Den kulturelle skolesekken (дословно — «Культурный школьный рюкзак») , или DKS – национальная образовательная программа, цель которой – знакомство школьников с различными жанрами и видами искусства. В проекте задействованы только профессиональные мастера: художникии скульпторы, музыканты и актеры, искусствоведы и педагоги.
Основной целью программы является, прежде всего, знакомство детей с мастерством именно профессионального исполнения, к примеру, музыкального произведения или танца. Работа артистов, мастеров и педагогов направлена на удовлетворение детского любопытства: «как?» и «почему?». Как снимают фильмы, как жили люди сотни и тысячи лет назад, почему взаимосвязаны история и литература. Но рассчитана программа не только на учеников начальной школы (от 6 лет), но и на старших школьников (в Норвегии это 18-19 лет).
Истоки и финансирование
DKS был создан по общей инициативе Министерства по делам культуры и церкви, а также Министерства науки и образования.
В эту программу вовлечены все губернии Норвегии. Департамент образования и культуры каждой из губерний отвечает за организацию мероприятий в своем регионе.
«Культурный портфель» в основном финансируется из прибыли Norsk Tipping, государственной компании- производителя развивающих игр. На осуществление программы выделяется 160-180 млн крон (20-23 млн евро) в год. Эти средства распределяются между региональными ведомствами. Значительно пополняется бюджет «портфеля» также за счет негосударственных фондов и организаций, так или иначе связанных с культурой и искусством.
Этот школьный «ранец» укомплектован шестью «учебниками». То есть, работа в рамках программы ведется в шести направлениях:
— театральное мастерство
— визуальное искусство
— кинематография
— музыка
— литература
— культурология
Для школьников это шесть путей к самопознанию, к раскрытию собственных творческих ресурсов и талантов.
Итак, обо всем понемногу.
Музыка
Ответственность за реализацию музыкальной части «Рюкзака» несет агентство Rikskonsertene.
(англ. — http://www.rikskonsertene.no/no/English/
норв. — http://www.rikskonsertene.no/)
40 лет назад это агентство создало программу школьных концертов, которые проводятся совместно с каждой губернией. Между властями и Rikskonsertene заключены определенные соглашения, определяющие меру ответственности за воплощение проекта каждой из сторон. Организаторы из Rikskonsertene объединяются с властями губерний при планировании гастролей. Школьные концерты – самая важная часть работы, осуществляемой агентством во всей стране.
У школьников есть возможность посетить два концерта в год. Представлены все музыкальные жанры.
В агентстве работает большая группа консультантов со всей страны, что позволяет контролировать и корректировать качество работы агентства во всех норвежских коммунах. В 2006 году был создан центр развития, уполномоченный усилить связи Rikskonsertene с губерниями, школами, различными организациями и проектом «Культурный портфель».
В дополнение к концертам, предложенным агентством Rikskonsertene, в школах часто выступают местные артисты. Если в каком-либо городе проходит музыкальны фестиваль, артисты-участники этого фестиваля также могут выступить и для школьников этого города. Некоторые музыкальные фестивали заранее планируются так, чтобы выступления музыкантов состоялись как в рамках собственной программы, так и в рамках «Портфеля» для школьников, тогда к организации такого фестиваля подключаются Rikskonsertene и местные власти.
Rikskonsertene очень заинтересованы в совместной работе с другими агентствами и с музыкантами для дифференцирования своей программы.
Визуальное искусство
Это программа из нескольких составляющих:
— изобразительное искусство;
— декор;
— архитектура и дизайн;
— комбинация вышеперечисленных форм.
Поле деятельности в рамках данной программы – знакомство школьников как с классическими формами «музейного» искусства, так и с формами современного искусства. Национальный Музей Искусства, Архитектуры и Дизайна является основным «поставщиком» идей на этом поприще. «Под крылом» у Национального Музея находится наибольший пласт культурного наследия всей страны. Музей также продюссирует масштабные выездные выставки, локальные «выставки на колесах» и различные презентации, особенно – те, что связаны именно с молодым, современным искусством.
В дополнение к работе, которую Музей Искусства осуществляет в школах, также проводятся мероприятия за их пределами.
Театральное искусство
Театр, опера и балет объединены в рамках «Культурного портфеля».
Scenekunstbruket — www.scenekunstbruket.no – организация, отвечающая за проведение подобных мероприятий. В 2006 году только в рамках «портфеля» этой организацией было проведено 2 350 показов 57 различных спектаклей. В общей сложности на всех показах присутствовало 230 000 человек.
Scenekunstbruket отслеживает все новинки норвежской сцены, включая неакадемическую школу.
Организаторы мероприятий могут выбрать постановку из всего репертуара того или иного исполнителя или театра, затем они связываются с официальным представителем проекта и заключают с ним контракт на один спектакль или целый тур. Даты тура согласуются с властями губерний, и дальнейшая его организация уже ложится на их плечи.
У Scenekunstbruket есть определенная схема финансовой поддержки, которую они предоставляют организаторам мероприятий, компенсируя им часть затрат, связанных с проведением тех или иных мероприятий.
Showbox- нечто вроде конкурса, место встречи артистов и организаторов, театральный фестиваль, на котором исполнители презентуют себя агентам «Культурного портфеля» и Scenekunstbruket.
Крупнейшие театры страны и небольшие местные театры делают в копилку «Рюкзака» не равный вклад. У крупных организаций проекты масштабнее и контракты долгосрочны, в отличие от независимых агентств и маленьких театров. Требования к артистам и качеству работы маленьких театральных агентств выше, независимо от того кто их продюссирует. Качество продукции строго контролируется, и монополий ни у одного из сотрудничающих с «Портфелем» театральных проектов быть не должно.
Как и любая другая культурная отрасль, театр нуждается в некотором «опекуне», национальной организации, которая активно поддерживала бы молодые коллективы, объединяла их, продвигала новые постановки и обеспечивала бы театру объективную критику.
Современное общество очень нуждается в новом театре, высококачественной драме и радикально новой театральной школе, которая поспособствовала бы духовному обогащению юных норвежцев, разрушив представления современных школьников о скучном академическом театре.
Кино
В настоящее время национальные кинопроекты для детей и молодежи поддерживаются Институтом Кино и организацией FILM&KINO.
FILM&KINO занимается как коммерческой деятельностью, так и сотрудничает с властями в осуществлении кинопроектов в рамках DKS. FILM&KINO также является учредителем Норвежского кинематографического фонда. В сферу деятельности этой компании также входит организация и поддержка кинопроектов, реализуемых школьниками, и на эти нужды FILM&KINO получают средства от DKS наряду с необходимыми учебными материалами.
Институт Кино отвечает за остальную часть программы в рамках части DKS, посвященной детскому и молодежному кино. На его долю приходится приобретение, производство и распространение короткометражных и документальных фильмов. Институт Кино отвечает и за распространение информации, которая была бы полезна молодым норвежским режиссерам. Для этого был создан такой проект как www.dvoted.se.
3 миллиона крон выделила Norsk Tipping (государственная компания-изготовитель развивающих игр, спонсирующая проект DKS) на кино в рамках DKS в 2007-2008 учебном году.
Детское и молодежное кино также производится региональными центрами кино, муниципальными кинотеатрами, режиссерами-фрилансерами, часто в сотрудничестве с властями.
Основная доля ответственности за осуществление кинопроектов для школьников приходится на FILM&KINO.
Литература
Организаций, содействующих знакомству школьников с литературой, очень много. Основные национальные организации: Норвежский Институт детской книги и Норвежский Центр писателей. DKS подробно описан в плане национальной акции «Дорогу книге!» (Make Space for Reading!). Библиотеки губерний и школ играют ключевую роль в осуществлении литературной части проекта DKS. Ведь любая библиотека – это источник знаний и хранилище мудрости. Школы не только имеют собственные библиотеки, но и тесно сотрудничают с другими, общественными библиотеками.
Не менее важную роль в осуществлении литературной части проекта DKS играет, помимо библиотек, Норвежский Центр писателей.
Еще один очень важный ресурс для DKS – Litteraturbruket. Это организация, которая занимается распространением печатной продукции в Норвегии и тесно сотрудничает с властями в рамках DKS. Учредителями организации является все тот же Центр писателей при поддержке ряда других заинтересованных фондов и компаний.
Внедрение DKS в школьную программу вызвало всплеск интереса к литературе, что открывает новые горизонты для производителей и распространителей печатной продукции для детей и молодежи. Также в этой связи возникает необходимость в расширении поля деятельности заинтересованных организаций.
«Культурное наследие»
Просвещение в области культуры, знакомство школьников с древними Норвежскими традициями – еще одна важная миссия DKS.
Норвежские музеи – огромный культурный сектор, который охватывает и крохотные музеи истории отдельно взятых поселений, и музеи при университетах, и национальные музеи классического искусства или истории. Посещение крупных музеев, включая университетские, всегда было неотъемлемой частью школьной программы, предоставлявшей школьникам возможность знакомства с классическим и современным искусством. Большая часть норвежских музеев включена в программу DKS, и статистика за 2006 год показывает, что в мероприятиях, организованных музеями, принял участие 358 711 школьников.
Научные центры проводят образовательные интерактивные выставки и презентации. Позволяющие посетителям (преимущественно школьникам) в теории и на практике познакомиться с достижениями области различных наук.
Со школами также тесно сотрудничают и архивы. Школьникам разрешен доступ к ним, чтобы они могли ближе познакомиться со всеми аспектами истории и культуры своей страны. Архивы являются поистине неисчерпаемым ресурсом знаний для тех, кто с трепетом относится к своей истории.
Знакомство с историей религии проходит через ознакомление с материалами, которые школьникам предоставляют 1600 норвежских церквей. Это и произведения искусства, отражающие церковный быт и развитие религии на протяжении веков, и история церкви в конкретных губерниях и городах, музыка и тексты религиозных песнопений. Знакомство с религией носит ознакомительный, нейтральный характер.
Важно
«Культурное наследие» — чуть ли не самая важная часть всей школьной программы. И DKS во многом способствует развитию науки, побуждая ученых и исследователей к разработке новых проектов и способов их презентации.
Сотрудничество между различными организациями было очень полезно. Это позволило бы оценить, насколько эффективно было бы комбинирование научных презентаций с лекциями по истории культур, что поспособствовало бы возрастанию любознательности школьников.
DKS дает детям возможность узнать понемногу обо всем: от религиозных искусств до различных форм современного искусства.
По материалам отчета, предоставленного в Стортинг Министерством науки и образования в 2009 году.
Перевела и подготовила Екатерина Константинова
Ремонт Nokia C-series — например Nokia C6-00 или Nokia C7-00. Den kulturelle skolesekken:
|
|
|