Руны — письменность древних германцев, употреблявшаяся с I—II по XII века н. э. в Дании, Швеции и Норвегии, X—XIII века в Исландии и Гренландии, а в провинции Даларна в Швеции вплоть до XIX века. После принятия христианства в странах Северной Европы была вытеснена латиницей.
Алфавит и термины
Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.
1 эттир:
Fehu «скот, имущество» f, v
Uruz «зубр» u
Þurisaz «шип, турс» þ
Ansuz «бог» a
Raidu «путь» r
Kauna «факел» k
Gebu «дар» g,γ
Wunju «радость» w
2 эттир:
Hagalaz «град» h
Naudiz «нужда» n
Isaz «лёд» i
Jara «год, урожай» j
Iwaz «тис» é (ih-wh)
Perþu Значение не ясно p
Algiz «лось» -R (-z)
или Sowilu «Солнце» s
3 эттир:
Tiwaz «Тюр» t
Berkana «берёза» b
Ehwaz «лошадь» e
Mannaz «человек» m
Laguz «озеро» l
Iŋwaz «Ингви» ŋ
Dagaz «день» d,ð
Oþila «наследие» o
Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.
Символы
На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.
Рунические памятники
Всего было найдено около 5 000 рунических надписей, из которых 3 000 были найдены в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма были найдены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей были найдены в Норвегии, около 140 надписей были найдены на Британских островах, около 60 — в Гренландии, около 70 в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Рунические надписи были найдены также во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах.
Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако недавние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н.э
Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне — у древних германцев искусство резьбы по дереву было на высоком уровне. Рунические надписи были самого различного содержания: встречались различные магические надписи, и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня.
Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».
Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят о исключительных правах женщин у германцев — праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельца оружия, художника. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также были известны рунические календари.
Происхождение рун
Греко-латинская версия
По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.
Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.
Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.
Северноэтрусская версия
Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.
Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.
Нетрадиционные версии
В 1930—1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а, следственно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.
Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.
Мифологическая версия
Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.
Ранние, общегерманские, или праскандинавские руны
Существовало несколько различных типов рун, наиболее ранним является ранний, общегерманский, или праскандинавский вариант. Он использовался в период с I по VII вв. н. э. и его иногда называют старшим футарком или старшими рунами. Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III—VIII вв. Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского, самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках.
Готские руны
Также выделяют готские руны, являющиеся ранней разновидностью общегерманских. Они использовались в Восточной Европе в I — IV вв. н. э. Обычно к готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля (Украина), надпись на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния), а также надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия). Надпись гласит: raunijaz, то есть «испытывающий». Эту надпись считают самой ранней рунической надписью.
Англосаксонские руны
В связи с переселением ряда германских племён на Британские острова (англов, саксов, ютов) в их языке произошли фонетические изменения, был добавлен ряд новых гласных звуков, в результате чего общегерманский рунический алфавит стал непригоден. Так возник англосаксонский рунический алфавит. К VII веку были добавлены две новые руны — Ac, которая обозначала долгое ɑ: и Æsc, которая обозначала звук æ. Позже были добавлены руны Yr для y, Ior для дифтонга io, Ear для дифтонга ea, Cweorþ для q, Calk для k, Stan для звукосочетания st, Gar для тяжёлого g . Списки англосаксонского рунического алфавита сохранились в рукописях «Codex Salisburgensis, 140», «Cotton Domitian (Codex Cotton)», а также на «скрамасаксе», коротком мече, найденном в Темзе. Несколько старых рун изменили своё фонетическое значение: a стала обозначать звук o, z — x. Названия старых рун были сильно изменены, точнее, переведены на англосаксонский язык. Они стали следующими: Feoh, Ur, Þorn, Or, Rad, Cen, Gyfu, Wen, Hagl, Nyd, Is, Ger, Ih, Peorþ, Eohlx, Sigel, Tir, Beorc, Eh, Man, Lagu, Ing, Oeþel, Dæg.
Новые руны переводились следующим образом: Ac — «дуб», Æsc — «ясень», Yr — «лук (оружие)», Ior — «змей», Ear — «земля», Calc — «потир», Stan — «камень», Gar — «копьё». Значение руны Cweorþ неизвестно.
«Маркоманнические руны»
В трактате «De Inventione Litteraum», который сохранился в рукописях VIII и IX вв., найденных, главным образом, в Каролингской империи упоминается любопытная смесь общегерманских и англосаксонских рун, которая была названа «маркоманнические руны», хотя к самим маркоманнам не имеет никакого отношения и, вероятно, была создана чтобы сделать руны полностью эквивалентными латинскому алфавиту.
Северные, или скандинавские руны
К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g, w, ih-wh, p, z ŋ, d, o. Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr, таким образом, алфавит стал состоять из шестнадцати рунических знаков. Названия рун также сильно изменились: Fe, Ur, Þurs, Åss, Reið, Kaun, Hagall, Nauð, Iss, Ar, Sol, Tyr, Bjarkan, Maðr, Løgr. Что же до оставшихся праскандинавских знаков, то они каждая из них стала обозначать несколько похожих звуков: руна Ur стала обозначать звуки u, o, ø, w; þurs — þ,ð; Åss — å, ą, æ; Kaun — k, g, ŋ; Iss — i, e, ø, y; Ar — a, æ, e, ø; Tyr — t, d, nd; Bjarkan — p, b, mb. Обычно различают два типа скандинавских рун — датские и шведско-норвежские. Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде, они использовались в IX-XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака, так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались IX-X вв. Позже стал выделяться норвежский вариант, по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также Младшими рунами.
Хельсингские руны
Тенденция к сокращению написания знаков в шведско-норвежских рунах проявила себя в хельсингских рунах. Эти руны, хоть и использовались в Хельсингланде (Швеция), но, вероятно, были изобретены в районе озера Мелар. Надписи сдеанные хельсингскими рунами датируются XI веком.
Мэнские руны
Тенденция к сокращению сохранилась и в норвежских рунах. Так, в XI-XII вв. на острове Мэн использовался очень любопытный вариант норвежских рун, называемый мэнские руны. Его отличительной особенностью является отсутствие 16 руны, надписи, сделанные этим письмом разделяют на два типа: где четвёртая руна обозначала звук ą, и где обозначала o.
Пунктированные руны
Пунктированные руны возникли в XI веке в Дании и Норвегии. Они были созданы с целью усовершенствовать скандинавские руны, так как они, ввиду большого количества фонетических значений у каждой руны, не могли с точностью передавать написанное. Поэтому были добавлены знаки для c, d, g, o, p, v, ð, æ, ø, z. Стимулом к расширению алфавита послужил опыт англосаксонских рун. Своим названием пунктированные руны обязаны точкам, которые добавлялись к рунам при образовании ð из þ; p из b; y.
Исландские руны в начале XII века
Исландские руны можно считать развившимся вариантом пунктированных рун. Они использовались в Исландии в XII-XIV вв. В позднюю эпоху в исландских рунах стали резко изменяться формы отдельных рун.Появились «сокращённые формы рун» (Viktigste islandske særformer).
Гренландские руны
Гренландские руны также произошли от пунктированных, они использовались приблизительно в одно время с исландскими. Всего в Гренландии было найдено около 60 рунических надписей, 35 из них были найдены в Восточном Поселении, 20 в Западном поселении. Старейшая руническая надпись Гренландии отностися к XIV веку и была найдена в Нарсаке, к северо-западу от Юлианехоба.
Далекарлийские, или дальские руны
Далекарлийские, или дальские руны использовались в провинции Даларна (Швеция) с XV до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Этот вариант был последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей.
Влияние на другие письменности
Епископ Вульфила создал готскую письменность на основе греческого алфавитного ряда с использованием латинской и рунической письменностей. Из рунической письменности готский алфавит унаследовал названия букв, хотя они были немного изменены: asha, bairkan, giba, dags, aihvus, quairtha, iuja, hagl, thiuth, eis, kusma, lagus, manna, nauths, jer, urus, pairthra, raida, sauil, teiws, winja, faihu, iggwis, hwair, othal. К рунической письменности можно возвести готские буквы urus, othal. Также к рунической письменности восходит добавочная буква Þ в староанглийском и исландском алфавитах, основанных на латинице.
Рунические календари
Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim — «календарь» и stok — «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim — «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug обозначал 17, Tvimaður обозначал 18, Belgþor обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими цифрами или другими числовыми знаками.
|
Влад Троицкий. Комплексный подход( www.teatre.com, Разговаривала Марыся Никитюк, 01.02.2008 ) Влад Троицкий. Комплексный подход
Интервью с Владом Троицким,
режиссером театра «ДАХ»
Разговаривала: Марыся Никитюк
Фотографировала: Ольга Закревская
«Ставить современную агрессивную пьесу мне интересно, но не ради эпатажа»
Влад Троицкий: Меня все время мучают вопросом, каким это образом я переехал из Бурятии в Украину? Или просят рассказать историю создания «ДАХа». Я могу, конечно. Но, может, о чем-нибудь новом поговорим?
Марыся Никитюк: О режиссуре?
В.Т: О, да, это я люблю. Режиссура — мой конек!
М. Н: Влад, ну зачем вы издеваетесь?
В.Т: Я не издеваюсь, я балуюсь.
Как я работаю
1. Когда я начинаю спектакль, то не знаю, по какой системе буду работать. Есть система реалистического бытового театра, который я почерпнул у Оглоблина, есть мистериальный театр и так далее.
Пример реалистического театра — это два первых акта «Женитьбы» и в какой-то степени «Анна». Эти два спектакля — бытовой реалистический театр. А поиск мистерий у меня начался через осознание украинского фольклора. Мне хотелось на основе украинской культуры создать спектакли-мистерии, которые были бы приняты без снисхождения урбанистическим сознанием. Насколько это удалось — думаю, что удалось.
2. Я специально ввожу себя в экстремальную ситуацию: создаю такие обстоятельства, при которых спектакль надо сделать быстро. Тогда скорее начинает работать бессознательное — только разумом построить практически ничего не возможно. Знание и ремесленная основа помогают делать технические вещи, но не создают сам спектакль.
3. Я прихожу на репетицию — у меня нет плана репетиции
4. Я исследую НЛП-технологии и в соответствии с этими методами пытаюсь спровоцировать актеров, разрушить стандартное восприятие мира и стереотипы их работы. Это происходит посредством разных вещей: тренингов, бесед, общения
Трансформации как способ выживания
Есть такая гипотеза, что театр больше семи лет не живет. Постоянные кардинальные изменения — это один из способов выживания театра. Если не происходит изменения в направлении театра, то начинается стагнация: исчерпывание коллектива и художественных идей. «ДАХ» постоянно находился в движении, от открытой площадки и периода школ до репертуарного театра, от мистериального этапа к этапу «Идиотов» и к современной драматургии. И мне нравится, что сегодняшний поворот к социальной драме совпадает с реальной энергией времени. Я вижу, что публика начинает откликаться. Но я не преуменьшаю значимости моноспектаклей «Семь дней с Идиотом» по пьесам Клима, или мистериального цикла. Это так называемые сакральные территории, то, что держит дух театра. Священные коровы. Но в каждый период что-то должно быть локомотивом, источником энергии, сейчас это современная драматургия.
О современной драме в Украине
В Украине почти никто не занимается современной драматургией, в частности и русской «новой драмой». Есть что-то в Харькове, но этого мало для всей страны.
Сейчас опыты в этом направлении проводит Русская драма. Гете-институт регулярно проводит читки современной немецкой драматургии. А читки современной украинской драматургии проводит центр Леся Курбаса. Дмитрий Богомазов тоже ставит агрессивные современные пьесы («Роберто Зукко» Колтеса, «Женщина из прошлого» Шиммельпфеннига). Но всего этого недостаточно. Современная драматургия должна быть такой, чтобы о ней говорили, если это не так — значит, ее нет.
Коронация Слова проводит конкурс «Лучшая драматургия», Станислав Моисеев пытается ставить новую драматургию в Молодом театре. Но все эти попытки находятся на периферии сознания молодого зрителя. В Киеве среди молодежи ходить в театр не модно. Они не ходят в театр потому, что язык, на котором с ними говорят, не современен.
Украинский театр — театр скуки
Я театр никогда не любил, почти все, что я видел в Киеве, мне не нравилось. Пара походов в киевский театр в юности вызвали у меня жесткую аллергию, я не понимал, как нормальный человек может это выдержать.
Почему же вы тогда театром занялись? Это было безумие, не собирался я никогда театром заниматься. Мы пошли как-то учиться брейк-дансу по молодости, а попали к Черкову…
Черков вел брейк-данс? Нет, не он. В его актерской школе был Саша Токарчук, который давал уроки пантомимы, мы на них и попали вместо брейк-данса. А Черков там рассказывал, что весь театр, который нас окружает — это не театр. Говорил, что есть Еже Гротовский, Анатолий Васильев, Тадеуш Кантор. И тогда уже появились ребята, которые у Васильева учились, тот же Юра Яценко, и Клим как явление возник. Я оказался в контексте другого театра, несвойственного Киеву и Украине.
Дора и Анна
Вопрос с маргинальной или брутальной пьесой стоит так: каким образом, при наличии ненормативной лексики, жестокости сюжета, выйти на метафизические смыслы? В «Сексуальных неврозах», мне кажется, нам это удалось, в «Анне» мы еще на пути к этому. «Анна» — метафизическая пьеса: когда ты перестаешь воспринимать ее как некий документальный срез из жизни шахтерского поселка, тогда начинаешь слышать и видеть ее как пьесу-размышление о жизни, о поступке, о женщине, о любви. Нужно добиться того, чтобы это просматривалось даже через слой брутальщины.
После серьезной драматургии Клима, я стал переборчивым и придирчивым. Но если говорить об «Анне», то, безусловно, Клавдиев талантлив, и энергия русской глубинки мне близка, я же человек из России. Поэтому, когда я прочитал сборник его пьес, то понял, что это можно поставить.
С Берфусом было иначе. «Сексуальные неврозы наших родителей» мне с самого начала по какому-то внутреннему импульсу показались схожими с фильмом Триера «Рассекая волны». Там нет прямых аналогий, но для меня и спектакль и фильм являются такой социальной драмой, которая переходит на метафизический уровень.
Культура зрелища
Долгое время я не мог решить, как сценографически выстроить «Неврозы». Потому, что сама пьеса — это скорее киносценарий, рассчитанный на жесткий монтаж: место действий меняется каждые две минуты. И в сценически едином пространстве очень сложно придумать лавку, гостиницу, квартиру, кабинет врача, и сделать так, чтобы это все не мелькало как бешеное. И чудом была придумана форма стеклянных коробок.
Сами понятия «культура зрелища», сценический дизайн в Украине очень слабо развиты. Пожалуй, серьезной сценографией занимаются только Андрей Жолдак и Дима Богомазов, а все остальное либо в формате псевдотрадиционного театра, либо бедного театра. Но бедный театр тоже обязан быть красивым, зрелище должно выглядеть стильно, и еще оно должно находиться в контексте мировой зрелищной культуры.
Проблема с современным материалом
Современной драматургии, интересной мне, мало. Я перечитал много русских пьес тех авторов, которых сейчас ставят в России: братьев Дуринковых, Пресняковых, Сигарева, Вырыпаева, Сорокина. Меня все это не задело. Это игры разума, очень талантливые, но в основном построены на стебе.
С западной драматургией тоже не все просто. Они апеллируют к тем энергиям и к тем смыслам, которые актуальны для западного общества. У них другое сознание, уровень культуры, культура восприятия, способ игры, другой театр. Ставить их современные пьесы все равно, что сейчас ставить по-настоящему «Чайку» или «Три сестры» Чехова, с психологизмом и бытовыми подробностями. Потому что героев, о которых писал Чехов, больше не существует, понять их без активной помощи режиссера нельзя.
Doc. драма
Документальную драму я не хочу ставить. Я могу играть в документ, но если он без художественной обработки, то мне не интересно. Брать интервью у бомжей, проституток, наркоманов и ментов, а потом из этого делать какой-то коллаж смыслов — я когда-нибудь, возможно, займусь этим, но пока меня это не привлекает.
Маргиналы в центре
Повышенный интерес к маргиналам и жестоким сюжетам — это буржуазное явление, поскольку в театр на западе приходят люди с деньгами, это искусство для богатых. Они приходят посмотреть, как живут другие люди. У нас тоже уже произошло это социальное расслоение, но не так жестко, все равно многие люди попадают в метро и попадают в обойму разных социальных типов, Крещатик только чего стоит! В Европе все уже по-другому: люди из буржуазных кварталов никогда не видят низов общества, они не сталкиваются с ними нигде, но приходят посмотреть на них в театр.
Современная драматургия в Европе
Социальная драма была актуальной в Европе лет пятнадцать назад, когда буржуазная публика должна была посмотреть, как живет низ. В Англии натуралистический театр сейчас на пике, он составляет 90% репертуара лондонских театров, когда чуть ли не употребляют наркотики на сцене. Но уже в прошлом году одна из продюсеров театра Барбикан-центра говорила, что этот очень узкий жанр, который практически исчерпал себя. Другая волна, западные фестивали, сейчас ищут экзотику, красивости, с далекого Ирана, Афганистана, Африки. Европейские продюсеры пытаются привести нечто непонятное и этим как-то поразить, влить новую кровь. Классикой кто-то, конечно, занимается, но это скорее экзотика.
В Германии 70% репертуара составляет современная драматургия, завлит в театре — его называют драматургом — является очень важной персоной. Он фактически определяет политику театра, не режиссеры, а завлит ищет авторов, формирует репертуар.
Комплексный подход
Не думаю, что перепрофилирование нашего театра на современную драматургию, что-то изменит в киевской театральной жизни. Я же для них не существую. Но мы делаем комплексный подход. «Украина мистычна» уже срезонировала. Театрализация фольклора начиналась в «ДАХе», а потом это все разошлось по Украине. Думаю, что-то похожее может произойти и с социальной драмой.
Но серьезных изменений не произойдет до тех пор, пока не изменится система театрального образования. Должна появиться образовательная институция, связанная с Мыстецьким Арсеналом, с ГогольFest, с «ДАХом» в области современного театрально-визуального искусства. Тогда можно будет говорить об изменениях.
ГогольFest
Говоря о ГогольFest, нельзя рассматривать только его театральную часть. Этот фестиваль тем и уникален, что он мультикультурный и это его принципиальное отличие. Аналогов тому, что мы собираемся сделать, я не знаю даже в мире. Мы взяли такую форму потребления материальных благ, как «молл» — огромные магазины-города на выезде, куда ты погружаешься на целый день. А мы делаем культурный «молл» — человек приходит, потому что его заинтересовало одно, а получает полипродукт в одном месте, в одно время.
На фесте будут представлены качественным концентратом все фестивали Украины: Краина Мрий, Шешоры, Джаз-Коктебель, Крок, Молодость. Это будет Фестиваль фестивалей.
Театральная программа ГогольFest состоит из представителей «нового театра», которого Киев еще не видел. Это и театр «Дерево», и Петербургский театр «АХЕ», и Атила Виднянский из Венгрии, Владимир Панков из Москвы со своей SoundDrama, возможно Борис Юхананов с его проектом «Голем». Это будет образовательное событие для Киева и киевской публики, а если мы будем накапливать такой контент, то престиж фестиваля будет расти, и ГогольFest станет событием в мировом контексте.
Потребители
Мне нравятся лица публики, которая ходит в «ДАХ», она достаточно образованна, она готова размышлять. Но я редко вижу молодых людей, заряженных импульсом производить. Это — потребители. В Киеве культура потребления искусства находится на достаточно высоком уровне. Об этом говорят очереди на «Ночи короткого кино», на «Молодость», рынок артхаузного кино развивается. Но отечественная молодежь только потребляет западный или же русский продукт, она ничего не производит. И меня это поражает, потому что у молодежи должен быть главный тезис — взрослые все мудаки, все, что они делают — дерьмо. Они должны находиться в протестной форме, и в ней должен рождаться беспредел, от наивного до агрессивного, а я вижу какую-то вялотекущую с мягким темечком молодежь, грубо говоря, импотентов.
Украина vs. Россия
Нельзя сравнивать нас с Россией, потому что у них культура является предметом идеологии, это государственная политика, политика Империи. В империи культура должна быть мощной. Поэтому, как только возникает посыл от власти, сразу появляются люди, которые обрабатывают этот запрос, и в результате появляются такие живые проекты как тот же NET, как «Новая драма», литературные чтения Любимовки. К тому же в Росси много культурных центров: Новосибирск, Екатеринбург, Питер, в конце концов — там жизнь идет. В Украине этого всего нет, власти плевать, что происходит в области культуры. |