Тема 1. Древние
народы и государства на территории современной России
Вопросы:
1. Ареал расселения древних народов по территории нашей страны.
2. Древнейшие государственные образования.
3. Проблема происхождения славян.
1. Ареал расселения
древних народов по территории нашей страны
В этнолингвистическом отношении европейская часть
нашей страны к началу новой эры была заселена племенами трех индоевропейских
групп: восточнославянская, угро-финская и летто-литовская. Географической
осью расселения восточных славян был водный путь получивший, название пути
«из варяг в греки». Севернее и восточнее ареала расселения
восточных славян располагались племена финно-угорской группы (это эсты и ливы
Восточной Прибалтики, веси, мурома, водь, меряне, ижора Волжско-Окского
междуречья). Были близки к финно-угорским племенам предки современных мордва,
мари и удмуртов Поволжья. По Западной Двине и Неману с их притоками и по
Березине до Днепра жили летто-литовские племена — предки литовского и
латвийского народов и племени пруссов.
Северное Причерноморье, начиная с I-VIII в до н.э.,
заселяли скифы. У скифов во второй половине I тысячелетия до н.э. идет
становление классового общества, возникает Скифское государство. Во II-I
веках до новой эры значительную часть Скифии завоевали сарматы — родственные
скифам кочевые племена, жившие в степях Волги и Дона и Южного Приуралья.
В IV-III вв. н.э., в так называемую эпоху великого переселения народов,
этническая карта Европы существенно изменяется. В частности, Северное
Причерноморье превращается в своего рода магистральный путь для движения
этносов с востока на запад. Политическая гегемония в причерноморских степях
от сарматов переходит сначала к переместившимся сюда с побережья Балтийского
моря готам (III в. н.э.), затем к гуннам (сер. IV-V вв.), от последних — в VI
в. к аварам (по русским летописям — обрам).
В VI в. в евразийских степях началась смена иранских
языков на тюркские по мере того как с исторической арены уходили ираноязычные
скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им некогда территории оказывались под
властью тюркоязычных народов.
2. Древнейшие
государственные образования
Наиболее древние государственные образования возникли
в Закавказье и Средней Азии. Древнейшим государством на территории бывшего
СССР, как считают историки, было государство Урарту, северная часть которого
располагалась на территории современной Армении (I-VI вв. до н.э.). Урарту
было типичным древневосточным рабовладельческим государством, близким по
своей культуре и социально-политическому строю к Ассирии и Вавилону. По форме
правления государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь,
которому принадлежала верховная светская и духовная власть. Царь являлся
крупнейшим рабовладельцем. Главным источником рабства являлся плен. Труд
рабов широко использовался на строительстве ирригационных сооружений,
водопроводов, крепостей, дворцов знати, дорог. Значительную и влиятельную
часть рабовладельцев составляли жрецы. Жрецы осуществляли идеологическую
функцию государства. Государство Урарту просуществовало около трех веков, до
VI в. до н.э., а затем пало под ударами ассирийцев.
Через три века после гибели Урарту господство над
основной частью его территории переходит к племенным союзам арме и хайя и
страна получает название Великой Армении. Вопрос об общественном строе
Древней Армении принадлежит к числу дискуссионных. Поскольку там достаточно
широко применялся труд рабов, большинство историков считает древнеармянское
государство рабовладельческим. Вместе с тем историки обращают внимание на то,
что основными производителями материальных благ были свободные общинники, а
многие из так называемых «рабов» были в действительности лишь
зависимыми людьми, сохранявшими часть личной свободы. На этом основании
возникло предположение о том, что в Армении, как и во многих других восточных
странах того периода, существовал некий недифференцированный или
нерасчлененный способ производства, содержащий в себе зародыш как
рабовладельческой, так и феодальной формации.
В III в. до н.э. возникает древнегрузинское
Иберийское царство, центром которого были районы по среднему течению реки
Куры. В I в. до н.э. на территории современного Северного Азербайджана и
Дагестана образуется еще одно государство, известное под названием Албании
(по племени албанов). В IV в. н.э. в закавказских государствах
распространяется христианство и в каждом из них возникает оригинальная
письменность. С IV по VII вв. история Армении, Грузии, Албании была наполнена
непрерывной борьбой за независимость против власти иранских Сасанидов и
византийских императоров, неоднократно деливших между собой их территории.
Политическая история Средней Азии в I тыс. до н.э. — середине I тыс. н.э. во
многом напоминает политическую историю Закавказья того же периода. Народы
этого региона оказывались под властью или влиянием тех же Ахемеридов,
Селевкидов и Сасанидов. Здесь издавна жили кочевые племена ираноязычных саков
и массагетов.
В середине I тыс. до н.э. в Средней Азии появились
союзы племен, непосредственно предшествовавшие образованию государства.
Созданный индоевропейскими народами древний эпос «Авесты»
упоминает, в частности, Хорезм — «страну солнца», располагавшуюся
по нижнему течению Амударьи, Согдиану — «богатую людьми и стадами»
(долина Заравшана), Бактрию — «страну с высокоподнятыми знаменами»
(верховья Амударьи). Как и в других странах Древнего Востока, здесь были
сильны элементы родоплеменного строя. Но уже возникло социальное расслоение,
о чем можно судить по упоминаниям в эпосе касты жрецов, касты воинов,
«ездящих на боевых колесницах», касты землевладельцев, а также
касты ремесленников.
3. Проблема
происхождения славян
Проблема славянского этногенеза до сих пор остается
сложной. Здесь сохраняется немало дискуссионных вопросов. Сложности возникают
в том, что археологические источники не дают сведений о языке населения -
важнейшем этническом признаке, поскольку не все народы в древности имели свою
письменность, а античные авторы Византии не всегда отличали восточных славян
от южных и западных. Они называли славян венедами, антами и собственно
славянами и т.д.
Часть исследователей предполагает, что славяне
являлись автохтонами, то есть исконным населением Восточной Европы. При этом
они ссылаются на прославянский характер ряда археологических культур
Восточной Европы I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Но в те же время данные
топонимики свидетельствуют о значительном пласте названий неславянского
происхождения на территории Восточной Европы. Так, для степной зоны
характерны гидронимы (названия рек) иранского происхождения: Дон, Днепр,
Днестр и т.д. В междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия.
Большинство историков и археологов склоняется к
мысли, что славяне являлись пришельцами. Они полагают, что на территории
Восточной Европы славяне появляются в V II-VIII вв. н.э. В частности,
археолог Ляпушкин высказал предположение, что они продвигались двумя путями:
Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север — с побережья Балтийского
моря. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами
Севера (будущей Новгородской земли) относиться к более раннему времени, чем
освоение Приднепровья к V веку.
Представляет интерес точка зрения одного из известных российских историков,
автора ряда учебников и научных работ по истории России академика Б.А.
Рыбакова, который считает, что истоки славян имеют общие корни с
индоиранскими народами, в частности, скифами-пахарями. «Вполне возможно,
что под племенем скифов-пахарей и скифов-землевладельцев, живших, по словам
Геродота, где-то в Среднем Приднепровье — пишет Б.А. Рыбаков, — скрываются и
славянские племена с их древней землевладельческой культурой» (Цит. по:
Б.А. Рыбаков. История СССР с древнейших времен до конца VIII в. М., 1983. С.
26).
Но эта точка зрения не стала общепризнанной. Не дают
однозначного ответа на вопрос и выдающиеся историки, авторы многотомных
трудов по истории российского государства Н. М. Карамзин и С.А. Соловьев.
Поэтому окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело
будущего.
Греческий язык
⇐ 27282930313233343536 ⇒
Славянские языки
Немецкий язык: пуризм преодолен
В кайзеровской Германии пуризм был весьма силен, и эта тенденция продолжалась вплоть до 30-х годов прошедшего столетия, когда к власти в Германии пришли нацисты.
В тот момент могло сложиться впечатление, что пуризм имеет все шансы приобрести статус официальной языковой политики, по мере того как возрождались «исконно немецкие» слова, к примеру, названия месяцев – «Hornung» вместо «февраль», «Ernting» вместо «август», «Scheiding» вместо «сентябрь»…
Однако нацистские власти все же не поддержали широкомасштабного пуризма, а в начале 1940-х годов даже перестали требовать употребления готического шрифта («фрактуры») в газетах и книгах – и перешли на так называемую «антикву» – шрифт, общеупотребимый в других странах Западной Европы.
После 1945 года немецкий язык широко открыл свои ворота заимствованиям из других языков, прежде всего – английского. Примеры перечислить легко. Это – и «Computer» (компьютер), и «Babysitter» (няня), и «Stewardess» (стюардесса).
В повседневной жизни немцы теперь охотнее говорят «Telefon», чем «Fernsprecher»; «Telex», чем «Fernschreiber»; «Lift», чем «Fahrstuhl», и так далее.
С другой стороны, сохраняется и достаточно много «пуристских» слов. К ним относятся такие обычные слова, как «Fahrkarte» (билет), «Tatsache» (факт), «Umwelt» (окружающая среда). адио до сих пор называется «Rundfunk», телевидение – «Fernsehen», вертолет – «Hubschrauber», «наркоман» – «Rauschgiftsüchtiger».
В славянских языках нам представляется довольно пестрая картина. В самом распространенном из них – русском языке – присутствует очень большой процент интернационализмов. То же самое можно сказать и о сербском языке.
Наиболее «пуристским» языком среди славянских с наибольшим основанием можно считать чешский. Вот несколько примеров: библиотека по-чешски будет «knihovna», фабрика называется «tovarna», машина – «stroj», природа – «přiroda», номер – «číslo», театр – «divadlo».
При этом для ряда слов есть синонимы. Так, по-чешски футбол можно назвать и «fotbal», и «kopaná». Первое слово – заимствование, второе произведено на основе славянского корня.
Греческий (точнее говоря, новогреческий) язык в принципе следует принципам «языкового пуризма» – прежде всего по той простой причине, что грех было бы не использовать невероятного богатства словарного фонда древнегреческого языка.
Заметим, что иногда этот принцип распространяется слишком широко и приводит к слишком далеко идущим утверждениям. Приведем отрывок из дискуссии, состоявшейся в 1980-х годах на заседании Организации Объединенных Наций. Она проходила между Т. (турецким делегатом) и Г. (представителем Греции).
Т.: «Г. неправомерно утверждает, что в современной Греции царит демократия!»
Г. : «Что у нас царит – нам лучше знать, поскольку само слово “демократия” является по происхождению греческим!»
ассмотрим несколько соответствий новогреческих слов интернационализмам, принятым в других европейских языках (греческие слова для простоты будем приводить в латинской записи (транслитерации)).
Шведский – усский – Новогреческий
bank – банк – trápeza, ср. со словом «trapézi» (стол)