Юнас Ли (норв. Jonas Lauritz Idemil Lie, 6.11.1833 — 5.07.1908) – признанный классик норвежской литературы, один из представителей так называемой «великой четвёрки» (de fire store) – наряду с Ибсеном, Бьёрнсоном и Хьелланном. Именно благодаря творчеству этих авторов литература Норвегии получила всемирную известность и заняла особое место в ряду европейских литератур. Расцвет творчества «великой четвёрки» пришёлся на эпоху второй половины девятнадцатого столетия, когда в искусстве ведущим направлением стал реализм. В то же время и Ибсен, и Бьёрнсон, начавшие писать ещё в середине века, «вышли» из романтизма, а в их позднем творчестве видны элементы новых направлений «рубежа веков». Творчество Ли в этом плане также показательно, ибо в нём, по мысли норвежского литературоведа Пера Томаса Андерсена, потянулась своего рода «связующая нить» от романтизма к критическому реализму и далее – к модернистским течениям. Начав как восторженный романтик, Ли создал ряд значительных реалистических произведений, а в позднем творчестве обратился к тому, что было характерно для эпохи «конца века», — к неоромантизму.
С именем Ли связывают становление в норвежской литературе жанра романа. Если говорить о «великой четвёрке», то наряду с ним свой вклад внесли Хьелланн и Бьёрнсон, причём Бьёрнсон был первым из «великих», кто радикально обновил стиль, язык и жанр норвежской прозы. В литературе первой половины и середины XIX века проза не пользовалась большим успехом. Ведущие литераторы, с которых началась национальная литература, — Вергеланн и Вельхавен – были прежде всего лирическими поэтами. Первым, кто пытался «привить» язык прозы в литературе Норвегии, был Мориц Хансен. Однако его произведения, написанные в русле романтической традиции, утратили свою актуальность к середине века. Важным событием стало появление в 1854 году романа Камиллы Коллетт «Дочери амтманна», который по праву считается первым реалистическим романом в норвежской литературе. В те же годы появляются «Крестьянские повести» Бьёрнсона, которые при всей своей национально-романтической направленности стали важным шагом на пути к литературе реализма. Фритьофа Фосса (1830-1899) можно назвать одним из предшественников «массовой литературы»: его романы начала 1860-х гг., полные штампов и клише, были очень популярны, но уже спустя несколько лет его творчество было забыто. Роман как жанр занимает ведущее место в норвежской литературе позднее – в 1870-80е гг., и значение творчества Юнаса Ли в становлении романных форм неоценимо.
Ли был современником Ибсена и Бьёрнсона, но в литературу пришёл сравнительно поздно – его первая книга, сборник стихотворений, появилась лишь в 1867 году, когда оба его коллеги уже стали прославленными писателями. Родом из семьи чиновника, Ли обрёл в молодости богатый жизненный опыт и пытался сделать карьеру юриста, которая закончилась крахом и огромным долгом перед клиентами, который Ли (из побуждений совести!) выплачивал почти до конца своих дней. В то же время, сидя в конторе, он не оставлял творческих планов – писал статьи, стихотворения и заметки, в частности, для газеты Illustreret Nyhedsblad. Большинство статей было посвящено политическим вопросам. При всей консервативности своих взглядов, Ли умел даже в своих противниках либерального толка видеть положительные черты и рассматривал норвежскую политику в контексте мировой. Как и Бьёрнсон, он пережил влияние пангерманизма и скандинавизма, в вопросах морали и религии ему близко было учение Грундтвига. Современники и исследователи отмечали оригинальность журналистского дарования Ли, в то время как его талант в художественном творчестве «вызревал» достаточно долго. Сборник «Стихотворения» не стал каким-либо значимым событием в литературе – ранняя лирика Ли выглядела традиционной и мало оригинальной, а попытка втиснуть бурные вергеланнские фантазии в строгие размеры и рифмы оказалась неудачной.
В 1859 году Ли женился на своей кузине Томасине, которая стала не только его активным помощником в литературной деятельности, но и по сути соавтором его книг. Помимо корректуры и редактуры, она указывала на то, что, по её мнению, следовало бы исключить или, наоборот, добавить в книгу.
Решение Ли стать писателем было отчасти спровоцировано Бьёрнсоном. Они знали друг друга ещё со времён «фабрики студентов» Хельтберга в Кристиании в начале 1850-х. Выступая с речью в Трумсё, где в то время проживал Ли, Бьёрнсон заявил, что «природе норвежского Севера» «нужен свой певец», и лучшая кандидатура – адвокат Ли! Сам он не присутствовал на выступлении друга и коллеги, но ознакомился с рефератом его выступления, и к осени следующего года завершил работу над первым крупным прозаическим произведением – повести «Ясновидящий, или Картины из Нурланна».
В основе сюжета произведения – любовная история между Даниэлем Холстом, от лица которого ведётся повествование, и дочерью пастора Сюсанне. Главный герой обладает даром ясновидения, и это – как дар, так и проклятье, которое может привести к помешательству. Но любовь может спасти героя и стать источником для исцеления его души. В плане стиля и языка роман может показаться старомодным, особенно на фоне прозаических произведений Бьёрнсона. Однако глубокий психологизм, проникновенные описания северной природы и местных верований не могли не вызвать симпатий у читателей и критиков. Все эти тенденции станут определяющими в дальнейшем творчестве Ли.
Год спустя Ли получает стипендию, которую тратит на поездку по родным краям – с целью набраться впечатлений для новых творческих проектов, затем отправляется в Италию, где пробыл три года. Главной творческой задачей он видит «поэтически отразить» родную страну, и это намерение он выражает в двух последующих книгах – «Рассказы и зарисовки из Норвегии» и «Корабль «Фремтиден», или жизнь на севере». В последнем из этих романов, несмотря на банальную интригу и схематичное описание действующих лиц, сильны реалистические элементы. По словам Арне Гарборга, написавшего в 1890-х биографию Ли, он первым вводит в норвежскую литературу товарно-денежные отношения и тему банкротства. История странствий рыбаков, которых предприимчивый делец пытается выгнать из дома, написана мастерски. «Морская» тема продолжается в следующей романа – «Лоцман и его жена» (1874), который можно назвать первым «морским» романом в истории норвежской литературы и первым произведением Ли, которое критики и литературоведы называют «целостным». В 1880-е годы серия «морских» романов продолжится такими произведениями, как «Рютланд» (1880) и «Вперёд!» (1882).
В 1874 году Ли получает писательское жалование и возвращается на родину. Вышедшая в 1875 году драматическая поэма «Фаустино Строцци» оказывается слабым произведением, и Ли на три года «умолкает» как писатель. Это вызвано в большой степени тем, что он не вполне отчётливо осознавал, в какую сторону ему идти. Ли пытается отвернуться от политики и идейных споров, однако выражает опасение распространением идей либерализма, позитивизма и материализма. В лекциях 1877 года он утверждал, что эти новые веяния могут подорвать веру в идеал, на котором основана поэзия и литература, и способствовать падению нравов. Эти мысли отразились в самом тенденциозном из произведений Ли – романе «Томас Росс» (1878), где молодой писатель Росс под влиянием бездушной кокотки мисс Анни Уилкенс увлекается «модными» идеями «социально ориентированного» творчества и начинает творить в его духе. Но попытка оканчивается поражением. Единственное спасение для героя – вернуться к идеализму молодости и к верной возлюбленной Катарине. В этом залог его спасения как художника и как высокоморального человека.
Однако сам автор постепенно делает шаги в сторону той самой «социально ориентированной», реалистической литературы – хотя понимает её по-другому, нежели многие современники. Эта тенденция очевидна в романе «Адам Шрадер» (1879), который литературоведы называют важным шагом писателя на пути к реализму. «Новые веяния» сказываются уже и в том, что главный герой, именем которого назван роман, — атеист, знакомый с теориями Дарвина, И. Тэна и других мыслителей, совершивших переворот в сознании человека 19 столетия. Большая часть действия романа происходит на курорте, и герои ведут разговоры о самых актуальных вопросах, в том числе о положении женщин и о «новом» искусстве. Ли осваивает объективную манеру повествования, когда рассказчик почти не виден в тексте, но при этом глубоко проникает в жизнь, мысли и ощущения персонажей. Часто он «дистанцируется» от происходящего при помощи иронии. В то же время у читателя возникает иллюзия «соприсутствия» в мире героев – настолько, что он сам готов почувствовать себя в их кругу.
Как справедливо отмечает норвежский литературовед Асбьёрн Орсет, «критиков того периода во главе с Георгом Брандесом больше интересовала тематика и «тенденциозность», чем формальные изобразительные средства». Однако в творчестве Ли «идейность» не является превалирующим началом. Уже с ранних произведений он проявил себя как талантливый бытописатель, и в зрелом творчестве он достигает вершин мастерства в сфере художественной формы. В этом отношении его манеру письма сопоставляют с творчеством художников-импрессионистов. При этом ему чужды подробные и последовательные описания, — Ли создаёт наглядную картину путём введения нескольких броских деталей, порой упоминаемых как бы мимоходом, заставляя работать фантазию читателя на то, чтобы дополнить картину новыми красками. С другой стороны, по мысли Э. Бейера, писателю не чужды и натуралистические импульсы, связанные с «объективностью» повествования и повышенным вниманием к обстоятельствам, в которых растут и живут его герои.
Несмотря на провозглашённое им желание дистанцироваться от актуальных политических вопросов, в 1880-е годы Ли создаёт целый ряд романов социальной направленности. Самым ярким произведением, в которым отразились классовые противоречия, стал роман «Пожизненно осуждённый» («Раб жизни», 1883). Книга была написана в Париже, где семейство Ли жило с 1882 по 1906 годы. В их доме постоянно бывали земляки-скандинавы Бьёрнсон, Гарборг, Стриндберг, Брандес. Ли знакомится с творчеством Эмиля Золя, что даёт ему важный импульс к творческому обновлению. В «Пожизненно осуждённом» он одним из первых в литературе Норвегии обращается к рабочей среде. В центре внимания писателя – судьба Николая, человека из самых «низов» общества, вынужденного в прямом смысле слова бороться за существование. Его мать Барбро, соблазнённая неким господином, тщетно пытается наладить свою жизнь. Ради этого она вынуждена кормить грудью сына блистательного консула Вейерганга. По воле судьбы Николай оказывается в состоянии соперничества со своим молочным братом. Когда последний пытается соблазнить возлюбленную Николая Силлу, зависть и ревность Николая приводят к трагическому исходу, который предопределяет дальнейшую жизнь и его самого, и Силлы. Здесь мы можем увидеть некое зловещее пророчество того, к какому «взрыву» может привести угнетение и унижение людей. Общее впечатление от романа довольно тягостное: в самом деле, герой, выходец с городского дна, «пожизненно осуждён» быть угнетённым и униженным, а его попытки подняться над своей средой обречены на провал. Здесь также можно усмотреть влияние натурализма, который в 1880-е годы переживает расцвет в норвежской литературе (о чём можно судить по творчеству Амалие Скрам и некоторым романам Арне Гарборга).
В том же году выходит роман «Хутор Гилье» с подзаголовком «Интерьер сороковых годов», который по праву считается вершиной мастерства Ли-реалиста. Как явствует из подзаголовка, действие произведения происходит почти полвека назад, и картины семейной жизни обитателей усадьбы Гилье, мастерски выписанные автором, могу поначалу показаться почти идиллическими. Однако роман затрагивает и серьёзные социальные проблемы – такие, как принудительный брак и угнетённое положение женщин в семье. Здесь Ли вполне оказывается в русле своего времени, в чём-то следуя Ибсену и его драме «Кукольный дом». Также роман не без оснований сравнивают с «Дочерями амтманна» Камиллы Коллетт.
Но читателям книга полюбиласт в первую очередь манерой повествования. Ли избегает подробных и статичных описаний героев и интерьера, он рисует всё в движении – так, при первом же знакомстве глава семьи, капитан Йегер, тяжело дыша, врывается в комнату (при том, что он весьма тучный!), держа во рту перьевую ручку, и проходит к окну. Рассказчик в повествовании почти незаметен, а герои проявляют себя главным образом в репликах и монологах. Книга была хорошо принята критиками, хотя некоторые находили роман чересчур «пресным». Этого мнения придерживались и Александр Хьелланн, и Брандес. Последний назвал его прекрасной книгой на несущественную тему.
Последующие романы Ли 80-х годов также имеют ярко выраженную социальную тематику. В «Мальстрёме» (1884) писатель обращается к среде промышленников, и в центре его внимания – проблема пьянства. В «Дочерях командора» (1886) Ли ставит во главу угла «женский вопрос». «Майса Юнс» (1888) может быть сопоставлена с «Пожизненно осуждённым», здесь главный персонаж, как и Николай, — человек из низов, бедная швея. Характерно, что образ швеи можно назвать сквозным для норвежской литературы 1880-х годов – достаточно вспомнить Марианне из романа Хьелланна «Гарман и Ворше» и Альбертине из одноимённого романа Кристиана Крога. Однако судьба Майсы, в отличие от своих «сестёр по несчастью», оказывается не столь трагичной. Самое большое переживание в её жизни – общение со студентом, которое не является любовной интрижкой, но тем не менее вызывает резкое осуждение у благородных «матрон», на которых вынуждена работать героиня. Роман вызвал раздражение в высокопоставленных кругах из-за весьма неприглядного описания «высшего общества».
На рубеже 1880-1890 гг. Ли переживает существенную творческую эволюцию. Ещё в самом первом своём романе «Ясновидящий» он показывает интерес как к народным преданиям и мистике, так и к потаённому в душе человека. Всё это становится актуальным в эпоху «конца века», когда реализм уступает ведущее место новым художественным направлениям. В Норвегии Кнут Гамсун сформулировал задачи нового искусства, провозгласив его целью не описание «типов», а глубокое проникновение в «бессознательную душевную жизнь» людей. Неоромантизм и другие модернистские направления отходят от социальной проблематики и устремляются в область иррационального, а также в сферу преданий и легенд. Яркими примерами тому могут послужить творчество Сигбьёрна Обстфеллера, позднего Арне Гарборга, художника Теодора Киттельсена.
Провозвестником нового искусства в творчестве Ли стал роман «Тёмные силы». Внешняя проблематика по-прежнему связана с социальной жизнью и классовыми различиями, но на сей раз Ли главное внимание уделяет иррациональным силам, живущим в душе человека. Эти силы проявляются в истории соперничества главных героев – фабриканта Юнстона и директора Братта.
Сборник новелл «Тролли», первая часть которого вышла в 1891 году с подзаголовком «Дюжина сказок», совершенно не похож на романы 1880-гг. Ли раскрывает перед читателем волшебный мир легенд и преданий. Во введении раскрывается важная составляющая авторской идеи: «О том, что в людях живут тролли, известно всякому, кто немного в этом смыслит. Они живут в душе человека и сковывают его, как неподвижная глыба, капризное море и неукротимая буря, — большие и маленькие чудища…» — Тролли, связанные с иррациональным началом в человеке, могут проявляться как в темпераменте и поступках, так и в более постоянных ощущениях, — таких, как страх бытия.
«Тролли», вторая часть которых вышла в 1892 году, — собрание довольно разноплановых произведений, среди которых – и легенды о сверхъестественных существах, и аллегорические повествования о людях, попавших под власть «троллей» в собственной душе, и новеллы, в которых мистическая составляющая почти не проявляется. Однако все они объединены в смысловом и стилистическом отношении. Стиль новелл резко отличается от романного, зачастую приближен к сказочному, к разговорному, действие разворачивается более стремительно, а героями могут быть как люди, так и сверхъестественные существа.
Характерно, что почти одновременно с «Троллями» выходит книга Т. Киттельсена «Волшебство», где мы встречаем главных персонажей норвежских народных преданий. Изначально даже планировалось, что Ли напишет несколько текстов к «глупостям Киттельсена про драуга», но эта работа не была осуществлена. В итоге Киттельсен сам написал тексты к «Волшебству», и оно вышло почти одновременно с «Троллями».
Интересно, что новые тенденции в творчестве Ли совпали по времени с разрывом его отношений с Бьернсоном. Его выдающийся коллега и некогда близкий друг весьма скептически относился к «сказкам о хюльдрах», вновь ставшим актуальными в конце столетия. В то же время Арне Гарборг, сам в 1890-е годы переживший значительную творческую эволюцию и отнюдь не чуждый «романтике хюльдр», высоко оценил новые произведения Ли. В идейном отношении «Тролли» перекликаются с его драматической поэмой «Хаугтусса» (1895), где тролли и прочая «нечисть» также изображены прежде всего как скрытые силы, живущие в душе человека.
«Ниобе» (1893) вышел с подзаголовком «Роман о современности». Он в чём-то продолжает традицию «семейных» романов («Хутор Гилье», «Дочери Командора»), однако здесь Ли пишет уже не о навязывании родителями своим детям определённых ценностей, но о последствиях той «свободы», в которой оказываются дети вследствие чрезмерной родительской любви. Дети уездного врача Борвига и его супруги Бенте оказываются подвержены новомодным «влияниям», зачастую негативного свойства. Это ведёт к проблемам семьи и к её распаду. Трагический финал, когда Бенте взрывает себя и своих детей, показался современникам чересчур «сильным». Однако Хьелланн считал, что именно такая концовка делает книгу шедевром. Ли показывает, к чему может привести смесь наивного идеализма и «переоценки ценностей», когда человек оказывается морально дезориентированным и оторванным от реальности. Лишь в образах младших детей – Арнта и Масси – видна надежда на то, что человек, не теряющий чувства реальности, сможет противостоять соблазнам эпохи «конца века».
Этот роман, как и последующие – «Когда заходит солнце» (1895) и «Дюре Рейн» (1896) – насыщен драматическими эффектами, что приводит к трансформации привычного жанра романа и насыщению его новыми, экспериментальными методами. Не случайно в 1890-е годы Ли также обращается к драматургии. Из его пьес следует отметить «Весёлые жёны» (1894) и «Линделин» (1897), последняя из которых является театрализованной версией одноимённой сказки из сборника «Тролли».
Ли также продолжает регулярно издавать романы, уже в 1900-е годы он издаёт «Когда падает железный занавес» (1901), «К востоку от Солнца, к западу от Луны и за Вавилонской башней» (1905), в которых реалистические элементы сочетаются с экспериментами в области композиции и манеры повествования. В 1904 году Ли стал кавалером Ордена Святого Олава за выдающуюся писательскую деятельность.
Любопытно, что внук писателя, которого также звали Юнас Ли, прославился в 1930-е годы как выдающийся автор детективных романов (под псевдонимом Макс Маусер), а в годы Второй мировой войны занимал должность министра полиции и был офицером Ваффен-СС.
Творчество Юнаса Ли стало важной главой в истории литературы Норвегии. На протяжении творческого пути он впитал в себя импульсы различных художественных направлений, господствовавших в ту или иную эпоху. Он внёс неоценимый вклад в становление и развитие жанра романа в литературе Норвегии, став своего рода «образцом» и источником вдохновения для многих писателей последующих эпох. Он показал читателям самые разные уголки Норвегии – как городской, так и провинциальной, природу страны, её характеры, её предания и сказки.
Библиография
Digte (1866)
Den Fremsynte (1870)
Tremasteren Fremtiden (1872)
Fortællinger og Skildringer fra Norge (1872)
Lodsen og hans Hustru (1874)
Faustina Strozzi (1875)
Thomas Ross (1878)
Adam Schrader (1879)
Grabows Kat (1880)
Drammen og vakre historier derfra (1880)
Rutland (1880)
Gaa Paa! (1882)
Livsslaven (1883)
Familien paa Gilje (1883)
En Malstrøm (1884)
Otte Fortællinger (1885)
Kommandørens Døtre (1886)
Et Samliv (1887)
Majsa-Jons (1888)
Digte (1889)
Onde Magter (1890)
Trold (1891)
Hunnørnen (1892)
Niobe (1893)
Lystige Koner (1894)
Naar Sol gaar ned (1895)
Dyre Rein (1896)
Lindelin (1897)
Faste Forland (1899)
Wullfie og Compani (1900)
Naar Jerntæppet falder (1901)
Ulfvungerne (1903)
Østenfor Sol, vestenfor Maane og bagom Babylons Taarn! (1905)
Havets Fantasier (посмертно, 1909)
Литература
Andersen, Per Thomas. |