Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ СЂСѓСЃСЃРєРёС… классиков: Валентина Ситникова | Интересно, каким он был?

Валентина Ситникова | Интересно, каким он был?

Библиография

Валентина Ситникова

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Валентина Игоревна
Ситникова

ведущий
библиограф Коми республиканской
юношеской библиотеки,
г. Сыктывкар

Если вы работаете со школьниками, молодёжью, то этот список вас заинтересует. «Образ А.С.Пушкина в сценарных материалах» – это наш второй опыт систематизации сценарных материалов в помощь массовой работе библиотекарей, педагогов, социальных работников, работников учреждений культуры. В 2006 году нами был издан библиографический обзор сценарных материалов, посвящённых празднованию Дня Победы.

Помимо собственно библиографической цели предыдущего издания, удовлетворяющей потребности отдельной категории специалистов, интерес вызвала художественная и идеологическая сторона массива сценариев, как текста, поддающегося прочтению и анализу. Опыт такого прочтения изложен в статье «Как говорить о памяти? заметки библиографа»1.

Тема переосмысления образов русских классиков и переоценки классических художественных произведений сегодня активно обсуждается в профессиональной печати. Развенчание старых мифов, создание обществом новых символов – это характерные веяния нашей эпохи. Умонастроения и тревоги сегодняшнего общества не обошли стороной и образ А.С.Пушкина.

Американский исследователь П.Дебрецени в работе «Житие Александра Болдинского: канонизация Пушкина в советской культуре» рассматривает сущность, истоки, исторический путь пушкинского мифа. Мифологический нимб окружал образ поэта в дореволюционный и советский период истории России. «Мифологический» Пушкин – это поэт-мученик, выразитель национального самосознания, пророк. В заключение исследователь прогнозирует возможное разрушение пушкинского мифа в массовом сознании россиян новой России.

«Пушкин понадобился даже в споре о месте, предоставленном в Москве ресторану «Макдоналдс». Одни с возмущением объявляли великой пошлостью помещать это заведение на Пушкинской площади напротив памятника поэту, другие утверждали, что, живи поэт сейчас, он с удовольствием бы выпил стаканчик «кока-колы». Отсюда следует, что Пушкин по-прежнему используется как некий атрибут вкуса и хранитель нации. Нынешнее стремительно изменяющееся советское общество представляет собой питательную почву для мифотворчества, но поскольку национальное самосознание сейчас служит предметом открытых споров, возможно, связанная с ним тревога постепенно ослабнет2.

Рисунок Нади Рушевой

Общественный скандал, который приводит ученый, напоминает другое событие, произошедшее в 2006 году в нашем городе. Образ поэта фигурирует на этот раз в скандале между Сыктывкарской и Воркутинской епархией и Государственным театром оперы и балета Республики Коми по поводу постановки «Балды» на музыку Дмитрия Шостаковича. По настоянию местного духовенства было решено несколько «откорректировать» спектакль3.

Даже если не рассматривать этот конфликт с точки зрения теории мифологий, он свидетельствует о том, что в современном обществе уже появилась определённая социальная группа со своими мировоззренческими установками, которая видит образ Пушкина и его творчество не в житийном ключе и вполне может влиять на культурную политику государства.

Стремясь сохранить принцип полноты библиографического издания, мы включили сведения о материалах «спорных», однако они интересны как документ своего времени. В сценарии, предлагаемом журналом «Чем развлечь гостей», автор вариаций на тему А.Пушкина «Бывают чудеса», видимо, пытался создать пародию на телесериалы, используя всем знакомые тексты Пушкина. Однако некоторые отсылки, предназначенные развеселить участников мероприятия, неприятно отталкивают:

«Вторая цыганка. Поп, а взяток не берёт!
Поп. Какие взятки! Я ж святой!
Грешить мешает крестик мой!

(Показывает крест.)

Его дала мне моя мать»4.

Для оформления обложки издания я бы выбрала картину Р.Габитова «Портрет А.С.Пушкина», выполненный в авангардистском стиле. В разноцветной мозаике зритель пытается угадать знакомый образ. Вот летящий профиль, бакенбарды… мгновенье – и изображение вновь распадается на осколки. На наш взгляд, именно этот образ передаёт суть сегодняшнего присутствия Пушкина в нашей жизни, и эта тенденция нашла отражение в таком документе эпохи, как сценарий, адресованный молодой аудитории.

Иногда образ трудно бывает «собрать» воедино, настолько его разрушает индивидуальная трактовка автора, который подвергает «весёлое имя» Пушкина шуткам низшего сорта5.

Традиционные темы подаются оригинально, по-новому. Пафосом злободневности пронизана тема «Муза и мамона»6. От некоторых веет популярной в современной школе «бинарностью»7.

Рисунок Нади Рушевой

Стремление к оригинальности заметно в огромном калейдоскопе сценарных жанров. «Поле чудес», «Счастливый случай», шоу, «Умники и умницы», слайд-путешествие, поэтический путеводитель и др. Кажется, таким образом авторы пытаются компенсировать статичность информации о Пушкине.

Несмотря на те тенденции в современной культурной жизни, которые связаны с десакрализацией образа Пушкина, массовая работа с материалами о Пушкине в библиотеках отличается идеологической согласованностью.

Вот такой собирательный образ поэта у нас получился:


Пушкина мы читаем всю жизнь…


В горести, в радости, в раздумье возвращаемся к Пушкину….


Есть имена и даты, которые навечно занесены в память русскую. Самое славное из них – Александр Сергеевич Пушкин. Свобода, честь, дружба, любовь… Пушкин – наше всё. Он неизмерим, неисчерпаем, вечен.


Поколение XIX века завещает своим потомкам любовь к Пушкину. Любите Пушкина! Его творчество поможет вам ответить на многие вопросы. Гордитесь тем, что Пушкин – русский национальный поэт, наше достояние…


Наша любовь к Пушкину не ослабевает, стихи его становятся нам ближе, дороже, нужнее…


В нашей стране нет такого уголка, где бы не знали, не любили Пушкина. Бережно хранится всё, что связано с его именем.

Только в одном сценарии фигура Пушкина представлена противоречивой, сложной. «В нашем со­знании живет сложный образ Пушкина. Интересно, каким он был? Кто задумывался, хорош ли он собой? Как выглядел?» Пока такой образ в общей массе сценариев имеет статус «исключения из правил», подаётся как оригинальная тема для разговора8.

В сценарных материалах сохраняется функция мифологизированного образа Пушкина как «хранителя нации». Так, к юбилейному 1999 году журналом «Читаем, учимся, играем» был объявлен конкурс среди библиотекарей «Пока в России Пушкин длится…», посвящённый пребыванию писателя в различных уголках России. Материалы этого конкурса стали содержанием рубрики «Пушкинские места».

Задача преподавателя литературы в работе с пушкинскими текстами отличается от задачи библиотекаря. Если учитель-словесник учит пониманию, работе с текстом, то библиотекарь транслирует ту информацию, которой, возможно, не оказалось места на уроке, библиотечные мероприятия также хороши для проверки знаний, усвоенных на уроке (эту функцию выполняют разнообразные игры). Школьные часы не предусматривают подробного освещения темы балета в творчестве Пушкина или отдельного разговора о пушкиниане Нади Рушевой. Встречаются такие на первый взгляд «неожиданные» темы, как «Пушкин и Великая Отечественная война»9.

Увидеть пути воссоздания «сценарного» образа Пушкина можно в формулировках тем мероприятий. «Мифологизированный» образ создаётся цитированием известных пушкинских строк: «Веленью божию, о муза, будь послушна…»; «И долго буду тем любезен я народу»; «Друзья мои, прекрасен наш союз!»; «И славен буду я…». Цитированием крылатых выражений: «Он – наш поэт, он – наша слава», «Наш Пушкин».

Интонации некоторых заглавий библиотечных мероприятий перекликаются с темами исследовательских работ («Зима в жизни и творчестве А. С. Пушкина», «Трагедия А. С. Пушкина “Борис Годунов” и её судьба в различных жанрах искусства», «Наследие А. С. Пушкина: неспециальная литература для детей и юношества», «Поэты серебряного века о Пушкине»).

Любопытно, что в библиотечных мероприятиях отсутствуют темы, в которых была бы заключена постановка проблемы, предполагающая дискуссионный разговор. В целом приходишь к выводу, что библиотекари являются ревностными хранителями пушкинского мифа. Разговор о Пушкине пока не ведётся в жанрах «pro et contra». Однако уже заметно стремление удивить и заинтересовать участника мероприятия оригинальной темой, а не патетикой в изложении материала. На наш взгляд, это уникальное явление в современной библиотечной работе. Тут и позитивная демифологизация Пушкина, основанная на интересе к творчеству поэта без традиционного морализаторства и сладкогласия. И в какой-то мере через это явление проступают новые черты современного библиотекаря – уже не идеолога, а исследователя.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕЧЕРА

Амфилохиева М. «На фоне Пушкина» : Литературно-музыкальная композиция / М. Амфилохиева // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2000. – № 10. – С. 12–13.

Бакадырова Н. К. «Да, таким, как Бог меня создал, я и хочу всегда казаться» : Литературный вечер, посвящённый творчеству А. С. Пушкина / Н. К. Бакадырова // Читаем, учимся, играем. – 2001. – № 1. – С. 22–27.

Белуза Л. М. «Что было мне дано в печаль и в наслажденье» : Вечер в литературном салоне / Л. М. Белуза, Н. М. Ильцова, И. А. Погорелова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 6. – С. 148–152.

Богданова А. И. «Веленью божию, о муза, будь послушна…» : Литературно-музыкальный вечер для молодёжи / А. И. Богданова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 6. – С. 67–76.


Сценарий посвящён духовной лирике Пушкина.

Виноградова Л. «И долго буду тем любезен я народу» : К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина / Л. Виноградова // Внешкольник. – 1999. – № 9. – С. 24.

Гааз П. Пока горит свеча : Сценарий (современная молодёжь и пушкинская поэзия) / П. Гааз // Учительская газета. – 1999. – № 12. – С. 14.

Гаврилова Р. А. В салоне Татьяны Лариной : Литературно-музыкальный вечер для старшего школьного возраста / Р. А. Гаврилова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 6. – С.153–155.

Гейко Н. С. «И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять…» : [Литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству А. С.Пушкина, для учащихся 7-х классов] / Н. С. Гейко // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 4. – С.17–25.

Горячева Е. А. Наш Пушкин : [Сценарий мероприятия для младших школьников] / Е. А. Горячева // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С.103–107.

Груздова Л. «Отсель гордость…» : Фрагмент сценария литературного вечера / Л. Груздова // Народное образование. Пушкинский альманах. – 1999. – С. 344–350.

Дикая Л. «На фронте с поэтом» : Литературно-документальная композиция / Л. Дикая // Библиотека. – 1999. – № 5. – С.73–75.

Давыдова Н. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» : Выборочный список сценариев и методических материалов к 200-летию А. С. Пушкина / Н. Давыдова, О. Коновалова // Первое сентября. – 1999. – № 32. – С. 11.

Жигулина И. Друзья мои, прекрасен наш союз!» : Литературный сценарий, посвящённый памяти А. С. Пушкина / И. Жигулина // Библиотекарь. – 1987. – № 4. – С. 52–55.

Кондратьева Т. Судьбы свершился приговор : [Литературно-музыкальный экскурс в последний год жизни и творчества А. С. Пушкина] / Т. Кондратьева // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 3. – С. 67–72.

Корбухова Е. Дорога без конца : Сценарий к 200-летию со дня рождения Пушкина / Е. Корбухова // Учительская газета. – 1999. – № 6. – С. 16.

Крахмаль В. «Храни меня, мой талисман» : Лирико-драматическая композиция / В. Крахмаль // Искусство в школе. – 2000. – № 1. – С. 77–80.

Малыгина Е. Пушкинский венок : Литературно-музыкальный вечер / Е. Малыгина // Клуб. – 1999. – № 1. – С. 2–5.

Нефёдова Г. В. Наследие А. С. Пушкина: неспециальная литература для детей и юношества : Литературный час для читателей старшего школьного возраста / Г. В. Нефёдова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 6. – С. 17–20.

Новикова Н. П. Литературный вечер «Пока в России Пушкин жив, метелям не задуть свечу…» / Н. П. Новикова // Педсовет. – 1999. – № 2. – С. 16–17.

Опарина Н. «И славен буду я…» : Сценарий школьного литературного вечера, посвящённого дню рождения А. С. Пушкина / Н. Опарина // Молодёжная эстрада. – 2005. – № 7–8–9. – С. 111–117.

Орлова О. Что в имени тебе моём?.. : Литературно-музыкальная композиция / О. Орлова // Встреча. – 1999. – № 7. – С. 40–42.

Пажога Н. «Стихи будут ревновать меня к тебе…» / Н. Пажога // Учительская газета. – 2000. – № 2. – С. 4–5.

Потапова О. Е. Пушкинские дни в гимназии : Сценарий праздника для старших классов / О. Е. Потапова // Классный руководитель. – 1999. – № 3. – С. 84–104.

Радченко Т. П. «…А песнь не умирает!» : Историко-литературный вечер об А. С. Пушкине для старшеклассников / Т. П. Радченко // Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 6–7. – С. 88–90.

Самохина М. М. Поединок : Литературная композиция для старшего школьного возраста / М. М. Самохина // Читаем, учимся, играем. – 1999. – № 6. – С. 52–58.

Чупахина Т. Н. «Он – наш поэт, он – наша слава…» : Литературно-музыкальная гостиная / Т. Н. Чупахина // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 4. – С. 17–21.

КОНКУРСЫ, ИГРЫ, ВИКТОРИНЫ

Аржаников Г. Литературная викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / Г. Аржаников // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 25–26. – С. 28.

Безрукова И. Г. По следам великого поэта : [Конкурс-путешествие для старшеклассников] / И. Г. Безрукова // Читаем, учимся, играем. – 2005. – № 4. – С. 27–31.

Бельников Ю. А. Пушкинская викторина / Ю. А. Бельников // Русская словесность. – 2000. – № 1. – С. 59–61.

Бирюкова Г. «Я ехал по степям заволжским…» : Литературно-краеведческая игра для старшеклассников / Г. Бирюкова // Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 6. – С. 43–46.

Гиоева Е. К. Пушкинские строки : Литературно-поэтическое соревнование для младшего школьного возраста и родителей / Е. К. Гиоева // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 6. – С. 129–132.

Григорьев Е. Руслан, Черномор и Людмила : Сценарный план игровой части пушкинского праздника для детей / Е. Григорьев // Молодежная эстрада. – 1999. – № 1–2. – С. 119–127.

Гурулёва С. Интеллектуальная игра по повестям А. С. Пушкина в 6-м классе / С. Гурулёва // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 25–26. – С. 27.

Дмитриева Е. «Что за прелесть эти сказки…» : (Игровая программа по сказкам А. С. Пушкина для учащихся IV–V классов) / Е. Дмитриева, В. Карпова // Воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 73–79.

Захарова Н. Здравствуй, поэт! : Игра по произведениям А. С. Пушкина / Н. Захарова // Сто друзей. – 2002. – № 44, 45. – С. 4.

Карнаух Н. Л. И божество, и вдохновенье… : Музыкально-литературный вечер к Пушкинскому юбилею / Н. Л. Карнаух // Русская словесность. – 1999. – № 2. – С. 63–65.

Катаева Т. Брейн-ринг по творчеству А. С. Пушкина / Т. Катаева // Последний звонок. – 1999. – № 3. – С. 14–15.

Катаева Т. А. «Поле чудес» по творчеству А. С. Пушкина / Т. А. Катаева // Педсовет. – 1999. – № 2. – С. 13.

Ковалевская А. В. Кот учёный : Интеллектуальная игра-конкурс, посвящённая творчеству А. С. Пушкина / А. В. Ковалевская // Лето звёздное, будь со мной! . – Минск, 2002. – С. 121–126.

Корж В. Турнир поэтов : Сценарий театрализованного конкурса, посвящённого А. С. Пушкину / В. Корж // Сценарий и репертуар. – 2004. – Вып. 5. – С. 51–59.

Кучина В. В. «Венчанный музами поэт…» : Литературная игра для учащихся 6–7-х классов/ В. В. Кучина // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 11. – С. 9–12.

Лименя В. Знаем ли мы Пушкина : Интеллектуальная игра / В. Лименя, И. Наумова // Сто друзей. – 2002. – № 18. – С. 3.

Лукоянова Т. В литературной гостиной : Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина / Т. Лукоянова // Последний звонок. – 1999. – № 4. – С. 15–16.

Лукоянова Т. Счастливый случай : Семейная шоу-викторина об А. С. Пушкине / Т. Лукоянова // Последний звонок. – 1999. – № 3. – С. 15–16.

Малышева И. И. Что? Где? Когда? : Литературная семейная игра / И. И. Малышева // Читаем, учимся, играем. – 1996. – № 2. – С. 16–19.

Мишов Д. Если бы я был Пушкин… : Игра / Д. Мишов // Библиотека в школе – Первое сентября – 2000. – № 10. – С. 10–11.

Продолжение читайте, пожалуйста,
в следующем номере


1 См.: Ситникова В. Как говорить о памяти? : Заметки библиографа / В. Ситникова. – Библиотека в школе – Первое сентября. – 2005. – № 7, 1. – 15 апр. – С. 13–15.

2 Дебрецени П. Житие Александра Болдинского: канонизация Пушкина в советской культуре / П. Дебрецени // Русская литература XX века: исследования американских ученых. – СПб., 1993. – С. 280.

3 См. подробнее: Лычковский В. Попы, чиновники, обрезавшие «Балду» / В. Лычковский // Красное знамя. – 2006. –
15 сент.; Щербинина М. Щелбаны получат бесенята / М. Щербинина // Республика. – 2006. – 7 сент.

4 Карепанова Л. В. Бывают чудеса : Вариации на тему
А. Пушкина / Л. В. Карепанова // Чем развлечь гостей. – 2004. – № 3. – С. 11.

5 Там же.

6 См.: Евдокимова Т. Муза и мамона: социально-экономические мотивы у Пушкина : [Историко-литературный сценарий] / Т. Евдокимова // Народное образование (Пушкинский альманах). – 1999. – № 3–4. – С. 223–228.

7 Петрова К. Географический вечер: «А. С. Пушкин и география» / К. Петрова // География в школе. – 1999. – № 5. – С. 33–37.

8 Бакадырова Н. К. «Да, таким, как Бог меня создал, я и хочу всегда казаться» : Литературный вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина / Н. К. Бакадырова // Читаем, учимся, играем. – 2001. – № 1. – С. 22–27.

9 Дикая Л. «На фронте с поэтом» : Литературно-документальная композиция / Л. Дикая // Библиотека. – 1999. – № 5. – С. 73–75.

Шаги к мирной жизни

Картотека опыта

Айза Алхазова

Айза Абдулгапуровна
Алхазова

зав. библиотекой
средней школы,
почетный работник образования России,
с. Беной-Ведено,
Ножай-Юртовский район,
Чеченская Республика

Вот уже четыре года у нас в школе
работает клуб книголюбов, объединивший наиболее
активных читателей.

Как зародился клуб? Как и в любой
библиотеке у меня тоже есть активисты. Они
помогают мне во всех библиотечных делах: мы
готовим вместе читательские конференции,
выставки, обзоры книжных новинок и праздники.

Четыре года назад в дни весенних
каникул мы провели Неделю книги. В ее рамках в
литературной гостиной проходил вечер,
посвященный чеченскому детскому писателю Умару
Гайсултанову. В библиотеке совсем не было книг
этого писателя. Помогли родители. Через своих
детей они передали нам на время книги
У.Гайсултанова из личных библиотек. Ребята,
воодушевленные поддержкой родителей,
организовали читательские конференции,
викторины, конкурс чтецов. Даже выпустили газету,
посвященную детским писателям. На страницах
газеты рассказали о творчестве С.Маршака,
К.Чуковского, А.Барто и У.Гайсултанова. Особое
место в ней отвели участию родителей в Неделе
книги. Это общее дело понравилось и родителям, и
самим детям. Такого они не видели давно.

Следует отметить, что это было в 2000 году,
когда во многих регионах Чечни шли боевые
действия. Поэтому каждый шаг к мирной жизни
одобряли и поддерживали все – он воодушевлял на
многое. Помнится, как одно наше мероприятие было
сорвано очередным артобстрелом (прямо с
мероприятия детей увели в укрытие). Сегодня,
вспоминая это, даже не верится, что мы работали в
таких условиях.

После проведенной Недели многим
ребятам, принимавшим самое активное участие в
организации и проведении мероприятия, допоздна
хотелось сидеть в библиотеке, рыться в книгах. А
это объединяло. И, наконец, дружба переросла в
Клуб книголюбов.

Клуб называется «Шовда» (в переводе с
чеченского – «родник»). В качестве девиза ребята
взяли слова: «Чтение – лучшее учение!». Придумали
эмблему: на фоне раскрытой книги нарисован факел.
Юные книголюбы сами написали своеобразный Устав
клуба, который по сути есть лишь общеизвестные
правила обращения с книгой, но не становится от
этого менее важным для них.

Ребята стараются «сохранить»
прочитанное. Читая книгу, они выписывают самое
интересное на отдельный стандартный лист
формата А4. Потом эти листы вкладываются в
объемистую папку под названием «Россыпи».
Листать ее очень интересно всем.

Каждый член клуба ведет читательский
дневник. Его страницы разбиты на колонки: дата,
автор, название книги, краткое содержание и мое
отношение к прочитанному.

По примеру книголюбов многие читатели
начали вести такие же дневники. В этом деле
большую помощь ребятам оказывают наши учителя
русского языка и литературы.

План своей работы клуб разрабатывает и
утверждает в начале учебного года. Например, в
этом году были запланированы такие мероприятия,
как проведение бесед на разные темы и в клубе, и в
классах, встреча с редактором районной газеты,
праздники «День учебника» и «День знаний».
Книголюбы сами готовили литературные викторины
и игры.

В коридоре школы члены клуба оформили
листок «Библиомания». Выглядит он просто:

Кто читает

Что читает

Может поделитьтся

На этот лист помещаются фамилии ребят
и учителей, которые много читают, берут книги не
только в библиотеке, но и имеют дома. Из
«Библиомании» можно узнать, чем интересуются
педагоги и учащиеся, кто может дать почитать
книгу, которую давно ищешь. Это убеждает ребят,
что читающих людей гораздо больше, чем
нечитающих.

Клуб имеет и свой печатный орган –
стенгазету «Библио». Она выходит раз в месяц.
Здесь освещается работа клуба, печатаются
творческие работы учащихся, рассказы о
писателях-юбилярах.

Секция «Прометей» в клубе
организована теми, кто пишет сам. На заседаниях
секции дети читают и обсуждают свои произведения
(стихи, рассказы, очерки). Здесь ребятам помогают
учителя словесности.

Заседают члены клуба ежемесячно. В
течение месяца – от заседания до заседания –
руководит всей деятельностью клуба победитель
ежемесячной игры «Что? Где? Когда?».

Как проходит выбор председателя?

После очередного заседания ребята
играют в «Что? Где? Когда?», по принципу
одноименной телеигры.
В коридоре школы на видном месте висит ящик с
надписью «Почта “Что? Где? Когда?”». Ученики, их
родители и учителя в течение месяца опускают в
этот ящик конверты с вопросами на литературные
темы. За два дня до очередного заседания клуба
библиотекарь вынимает конверты из ящика… После
заседания проводится игра. Руководит заседанием
тот, кто был весь месяц председателем клуба.
Библиотекарь – ведущий игры. Призы для
победителей приобретаются за счет спонсоров.

Вопросы бывают сложные и интересные.
Например, такие:

«Уважаемые знатоки, кто автор этого
отрывка?

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Какой водопад он описывает? Где этот
водопад находится?» (Ответ: Отрывок взят из оды
Г.Державина «Водопад». Приведенные строки
–поэтическое описание водопада Кивач на реке
Суне. )

или:

«Уважаемые знатоки, назовите самое
короткое из произведений Тургенева, состоящее
всего из трех фраз?» (Ответ: Самое короткое
произведение И.С.Тургенева – стихотворение в
прозе «Русский язык».
Всем памятна первая
фраза: «Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины – ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык». Кто вспомнит
произведение полностью?)

После игры «Что? Где? Когда?»
разыгрывается «Слабое звено», чтобы выявить
литературного знатока очередного месяца,
который будет руководителем на этом этапе работы
клуба. Игра проводится в 15 раундов, в каждом из
которых ведущий (библиотекарь), задает 10 вопросов
участникам. Неответивший на заданный вопрос
сразу выбывает из игры. Таким образом выявляется
победитель – сильное звено. Проводится
супер-игра. Ее победитель получает приз
(дополнительно к призам игры «Что? Где? Когда?»),
фотографируется для стенда «Лучшие читатели
школы», заносится в «Книгу интеллектуалов
Беной-Веденской средней школы». В случае
поражения на супер-игре все призы передаются в
фонд Клуба.

Привожу вопросы одного раунда
«Слабого звена».

1. Где в «Записках охотника»
описывается кораблекрушение? (В главе «Льгов»)

2. Какую русскую песню поет
Яшка-Турок в рассказе «Певцы»? («Не одна во поле
дороженька пролегала…»).

3. Эпиграфом к какому произведению
служит пословица: «Береги честь смолоду»?
повести «Капитанская дочка» Пушкина.)

4. «Говорит и действует без всякого
соображения. Он не в состоянии остановить
постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь
его отрывиста и слова вылетают из уст его
совершенно неожиданно». Чья эта характеристика и
кем она дана? (Это авторская характеристика
Хлестакова из комедии Гоголя «Ревизор».)

5. Кого в XVIII в. называли недорослями? (Сыновей
дворян, не достигших 15 лет.)

6. У какого русского писателя
названия трех произведений начинаются на букву
«О»? (У И.А.Гончарова: «Обрыв», «Обломов»,
«Обыкновенная история».)

7. Как звали арапа Петра Великого? (Ибрагим
Ганнибал.)

8. Какой знаменитый русский
драматург погиб на дипломатическом посту? (А.С.Грибоедов.)

9. Назовите одноименное
произведение у трех русских классиков. («Кавказский
пленник» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Л.Н.Толстого.)

10. Под каким псевдонимом издавал Пушкин свои
повести? (В 1831 г.