Н.В. Будур
Кнут Гамсун – абсолютный «лидер» в норвежской литературе как по количеству экранизаций, так и по лентам, повествующим о его жизни и творчестве.
Стало уже штампом утверждение о том, что слава пришла к Гамсуна сначала за пределами его родной страны, а уже потом в самой Норвегии. Как ни странно, то же самое произошло и с экранизациями его романов. Россия всегда любила Гамсуна, и именно в нашей стране были сделаны две первые «гамсуновские» картины — в 1916 году выходит фильм группы актеров Первой студии МХТ во главе с Б. Сушкевичем[1].
Б. Сушкевич и его товарищи внимательно присматриваются к новому возникающему искусству, знакомятся с техникой и методикой работы лучших его мастеров и только после освоения его особенностей берутся за создание своих первых фильмов.
К сожалению, К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, не верившие в ту пору в возможность преодоления кинорутины, неодобрительно относились к увлечению экраном мхатовской молодежи. И вплоть до Октябрьской революции участие актеров МХТ в кинопостановках носило эпизодический характер и оказало сравнительно небольшое влияние на развитие русского дореволюционного кинематографа. Из созданных до революции 1917 года 6 фильмов сохранился только один – по рассказу А.П. Чехова.
Существует еще один штамп – «Кнут Гамсун был культовой фигурой в России начала ХХ века». Больше всего читающая публика любила «Пана» и «Викторию». А.А. Ахматова в автобиографической прозе называла К.Гамсуна в числе любимейших писателей своей юности. «Читала много и постоянно. Большое (по-моему) влияние на нее оказал тогдашний властитель дум Кнут Гамсун («Загадки и тайны»), Пан, Виктория меньше <…>». Ахматова писала о себе в третьем лице, как бы от лица В.С. Срезневской (Тюльпановой). Е.С. Булгакова тоже оставила воспоминания о том, что одной из первой тем их бесед с М.А. Булгаковым была всё та же «Виктория».
Поэтому нет ничего удивительного, что в 1917 году в России появляется фильм «Виктория», снятый Ольгой Ивановной Преображенской[2] (не путать с великой балериной Ольгой Иосифовной Преображенской), актрисой и режиссером.
Вернулся Гамсун в кинематографическую Россию и еще один раз – уже совсем недавно (по историческим меркам). В 1987 году на целый месяц один из островов на Ладоге и остров Валаам превратились в места, где проходила часть жизни героев фильма: Виктории и бывшего крестьянского сына, будущего писателя Юханнеса. [3] В Сортавале снимался фильм латышского режиссера Ольгерта Дункерса[4] «Виктория», который критиками считается одним из его лучших. На экраны картина вышла в 1989 году, поэтому ее страной-производителем считается независимая Латвия.
Однако вернемся к 1920-м годам. В 1921 в Норвегии был снят первый фильм по роману Кнута Гамсуна «Соки земли» — не только первая норвежская экранизация произведений Гамсуна, но, по сути, одна из первых немых картин Норвегии.
Для немого фильма требовались сюжетные истории, которые было бы легко переложить на язык мимики и жеста и рассказать о них без звука. Действие фильмов 1920-х годов часто происходило на открытом пространстве – на свежем воздухе, а сюжет строился на какой-нибудь любовной истории. Фильм «Соки земли» полностью отвечает существовавшим в ту эпоху требованиям. Режиссером норвежского фильма стал звезда немого кино датский режиссер Гуннар Соммерфельдт.
Премьера «Соков земли» состоялась на второй день Рождества 1921 года и стала настоящим событием в культурной жизни Норвегии.
До 1991 года все пленки этого фильма считались утерянными. Но в 1992 году неожиданно нашли негатив и обрывки пленок в США и Недерландах. Тем не менее, в фильме не хватает 20 минут, которые, вероятно, были посвящены рассказу о жизни сыновей Исаака.
В честь 150-летия Гамсун фильм был восстановлен Норвежским институтом кинематографии и оцифрован. В Осло премьера состоялась 2 марта 2009 года, а Москве – 21 апреля 2009 года во время открытия выставки изданий Гамсуна в Овальном зале ВГБИЛ.
Два других фильма о Гамсуне вышли один за другим спустя еще двадцать три года.
В апреле 1996 году знаменитый швед Ян Труэлль выпустил фильм, вызвавший массу споров, которые не утихают и по сей день. Фильм так и называется «Гамсун». Главные роли исполняют шведская звезда Макс фон Сюдов и датская актриса Гита Нёрбю. Фильм длится 159 минут, но смотрится на одном дыхании. В нем рассказывается о жизни Гамсуна во время войны и после – вплоть до его смерти в 1952 году. Девизом рекламной кампании было «Его любили как национального героя. Ненавидели как предателя родины. Его брак – смесь ненависти и великой любви». В основу фильма легла сценарная повесть известного шведского критика, писателя и драматурга Пера Улова Энквиста, в которой он предлагает свою версию жизненной драмы Гамсуна и причин, приведших к ней. Документальную основу сценария составляют книга датского литературоведа Торкиля Хансена «Процесс против Гамсуна» и мемуары Марии Гамсун, жены писателя, «Под сенью золотого дождя».
В том же 1996 году, только в декабре, в Осло был показан фильм норвежского режиссера Бентейна Бордссона[5] по одной из самых лучших книг о судьбе Гамсуна «Загадка Кнут Гамсун» Роберта Фергюссона. Фильм носит то же название, что и книга.
В нем показана вся жизнь Гамсуна – с момента его детства до глубокой старости. Писатель после суда окунается в воспоминания и иногда даже ассоциирует себя с персонажами своих романов «Голод» и «Мистерии». Роль Гамсуна исполняют три актера, сменяющие друг друга по мере «взросления» героя.
Существуют две версии картины – одна, сделанная специальная для телевидения, «длиною» в 6 часов, и другая, укороченная до 1 часа 50 минут и предназначенная для показа в кинотеатрах.
Однако, несмотря на прекрасную литературную основу, фильм признан кинокритиками большой неудачей Бентейна Бордссона из-за длиннот и плохой игры актеров. Один из журналистов даже назвал картину «одним длинным зевком».
«Гамсун – это писатель-искушение для режиссеров кино. И это вполне понятно: он создает занимательные сюжеты и впечатляющие характеры, в его книгах страсть перемежается любовью, борьба сильных характеров переплетается с ревностью, юмор соседствует с напряженным действием. В случаях, когда съемки проходят на фоне драматически-прекрасного пейзажа Севера Норвегии, они становятся чисто визуальным искушением и для зрителей, — писал исследователь творчества Гамсуна Нильс Магне Кнутсен. – Большая часть кинематографических версий романов Гамсуна до сегодняшнего дня получала умеренно теплый, если не сказать равнодушный, прием как в Норвегии, так и за ее пределами. Большую часть этих киноверсий упрекали в том, что они не дают адекватной картины настроений и собственно содержания творений Гамсуна. Одной из причин такого отношения к киноверсиям является тот факт, что неповторимое настроение повествования, присущее романам Гамсуна, в фильмах совершенно пропадает. Кроме того, точно так же исчезают неповторимое обаяние текста, его поэзия и ирония, а в результате в фильмах пропадает большая часть своеобразия и обаяния произведений Гамсуна».
Как бы там ни было, но с конца 1980-х годов на экраны кинотеатров буквально хлынул поток экранизаций – «Бродяги» Олы Солума (1989), «Телеграфист» Эрика Густавссона, сценарий к которому написал известный норвежский писатель Ларс С. Кристенсен (1994), три короткометражки по мотивам рассказов Гамсуна (1999) и др. А в 2007 году появился мультипликационный фильм «Муха» Стейна Эльвестада по мотивам рассказа «Совершенно обыкновенная муха средней величины», что говорит о постоянной актуальности великого писателя и неисчерпаемых возможностях интерпретации его произведений.
Сводная таблица экранизаций произведений К. Гамсуна
и фильмов о нем
[1] Сушкевич Борис Михайлович (1887—1946) — режиссер, актер, народный артист РСФСР (1944).Учился на историческом факультете Московского университета. С 1906 выступал как актер на любительских сценах. В 1908-1932 — сотрудник, затем — актер МХТ (с 1924 — Второго МХАТ). В 1918-1919 работал в Московском кинокомитете. В 1933-1936 — художественный руководитель Ленинградского театра драмы (впоследствии театра имени А. С. Пушкина). В 1937-1946 возглавлял Ленинградский новый театр. Преподавал в Ленинградском государственном театральном институте (ЛГТИ), с 1933 — профессор, с 1936 — директор ЛГТИ. [2] Ольга Ивановна Преображенская [1881 (1884?) — 1971], русская советская киноактриса и кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Училась в студии Московского Художественного театра (1905-1906), затем работала в провинциальных театрах. В 1913 дебютировала в кино. С 1916 — кинорежиссёр. [3] См. интервью Ольгертса в «заглавной газете» Карельской АССР «Ленинская правда» за 16 августа 1987 года. |