Den kulturelle skolesekken (дословно — «Культурный школьный рюкзак») , или DKS – национальная образовательная программа, цель которой – знакомство школьников с различными жанрами и видами искусства. В проекте задействованы только профессиональные мастера: художникии скульпторы, музыканты и актеры, искусствоведы и педагоги.
Основной целью программы является, прежде всего, знакомство детей с мастерством именно профессионального исполнения, к примеру, музыкального произведения или танца. Работа артистов, мастеров и педагогов направлена на удовлетворение детского любопытства: «как?» и «почему?». Как снимают фильмы, как жили люди сотни и тысячи лет назад, почему взаимосвязаны история и литература. Но рассчитана программа не только на учеников начальной школы (от 6 лет), но и на старших школьников (в Норвегии это 18-19 лет).
Истоки и финансирование
DKS был создан по общей инициативе Министерства по делам культуры и церкви, а также Министерства науки и образования. С 2001 года «портфель» был частью правительственной политики, и работа в рамках программы велась только с учениками начальной и средней школ. Со временем она охватила и старшую школу, и теперь любой ученик в возрасте 6-19 лет может извлечь из «портфеля» что-то полезное.
В эту программу вовлечены все губернии Норвегии. Департамент образования и культуры каждой из губерний отвечает за организацию мероприятий в своем регионе.
«Культурный портфель» в основном финансируется из прибыли Norsk Tipping, государственной компании- производителя развивающих игр. На осуществление программы выделяется 160-180 млн крон (20-23 млн евро) в год. Эти средства распределяются между региональными ведомствами. Значительно пополняется бюджет «портфеля» также за счет негосударственных фондов и организаций, так или иначе связанных с культурой и искусством.
Этот школьный «ранец» укомплектован шестью «учебниками». То есть, работа в рамках программы ведется в шести направлениях:
— театральное мастерство
— визуальное искусство
— кинематография
— музыка
— литература
— культурология
Для школьников это шесть путей к самопознанию, к раскрытию собственных творческих ресурсов и талантов. Возможность реализации собственных талантов и способностей с дальнейшим обучением тому или иному виду искусства. А для кого-то это даже будущая профессия.
Итак, обо всем понемногу.
Музыка
Ответственность за реализацию музыкальной части «Рюкзака» несет агентство Rikskonsertene.
(англ. — http://www.rikskonsertene.no/no/English/
норв. — http://www.rikskonsertene.no/)
40 лет назад это агентство создало программу школьных концертов, которые проводятся совместно с каждой губернией. Между властями и Rikskonsertene заключены определенные соглашения, определяющие меру ответственности за воплощение проекта каждой из сторон. Организаторы из Rikskonsertene объединяются с властями губерний при планировании гастролей. Школьные концерты – самая важная часть работы, осуществляемой агентством во всей стране.
У школьников есть возможность посетить два концерта в год. Представлены все музыкальные жанры. В 2006 году всего было организовано 8614 концертов, посетило их 1 238 303 человека, и задействовано было 700 исполнителей.
В агентстве работает большая группа консультантов со всей страны, что позволяет контролировать и корректировать качество работы агентства во всех норвежских коммунах. В 2006 году был создан центр развития, уполномоченный усилить связи Rikskonsertene с губерниями, школами, различными организациями и проектом «Культурный портфель».
В дополнение к концертам, предложенным агентством Rikskonsertene, в школах часто выступают местные артисты. Если в каком-либо городе проходит музыкальны фестиваль, артисты-участники этого фестиваля также могут выступить и для школьников этого города. Некоторые музыкальные фестивали заранее планируются так, чтобы выступления музыкантов состоялись как в рамках собственной программы, так и в рамках «Портфеля» для школьников, тогда к организации такого фестиваля подключаются Rikskonsertene и местные власти.
Rikskonsertene очень заинтересованы в совместной работе с другими агентствами и с музыкантами для дифференцирования своей программы. Цель – продолжить работу с проектами и мероприятиями для школ, включая воркшопы, однодневные визиты, и долговременные обучающие проекты в рамках обучения в музыкальных школах.
Визуальное искусство
Это программа из нескольких составляющих:
— изобразительное искусство;
— декор;
— архитектура и дизайн;
— комбинация вышеперечисленных форм.
Поле деятельности в рамках данной программы – знакомство школьников как с классическими формами «музейного» искусства, так и с формами современного искусства. Национальный Музей Искусства, Архитектуры и Дизайна является основным «поставщиком» идей на этом поприще. «Под крылом» у Национального Музея находится наибольший пласт культурного наследия всей страны. Музей также продюссирует масштабные выездные выставки, локальные «выставки на колесах» и различные презентации, особенно – те, что связаны именно с молодым, современным искусством.
В дополнение к работе, которую Музей Искусства осуществляет в школах, также проводятся мероприятия за их пределами. В одном только Осло выделено 4 здания для проведения культурных мероприятий и выставок. Такие помещения разбросаны по всей стране, чтобы школьники из всех коммун имели возможность посетить выставку за пределами своей школы. В 2006 году Музей провел 16 различных выездных выставок, которые посетило около 43 000 школьников. Для того чтобы подготовить к выставкам учителей, было проведено 48 семинаров для 241 слушателя. Цель таких семинаров – рассказать учителям о педагогических методах, с помощью которых школьников можно познакомить с искусством и научить ценить его.
Театральное искусство
Театр, опера и балет объединены в рамках «Культурного портфеля».
Scenekunstbruket — www.scenekunstbruket.no – организация, отвечающая за проведение подобных мероприятий. В 2006 году только в рамках «портфеля» этой организацией было проведено 2 350 показов 57 различных спектаклей. В общей сложности на всех показах присутствовало 230 000 человек.
Scenekunstbruket отслеживает все новинки норвежской сцены, включая неакадемическую школу. Сотрудники агентства (369 человек из 16 губерний) просматривают новые спектакли, выслушивают рекомендации экспертов и критиков и принимают решение о том, вносить ли данный спектакль или перформанс в программу «портфеля» на следующий год. Качество материала имеет первостепенную важность, но не меньшее значение имеют новизна и оригинальность современного театра, поэтому постановки и перформансы проходят в рамках «портфеля» не только в академическом формате.
Организаторы мероприятий могут выбрать постановку из всего репертуара того или иного исполнителя или театра, затем они связываются с официальным представителем проекта и заключают с ним контракт на один спектакль или целый тур. Даты тура согласуются с властями губерний, и дальнейшая его организация уже ложится на их плечи.
У Scenekunstbruket есть определенная схема финансовой поддержки, которую они предоставляют организаторам мероприятий, компенсируя им часть затрат, связанных с проведением тех или иных мероприятий. Чем больше постановок из репертуара творческой группы показано на сценах той или иной губернии, тем больше компенсация.
Showbox- нечто вроде конкурса, место встречи артистов и организаторов, театральный фестиваль, на котором исполнители презентуют себя агентам «Культурного портфеля» и Scenekunstbruket.
Крупнейшие театры страны и небольшие местные театры делают в копилку «Рюкзака» не равный вклад. У крупных организаций проекты масштабнее и контракты долгосрочны, в отличие от независимых агентств и маленьких театров. Требования к артистам и качеству работы маленьких театральных агентств выше, независимо от того кто их продюссирует. Качество продукции строго контролируется, и монополий ни у одного из сотрудничающих с «Портфелем» театральных проектов быть не должно.
Как и любая другая культурная отрасль, театр нуждается в некотором «опекуне», национальной организации, которая активно поддерживала бы молодые коллективы, объединяла их, продвигала новые постановки и обеспечивала бы театру объективную критику. И на данный момент таким «опекуном», пожалуй, и является Scenekunstbruket, при условии, что сотрудниками этой организации должны быть представители всех норвежских губерний.
Современное общество очень нуждается в новом театре, высококачественной драме и радикально новой театральной школе, которая поспособствовала бы духовному обогащению юных норвежцев, разрушив представления современных школьников о скучном академическом театре.
Кино
В настоящее время национальные кинопроекты для детей и молодежи поддерживаются Институтом Кино и организацией FILM&KINO.
FILM&KINO занимается как коммерческой деятельностью, так и сотрудничает с властями в осуществлении кинопроектов в рамках DKS. FILM&KINO также является учредителем Норвежского кинематографического фонда. В сферу деятельности этой компании также входит организация и поддержка кинопроектов, реализуемых школьниками, и на эти нужды FILM&KINO получают средства от DKS наряду с необходимыми учебными материалами. Для проведения культурных мероприятий в рамках DKS F&K кооперируется с региональными властями.
Институт Кино отвечает за остальную часть программы в рамках части DKS, посвященной детскому и молодежному кино. На его долю приходится приобретение, производство и распространение короткометражных и документальных фильмов. Институт Кино отвечает и за распространение информации, которая была бы полезна молодым норвежским режиссерам. Для этого был создан такой проект как www.dvoted.se.
3 миллиона крон выделила Norsk Tipping (государственная компания-изготовитель развивающих игр, спонсирующая проект DKS) на кино в рамках DKS в 2007-2008 учебном году.
Детское и молодежное кино также производится региональными центрами кино, муниципальными кинотеатрами, режиссерами-фрилансерами, часто в сотрудничестве с властями.
Основная доля ответственности за осуществление кинопроектов для школьников приходится на FILM&KINO. Эта организация тесно контактирует с властями и местными кинотеатрами и помогает школьникам осуществлять собственные кинопроекты. Министерство культуры Норвегии поддерживает F&K и ведет с ними переговоры о дальнейшем сотрудничестве в рамках DKS.
Литература
Организаций, содействующих знакомству школьников с литературой, очень много. Основные национальные организации: Норвежский Институт детской книги и Норвежский Центр писателей. DKS подробно описан в плане национальной акции «Дорогу книге!» (Make Space for Reading!). Библиотеки губерний и школ играют ключевую роль в осуществлении литературной части проекта DKS. Ведь любая библиотека – это источник знаний и хранилище мудрости. Школы не только имеют собственные библиотеки, но и тесно сотрудничают с другими, общественными библиотеками.
Не менее важную роль в осуществлении литературной части проекта DKS играет, помимо библиотек, Норвежский Центр писателей. С 1968 года эта организация проводит по всей стране встречи школьников с писателями, и некоторые из них читают для школьников специальный «курс молодых писателей». В 2006 году Центр организовал 7000 встреч. Филиалы Центра расположены в Осло, Бергене, Трондхейме и Тромсё.
Еще один очень важный ресурс для DKS – Litteraturbruket. Это организация, которая занимается распространением печатной продукции в Норвегии и тесно сотрудничает с властями в рамках DKS. Учредителями организации является все тот же Центр писателей при поддержке ряда других заинтересованных фондов и компаний.
Внедрение DKS в школьную программу вызвало всплеск интереса к литературе, что открывает новые горизонты для производителей и распространителей печатной продукции для детей и молодежи. Также в этой связи возникает необходимость в расширении поля деятельности заинтересованных организаций.
«Культурное наследие»
Просвещение в области культуры, знакомство школьников с древними Норвежскими традициями – еще одна важная миссия DKS. Поле деятельности – музеи, научные центры, архивы, религиозные институты, которые привлекаются к как можно более тесному сотрудничеству с властями губерний. Наибольший интерес представляет для DKS история. Особенно – история каждой конкретной губернии и знакомство с ее традициями, устоями, ремеслом.
Норвежские музеи – огромный культурный сектор, который охватывает и крохотные музеи истории отдельно взятых поселений, и музеи при университетах, и национальные музеи классического искусства или истории. Посещение крупных музеев, включая университетские, всегда было неотъемлемой частью школьной программы, предоставлявшей школьникам возможность знакомства с классическим и современным искусством. Большая часть норвежских музеев включена в программу DKS, и статистика за 2006 год показывает, что в мероприятиях, организованных музеями, принял участие 358 711 школьников.
Научные центры проводят образовательные интерактивные выставки и презентации. Позволяющие посетителям (преимущественно школьникам) в теории и на практике познакомиться с достижениями области различных наук. Два музея, Jæremuseet и Норвежский музей наук, представляют детям науку в контексте истории и культуры.
Со школами также тесно сотрудничают и архивы. Школьникам разрешен доступ к ним, чтобы они могли ближе познакомиться со всеми аспектами истории и культуры своей страны. Архивы являются поистине неисчерпаемым ресурсом знаний для тех, кто с трепетом относится к своей истории.
Знакомство с историей религии проходит через ознакомление с материалами, которые школьникам предоставляют 1600 норвежских церквей. Это и произведения искусства, отражающие церковный быт и развитие религии на протяжении веков, и история церкви в конкретных губерниях и городах, музыка и тексты религиозных песнопений. Знакомство с религией носит ознакомительный, нейтральный характер.
Важно
«Культурное наследие» — чуть ли не самая важная часть всей школьной программы. И DKS во многом способствует развитию науки, побуждая ученых и исследователей к разработке новых проектов и способов их презентации. Поскольку в рамках DKS-«Культурное наследие» реализуется очень большое количество различных проектов, возникает вопрос о способах их презентации, профессионализме, с которым работа ведется и о контроле качества преподавания.
Сотрудничество между различными организациями было очень полезно. Это позволило бы оценить, насколько эффективно было бы комбинирование научных презентаций с лекциями по истории культур, что поспособствовало бы возрастанию любознательности школьников.
DKS дает детям возможность узнать понемногу обо всем: от религиозных искусств до различных форм современного искусства.
По материалам отчета, предоставленного в Стортинг Министерством науки и образования в 2009 году.
Перевела и подготовила Екатерина Константинова
Ремонт Nokia C-series — например Nokia C6-00 или Nokia C7-00. Den kulturelle skolesekken:
|
|
|