана на охоте" (в берлинск. муз.), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в гал. Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Имп. Эрмитаже, № 595).

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, напр., он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.

Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30 мая 1640 г.

Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачею их заказчикам.

Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, ванГук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др.

В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII стол., соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.

Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело - мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Л. да Винчи и Рафаэля - совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо - пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе - постоянное стремление к изучению натуры, каков ни был бы сюжет.

Это стремление, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах).

Отсюда - субъективность и жизненность типов в самостоятельных произведениях Pубенса, типов, носящих на себе яркую печать фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые на сцену итальянскими мастерами. Отсюда также - внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов.

Отсюда, наконец, поразительное богатство и разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими отличается большинство картин Рубенса. Вообще это был реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайный мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, - художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.

Почти все произведения Рубенса были гравированы, и притом неоднократно; многие из снимков с них исполнены под непосредственным его наблюдением, при чем он сам нередко исправлял рисунок граверов, к числу которых принадлежат: К. Галле, Сваненберг, Матам, И. Мюллер, П. Соутман, Ворстерман, Понциус, В. и С. Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

bellezza-storia.livejournal.com

Питер Пауль Рубенс. От 1340 руб.

Картины Питера Пауля Рубенса, Peter Paul Rubens. От 1340 руб. Купить

Один из самых известных и любимых художников в Мире Питер Пауль Рубенс родился в июне 1577. Именно ему в своем творчестве удалось передать невероятную динамичность, яркое стремление к жизни и эмоциональность барочной европейской живописи. Картины Питера Пауля Рубенса представляют собой удивительно цельное сочетание художественного брейгелевского стиля и лучших свершений венецианской школы. Несмотря на то что, художник прославился своими потрясающими монументальными мифологическими и религиозными полотнами, Рубенс также являлся искусным мастером пейзажа и портрета.

Фламандский живописец был удивительной личностью, сочетающей в себе качества, необходимые для успеха и создания гениальных достижений — сильным умом, мощной энергией, красивой наружностью, гармоничной душой и светлой головой, необходимой для творчества и предпринимательства. Один взгляд на его произведения не оставляет никаких сомнений, в  том, что Рубенс был не только благополучным живописцем, но и счастливым человеком, который не разочаровывался и не сомневался в своем творческом пути. Художник восхищается пластикой человеческого тела, движениями рук, поворотом головы, женскими формами.

Без сомнения Рубенс любил материальный мир, окружающий его, однако, вся его сущность была наполнена сильным восхищающим чувством веры. Какой бы образ он ни изображал - умиротворенную Деву Марию с младенцем Иисусом, светловолосую Афродиту, окруженную нимфами или прекрасный пейзаж, — он восхищался красотой мира, буквально воспевая его в каждой своей работе. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Пожалуй, во всей истории живописи не найдется еще одного примера такой талантливой личности, которая бы оказала такое сильное влияние и имела бы подобный художественный фурор.

procanvas.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта