тесѓс‚ узнай картину: За веру и честь Родины

Конформизм и MBA


Представьте себе, как выглядел обычный лекционный зал в бизнес-школе 20 лет назад. Большинство строчащих конспекты студентов в ней соответствовали бы стандартному образу того времени: мужчины европейской внешности, средний класс. А зайдите в учебные аудитории сегодня, и вы увидите совершенно другую картину.

Во-первых, вы заметите намного больше женщин – в школе Wharton при University of Pennsylvania, например, 40% от нового набора составляют женщины. Более того, вы увидите студентов различных национальностей и этнических групп.

Может сложиться впечатление, что все старые препятствия преодолены, и в бизнес-образовании наступила эра равных возможностей. Тем не менее, такое наглядное многообразие становится маской для нового типа конформизма. За различиями по цвету кожи, родному языку и полу прячутся одинаковые амбиции, ожидания и отношения, что грозит появлением клонов среди бизнес-лидеров будущего. Будущего, в котором методы и мотивации специалистов в Бангалоре, Пекине и Бостоне невозможно будет отличить друг от друга.

Многие корпорации, которые втянули нас в нынешнюю экономическую ситуацию, были самими активными работодателями выпускников бизнес-школ.   Разнообразие, кажется, не смогло решить проблему фундаментальных слабых мест руководителей крупного бизнеса. Что же можно сделать для того, чтобы подготовить более эффективных управленцев для мира экономики? По мнению Валери Готье (Valerie Gauthier), заместителя декана бизнес-школы  HEC Paris, решение данной проблемы лежит в процессе приема на МВА программы. В данный момент кандидаты отбираются по сравнительно узкому набору критериев. Учитываются, например, предыдущие достижения в учебе и работе, способность к количественному и аналитическому мышлению. К этому еще, в последствии, добавляется субъективное мнение бизнес-школ о том, что такое diversity в учебной группе, и в итоге паспорт, этническая принадлежность и пол могут стать определяющими факторами. Школы редко прилагают должные усилия, для того чтобы определить, что в действительности отличает аппликанта от остальных при формировании такой группы, которая бы отличалась многообразием мнений и подходов – возможно, тем единственным многообразием, которое имеет значение в контексте бизнеса.

Профессор Готье считает, что школы не должны ограничиваться выбором студентов из традиционных секторов, таких как банкинг, консалтинг, а также индустрия.  Им следует рассматривать кандидатуры тех, кто специализируется на политологии, искусстве, истории и философии, что в итоге позволит им придать бизнес-решениям более широкий контекст.  Если хотя бы у некоторых студентов не будет опыта и знаний в этих сферах, а также часто идущей рядом с этим опытом непредубежденности ума, все более популярный акцент на социальной ответственности и этике вряд ли будет иметь сильное влияние в долгосрочной перспективе.

 На самом деле, скорее всего на сбалансированных лидеров, которые должны появиться вследствие такого подхода к отбору студентов, будет хороший спрос. Исследование, проведенное компанией Mannaz, специализирующейся на развитии лидерских качеств, показывает, что в то время, когда жесткий стиль управления компанией еще не искоренен полностью, уже наблюдается смена приоритетов в пользу более гуманных методов менеджмента, по крайней мере, в странах Латинской Америки и Европе. Возможно, самое важное в исследовании Mannaz, это данные о том, что большие компании проявляют растущий интерес к совместным моделям управления, похожим на те, которые популярны в скандинавских странах, ищут пути интеграции жестких и мягких аспектов лидерских качеств, а также поощряют такие качества как ответственность. 

Таким образом, у бизнес-школ должен появиться стимул создавать управленческие команды, которые различаются не только цветом кожи, полом и национальностью. Но если они захотят достичь этого, это может привести к серьезным изменениям процесса отбора потенциальных студентов на программы MBA. Профессор Готье считает, что GMAT, почти повсеместный вступительный тест на международные программы, может дать ценные сведенья о вербальных и математических навыках аппликантов. Но в тоже время, она также говорит и о том, что этот тест в малой степени оценивает их  лидерские качества, коммуникабельность, честность и способность к адаптации.

В стремлении расширить круг MBA аппликантов, такие бизнес-школы как Stanford и MIT Sloan School входят в растущее число тех, кто взял на вооружение тест GRE  в качестве альтернативы GMAT. GRE включает опциональную систему оценки, которая позволяет оценивать претендентов по таким критериям, как творческие навыки, работа в команде, этика и устойчивость. Школы надеются, что такой тест может заставить больше кандидатов из области гуманитарных и точных наук рассматривать как один из вариантов образование МВА.

Стоит также отметить, что сбор информации о необходимости формирования  действительно разносторонних студенческих групп требует гораздо более широкого диапазона оценок, более углубленного опроса, возможно, даже нового подхода к тому, как подается МВА образование.