Сђрµрєр° времен картина: Отечественная история

Сказка – река мудрости

Редактор Ольга Козлова
Глубин[к]а

Ирина Соколова

Не семинар – а сказка! Каким неформальным,
неповторимым, красивым по форме и глубоким по
сути может быть методический семинар.

На протяжении тысячелетий многие
книги появлялись и исчезали: одни – оставаясь
хотя бы строкою в памяти человечества, другие –
навсегда растворялись в небытии. Но наряду с
самыми великими откровениями человеческого ума
бережно хранились сказки. Как на драгоценный
стержень, нанизывалась на них мудрость, и со
временем они становились не только поучением, но
и своего рода завещанием.

Ирина Юрьевна Соколова,
главный библиограф ЦГДБ
г. Иваново

Основоположник жанра Х. К.Андерсен
утверждал, что сказки – это «блестящее, лучшее в
мире золото, то золото, что блестит огоньком в
детских глазах, звенит смехом из детских уст и
уст родителей», а К.И.Чуковский говорил: «Сказка
– самая здоровая пища – не лакомство, а насущный
и очень питательный хлеб». Это позволяет ребенку
вырваться «за узкие рамки своих эгоцентрических
интересов и чувств».

Сказка – это удивительное по силе
психологического воздействия средство работы с
внутренним миром человека, мощный инструмент
развития. Именно этой теме уделяется большое
внимание в работе Центральной детской
библиотеки г. Иванова. Одним из знаменательных
событий стал сказочный семинар, который
назвали «замок чудес».

Каждый участник семинара получил
приглашение:

Уважаемые коллеги!

Сегодня вся Центральная детская
библиотека – это большой «Замок чудес», где в
каждом отделе вас ждут сказочные выставки.
Путешествуйте, внимательно смотрите,
запоминайте. Ведь вы попали в сказку,
а значит впереди много сюрпризов.

Итак, вперед, приключение начинается…

Семинар строился по такому плану:

1. Сказочный зачин – Это волшебное
слово «Сказка»!

2. Большое сказочное путешествие –
презентация книжной выставки «Сказки читай да
ума набирай».

3. Сказочные праздники –
презентация «Сказочного календаря».

4. Мудрые мысли наших коллег – обзор
методических материалов.

5. «Отвечай-ка» – сказочная
викторина для взрослых.

6. Обмен сказочными премудростями
(выступления с обменом опытом работы).

Вся библиотека превратилась в
своеобразный «замок чудес». Было оформлено более
20 сказочных книжных выставок, таких как
«Зеркальная история: образ зеркала в сказке»,
«Жили-были старик со старухой», «Жила-была
сказка», «В путь с Аленушкой и братцем
Иванушкой», «Сказки о принцессах», «Сказки
бабушки Яги», «Зачарованный мир», «В гостях у
сказки» (сказки, которые можно послушать и
посмотреть), а также сказочная
выставка-экспозиция «Сказки читай да ума
набирай» и т. д.

Открывала семинар своеобразная
консультация, на которой говорилось, что в
последние годы возникло понятие сказкотерапия,
как самостоятельное направление практической
психологии, которое сразу же приобрело огромную
популярность.

Сказкотерапия очень эффективна в
работе не только с дошкольниками или младшими
школьниками, но и с подростками и
старшеклассниками. Более того, существует и
вариант применения сказкотерапии и для взрослых.

Даже простое чтение сказок дает
удивительный результат, помогает человеку
преодолеть различные жизненные трудности.
Подробную методику проведения занятий по
сказкотерапии в библиотеке можно найти в книге
Л.Комиссаровой «Социально-психологические
технологии в работе современной публичной
библиотеки». – М., 2003.

Наша же задача в работе со сказкой:
показать все богатство и разнообразие
современного сказочного фонда, а также –
приблизить читателей к пониманию содержательной
многомерности, художественной неисчерпаемости
этого жанра.

«Сказка не может состариться, – писал
известный литературовед и критик Станислав
Рассадин, – потому что она и существует-то для
детей и для тех взрослых, которые не утеряли
лучших детских качеств: чистоты, фантазерства,
беспредельной веры в искусство, в добро, наконец,
удивительной детской непосредственности».
Сказка требует безусловного доверия, игры
воображения и благородства цели.

Сказка – первая духовная пища ребенка. Она
питает ум, учит мыслить, развивает воображение и
облагораживает чувства. В хорошей сказке всегда
заложена значительная идея. В ней побеждает
правда, добро торжествует над злом. Прекрасные и
мудрые сказки утверждают в нашем сознании
гуманные общечеловеческие ценности. Задача
сказки – дать образы, в которых выражаются и
которыми питаются чувства. Мораль ничуть не
вредит сказке, если не пристегивается к ней, а
естественно вытекает из всего ее поэтического
строя.

Писатели-сказочники дарят детям
счастливую возможность прикоснуться к
загадочному и прекрасному, что есть в жизни,
помогают не пугаться злого, враждебного;
напротив – зажигают желанием восстать против
зла, побороть несправедливость. Испанский
сказочник Антонио Роблес говорил: «Сказка – это
мостик, по которому ребятам легче перейти из
детства во взрослую жизнь», «если с малых лет ты
научился быть веселым и добрым, из тебя
обязательно вырастет хороший человек».

Сказки очень мягко и ненавязчиво
подводят ребенка к сознательному выбору
ценностных ориентаций, демонстрируя различные
жизненные приоритеты героев, и показывая, как
складывается в связи с этим их судьба. Без
всякого сомнения, сказки, раскрывая перед
ребенком весь спектр ценностных ориентаций,
помогают ему правильно разобраться в ценностях и
сформировать свое мировоззрение.

Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

В.Берестов

Затем было большое сказочное
путешествие по выставке-экспозиции «Сказки
читай да ума набирай».

Оформляя эту выставку, организаторы
ставили перед собой цель – открыть для читателя
подлинные ценности – духовные; задачу –
раскрыть образы, которые обогащают чувства
ребенка. Девиз выставки «Думай хорошо, и мысли
созреют в добрые поступки».

Первый раздел выставки «В гостях у
Василисы» посвящен русской народной сказке.
Маленькие ребята воспринимают мир по-сказочному.
В каждом ребенке надо воспитывать возвышенное и
поэтическое отношение к жизни. И сказки дают для
этого благородный материал: в них все необычайно
и все возможно, они показывают жизнь как
героическое свершение самых дерзновенных
мечтаний во имя любви, добра и справедливости.

Очарование сказки сохраняется и
позднее, когда дети становятся старше. Во втором
разделе выставки «За Коньком-горбунком»
представлена русская литературная сказка.
Современные сказки обращают внимание читателей
на вещи и явления, мимо которых мы привыкли
проходить равнодушно, привычно. Писатели дарят
детям счастливую возможность прикоснуться к
загадочному и прекрасному, что есть в жизни,
помогают не пугаться злого, враждебного. Добро в
них всегда побеждает зло порядочностью и
бескорыстием.

2 апреля в день рождения Х.К.Андерсена
раз в два года детским писателям и художникам
присуждается главная награда – международная
премия имени великого сказочника. Третий и пятый
разделы выставки «Лауреаты Международной премии
им. Х.К.Андерсена», в нем представлены лауреаты
писатели-сказочники (Джани Родари, Туве Янссон,
Турмуд Хауген, Элинор Фарджон, Кристине
Нестлингер, Богумир Ржига, Эрих Кестнер, Джеймс
Крюс). Эту премию еще называют малой Нобелевской
премией. Получить ее не менее престижно, чем
Нобелевскую премию «для взрослых».

Четвертый раздел посвящен творчеству
Х.К.Андерсена «Великий волшебник из Дании».

Сказочники не умирают. Ведь они
немного старше своих сказок. А добрые сказки
переживают века… И с ними живут в наших сердцах
великие сказочники. Совсем скоро, в 2005 году, мы
будем праздновать 200 лет со дня рождения
Андерсена. Девиз «Читайте Андерсена, люди! Нет
лучше сказок на земле!»

И последний раздел выставки «Мировой
детский бестселлер».

В детской литературе новое
летоисчисление: «до Поттера» звучит в точности
как «до нашей эры». Каждый том – как новый век. На
выставке представлены все вышедшие книги
Дж.Ролинг, а также книги Филиппа Арда, Евы
Ибботсон, Мэри Стентон, Филиппа Пулмана.

Затем участников семинара познакомили
с серией «Волшебство продолжается».

Эта замечательная серия – настоящая
сокровищница для тех, кто уже успел полюбить
книги о Гарри Поттере и теперь с нетерпением
ожидает такого же интересного чтения.

На выставке представлены книги Евы
Ибботсон «Мисс Ведьма» и Мэри Стентон «Дорога на
Балинор», вышедшие в этой серии.

Серьезное событие 2003 года – выход на
русском языке книги Филиппа Пулмана «Северное
Сияние» – первая часть его трилогии «Темные
начала».

Филипп Пулман награжден множеством
самых престижных литературных наград
Великобритании. «Северное сияние» вошло в список
ста лучших романов всех времен, составленный в 2003
году газетой «The Observer».

Как и Джоан Ролинг, Пулман –
англичанин, наследник тех же литературных
традиций; он тоже работал над своим сериалом в
конце 90-х годов и выбрал жанр «сказочного
детектива»; да еще и издатели у Ролинг и Пулмана
одни и те же – «Scholastic» (в Англии) и «РОСМЭН» (в
России).

Затем была презентация «Сказочного
календаря», который напомнил читателям, когда и у
кого из любимых сказочных героев и
писателей-сказочников день рождения.

В дальнейшем, в ходе занятия,
библиотекари познакомились с мудрыми мыслями
своих коллег и обменялись сказочными
премудростями.

Благодаря сказкам у детей
вырабатывается способность сопереживать,
сострадать и радоваться за другого, а это
единственный способ узнать боль, радость,
счастье и страдание другого человека. И именно
сказки воспитывают в ребенке человечность – эту
дивную способность человека волноваться чужими
несчастьями, радоваться радости другого,
переживать чужую судьбу как свою.

Подведя итог своего занятия,
прозвучала мысль, что сказка – река мудрости,
наполняющая мир.

Сказочный календарь непременно будет
опубликован

в одном из летних номеров газеты.

 

Вот первенец его – Январь,
В тулупе важен он, как царь.

1 января — Новый год.

3 января — Родился Джон Роналд
Руэл Толкиен
, открыватель таинственного мира
хоббитов, эльфов, гномов и могущественных
волшебников.

4 января — День рождения Якоба
Гримма
, старшего брата – собирателя сказок.

5 января — День рождения газеты «Жили
– были»
.

9 января — Фестиваль Снеговиков и
Снегурочек
. Срочно лепите, а то все соберутся, а
вашего нет.

10 января — Алексей Толстой
родился, познакомился с Пиноккио, и откуда ни
возьмись появился Буратино.

10 января — Родилась Татьяна
Александрова
, которая поведала миру о
домовенке Кузьке, таком хозяйственном и
рассудительном, что любому взрослому домовому не
уступит.

12 января — Шарль Перро, он чуть
не первым начал сказки собирать и тоже родился в
январе. Золушка и Красная Шапочка по такому
случаю пекут пироги. А ты?

18 января — Много лет назад родился
сказочник Алан Александр Милн! Винни,
поздравь от нас Пятачка, Кролика, Иа и всех –
всех-всех!

24 января — Родился Эрнст Теодор
Амадей Гофман
, и поэтому мы все знаем сказку о
добром и храбром Щелкунчике.

27 января — Сказки Льюиса Кэрролла
про Алису в Стране чудес взрослые любят даже
больше, чем дети.

28 января — Родился «колдун уральский
бородаты» Павел Бажов, правнук Хозяйки
Медной горы.

Электронная газета 528.ru

Электронная газета 528.ru

Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, —
Вот последняя правда, открытая мной.

Омар Хайям

В газете «Аргументы и факты» я прочитала заметку, где были приведены результаты интернет-опроса «В каких российских музеях вы бывали?». Это показалось мне очень интересным. Я внимательно проанализировала материал. Результаты, к сожалению, свидетельствуют о том, что очень мало людей посещают музеи. Из 4290 опрошенных только 23% бывали в Эрмитаже, в Третьяковской галерее — 18 %, а в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина — 15 %. Я провела свое исследование, опросив наших учеников. Ответы неутешительны: 70% учащихся гимназии ходят в музеи; 26% — не любят ходить, но посещают в связи со школьной программой; 4% — вообще не посещают. Вместе с тем выяснилось следующее: 51% из тех, кто бывали в музеях, не помнят их названий и затрудняются назвать увиденные там экспонаты. Следовательно, большая часть учеников, посещая музеи, не осознает значимость увиденного.

Эти данные не радуют. Людям, живущим в Санкт-Петербурге, очень повезло, потому что здесь находится большое количество разнообразных музеев. Музеи учат ценить и понимать прекрасное, помогают знакомиться с культурой прошлого. Они ведь перекидывают «мостики» через века…

Ирина Калинина, 11-А класс





В октябре 2011 года в ТРЦ «Галерея» открылся научно-развлекательный центр — музей «Умникум». Мы с мамой побывали на очень интересной выставке, посвященной чудесам науки. В этом музее представлено более 60 экспонатов, которые можно потрогать руками и испытать их действие на себе. Экспозиция разделена на зоны: астрономия, физика, математика, биология и геология. Есть раздел головоломок и оптических иллюзий.

Особенно мне понравились эксперименты с электричеством и мыльными пузырями. Удивительно, что молния — это всего лишь электрический разряд, которым можно управлять. А большие и прочные мыльные пузыри можно получить с помощью разных форм и плотного мыльного раствора. Кроме того, я узнала, как видят дракон, комар, медведь и сова. Оказывается, что комар видит нас в окошках, похожих на пчелиные соты.

Я ощутила на себе, что чувствует человек во время землетрясения, как появляются цунами и торнадо, как выглядит моя кожа, увеличенная под микроскопом.Но больше всего мне понравился эксперимент, в котором нужно силой мысли двигать по столу шарик.

Посетите «Умникум» — не пожалеете!

Олеся Симонова , 3-А класс



13 ноября в ресторане «Набережная» начались занятия клуба «Капитан Врунгель», где учат вязать морские узлы, готовить макароны по-флотски, ориентироваться по компасу и звездам… В общем, учат любить море.


Организаторы решили: раз уж Санкт-Петербург — морской город, то петербургские дети должны уметь отличать боцмана от лоцмана, фок-мачту от грот-мачты, а полярную звезду и вовсе находить с завязанными глазами. Для этих целей капитан Врунгель и открыл свой клуб. Сюда он регулярно приглашает приятелей: моряков, рыбаков, яхтсменов и просто путешественников, которые знают множество историй о морях и реках. Сам Врунгель тоже делится своим опытом.

В клубе проводятся и кулинарные мастер-классы от шеф-повара «Набережной». На первом занятии мы научились нарезать салат и готовить куриный шашлык, на втором — делать домашний майонез.

Ближе к лету организаторы обещают устроить выездное учебное занятие на яхте, где мы сможем применить полученные знания на практике. За каждое посещение клуба капитана Врунгеля все получают специальную наклейку — учет наклеек ведется в бортовом журнале. Летом участникам клуба предстоит сдать игровой экзамен на владение знаниями и умениями в морском деле. По результатам экзамена и по количеству наклеек определится команда победителей, которой достанется главный приз — настоящее плавание на паруснике.

Никита Григорьев (3-А класс) и его мама А. С. Григорьева

Дом милосердия находится на Васильевском острове. Раньше здесь было Ярославское подворье, а сейчас – храм Святой Анастасии.

Экскурсия началась с прихожей, где на стенах под стеклом висели фотографии, иллюстрирующие историю этого места. Как только пришел экскурсовод, мы поднялись на второй этаж. Первое, что бросилось в глаза, — фреска с изображением святой Анастасии. В одной руке она держала крест, в другой — кувшин. Крест — символ христианства, а кувшин означает то, чем святая занималась при жизни — помогала пленным христианам, которым приходилось скрываться. Сама Анастасия была родом из богатой семьи и решила посвятить себя служению Богу. Поэтому все свои деньги она тратила на лекарства и еду для пленников, а также на подкуп стражи, чтобы пройти в темницу к пленным.

В столовой для церковных трапез находится декоративная печка, украшенная росписью. Здесь нам рассказали краткую историю самого здания. Изначально в здании располагалось Ярославское подворье. В советское время здесь был химзавод, из-за чего дом оказался в плачевном состоянии. Когда его отдали нынешним владельцам, пришлось много трудиться, чтобы все привести в порядок. Но все же в стенах сохранились кирпичи еще с петровских времен, они не заштукатурены, чтобы все могли рассмотреть их.

Мы спустились по лестнице вниз. В небольшой комнатке расположился крошечный домик, где мог уместиться один ребенок, игрушки, подстилки. В целом — милый уголок, но больше всего привлекал потолок. Его раскрасили в виде неба с плывущими облаками и летящими шариками.

Потом нас привели непосредственно в храм. Иконы на стенах разрисовал художник, живущий на третьем этаже. Мы узнали историю рождения Христа, поняли, что елка — рождественское дерево, а звезда, которой украшают верхушку, символизирует Вифлеемскую звезду, что светила в день рождения Иисуса.

Далее детей ожидал мастер-класс по приготовлению пряников. После того, как мы слепили свои пряники и поставили в духовку, все отправились в мастерскую художника. А вот взрослым повезло меньше — их пригласили в радиорубку «Православного радио». Маленькое помещение с несколькими студиями, где, по всей видимости, шел эфир. Здесь можно было купить диски с записями передач. На стенах висели рисунки детей и самого художника.

По возвращении родителей из радиорубки мы вынули уже готовые пряники. Каждый мог сделать свою форму, но преобладали елочки, рыбки и звездочки. Как оказалось, тесто это было специальное, и раньше такие печенья вешали на рождественскую елку. Дети дружно захрустели вкусными сладостями.

Никита Григорьев (3-А класс) и его мама А. С. Григорьева



Ежегодно в нашем городе в январе месяце отмечается дата полного снятия блокады. Во время Великой Отечественной войны Ленинград пережил девятьсот страшных дней. Считаю, что петербуржцы должны помнить о тех ужасных и героических днях.

Я посетила 10 музеев, связанных с блокадой. Из 7 государственных (Музей истории города (Румянцевский дворец), Музей обороны и блокады Ленинграда, Музей хлеба, Монумент героическим защитникам Ленинграда, Музей-библиотека «блокадной книги», Музей «Чтобы помнили» (Исаакиевский собор), Музей « Невская застава») и 3 школьных (ГБОУ № 210 и № 235, музей при Педагогическом училище № 5) я особенно выделила бы Музей обороны и блокады Ленинграда.

У этого музея необыкновенная и удивительная история. В октябре 1946 года выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда. Экспонаты собирались жителями города. Ленинградцы приносили предметы, которые служили им в годы блокады (санки, коптилки, буржуйки, чайники и т.д.). С фронта туда поступала боевая техника и оружие, фотографии представил ЛенТАСС. Равного музея по воздействию на зрителя не было в стране. Французский министр авиации Пьер Кот был потрясен увиденным и оставил такую запись: «Невозможно представить себе более прекрасную и воодушевляющую выставку». Однако музей был практически уничтожен и возрожден только в 1989 году.

Из трех посещенных мною школьных музеев больше всего запомнился музей при школе № 210. Почему? Во-первых, под этим номером школа работала всю войну (хотя она располагалась не в нынешнем здании, а на Гороховой улице). Во-вторых, вся экспозиция музея состоит из подарков жителей блокадного города, и, как мне сказали, подобные подарки продолжают поступать до сих пор. На стене здания до сих пор сохранилась надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». У мемориала регулярно появляются цветы.


Если вы посетите эти музеи, то многое узнаете о битве за Ленинград. Карты, схемы, вооружение воюющих армий, письма с фронта, пробитые пулями и залитые кровью комсомольские билеты, документальные фотографии дают представление о жестокости войны и мужестве защитников города.