Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ максима кантора: Персонализация пластиковых карт. Как сократить издержки РЅР° печать

Что читаешь, приятель?

Детское чтение

Ольга Мяэотс


Что читаешь, приятель?

Снижение интереса к чтению, в первую
очередь у детей и особенно подростков, вызывает
сегодня тревогу не только у тех, кто занимается
этой проблемой профессионально – учителей и
библиотекарей. Во всем мире разрабатываются
программы содействия чтению, о многих мы уже не
раз писали.

Но, может, не так страшен черт, как его
малюют, и не стоит уж так рьяно бить тревогу?
Помните, как нас заклинали страшной угрозой
компьютеризации, которая уничтожит книгу? Вроде
обошлось. Выжили.

В последние годы в разных странах были
предприняты попытки трезво посмотреть и
проанализировать то, что происходит с детским
чтением. Так, в Норвегии в 2004 году было проведено
специальное исследование: как и что читают
школьники. Называлось оно «Свободный выбор».
Семь библиотек решили выяснить, какие именно
книги берут в библиотеках подростки от 11 до 17 лет.
Это исследование опиралось на данные
книговыдачи и не касалось того, чем на самом деле
подростки занимаются в библиотеках и почему они
выбирают те или иные книги и прочие материалы.

Результаты проекта «Свободный выбор»
показали: мнение о том, что подростки не
интересуются литературой, неверно, а
статистические данные можно интерпретировать
по-разному.

Первое, на что обратили внимание
исследователи: норвежские подростки очень
независимы, не желают читать по указке и вообще
не любят, чтобы в их чтение вмешивались.

Чтение – это привычка, которой не учат,
а которой заражаются

Репертуар книг, которые подростки
берут в библиотеках, представляет широкий спектр
жанров, тем, названий и типов носителей.
Библиотеки, располагающие обширной коллекцией
книг и материалов на небумажных носителях, имеют
больше шансов привлечь внимание молодежи.
Подростки не обращают внимания на то, для какого
возраста предназначена та или иная книга, они
берут в библиотеке все – от детских книжек до
серьезных научно-популярных изданий и взрослой
литературы. Исследование показало, что
музыкальные записи и фильмы пользуются особой
популярностью.

«Свободный выбор» подтвердил, что
большинство подростков в возрасте от 11 до 17 лет
пользуются публичной библиотекой. Таким образом,
библиотеки следует считать наиболее важной
службой, доступной молодежи. Около 60% девочек и 40%
мальчиков берут книги на дом. При этом большая
группа посетителей приходят в библиотеку, но не
берут книг. В крупных библиотеках менее 30%
посещающих ее ежедневно юных читателей
действительно приходят за книгами, остальные
пользователи заглядывают сюда с иными целями.

«Я никогда не читал, но я читаю
постоянно» – эта фраза норвежского
мальчика-подростка стала девизом еще одного
исследования. Центр чтения при Университете
Ставангера (Норвегия) решил подробнее
проанализировать результаты «Свободного
выбора». Главной целью на этот раз стало изучение
читательских привычек и предпочтений мальчиков.
Выяснилось, что существующие представления и
предубеждения значительно влияют на их
читательское поведение.

Традиционно считается, что

· мальчики мало читают,

· мальчики не заинтересованы в чтении,

· мальчики не читают во время досуга,

· мальчики предпочитают справочную и
научную литературу художественной.

Исследование показало, что
существующие в обществе неверные представления
о читательских привычках мальчиков негативно
влияют на реальную ситуацию, способствуя
превращению мифа в действительность. «Я молодой,
а у молодежи читать теперь не модно», – заявил
одиннадцатилетний школьник во время опроса.
Мальчики часто считают чтение занятием
непрестижным, неохотно обсуждают свои
читательские пристрастия, стесняются говорить о
том, что они читают, и недовольны, когда их хвалят
за это. Многие из них ассоциируют чтение именно с
чтением художественной литературы, а не
спортивных, например, или музыкальных журналов.

На вопрос, кто из них читает книги дома,
никто из мальчиков-старшеклассников не решился
поднять руку при всем классе. Но в разговорах с
исследователями и библиотекарями они
признавались, что много читают журналов,
справочников, специальной литературы, охотно
пользуются этой же информацией в Интернете.
Только они (как и многие библиотекари и учителя)
не считают это чтением.

Исследователи пришли к выводу, что
мальчики читают не для самопознания, а чаще с
практическими целями.

Важно, что девочки и мальчики
относятся к чтению совершенно по-разному.

Помните знаменитую сценку Вячеслава
Полунина, где герои – он и она – выбирают, на
какой фильм им пойти. Вот и с книгами то же самое.
Мальчики ищут действия, сильные яркие и
однозначные эмоции, конкретную, ясную
информацию. Девочки способны читать без конца,
упиваясь интригой, нюансами, фантазируя и ставя
себя на место героев. Они обязательно прочтут то,
что похвалили подруги или взрослые, которых они
уважают.

Девочки чаще читают ради самопознания,
развлечения. Это чтение ради чтения – они часто
не знают, что именно хотят прочесть, и долго
выбирают книги, охотнее прислушиваются к
советам, не прочь обсудить прочитанное. Мальчики
же обращаются к чтению, когда у них есть
конкретная цель, и стремятся добыть необходимую
им информацию максимально коротким и прямым
путем. Они не терпят любого покровительства и
руководства, предпочитают действовать на свой
страх и риск, но быстрее устают, если сразу не
находят желаемое.

Читай, чтобы чувствовать себя свободным
и независимым в суждениях

Опрос показал, что мальчики считают
школу главным местом, где воспитывается
потребность в чтении, в этой миссии она опережает
библиотеки или чтение дома. Многие признавались,
что приходят в библиотеку не только для того,
чтобы взять книги, но и поработать на компьютере,
поиграть в игры, сделать домашнее задание,
скоротать время, послушать музыку или побыть с
друзьями.

К схожим выводам пришли и американские
коллеги из Секции библиотек для подростков
Американской библиотечной ассоциации. Но помимо
недостатков, тормозящих чтение мальчиков, они
отметили и ряд особенностей, а возможно, и
достоинств, которые следует не только учитывать,
но и развивать:

· Мальчики охотно читают газеты и
журналы.

· Мальчики чаще девочек читают комиксы
и иллюстрированные издания.

· Мальчики любят читать о своих
увлечениях, хобби, спорте, о том, что они любят делать.

· Мальчики любят читать смешные книги
и ценят юмор.

· Мальчики ценят в книгах действие
и предпочитают такие жанры, как фантастика,
детектив, фэнтези.

· Для мальчиков большое значение имеет
книжная обложка.

Но есть и ряд негативных и тревожных
позиций:

· Мальчики привыкли считать себя самих
«плохими читателями».

· Некоторые мальчики уже в
начальных классах считают себя «нечитателями», а
к моменту перехода в старшие классы средней
школы таких уже половина.

· Если мальчики начинают считать
чтение женским занятием, они всячески стараются
уклониться от него.

В 2001 году в библиотеках США был
проведен опрос среди мальчиков-подростков
(средний возраст – 14 лет): «Что мешает вам
читать?» Вот какие были получены ответы:

· Скучно, неинтересно – 39,3%.

· Нет времени, я занят – 29,8%.

· Предпочитаю другие занятия – 11,1%.

· Не могу понять, о чем написан рассказ
– 7,7%.

· Мне чтение плохо дается – 4,3%.

· Я от чтения устаю, голова болит – 2,5%.

· Видео и ТВ интереснее – 1,4%.

· Слишком много уроков в школе – 0,09%.

· Друзья надо мной смеются – 0,01%.

Отрадно, что последнее – негативное
отношение окружающих к чтению – не играет столь
весомой роли, как нам представлялось.

В то же время большинство причин,
мешающих чтению, преодолимы, но очевидно, что,
заставляя мальчишек читать художественную
литературу (романы и повести), мы вряд ли
приохотим их к чтению.

Какой же должна быть библиотека, чтобы
стать привлекательной для подростка и
удовлетворять его читательские запросы?
Норвежское исследование показало, что мальчикам
в отличие от девочек почти нет дела до того, как
выглядит библиотека, а вот наличие в ней
информационных ресурсов, которые им недоступны
дома или в других культурных центрах, они отметят
обязательно.

Поэтому, чтобы привлечь мальчиков и
создать им наиболее комфортные условия,
необходимо предоставить в их распоряжение
широкий спектр книг и информационных ресурсов.
Очень важно, чтобы книги были в классе, прямо на
столах или у компьютера в библиотеке и их можно
было в любой момент беспрепятственно брать.
Мальчики должны выбирать сами и требуют,
чтобы их мнение уважалось и ни в коем случае не
оспаривалось
.

И еще. Нет никаких данных,
свидетельствующих о том, что те, кто ходит в
библиотеку, читают больше, чем те, кто в нее почти
не заглядывает. Как бы ни было обидно это нам,
библиотекарям, но, может, это и не такой плохой
результат.

Что ж, мы им совсем не нужны, что ли? –
может обидеться кто-то из моих коллег. В утешение
и поддержку скажу, что среди причин, которые
влекут детей в библиотеку, многие указывали…
«желание встретить там человека, с которым мне
было бы интересно общаться». Это же про нас,
библиотекарей!

Специалист по развитию библиотечных
служб для подростков Вирджиния Вальтер из США
обращает внимание: важно убедить подростков, что
от чтения напрямую зависит качество их
взрослой жизни
. (Помните, как в детстве
родители и бабушки стращали нас: не будешь читать
(учиться) – вырастешь дворником! Теперь-то мы
знаем, что «человек читающий» – это человек
свободный
, способный сделать самостоятельный
выбор, умеющий ориентироваться в жизни и
принимать обдуманные и взвешенные решения, а
подросткам все приходится объяснять заново. И
забывать об этом ни в коем случае нельзя!)
Американская библиотечная ассоциация
предлагает различные способы привлечения
подростков (и в первую очередь мальчиков) к
чтению:

· Создайте специальный сайт в
Интернете, где бы мальчики могли обсуждать книги
и получать советы от сверстников, что читать. В
США такой сайт уже создан www.guysread.com.

· Проводя в классах беседы о книгах,
старайтесь не просто показывать обложки,
активнее используйте возможности электронных
презентаций, включающих большое количество
иллюстраций.

· Старайтесь использовать любой
плакат, фотографию, картинку, изображающую
читающего мужчину. Развесьте их по всей
школе.

· Пожертвуйте часть денег,
предназначавшихся на покупку книг, для подписки
на журналы. Пусть популярные политические
журналы и иллюстрированные издания всегда будут
на виду.

· Прочитайте хотя бы несколько книг
и журналов, которые нравятся мальчикам, чтобы
быть в состоянии их с ними обсуждать.

· Разговаривайте с мальчиками о
книгах, но не спрашивайте их в лоб: «Что тебе в
этой книге понравилось?» Пусть они лучше
расскажут вам свою читательскую историю; ни в
коем случае не показывайте, что вы не одобряете
их выбора, но исподволь ведите их от простого
чтения к более сложному.

· Активнее привлекайте мальчиков к
сотрудничеству, пусть они помогают в библиотеке,
читают вслух младшим школьникам и сверстникам,
пишут рецензии и помещают их в Интернете или на
стендах в библиотеке. Почаще спрашивайте у них
совета.

· Старайтесь, чтобы библиотека была
открыта в то время, которое удобно подросткам.

Какими же изобретательными и
мобильными мы должны быть, чтобы соответствовать
требованиям времени! И это чувствуем не только
мы.

Вот недавно Королевское литературное
общество Великобритании, озабоченное проблемами
детского чтения, обратилось к ведущим английским
детским писателям с просьбой подсказать, какие
книги читать детям, и предложить по своему выбору
«обязательный список» из десяти названий.
Некоторые писатели засомневались… «Есть дети,
которые любят читать, но есть и такие люди,
которые за всю жизнь ни одной книги не прочли, –
ответил Венди Коуп. – Я не могу составить единый
список для всех. Все зависит от личности». Другие
охотно откликнулись и такие списки предоставили.

Бен Окри, например, предложил детям
такой вариант:

· Читай то, что написано людьми иной
нации, другого цвета кожи, класса, пола.

· Читай книги, которые не нравятся
твоим родителям.

· Прочти книги, которые твои
родители обожают.

· Постарайся найти одного-двух
авторов, которые особенно близки тебе и важны для
тебя, и сделай чтение этих книг своей тайной
страстью.

· Читай одержимо: ради забавы, для
поднятия настроения, чтобы отвлечься.

· Не читай того, что читают все.
Лучше потом осторожно проверь, что это за книги
на самом деле.

· Читай то, что тебе никто не
советовал читать.

· Читай, чтобы чувствовать себя
свободным и независимым в суждениях.

· Книги – как зеркала. Не читай
просто слова. Войди в зеркало. Именно там
скрываются настоящие секреты. Внутри. Именно там
таятся сны богов и рождается наша реальная жизнь.

· Попробуй прочесть этот мир. Это
самая интересная и увлекательная книга.

В результате продолжительной
дискуссии английские писатели пришли к общему
выводу: «Чтение – это привычка, которой не учат, а
которой заражаются».

И последнее. Да, подростки, как и мы,
взрослые, не любят, когда их поучают. Но даже
самые упрямые мальчишки склонны прислушиваться
к чужому мнению, если им дано право самим решать
и делать выбор
. Поэтому список рекомендуемых
книг – совсем неплохая идея. Особенно если он
составлен самими мальчишками.

 

Мы просим наших читателей-библиотекарей и
их читателей-подростков присылать нам свои
предложения для списка книг, которые могут
заинтересовать мальчишек в возрасте 13–16 лет.
Если и взрослым, и юным нашим корреспондентам
захочется написать несколько слов в объяснение
своего выбора – мы будем только рады. А самые
лучшие работы, конечно, отметим наградами.

Липецкая область планирует расширять сотруничество с немецким бизнесом —

?нвестиционный потенциал Липецкой области был преставлен на форуме «Дни российско-германского сренего бизнеса», который сегоня прохоит в Гамбурге. Глава региона ?горь Артамонов в формате виеосвязи рассказал преставителям немецкого бизнеса о преимуществах локализации произвоств в Липецкой области.
«Бизнесмены из Германии оверяют Липецкой области и ля нас это очень важно. На территории региона работает более есяти компаний с немецким капиталом и мы готовы оказать максимальную поержку инвесторам ля локализации их произвоств. Кроме того, мы нахоимся в центре сельскохозяйственного макрорегиона. У нас формируется кластер сельхозмашиностроения, кластер произвоителей семян и среств защиты растений. Мы уверены, что преставители немецких компаний оценят преимущества кооперации с ействующими преприятиями», — сказал ?горь Артамонов.
Делегация Липецкой области во главе с заместителем главы региона Сергеем Курбатовым также приняла участие в Дне российско-германского сренего бизнеса, организованного Немецко-Российским Экономическим Союзом. Это независимая организация, преставляющая интересы сренего бизнеса всех отраслей и групп из России и Германии, и заинтересованная в развитии и укреплении экономических отношений вух стран.
Региональным фокусом форума стала Липецкая область. Обсужались перспективы вустороннего развития российского и немецкого бизнеса, оклаы были посвящены тененциям буущего в сфере ижитализации, промышленности и сельского хозяйства. Преставители Липецкой области рассказали об экономическом и инвестиционном потенциале региона, системе преференций ля резиентов особой экономической зоны и преприятий
«Выгоа от прихоа на территорию области веущих мировых концернов очевина. ? она измеряется не только финансами, но и новыми технологиями, особенностями менежмента, системами управления, которые активно внеряются. Созание высокопроизвоительных рабочих мест, несомненно, веёт к росту благосостояния жителей», — отметил Сергей Курбатов.
Межу Липецкой областью и Фееративной Республикой Германия на протяжении многих лет существует устойчивое торгово-экономическое, инвестиционное и культурное сотруничество. В первом полугоии 2021 гоа внешнеторговый оборот Липецкой области с Германией увеличился на 79% по сравнению с аналогичным периоом 2020 г. и составил 145,7 млн. олларов США. Германия вхоит в число основных торгово-экономических партнеров Липецкой области. Ее оля в общем внешнеторговом обороте области составляет 5,5%. Объем экспорта в Германию за шесть месяцев 2021 гоа составил 7,7 млн. олларов США. ?з Липецкой области в Германию в основном поставлялся поготовленный табак, листовой прокат легированный узкий, прочие изелия из черных металлов, машины ля обработки почвы, котлы центрального отопления.