Святой апостол Агав. |
Святой апостол Агав. |
Св. ап. Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается в апостольских Деяниях (XI, 28; XXI, 10). “В те дни (между 40—43 г. когда Варнава отыскал Савла — Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет голод, который и был при Кесаре Клавдии (в 44 г.). “Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. ап. Павел, еванг. Лука и др.), пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников” (что и исполнилось см. Деян. ХХI, 33). На том основании, что св. Лука говорит об Агаве во второй раз, так как будто бы о нем не было речи, то некоторые думают, что было два пророка с этим именем; но имя, служение, место происхождения и отчасти время показываюсь, что один и тот же пророк Агав предсказал в Антиохии о голоде, а в Кесари — об узах св. aп. Павла (в Иepycaлиме). Голод, действительно, был при императоре Клавдии и не один, а несколько — один в Греции (по свидетельству Евсевия, Хроника I, 79) и два в Риме (Светоний, Дион Касий и Тацит). Голод, предсказанный св. Агавом, вероятно, был тот самый, который опустошал Иудею с 44 по 48 год, это подтверждается впрочем тем, что, когда Антиохийские христиане, услышав об угрожавшем Иудее голоде, положили каждый по своему достатку послав пособие братьям живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное чрез Варнаву и Савла (Деян. XI, 29—30). Иосиф Флавий рассказывает, что страшный голод свирепствовал в Иудее (Древности XX, 2, 6), когда прокураторами были Кусций Фад и Тиверий Александр, от конца 44 до 48 г. Кроме вышесказанного, ничего неизвестно о св. Агаве. Святитель Димитрий Ростовский, на осповании сказаний Симеона Метафраста, пишет, что “св. Агав проповедовал о Христе в прилучившихся ему островах, многих обратил к святой вере” (Четьи Минеи 8 апреля), но в каких островах, о сем не говорят ни древние писатели, ни церковные службы (8 апр. и 4 янв.). Есть предание, что св. Агав принял мученический венец в Антиохии (А.С.Норов, Путешествие в Св. Землю, изд. 3-е 1845, ч. 2, стр. 276). В службах церковных (8 апр. и 4 янв.) хотя и часто воспоминается св. Агав, но никаких исторических сведений о нем не сообщается. Вместе с другими апостолами (8 апр.) и Агав прославляется, как “небопарные орлы крылатые все земли протекали, честное учение рассевающе и плевелы истерзающе” (1 ст. на Господи воззвах. 8 апр.). В двух стихах службы 8 апр. говорится о пророческом его даре: “страннолепно пророчествия тебе благодать от Бога излияся богатно, Богомудре Агаве: провозглашаеши бо сказание хотящих быти явление”. (2 стих 5-й песни канона, а в 6 песни говорится о предсказании им св. Павлу о наветах, озлоблениях и узах, коим он подвергнется. В православной церкви память св. Агава совершается 4 января в соборе 70 апостолов и 8 апреля вместе с ап. Иродионом, Руфом и пр.; у католиков св. Агава память положена 9 февраля. У них есть предание неизвестно на чем основанное, что ап.