Содержание
Почему всё вокруг такое, какое оно есть?
Почему всё вокруг такое, какое оно есть?
 
Беллур Сиварамия ЧАНДРАСЕКАР
 
 
 
Продолжение. См. № 2, 4/05
 
8. Серебряная и пластмассовая ложки
 
(окончание)
 
 
7. Несколько практических примеров
 
Мы рассмотрели три свойства веществ,
 связанные с температурой: удельную теплоёмкость,
 теплопроводность и тепловое расширение.
 Приведём несколько примеров из повседневной
 жизни, когда эти свойства начинают играть важную
 роль.
 
Во время обеда вам наверняка случалось
 взять в рот картошку, которая оказалась намного
 горячее, чем вы ожидали. Однако, чтобы остудить
 её, достаточно сделать малюсенький глоток воды.
 Дело в том, что удельная теплоёмкость воды
 намного больше удельной теплоёмкости картошки.
 
 Даже если воды мало, она, поглощая тепловую
 энергию картошки, нагревается совсем
 незначительно, а горячая картошка при этом
 заметно охлаждается. Удельная теплоёмкость воды
 больше, чем любого другого известного нам
 вещества (см. табл. 8-1). Эта способность воды
 поглощать большое количество теплоты, очень мало
 изменяя при этом свою температуру, является
 важным фактором, определяющим земной климат.
 
В твёрдых веществах тепловая энергия
 переносится за счёт теплопроводности: энергия
 переносится, вещество остаётся на месте.
 Напротив, в жидкостях и газах основным процессом
 переноса теплоты является конвекция: само
 вещество движется, перенося энергию. Есть и
 третий путь передачи тепловой энергии –
 излучение, о котором пойдёт речь в следующей
 главе. Пока что мы рассматриваем обычную
 ситуацию, когда главную роль играет
 теплопроводность. Пример: обогрев дома зимой и
 его охлаждение летом.
 
 
Рис. 8-8. Схематическое изображение
отапливаемого зимой дома. Температура снаружи
равна 5 °С, внутри 22 °С. Как только температура
установилась, вся тепловая энергия, выделяемая
системой подогрева, утекает через пол, стены и
крышу дома и нагревает окружающую среду.
 
На рис. 8-8 представлена схема дома
 зимой. [Не в России, конечно. – Ред.] Cнаружи
 температура равна 5 °С, а внутри 22 °С. Так как
 температура внутри постоянна, поглощение
 энергии в доме не происходит. Таким образом вся
 энергия, выделяемая нагревателем, уходит за счёт
 теплопроводности наружу через стены, крышу и
 другие поверхности дома.
 Как только температура
 внутри доходит до определённого постоянного
 значения, вся энергия от нагревателя переходит в
 окружающую среду. Именно в этом причина того, что
 при строительстве домов предусматривают очень
 хорошую тепловую изоляцию между внутренними
 помещениями и внешней средой, ведь желательно
 уменьшить количество теплоты, которое
 бесполезно переносится в окружающую среду. Ранее
 мы видели, что скорость потока энергии
 пропорциональна разности температур, которая и
 определяет этот поток.
 
Вопрос. Сколько энергии можно сберечь,
 если в рассмотренном примере поддерживать
 внутри дома температуру 18 °С, а не 22 °С?
 
Ответ. Поток энергии изнутри наружу
 пропорционален разности температур внутреннего
 помещения и окружающей среды. Если установить
 кондиционер не на 22, а на 18 °С, разность
 температур изменится с 17 до 13 °С. Пропорционально
 уменьшится и необходимая тепловая мощность, т.
 е.
 она составит 13/17 (или 72%) от исходной.
 
Тепловое расширение веществ в
 рассмотренном нами диапазоне температур очень
 незначительно. Например, стальной стержень
 длиной 1 м при нагревании от –50 °С до +50 °С
 удлиняется всего на 1 мм. Хотя эффект мал и во
 многих случаях им можно пренебречь, его следует в
 полной мере учитываться при строительстве
 железнодорожных путей, мостов, дорог и зданий.
 
9. Оконное стекло и алюминиевая фольга
 
1. Введение
 
Оконное стекло прозрачно, а
 значительно более тонкая алюминиевая фольга не
 пропускает свет. Все вещества можно поделить на
 такие, которые пропускают свет, и такие, которые
 его не пропускают. Примерами веществ первого
 типа являются стекло, чистая пластмасса,
 кристаллы сахара и поваренной соли. В то же время
 металлы непрозрачны. Мы знаем, что все вещества
 состоят из атомов.
 В гл. 4 говорилось о том, что
 атом сам по себе представляет в основном пустое
 пространство, т.к. ядро и электроны занимают
 крохотную долю его объёма. Казалось бы, свет,
 свободно распространяющийся в пустом
 пространстве, должен с такой же лёгкостью
 проходить и через любые вещества. Однако это
 очевидно не так. Прозрачность или непрозрачность
 веществ есть следствие того, что происходит с
 квантовыми состояниями электронов, когда
 отдельные атомы собираются вместе, образуя
 твёрдое тело.
 
Другим свойством веществ, которое
 должно иметь какое-то отношение к тому, как они
 взаимодействуют со светом, является цвет.
 Например, при дневном свете металлическая медь
 имеет красный цвет, а золото – жёлтый. Сапфир –
 синего цвета, а рубин – красного. Объяснение
 опять связано с электронной структурой этих
 твёрдых тел, а также с квантовой природой света,
 представляющего собой поток фотонов, энергия
 которых равна их частоте, умноженной на
 постоянную Планка.
 
Тот тип волнового движения, примером
 которого является свет, соответствует огромному
 диапазону частот. Радиоволны, микроволновое и
 рентгеновское излучения относятся к тому же типу
 волн, что и видимый свет, различаясь только
 частотой. По причинам, о которых речь пойдёт ниже,
 все такие волны называются электромагнитными
 волнами. Сначала мы обсудим, что такое
 электромагнитные волны, а затем рассмотрим
 несколько примеров взаимодействия этих волн с
 веществом. Мы будем рассматривать главным
 образом видимый свет, посколько именно этот тип
 электромагнитных волн мы наблюдаем всё время.
 Однако картина, которую я нарисую, применима и ко
 всем другим волнам.
 
2. Что такое свет?
 
В гл. 7 мы описали тепло как одну из форм
 энергии, которой обладает кусок нагретого
 твёрдого тела. Тепловая энергия является
 энергией движения атомов и электронов в
 веществе.
 Поэтому такой тип энергии невозможно
 представить в отрыве от вещества. Но есть другой
 пример энергии, получаемой от Солнца в виде
 света. Солнечный свет достигает нас, проходя
 расстояние от Солнца до Земли практически в
 пустом пространстве. Этот свет может проходить
 сквозь оконные стёкла, но задерживается другими
 веществами типа алюминиевой фольги. В гл. 3
 говорилось, что свет обладает свойством
 дуальности: он ведёт себя как волна, демонстрируя
 явления интерференции и дифракции, и
 одновременно как поток частиц (фотонов).
 Послед-нее утверждение было экспериментально
 проверено Артуром Комптоном в опытах по
 рассеянию рентгеновского излучения электронами.
 Импульс p и энергия Е фотона связаны с
 волновым числом k и частотой f
 соответствующей световой волны правилами
 квантовой механики:
 
p = hk/2; E = hf,
 
где h – постоянная Планка.
 Волны,
 соответствующие видимому свету, имеют длины волн
 в интервале от 8 . 10–5 см для
 красного света до 4 . 10–5 см
 для синего. Всем другим цветам соответствуют
 длины волн в указанном диапазоне. Частота света
 равна скорости света, делённой на длину волны.
 
В случае волны на воде сама вода
 движется вверх и вниз. В случае звуковой волны,
 распространяющейся в воздухе, давление в каждой
 точке меняется с частотой, равной частоте звука.
 В обоих случаях существует вещество – вода или
 воздух, – являющееся переносчиком волны и
 колеблющееся известным образом. Но что
 происходит в световой волне? Она может
 распространяться в пустом пространстве, поэтому
 ей не нужна материальная среда, совершающая
 колебания. Световая волна проходит через пустоту
 и через некоторые вещества. Чтобы понять, почему
 стекло прозрачно для света, а фольга из алюминия
 – нет, следует более детально посмотреть на то,
 что же на самом деле колеблется в световом луче.
 
 Прежде чем мы сделаем это, поговорим о длинах
 волн и частотах световых волн.
 
Видимый свет имеет длину волны,
 зависящую от цвета, и лежащую в диапазоне 
 • 10–5 см. Конечно, существуют волны, длины
 волн которых лежат и вне этого диапазона. Такие
 волны не видны глазом человека, однако в
 остальном они такие же. Эти волны существуют в
 природе или могут быть созданы специальными
 устройствами. Наблюдаются волны с длинами волн
 от 1010 см до 10–14 см (в принципе, могут
 существовать волны и вне этого диапазона). Все
 волны распространяются в вакууме со скоростью
 видимого света 3 . 108 м/с.
 Совокупность волн с длинами волн или частотами в
 указанном огромном диапазоне, имеющих общие
 свойства, называется электромагнитными
 излучением.
 
На рис. 9-1 показан спектр
 электромагнитного излучения.
 Он делится на
 разные области, примерные границы которых
 показаны тонкими линиями. Волны в каждой области
 имеют своё название: гамма-излучение,
 ультрафиолетовое излучение и т.д. Способы
 генерации волн разных диапазонов различны.
 Например, гамма-излучение испускается
 радиоактивными ядрами, а микроволновое
 излучение генерируется в специальных вакуумных
 трубках. Частоты и соответствующие им длины волн
 связаны горизонтальными линиями на рисунке:
 например, гамма-излучение частотой 1020 Гц
 (точка А) имеет длину волны 3 . 10–10
 см (точка В). Так как скорость равна частоте,
 умноженной на длину волны, получаем, что скорость
 распространения гамма-излучения равна 3 . 1010
 см/с, т.е. скорости света в вакууме. Это же верно
 для скорости всех электромагнитных волн в
 спектре.
 
 
Рис.
9-1. Разные области спектра
электромагнитного излучения. На шкалах,
показывающих частоту и длину волны, каждое
последующее деление отличается от предыдущего
мно-жителем 10. Такие логарифмические шкалы
используются тогда, когда интересующее нас число
изменяется в очень большом диапазоне.
 
3. Электрическое и магнитное поля
 
В этом разделе мы рассмотрим вопрос о
 том, что же совершает волновое движение в
 электромагнитной волне. Чтобы сделать это,
 сначала нужно объяснить, что в физике понимают
 под словом поле. Этот термин мы используем в
 специальном смысле, отличающемся от того,
 который используется в обычной речи. Начнём с
 простого примера и рассмотрим включённую
 духовку в кухне.
 Изобразим духовку в виде полости
 кубической формы (рис. 9-2).
 
 
Рис. 9-2. Стрелки показывают движение
разных частей воздуха в нагретой духовке.
Температура воздуха, а также направление и
величина его скорости изменяются от точки к
точке. Говорят, что внутри духовки имеется поле
температур и скоростей.
 
Воздух внутри духовки постепенно
 нагревается. В какой-то момент времени, который
 мы обозначим t, мы измерим температуру Т
 в каждой точке внутри духовки. Каждую точку Р
 можно охарактеризовать заданием радиуса-вектора
 r, проведённого в точку Р из какого-нибудь
 угла духовки, принятого за начало координат.
 
 Изменяя направление и (или) величину r, можно
 пробежать по всем точкам внутри духовки. Таким
 образом, в заданный момент времени мы можем
 сделать как бы мгновенный снимок распределения
 температуры во всех точках внутри духовки.
 Обозначим эту картину символом T(r, t).
 Такое обозначение выбрано по следующим
 соображениям: 1) речь идёт о температуре Т; 2)
 температура зависит от координаты r и
 времени t.
 
Таким образом, предложенный символ
 обозначает температуру в каждой точке внутри
 духовки в разные моменты времени. Словами это
 можно выразить так: задано поле температур T(r,
 t) внутри духовки, зависящее от координаты r
 и времени t.
 
Вопрос. Пусть воздух внутри духовки
 совершает движение (циркуляцию), как показано
 стрелками на рис. 9-2.
 Можно ли связать с этим
 движением поле?
 
Ответ. Да. В каждой точке Р воздух
 движется с определённой скоростью в
 определённом направлении. И величина скорости, и
 её направление меняются с течением времени и в
 зависимости от точки Р. Поэтому можно считать,
 что внутри духовки задано поле скоростей воздуха
 (r,
 t).
 
Поле температур – характеристика,
 имеющая только величину (например, столько-то
 градусов Цельсия), но не направление. Такие
 величины называются скалярами. Таким образом,
 температура внутри духовки образует скалярное
 поле. Скорости воздуха в отдельных точках внутри
 духовки образуют векторное поле. Общим для обоих
 полей является то, что в заданном объёме
 пространства и в заданный момент времени в
 каждой точке задаётся определённая величина,
 которая может быть скаляром (например,
 температура) или вектором (например, скорость).
 
Два описанных поля являются
 свойствами среды, в данном случае воздуха,
 заполняющего интересующий нас объём – духовку.
 Рассмотрим теперь другой пример, в котором
 обнаруживается новое и очень важное свойство
 поля. Пусть электрический заряд, например
 электрон, закреплён в какой-то точке А в
 пространстве. Если теперь поместить в любой
 другой точке пространства В единичный
 положительный электрический заряд, он будет
 испытывать на себе силу со стороны электрона. На
 рис. 9-3 показано, как эта сила убывает с
 увеличением расстояния между точками А и В. Сила
 является вектором и может быть измерена во всех
 точках пространства, окружающих электрон А.
 Таким образом, сила удовлетворяет всем
 требованиям, характеризующим векторное поле. Это
 поле называется электрическим полем,
 создаваемым электроном, и обозначается символом E(r,
 t). Вектор r, проведённый из А в В,
 характеризует точку в пространстве, в которой
 измеряется электрическое поле в момент времени t.
 
 Для краткости мы будем иногда обозначать
 электрическое поле просто символом E,
 подразумевая при этом, что Е зависит от
 координат и времени.
 
 
Рис. 9-3. Сила, действующая на единичный
положительный заряд в точке В со стороны
электрона зарядом –е, помещённого в точке А.
При увеличении расстояния между зарядами сила
уменьшается.
 
Можно выписать формулу для силы,
 действующей на единичный положительный заряд со
 стороны электрона.
 Нужно просто перемножить
 величины зарядов и поделить на квадрат
 расстояния между ними. Тогда величина силы равна
 
 
Знак «минус» означает, что сила
 направлена к электрону. Направление поля
 соответствует тому, что разноимённые заряды
 притягиваются.
 
Представим теперь, что единичный
 положительный заряд в точке В заменяется
 каким-то электрическим зарядом q. Тогда сила,
 действующая на этот заряд, будет равна по модулю qe/r2
 и направлена к электрону или от него в
 зависимости от того, положителен заряд q или
 отрицателен.
 
Вышесказанное можно записать как
 утверждение, что вектор силы, действующей на
 заряд q, равен qE при любом значении q.
 Всё это выглядит так, как будто электрон в точке А
 влияет на свойства окружающего пространства, так
 что любой заряд, помещённый в какую-то точку
 пространства, испытывает силу, определяемую
 созданным электроном полем.
 
Сделаем ещё один шаг в наших
 рассуждениях и скажем, что наличие электрона в
 точке А создаёт электрическое поле в любой точке
 В окружающего пространства. Делая такое
 утверждение, мы выходим за рамки рассмотрения
 электрического поля как вспомогательной
 величины для задания силы, действующей на заряд в
 точке В со стороны заряда в точке А. Мы
 представляем реальную физическую величину –
 электрическое поле, существующее в точке В
 независимо от того, имеется ли в этой точке заряд
 или нет. Всё, что необходимо для существования
 поля, это наличие где-то заряда или совокупности
 зарядов, выполняющих роль источников поля.
 Сосредоточив внимание на поле, можно перестать
 думать о том заряде, который нужен для создания
 поля. Можно просто рассматривать данный объём
 пространства, даже если в нём нет зарядов, и
 считать, что в этом объёме есть электрическое
 поле, которое в общем случае может изменяться со
 временем.
 При этом можно не упоминать явно о тех
 зарядах, которые должны где-то находиться, чтобы
 создать это поле.
 
Перейдём к магнитному полю. Простым
 примером магнита является стрелка компаса –
 постоянный магнит, который может вращаться в
 горизонтальной плоскости вокруг оси. Северный
 полюс стрелки указывает на географический
 Северный полюс, т.к. магнитные свойства Земли
 напоминают свойства большого постоянного
 магнита, ориентированного вдоль её оси вращения.
 На рис. 9-4, а показано влияние постоянного магнита
 на стрелку компаса, расположенную в разных
 точках пространства вокруг магнита. В каждой
 точке стрелка компаса занимает определённое
 положение. Чтобы повернуть стрелку, отклонив её
 от того положения, которое она занимает,
 необходим крутящий момент, меняющийся от точки к
 точке и уменьшающийся при удалении от магнита.
 Таким образом, влияние постоянного магнита на
 стрелку компаса можно охарактеризовать двумя
 величинами: направлением стрелки и величиной,
 пропорциональной величине крутящего момента.
 
 Кроме того, это влияние распространяется на всё
 пространство, окружающее постоянный магнит. Все
 эти свойства можно выразить словами: постоянный
 магнит создаёт векторное поле в окружающем
 пространстве, которое называется магнитным
 полем и обозначается символом B. Как и в случае
 электрического поля Е, магнитное поле В
 может в общем случае зависеть от времени и от
 координат точки в пространстве. Направление
 вектора магнитного поля определяет направление
 стрелки компаса, а величина поля определяет, с
 какой силой стрелка стремится повернуться, чтобы
 занять указанное положение.
 
 
Постоянный магнит – не единственный
 источник магнитного поля. Текущий по проводу
 электрический ток также создает магнитное поле в
 окружающем пространстве (рис. 9-4, б). На рисунке
 показан небольшой отрезок провода, по которому
 течёт постоянный электрический ток.
 9-1. Разные области спектра