фѐр°Рѕсѓсѓр° депорт картины: Советский Союз в 1939—1991 годах

История Холокоста

История Холокоста

Илья АЛЬТМАН,

Давид ПОЛТОРАК

Фрагменты пакета-комплекта документальных
материалов

О пособии

Узники смоленского гетто

Перед Вами — документальные свидетельства об
одной из самых известных и всё же еще не до конца
осмысленной трагедии XX столетия — о попытке
уничтожения нацистами еврейского народа.
Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение,
уничтожение огнем. Это общепринятый термин для
обозначения геноцида евреев нацистами и их
пособниками в 1933—1945 гг.
Изучение собранных в пособии документов поможет
понять, как такое могло случиться.
В наше время тема Холокоста не утратила
актуальности; социальная напряженность,
межэтнические и межконфессиональные конфликты,
всплески экстремизма и неофашизма — всё это
вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского
еврейства.
Правительство России приняло Федеральную
программу «Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в
российском обществе»; из духа и буквы этого
документа вытекает необходимость преодоления
воспроизводящихся в обществе этнических
предрассудков (в том числе — антисемитизма),
мешающих строить правовое государство и
гражданское общество.
Цель пособия — способствовать углублению знаний
о Второй мировой войне, формированию личностного
отношения школьников к событиям Холокоста,
сочувствия к страданиям еврейского народа,
уважения к борцам против нацизма. Приблизиться к
этой цели помогут собранные в пособии архивные
документы, фотографии, письма, фрагменты
дневников и воспоминаний участников и
свидетелей событий.
Пособие состоит из трех частей. Его основу
составляют 32 документа, напечатанные на
отдельных листах. Предлагаются вопросы к
учащимся и исторические комментарии, справочный
материал.
В пакет-комплект входит также брошюра,
включающая очерк об истории Холокоста и
методические рекомендации, в основном
ориентированные на учителя, работающего в
старших классах. С некоторыми документами можно
познакомить и школьников помладше.

Приход нацистов к власти. Антисемитизм в
Германии

Свой путь к диктатуре Адольф Гитлер начал в
1919 г., примкнув к небольшой политической
группировке национал-социалистов, возникшей в
Мюнхене. Вскоре он стал руководителем партии,
одной из программных целей которой был
провозглашен государственный антисемитизм.
Экономическая депрессия, крайний национализм
как реакция на поражение в первой мировой войне,
революционные потрясения, разочарование в
демократии пробудили во многих немцах
агрессивный национализм. Воспользовавшись общим
недовольством и экономическими трудностями,
Гитлер открыто развивал расистскую теорию. Фюрер
(вождь) считал себя мессией, призванным спасти
мир от «еврейского засилья». Он призывал к
беспощадной борьбе против евреев, нарушающих
чистоту «арийской расы».
Приход нацистов к власти в Германии означал
насаждение антисемитизма в государственном
масштабе.
В апреле 1933 г. была инспирирована
общегерманская антиеврейская акция. Нацисты
пикетировали магазины, адвокатские бюро,
врачебные кабинеты, принадлежавшие евреям.
Государственная и партийная пропаганда
стремилась использовать все возможности для
демонизации образа еврея. Особенно преуспевал в
этом нацистский листок «Дер Штюрмер».
10 мая 1933 г. в Берлине состоялось сожжение
«вредных» книг, организованное министром
пропаганды Геббельсом. Наряду с книгами
классиков мировой литературы (Т.Манна,
Э.М.Ремарка, Д.Лондона, Э.Золя) сожжению были
преданы произведения Генриха Гейне, Зигмунда
Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна —
знаменитых писателей и ученых еврейского
происхождения.
Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь
может выразить себя. Это пламя освещает не только
конец старой эры, но и начало новой». Так началась
нацификация немецкой культуры.
В сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии
были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом
нацисты реализовали первый этап «решения
еврейского вопроса»: они лишили евреев всех
гражданских прав.
С принятием Нюрнбергских законов антисемитизм
получил легальный статус. Антиеврейская
политика становилась всё более жестокой. СС и
органы внутренних дел занялись осуществлением
политики «расовой гигиены». В школах учеников
знакомили с инструментами, с помощью которых
якобы возможно определять расовые признаки
людей: с приборами и таблицами, помогающими
измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос.
В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными
расовыми признаками», было запрещено посещать
немецкие школы.
Постепенно нацисты перешли от ограничения прав
евреев к их вытеснению из общественной,
политической и экономической жизни Германии.
В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром,
вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь
разбитых стекол
).
Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все
синагоги в Германии, разграблены более 7000
еврейских магазинов. Поводом для этого послужило
убийство секретаря немецкого посольства в
Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил
за родителей, депортированных из Германии.
Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены
в концентрационные лагеря. В январе 1939 г.
началась подготовка мероприятий второго этапа
«решения еврейского вопроса». Речь шла о том,
чтобы лишить евреев права жить в Германии.

Вторая мировая война и Холокост
Узники гетто в Польше

После захвата Австрии, Чехословакии и
вторжения в Польшу в сентябре 1939 г.
руководство гитлеровского государства начало
готовиться к установлению в Европе «нового
порядка», отражавшего нацистскую идеологию.
Выступая в рейхстаге 30 января 1939 г., Гитлер
сказал: «Сегодня я вновь буду пророком. Если
еврейским финансистам в Европе и за ее пределами
удастся втянуть народы в мировую войну, то
результатом будет не большевизация мира и,
следовательно, победа евреев, а уничтожение
еврейской расы в Европе».
В секретном приказе начальника Управления
службы безопасности рейха Р. Гейдриха от 21
сентября 1939 г. была определена политика
нацистов по отношению к евреям Польши.
Всех их следовало вывезти из небольших городов и
местечек и поместить в особо создаваемые районы
крупных городов (гетто), а собственность
конфисковать. Как правило, гетто создавались в
населенных пунктах, имеющих железнодорожное
сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их
обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря
смерти.
К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы
в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и
эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей
ожидали окончательного решения своей участи.
Со времен средневековья существование в Европе
еврейских гетто было традиционным способом
изоляции евреев от христиан. Гетто нередко
служили защитой и опорой для их обитателей. В
дневные часы евреям было разрешено покидать свои
кварталы, участвовать в жизни города. Гетто,
создаваемые фашистами, имели лишь одно
предназначение — полное уничтожение их
населения.
Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня
1941 г. ознаменовало собой новый этап
антиеврейской политики нацистов, так называемое
«окончательное решение» еврейского вопроса.
Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а
затем уже и все евреи Европы.
Метод массовых убийств, используемый на
территории СССР, вскоре был признан
неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде
Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на
которой представители нескольких ведомств Рейха
обсуждали план проведения мероприятий для
«окончательного решения еврейского вопроса».
Гейдрих сообщил на этой конференции о точном
количестве евреев, которые подлежат ликвидации в
Европе, назвав 33 государства, где их предстоит
уничтожить.
В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда
предстояло депортировать еврейское население
Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек,
Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение
людей проводилось на индустриальной основе.
Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания
трупов.
Прибывающие на железнодорожные станции лагерей
смерти под предлогом прохождения санитарной
обработки направлялись в «душевые». В помещение
подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все
люди умирали. Наиболее «производительным» был
лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше
миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи.В
1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из
оккупированных стран Европы.

Нацистский оккупационный режим и
Холокост на территории СССР

На оккупированной германской армией
территории СССР были выделены зоны
ответственности военной (в прифронтовых районах)
и гражданской администрации. Появились
рейхскомиссариаты «Украина» и «Остланд» (Литва,
Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии).
Восточная Галиция с городом Львовом была
присоединена к оккупированной Польше. Зона между
Днепром и Бугом, включая Одессу, так называемая
Транснистрия, была передана под власть Румынии.
Еврейское население во всех этих районах
подлежало особой регистрации. Евреев обязали
носить особые знаки на одежде, повязки с
шестиконечными звездами; во многих городах
запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться
общественным транспортом, заходить в
центральные районы…
На всех территориях, находившихся в военной зоне,
в том числе на территории России, евреи
уничтожались вскоре после оккупации.
Осуществляли массовые убийства мобильные
подразделения — айнзатцгруппы, главная
задача которых состояла в уничтожении
«враждебных элементов». Евреи составили
большинство жертв. Каждая айнзатцгруппа в
составе 600—1000 человек была разбита на айнзатцкоманды.
Группа «А» действовала в Прибалтике и под
Ленинградом, группа «Б» — в Белоруссии и на
Московском направлении, группа «С» — на Украине,
группа «Д» — в Молдавии, на Буковине, в Крыму и
на Кавказе. С ними взаимодействовали
подразделения войск СС, вермахта, жандармерии,
полицейские батальоны.
Массовые убийства евреев часто осуществлялись
при участии местных коллаборационистов.
Обреченных вывозили или выводили на окраины, где
и расстреливали. Подобным образом на
оккупированной территории были осуществлены
десятки массовых убийств. 29—30 сентября 1941 г. в
Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны
десятки тысяч евреев.
К началу 1942 г. немцы уничтожили свыше миллиона
советских евреев. В зонах, находившихся под
управлением гражданской администрации, евреев
убивали поэтапно. Часть мужчин была уничтожена
сразу. Специалистов, ремесленников, врачей и
членов их семей заключили в сотни больших и малых
гетто.
Гетто располагались в самых плохих районах
городов. Они обычно отделялись от близлежащих
кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев
предупреждали о переселении в гетто за день, а
иногда и за несколько часов. С собой разрешалось
брать лишь ручную кладь. Перед переселением у
евреев конфисковывали все ценности.
Были созданы еврейские советы (юденраты),
управлявшие гетто и исполнявшие приказы
нацистов. Они отвечали за регистрацию всех
евреев, сбор контрибуции, распределение жилья,
ведали медицинскими вопросами и поддержанием
чистоты, а также выделяли узников на
принудительные работы.
Нацисты полностью изолировали евреев. Между
собой гетто не имели никакой связи. Время от
времени устраивались обыски, в ходе которых
отнималось последнее. Всех трудоспособных
евреев ежедневно угоняли на работы, за которые
чаще всего ничего не платили.
Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни.
Весной—осенью 1942 г. в Белоруссии и на Украине
гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их
обитателей либо уничтожали, либо переводили в
концлагеря.
Осенью 1943 г. были ликвидированы последние
крупные гетто — в Минске, Каунасе, Вильнюсе,
Шауляе, Риге. Те, кто решил бежать из гетто или
сумел скрыться из расстрельных рвов, нуждались в
надежном укрытии, в документах.
Многое зависело от местного населения.
Большинство людей были безразличны к судьбе
своих еврейских соседей и занимали позицию
сторонних наблюдателей. Мотивы были различны:
страх перед репрессиями, антисемитизм… На
оккупированных территориях Советского Союза не
существовало организованной помощи евреям со
стороны антифашистского подполья.
Не отмечено ни одного приказа или призыва
советского правительства к подпольным
организациям и местному населению оказывать
евреям помощь.
Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами
Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские
отряды, укрывавшиеся под чужими документами либо
спрятанные местными жителями. Около 70 000 евреев
выжили на территории, находившейся под румынским
контролем.

Сопротивление. Праведники народов мира

Часто задают вопрос: почему евреи не боролись
за свою свободу, почему они не сопротивлялись?
Подобного рода вопросы отражают незнание и
непонимание реальной обстановки.
Нацисты поставили перед собой цель — сломить
дух обитателей гетто. Жестокие репрессии,
следовавшие за любым актом сопротивления,
нехватка оружия и теплившаяся у многих надежда
пережить войну и оккупацию сдерживали
Сопротивление.
Планы уничтожения всегда держались в секрете и
маскировались под обещания переселения,
перевода в другой район города, вывоза на работу.
И всё же многие узники гетто боролись за свое
существование, пытались бежать из гетто, добыть
поддельные «арийские» документы, участвовали в
вооруженной борьбе за освобождение. Они внесли
достойный вклад в антинацистское Сопротивление
в Европе и на территории СССР. Существовали две
формы борьбы: духовная и физическая.
Духовное Сопротивление выражалось прежде всего
в стремлении сохранить человеческое
достоинство. За колючей проволокой не забывали о
воспитании детей. Для этого нелегально открывали
школы, читали лекции и вручную копировали
учебники. Узники собирались на тайные
богослужения, вели дневники — чтобы сохранить
для будущих поколений свидетельства о
злодеяниях нацистов и их пособников.
Евреи не ограничивались, однако, такого рода
противостоянием. К вооруженному сопротивлению
нацистам призвали подпольщики Вильнюсского
гетто.
Оружие приобретали у самих оккупантов и
полицаев, похищали на немецких оружейных
складах. Некоторые виды оружия, например
самодельные гранаты и кинжалы, производились в
гетто. Подпольная работа в гетто была трудной и
опасной. В Белостоке, Несвиже, Мире, Лахве,
некоторых других гетто подпольщикам удалось
организовать вооруженные восстания. В
результате часть узников присоединилась к
партизанам.
Символом еврейского сопротивления стало
восстание в Варшавском гетто в апреле—мае
1943 г. , которое было подавлено лишь с
применением танков и артиллерии. В некоторых
гетто (Вильнюс, Минск, Каунас) подпольные
организации готовили вооруженные группы,
которые прорывались в леса, где создавали
партизанские отряды.
Уже в 1942—1943 гг. в партизанском движении в
Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России
сражалось около 25 000 евреев. Были и еврейские
отряды. Пользуясь знанием местности, умением
приспосабливаться к жизни в лесах, они нападали
на фашистские опорные пункты, полицейские
участки, минировали транспортные пути
противника, взрывали поезда.
Партизаны занимались также спасением евреев из
гетто, переправкой их в леса. Часть спасшихся
организовывали семейные лагеря, жившие под
опекой партизан. Число евреев в семейных лагерях
достигало многих тысяч.
В Литве партизаны-евреи проникли в Вильно,
взорвали городскую электростанцию, столбы линии
электропередачи. Много еврейских партизанских
отрядов действовало в Белоруссии.
Около полумиллиона советских евреев находились
в годы Великой Отечественной войны в рядах
Красной армии.
По числу Героев Советского Союза евреи занимают
5-е место среди представителей народов нашей
страны.
Одна из важных связанных с историей Холокоста
тем — подвиг тех, кого в еврейской традиции
называют праведники народов мира. Повсеместно на
оккупированных нацистами территориях были люди
и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись
нацистским приказам и были готовы рисковать
собственной жизнью.
Таких бесстрашных людей были сотни и тысячи. Они
прятали у себя скрывавшихся от депортаций и
бежавших из гетто, снабжали евреев необходимыми
документами, оказывали преследуемым финансовую,
продовольственную и медицинскую помощь.
Многим помогла спастись семья киевского
священника А.А.Глаголева, прятавшая еврейские
семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки
евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл
портовый грузчик Жан Липке.
Многие праведники оказались в застенках, были
казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в
памяти тех, кого они спасали…

Уроки Холокоста

Еще в 1943 г. в «Декларации об ответственности
гитлеровцев за совершаемые зверства»,
подписанной руководителями стран
антигитлеровской коалиции, нацистов
предупреждали о том, что они ответят за свои
преступления и что им не скрыться «даже на краю
света».
В 1945—1946 гг. в Нюрнберге — в городе, где
проходили съезды нацистской партии, где были
приняты расистские законы, — международный
военный трибунал судил некоторых руководителей
Третьего рейха за совершенные ими преступления.
В ходе суда была доказана виновность подсудимых
в преступлениях против мира, в военных
преступлениях, в преступлениях против
человечности: в негуманном отношении к
гражданским лицам, в преследовании людей по
расовому признаку, в том числе в уничтожении
евреев. Трибунал приговорил к смертной казни 12
руководителей гитлеровского государства.
Военные трибуналы после войны осудили более 30 000
нацистов. Тысячам преступников удалось
ускользнуть от правосудия. Многие нашли убежище
в США, Канаде, Австралии, в латиноамериканских
странах. Объединенные Нации решили не принимать
во внимание сроки давности совершенных
нацистами преступлений. В 1960—1970-е гг. были
арестованы и осуждены десятки и сотни нацистов.
Среди них — глава Еврейского отдела гестапо
Адольф Эйхман.
Нюрнбергский процесс и все последующие процессы
над нацистскими преступниками напоминают о
неотвратимости ответственности за геноцид.
История Холокоста помогает осознать, как
предрассудки, предубеждения, ложные суждения
порождают практический расизм. История
Холокоста учит нас и тому, как современная
техника и технология могут быть использованы для
уничтожения людей.
Осмысливая Холокост, историки и политики
стараются определить роль еврейской трагедии в
судьбе человечества, а также выяснить, какие
параллели, ассоциации, совпадения связывают то,
что произошло в Германии в середине
XX столетия, и сегодняшнюю ситуацию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

История Второй мировой войны — это не только
«страницы доблести и славы», но и трагическая
повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о
Холокосте помогает школьникам более объемно
представить себе картину войны и геноцида,
осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия — помочь учителю ввести тему
Холокоста в повествование о причинах и событиях
войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели
предпочитают не касаться этой темы из-за ее
многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы
рассказать о человеке на войне и во время войны, о
его страданиях, о том, как война ломает жизнь и
судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в
экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти
рубриках. Все они могут стать основой
факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить
рассказ о Холокосте к памятным датам календаря,
например к годовщинам Ванзейской конференции,
расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным
говорить о Холокосте и в контексте тем,
включенных в существующие программы. Сведения о
событиях Катастрофы могут составить
органическое целое с изложением иных событий
войны.
Основное место должна занимать организация
работы учащихся над документами, их разбор под
руководством учителя или же самостоятельно — на
уроке или дома. Такая форма занятий позволит
осмыслить документ как исторический источник и
памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов
— групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить
текстами. Для этого достаточно иметь по
4—5 экземпляров документов, собранных в
пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая
аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно
спроецировать документ на экран, что поможет
концентрации внимания учащихся и создаст
благоприятные условия для коллективной работы.
Возможно размещение документов на стенде или на
стене. Размещенные на стенде материалы
используются учителем и учениками во время урока
на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с
документами на уроке по теме «Приход нацистов к
власти в Германии».
Задача учителя — помочь школьникам составить
представление о том, как страна постепенно
превращалась в тоталитарное государство.
Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и
сложными для них теоретическими положениями,
понятиями, которые совсем не объясняются в
большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут
быть различными. Работая с текстами, учитель
пишет на доске (или вводит с помощью
транспарантов для графопроектора, дисплея
компьютера) ключевые понятия: расизм,
национальная дискриминация, антисемитизм, права
человека, геноцид. Учащимся предлагается
раскрыть одно из этих понятий, опираясь на
документы (устно или в небольшом письменном
сообщении).
Еще один пример — изучение темы «Нацистский
оккупационный режим на территории СССР» (курс
«История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях
оккупантов на захваченных территориях, об
экономической эксплуатации, об отношении к
населению, об уничтожении «враждебных
элементов» в завоеванных зонах (к таковым
«элементам» нацисты относили в том числе и
евреев). Документы, включенные в пособие,
позволяют рассказать о двух последних
тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия
темы эти сюжеты важны потому, что дают
возможность показать, как подавлялось нацистами
человеческое достоинство живущих на
оккупированной территории, как был установлен и
осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к
документам учитель распределяет учащихся на
группы (4—5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного
слова учителя, в котором он рассказывает об
огромном количестве жертв, не только на поле
битвы, но и на оккупированной территории. Затем
учащимся раздаются документы. Одна группа
школьников получает документ «Из протокола
допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая
знакомится с выдержками из дневника жительницы
Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся
читает отрывок из дневника студентки из
Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа
школьников получает фотодокумент «Узники гетто
в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел
16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые
вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая
школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем
— «Движение Сопротивления». При ее изучении есть
возможность подчеркнуть общегуманистические
мотивы этого движения — благородство целей,
героизм и самопожертвование его участников,
солидарность представителей разных народов,
участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе
еврейского населения. Учитель может предложить
вниманию школьников призывы к восстанию в
Вильнюсском гетто, документы о действиях
подпольного отряда детей, о действиях
подпольщиков в Минске (все эти тексты
воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков
можно использовать и на занятиях факультатива
(спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его
занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению
фрагментов связанных с событиями Второй мировой
войны документальных и художественных фильмов,
встречам с узниками гетто и участниками
Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут
послужить и материалом для беседы учителя с
учащимися начальной школы. В этом контексте
следует упомянуть рассказ о подпольном отряде
детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника
гетто Романа Левина о своем стремлении выжить,
рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут
стать основой экспозиций, которые учащиеся под
руководством учителя готовят во внеурочное
время. При этом используются и публикации газет,
журналов. Подобные стенды могут быть посвящены
памятным датам из истории Холокоста —
годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской
конференции, Нюрнбергского процесса или
расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников
лагерей смерти.