Рѕсђрёрірёрѕр°Р»Сњрѕс‹Рµ картины маслом: Как заставить трепетать Англию

Содержание

В читальнях, при свете коптилок железных…

Картотека опыта

Материалы Информационного
бюллетеня РБА, год 2005

 

 

Софья Колосова

Софья Геннадьевна
Колосова

заведующая музеем-библиотекой «Книги блокадного
города»
Централизованной библиотечной системы
Московского района
Санкт-Петербург

25 января 1996 г. первые посетители
вошли в Музей-библиотеку «Книги блокадного
города» – оригинальное учреждение культуры,
призванное, по мнению ее создателей, объединить
методы и формы работы музея
и библиотеки. Концепция музея-библиотеки
обозначила основное направление и принцип
деятельности. Была определена первостепенная
задача увековечения памяти гражданского подвига
работников библиотек во время блокады
Ленинграда, а также сохранение и развитие
петербургских традиций, лежавших в основе этого
подвига, воспитание на этом примере
подрастающего поколения.

Музей-библиотека подходит к десятой
годовщине своего рождения, и, подводя некоторые
итоги, хочется поделиться с коллегами, не только
поддержавшими идею его создания, но и всячески
помогавшими нам в работе и различных
исследованиях.

Все эти годы продолжается работа с
документами Ассоциации историков блокады и
битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны,
Центрального государственного архива
литературы и искусства Санкт-Петербурга,
Центрального государственного архива и
Государственного музея истории города,
отдельных централизованных библиотечных систем
Санкт-Петербурга и личных архивов библиотекарей
и коллекционеров.

Документы Центрального
государственного архива Санкт-Петербурга (фонд
9023) и Центрального государственного архива
литературы и искусства (фонды 47, 148, 4769, 4905, 5039 и др.)
позволили приступить к изучению районных
библиотек, обслуживавших читателей все 900 дней
блокад, и прежде всего уточнить их адреса и
количество. Таких библиотек всего 22 – по
одной-две в каждом районе. Число библиотечных
работников в самый страшный период блокады –
осенью 1941–1942 гг. – в среднем уменьшилось до
сотни.

Что же такое библиотека в блокаду,
какое место в жизни горожан она занимала?
Библиотеки стали социальным институтом со своим
миром бытия, откуда веяло теплом мирной жизни,
где можно было послушать лекцию, принять участие
в литературной беседе или ином мероприятии,
почитать и просто пообщаться.

В период блокады резко сократилась
численность и состав городского населения за
счет мобилизации, в основном мужчин, в армию и
народное ополчение, эвакуации и смерти горожан в
результате голода. В начале войны в городе
проживали 3 141 304 человека, в том числе: мужчин –
1 454 783, женщин – 1 736 521, детей – 444 863 человека. В
июле 1942 г. – всего 790 024 человека, в том числе:
мужчин – 202 133, женщин – 587 891, детей – 49 369 человек.
В январе 1944 г. на конец блокады – всего 557 760
человек, в том числе: мужчин – 125 554, женщин – 432 206,
детей – 53 208 человек. Как свидетельствуют отчеты
о библиотечной работе, значительно сократилась
посещаемость всех библиотек города. Например, в
библиотеке им. 10-летия Октября, которая
обслуживала взрослых, в 1940 г. читали 5425 человек, а
в 1942 г. – только 650.

Читальня военных времен. Из
экспозиции музея

Как известно, районные массовые
библиотеки (в настоящее время – публичные)
наряду с детскими и школьными входили в систему
народного образования.

3 ноября 1941 г. начались занятия, и 201 082
ученика сели за парты, из них 30 152 школьника
учились в 7–10 классах. Планировалось в
соответствии с четким графиком наверстать
упущенные два месяца и к концу учебного года
подготовить выпуск десятиклассников. Воздушные
налеты (иногда по пять раз в день) вынуждали
учеников вместе с учителями спускаться в
бомбоубежище. Урок срывался, но чаще занятия
продолжались в бомбоубежищах, где занимались по
2–3 класса с разными программами. Одновременно
можно было услышать ответ по физике, решение
математических задач и стихотворение М.Ю.
Лермонтова. В конце декабря 1941-го – январе 1942 г.
по распоряжению Ленсовета большинство школ
прекратили занятия. В Ленинграде остались 55 школ,
из них только 39 выпустили десятиклассников.
Учебный год окончился 30 июня 1942 г. Выпускники
получили в подарок книги с надписью:
«Окончившему полный курс школы в Ленинграде в
1941/42 г. в годы Отечественной войны и блокады».

Первый военный учебный год был
неизмеримо труден для всех горожан, среди
которых были учащиеся, преподаватели и
библиотекари. Но, несмотря на лишения,
библиотечная жизнь не замирала.

Эти читальни занимали по одной
комнате. Холодно. Дров нет. Температура достигала
четырех градусов мороза. Но родители регулярно
меняли книги для своих детей. В Петроградском
центральном районе города условия для работы
были такие же, но «от читателей отбоя нет, больше,
чем при нормальных условиях…».

Профессиональная деятельность
библиотекарей отражена в стенограммах
общегородских совещаний. Так, 19 декабря 1941 г.
обсуждались вопросы работы с детьми, состояние
книжных фондов и оборудования библиотек в
действующих школах, массовые мероприятия. В
Володарском, окраинном, районе (ныне Невский
район) работали 3 библиотеки. С начала учебного
года по 18 декабря 1941 г. библиотеки посетили 2552
читателя и прочитали они 4069 книг.

В итогах совещания отмечена роль
библиотекарей, которые вместе со словесниками и
другими преподавателями «должны включиться в
продвижение книги». «Вы должны стать помощниками
школы. Надо оказать помощь школам, чтобы учащиеся
старших классов были выпущены. Это должны понять
все работники народного образования. Нам нужно,
чтобы наши учащиеся закончили школу с
полноценными знаниями. Это дело не меньшей
значимости, чем помощь фронту».

Следующее общегородское совещание
библиотекарей было посвящено работе только
школьных библиотек и проходило 8 сентября 1942 г.
Стенограмма сохранила выступления по обмену
опытом. Ксения Георгиевна Колосова, заведующая
библиотекой 112-й школы Выборгского района,
рассказывала о своей работе: «Я учительница
химии и не особенно хороший библиотекарь.
Библиотекарь, который был до меня, уехал.
Готовясь к учебному году, я проверила инвентарь
[…] Читальня открыта с 12 часов до тех пор, пока не
уйдет последний ученик […] Мною сделана выставка
на тему о героях Гражданской войны. Я вошла в
контакт с учительницей 4 класса, и она поручила
мне подобрать материал о Петре I. Журналов я не
получаю. Я пользуюсь тем, что где найду. У меня был
один из последних номеров «Костра». Читала более
старшим ученикам Некрасова, о летчиках,
моряках…».

В 1943 г., после прорыва блокады, жизнь
ленинградцев изменилась к лучшему. Город стал
возрождаться.

Протокол городского собрания
библиотекарей 20 мая 1943 г. и стенограмма совещания
библиотекарей школ и районных детских библиотек
18 сентября 1944 г. отражают задачи, в решении
которых участвуют работники народного
образования. Главная цель – возродить город,
вдохнуть новую жизнь в искореженные жилища, но
для библиотекарей очень важно восстановить
помещения для библиотек, пополнить книжные
фонды, сохранить библиотечный опыт, накопленный
для будущих поколений.

Формы и методы библиотечной работы,
опыт библиотечного обслуживания в годы войны
заслуживают внимания и изучения.

Если до войны читатель приходил в
библиотеку, то с первых дней июля 1941 г. библиотека
пошла к читателю. На оборонительных рубежах во
время краткого перерыва проводилось чтение
газет и книг.

30 июня 1941 г. началась организация
Ленинградской армии народного ополчения, и сразу
же в казармах появились передвижки с учебной
литературой по военному делу, брошюры в помощь
молодому бойцу, в помощь партизану.

Положение в городе усложнилось, и 29
июля 1941 г. из Ленинграда ушли первые 10 эшелонов с
эвакуированными. Вокзалы стали еще одним местом
работы библиотекарей. Они проводили беседы для
красноармейцев, ополченцев, отъезжающих и
остающихся горожан.

Появились передвижки на оборонных
работах Лужского рубежа, затем внутри города, в
домохозяйствах, в госпиталях и больницах. В
документах Центральной библиотеки им.
К.Г. Паустовского сохранилось письмо: «…мы
больные хирургического отделения б-цы им. тов.
Коняшина 22 палаты желаем чтобы громкие читки
газет, журналов, продолжали в дальнейшем и в
более широком масштабе. Желательно бы послушать
доклады о международном положении. Просим вас
дать нам побольше книг и почаще менять их».
[Орфография и пунктуация сохранены. – Авт.].

В марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета
принял специальное постановление «О развитии
индивидуального огородничества», так как
необходимо было ликвидировать последствия
голодной, холодной, под постоянными бомбежками и
артобстрелами зимы 1941–1942 гг. Библиотекари с
передвижками и выставками в помощь
горожанам-огородникам приходили на земельные
участки и одновременно рассказывали об
использовании дикорастущих съедобных растений
как дополнительного ресурса питания.

Районная массовая библиотека в дни
блокады стала информационным, культурным,
просветительским центром. В условиях военного
времени она проводила разъяснительную,
воспитательную, идеологическую и
пропагандистскую работу. Газеты, журналы, планы
работы городского лектория и Дома ученых им.
М.Горького, репертуары театров рассказывали
читателю о том, что происходит в городе.
Филармония, библиотека Дома техники и другие
учреждения культуры в центральных районах
Ленинграда приглашали в свои стены каждого
желающего. В прифронтовых районах такого не было,
поэтому библиотека там становилась не только
центром информации о культурной жизни в городе и
событиях на передовой, но и сама проводила
большую культурно-просветительскую работу. Так,
библиотека им. 10-летия Октября, находившаяся в
полутора километрах от фронта, обслужила 1306
читателей, организовала 43 передвижки, фонд
которых составил 3135 экземпляров книг; провела 14
библиографических обзоров и другие массовые
мероприятия. В книге отзывов библиотеки есть
такая запись читательницы: «Я пришла в
библиотеку в самое тяжелое время – зимой 1941 года.
Мне нужна была книга, она помогала мне легче
переносить тяжесть блокады, и получила я то, что
мне было нужно. Библиотекари были на месте,
библиотека работала».

Большое количество книг в 1941–1942 гг.
было утеряно. Читатели вместе с книгами попадали
под бомбежки, умирали, эвакуировались,
переезжали из разрушенных домов. И все-таки,
стараясь сохранить книжные фонды, библиотекари
следили за своевременным возвратом литературы;
при обрушении зданий, пожарах и протечках
бережно укрывали или переносили книги в другое
помещение. Под руководством Публичной
библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне
Российская национальная библиотека) был
проведен учет всего книжного фонда города и его
состояние. Работники районных библиотек ходили
по квартирам, вели учет личных библиотек. Этой
работе уделялось особенное внимание после
решения Исполкома Ленгорсовета от 26 мая 1942 г. о
проведении мероприятий по охране книжных
ценностей. Сбор бесхозных частных книжных
собраний, проводимый районными библиотеками,
Центральной городской библиотекой и Библиотекой
Академии наук, получил законное обоснование.
Сотни тысяч ценных книг были спасены от гибели.

Наибольшие потери книжного фонда
понесла Ленинградская область, где свыше 60
районов оказались под пятой врага.

Как известно, до начала Второй мировой
войны в Германии были созданы организации для
расхищения ценностей культуры на захваченных
территориях: исследовательское и
просветительское общество «Наследие» и
генеральное посредничество «Восток» под
руководством рейхс-фюрера СС Гиммлера, штаб
«Изобразительное искусство» А. Розенберга и др.

На ленинградском направлении активно
действовала команда «Гамбург», в донесении
которой говорилось о «взятии под охрану»
библиотеки Александровского дворца в Царском
Селе, насчитывающей 10 тысяч томов, и литературы
из дворца в Павловске. Были уничтожены
Тихвинская, Волховская и Гатчинская библиотеки.
В области погибло 1,5 млн. книг из общего фонда в 2
млн. экземпляров.

Ленинградские библиотекари решили
создать специальный фонд дублетных экземпляров
из своих фондов и организовать добровольный сбор
книг среди населения для восстановления
библиотек освобождаемых от врага районов
области. В Ленинграде собрали 600 тысяч книг.
Внесли свой посильный вклад и районные
библиотеки: библиотека Октябрьского района
собрала 3000 экземпляров книг, библиотека им.
Л.Н.Толстого Василеостровского района – 5000 книг.
В перспективе Музей-библиотека планирует
познакомиться с этим списком книг. В настоящее
время можно предположить, что большие тиражи от
1000 до 100 000 экземпляров и разнообразнейшая
тематика изданий – от художественной литературы
до книг по военному искусству, от медицинских
справочников до пособий для водопроводчика –
позволили собрать универсальные книжные фонды.

Если история библиотек в блокаду
почерпнута из архивных материалов, то тиражи
изданий проанализированы на основе книжной
коллекции Музея-библиотеки. По инициативе и при
поддержке Ассоциации историков блокады и битвы
за Ленинград Музей-библиотека принял участие в
создании трехтомного каталога книг, изданных в
Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, –
«Книги непобежденного Ленинграда». Так
сложилось, что в Ленинграде-Петербурге нет
полного собрания книг, изданных в годы битвы за
Ленинград. Собрание полной книжной коллекции,
увидевшей свет в блокадном городе, – еще одна
задача, которую мы решаем.

В настоящее время книжный фонд
Музея-библиотеки «Книги блокадного города»
насчитывает более половины наименований книг от
общего количества, указанного в каталоге. Это
объясняется тем, что при организации
Музея-библиотеки было принято решение включать в
состав музейного фонда только дарения от людей
или организаций, переживших блокаду города.
Такой принцип пополнения фондов предоставляет
возможность познакомиться не только с
экспонатом, но и судьбой организации, дарителя и
его семьи, историей появления и хранения
предмета, наконец, создается уникальный
мемориальный фонд. Для реализации этого решения
пригодились опыт и практика проведения
литературных обзоров, торжеств, посвященных
знаменательным датам в истории России, заседаний
круглых столов для ветеранов Великой
Отечественной войны, блокадников и молодежи.

Пользователи библиотеки, участвуя в
культурно-просветительских мероприятиях,
слышали о желании библиотекарей получить любые
печатные издания в экспозицию музея. На первых
порах зачастую желания оставались только
желаниями, но убеждение и весомые аргументы
впоследствии дали свои результаты. Надо сказать,
что почин принадлежал президенту Ассоциации
историков блокады и битвы за Ленинград в годы
Второй мировой войны. Последовали его примеру и
другие члены ассоциации. Затем читатели – давние
друзья библиотеки – стали дарить книги, журналы,
открытки… Назову первых из них. Отобрать книги
для будущего музея из своей личной библиотеки
пригласил Борис Абрамович Фельд, известный
журналист, заместитель главного редактора
газеты «Ленинградская правда», член Правления
Санкт-Петербургского отделения Совета мира и
согласия. Много времени отдали сбору документов
блокадница, удостоенная медали «За оборону
Ленинграда», Евдокия Ивановна Сенатова и
член общества инвалидов Московского района Валентина
Николаевна Мурахова.
Позднее, узнав о
Музее-библиотеке, Вилен Яковлевич Бялый, библиофил,
коллекционер, переехавший к тому времени на
другой континент, подарил часть своей коллекции.
Десятки книг передали коллеги-библиотекари из
Библиотеки Академии наук и Централизованной
библиотечной системы Московского района.
Центральная городская публичная библиотека им.
В.В.Маяковского подарила список библиотек,
которые комплектовались в библиотечном
коллекторе в годы войны. К сожалению, в данной
статье нет возможности перечислить всех
дарителей. Их имена запечатлены в музее.

Благодаря этим замечательным людям и
учреждениям появился фонд их биографических
документов, а в музее неизменным вниманием
пользуется витрина «Лицо события», в которой
периодически демонстрируются оригинальные
документы о жизни коллектива, дарителя и его
семьи.

Наш Музей-библиотека включает
абонемент, читальный зал и собственно музей и
работает в одном направлении, то есть если
проходит экскурсия в музее, то экскурсанты
обязательно узнают о современной литературе по
теме блокады, которую можно взять на абонементе
или в читальном зале. При проведении
культурно-просветительского мероприятия в
читальном зале обязательно организована
книжно-иллюстративная выставка на абонементе, а
в музее представлены экспонаты, также отражающие
эту тему. Пример тому – Праздник чтения,
пришедший из Франции в 90-х гг. XX века.
Музей-библиотека вместе с учащимися
общеобразовательной школы и школы с углубленным
изучением французского языка отмечал 200-летний
юбилей со дня рождения Проспера Мериме, писателя,
общественного и государственного деятеля,
открывшего для французов творчество А.С.Пушкина.
В последние годы к творчеству Проспера Мериме
читатели обращаются крайне редко. Мы решили с
помощью Праздника чтения привлечь к нему
внимание. Праздник открыла известная мелодия
мюзикла «Notre Dame de Paris» no роману В.Гюго. Эта музыка,
как в театре звонок, открыла действие. Звучание
знакомой мелодии сразу же привлекло внимание
подростков и заинтриговало: ведь пригласили на
чтения, а тут музыка. Психологи утверждают, что
обратить внимание к новому проще, когда есть
что-то известное. П. Мериме и В.Гюго были
соотечественниками и современниками, уважавшими
творчество друг друга. Через творчество одного
писателя рассказали о другом. Затем звучали
отрывки из новелл на французском языке в
исполнении школьников. Поводом для изучения
жизни и деятельности французского писателя
Проспера Мериме послужил небольшой сборник
«Избранное», увидевший свет в 1944 г. в блокадном
Ленинграде.

На протяжении десяти лет
Музей-библиотека обеспечивает информационную
поддержку участникам и входит в состав жюри на
городских историко-краеведческих чтениях секций
«Ленинград. Война. Блокада» и «Петербургская
биографика», проводимых Санкт-Петербургским
городским Дворцом творчества юных.

Коллектив Музея-библиотеки щедро
делится опытом работы и результатами
исследований. Опубликованы десятки статей в
профессиональных журналах, материалах
международных конференций, посвященных
проблемам истории Великой Отечественной войны и
блокады, альманахе «Невский библиофил» и в
периодических изданиях. О Музее-библиотеке
«Книги блокадного города» неоднократно
рассказывали теле- и радиоканалы. Он известен за
рубежом.

Анализируя сделанное, можно сказать,
что Музей-библиотека как живой организм растет,
набирается опыта, ищет оригинальные формы и
методы работы и ему предстоит трудный и долгий
путь познания и творческих решений.

Официальный дилер Jeep в Москве

Бренд Jeep® всегда выбирал СЃРІРѕР№ собственный самобытный путь. Наше исключительное РїРѕ разнообразию семейство совершенных систем полного РїСЂРёРІРѕРґР° 4С…4 позволяет вам проложить собственный маршрут, пролегающий вдоль, поперек, через или РІРѕРєСЂСѓРі чего СѓРіРѕРґРЅРѕ. Полноприводные трансмиссии Jeep — это настоящий чемпион РїРѕ внедорожным возможностям, поэтому РІС‹ будете готовы РєРѕ всему, что мать-РїСЂРёСЂРѕРґР° сподобится бросить РїРѕРґ колеса вашего автомобиля.

Выберите конкретную систему привода 4х4, для того чтобы узнать больше о ее возможностях:

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ПОЛНОГО ПРИВОДАНАЛИЧИЕ СИСТЕМЫ ПОЛНОГО ПРИВОДА

JEEP® ACTIVE DRIVE I 4×4

Система Jeep® Active Drive I 4×4 отличается возможностью отключения РїСЂРёРІРѕРґР° заднего моста. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ устройство отключения применено впервые РІ данном классе автомобилей. Для снижения расхода топлива задний РјРѕСЃС‚ включается, только РєРѕРіРґР° это необходимо. Система управления тягой Selec-Terrain® , которая может работать РІ четырех режимах: “Автоматический”, “Снег”, “Спорт”, “Песок/Грязь”, повышает проходимость автомобиля РІ любых погодных Рё грунтовых условиях. Система притормаживания буксующего колеса (BLD), работающая совместно СЃ передовой системой полного РїСЂРёРІРѕРґР° 4С…4, обеспечивает автомобилю выдающийся внедорожный потенциал, позволяющий справиться СЃ любым естественным препятствием РЅР° вашем пути.

ПОДРОБНЕЕ

Cherokee

  • Sport — Доступно
  • Longitude — Доступно
  • Limited — Доступно

ACTIVE DRIVE I®

Всегда полезно иметь полный РїСЂРёРІРѕРґ Jeep® 4×4 — просто РЅР° РІСЃСЏРєРёР№ случай. Р–РёР·РЅСЊ непредсказуема, поэтому РїСЂРё встрече СЃ неожиданным препятствием система постоянного полного РїСЂРёРІРѕРґР° Jeep® Active Drive I 4×4 поможет выйти РёР· затруднения. Независимо РѕС‚ условий движения автомобиля — РІ проливной дождь, РїРѕ жидкой РіСЂСЏР·Рё или глубокому снегу, РїРѕ неровной булыжной РґРѕСЂРѕРіРµ — данная совершенная система РїСЂРёРІРѕРґР° активно контролирует степень буксования колес Рё автоматически перераспределяет крутящий момент, РєРѕРіРґР° это необходимо. Просто, изящно Рё чрезвычайно эффективно.

Рекомендации по эксплуатации:
Повышающий ряд:
На дорогах с любым покрытием, включая покрытия во влажном состоянии, заснеженные дороги, щебеночные дороги или песок.
Доступно на этих версиях Cherokee
  • Sport
  • Longitude
  • Limited

ПОДРОБНЕЕ

JEEP

® ACTIVE DRIVE LOCK 4×4 SYSTEM

Система РїСЂРёРІРѕРґР° Jeep® Active Drive Lock 4×4 является стандартным оборудованием для модели Cherokee Trailhawk®. Данная система обладает всеми особенностями системы Jeep® Active Drive II 4×4 Рё, РєСЂРѕРјРµ того, дополнительно включает РІ себя оригинальное устройство блокировки заднего дифференциала Рё допускает Р±СѓРєСЃРёСЂРѕРІРєСѓ прицепов РїРѕ бездорожью (исполнение Trail Rated®). Необычайно высокое передаточное число трансмиссии РЅР° понижающем СЂСЏРґСѓ, равное 56:1, обеспечивает точную реакцию РЅР° нажатие акселератора РїСЂРё движении РїРѕ бездорожью. Система управления тягой Select-Terrain®, которая может работать РІ пяти режимах: “Автоматический”, “Снег”, “Спорт”, “Песок/Грязь” Рё «РљР°РјРЅРё», повышает проходимость автомобиля РІ любых погодных условиях Рё РЅР° любых грунтах.

ПОДРОБНЕЕ

Cherokee

  • Trailhawk — Стандартное оборудование

ACTIVE DRIVE LOCK®

Система постоянного полного РїСЂРёРІРѕРґР° Jeep® Active Drive Lock 4×4 СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° открыть для Cherokee Trailhawk® удивительные приключения. Система отличается отключаемым РїСЂРёРІРѕРґРѕРј заднего моста, который автоматически включается, РєРѕРіРґР° требуется дополнительная тяга. Двухступенчатая система СЃ понижающим СЂСЏРґРѕРј Рё блокировка дифференциала заднего моста обеспечивают реально высокую проходимость РЅР° бездорожье.

Рекомендации по эксплуатации:
Повышающий ряд:
Дороги с любым покрытием, включая покрытия во влажном состоянии, заснеженные дороги, щебеночные дороги или песок.
Понижающий ряд:
В условиях, требующих дополнительной тяги на малых скоростях движения (например, при буксировке прицепа с катером из воды на берег) или при точном маневрировании.
Доступно на этой версии Cherokee
  • Trailhawk®

ПОДРОБНЕЕ

ROCK-TRAC

® 4×4

Система Rock-Trac® 4×4, устанавливаемая РЅР° модель Rubicon, заслуженно пользуется легендарной репутацией РІ кругах джипперов. И это РЅРµ Р·СЂСЏ: выносливая как РіРІРѕР·РґСЊ двухступенчатая раздаточная РєРѕСЂРѕР±РєР° NV241 OR СЃ передаточным числом понижающего СЂСЏРґР° 4:1, система притормаживания буксующего колеса, дифференциалы Tru-Lok® СЃ электронной блокировкой Рё электронно отключаемый передний стабилизатор поперечной устойчивости обеспечивают удивительно высокую проходимость. Обладая этим ключевыми набором компонентов, РІС‹ получаете полностью экипированного внедорожного «Р±РѕР№С†Р°» Trail Rated®, который может унести вас Рє высотам, Рѕ которых РґСЂСѓРіРёРµ только мечтают.

ПОДРОБНЕЕ

Wrangler

  • Rubicon — Стандартное оборудование

Wrangler Unlimited

  • Rubicon — Стандартное оборудование

ROCK-TRAC®

Система Rock-Trac® 4×4 обеспечивает лучший контроль Рё больше крутящего момента РЅР° колесах, позволяя вам двигаться практически везде, РєСѓРґР° пожелаете. Понижающий СЂСЏРґ раздаточной РєРѕСЂРѕР±РєРё Rock-Trac СЃ передаточным числом 4:1 позволяет подвести Рє колесам увеличенный момент Рё двигаться СЃ минимальной скоростью. Это помогает вашему Rubicon легче преодолевать различные препятствия, такие как валуны, поваленные деревья, крутые подъемы Рё СЃРїСѓСЃРєРё.

Рекомендации по эксплуатации:
Повышающий ряд:
Дороги с любым покрытием, включая покрытия во влажном состоянии, заснеженные дороги, щебеночные дороги или песок.
Понижающий ряд:
В условиях, требующих дополнительной тяги на малых скоростях движения (например, при буксировке прицепа с катером из воды на берег), или при точном маневрировании.
Доступно на этих версиях Wrangler
  • Rubicon

ПОДРОБНЕЕ

Доступно РЅР° этих версиях Wrangler Unlimited
  • Rubicon

ПОДРОБНЕЕ

COMMAND-TRAC

® 4×4

Рожденный покорять. Р’ случаях, РєРѕРіРґР° требуется тяга всех четырех колес, например РЅР° бездорожье или РЅР° скользком дорожном покрытии, система Command-Trac® 4×4 СЃ раздаточной РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ NV241 GII вступает РІ действие Рё помогает вам СЃ легкостью выбраться РёР· сложной ситуации. Command-Trac — это проверенная система СЃ возможностью включения полного РїСЂРёРІРѕРґР° РЅР° С…РѕРґСѓ автомобиля Рё передаточным числом понижающего СЂСЏРґР°, равным 2. 72:1. Нейтральное положение раздаточной РєРѕСЂРѕР±РєРё позволяет СЃРІРѕР±РѕРґРЅСѓСЋ Р±СѓРєСЃРёСЂРѕРІРєСѓ автомобиля. Благодаря высокому передаточному отношению понижающего СЂСЏРґР° автомобиль может преодолевать препятствия РЅР° минимальной скорости. Wrangler, оснащенный системой Command-Trac 4×4, специально создан для того, чтобы РІС‹ могли получать удовольствие Рё наслаждаться СЃРІРѕР±РѕРґРѕР№ двигаться туда, РєСѓРґР° вас влечет РґСѓС… приключений.

ПОДРОБНЕЕ

Wrangler

  • Rubicon — Стандартное оборудование
  • Sport — Стандартное оборудование
  • Sahara — Стандартное оборудование

Wrangler Unlimited

  • Rubicon — Стандартное оборудование
  • Sport — Стандартное оборудование
  • Sahara — Стандартное оборудование

COMMAND-TRAC®

Если автомобиль движется РїРѕ бездорожью или РІ условиях, РєРѕРіРґР° требуется увеличенная тяга, система Command-Trac® 4×4 распределяет крутящий момент РїРѕ мостам РІ пропорции 50:50. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ узел крепления выполнен РЅР° 18 болтах, что обеспечивает увеличенную жесткость соединения.

Рекомендации по эксплуатации:
Повышающий ряд:
Дороги с любым покрытием, включая покрытия во влажном состоянии, заснеженные дороги, щебеночные дороги или песок.
Понижающий ряд:
В условиях, требующих дополнительной тяги на малых скоростях движения (например, при буксировке прицепа с катером из воды на берег), или при точном маневрировании.
Standard on these Wrangler models
  • Rubicon
  • Sport
  • Sahara

ПОДРОБНЕЕ

Standard on these Wrangler Unlimited models
  • Rubicon
  • Sport
  • Sahara

ПОДРОБНЕЕ

QUADRA-DRIVE

® II 4×4 WITH REAR ELSD

Это аксиома — система Quadra-Drive® II 4×4 СЃ задним дифференциалом СЃ электронной блокировкой обеспечивает непревзойденную тягу РІ любых условиях Рё легендарные внедорожные качества автомобилей Jeep®. Выберите СЃ помощью стандартной системы управления тягой Selec-Terrain® автоматический режим, предназначенный для повседневной эксплуатации. Или быстро перейдите РІ РѕРґРёРЅ РёР· специальных режимов «РЎРїРѕСЂС‚», «РЎРЅРµРі», «РџРµСЃРѕРє/Грязь», «РљР°РјРЅРё» — РІ зависимости РѕС‚ конкретных условий движения.

ПОДРОБНЕЕ

Grand Cherokee

  • Limited — Доступно
  • Overland — Доступно

Система постоянного полного РїСЂРёРІРѕРґР° Quadra-Drive® II 4×4 является бескомпромиссным выбором практически для любых условий движения. Система включает РІ себя раздаточную РєРѕСЂРѕР±РєСѓ Quadra-Trac II® Рё задний дифференциал СЃ электронной блокировкой, которые обеспечивают автомобилю отличные тяговые свойства. Р’ раздаточной РєРѕСЂРѕР±РєРµ Quadra-Drive II имеется понижающий СЂСЏРґ СЃ передаточным числом 2.72 Рё нейтраль.

Рекомендации по эксплуатации:
Повышающий ряд:
Дороги с любым покрытием, включая покрытия во влажном состоянии, заснеженные дороги, щебеночные дороги или песок.
Понижающий ряд:
В условиях, требующих дополнительной тяги на малых скоростях движения (например, при буксировке прицепа с катером из воды на берег), или при точном маневрировании.
Доступно на этих версиях Grand Cherokee
  • Limited
  • Overland

ПОДРОБНЕЕ

QUADRA-TRAC

® SRT® 4×4

Модель Grand Cherokee SRT8® оснащается абсолютно РЅРѕРІРѕР№ системой постоянного полного РїСЂРёРІРѕРґР° SRT8 4×4, который обеспечивает автомобилю непревзойденные ходовые свойства РІ любых условиях. Раздаточная РєРѕСЂРѕР±РєР°, самая прочная Рё выносливая РёР· РєРѕРіРґР°-либо сконструированных РІ компании Jeep®, справляется СЃ огромным потоком мощности Рё крутящего момента РѕС‚ исполинского 6,4-литрового двигателя V8. Данная система отличается мощным фрикционом, работающим РІ масле, Рё дифференциалом СЃ электронной блокировкой, установленном РІ заднем мосту. Дифференциал позволяет направить РЅР° любое заднее колесо 100% крутящего момента. Управление распределением крутящего момента Рё демпфированием подвески дополняется возможностями пятирежимной системы Selec-Trac®.

ПОДРОБНЕЕ

Grand Cherokee

  • SRT8® — Стандартное оборудование

QUADRA-TRAC® SRT

Quadra-Trac® SRT® — это активная система постоянного полного РїСЂРёРІРѕРґР°, созданная инженерным подразделением SRT8®, для того чтобы обеспечить автомобилю предельные тяговые возможности как РЅР° дорогах, так Рё РЅР° бездорожье. Одноступенчатая раздаточная РєРѕСЂРѕР±РєР° СЃ электронным управлением находится постоянно РІ работе, автоматически направляя РЅР° передние Рё задние колеса крутящие моменты оптимальной величины — РІ зависимости РѕС‚ условий движения. РЎ помощью системы Selec-Trac® водитель РІ зависимости РѕС‚ конкретных условий может выбрать РѕРґРёРЅ РёР· пяти режимов вождения: «РђРІС‚оматический», «РЎРЅРµРі», «Р‘СѓРєСЃРёСЂРѕРІРєР°», «РЎРїРѕСЂС‚» Рё «РўСЂСЌРє».

Рекомендации по эксплуатации:
Повышающий ряд:
Повышающий СЂСЏРґ — РґРѕСЂРѕРіРё СЃ любым покрытием, включая покрытия РІРѕ влажном состоянии, заснеженные РґРѕСЂРѕРіРё, щебеночные РґРѕСЂРѕРіРё или песок.
Cтандартно на
  • SRT8®

ПОДРОБНЕЕ

QUADRA-TRAC II

® 4×4

Возможности порождают уверенность. Система Quadra-Trac II® 4×4 включает РІ себя двухступенчатую раздаточную РєРѕСЂРѕР±РєСѓ, которая использует входные сигналы РѕС‚ различных датчиков, для того чтобы обнаружить пробуксовывание колес РЅР° самой ранней стадии Рё предпринять корректирующие действия. РџСЂРё обнаружении буксования колес РґРѕ 100% располагаемого крутящего момента мгновенно направляется РЅР° тот РјРѕСЃС‚, колеса которого обладают наибольшим сцеплением. РЎ помощью стандартной системы Selec-Trac® выберите режим «РђРІС‚оматический» для повседневной эксплуатации или быстро перейдите РІ РѕРґРёРЅ РёР· режимов вождения: «РЎРїРѕСЂС‚», «РЎРЅРµРі», «РџРµСЃРѕРє/Грязь» или «РљР°РјРЅРё» — РІ зависимости РѕС‚ конкретных условий движения автомобиля. Смело продолжайте двигаться вперед.

ПОДРОБНЕЕ

Grand Cherokee

  • Laredo — Доступно
  • Limited — Стандартное оборудование
  • Overland — Стандартное оборудование

Активная система постоянного полного РїСЂРёРІРѕРґР° Quadra-Trac II® работает РІ режиме AWD, РїРѕРєР° РЅРµ потребуется дополнительная тяга. Р’ этом случае система реагирует включением фрикциона, для того чтобы направить РґРѕ 100% крутящего момента РЅР° любой РёР· мостов. Система работает совместно СЃ системой притормаживания буксующего колеса Рё всеколесной системой управления тягой Рё торможением, обеспечивая уверенную тягу СЃ любых условиях движения. Система Quadra-Trac II 4С…4 также отличается наличием понижающего СЂСЏРґР° СЃ передаточным числом 2.72:1 Рё нейтрального положения для Р±СѓРєСЃРёСЂРѕРІРєРё автомобиля РїРѕ дорогам.

Рекомендации по эксплуатации:
  • Практически РІ любых условиях движения.
Доступно на этих версиях Grand Cherokee
  • Limited
  • Overland

ПОДРОБНЕЕ

Доступно на этих версиях Grand Cherokee
  • Laredo
  •  
  •  

ПОДРОБНЕЕ

FREEDOM DRIVE I

4×4

Аквапланирование представляет СЃРѕР±РѕР№ опасное явление Рё может испугать водителя. Аквапланирование наступает, РєРѕРіРґР° катящееся РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ колесо всплывает РЅР° тонком слое РІРѕРґС‹ Рё движется РїРѕ ней РїРѕРґРѕР±РЅРѕ РІРѕРґРЅРѕРјСѓ лыжнику, РЅРµ касаясь поверхности РґРѕСЂРѕРіРё. РџСЂРё этом сцепление колеса СЃ дорожным покрытием практически отсутствует. Рљ счастью, наличие системы полного РїСЂРёРІРѕРґР° Jeep® 4×4, такой как Freedom Drive I™, выручает РІ РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ ситуации — шины РјРѕРіСѓС‚ «РїСЂРёР»РёРїР°С‚СЊ» Рє снегу, льду или РіСЂСЏР·Рё, как жвачка. Эта передовая электронная система мгновенно отзывается РЅР° недостаток сцепления колес СЃ РѕРїРѕСЂРЅРѕР№ поверхностью, реагируя РЅР° проскальзывание колес. Система передает мощность РЅР° задние колеса, как только РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ проскальзывание колес. Система всегда находится РІ состоянии готовности Рё работоспособна РІ любых условиях.

ПОДРОБНЕЕ

Compass 4×4

  • Limited — Стандартное оборудование

FREEDOM DRIVE I

Система Freedom Drive I™ 4×4 включает РІ себя электромагнитную муфту, установленную РЅР° картере главной передачи заднего моста. Система следит Р·Р° проскальзыванием колес Рё перераспределяет крутящий момент РІ пользу колес, которые РјРѕРіСѓС‚ реализовать его наилучшим СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј. Р’Рѕ время движения автомобиля РІ условиях хорошего сцеплением СЃ дорожным покрытием крутящий момент Рє задним колесам практически РЅРµ подводится. Однако, как только возникает необходимость, крутящий момент мгновенно перераспределяется РЅР° задние колеса. РџСЂРё проскальзывании передних колес система передает РЅР° задние колеса оптимальный крутящий момент. РЎ помощью устройства межосевой блокировки 4WD LOCK можно жестко соединить между СЃРѕР±РѕР№ передний Рё задний РјРѕСЃС‚ для улучшения контроля движения РЅР° малой скорости.