Сѓсђрµрґрёр·рµрјрѕрѕрјрѕсђсњрµ картина маслом: Задача 4. Климат и сельское хозяйство
Задача 4. Климат и сельское хозяйство
XII Всероссийская олимпиада школьников по географии
Диаграммы месячного хода температуры воздуха и атмосферных осадков на рисунках а—е (справа) относятся к метеостанциям, находящимся в шести районах выращивания одной из древнейших сельскохозяйственных культур. Районы эти, известные даже за пределами своих стран, расположены на пяти материках и в четырех частях света (среди обитаемых не представлена только та часть света, где рассматриваемая культура реже используется для производства продукта, которым славятся все остальные районы). Определите, что это за сельскохозяйственная культура. Вблизи какого крупного города расположена каждая из метеостанций? Как повлияли на особенности выращивания данной культуры природные условия каждого из районов? Назовите страны той части света, к которой не относится ни одна из диаграмм, но где есть районы с аналогичной специализацией сельского хозяйства, и объясните, с чем связана такая особенность каждой из названных вами стран, отличающая их от остальных стран этой части света.
Автор задачи — А.С. НАУМОВ
Задача предполагает алгоритм решения с помощью составления своего рода системы уравнений. Рассмотрим возможный алгоритм ее решения. Во-первых, в условии сказано, что метеостанции расположены на пяти материках и в четырех частях света. Значит, речь идет о каждом материке (кроме, разумеется, Антарктиды), при этом на одном из них две метеостанции. И очевидно, что часть света, в которой нет ни одной из шести метеостанций, — это либо Европа, либо Азия. Во-вторых, ход и величина температур и годовые суммы осадков на графиках позволяют сделать вывод, что речь идет о субтропиках. Параметры всех графиков, кроме одного (В) соответствуют средиземноморскому типу субтропического климата. На графике В показаны характеристики континентального субтропического климата. В-третьих, как можно заметить, 4 метеостанции (Б, В, Г и Д) расположены в Южном полушарии. Информации уже достаточно для того, чтобы приблизительно определить районы произрастания искомой сельскохозяйственной культуры. Это европейское или азиатское Средиземноморье, субтропики Северной и Южной Америки, Южной Африки и Австралии. Поскольку районы определены, можно с помощью карт школьного атласа проанализировать специализацию земледелия на их территории. Перечень основных сельскохозяйственных культур, которые выращиваются на территории всех этих районов, составляется по характеристике отраслевого состава земледелия (она показана на картах регионального раздела атласа) и/или по наличию специальных значков-пиктограмм для отдельных культур. Согласно картам атласа, в субтропиках Европы, Южной Африки и Австралии распространено виноградарство. К сожалению, авторы карт школьного атласа, изданного Федеральной службой геодезии и картографии России (М., 1998) не указали виноградарство в качестве одной из главных отраслей специализации сельского хозяйства субтропиков Северной Америки (показано лишь наличие «овощеводства и садоводства») и Южной Америки. Не показано виноградарство и на Ближнем Востоке. Но даже самых общих знаний об истории и географии мирового сельского хозяйства достаточно для того, чтобы включить их в число районов, специализирующихся в международном разделении труда на виноградарстве. Виноград — теплолюбивое растение субтропиков. Не переносит избытка влаги, оптимум годовой суммы осадков составляет 300—600 мм, поэтому выращивается в основном в районах со средиземноморским климатом. Но может выращиваться и на искусственном орошении. Выбирая виноград в качестве искомой культуры, следовало обратить внимание на то, что в условии задачи говорится о производстве определенного продукта, причем подчеркивается, что по каким-то причинам в одной из частей света его производство развито гораздо меньше, чем в остальных. Лишь в большинстве стран Азии, где преобладает ислам, виноград редко используется для производства вина, употребление которого запрещено мусульманам Кораном (основные субтропические районы в Азии расположены на территории мусульманских стран). Таким образом, в силу культурно-исторической специфики «колыбель» виноградарства и виноделия Азия (согласно Н.И. Вавилову, культура винограда происходит из переднеазиатского очага юго-западноазиатского мирового центра происхождения сельскохозяйственных культур) представлена на мировом рынке вина лишь отдельными исключениями — островом Кипр, Израилем, Грузией, Арменией, то есть теми виноградарскими странами, где ислам не преобладает. И ни один из графиков, приведенных в условии задачи, к Азии не относится. Топонимика (графики подписаны подлинными названиями метеостанций, в которых угадывается языковая специфика; особенно интересен случай американской Калифорнии с ее испанскими и итальянскими топонимами) служит дополнительным источником информации для решения задачи. Особое внимание следовало обратить на график В. Нетрудно определить, что этот район с субтропическим континентальным климатом расположен в Южном полушарии; испаноязычная топонимика (Сан-Хуан) указывает на Латинскую Америку. Метеостанция находится в Аргентине. Осадков там явно очень мало (почти пустыня), но поскольку с ледников по склонам Анд стекает множество рек, виноградарство развивается на искусственном орошении. Сопоставляя всю вышеизложенную информацию, а также учитывая, что, согласно условию задачи, метеостанции находятся в шести разных странах, нетрудно определить страны, на территории которых расположены эти метеостанции и искомые крупные города. Правильный ответ:
При оценке ответов большую роль играл ход рассуждений, выводящих на локализацию метеостанций, особо отмечалось умение обобщать сведения о климате (сопоставление сведений о температуре и осадках), связывать их с особенностями географического положения (высота над уровнем моря, наветренные/подветренные склоны, близость океана) и сверять с информацией экономических карт. Оценивалось также объяснение причин сохранения винодельческих хозяйств в ряде стран Азии посреди исламского мира. При этом особо поощрялись те школьники, которые не просто констатировали, что эти страны не мусульманские, а пытались доискаться до географических причин существования таких иноконфессиональных островов (Кипр — остров, Израиль — переселенческая страна, Кавказские горы — барьер на пути распространения ислама и т.д.). Задача оказалась трудной: ее выбрали лишь 35 участников. И, к сожалению, 12 из них дали полностью неудовлетворительные ответы.