Содержание
Христианские мотивы в русской оперной традиции. Г. Николаев |
Христианские мотивы в русской оперной традиции. Г. Николаев |
Христианство оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Искусство каждой цивилизованной страны питалось идеями и сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. И это касается всех видов искусства. И само искусство обогащало церковные обряды: поэты вкладывали душу в создание текстов церковных песнопений, композиторы писали на эти слова музыку, архитекторы создавали шедевры церковных соборов, а художники украшали их стены иконами, фресками. Многие эпизоды из Священной истории обогатили сюжетами мировое искусство. И не только сюжетами: они явили образцы и драматического построения художественных произведений, в том числе и тех, которые не были связаны с событиями из Священной истории.
Образец высокой трагедии мы находим, например, в евангельском рассказе об отречении Петра. Все мы знаем содержание события. Я хочу обратить внимание на его развитие в тексте Евангелия. Иисус предупреждает Петра, что не следует ему идти вместе с ним, так как не пропоет и петух, как он трижды отречется от Него : zко прэже даже кuръ не възгласить. три краты отъврьжеши ся мене (Остр.Ев.Мт.XXVI, 69-75.) И вот Петр отрекается в первый раз, во второй, в третий, при этом он клянется, что не знает этого Человека. Драматизм нарастает. — И абие кuръ възгласи, — пишет евангелист, завершая эпизод. Я не знаю, есть ли у Шекспира сцены такой трагедийной силы.
Научные работники в своих исследованиях старались оценить вклад деятелей искусства, создававших произведения на сюжеты Священной истории, в развитие мировой культуры. Изучены литературные, изобразительные и музыкальные произведения на библейские сюжеты. В этой связи я хотел бы остановиться на отражении в русской оперной классике (в содержании либретто, музыке, сценографии и т.д.) той роли, которую играла церковь в жизни народа. В русской оперной классике отношение к церкви самое уважительное. Не нужно, однако, забывать, что атеизм, бывший одной из главных составляющих идеологии при коммунистической системе, отразился не только в том, что разрушались храмы-шедевры древнерусского искусства, сжигались иконы и древние церковные книги, но даже редактировались оперные либретто, из которых вытравлялось все, что связано с положительным изображением православия и самодержавия на Руси.
Печальным примером этого является не только переименование первой оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» на «Иван Сусанин» (переименование, по-моему, давшее опере более подходящее название), но и кардинальная переработка либретто оперы, написанного бароном Розеном, современником Глинки. После октября 1917 года опера «Жизнь за царя» если не была полностью исключена из репертуара оперных театров, то ставилась на сцене очень редко. Возобновление ее произошло в конце 30-х годов, в связи с надвигающейся угрозой войны, когда исторические примеры патриотизма стали составной частью пропаганды того времени. Но оперу ставили уже с новым названием и новым либретто, написанным талантливым русским поэтом, одним из представителей «серебряного века» русского искусства С.Городецким.
Долгое время не ставили и оперу Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», считая ее мистической и вредной для строителей коммунизма. Она была возобновлена на сцене Большого театра СССР после тридцатилетнего перерыва в 1966 году и имела грандиозный успех. Я имел возможность попасть в Большой театр на ее премьеру. Дирижировали оперой Е.Светланов и Г.Рождественский, декорации ко второй сценической редакции делал И.Глазунов.
Первые русские оперы создавались композиторами на сказочные, мифологические или полумифологические сюжеты («Руслан» М.И.Глинки, «Русалка» А.С.Даргомыжского и др.), поэтому в них не отражены христианские мотивы. Но в операх их последователей представители церкви выводились на сцену для участия в действии, придания ему временного колорита. Таков, например, пролог к опере А.П.Бородина «Князь Игорь». На сцене в центре огромное здание собора в Путивле. Из него по очереди выходят герои оперы, крестятся на собор и занимают отведенное им сценографом место. Отправляясь в поход, князь Игорь просит настоятеля храма благословить его и войско на битву «с врагом Руси»:
Благослови, честной отец,
На брань с врагом ты нас благослови.
Благослови князей и рать.
Р а т н и к и:
В бою с врагом господь поможет нам,
Даст нам победу над грозным врагом.
(автор либретто — А.П.Бородин).
Священник благословляет Игоря, и воины уходят в поход. Присутствие церкви здесь несет сценографическую нагрузку и даже отражено в либретто оперы.
Иную роль играет русская церковь и ее служители в народной музыкальной драме М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Здесь она является одним из главных участников оперного действия. С ней связаны многие сцены, развитие действия в которых определяет именно церковь. Ее деятели находятся в явной оппозиции царю, так как считают большим несчастьем правление на Руси цареубийцы.
Думный дьяк Андрей Щелкалов призывает народ, уставший от бесправия, «печали безысходной», обратиться к Богу, который поможет ему найти утешение:
Щ е л к а л о в:
Православные!
Стонет земля в злом бесправьи,
Ко Господу сил припадите.
Да ниспошлет Он
Скорбной Руси утешенье
И озарит небесным светом
Бориса усталый дух!
П о в о д ы р и:
Слава тебе, Творцу Всевышнему, на земле!
Слава силам Твоим небесным
И всем угодникам
Слава на Руси!
К Богу обращается и Борис Годунов во время коронации и молит Его:
. ..
О мой Отец державный!
Воззри с небес на слезы верных слуг
И ниспошли Ты мне
Священное на власть благословенье.
В сцене в Чудовом монастыре отшельник Пимен-летописец описывает правдивую картину гибели Дмитрия-царевича, обвиняя Бориса как убийцу царского младенца. «И не уйдешь ты от суда людского, Как не уйдешь от божьего суда», — заявляет монах Григорий Отрепьев, будущий самозванец. Исторический колорит создает пение монахов за стенами кельи:
Боже, крепкий, правый!
Внемли рабам Твоим,
Молящим Тя!
Дух лжемудрия лукавый
Отжени от чад Твоих,
Верящих Ти!
Кстати, молитвы в либретто идейно связаны с содержанием, развитием действия и часто являют собой оценку происходящих или будущих событий в опере с позиций христианской морали и этики. Так, в данном месте фактически дается оценка будущего проступка монаха Григория, который по ходу действия пробуждается сразу же после этих слов. Особенно показателен следующий эпизод: Григорий просит Пимена благословить его («Благослови меня, честной отец»), и когда Пимен благословит Григория («Благослови тебя, Господь, И днесь, и присно, и во веки!), за сценой отшельники поют: «Боже, Боже мой! Вскую оставил мя!».
Церковным пением сопровождается и сцена смерти Бориса. За сценой, как сказано в либретто, раздается протяжный удар колокола и погребальный перезвон: Борис должен принять схиму. Хор поет:
Плачьте, плачьте, людие,
Несть бо жизни в нем,
И немы уста его,
И не даст ответа.
Плачьте! Аллилуиа!
И далее:
Вижу младенца умирающа
И рыдаю — плачу.
Мятется, трепещет он
И к помощи взывает,
И нет ему спасения…
Эта молитва (вполне возможно, сочиненная самим Мусоргским, автором либретто) перекликается с текстом монолога Бориса из второго акта оперы:
… и в сумраке ночи
Дитя окровавленное встает.
Очи пылают, стиснув ручонки,
Молит пощады…и не было пощады!
У Пушкина в тексте трагедии нет молитв — все они введены в оперу Мусоргским и введены удачно: в ткани даже музыкально-драматического жанра, каким является опера, когда все монологи и диалоги не произносятся, а пропеваются , они не растворились в общем потоке пения, не потерялись среди арий, дуэтов и речитативов, а выделяются именно как молитвы. И это определяется характером музыки и текста оперных молитв. Если это не канонические молитвы, то они хорошо стилизованы композиторами.
Картина реальной жизни России начала XVII века подкреплена введением в действие оперы «Борис Годунов» Юродивого, которого нередко идентифицируют с Василием Блаженным. Роль Юродивого в опере усилена по сравнению с трагедией А.С.Пушкина. Одной из центральных сцен оперы является сцена у храма Василия Блаженного, где происходит разговор царя с Юродивым. Царь просит блаженного молиться за него. «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит», — отвечает ему Юродивый. Действительно, правду на Руси говорили только юродивые и скоморохи.
В опере есть противопоставление и конфронтация русского православия и польского католицизма. В сцене у фонтана, когда Григорий твердо решает идти на Москву с польским войском, епископ Рангони, присутствовавший тайно в этой сцене, благословляет Самозванца, осеняя его издалека католическим крестом, а за сценой раздается: «Vivat!».
Сцена под Кромами, отсутствующая в тексте трагедии А.С.Пушкина, — это сцена народного бунта. Она прерывается появлением католических священнослужителей, поющих латинскую молитву: Sanctissima virgo! Juva, juva servos tuos! Они идут впереди войска Самозванца. И народ прозревает: он понимает, что новый царь несет с собой чужую русскому народу веру. Поэтому весь свой гнев, который только что восставшие изливали на пойманных бояр, обращают на появившихся католиков:
Г о л о с а в т о л п е:
Кого еще нелегкая несет? Словно
волки воют? Что за дьяволы?
Н а р о д:
А! Кровососы! Колдуны поганые! Гайда!
На осину!
И тем бы не сдобровать, если бы не Самозванец на коне, который освобождает и бояр, и защищает латинян. Народ еще не разочаровался в новом царе, но Юродивый оплакивает юдоль русского народа — он видит дальше:
Лейтесь, лейтесь, слезы горькие,-
Плачь, душа православная!
Скоро враг придет и настанет тьма,
Темень темная, непроглядная.
Горе, горе
Плачь, русский люд, голодный люд.
Известно, какую роль в деле организации народного ополчения против поляков сыграл патриарх московский Гермоген, выходец из Казанской епархии, бывший митрополит Казанский и Свияжский. Именно он рассылал письма по Русской земле, призывая народ к борьбе с поляками. И те заморили Гермогена голодом в Чудовом монастыре.
Итак, опера М.П.Мусоргского, представляющая картину русской жизни времен междуцарствия и смуты, являясь шедевром русского оперного реалистического искусства, самой любимой русской оперой за рубежами России, правдиво и достойно показывает роль русской церкви, православия, русских церковнослужителей в судьбах народа.
В опере А.Г.Рубинштейна «Демон», написанной на сюжет лермонтовской поэмы, напрямую показано столкновение сил неба с силами дьявола. В отличие от поэмы, где появление серафима относится к завершающей стадии действия, в опере непримиримая дискуссия представителя неба (Ангела) с Демоном он не терпит никаких компромиссов. Но всемогущество Демона оказывается мнимым: он не мог овладеть душой Тамары. Борьба добра и зла, проходящая через сюжеты многих опер, и здесь завершилась победой добра: Демон низвергнут в преисподнюю.
В СССР, в условиях атеистической идеологии, оперу «Демон» ставили с акцентом «положительных» черт в характере злого духа, в которых подчеркивалась его «с небом гордая вражда». В настоящее время акценты в постановках смещаются, правда, ставится эта опера очень редко, несмотря на ее сценичность и музыкальную содержательность.
Особое место в творчестве Н.А.Римского-Корсакова, как и во всей русской оперной классике, занимает опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней, как в ее форме, так и в содержании, в ее идейной стороне, с наибольшей полнотой отразились христианские мотивы.
Действие оперы отнесено к XIII веку, ко времени нашествия Батыя на Русь. Несметные полчища завоевателей стерли с лица земли город Малый Китеж и, захватив оставшихся в живых Февронию, невесту княжича Всеволода, и предателя Гришку Кутерьму, двинулись к Великому Китежу, расположенному на берегу озера Светлояр. Все мужчины Китежа уходят на неравную борьбу с татарами, а оставшиеся жители, не желая попасть к врагу, молитвами к Богу просят сделать их город невидимым. И город уходит под воду вместе со всеми обитателями. В страхе разбегаются татары, а Гришка сходит с ума, когда они не видят города на берегу, а только его зеркальное отражение в водах Светлояра.
Измученная Феврония без страха ждет своей смерти, которую она считает переходом к «вечной радости». Феврония знает, что, переступив порог жизни, она соединится с женихом своим Всеволодом, погибшим в сече при Керженце, и всеми жителями защищенного Богом от врага града Китежа. Опера заканчивается светлым праздником в «царстве светозарном» преображенного Китежа под колокольный звон и «хвалу Создателю неба и земли».
Конечно, в такой опере, в основу которой положена «христианская» легенда, нельзя было обойтись без обращения к христианским идеалам. Музыка оперы насыщена мотивами, ритмами и формами церковного песнетворчества (мелодиями и гармонией молитвенного склада, антифонным построением хоров и т. п.) [1].
Носителем христианских идеалов являются Феврония, князь Юрий, княжич Всеволод, Федор Поярок и др. Однако христианская мораль наибольшее выражение нашла в делах, поступках и жизни Февронии. Она несет идею христианской любви, всепрощения, непротивления злу, нравственного подвига. Она готова к самопожертвованию, призывает Кутерьму не роптать на свою судьбу, а радоваться радости других [2]. В конечном итоге все эти герои оперы за свои страдания в жизни становятся причастными к «вечной радости».
Русские композиторы, можно сказать, почти не писали опер на сюжеты из Библии (как, например, К.Сен-Санс, автор оперы «Самсон и Далила»). Примеры единичны (ср. оперы А.Н.Серова «Юдифь», М.М.Ипполитова-Иванова «Руфь», А.Г.Рубинштейна «Маккавеи» и некоторые другие). Но в свои оперы на сюжеты из русской истории они вводили христианские реалии и мотивы, показывая роль православной религии и церкви в жизни русского народа (ср. такие оперы, как «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка», «Царская невеста», «Град Китеж» и др. Римского-Корсакова) и строили идейную сторону своих оперных произведений, исходя из общечеловеческих ценностей, многие из которых соотносились с ценностями христианской морали.
Г. Николаев, профессор ГКУ
Регулирование тормозных рычажных передач
Углы подвешивания тормозных колодок. Отклонение величины тормозной сипы от
расчетной величины может быть вызвано изменением угла наклона подвесок колодок
по мере износа последних или неправильно выбранных углов наклона и длины
подвесок.
Угол альфа между горизонтальной осью колеса и осью тормозной колодки (рис. а)
называется углом наклона тормозной колодки. На вагонах он обычно не превышает
10°, а на локомотивах — 30°. Угол между осью подвески и линией, соединяющей
нижний конец подвески с центром оси колесной пары, называется углом подвешивания
тормозных колодок. При среднеизношенных колодках угол бета составляет примерно 90°.
Условия отвода колодок определяются величиной угла гамма между осью подвески и
вертикальной линией, проведенной через точку подвески. Угол у изменяется
пределах от 4: до 30°.
При вычислении действительного тормозного нажатия колодок на колесо необходимо
учитывать влияние угла альфа. Для этого силу нажатия К надо умножить на cos альфа. Кроме
этого, если угол бета существенно отличается от 90°, то сила трения
Вт вызывает со стороны подвески реакцию К, направленную вниз при вращении колеса
против часовой стрелки, и вверх при вращении колеса по часовой стрелке. В
результате этой реакции возникает дополнительная сила нажатия ± К= Вт tg (бета —
90°). Знак зависит от направления вращения колеса.
Изменение силы нажатия в
случае коротких подвесок может достигать значительной величины и быть причиной
заклинивания колес с односторонним торможением. При двустороннем торможении
влияние угла подвешивания исключается, так как добавочные силы нажатия К, имеют
противоположные знаки. Однако в исключительных случаях, при очень коротких
подвесках, неравномерном и большом износе колодок, а следовательно, и больших
углах может происходить защемление колодок и выворачивание их в сторону.
Чтобы ослабить влияние наклона подвески на величину тормозного нажатия, ее длина
должна быть не менее 0,8 радиуса колеса.
При отпуске тормозов колодки должны отходить от колес под действием собственного
веса, веса триангелей с башмаками и усилия пружины тормозного цилиндра Для этого
центр тяжести башмаков с триангелями отекают ниже центра колесной пары на 40 —
50 мм. Часто этот размер по конструктивным условиям бывает значительно больше,
что создает более благоприятные условия для отвода колодок от колес.
Способы регулирования рычажных передач
Рычажные передачи подвижного состава
имеют передаточные числа, изменяющиеся в пределах от 5,4 до 18 при чугунных
колодках и от 2,53 до 9,2 при композиционных. При больших передаточных числах
представляется возможным использовать более компактные тормозные цилиндры, но в
тоже время создаются худшие условия для эксплуатации рычажной передачи, т.к.
даже небольшой износ тормозной колодки приводит к значительному увеличению
выхода штока тормозного цилиндра. Для поддержания зазора между колесом и
колодкой в установленных пределах рычажную передачу регулируют.
Ручную регулировку производят перестановкой валиков в запасные отверстия
тормозных тяг у грузовых вагонов и с помощью стяжных муфт у пассажирских
вагонов.
Полуавтоматическая регулировка осуществляется с помощью приспособлений в виде
винта или зубчатой рейки с собачкой, устанавливаемых на тягах или около мертвых
точек рычагов и позволяющих быстро компенсировать износ колодок. Такая
регулировка используется на электровозах ЧС и тепловозах 2ТЭ116.
Автоматическая регулировка выполняется специальным регулятором по мере износа
тормозных колодок.
Рычажная тормозная передача должна быть отрегулирована так, чтобы:
- в заторможенном состоянии горизонтальные рычаги занимали положение, близкое
к перпендикулярному штоку тормозного цилиндра и тягам; - вертикальные рычаги у каждой колесной пары имели примерно одинаковый
наклон; - подвески и колодки образовывали примерно прямой угол между осью подвески и
направлением радиуса колеса, проходящего через центр нижнего шарнира подвески.
Этот трудоемкий процесс ручного регулирования исключается при оборудовании
подвижного состава автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи.
Регулятор обеспечивает постоянный средний зазор между колодкой и колесами,
следовательно, более экономично расходуется сжатый воздух при торможении, более
плавно протекает процесс торможения по всему поезду и исключаются потери
эффективности тормозов (особенно при упоре поршня в крышку тормозного цилиндра).
В зависимости от привода регуляторы разделяются на механические и
пневматические. Механические авторегуляторы оборудуются кулисными приводами,
стержневыми или рычажными. Стержневой привод прост по конструкции и
удобен в обслуживании, но потери на сжатие возвратной пружины авторегулятора
вызывают значительное снижение тормозной эффективности, особенно при порожнем
режиме и композиционных колодках.
Применение рычажного привода вызвано стремлением уменьшить влияние возвратной
пружины авторегулятора. На пассажирских вагонах оно составляет небольшую долю от
тормозной силы и практически не уменьшает тормозное нажатие. На грузовых вагонах
с композиционными колодками на порожнем режиме это усилие уменьшает величину
тормозного нажатия на 30 — 50°. Поэтому на грузовых вагонов используется только
рычажный привод. Кулисный привод не получил широкого применения на железных
дорогах России.
Пневматический привод стягивает рычажную передачу после того, как выход штока
тормозного цилиндра превысит определенную величину, обусловленную конструкцией
регулятора.
Пневматические регуляторы обычно одностороннего действия, а механические бывают
одностороннего и двухстороннего действия.
Работа авторегулятора двухстороннего действия заключается в том. что он
автоматически распускает рычажную передачу на необходимую величину в случае
уменьшения зазоров между колодками и колесами и автоматически стягивает ее при
увеличении зазоров.
Авторегулятор одностороннего действия только стягивает рычажную, если зазоры
между колодками и колесами превысят установленную величину. Он имеет более
простую конструкцию.
Авторегулятор № 574Б
Авторегулятор усл. № 574Б состоит из: корпуса 18 с головкой 6 и
крышкой 19, тягового стакана 14 со стержнем 20, возвратной пружины 17 и
регулирующего винта I.
Головка 6 вворачивается в корте 18 и стопорится болтом 8. В головку вставляется
защитная труба 4 и крепится в ней запорным кольцом 7 и резиновым кольцом 5. На
конце защитной трубы устанавливается муфта 3 с капроновым кольцом 2,
предохраняющим авторегулятор от загрязнения. В корпусе авторегулятора расположен
тяговый стакан 14, в котором устанавливается вспомогательная 10 и регулирующая
12 гайки с упорными подшипниками 11 и 13, пружинами 24 и 25. В тяговый стакан
ввернута крышка и втулка 16, которые стопорятся винтами 9 и 15. Конусная часть
стержня 20 входит в тяговый стакан, а на другом конце стержня навернуто ушко 22,
которое стопорится заклепкой. Возвратная пружина 17 опирается на коническую
поверхность втулки тягового стакана и крышку корпуса 19. Регулировочная 12 и
вспомогательная 10 гайки навернуты на регулировочный винт 1, имеющий
трехзаходную несамотормозящуюся резьбу с шагом 30 мм. Регулировочный винт
заканчивается предохранительной гайкой 23, закрепленной заклепкой, которая
предохраняют винт от полного вывинчивания из механизма.
В собранном авторегуляторе все пружины находятся в сжатом состоянии и создают
усилия: возвратная пружина — 150 кг, пружина вспомогательной гайки — 30 кг,
пружина регулирующей гайки 80 кг.
Корпус авторегулятора усл.№ 574Б не вращается. Это надежно защищает его механизм
от попадания влаги и пыли, дает возможность установить предохранительные
устройства, исключающие изгиб регулирующего винта и склонность к самороспуску
при больших скоростях движения и вибрации, которые имели место у авторегулятора
двухстороннего действия усл.№ 536. При ручной регулировке выход штока тормозного
цилиндра уменьшается простым вращением корпуса авторегулятора усл. № 574Б без
перенастройки привода.
Для нормальной работы авторегулятора необходимо соблюдать расстояние между
упором привода и корпусом авторегулятора — размер А. Он определяет
величину выхода штока тормозного цилиндра при торможении. Величина размера А
зависит от типа привода авторегулятора, величины передаточного числа рычажной
передачи, размеров плеч горизонтальных рычагов и зазора между колесом и
колодкой, при отпущенном тормозе. Величина размера А вычисляется по формулам:
при рычажном приводе (рис. а)
при стержневом приводе (рис. б)
где:
А — это расстояние между упором привода и корпусом
авторегулятора;
n — передаточное число рычажной передачи;
к — зазор между колесом и колодкой при отпущенном тормозе;
m — сумма зазоров в шарнирах рычагов;
а, б, с — размеры плеч рычагов.
Второй контролируемый размер — это запас рабочего винта (расстояние от
контрольной риски на стержне регулирующего винта до торца защитной трубы). При
запасе винта менее 150 мм у грузового и 250 мм у пассажирского вагона необходимо
заменить тормозные колодки и отрегулировать рычажную передачу.
Размер А и запас винта для грузовых, рефрижераторных и пассажирских приведены в
таблице.
Действие авторегулятора усл.№ 574Б. в исходном положении тормоз находится в
отпущенном состоянии. Расстояние «А» между упором привода 21 и
торцом крышки 19 корпуса регулятора соответствует нормальной величине зазоров
между колесом и колодкой.
Возвратная пружина 25 прижимает втулку 6 к вспомогательной гайке 10. Между
торцом тягового стержня 20 и регулирующей гайкой 12 имеется зазор «Г», между
крышкой стакана 14 и вспомогательной гайкой 10 — зазор «В».
Торможение. При нормальных зазорах между колесом и колодкой упор
привода 21 и корпус регулятора 18 движутся навстречу друг другу, уменьшая размер
«А». В момент появления на тяговом стержне 20 тормозного усилия более 150 кгс
возвратная пружина 17 сжимается, уменьшая зазор «В», конус тягового стакана 14
входит в зацепление с конусом регулирующей гайки 12. Свинчивания гаек 10 и 12
при этом не происходит. Регулятор работает как жесткая тяга. Тормозное усилие
передается через стержень 20 на тяговый стакан 14, через регулирующую гайку 12
на винт I и далее на тормозную тягу. Если выход штока тормозного цилиндра
уменьшенный, то при любом давлении в тормозном цилиндре сохраняется зазор между
корпусом регулятора и упором привода 21. Регулятор работает как жесткая тяга.
При выходе штока тормозного цилиндра больше нормы соприкосновение крышки 19
корпуса регулятора с упором привода 21 происходит раньше, чем соприкосновение
тормозных колодок с поверхностью катания колес. Под действием возрастающих
усилий в тормозном цилиндре стержень 20 вместе с тяговым стаканом 14
перемещается вправо относительно корпуса, гаек, винта и сжимает пружину 17. При
этом стакан 14 перемещается вправо до соприкосновения с регулирующей гайкой 12 и
через нее начинает перемещать винт I. Вспомогательная гайка 10 отходит вместе с
винтом от корпуса регулятора и. вращаясь под действием пружины 25 на своем
подшипнике 11, навинчивается на винт 1 до соприкосновения с крышкой тягового
стакана 14. Максимальная величина навинчивания вспомогательной гайки за одно
торможение 8…10 мм, что соответствует износу тормозных колодок на 1,0 – 1,5 мм
для пассажирских и 0,5 — 0,7 мм для грузовых вагонов.
Если выход штока тормозного цилиндра превышает норму на величину более 10 мм, то
окончательная регулировка тормозной рычажной передачи производится при
последующих торможениях.
Отпуск. Снижение давления воздуха в тормозном цилиндре приводит к уменьшению
усилий в тягах. Упор привода 21 с корпусом авторегулятора перемещается вправо
относительно тягового стакана под действием пружины 17 до соприкосновения
головки корпуса 6 и вспомогательной гайки 10. Затем упор привода 21 отходит от
крышки корпуса 19, образуя зазор «А», а тяговый стакан 14 передвигается под
действием возвратной пружины 17 и размыкает фрикционное соединение с
регулирующей гайкой 12, которая под давлением своей пружины 24 навинчивается на
винт I. Перемещение регулирующей гайки 12 продолжается до тех пор, пока она не
упрется во вспомогательную гайку 10. Тяговый стакан 14 смещается до упора
втулкой 16 в конический наконечник стержня 20, после чего все детали
авторегулятора возвращаются в исходное положение.
При регулировании рычажной передачи на вагонах, оборудованных авторегулятором,
его привод регулируется на грузовых вагонах на поддержание выхода штока
тормозного цилиндра на нижнем пределе установленных норм, а на пассажирских
вагонах — на среднем значении установленных норм выхода штока.
Пневматический регулятор одностороннего действия устанавливается на
электропоездах и соединяется шарнирно тягой 19 с задним вертикальным рычагом
тележки.
Механизм регулятора собран в литом стальном корпусе 5, закрытом крышкой 6. К
крышке через отверстие 7 подключается трубопровод, соединенный с тормозным
цилиндром. В стакане 12 помещены фильтр 13 и возвратная пружина 11, действующая
на поршень 8. Болт 2 входит хвостовиком в продольный паз поршня и препятствует
его повороту при движении.
На оси 1 в поршне смонтирована собачка 3, прижимаемая пружиной к храповому
колесу 4, которое надето на шпиндель 17. Вторая собачка 10, установленная на оси
в корпусе, удерживает храповое колесо от поворота в обратном направлений.
Регулирующая гайка 16 закреплена в шпинделе 17 через резинометаллическую втулку
и навернута на тягу 19 с самотормозящейся резьбой. Сферическая торцовая
поверхность гайки 16 контактирует с плитой 15 и передает на нее усилие с тяги
19.
Для ручного роспуска и регулирования рычажной передачи используется стакан 18 с
рукоятками и кнопка 9, выводящая собачку 10 из зацепления с колесом 4. Регулятор
защищен от загрязнения чехлом 14, резиновым колпачком 20 и фильтром 13.
Если ход поршня тормозного цилиндра при торможении превышает 60 ± 5 мм, то
кромка его манжеты заходит за отверстие в корпусе и открывает доступ сжатого
воздуха к авторегулятору. Воздух поступает через отверстие 7 и перемещает
поршень 8, сжимая пружину 11, до упора в стакан 12. Собачка 3 перескакивает на
два зуба храпового колеса 4.
При отпуске тормоза воздух уходит из тормозного цилиндра, поэтому пружина 11
возвращает поршень 8 в исходное положение, поворачивая собачкой 3 храповое
колесо и связанный с ним шпиндель 17. Гайка 16 навинчивается на резьбу тяги 19,
уменьшая длину выходящей из регулятора части на 2,5 мм за один цикл действия
регулятора, и сокращает выход штока тормозного цилиндра. Общая рабочая длина
резьбы на тяге составляет 250 мм. Собачка 10 при повороте храпового колеса
перескакивает на два зуба.
Приступая к ручной регулировке рычажной передачи. необходимо нажать кнопку 9 и
вывести собачку 10 из зацепления с храповым колесом 4. Затем вращением стакана
18 распустить рычажную передачу.
Реечный регулятор. На электровозах ЧС2 на каждой трехосной тележке установлено
шесть реечных регуляторов рычажной передачи одностороннего действия
(компенсаторы износа тормозных колодок). Регулятор имеет корпус 4,
который соединен с тормозным рычагом. Внутри корпуса находится зубчатая рейка 3,
являющаяся продолжением тормозной тяги 1, защелка 5 и выключатель 7. Защелка
прижимается к рейке 3 пружиной 6. Полость корпуса регулятора защищена от грязи и
пыли уплотнением 2. В комплект регулирующего устройства входят также
корректирующие планки 9, которые одним концом установлены на кронштейнах 10, а
другим — с овальным отверстием, свободно насажены на валик 8. Такая установка
планок обеспечивает зазор 7 мм между валиком и поверхностью овального отверстия
в планке при отпущенном тормозе.
При нормальном ходе поршня тормозного цилиндра (около 80 мм) благодаря наличию
овальных отверстий в корректирующих планках 9 при отпущенном состоянии тормоза
обеспечивается нормальный отход колодок от поверхности катания колес.
В процессе эксплуатации электровоза тормозные колодки изнашиваются, что приводит
к увеличению выхода штока тормозного цилиндра. При ходе поршня тормозного
цилиндра 118 — 120 мм во время отпуска под действием сил в тормозной тяге
зубчатая рейка 3 передвигается в корпусе 4 регулятора и поднимает защёлку 5,
которая перемещается по рейке и западает в очередной вырез на один зуб, при этом
вследствие уменьшения длины тяги 1 выход штока сокращается до 80 мм. Для
увеличения длины тормозной тяги при смене колодок необходимо вручную при помощи
выключателя 7 поднять защелку 5 и выдвинуть тягу 1 из корпуса 4.
Авторегулятор на электровозах ЧС4 состоит из корпуса 3, в который
входит конец тяги 1 с резьбой и направляющей втулкой 9. На резьбу навернута
гайка 7 из четырех сегментных частей, стянутых браслетной пружиной 8 и кольцом
11.
При торможении гайка 7 упирается в конус корпуса 3 и плотно обхватывает
резьбовую часть тяги 1. Усилие, действующее на тягу, передается на корте 3. При
износе тормозных колодок тяга 1 перемещается внутрь корпуса 3, гайка 7 упирается
в стакан 10 и сегменты гайки 7 расходятся, образуется зазор, через который
свободно проходит резьбовая часть тяги 1 ( как показано на рисунке внизу).
Для замены тормозных колодок надо повернуть рукоятку валика 5, шип валика
переместит втулку 6, сжимая пружину 2, и гайка 7 выйдет из зацепления с резьбой
тяги 1.
Ручная регулировка рычажной передачи вагона. Чтобы обеспечить постоянный запас
винта регулятора при замене старых колодок на новые, следует устанавливать
постоянную величину размера L замыкающего звена рычажной передачи
тележки. Расстояние L -это расстояние между центром верхнего отверстия
внутреннего вертикального рычага и центром подпятника. Оно увеличивается
вследствие износа колодок и уменьшения диаметра колес. Автоматический регулятор
стягивает рычажную передачу по мере износа тормозных колодок, а увеличение
размера L вследствие уменьшения диаметра колес компенсируют изменением длины
серьги Lс и распорки тяги Lр. Регулировка носит не плавный характер, а
ступенчатый:
- перестановкой валика в серьге на одно деление изменяет размера L на 50 мм;
- перестановка валика в распорной тяге на одно деление изменяет размера L на
200 мм; - перестановка валика в серьге на два деления и в тяге на одно деление в
обратную сторону изменяет размер L на 100 мм.
Чтобы исключить ручную регулировку до полного износа тормозных колодок в
эксплуатации, рычажную передачу тележки регулируют при каждой подкатке колесной
пары, если запас винта авторегулятора при новых тормозных колодках окажется
меньше 525 мм.
После замены старых тормозных колодок на новые рычажную передачу стягивают,
вращая корпус авторегулятора усл.№ 574Б по часовой стрелке до прижатия колодок к
колесам и появления проскальзывания в корпусе авторегулятора. Затем необходимо
вращать корпус в обратном направлении на 2 — 3 оборота. Это позволит получить
зазор 5-8 мм между колодкой и колесом.
В соответствии с требованиями техники безопасности приступать к работам по
ремонту и регулировке тормозных рычажных передач подвижного состава можно только
после ограждения вагона или локомотива и убедившись в том, что он не будет
тронут с места.
Запрещается производить ремонт тормозных рычажных передач, замену тормозных
колодок, валиков, регулировку выхода штока тормозного цилиндра при включенном
воздухораспределителе и наличии воздуха в камерах и запасном резервуаре.
Воздухораспределитель должен быть выключен, весь воздух из камер и запасного
резервуара выпущен, а горизонтальный рычаг (или тяга) отделен от штока
тормозного цилиндра.
Запрещается проверять совпадение отверстий в тягах и рычагах на ощупь, ставить
валики головкой вниз, ставить нестандартные и неразведенные шплинты без шайб.
Ремонт рычажной передачи, в том числе замену колодок, и другие ремонтные работы
под кузовом локомотива разрешается производить только под наблюдением машиниста.
В начало статьи
<<Назад ——————————— Дальше >>
| ||||||||||||||||||||||||
Врафика – это набор символов для записи текстР°. Вообще, человечество придумао множество СЃРїР ѕСЃРѕР±РѕРІ записи Рё Орфография – СЌС РЅР°Р±РѕСЂ правиД, РОССИЯ ѕРЅС‹ тем, что РѕРЅРё придуманы Р» СЋРґСЊРјРё Рё Правописане гласных РїРѕСЃРµ шипящих РёС†
Правописаниео – С‘ РїРѕСЃРµ шипящих
Правописанеы – Рё РїРѕСЃРµ С†
; Р¬ после шипящих РњСЏРіРєРёР№ знак после шипящРёС… РЅР° конце слов пишется РІ СЃР»РµРґСѓСЋС ‰РёС… случаях
Россия ЅР° РїРёСЃСЊРјРµ Р·РІСѓРєР° [Р№] зависит РѕС‚ его положения: |