Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ РєРёРј галина: Отечественная история

Содержание

СВЕТ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

СВЕТ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

Люди бывают очень плохие, плохие,
средние, хорошие,

очень хорошие, и есть некоторое количество
замечательных людей.
Н.В.Тимофеев-Ресовский

8 января 2002 г. скончался выдающийся ученый
нашего времени, крупнейший организатор науки,
один из наиболее видных физиков России –
академик Александр Михайлович Прохоров. В нашей
стране и за ее пределами он известен как один из
основоположников радиоспектроскопии, квантовой
электроники, лазерной технологии, основатель
Института общей физики РАН. В течение почти
двадцати лет А.М.Прохоров руководил Отделением
общей физики и астрономии Академии наук, с 1969 г.
до 2001 г. был главным редактором Большой
Советской, а затем Большой Российской
Энциклопедии. Вел интенсивную педагогическую
работу в МГУ и МФТИ, подготовив большое число
высококвалифицированных учеников, которые с
гордостью говорят, что они принадлежат к «школе
Прохорова».


Заслуги А.М.Прохорова были отмечены Нобелевской,
Ленинской, тремя государственными премиями,
дважды – званиями Героя Социалистического
Труда, многими правительственными наградами и
среди них – двумя медалями за участие в Великой
Отечественной войне. В результате многолетней
целеустремленной творческой научной и
организаторской деятельности А.М.Прохорова и его
учеников Советский Союз стал лазерной
сверхдержавой (наряду с США). Не будет
преувеличением сказать, что роль А.М.Прохорова в
этом прорыве сопоставима с ролью И.В.Курчатова в
развитии атомной энергетики и С.П.Королева в
освоении космоса.
Редакция газеты «Физика», почти все члены
которой являются выпускниками физических
факультетов МГУ и МПГУ, глубоко скорбит по поводу
кончины А.М.Прохорова и выражает глубокие
соболезнования родным, близким и сотрудникам
ученого.

Эти строки пишутся 8 января 2002 г. В полдень
мне позвонил друг и коллега, один из ведущих
сотрудников Центра естественнонаучных
исследований Российской академии наук, и
сообщил, что в 8 утра произошло непоправимое –
не стало Александра Михайловича Прохорова.
Осознать это, а тем более принять, оказалось не
так-то просто. Еще перед самым Новым годом он, как
всегда, вел активную жизнь: постоянно занимался
своим институтом, учениками, обсуждал научные
проблемы, вел семинары, ездил по разным
инстанциям… Казалось, что это будет
продолжаться всегда, потому что современную
науку без Прохорова представить себе было
невозможно. Его величие было таким, что еще при
жизни по случаю одного из его юбилеев журнал
«Квантовая электроника» писал: «Александр
Михайлович Прохоров – один из основоположников
и создателей лазерной физики, принадлежащей к
числу самых выдающихся достижений науки XX
столетия. Его имя навечно золотыми буквами
вписано в историю мировой и отечественной
науки».

Впервые о Прохорове мы узнали из лекций
академика И.К.Кикоина в начале 60-х гг., будучи
студентами физического факультета МГУ. Лекции
посвящались оптике. Эта область физики
представлялась нам как уже всесторонне
исследованная и даже несколько патриархальная.
Отражение, поглощение, преломление света,
интерференция с дифракцией и даже спектроскопия
в общем-то уже были известны из школьного курса.
Казалось, ну что принципиально нового в оптике
может сегодня произойти? И вот, Исаак
Константинович говорит нечто, что совершенно
меняет эти наши представления. Речь шла о
когерентности света. Известно, что у света,
полученного от обычных источников излучения,
когерентность весьма невелика. И нам сообщается,
что отечественными учеными созданы такие
источники, свет которых обладает фантастической
когерентностью. Источники называются мазерами
(аббревиатура из первых букв английских слов
Microwave Amplification by Stimulated Emission of Radiation – микроволновое
усиление с помощью индуцированного
стимулирующего излучения) или лазерами (Light
Amplification by Stimulated Emission of Radiation – усиление света с
помощью индуцированного стимулирующего
излучения). С их помощью удается получить свет,
объем когерентности которого в 1017 раз (!)
превышает объем когерентности световой волны
той же интенсивности, полученной от наиболее
монохроматических нелазерных источников того
времени (и нынешнего тоже). Лектор назвал имена
открывателей этого явления: А.М.Прохоров,
Н.Г.Басов, американец Ч.Таунс, – и предсказал
большое будущее как созданному новому научному
направлению, так и самим мазерам и лазерам. В
последнем можно было убедиться довольно быстро:
многие тогдашние студенты занялись квантовой
электроникой, а лазеры стали составным элементом
даже бытовой техники (например: аудио или видео,
лазерная указка), их применяют в медицине и
технике как режущий инструмент, с их помощью
оказалось возможным измерить расстояние от
Земли до Луны с точностью до нескольких
сантиметров и сделать многое-многое другое.
Словом, это открытие, которое так или иначе
связано с жизнью практически каждого человека, и
следовательно, является не просто выдающимся, а
великим.

Вскоре (в 1964 г.) авторам была присуждена
Нобелевская премия [1], и о них хотелось знать как
можно больше. Те, кому посчастливилось общаться,
а тем более работать с Александром Михайловичем,
могут рассказать о многих интересных событиях,
связанных с ним. Так, известно, что он родился в
г. Атертоне (Австралия), куда в 1911 г. бежали
его родители из сибирской ссылки. Поговаривают в
связи с этим, что австралийцы считают его своим
Нобелевским лауреатом (каждая страна ведет
тщательный учет своих лауреатов).

Историкам еще предстоит подробно изучить и
описать биографию великого ученого, родившегося
еще до революции 1917 г. (16 июля 1916 г.), а
умершего уже в XXI веке. До войны он становится
физиком, с отличием закончив физический
факультет Ленинградского государственного
университета (1939 г.), изучает распространение
радиоволн над земной поверхностью и вместе со
своим руководителем В.В.Мигулиным разрабатывает
новый метод использования интерференции
радиоволн для исследования ионосферы. Затем –
война, фронт. Он служит в пехотной разведке,
получает два ранения, лечится в госпитале,
отмечен боевыми наградами, в том числе медалью
«За отвагу», и после демобилизации в 1944 г.
снова возвращается в физику, поступив на работу в
Физический институт им. П.Н.Лебедева Академии
наук СССР в Москве, где он и провел подавляющую
часть своей научной жизни.

В этом институте до начала 50-х гг. Александр
Михайлович изучает излучение, испускаемое
электронами в синхротроне, в результате чего
становится ясным, что это излучение
сосредоточено в микроволновой области, где длины
волн порядка сантиметра. Проделанная работа
явилась прологом к последующему великому
открытию, и название микроволновой области было
включено в термин мазер.

Индуцированное стимулированное излучение
А.М.Прохоровым (совместно с Н.Г.Басовым) было
открыто в 50-х  гг., и история этого открытия
достаточно подробно отражена в его Нобелевской
лекции ([2], с. 6–12, см. также с. ·· 1–4 настоящего
номера). Эта история восходит к работам еще
А.Эйнштейна (1917 г.). Как и всякий добросовестный
ученый-открыватель досконально знает и подробно
описывает все, что было открыто до него, что могло
быть открыто, но не было, и почему не было.

Дальнейших исследований А.М.Прохорова было так
много и они были настолько разнообразны, что
редакционная коллегия сборника избранных его
трудов [1] испытала большие затруднения. Было
очень непросто выбрать всего (!) около 70 статей,
отразив круг интересов Александра Михайловича в
диапазоне, который очень широк, затрагивает
многие разделы современной физики, далеко
выходит за пределы собственно квантовой
электроники и включает большое число прикладных
исследований.

Широта (и конечно, глубина) его интересов
иллюстрируется тем, что, когда Физический
институт им. П.Н.Лебедева разделился, то
А.М.Прохоров, пришедший в него когда-то рядовым
сотрудником, стал директором отпочковавшегося
Института общей физики. Только человек с
широчайшим кругозором и выдающимися
достижениями в науке вправе возглавлять
учреждение с таким названием. Более того, уже в
возрасте более 80 лет, будучи патриархом науки, он
сам отошел от руководства институтом, создал и
возглавил Центр естественнонаучных
исследований Российской академии наук, название
которого еще более подчеркивает масштаб этого
человека.

Особого внимания заслуживают не только
научные, но и человеческие черты А. М.Прохорова.
Вот что сказал в 1996 г. академик К.А.Валиев ([2],
с. 406): «…можно заключить, что все сделанное
Александром Михайловичем в науке равнозначно
подвигу. В его научном стиле неразрывно
соединены: исключительно высокая активность,
быстрота и полнота решения проблем, ясность в
постановке задач и формулировке результатов,
умение решать прикладные задачи на основе новых
фундаментальных данных, стремление к
быстрейшему использованию на практике научных
исследований, энциклопедическая широта знаний.
Его влияние на учеников и всех, кто общается с
ним, плодотворно и стимулирующе».

Подтверждение сказанному видел каждый, кому
приходилось работать или общаться с этим
человеком. Им хорошо знаком большой кабинет,
который фактически уже был музеем, но в нем
каждый день Александр Михайлович встречался с
самыми разными людьми – коллегами, учениками,
чиновниками, гостями, там проводились научные и
организационные заседания, решались текущие
проблемы института, лабораторий и отдельных
научных сотрудников, решались мелкие вопросы и
обсуждались проблемы государственной важности.
Если хозяин кабинета сидел лицом к окну, а
посетитель – напротив, то ему всегда невольно
хотелось еще и рассмотреть огромный, во всю
стену, стеллаж с книгами и многими атрибутами
деятельности всемирно известного ученого.
Огромный, длинный стол был всегда заполнен
статьями, книгами и деловыми бумагами,
отражающими его колоссальную и многопрофильную
деятельность.

В
разговорах с ним поражало, как он молниеносно
схватывал суть дела или проблемы, даже, казалось
бы, в далеких от его профессии науках, например в
биологии, – задавал точные вопросы и вставлял
свои всегда уместные комментарии. Если его
собеседник углублялся в частности, то он мог
прервать и сказать примерно так: «Ты мне голову
не дури, а говори самое главное», – и это не
выглядело грубостью.

Авторитет ученого и человека был неоспорим,
можно говорить о некоем магическом слове
Прохорова. Многие убедились в том, что бумаги, им
подписанные и содержавшие какие-либо просьбы,
рекомендации, поддержку (например, при выборах в
члены Академии наук), никогда не оставлялись без
внимания, а рассматривались как весомый
документ. Это иногда вызывало неудовольствие
чиновников от науки или просто чиновников,
которые, имея порой другую установку, в сердцах
могли бросить: «Ох, уж этот ваш Прохоров!»

Вероятно, трудно сосчитать, сколько у него было
учеников. Чтобы понять, как он к ним относился,
вот лишь два маленьких примера. Основополагающие
статьи, посвященные открытию лазеров, были
написаны А.М.Прохоровым совместно с Н.Г.Басовым.
Однако Н.Г.Басов поставлен в статьях первым
автором, несмотря на то, что он моложе и ранее был
аспирантом Александра Михайловича. И дело тут не
только в алфавитном порядке. Сколько примеров
известно, когда руководитель в статье ставит
себя впереди авторского коллектива, даже когда
он не является непосредственным участником
выполненной работы.

И другой пример. На одном из юбилеев ведущий
предоставил слово для приветствия ученику
Прохорова, тоже академику, сказав при этом:
«Слово предоставляется любимому ученику
Александра Михайловича», – на что сам Александр
Михайлович из зала немедленно отреагировал: «У
меня все ученики любимые».

Удивительно, что, обладая огромными и
разносторонними знаниями, характерным юмором,
будучи человеком также и выдающейся внешности,
общаясь с невообразимым числом разных людей,
А.М.Прохоров тем не менее не приобрел от этих
людей никакого прозвища, даже «за глаза». Он для
всех был просто Прохоровым или Александром
Михайловичем, что также в немалой степени
отражает огромное уважение к этой незаурядной
личности.

Трудно свыкнуться с мыслью, что больше не
представится возможность ощутить радость
общения с тем, кто нес человечеству свет, как в
прямом, так и в переносном смысле.

Будем надеяться, что сегодняшняя боль утраты со
временем сменится светлыми воспоминаниями о
замечательном человеке и великом ученом.

А.А.Замятнин

1. Лауреаты Нобелевских премий. Энциклопедия. –
М.: Прогресс, 1992, т. 2, с. 252.
2. А.М.Прохоров. Квантовая электроника. Избранные
труды. – М.: ИЗДАТ, 1996.

125 вопросов, которые задают на собеседованиях в лучших бизнес-школах

 

Говорят, что успех – это возможности плюс подготовка. Хотите хорошо подготовиться к собеседованиям? Предлагаем вашему вниманию примеры вопросов из 25 топовых бизнес-школ, которые помогут вам заранее обдумать свои ответы. 

Гарвардская школа бизнеса 

  • Расскажите мне о частном акционерном капитале, как если бы я ничего о нем не знал. 
  • Расскажите о своем международном опыте. С какими вызовами вы столкнулись? 
  • Как, по вашему мнению, вы можете повлиять на такую-то отрасль/сегмент рынка? 
  • Что побудило вас заняться общественной деятельностью? 
  • О чем вы дискутировали со своей командой?
  • Как ваша роль изменилась со временем? 
  • Что бы вы сделали по-другому или изменили в своей жизни?
  • Что делает вас эффективным______ (ваша нынешняя должность)?
  • Как должна выглядеть ваша идеальная стажировка? 
  • Представьте, что вы выходите на пенсию: как бы вы хотели, чтобы вас запомнили? 

Стэнфордская высшая школа бизнеса

  • Приведите пример структурных изменений в организации, которые вы инициировали.
  • Расскажите о случае, когда вы повлияли на организацию на уровне стратегии. 
  • Приведите пример проблемы, которую вы самостоятельно определили и решили. 
  • Расскажите о случае, когда вы убедили других людей что-то сделать. 
  • Расскажите, как кто-то изменился под вашим руководством. 
  • Расскажите о случае, когда вы были инициатором чего-нибудь.
  • Какой проект в области консалтинга вам понравился больше всего? 
  • Расскажите о случае, когда вам удалось убедить свою команду прислушаться к непопулярному мнению.
  • Приведите пример, когда вы заметили что-то, что никто другой не заметил. 
  • Расскажите о случае, когда что-то не позволило вам достичь цели.
  • Как бы вы вели себя в команде, где не все хотят стараться, и некоторым даже не важен результат?
  • Расскажите о случае, когда вы вышли за рамки своих обычных обязанностей и проявили инициативу. 

Уортонская школа бизнеса

  • Какие дисциплины вы хотите изучать в нашей школе?
  • Какие ресурсы и внеклассные занятия в Wharton, связанные с такой-то отраслью экономики, привлекают вас?

Школа бизнеса им.

Бута при Чикагском университете (Chicago Booth)

  • Вы достигли успеха на работе – зачем вам диплом МВА?
  • Как ваши профилирующие предметы помогли вам в работе?
  • Расскажите о своем самом большом провале. 
  • Как вы справляетесь с негативной «обратной связью»?
  • Чего вы ожидаете от Booth?
  • Чем вы руководствовались, выбирая свое первое место работы? А второе? 
  • Какие советы вы бы дали своим подчиненным, чтобы помочь им добиться успеха? 
  • Как вы справляетесь с недовольными клиентами? 

Школа менеджмента Слоуна (MIT Sloan)

 

  • Что изменилось с того времени, когда вы подавали документы? 
  • Расскажите о том, как вы служили кому-то наставником.
  • Чем вы занимаетесь в свободное время? 
  • Расскажите о случае, когда кто-то не одобрил вас или ваш план.
  • Расскажите о случае, когда вы нашли инновационное решение сложной проблеме.
  • Расскажите о случае, когда вам пришлось очень быстро принимать решение.  
  • Опишите ваш самый запоминающийся профессиональный опыт на сегодняшний день.
  • Расскажите о своей общественной работе. 
  • Расскажите о случае, когда вы не справились с заданием из-за излишней самоуверенности.
  • Расскажите о случае, когда вам удалось что-то изменить в вашей организации. 

Бизнес-школа Kellog при Северо-Западном университете 

  • Расскажите о случае, когда в команде под вашим руководством что-то пошло не так. 
  • Расскажите о проекте, в котором вы применили свои аналитические навыки. 
  • Как выглядит обычный день на вашей нынешней работе?
  • Какую ценность вы приносите своей команде? 
  • Расскажите о своем опыте работы с «проблемным» человеком.
  • Расскажите о своем опыте работы в команде очень разных людей.
  • Смогли ли бы вы достичь своих целей без диплома МВА?
  • Если бы ваших коллег попросили описать вас, какие три слова они бы использовали? 
  • Расскажите о своем провале или неудаче.  
  • Как лидер команды, в каких сферах вы наблюдаете улучшения? 
  • Как вы считаете, что вы сможете оставить после себя? Что о вас будут помнить? 
  • Есть ли какие-либо аспекты лидерства, с которыми у вас возникают трудности? 
  • Вы новичок в этой отрасли – почему вы ее выбрали? 
  • Почему другие студенты были бы рады видеть вас в своей группе? 

Бизнес-школа Haas при Калифорнийском университете в Беркли 

  • Случалось ли так, что в начале работы над проектом члены вашей команды были с вами не согласны, но под конец их мнение изменилось? 
  • Что вы сделали для продвижения личностного разнообразия кадров? 
  • Какие дисциплины вы хотели бы изучать? 
  • Каков ваш запасной вариант, если вы не поступите к нам? 
  • Приведите пример, когда вы больше всего рисковали на работе. 

Колумбийская школа бизнеса (CBS)

  • Какими ресурсами CBS вы хотите воспользоваться и что вы можете предложить взамен?
  • Каким лидером вы восхищаетесь и почему?
  • Расскажите о своей самой большой профессиональной ошибке.  
  • Что вы надеетесь получить от нашей бизнес-школы помимо образования? 
  • Как вы оцениваете CBS по сравнению с другими школами, в которые вы подавали документы? 
  • Какой самый трудный опыт вам довелось пережить? 
  • Что вы будете делать, если не получите рабочую визу в США?

Бизнес-школа Tuck при Дартмутском колледже

  • Как бы вас описали окружающие? 
  • Как бы вы описали себя сами?

Йельская школа менеджмента

  • Расскажите о случае, когда вы были не согласны с мнением начальника о вашей работе.
  • Как вы представляете себе свою дальнейшую жизнь, если вас зачислят в Йельскую школу менеджмента?
  • Как ваша карьера развивалась до сих пор?
  • Расскажите о своем успехе и о том, что привело вас к нему.
  • Расскажите о своей неудаче и о том, чему она вас научила.

Школа бизнеса Фукуа

  • Что для вас значит понятие «команда Фукуа»?
  • Опишите свой стиль общения в трех словах.
  • Расскажите о своем поражении в личной жизни или на профессиональном поприще и о том, как вы его преодолели.
  • Расскажите о непростом опыте работы в команде. 
  • Как вы вышли из ситуации, когда вам бросили вызов? 
  • Расскажите, что вы посоветовали человеку, который плохо справлялся со своей работой. 
  • Расскажите, как вы разрешили конфликт на работе. 
  • Как Фукуа поможет вам стать лучшим лидером? 
  • Что вы планируете делать первые полгода своего обучения в Фукуа? 

Бизнес-школа Ross при Мичиганском университете 

  • Случалось ли вам руководить кем-то, у кого было больше опыта? 
  • Расскажите, как вы работали в неоднозначной ситуации.
  • Расскажите о случае, когда вы были наставником работника, который не был вашим непосредственным подчиненным. 
  • Чем вы хотите заниматься в нашей бизнес-школе? Как это поможет вам достичь ваших целей после выпуска? 
  • Какой у вас стиль руководства? 
  • Каковы ваши самые лучшие черты? 

Бизнес-школа Darden при Виргинском университете 

  • Расскажите о конфликте в своей команде и о том, как вы его решили.  
  • Расскажите о своем детстве. 
  • Чем вы руководствовались, выбирая профилирующий предмет и колледж? 
  • Какую роль вы обычно играете в команде? 

Бизнес-школа Stern при Нью-Йоркском университете

 

  • Расскажите об ошибке, которую вы допустили в качестве лидера, и о том, как вы ее исправили. 
  • Каков ваш стиль общения? 
  • Расскажите о самом серьезном вызове и самой привлекательной возможности в вашей нынешней отрасли. 
  • Если у вас не получится построить карьеру так, как вы хотели, что вы будете делать? 
  • Как вы планируете использовать ресурсы для карьерного роста, имеющиеся в Stern?
  • Какой у вас есть уникальный опыт? 

Высшая школа менеджмента им. Сэмюеля Джонсона, Корнеллский университет

  • Каков ваш стиль руководства? 
  • Опишите сложную ситуацию, с которой вам довелось столкнуться на работе, и расскажите, как вы из нее вышли. 
  • Если бы вашего прямого начальника или коллегу попросили описать вас в трех словах, что они сказали бы? 
  • Расскажите о своем провале в качестве члена команды.  
  • Что, по вашему мнению, делает человека хорошим менеджером? 
  • Как вы собираетесь использовать центр управления карьерным ростом? 

Школа менеджмента Anderson при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе

  • В какие клубы вы хотите вступить и почему?
  • Вы когда-нибудь возглавляли социальные проекты? 
  • Как вы думаете, какие навыки, которые вы используете в своей текущей отрасли, пригодятся вам в той отрасли, в которую вы хотите перейти?

Бизнес-школа McCombs при Техасском университете

  • Расскажите о случае, когда ваши действия навредили всей команде, и о том, как вы научились с этим жить.
  • В каких компаниях вам было бы интересно работать после выпуска? Какая должность вам подходит? 
  • Расскажите о том, как вы творчески решили проблему.
  • Когда вы получали «обратную связь» или выслушивали критику? 
  • Вы узнали о себе что-то новое в процессе поступления? 
  • Чем вам нравится ваша нынешняя должность? 
  • Чего вы ждете от своих одногруппников?
  • Техасский университет стремится к разнообразию среди студентов – расскажите, как вы способствуете разнообразию в личной жизни и на работе? 

Бизнес-школа Kelley при Индианском университете в Блумингтоне

  • Кто был лучшим лидером из тех, с кем вам доводилось работать? 
  • Какими чертами должны обладать люди, входящие в вашу идеальную команду?

Бизнес-школа Kenan-Flagler при Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле

  • Чем лидер отличается от менеджера? 
  • Вы любите баскетбол?

Бизнес-школа Marshall при Университете Южной Калифорнии

  • Какой информации о вас нет в документах, которые вы подали? 
  • Почему вы выбрали Лос-Анджелес? 
  • Что вы надеетесь получить от нашей программы?

INSEAD 

  • Почему вы решили работать за границей? 
  • С какими конфликтами на почве культурных различий вы сталкивались, чему научились и какие стереотипы разрушили? 
  • Чем вы интересуетесь помимо работы? 
  • Вы общались с выпускниками или студентами INSEAD?

Лондонская школа бизнеса

  • Что вы уже делаете для того, чтобы достичь своих целей после выпуска? 
  • Расскажите о своем международном опыте.

Бизнес-школа Olin при Вашингтонском университете

  • Как вы узнали о Вашингтонском университете и почему выбрали бизнес-программу именно в Olin?
  • Какому глобальному тренду вы следовали в своей компании/работе?
  • Как вы определяете понятие «успех»?
  • Расскажите, как вы справились с вызовом из области этики? 
  • Какими тремя особенностями должна обладать программа МВА, которая вам подходит?

Бизнес-школа McDonough при Джорджтаунском университете

  • Расскажите о случае, когда вам пришлось слегка отстраниться от проекта. 
  • Каким был самый конструктивный отзыв, который вы получили от менеджера? 
  • Расскажите о позитивных и негативных аспектах своего международного опыта. 

Бизнес-школа Judge при Кембриджском университете

  • Как вы считаете, что стало самым важным изобретением за последние 10 лет? 
  • Расскажите о случае, когда ваше мнение изменилось под влиянием окружающих.
  • Расскажите о ситуации, в которой вы были «белой вороной».