Сћрґрёс„Сњ картина караваджо: Отечественная история

Ожившие манекены

 

Что происходит с
телевидением? На ведущих каналах ТВ историческая
тематика спорит за первенство с милицейскими и
бандитскими сериалами, ток-шоу, смехопанорамами
и разного рода «Алло, мы ищем…». Конечно, среди
исторических передач встречаются и такие, на
которые не жаль потраченного времени, например
документальные телесериалы Н.Сванидзе или
Л.Млечина. Но передачи, отвечающие научным или
художественным требованиям, скорее исключения, а
правилом всё чаще становятся телепрофанации
истории жизни и деятельности ярчайших фигур и
давнего и близкого прошлого.

Совсем недавно прокатали на всероссийских
каналах друг за дружкой телесериал о С. Есенине и
фильм об А.Пушкине. Не сужу о художественных
достоинствах фильмов, но, имея некоторое
отношение к науке истории, явственно
почувствовал не столько атмосферу первой
половины ХХ или ХIХ вв., в которых жили и
умирали поэты, а присутствие воскресших духов
эпохи борьбы с «безродным космополитизмом». Если
поверить авторам, то получается, что Есенина
втайне убили, а затем подвесили в номере
ленинградской гостиницы блюмкины-троцкие и
зиновьевы-каменевы. Пушкина же подвели под
пистолет Дантеса международные
масоны-космополиты из мрачного закулисья.

Я не адвокат и не защитник ни тех, ни других, не
искусствовед и не телевизионный критик —
я историк-архивист, всю жизнь копавшийся в
старых бумагах и привыкший верить фактам. Факт,
что Есенин повесился сам (есть медицинское
заключение и следственные материалы), а Троцкий,
ненавидевший пьяниц, был самым горячим
поклонником поэзии Есенина и долгое время
искренне опекал его. Никаких страшных «тайн»
членов ленинского и антисталинского Политбюро
Есенин не знал, да и не мог знать, а
приветственное письмо на имя Временного
правительства, подписанное в феврале 1917 г.
Каменевым и другими ссыльными революционерами
разных толков, было опубликовано тогда же в
российских газетах. Авторы же фильма подвели
причину «убийства» Есенина под эту смехотворную
«тайну» оппозиционеров.

Пушкин, как известно, имел взрывной характер,
был любвеобилен и, в то же время, необоснованно
ревнив к измученной частыми родами жене, но
политически он был совершенно безобиден для
любых явных и тайных сил своего времени. Я уже
писал о похожих домыслах в отношении дуэли и
смерти М.Ю.Лермонтова1.
Гадких, завистливых и мелких людишек, готовых
травить и играть на человеческих слабостях
гения, хватает во все времена. Особенно много их
расплодилось в благоприятной атмосфере
сталинского режима. Многие
злобно-параноидальные псевдоисторические
легенды зародились или расцвели именно в его
правление.

В своей реальной жизни Сталин историков любил,
но только тех, кто чутко улавливал пожелания
властелина. Тех же, кто не умел или не хотел этого
делать, смахивал с лика бытия в лагерную пыль.

Ещё никто не составил полного мартиролога
советских историков, впрочем, так же как и
мартирологов людей других профессий, за
исключением, может быть, корпуса высших военных
чинов, уничтоженных собственным Вождём накануне
великой войны. Нет пока и списков погибших
архивистов, которых Сталин откровенно невзлюбил
только за то, что большую часть своей
политической жизни ему приходилось бороться не
только с памятливыми людьми (и убивать их), но и с
подлинными архивными документами.

Чего, например, стоит его публичная реплика в
адрес редакции журнала «Пролетарская революция»
(1931 г.), в которой он обзывает публикаторов
исторических документов «архивными крысами», а
историков, пытающихся опираться на них,
«безнадежными бюрократами»2.
В сталинские времена значительное количество
архивистов сгинуло в лагерях, а все
государственные архивы страны, вровень с
ГУЛАГом, подчинили бериевскому ведомству – НКВД.
Партийные архивы Сталин держал под своим
непосредственным контролем через аппарат ЦК.

Но минули одни времена и
наступили иные. Несколько месяцев идёт на НТВ
сериал «Сталин.Live», сотворённый студией с
символическим названием «Манекен-групп».
И действительно – по экрану бродят не люди,
а манекены, на которые кое-как натянули одежды
сталинской эпохи.

Тенью проплывает по экрану дряблая фигурка
старшего сына Сталина Якова, подбирающаяся к
дверям кремлёвского кабинета отца с огромным
маузером в штанах. И только умный и коварный
Берия становится грудью на пути отцеубийцы. Мало
того, что авторы сериала умудряются оскорбить
память известного кинодокументалиста Романа
Кармена и его семью и ещё более оскорбительно и
пошло выставляют известную советскую актрису
Людмилу Целиковскую, они в таком же духе
живописуют и членов семейства Сталина, включая
младшего сына Василия, и даже «Самого».

Доверчивый телезритель
почти наверняка думает, что ему показывают фильм
подлинно исторический, основанный на фактах и
документах эпохи. Авторы же сериала вряд ли знают
о реплике Сталина в адрес «архивных крыс», но
интуитивно пошли предначертанным вождём путём.
Будь он сейчас жив, полностью одобрил бы
деятельность современных мифотворцев. Как ни
ищи, нигде не увидишь определения жанра фильма, и
только в печатных программах промелькнуло:
«драма», т.е. художественное произведение.

Заметим, что английское слово live в названии
сериала означает не только живой, но является
профессиональным термином телевизионщиков — живая
передача с места события.
Но авторы
ошибаются – на самом деле они сотворили
тошнотворную смесь, в которую слили примитивные
«прелести» родного лубка, североамериканского
комикса и латиноамериканской «мыльной» оперы.
Предъявлять претензии к такого рода
произведению с позиции исторической науки
невозможно и не нужно, но, дорогой зритель, имей в
виду — тебя в очередной раз шельмуют, дурят,
накачивают идеологической бормотухой… Зачем? Не
знаю. Может быть, затем, чтобы ты поверил — цель
оправдывает любые подлые средства; империя
строится исключительно на костях и склеивается
кровью соплеменников, и другой формы управления
для России Богом не предусмотрено?

Или для того, чтобы ты уложил в подкорку —
Сталин, конечно, тиран, но тиран, любимый народом
и любящий его до такой степени, что он приносит в
жертву собственного сына, а потому приветствуйте
грядущего? Кстати, о Боге. Время от времени с
экрана льются церковные песнопения, голосом
«Сталина» читаются величавые библейские тексты
и псалмы.

Почти в каждой серии Сталин сладострастно трёт
в ладони нательный крестик своего сына «Васьки».
А тот, кадр за кадром лупоглазо выпивая рюмку за
рюмкой, талдычит: «Спаси и сохрани!» Фальшь на
фальши. То, что Сталин, помня своё незаконченное
среднее церковное образование, время от времени
вворачивал цитату из Писания или, упившись за
пиршественным столом, любил кощунственно
затянуть в унисон с любимыми соратниками
церковный распев — такое действительно
случалось.

Но было и другое. Именно
Сталин нанёс самые тяжёлые раны Русской
православной церкви, приказывая взрывать и
закрывать храмы, сажая в тюрьмы и расстреливая
лучших представителей духовенства, насыщая их
среду осведомителями. Во времена перестройки я
собственными глазами видел в одном из
закрытых архивов донесения таких агентов в рясе
о высказываниях патриарха Сергия в узком
кругу. Никто не нанёс такого ущерба Церкви за всю
её тысячелетнюю историю, как этот недоучившийся
семинарист и многажды вероотступник (и от Церкви,
и от марксизма, и от ленинизма, и от
интернационализма, и от славянства, и от родной
Грузии…) Иосиф Джугашвили.

Вот
промелькнуло трусливое лицо Ем.Ярославского
(Губельмана), которого Сталин брезгливо не
пускает на порог своего кремлёвского кабинета.
В действительности же Ярославский был одним
из самых вёртких, преданных и доверенных людей
Сталина, и за эти качества был им ценим – ему было
позволена благополучная смерть в собственной
постели в декабре 1943 г. Накануне ему присвоили
Сталинскую премию (за какие-то великие заслуги), а
прах замуровали в Кремлёвской стене.

В сталинском архиве находятся документы,
убедительно доказывающие, что Ярославский был
удобным подручным инструментом в ловких руках
вождя. Он не только боролся не щадя живота в
первых рядах сталинцев с оппозицией, не только
писал о Сталине фальшивые исторические
исследования-панегирики, но был поставлен лично
вождём во главе всей антирелигиозной пропаганды
в стране. Сталин через партийные органы
контролировал и направлял эту самую
антирелигиозную, антиправославную пропаганду и
антицерковную деятельность знаменитого «Союза
безбожников и атеистов», главой которого был
назначен всё тот же Ярославский.

Великий «интернационалист» Сталин знал что
делал, когда уничтожал национальные ценности и
святыни одного народа руками представителей
другого народа. Роли постоянно менялись и не
только в СССР в 1947-м и последующих годах, но и в
послевоенной Польше, Чехословакии и др.

Авторы фильма, скорее всего, этого не знают, и
конечно же, не читали подлинных произведений
самого Сталина, который в дореволюционные годы
публично одобрял убийства церковных иерархов,
например убийство одного из экзархов Грузии. А в
фильме Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) в глубине
своих покоев, словно пугливый деревенский
мужичок, крестится на все четыре стороны света,
бормочет сквозь усы молитвы и заклинает: «Спаси и
сохрани!»

Всё это и много другое, о чём следовало бы
упомянуть, меня не удивляет и не возмущает,
скорее – смешит, а иногда — мутит. На
всероссийском телеэкране «Васька» и его друзья
рассказывают сальные солдатские анекдоты или
произносят фразы, находящиеся у самой
подцензурной черты.

Действительно, в жизни, а не только в теле-live,
Сталин и его сын не стеснялись «травить»
анекдоты, обсуждать физические достоинства жён и
любовниц, не стеснялись и сквернословить, даже в
присутствии дочери и сестры Светланы (она сама об
этом вспоминала). И это, пожалуй, единственно
достоверные факты, которые авторам удалось
донести до зрителя неискажённо. Впрочем, История
(наука!) способна вынести любое невежество и
злонамеренные искажения и со временем
обязательно расставит всё по своим истинным
местам. Немец Теодор Моммзен, единственный в мире
лауреат Нобелевской премии среди историков,
как-то написал: «История — та же Библия, и если
она, подобно Библии, не может помешать тому, чтобы
глупцы понимали её ложно и чтобы дьявол ссылался
на неё при случае, то и она, подобно Библии же,
будет в состоянии вынести и то и другое и всё
компенсировать»3. Как-то
один из церковных иерархов рассказал мне, что
некоторые деятели настойчиво пытаются
канонизировать царя Ивана Грозного, а когда
Патриарх Алексий II их публично и доказательно
предостерёг от кощунственного шага, то и это не
подействовало. Судя по Моммзену, глупцов и
пособников нечистого хватает везде и в любой
среде.

Основная характеристика
сериала — фальшь: художественная, историческая,
психологическая и, самое главное, –
политическая. Авторы размахнулись на 40 серий и
обещают продолжение. Удобненько устроились,
господа! Если телезрители проглотят образ
Сталина как величавого самодержца, можно резче
развернуть сериал на этот
православно-самодержавный образок. Если зритель
начнёт скучать и отключаться от канала — добавят
клюквенного сока погуще. Кушайте, кушайте,
господа-товарищи, а мы вам добавим страшненького!
Подождём, да жаль драгоценного времени!

Борис ИЛИЗАРОВ,
доктор исторических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института российской
истории РАН

 


ПРИМЕЧАНИЯ

1

Илизаров Б.
Стрелял ли поэт? К 165-летней годовщине
трагической гибели М.