Чем пахнут наши мысли? » Чем пахнут наши мысли?
Значит, обоняние помогает управлять нашими чувства ми, а наши чувства — нашими обонятельными пристрастиями. Как это происходит и что в этом утверждении — правда? Об этом мы говорим с Татьяной Дугельной, семейным психологом-психотерапевтом.
— Каждый из нас держит в памяти запахи-знаки, вызывающие образы — как приятные, так и не очень; аромат бабушкиных блинов, свежескошеннойтравы, лекарств или разбитого флакончика маминых духов. Насколько важна их роль?
— Запахи — это вся наша жизнь. Упоминание о системе обоняния человека встречается еще в древних письменах. В Библии сказано, что Бог вдохнул жизнь в человека, значит, мы сначала именно вдохнули жизнь. В переводе с разных языков слово «дух» — означает «душа», а также «дыхание». В истории достаточно фактов, чтобы понять: запахи существенно влияют на нашу жизнь, определяя ее качество и наше психо-эмоциональное состояние.
— Некоторые, не понюхав, вряд ли станут есть блюдо. Это особенность или есть взаимосвязь?
— Вкус и обоняние — две рецепторные зоны, которые находятся в коре головного мозга в одном и том же месте, то есть на небольшом участке, размером всего лишь 3×4 см, и они не разделены учеными на две зоны восприятия. Поэтому мы говорим — «вкусно» пахнете, хотя аромат может быть пряным, сладким, цветочным и т. д. Заметьте, даже определения вкусовых и ароматических ощущений в лексике идентичны. Запахи напрямую связаны со вкусом, с пространственной ориентацией, с ясностью мышления, с абсолютно всеми функциями нашего организма. Обоняние учеными изучено менее всего, при этом считается самым интересным явлением нашего организма. Аромат всегда вызывает у нас на клеточном уровне воспоминание о том, что с нами было в прошлом и, можно даже предположить, что с нами будет в будущем, так как будущее — всегда проекция прошлого с небольшими изменениями.
— Существуют ли запахи, которые вызывают у всех без исключения одинаковые эмоции?
— Да, есть ароматы, которые одинаково «звучат» для всех, в частности, запах свежего хлеба, булочки с корицей или ванилью.
— В древнем учении Аюрведа сказано, что человек должен наслаждаться ароматом хлеба и парного молока. А мы, чтобы сохранить фигуру, не едим хлеба, и нам внушают, что взрослый человек не переваривает молоко. Почему человек начинает чувствовать эмоциональный подъем, кушая хлеб?
— Потому что неосознанно всплывает позитивная информация, которую он даже не анализирует. И абсолютно всем людям знаком запах матери, который сродни парному молоку. Самое большое удовольствие, с которым знакомы новорожденные, — прильнуть к маминой груди. Единственный продукт, который имеет абсолютный запах и вкус любви, — это свежее молоко.
— Можно ли влиять на человека посредством аромата?
— В семейной психотерапии существует эффективная подсказка женщине, у которой муж пытается изменять или переживает кризис. Ей нужно вернуть запахи удовольствий и радости (из счастливых периодов их жизни или из его (супруга) детства). Правда, для этого жена должна очень хорошо знать все о своем спутнике. Дальше задание простое — начать печь хлеб, торты, булочки, то есть воссоздать запах выпечки или готовить блюда, которые в детстве мужу готовила его мама. Мужчина автоматически, так как у него есть одна из ассоциаций, что женщина — заместитель матери, начинает иначе к ней относиться. Тут, конечно, важно знать и об отношениях сына и матери, если они были конфликтными, то отдайте предпочтение пище с ароматом счастья вашей собственной семьи. У кого-то запах блинов может вызывать раздражение, и у меня были на консультации такие мужчины, которых этот аромат раздражал, так как в детстве бабушка бесконечно пекла блины и заставляла кушать их.
— Можно ли поднять или испортить настроение с помощью аромата? Будет ли это всегда связано с возникшим образом?
— Для кого-то запахи масляной краски или газа — нейтральный или даже приятный, а кто-то (таких людей гораздо больше) расценит их как опасные для жизни. К неприятным ароматам, которые могут вызывать стресс, также относятся запахи распада нефтепродуктов, бензина, угарного газа. Они заставляют включить механизм «внимание — опасность!», замедляют ритм дыхания. А свежая выпечка воздействует на наше настроение всегда позитивно. Все просто — это запах детства, где было много любви, заботы, того, чего нам тотально не хватает в нашем динамичном и урбанизированном мире, в котором мы не успеваем сказать друг другу: «Я люблю тебя». Услышав запах только что привезенного хлеба, мы улыбаемся ему, потому что на этот аромат возвращаемся домой.
— Посредством образа можно воссоздать в памяти запах?
— Когда я на своих занятиях прошу представить маму и спрашиваю: «И как?» — многие говорят: «Пахнет молоком и хлебом…» Или предлагаю представить какое-то важное событие из жизни — клиенты вспоминают запах события. Например, аромат шампанского часто ассоциируется со значимыми праздниками. Нет шампанского в комнате и мамы нет, а всплывает образ-мыслеформа — информационный импульс, который на клеточном уровне запечатлен в виде эмоциональной реакции, и мы можем ощутить аромат искрящегося напитка.
— Парфюм, смешиваясь с запахом тела, дает рождение новому, абсолютно индивидуальному запаху, возможно, он не говорит о характере, но может ли он говорить о мировоззрении?
— Вы правы. Есть такой древний трактат — «Агни-Йога». В нем сказано, что даже мысли пахнут. Как мы думаем, такие запахи мы и источаем. И на своих консультациях я говорю женщинам: «Какими бы вы ухоженными небыли, какой бы изысканный парфюм не надели, если вы не поменяли свои мировоззренческие установки, не отказались от стереотипов, не изменили модель «все мужики сволочи», — вы не будете счастливы с мужчинами». Мужчины чувствуют эту установку даже рядом с красивой женщиной. Недовольный человек, застрявший в конфликте, пахнет неприятно — на уровне тончайших оттенков, нюансов, которые мы улавливаем неосознанно. У такого человека даже меняется запах дыхания — мало кому приятно целовать обозленного человека, который находится во власти гнева. Вы можете вспомнить ситуацию, когда заходит в помещение раздраженный человек и в воздухе появляется напряжение, хотя мы нюхом его не ощущаем.