Норвежская андеграундная и цинично-глумливая банда BLACK DEBBATH была организована четырьмя основными участниками лейбла Duplex Records в конце ’90-х. Как вы можете догадаться, её название является каламбурным вариантом имени прародителей «тяжёлого» металла BLACK SABBATH, в составе которых некогда пел великий и ужасный Оззи Осборн. Впрочем, BLACK DEBBATH и появились на свет, отдавая дань благодарности культовым англичанам – в их музыке вы обнаружите и грув первозданного «саббатовского» рока, и его тёмную энергетику. Но в отличие от большинства последователей «саббатини», разработавших самую мрачную и депрессивную разновидность «тяжёлой» музыки — дум-метал, — BLACK DEBBATH с самого начала пошли по пути иронии и пародии. Особенно это касалось текстов их песен, где злободневные политические и общественные явления подавались под соусом порой циничного и неистощимого юмора. Достаточно уже взглянуть на названия песен, чтобы это почувствовать.
Концертные выступления BLACK DEBBATH отличаются забавными шоу, сочетающими легкую глэмовость и безудержный угар традиционного дум-рока. Внешний вид музыкантов также весьма колоритен и в значительной мере пародирует претенциозные манеры рокеров 70-х годов. Концертные туры по норвежским городам сделали эту группу весьма известной, а их дебютный альбом Tung, Tung Politisk Rock («Тяжёлый, тяжёлый политический рок»), посвящённый политической ситуации в Норвегии, чуть было не выиграл довольно престижную норвежскую «Spellemannsprisen» (аналог «Грэмми») в 1999 году — в самый последний момент ребят обошли «блэкушники» из THE KOVENANT. Правда, за такой успех – пусть и не состоявшийся — музыкантам пришлось претерпеть газетный скандал, связанный с обвинениями в пропаганде сатанизма. Для Норвегии, пережившей в 90-е годы эпидемию блэк-метал, которая ознаменовалась несколькими убийствами и поджогами церквей, проблема весьма болезненная. Но в данном случае обвинения журналиста Кристиана Эриксена были совершенно не по адресу. Ударнику Уле Петеру Андреассену пришлось выступить с особым заявлением, в котором он подчеркнул: «Мы отнюдь не являемся сатанинской группой!» — затем признался, что он вырос в строгой пиетистской семье на юге Норвегии, и в конце иронически посетовал: «Когда ты становишься взрослым, создаёшь семью, то всякое оккультное баловство отступает на второй план. И это, на самом деле, очень жаль. Я бы с удовольствием тратил время на подобные фишки. Но ведь быть взрослым – это такая огромная ответственность!» — В итоге скандал обернулся удачной стороной: он в конечном счёте лишь способствовал росту популярности группы. Закрепил успех сингл Problemer Innad I Høyre («Проблемы в рядах Партии Правых»), на котором, в частности, присутствует композиция Den Svarte Oljen Vil En Gang Ta Slutt, Men Den Hvite Oljen Vil Aldri Slutte Å Pumpe («Чёрная нефть однажды закончится, но белую нефть мы никогда не перестанем качать») – в поддержку угадайте чего… правильно, норвежской порноиндустрии!
В 2001 году выходит альбом Welcome To Norway – полностью англоязычный, своего рода путеводитель по Норвегии. Песни посвящены различным сторонам жизни норвежцев, как-то: истории, традиционной кухне, великим писателям, ночной жизни норвежской столицы, особенностям языковой ситуации и т.п. Весьма полезное пособие для метал-фэна, который желает посетить «страну полночного солнца» и которому лень листать скучные буклеты для туристов. Прослушав этот диск, вы вполне готовы к неожиданностям встречи с этой страной и её обитателями!
Следующая работа группы Den Femte Statsmakt (2004) вновь вышла с политическим подтекстом – отчасти благодаря таким номерам, как Ja og nei til EF! («Да» или «нет» ЕС!) Все песни исполняются на норвежском, кроме одной, которая следует за заглавной и титульной вещью, и называется просто What the previous song was about – музыканты доходчиво объясняют англоговорящим «чайникам», о чём они поют. На этом альбоме ребята прошлись по судебной системе, грозящей вернуть гильотины и пытки, по вероломным жёнам, оставляющим своих мужей в то время, как они рыбачат, и по жителям Трёнделага, шутки про которых не менее популярны в Норвегии, чем анекдоты про соседей-шведов. Для изучающих родной язык музыкантов особенно полезна композиция Om bruken av tabuord i det norske sprak («Об употреблении табуированных слов в норвежском языке»), информация которой может весьма пригодиться при общении с пьяным жителем Трёнделага, который на вечеринке вздумает с расстёгнутой ширинкой приставать к вашей спутнице.
В 2006 году, ознаменовавшемся громким юбилеем величайшего из драматургов Норвегии Хенрика Ибсена, который отмечался по всему миру, BLACK DEBBATH просто не могли не отдать дань уважения великому соотечественнику. И они сделали это — в виде нового альбома Naar Vi Døde Rocker. Название его опять же не простое, а перифраз заглавия последней пьесы Ибсена Naar Vi Døde Vaagner – «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». Что такое Rocker – думаю, понятно без перевода. На альбоме предлагаются совершенно оригинальные трактовки ряда пьес Ибсена и образов его знаменитых героев. Так, несчастный «Маленький Эйольф» (Lille Eyolf) становится «диким Эйольфом» (Ville Eyolf), пьеса «Дикая утка» интерпретируется с точки зрения пандемии (!), а «Враг народа» (En Folkefiende) становится – чего и следовало ожидать – врагом рок-н-ролла (En Rockefiende)! Кроме того, музыканты сочли своим долгом покопаться в письмах великого классика, а также внести свою лепту в спор относительно мебели в его музее-квартире. Вдобавок ко всему открылись новые факты биографии Ибсена: в частности, выяснилось, что драматург был большим фанатом футбольного клуба «Волеренга» и, разумеется, большим любителем «тяжёлого» рока. Не знаю, какие чувства испытал бы суровый Ибсен, доведись ему услышать такое безобразие, — но его соотечественники, люди более непринуждённые и лишённые предрассудков, восприняли диск на «ура». Чтобы окончательно добить ибсеноведов, BLACK DEBBATH запустили сингл с не менее колоритным названием Motörhedda Gabler (контаминация имени героини Ибсена Гедды Габлер и названия ещё одной великой и ужасной британской группы Motörhead, творчеством которой навеяна титульная песня). А клип к этой песне, где главная героиня балуется всеми видами наркотиков, а потом её бездыханное тело затаскивает в свой дом персонаж, подозрительно похожий на самого Ибсена, довёл бы беднягу классика как минимум до инфаркта.
1 октября 2007 года вышел в свет новый, пятый по счёту альбом Black Debbath, получивший название Black Debbath Hyller Kvinnen!. Как явствует из названия, на новом (как водится, концептуальном) диске музыканты решили обратиться к «женским» проблемам — вопросам трудоустройства женщин (”Jenter søk dere til It-bransjen”), проблемам переходного возраста (”Femogtredve og heit”), беременности (”Tung, riefremkallende boogie”), роли женщин в обществе (”Seksualiseringen av det offentlige rom”), борьбе за равноправие полов (”De enda nyere nyfeministene”), отношениям с мужчинами (”Jäg är din pojkvän, yeah!”, ”Kjøss meg i Rauma” og ”Pussy in the bank”), знаменитым женщинам в истории (”Grønn dame, rød klut (sangen om boken om damen Anne Enger Lahnstein”)).
Как всегда, с присущим им юмором и задором «чёрные дебатанты» рассуждают о самых жизненных и актуальных проблемах, отдавая дань уважения женской половине человечества, без которой род людской просто-напросто бы вымер. По мнению музыкантов, несмотря на то, чо в современном обществе женщины имеют гораздо больше прав и свобод, чем столетие назад, борьба за их права должна продолжаться!
В музыкальном плане диск получился более пёстрым и разнообразным по сравнению с предыдущими работами. Несмотря на вкрапления джаза, прогрессива, симфо-рока, наличие женских подпевок (а как без них?) и других элементов, Black Debbath сохранили свой привычный задор и энергетику.
Помимо работы в составе BLACK DEBBATH, ребята одновременно участвуют во множестве других проектов, в основном шутливо-иронического характера – таких, как, например, LYD или BARE EGIL BAND.
Оригинальность и привлекательность BLACK DEBBATH заключается в том, что они — одна из самых весёлых групп на мировой doom-сцене (большинство представителей которой как раз таки трудно назвать весельчаками). Мощный groove, мелодичность и всевозможные голосовые изощрения — это конёк норвежцев. Дискография: Tung, Tung Politisk Rock (1999) — альбом про политическое состояние в Норвегии
Problemer Innad i Høyre (EP, 1999)
Mongo Norway (A Guide To Nightlife In Oslo) (EP, 2001)
Martin Schanke (EP, 2001)
Den Femte Statsmakt (EP, 2004)
Striden om Ibsens møblement (EP, 2006)
Black Debbath Hyller Kvinnen! (2007)
Состав группы: Egil Hegerberg, Bass, vocal. |