Норвежская андеграундная и цинично-глумливая банда BLACK DEBBATH была организована четырьмя основными участниками лейбла Duplex Records в конце ’90-х. Как вы можете догадаться, её название является каламбурным вариантом имени прародителей «тяжёлого» металла BLACK SABBATH, в составе которых некогда пел великий и ужасный Оззи Осборн. Впрочем, BLACK DEBBATH и появились на свет, отдавая дань благодарности культовым англичанам – в их музыке вы обнаружите и грув первозданного «саббатовского» рока, и его тёмную энергетику. Но в отличие от большинства последователей «саббатини», разработавших самую мрачную и депрессивную разновидность «тяжёлой» музыки — дум-метал, — BLACK DEBBATH с самого начала пошли по пути иронии и пародии. Особенно это касалось текстов их песен, где злободневные политические и общественные явления подавались под соусом порой циничного и неистощимого юмора. Достаточно уже взглянуть на названия песен, чтобы это почувствовать.
Концертные выступления BLACK DEBBATH отличаются забавными шоу, сочетающими легкую глэмовость и безудержный угар традиционного дум-рока. Внешний вид музыкантов также весьма колоритен и в значительной мере пародирует претенциозные манеры рокеров 70-х годов. Концертные туры по норвежским городам сделали эту группу весьма известной, а их дебютный альбом Tung, Tung Politisk Rock («Тяжёлый, тяжёлый политический рок»), посвящённый политической ситуации в Норвегии, чуть было не выиграл довольно престижную норвежскую «Spellemannsprisen» (аналог «Грэмми») в 1999 году — в самый последний момент ребят обошли «блэкушники» из THE KOVENANT. Правда, за такой успех – пусть и не состоявшийся — музыкантам пришлось претерпеть газетный скандал, связанный с обвинениями в пропаганде сатанизма. Для Норвегии, пережившей в 90-е годы эпидемию блэк-метал, которая ознаменовалась несколькими убийствами и поджогами церквей, проблема весьма болезненная. Но в данном случае обвинения журналиста Кристиана Эриксена были совершенно не по адресу.
В 2001 году выходит альбом Welcome To Norway – полностью англоязычный, своего рода путеводитель по Норвегии.
Следующая работа группы Den Femte Statsmakt (2004) вновь вышла с политическим подтекстом – отчасти благодаря таким номерам, как Ja og nei til EF! («Да» или «нет» ЕС!) Все песни исполняются на норвежском, кроме одной, которая следует за заглавной и титульной вещью, и называется просто What the previous song was about – музыканты доходчиво объясняют англоговорящим «чайникам», о чём они поют. На этом альбоме ребята прошлись по судебной системе, грозящей вернуть гильотины и пытки, по вероломным жёнам, оставляющим своих мужей в то время, как они рыбачат, и по жителям Трёнделага, шутки про которых не менее популярны в Норвегии, чем анекдоты про соседей-шведов.
В 2006 году, ознаменовавшемся громким юбилеем величайшего из драматургов Норвегии Хенрика Ибсена, который отмечался по всему миру, BLACK DEBBATH просто не могли не отдать дань уважения великому соотечественнику. И они сделали это — в виде нового альбома Naar Vi Døde Rocker. Название его опять же не простое, а перифраз заглавия последней пьесы Ибсена Naar Vi Døde Vaagner – «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». Что такое Rocker – думаю, понятно без перевода. На альбоме предлагаются совершенно оригинальные трактовки ряда пьес Ибсена и образов его знаменитых героев. Так, несчастный «Маленький Эйольф» (Lille Eyolf) становится «диким Эйольфом» (Ville Eyolf), пьеса «Дикая утка» интерпретируется с точки зрения пандемии (!), а «Враг народа» (En Folkefiende) становится – чего и следовало ожидать – врагом рок-н-ролла (En Rockefiende)! Кроме того, музыканты сочли своим долгом покопаться в письмах великого классика, а также внести свою лепту в спор относительно мебели в его музее-квартире.
1 октября 2007 года вышел в свет новый, пятый по счёту альбом Black Debbath, получивший название Black Debbath Hyller Kvinnen!.
Как всегда, с присущим им юмором и задором «чёрные дебатанты» рассуждают о самых жизненных и актуальных проблемах, отдавая дань уважения женской половине человечества, без которой род людской просто-напросто бы вымер. По мнению музыкантов, несмотря на то, чо в современном обществе женщины имеют гораздо больше прав и свобод, чем столетие назад, борьба за их права должна продолжаться!
В музыкальном плане диск получился более пёстрым и разнообразным по сравнению с предыдущими работами.
Помимо работы в составе BLACK DEBBATH, ребята одновременно участвуют во множестве других проектов, в основном шутливо-иронического характера – таких, как, например, LYD или BARE EGIL BAND.
Оригинальность и привлекательность BLACK DEBBATH заключается в том, что они — одна из самых весёлых групп на мировой doom-сцене (большинство представителей которой как раз таки трудно назвать весельчаками). Мощный groove, мелодичность и всевозможные голосовые изощрения — это конёк норвежцев. Дискография: Tung, Tung Politisk Rock (1999) — альбом про политическое состояние в Норвегии
Problemer Innad i Høyre (EP, 1999)
Mongo Norway (A Guide To Nightlife In Oslo) (EP, 2001)
Martin Schanke (EP, 2001)
Den Femte Statsmakt (EP, 2004)
Striden om Ibsens møblement (EP, 2006)
Black Debbath Hyller Kvinnen! (2007)
Состав группы: Egil Hegerberg, Bass, vocal. |