Статья на норге.ру публикуется
——————————————————
В юбилейный Год Мунка очень притягательной становится идея создания «мозаики» его жизни – причем очевидно, что у каждого она будет своя. Мы представляем собственную версию.
А – Автопортреты Мунка имеют характер дневниковых записей: на них он всегда отображает свое конкретное состояние в данный период жизни. Иногда замкнутое, суровое лицо окружено множеством деталей интерьера и пейзажем за окном, а иногда скептический самоанализ сочетается с хроникой дня («Автопортрет у окна», ок. 1940). Каждый раз художник показывает свое лицо, настойчиво желая узнать что-то новое о своем «я».
В рамках юбилейных торжеств «Мунк-150» состоится турне по Норвегии одного из шедевров художника — «Автопортрета с папиросой». Оно началось на Шпицбергене в день рождения Мунка 12 декабря 2012 года, а, когда картина «проедет» по всей Норвегии, в мае ее выставят в Осло в рамках большой юбилейной выставки «Мунк-150».
На «Автопортрете с папиросой» (1895) изображен загадочный художник, лицо которого обращено к зрителю. Фон расплывчат, фигура ярко освещена снизу, а акцент сделан на лицо и руки.
В самом конце жизни, смертельно уставший от окружающей действительности, Мунк написал один из самых известных своих автопортретов, на котором изобразил себя неподвижно застывшим в спальне рядом с часами, отмеряющими отведенный ему уже небольшой остаток времени («Автопортрет между часами и кроватью», 1940—1942).
Б — «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», — эта запись в дневнике Мунка передает атмосферу большинства его работ и самой жизни. Одна из его ранних картин «Больная девочка», на которой запечатлена умирающая сестра, – стала началом целой серии изображений комнат с больными. Смерть матери и сестры в детстве глубоко ранили Мунка, что позже выразилось в пристальном его внимании к темам смерти и болезни, боли и страдания, муки и отчаяния человека.
В – Витстен (Hvitsten) – одно из излюбленных мест Мунка, где он купил усадьбу у фьорда и где создал много своих произведений, в том числе, эскизы к работам для университетского зала Аула. Этой усадьбой «Недре Раммен» Мунк владел до самой смерти в 1944 году. Сейчас усадьба принадлежит меценату и коллекционеру Петеру Ульсену, который выстроил там новую художественную галерею, где, в частности, устраиваются выставки картин Эдварда Мунка.
Г – Гравюра — один из важнейших видов творчества Мунка. Он блестяще владел практически всеми видами гравюры – от офорта и сухой иглы до ксилографии и акватинты. Гравюра всегда была для Мунка способом вариации собственных живописных полотен. Как правило, сначала писалась картина, а уж затем с нее делалась гравюра. Кроме того, поскольку специфические особенности гравюры заключаются в ее тиражности, то именно гравюра часто давала художнику возможность заработать столь нужные ему деньги. По подсчетам «мунковедов», было напечатано от 25 000 до 30 000 листов.
Д – «Девушки на мосту» (в другом переводе «Девочки на мосту») — одна из самых известных картин Мунка, написанная им в редкий период покоя и душевной радости. Существует несколько вариантов картины, которую художник в письмах также называл «Летняя ночь». Самым первым вариантом (1899 или 1901) считается хранящийся в Национальной галерее в Осло.
В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина также есть авторский вариант картины, написанный специально для парижского Салона Независимых 1903 года, где картина была приобретена М.И. Морозовым.
Именем картины названа основанная в 1996 году в Киркенесе компания арт-кураторов и продюсеров «Pikene på Broen», которая посредством своих проектов организовывает встречи и возводит мосты через границы государств и жанров.
Е – «Европейский период» в жизни Мунка длился довольно долго, потому что признание на родине пришло к нему поздно. Окончился он в 1909 году, когда художник навсегда поселился в Норвегии и стал мало выезжать за ее пределы.
В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством, которое становится для него настоящим открытием, полностью изменившим его взгляды на творчество.
С 1889 года Мунк практически постоянно живет заграницей около двадцати лет — преимущественно во Франции и в Германии, но всегда поддерживает тесную связь с Норвегией, с семьей и друзьями.
В 1892 году он устраивает выставку в Берлине, на которой сам развешивает свои картины, и которая дарует ему мировую известность. Тем не менее, сама выставка закончилась грандиозным скандалом и закрытием, а в среде немецких художником произошел раскол.
Ж – Женщин в жизни Мунка было достаточно, но вот относился он к ним весьма своеобразно.
Художник вырос в окружении любимых и любящих женщин – это тетушка Карен, сестры Ингер и Лаура. Ингер и Карен очень часто использовались Мунком в качестве моделей, хотя общался он с ними во взрослом возрасте довольно мало, но поддерживал материально и всегда состоял в оживленной переписке.
Было у Мунка и несколько возлюбленных, отношения с которыми трудно назвать идеальными. Пожалуй, самым трагическим стал союз с Туллой Ларсен – его настоящей femme fatale. Они познакомились зимой 1897 года, а разрыв произошел в 1902 году. Тулла и Эдвард встретились в доме художника в Осгорстанне, чтобы прояснить свое будущее – и в результате бурного разговора и несчастного случай Мунк выстрелил себе в руку и практически отстрелил себе палец, который с трудом удалось спасти. В случившемся художник, в силу своего характера, обвинил Туллу, а вылеченный палец неизменно напоминал ему о «трех года ужаса».
З – «Зловещее» («Das Unheimliche») — так называлась большая осенняя выставка венского Музея Леопольда в 2010 году, на которой были представлены 150 работ Эдварда Мунка, Эгона Шиле, Джеймса Энсора, Альфреда Кубина. Целью выставки ее организаторы объявили демонстрацию бездны душевных ландшафтов в изобразительном искусстве конца XIX – начала XX столетия. Название выставки заимствовано из известного сочинения Зигмунда Фрейда 1919 года, в котором он исследовал лингвистические, художественные и психологические коннотации понятия «Зловещее». «Зловещее» всегда было объектом творчества Мунка.
И — Излияние в правый глаз произошло у Мунка в 1930 году, из-за чего художник не мог работать в течение нескольких месяцев. Тем не менее болезнь Мунк превратил в объект искусства и создал ряд довольно странных рисунков и акварелей. Некоторые представляют собой настоящее клиническое исследование болезни глаз с нанесенными на бумагу буквами, «стертыми» в том месте, где глаз не видел. Постепенно художник стал вносить очертание черного пятна в картины с зарисовками окружающей действительности. Нередко пятно приобретало формы черепа. По мнению «мунковедов», в истории живописи есть только один подобный пример исследования собственной болезни художником и ее художественного отображения.
Й – Йегер Ханс (1854 – 1910) писатель и анархист, создатель «Богемы Кристании», группы студентов, писателей и художников, в начале 1880-х годов ратовавшей за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.
Мунк был бунтарем и ниспровергателем идолов в искусстве, но его вряд ли можно причислить к кругу Кристианийской богемы, хотя со всеми ее представителями он был в большей или меньшей степени знаком.
Йегер же стал для Мунка на некоторое время авторитетом и антиподом-«заменителем» отца – художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества, поскольку Эдвард всегда был моралистом, несмотря на внешнюю раскованность и смелость в творчестве. Постепенно дружба сходит на «нет», хотя Эдвард делает несколько портретов Йегера, а последний не единожды писал о работах Мунка.
К – «Крик» по праву считают самой известной и самой узнаваемой картиной Мунка, хотя правильнее было бы сказать, что это четыре картины, поскольку в период с 1893 по 1910 годы было создано именно столько вариантов «Крика». Три хранятся в норвежских музеях. Четвертая с единственной расписанной самим художником рамой была продана в 2012 году частным коллекционером (Петером Ульсеном, сыном друга Мунка) на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за рекордную сумму для произведения искусства в 119,9 миллионов долларов.
«Крик» считается одним из художественных символов рубежа 19-20 веков. Символическое изображение человека с искаженным криком ужаса лицом – пророчество художника, который, как считается, предвидел, какие испытания ждут человечество в XX веке. Сам Мунк так написал об этой картине: «Солнце заходило за горизонт, окрашивая облака в кроваво-красный цвет. Мне послышался пронзивший природу вопль».
В 1978 году Роберт Розенблюм, исследователь творчества художника, обнародовал гипотезу, что образ бесполого существа на картине может быть навеян видом перуанской мумии, которую Мунк вполне вероятно видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, поразила и воображение другого гения — Поля Гогена — и послужила прообразом центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи на полотне «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Не так давно было высказано еще одно предположение, что Мунк, возможно, видел еще и другую перуанскую мумию во Музее естественной истории во Флоренции.
Л – Лётенский центр Мунка открылся 3 июня 2012 года и расположен в непосредственной близости от Энгелауг Эстре, усадьбы, где в семье военного врача родился сын Эдвард. Основная тематика центра – связи семьи Мунк с Лётеном, ребенок и юноша Эдвард Мунк, пережитое им в Лётене и его формирование как художника. В центре есть собственная граверная мастерская и читальный зал с литературой о Мунке, где посетители имеют возможность погрузиться в жизнь и искусство Мунка.
Хотя сама усадьба Энгелауг для посещения туристов недоступна, к ней от Мунковского центра и далее к самой древней усадьбе Бю в Лётене ведет специально созданная Мунковская тропа.
М – «Мадонна» также считается одной из самых известных картин Мунка, недаром именно ее вместе с «Криком» похитили вооруженные грабители в 2004 году (обнаружены картины и возвращены в Музей Мунка в Осло были в 2007 году). Картина известна также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина». Всего художник создал пять вариантов полотна, три из которых хранятся в музеях Норвегии и Германии, а две – в частных коллекциях. Натурщицей для одной из версий картины стала Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.
Картина считается основой цикла, изображающего людей в «самые священные моменты жизни».
Названная провокационно – «Мадонна», — картина стала настоящей провокацией в современной искусстве. Это изображение молодой женщины с длинными темными волосами и просветленным лицом в момент страсти. Чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о моменте зачатия, художник нарисовал в углу двух сперматозоидов, а напротив – две фигурки, напоминающие зародышей
Н – Нервный срыв с приступом галлюцинаций произошел у Мунка в 1908 году в любимой им Германии, которая даровала ему всемирную известность и где он жил подолгу, в 1908 году. Проблемы с психикой были у него прежде: это и запои, и сильнейшие нервные срывы, и увлечение наркотиками, и частичная потеря памяти, и мания преследования.
В 1908 году, поняв, что самостоятельно справиться ни с нервными проблемами, ни с проблемой алкоголизма он самостоятельно не сможет, художник по собственной воле «определяется» в специализированный санаторий доктора Даниэля Якобсена в Дании, поскольку в Германии ему грозила лишь клиника для душевнобольных. Лечение прошло столь успешно, что Мунк до конца жизни излечился от проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и полностью – от курения. В клинике художник продолжал много работать, создал несколько известных картин, в том числе – портрет своего лечащего врача. Кроме того, именно там он всерьез занялся фотографией и был верен этой страсти до конца жизни. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя (это вновь были автопортреты), словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. |