Статья на норге.ру публикуется
——————————————————
В юбилейный Год Мунка очень притягательной становится идея создания «мозаики» его жизни – причем очевидно, что у каждого она будет своя. Мы представляем собственную версию.
А – Автопортреты Мунка имеют характер дневниковых записей: на них он всегда отображает свое конкретное состояние в данный период жизни. Иногда замкнутое, суровое лицо окружено множеством деталей интерьера и пейзажем за окном, а иногда скептический самоанализ сочетается с хроникой дня («Автопортрет у окна», ок. 1940). Каждый раз художник показывает свое лицо, настойчиво желая узнать что-то новое о своем «я».
В рамках юбилейных торжеств «Мунк-150» состоится турне по Норвегии одного из шедевров художника — «Автопортрета с папиросой». Оно началось на Шпицбергене в день рождения Мунка 12 декабря 2012 года, а, когда картина «проедет» по всей Норвегии, в мае ее выставят в Осло в рамках большой юбилейной выставки «Мунк-150».
На «Автопортрете с папиросой» (1895) изображен загадочный художник, лицо которого обращено к зрителю. Фон расплывчат, фигура ярко освещена снизу, а акцент сделан на лицо и руки.
В самом конце жизни, смертельно уставший от окружающей действительности, Мунк написал один из самых известных своих автопортретов, на котором изобразил себя неподвижно застывшим в спальне рядом с часами, отмеряющими отведенный ему уже небольшой остаток времени («Автопортрет между часами и кроватью», 1940—1942).
Б — «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», — эта запись в дневнике Мунка передает атмосферу большинства его работ и самой жизни.
В – Витстен (Hvitsten) – одно из излюбленных мест Мунка, где он купил усадьбу у фьорда и где создал много своих произведений, в том числе, эскизы к работам для университетского зала Аула. Этой усадьбой «Недре Раммен» Мунк владел до самой смерти в 1944 году. Сейчас усадьба принадлежит меценату и коллекционеру Петеру Ульсену, который выстроил там новую художественную галерею, где, в частности, устраиваются выставки картин Эдварда Мунка.
Г – Гравюра — один из важнейших видов творчества Мунка. Он блестяще владел практически всеми видами гравюры – от офорта и сухой иглы до ксилографии и акватинты. Гравюра всегда была для Мунка способом вариации собственных живописных полотен.
Д – «Девушки на мосту» (в другом переводе «Девочки на мосту») — одна из самых известных картин Мунка, написанная им в редкий период покоя и душевной радости. Существует несколько вариантов картины, которую художник в письмах также называл «Летняя ночь». Самым первым вариантом (1899 или 1901) считается хранящийся в Национальной галерее в Осло.
В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина также есть авторский вариант картины, написанный специально для парижского Салона Независимых 1903 года, где картина была приобретена М.И. Морозовым.
Именем картины названа основанная в 1996 году в Киркенесе компания арт-кураторов и продюсеров «Pikene på Broen», которая посредством своих проектов организовывает встречи и возводит мосты через границы государств и жанров.
Е – «Европейский период» в жизни Мунка длился довольно долго, потому что признание на родине пришло к нему поздно. Окончился он в 1909 году, когда художник навсегда поселился в Норвегии и стал мало выезжать за ее пределы.
В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством, которое становится для него настоящим открытием, полностью изменившим его взгляды на творчество.
С 1889 года Мунк практически постоянно живет заграницей около двадцати лет — преимущественно во Франции и в Германии, но всегда поддерживает тесную связь с Норвегией, с семьей и друзьями.
В 1892 году он устраивает выставку в Берлине, на которой сам развешивает свои картины, и которая дарует ему мировую известность. Тем не менее, сама выставка закончилась грандиозным скандалом и закрытием, а в среде немецких художником произошел раскол.
Ж – Женщин в жизни Мунка было достаточно, но вот относился он к ним весьма своеобразно.
Художник вырос в окружении любимых и любящих женщин – это тетушка Карен, сестры Ингер и Лаура. Ингер и Карен очень часто использовались Мунком в качестве моделей, хотя общался он с ними во взрослом возрасте довольно мало, но поддерживал материально и всегда состоял в оживленной переписке.
Было у Мунка и несколько возлюбленных, отношения с которыми трудно назвать идеальными. Пожалуй, самым трагическим стал союз с Туллой Ларсен – его настоящей femme fatale. Они познакомились зимой 1897 года, а разрыв произошел в 1902 году. Тулла и Эдвард встретились в доме художника в Осгорстанне, чтобы прояснить свое будущее – и в результате бурного разговора и несчастного случай Мунк выстрелил себе в руку и практически отстрелил себе палец, который с трудом удалось спасти. В случившемся художник, в силу своего характера, обвинил Туллу, а вылеченный палец неизменно напоминал ему о «трех года ужаса».
З – «Зловещее» («Das Unheimliche») — так называлась большая осенняя выставка венского Музея Леопольда в 2010 году, на которой были представлены 150 работ Эдварда Мунка, Эгона Шиле, Джеймса Энсора, Альфреда Кубина.
И — Излияние в правый глаз произошло у Мунка в 1930 году, из-за чего художник не мог работать в течение нескольких месяцев. Тем не менее болезнь Мунк превратил в объект искусства и создал ряд довольно странных рисунков и акварелей. Некоторые представляют собой настоящее клиническое исследование болезни глаз с нанесенными на бумагу буквами, «стертыми» в том месте, где глаз не видел. Постепенно художник стал вносить очертание черного пятна в картины с зарисовками окружающей действительности. Нередко пятно приобретало формы черепа. По мнению «мунковедов», в истории живописи есть только один подобный пример исследования собственной болезни художником и ее художественного отображения.
Й – Йегер Ханс (1854 – 1910) писатель и анархист, создатель «Богемы Кристании», группы студентов, писателей и художников, в начале 1880-х годов ратовавшей за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.
Мунк был бунтарем и ниспровергателем идолов в искусстве, но его вряд ли можно причислить к кругу Кристианийской богемы, хотя со всеми ее представителями он был в большей или меньшей степени знаком.
Йегер же стал для Мунка на некоторое время авторитетом и антиподом-«заменителем» отца – художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества, поскольку Эдвард всегда был моралистом, несмотря на внешнюю раскованность и смелость в творчестве. Постепенно дружба сходит на «нет», хотя Эдвард делает несколько портретов Йегера, а последний не единожды писал о работах Мунка.
К – «Крик» по праву считают самой известной и самой узнаваемой картиной Мунка, хотя правильнее было бы сказать, что это четыре картины, поскольку в период с 1893 по 1910 годы было создано именно столько вариантов «Крика». Три хранятся в норвежских музеях. Четвертая с единственной расписанной самим художником рамой была продана в 2012 году частным коллекционером (Петером Ульсеном, сыном друга Мунка) на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за рекордную сумму для произведения искусства в 119,9 миллионов долларов.
«Крик» считается одним из художественных символов рубежа 19-20 веков. Символическое изображение человека с искаженным криком ужаса лицом – пророчество художника, который, как считается, предвидел, какие испытания ждут человечество в XX веке. Сам Мунк так написал об этой картине: «Солнце заходило за горизонт, окрашивая облака в кроваво-красный цвет. Мне послышался пронзивший природу вопль».
В 1978 году Роберт Розенблюм, исследователь творчества художника, обнародовал гипотезу, что образ бесполого существа на картине может быть навеян видом перуанской мумии, которую Мунк вполне вероятно видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Л – Лётенский центр Мунка открылся 3 июня 2012 года и расположен в непосредственной близости от Энгелауг Эстре, усадьбы, где в семье военного врача родился сын Эдвард. Основная тематика центра – связи семьи Мунк с Лётеном, ребенок и юноша Эдвард Мунк, пережитое им в Лётене и его формирование как художника. В центре есть собственная граверная мастерская и читальный зал с литературой о Мунке, где посетители имеют возможность погрузиться в жизнь и искусство Мунка.
Хотя сама усадьба Энгелауг для посещения туристов недоступна, к ней от Мунковского центра и далее к самой древней усадьбе Бю в Лётене ведет специально созданная Мунковская тропа.
М – «Мадонна» также считается одной из самых известных картин Мунка, недаром именно ее вместе с «Криком» похитили вооруженные грабители в 2004 году (обнаружены картины и возвращены в Музей Мунка в Осло были в 2007 году). Картина известна также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина». Всего художник создал пять вариантов полотна, три из которых хранятся в музеях Норвегии и Германии, а две – в частных коллекциях. Натурщицей для одной из версий картины стала Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.
Картина считается основой цикла, изображающего людей в «самые священные моменты жизни».
Названная провокационно – «Мадонна», — картина стала настоящей провокацией в современной искусстве. Это изображение молодой женщины с длинными темными волосами и просветленным лицом в момент страсти. Чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о моменте зачатия, художник нарисовал в углу двух сперматозоидов, а напротив – две фигурки, напоминающие зародышей
Н – Нервный срыв с приступом галлюцинаций произошел у Мунка в 1908 году в любимой им Германии, которая даровала ему всемирную известность и где он жил подолгу, в 1908 году.
В 1908 году, поняв, что самостоятельно справиться ни с нервными проблемами, ни с проблемой алкоголизма он самостоятельно не сможет, художник по собственной воле «определяется» в специализированный санаторий доктора Даниэля Якобсена в Дании, поскольку в Германии ему грозила лишь клиника для душевнобольных. Лечение прошло столь успешно, что Мунк до конца жизни излечился от проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и полностью – от курения. В клинике художник продолжал много работать, создал несколько известных картин, в том числе – портрет своего лечащего врача. Кроме того, именно там он всерьез занялся фотографией и был верен этой страсти до конца жизни. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя (это вновь были автопортреты), словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. |

Одна из его ранних картин «Больная девочка», на которой запечатлена умирающая сестра, – стала началом целой серии изображений комнат с больными. Смерть матери и сестры в детстве глубоко ранили Мунка, что позже выразилось в пристальном его внимании к темам смерти и болезни, боли и страдания, муки и отчаяния человека.
Как правило, сначала писалась картина, а уж затем с нее делалась гравюра. Кроме того, поскольку специфические особенности гравюры заключаются в ее тиражности, то именно гравюра часто давала художнику возможность заработать столь нужные ему деньги. По подсчетам «мунковедов», было напечатано от 25 000 до 30 000 листов.

Целью выставки ее организаторы объявили демонстрацию бездны душевных ландшафтов в изобразительном искусстве конца XIX – начала XX столетия. Название выставки заимствовано из известного сочинения Зигмунда Фрейда 1919 года, в котором он исследовал лингвистические, художественные и психологические коннотации понятия «Зловещее». «Зловещее» всегда было объектом творчества Мунка.

Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, поразила и воображение другого гения — Поля Гогена — и послужила прообразом центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи на полотне «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Не так давно было высказано еще одно предположение, что Мунк, возможно, видел еще и другую перуанскую мумию во Музее естественной истории во Флоренции.
Проблемы с психикой были у него прежде: это и запои, и сильнейшие нервные срывы, и увлечение наркотиками, и частичная потеря памяти, и мания преследования.