Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ италия тоскана: Бока Чика Сервис — транспорт такси

Города и остроги

  

1652 г. не ранее
августа 1
(Датируется по
упоминанию числа в опущенной части
текста.
).—

Из отписки приказного человека Е. П.
Хабарова якутскому воеводе Д. А.
Францбекову о походе по р. Амуру

/л. 271 об./ Список с
отписки слово в слово.

Государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии воеводе Дмитрию
Андреевичу Францбекову да дьяку Осипу
Стефановичу бьет челом холоп государев с
великия реки Амура, с усть Зии-реки, ис
Кокориева улусу приказной человек
Ерофейко Павлов Хабаров с служилыми и с
вольными охочими людьми, с
новоприборными доурскими служилыми
людьми челом бьет [. ..] (Здесь и
далее опущены части отписки, содержащие
описание похода отряда Е. П. Хабарова из
Албазина вниз по Амуру с 2 июня 1651 г.
Дальнейшие события относятся ко времени
5—6 июня.
)

/л. 272/ И мы того же дни
набежали на тот Гуйгударов город о
закате солнца в ленских стругах под тот
Гуйгударов город. И тот Гуйгудар-князь,
да с ним были 2 князя и богдоевы люди,
улусные мужики все выехали против нас на
берег, и нас не стали к берегу припущать
[…] И как те князья в город засели, а
богдоевы люди с ними, з даурскими
людьми, в городы не засели и выехали на
поле далече […]

/л. 273/ И в кои поры у
нас драка была, и те богдоевы люди по
полю все ездили и бою нашего з дауры
смотрели, а к нам, казаком, не стреляли.
И мы у тех ясырей про тех богдоевых
людей роспрашивали: для чево де они,
богдоевы люди, те приехали к вам, и
много ли их, богдоевых людей? И тот
ясырь сказал нам то: живут де у нас
богдоевы люди по 50 человек беспрестани
для ясаку и с товары до иных людей своих
до перемены
1
. И мы у тех баб
роспрашивали: для чево де они с вами в
городе не сидели и за вас они не
приставали? И тот ясырь то сказывает:
даурские де люди наши князья Гуйгудар с
товарыщи взял их [в] город к собе на
пособь, и они, богдоевые люди, то им
сказали: «Гуйгудар! Нам де царь наш
Шамшакан не велел с рускими людьми
дратись».

И назавтрее тое драки те богдоевы люди
послали к нам в город ис поля своего
человека богдойского, и тот мужик пришел
к нам в город к государьскому величеству
честно, и стал говорить своим языком
китайским. И у нас того языка не знаем,
/л. 273 об./ тех толмачей
нет, лише переводом те даурские бабы
сказывают, что де наш царь Шамшакан нам
с вами дратись не велел, наш царь
Шамшакан [велел] нам с вами, с казаками,
свидеться чесно. А у того мужика
богдойского платье на нем камчатое все,
и на голове у него малахай соболей. А
про иное у него, мужика богдойсково, у
нас ростолмачить некому, а тот мужик
говорил с нами долго. И яз, Ярофейко,
тому богдойскому мужику честь воздал, и
подарки государевы давал, и отпустил ево,
богдойскова мужика, честно в свою
Богдойскую землю […] (Опущено
описание дальнейшего похода по Амуру и
зимовки в Ачинском городке.
)

/л. 277/ И марта в 24 день
(1652 г.) на утреной зоре сверх
Амура-реки славные ударила сила и ис
прикрыта на город Ачанской, на нас,
казаков, сила богдойская, все люди
конные и куячные. И наш казачей ясаул
закричал в городе, Андрей Иванов
служилой человек: «Братцы казаки!
Ставайте наскоре и оболокайтесь в куяки
крепкие!» И метались казаки на город в
единых рубашках, на стену городовую. И
мы, казаки, чаяли, ис пушек из оружия
бьют казаки из города, ажно бьет из
оружия /л. 277 об./ и ис
пушек по нашему городу казачью войско
богдойское. И мы, казаки, с ними, з
богдойскими людьми, войским их, дрались
из-за стены з зори и до сход солнца. И
то войско богдойское на юрты казачьи
пометались, и не дадут нам, казаком, в
те поры протти через город. А богдойские
люди знаменами стену городовую укрывали
нашего (Так в тексте.). И у того
нашего города вырубили они, богдойские
люди, 3 звена стены сверху до земли. И
ис того их великого войска богдойсково
кличет князь Исиней царя богдойского и
все войско богдойское: «Не жгите и не
рубите казаков, емлите их, казаков,
живьем!» И толмачи наши те речи князя
Осенея услышали, и мне, Ярофейку,
сказали. И услыша те речи у князя Осенея,
и оболокали мы, казаки, все на ся куяки.
И яз, Ярофейко, и служилые люди и
вольные казаки помолились Спасу и
пречистой владычице нашей Богородицы и
угоднику христову Николе чудотворцу, и
промеж собою прощались. И говорили то
слово яз, Ярофейко, и ясаул Андрей
Иванов и все наше войско казачье: «Умрем
мы, братцы казаки, за веру крещеную, и
постоим за дом Спаса и пречистыя и
Николы чудотворца, и порадеем мы,
казаки, государю царю и великому князю
Алексею Михайловичу всеа Русии, и помрем
мы, казаки, все за один человек против
государева недруга, а живы мы, казаки, в
руки им, богдойским людем, мы, казаки,
не дадимся!» И в те стены 
проломные стали скакать те люди богдоевы,
и мы, казаки, прикатили тут на городовое
проломное место пушку большую медную, и
почали ис пушки по богдойскому войскому
бита, и из мелково оружия уча ли
стрелять из города, и из-ыных пушек
железных бити ж стали по них, богдойских
людях. Тут их, богдойских людей, и силу
их всю божиею милостию и государьским
счастьем и нашим радением их, собак,
побили многих. И как они, богдои, от
того нашего пушечного бою и от пролому
отшатились прочь, и в та поры /л.
278
/ выходили служилые и вольные
охочие казаки 156 человек в куяках на
выласку богдойским людям за город, а 50
человек осталося в городе. И как мы к
ним, богдоем, на выласку вышли из
города, и у них, богдоев, тут под
городом приведены были 2 пушки железные.
И божиею милостию и государьским
счастием те 2 пушки мы, казаки, у них,
богдойских людей, и у войского отшибли.
И у которых у них, богдойских людей, у
лутчих витинов, огнено оружие было, и
тех людей мы побили и оружье у них
взяли. А которые на выласке казаки 156
человек, и радеючи государю и помня
крестное целованье, не щадя лица своего,
против государевых недругов и дралися с
ними, богдойскими людьми, мы, казаки,
саблями. И божиею милостию и
государьским счастьем и радением и
промыслом твоим Дмитрей Андреевич да
Осип Стефанович и мы, казаки, тех
богдойских людей на выласке многих
побили. И нападе на них, богдоев, страх
великий божий, и милостию Спаса и
пречистые владычицы Богородицы и святаго
угодника христова Николы чудотворца, и
покажися им сила наша несчетная, и все
достальные богдоевы люди прочь от города
и от нашего бою побежались врознь. И мы,
казаки, у них, богдоев, языков переимали.
Да у них же, богдоев, отбили мы, казаки,
830 лошадей з запасы хлебными. Да у них
же, богдоев, отбили 17 пищалей
скорострельных, а те их пищали по 3
ствола и по 4 ствола вместе, а замков у
тех скорострельных пищалей нет. Да у них
же отбили 2 пушки железные да 8 знамен
богдойских.

И тех языков яз, Ярофейко, роспрашивал
накрепко. И те языки в роспросе мялися.
И стал говорить язык царя богдойского
служилой человек Нюлгуцкого города,
именем Кабышейка. И тот стал говорити:

Яз де вам скажу всю, казаком, свою
правду, чево де таить про вас пришла де
к нам весть осенесь, с усть Шингалу-реки
приехали де дючерские /л. 278 об./
мужики в Нюлгуцкой город, и пришед де те
дючерские мужики к нам, ко князю Исинею,
да к Иведакамафе, да Тамфимафе, что де
седят в том Нюлгуцком городе, посланы от
царя богдойского посаженика от Учурды. И
те дючерские мужики росплакались и
говорят де, что де приехали руские люди
и нашу де землю всю вывоевали и
вырубили, и жен наших и детей в полон
взяли, и мы де [с] своими людьми
дючерскими и Дючерскою землею собиралися
и на них ходили, на город напускали не
на великие люди, да тут де нас мало не
всех побили, и нам де против их стоять
немошно, и вы нас обороняйтя, а не
ставите нас оборонять, и мы им станем
ясак давать. И князь Исеней с товарыщи
об том описывал в Надымны в город к царю
Учурве, и посылали с отписками
богдойского служилого человека, и ходил
де месяц наскоре. А ходить из Нюлгуцкого
города в тот город в Надымии степью в
правую сторону. И на дороге, идучи мимо,
2 города, город первой Лабе, а другой
город Тюмень, и те городы все каменные,
а юрт в том городе по 1000-у, по 2 и по
3, а иные юрты каменные. И в том городе
в Надымнах сидит царь Учурва, а
посаженик тот царь Учурва царя
богдойсково Шамшакана. И как тот
служилой человек приехал от царя Учурвы,
и прислал он грамоту, и велено де итти
князю Исинею с товарыщи, и велено де
собрать войско великое, и велел итти на
вас, казаков, и вас, казаков, велел иных
побити, а иных велел живых казаков взяти
и к себе поставити в землю с оружьем
вашим казачьем. А князь Исиней с
товарыщи собирал войское свое наскоре из
Нюлгуского города, пошло нас из
Нюгуцкого города 600, а с нами было
пушек 6, да 30 пищалей, да 12 пинарт. А
пинарты глиняныя, а в тех пинартах порох
кладен, а кладено порох в тех пинартах
по пуду, и те де пинарты подносим /л.
279
/ под стены городовые, и
стены городовые и башни ломаем. Даур (В
тексте
Даяркар.) с нами было 500, да
из Манзанского улуса людей было с нами
420 человек, да дючеров было с нами со
всей реки сот с 5 и больши. А тот де
улус Манзинской стоит от нас на полудне
от сего, и тот де улус на одной стороне
реки, а юрт в улусе с 1000, а на другой
стороне Шингалу против того улус стоит
таков же. А ехали де мы из Нюлгуцкого
города до ся мест 3 месяца на конех, а
коней было у нас, имая с собою на 2-х
человек 3 лошади. А от нашего де города
стоит Нюлгуцкого города больше, а около
де того города живут Мовгена сведенцы
даурские люди и тунгусы. И те мужики
хлеб пашут на царя Шамшакана и овощи
водят. И от того города Мавгена дорога в
Богдойскую землю к царю Шамшакану. А яз
де, мужик, родом Никанской земли. А наша
де земля Никанская (Напротив на
полях:
Nikani.) от Богдойской земли
стоит на востоке, река де есть в нашей
земли Бучен порубежная, а пала та река
своим устьем в море. А людей по той реке
много, а людям тем зов никаны, лица у
них черные, бородаты. А другая де река
есть неподалеку, имя ей Шунгуй, а по той
де реке живут никаны ж многие люди, да
город де на той реке стоит, а в том де
городе живет царь никанской Зюлзей. Да
иные де городы по той реке есть многие
все каменные. А бережемся мы от
богдойского царя, что де нас богдойской
царь Шамшакан, никанских людей, в
пределех воюет, а всей земли овладеть не
можит, потому что та Никанская земля
несказано велика. А никанской де царь
ясаку никому не дает. Да в той же земли
Никанской в нашей родится золота и
серебро, и жемчуг в раковинах находят в
реке, и каменье дорогое. Да в нашей де в
Никанской земле родятся шелки розные, /л.
279 об.
/ а делают из шелков из
тех камки и отласы и бархоты, а бумагу
де хлопчатую сеют, а ис той бумаги
делают кумачи.

И яз, Ярофейко, того мужика роспрашивал:
при коковые де то золото и серебро месте
родится? И тот мужик сказал:

Родится де то золото и серебро — есть де
река, пала из болот, а впала устьем в
море, а та река невелика, на той реке
есть камень, и в том де каменю та
золотая гора. А ломают ту руду золоту
ломами железными, и у той де золотой
руды стоит город каменной, да и служилые
люди живут многие на той же реке пониже
того камени. В той реке находят в
раковинах жемчуг, да и серебро на той
реке родится. Да и в-ыных местах (Слово
местах повторено в тексте дважды.)
в той Никанской земли серебро родится во
многих местах, а золото родится в одном
месте. И ис той де Ника[нс]кой земли во
всей орде в Богдоеву землю золото и
серебро и шелк и камки и всякие
узорочья. А в-ыных землях яз де не
слыхал про золото и про серебро, что
родится, опроче Никанские земли.

И роспрося тех языков, круг того
Ачанского города смекали, что побито
богдоевых людей и силы их 676 человек
наповал. А нашие силы казачьи от них
легло, от богдоев, 10 человек — служилых
двое да вольных казаков 8 человек. Да
переранили нас, казаков, на той драке 78
человек, и те от ран оздоровили. И кого
убили у нас, казаков, и кого переранили,
тому роспись под сею отпискою [. ..] (Опущено
описание похода отряда Е. П. Хабарова
вверх по р. Амуру с 22 апреля по 15 июня
и встречи его с отрядом Т. Е. Чечигина.
)

/л. 281/ […] И 1как
добежали до города Турончина и Толгина,
и под тем городом и улусом тех иноземцов
призывали. Они блиско не ездят. Ис под
тех улусов дорога в Богдоеву землю [к]
царю Шамшакану. Что, Дмитрей Андреевич и
Осип Степанович, ведено по государеву
указу и по наказной грамоте выбрать из
войсково 10 человек и отдать служилому
человеку Третьяку Ермолаеву, хто ему
люб, и он, Третьяк, излюбил и выбрал и
роспись подал. И яз, Ярофейко, против
росписи ему, Третьяку, из войска людей
тех дал 10 человек. И выбрав велено ему,
Третьяку, итти в Богдойскую землю в
посланниках. И яз, Ярофейко, тех
даурских людей призывал и того Третьяка
им давали, и они блиско не едут и его,
Третьяка, с товарыщи не емлют. И яз
равно тут стоял 4 недели, и те иноверцы
и блиско не едут. А что у нас есть
аманаты их, и яз тем аманатам Туронче з
братом говорил: для чево де тово
Третьяка твои люди не возьмут и к царю к
Шамшакану не везут? Он то говорил: как
де им взять, стала де земля с вами
топере задралася, и вы де многих
богдоевых людей побили, да и нонече де к
вам будет войское богдоево большое,
тысяч 10 и больше, и как де взять нашим
людем /л. 281 об./ того
Третьяка с товарыщи? Их де к вам не
отпустят, и вы де нас побьете […] (Опущена
часть документа с описанием ухода от Е.
П. Хабарова отряда С. Полякова.
)

И яз, Ярофейко, велел толмачом призывати
к государскому величеству, и посланника
Третьяка Ермолина на руки давал вести к
царю Шамшакану. И они то говорят: как де
к вам ехати, что де вы обманываете,
сказывал де нам толмач Костка, что де вы
хотите нас переимать и нам он правду
сказал, велел отъехать даурам и дючерам,
да и нонче де те ваши люди поплыли вниз,
и нашу землю громят, какие де от вас
послы? Отнюдь де мы к вам нейдем, да
послов де ваших не возьмем. А в Даурской
земли на усть Зеи и на усть Шингалу теми
людьми сесть не смеем, потому что тут
Богдоева земля близко, и войско приходит
на нас большое с огненным оружьем и с
пушками и с мелким оружьем огненным,
чтоб государеве казни порухи не учинить
и голов казачьих напрасно не потерять. И
летом по той реке Амуру ходим, и тех
иноземцев под государское величество
призываем, а которые непослушны и
непокорны, и тех громим, а к зиме
сплываем вниз. А теми людьми, Дмитрей
Андреевич да Осип Степанович, той земли
овладеть неможно, потому что та земля
многолюдна и бой огненной, а из той
земли и с той реки Амура без государева
указу сойти на иные реки не смеем [. ..]
(Опущена часть документа с сведениями
о сборе ясака, о заведении пашни на
берегах р. Амура и его притоков и др.
)

[…] А буде иноверцы того Третьяка на
поруки возьмут и где годно будет, и яз
его с посланники отпущу […]

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4,
кн. 30, № 104 лл. 271 об.—273 об.,
277—279 об., 281—281 об., 284. Копия
XVIII в. со списка.


Опубл.: «Дополнения к
Актам историческим», т. III, СПб., 1848,
№ 102, стр. 359—361, 365—371.


Комментарии

1.
Утверждение пленных о длительном
пребывании маньчжуров в Гайгударовом
городке не подтверждается другими
русскими и маньчжуро-китайскими
источниками. Его следует рассматривать,
как дипломатическую уловку, с помощью
которой отдельные местные феодалы
пытались уклониться от уплаты ясака.


Источник:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Rus_kit1/61-80/61.htm

 

Рождение методики

Мастер-класс

Мария Андреева, Марина Короткова

В течение последних пяти лет в нашей
библиотеке организуются не совсем обычные (для
библиотек) книжно-музейные экспозиции.
Библиотека и музей. Это, на наш взгляд, очень
интересное сочетание. Ведь далеко не все наши
ребята бывают в музеях Москвы. Что собирает
музей? Как он об этом рассказывает своим
посетителям? Как вести себя в музее? На эти
вопросы мы ищем ответ вместе с ребятами в начале
экскурсии.

Создавая наши книжно-музейные
выставки
, мы стараемся наполнить их
интересными для ребят предметами, имеющими
отношение к теме экспозиции. Подбираем большой
иллюстративный материал: это могут быть и
репродукции известных картин, и ксерокопии
фотографий, оправленные в рамки, музыкальные или
другие аудиозаписи, и, конечно же, книги. А
главное, ребята не просто пассивно слушают наш
рассказ-экскурсию, они отвечают на вопросы
викторин, разгадывают загадки, кроссворды,
выполняя творческие задания (иногда как
«домашнее задание», иногда экспромтом).

На время такой выставки (примерно 3–4
недели) наш читальный зал превращается в музей.
По периметру зала ставим столы, на которых и
оформляем «уголки экспозиции». В центре же зала
остается место для ребят, здесь иногда тоже
ставим стол, где после экскурсии они
(индивидуально или в командах) выполняют
различные игровые задания по теме экспозиции.

Одна из первых таких выставок была
посвящена 55-летию Победы в Великой Отечественной
войне.

Как рассказать об этом далеком для них
времени? О, зачастую, совсем неизвестных им
событиях? Детям
9–12 лет? Мы назвали нашу музейную экспозицию «По
путям-дорогам фронтовым». Условно разделили ее
на несколько «музейных уголков».

И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза

«В стране война» – так назывался
первый из них. Плакат «Родина-мать зовет!»,
военная одежда (шинель, гимнастерка и
брюки-галифе, сапоги, пилотка, бескозырка,
плащ-палатка, планшет и др. – что-то принесли из
дома, что-то забрали на время у своих знакомых,
винтовка – реквизит театральной студии,
солдатский медальон…) Здесь же были помещены
фотографии противотанковых ежей, аэростата в
небе, а окно рядом с этим уголком мы заклеили
крест-накрест полосками бумаги. К каждому из
таких музейных уголков мы подобрали
стихотворные строчки Н.Старшинова «И вот в свои
семнадцать лет…», Е.Винокурова «Скатка»,
А.Межирова «Медальон», В.Степанова «Шинель» и др.
В качестве иллюстрации может быть использована
также репродукция картины А.Китаева «На страже
мира». Поверьте, далеко не все ребята могли
правильно назвать детали солдатской одежды,
многие не знали предназначение предметов,
представленных в этом «музейном уголке».

Далее следовал рассказ о полководцах
и героях-воинах. Были представлены
ксерокопии портретов Г.К.Жукова,
К.К.Рокоссовского, Л.Доватора, Н.Гастелло,
В.Талалихина, З.Космодемьянской и других, книги
С.Алексеева, где рассказано об этих людях в
доступной для детей форме.

Следующий «музейный уголок» мы
посвятили городам-героям (на карте они были
отмечены звездочками), представлены книги серии
«Дедушкины медали», фотографии памятников и
мемориалов в этих городах. Строчки из
стихотворений С.Маршака «Городу-герою» и
Б.Палийчука «Ведро воды», картины Г.Марченко «В
боях за Сталинград», Н.Толкунова «Бессмертие»
(Брест. 1941 г.)

«Дети и война» – еще одна тема
музейного уголка. Ксерокопии фотографий детей
военного времени: мальчик у станка, дети,
выступающие перед ранеными бойцами в госпитале
(наш Центр творчества, бывший Дом пионеров,
которому уже более 60 лет, и в его архиве
сохранились такие фотографии). Стихи А.Барто
«Глаза девчонки семилетней…», В.Радкевича
«Баллада о банке варенья» и др. Книги о детях на
войне (В.Катаев «Сын полка», Ф.Семяновский
«Повесть о фронтовом детстве», А.Жариков «Юнбат
Иванов» и «Смелые ребята», А.Иванов «Как Андрейка
на фронт бегал», С.Алексеев «Горячие гильзы»,
Н.Надеждина «Партизанка Лара» и многие другие
могут быть представлены здесь.

«Солдат на привале» или «В
короткие минуты отдыха».
Здесь мы поместили
немало предметов, говорящих о военном быте:
котелок, фляга, кисет с вышитой на нем надписью
«Дорогому бойцу», гармонь, письма-треугольники,
сухари из черного хлеба (в конце экскурсии
каждому из ребят дадут по такому сухарику). Здесь
же строчки из стихотворений В.Соколова «Хлеб»,
Б.Окуджавы «Сто раз закат краснел…», С.Смирнова
«Котелок», И.Уткина «Ты пишешь письмо мне…»,
стихи А. Суркова «Землянка» из поэмы
А.Твардовского «Василий Теркин». Могут быть
использованы репродукции с картин Б.Неменского
«Дыхание весны», «О далеких и близких», П.Блока
«Солдатский хлеб», Ю.Непринцева «Отдых после
боя».

О медицинских сестрах рассказывал
наш следующий раздел: сумка с красным крестом,
бинты, вата, йод, фотографии медсестер военного
времени и репродукция картины М.Самсонова
«Сестрица», строчки из стихотворения И.Уткина
«Сестра». Здесь же могут быть представлены и
стихи Юлии Друниной.

Фотография на память

О том, как жила наша страна в эти
нелегкие военные годы, как самоотверженно
трудились наши люди в тылу, рассказывал наш
следующий «музейный уголок». Репродукция
картины А.Лактионова «Письмо с фронта» и
подлинные фронтовые письма, написанные в июле 1941
года. Но были и другие письма – похоронки. Об этом
– в стихотворении Д.Сухарева «Почтальонка».
Небольшой кусочек черного хлеба – именно
столько его выдавали по карточкам. (Стихи
К.Ваншенкина «Хлебные карточки», Е.Винокурова
«Черный хлеб»). Мы нашли книги, изданные с 1941 по
1945. Они все небольшого формата, напечатаны на
грубой бумаге. Это книги Н.Наумова и В.Юрьева
«Александр Невский», «Суворов»; книга М.Улицкого
«Собирайте лекарственное сырье», книга «Учись
метко стрелять». А для детей – журнал «Пионер» и
повесть А.Гайдара «Комендант снежной крепости».
Мы спрашивали детей о том, почему именно такие
книги издавались тогда, почему они такого
небольшого размера, и они сами находили ответы на
эти вопросы.

«Да будет свет!» – «музейный
уголок», посвященный Победе. Иллюстрировали его
картины Г.Логинова и В.Памфилова «Знамя победы»,
В. Костецкого «Возвращение», стихотворные строки
С.Маршака «Да будет свет», В.Гордейчева «Медаль
Победы», М.Дудина «Утопические стихи» – ими мы
заканчиваем наш рассказ о Великой Отечественной
войне.

К этой экскурсии дети учили стихи,
рисовали, готовили рассказы о своих
родственниках и знакомых, которые воевали или
трудились в тылу. Проводя экскурсии, мы
останавливались около каждого уголка выставки,
рассматривали экспонаты, звучали стихи и песни
тех лет. Мы старались не перегружать наш рассказ
обилием дат и подробным описанием военных
событий, стремясь заинтересовать ребят темой,
делали акцент на тех книгах, в которых интересно
и доступно рассказано об этой войне, книги
присутствовали почти в каждом из «музейных
уголков».

К этой музейной экспозиции мы
составили анкету «Великая Отечественная война
1941–1945 гг. ». Вот ее вопросы: «Что вам вспоминается,
когда вы слышите слова “Великая Отечественная
война?”», «День Победы – будет ли этот день
праздником в вашей семье, для вас?», «Каких героев
Великой Отечественной войны вы можете назвать?»,
«Откуда вы узнали о Великой Отечественной
войне?», «Какие книги о Великой Отечественной
войне вы знаете? Читали? Слышали о них?», «Что
привлекает вас в героях этих книг?», «Каких
поэтов, написавших стихи о Великой Отечественной
войне, вы можете назвать?». Эта анкета может быть
предложена детям как до экскурсии (в качестве
домашнего задания), так и после. Для этой
экспозиции нами были составлены также несколько
кроссвордов. Вот два из них:

Кроссворд «Военный»

1. (по горизонтали) Военная рубашка. (Гимнастерка.)

2. (здесь и далее по вертикали) Плоская
походная бутылка. (Фляга.)

3. Верхняя военная одежда. (Шинель.)

4. Любимый военными музыкальный
инструмент. (Гармонь.)

5. Оружие солдата. (Винтовка.)

6. Награда. (Медаль.)

7. Головной убор матроса. (Бескозырка.)

8. Головной убор солдата. (Пилотка.)

9. Походная тарелка. (Котелок.)

10. Москва, Ленинград, Сталинград, Брест
– это города –…? (Герои.)

11. Когда город окружен врагами — это
называется …? (Блокада.)

12. В честь Победы Мая в Москве будет…? (Салют
или парад.
)

Кроссворд «Победа»

1. (здесь и далее по горизонтали) Как
назывались 28 героев? (Панфиловцы.