Рј ларионов картины: Отечественная история

5. Экономическая политика Хрущёва в 1958-1964 гг. |

5. Экономическая политика Хрущёва в 1958-1964 гг.

Реализацию своей аграрной программы и лозунга, выдвинутого в 1957 г. – «Догнать и перегнать США!», Хрущёв надеялся выполнить с помощью административно-командных методов: активизации партийно-государственной деятельности.

Реорганизация МТС. По решению февральского Пленума ЦК 1958 г. была про-ведена реорганизация колхозов и машинно-тракторных станций. Техника МТС была продана колхозам, рабочие МТС влились в колхозное крестьянство.

Кстати, эту меру предлагали некоторые экономисты в ходе дискуссии 1951 г. по во-просам политэкономии социализма, но Сталин её отверг, заявив, что в этом случае мы ра-зорим колхозы. Действительно, технику колхозы были вынуждены приобретать за свои средства, за свой счёт они её и ремонтировали, ибо на базе МТС были созданы государст-венные ремонтно-технические станции. Только им выделялись запасные части. Покупка и ремонт техники легли дополнительным финансовым бременем на колхозы.

Ликвидация подсобных хозяйств. 20 августа 1958 г. Постановлением бюро ЦК по РСФСР рабочим совхозов и жителям городов и поселков городского типа было за-прещено держать скот в личном хозяйстве. Одновременно урезались огороды, отбира-лись покосы. Расчёт на то, что это создаст новый стимул для развития общественного хозяйства, не оправдался, зато произошёл перелом в сознании сельских жителей: оказа-лось, что можно вставать на 2 часа позже, не зная выходных и отпусков, не обслуживать скотину, не косить, не обрабатывать свои огороды после тяжёлого трудового дня, не за-готавливать сено и продукты на зиму.

Сельский житель становился лёгок на подъём, а после ликвидации «бесперспек-тивных деревень» переселялся не на центральную усадьбу, где ему сулили повышенный комфорт, а сразу устремлялся в город, где плата была повыше, условия получше, а глав-ное – социальный статус гораздо выше. Подчас в деревнях Центрального Нечерноземья оставались одни старушки (старики, как правило, спивались и умирали раньше).

Другие не менее «ценные» инициативы: расширение посевов бобов, «химизация всего народного хозяйства» также давали временный эффект, но затем трудности лави-нообразно нарастали. Сельское хозяйство так и осталось самой отсталой отраслью эко-номики СССР.

«Рязанская катастрофа». Наглядным примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с «погоней за ре-кордами», стала «рязанская катастрофа». Толчком к ней послужила произнесённая 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущёв предложил за три года утроить производст-во мяса в стране. Первые полтора года принесли очень скромный прирост (8 %), что вы-звало крайнее раздражение Хрущёва, поставленного перед необходимостью признать, что его проект в действительности невыполним.

В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии «решитель-ных мер» для увеличения производства мяса в 1959 г.

Методы решения животноводческой проблемы наглядно продемонстрировал пер-вый секретарь Рязанского обкома КПСС А.Н.Ларионов. В 1958 г. он рапортовал, что об-ласть перевыполнила план заготовок продуктов животноводства в 2 раза, а на 1959 г. обещал перевыполонение уже в 3,8 раза!

Обещания, несмотря на их нереальность, были утверждены областной партийной конференцией и 9 января 1959 г. по настоятельной рекомендации Хрущёва и вопреки мнению Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС опубликованы в «Правде». На «вызов» ответили несколько других областей.

Рязанская область не успела ещё приступить к реализации своей грандиозной программы, как на неё посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Лени-на, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда.

Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного стада и производителей, «присовокупив» под рас-писку весь скот, выращенный колхозниками в своих хозяйствах. Однако даже этих мер было недостаточно, в связи с чем были организованы закупки скота в соседних областях за счёт средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. «Мясной налог» ударил не только по всем колхозам и совхозам области, но и по всем городским учреждениям; сдаваемое государству (по чисто симво-лическим ценам) мясо исчезло из продажи.

16 декабря 1959 г. местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область «продала» государству 150 тысяч тонн мяса, в три раза пре-высив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высо-кие – 180 тысяч тонн!

Однако в 1960 г. заготовки оказались в 6 раз меньше обещанных, они не превыси-ли 30 тыс. тонн. После массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось по сравнению с 1958 г. на 65 %. Колхозники, у которых под расписку «временно» изъяли скот, отказывались обрабатывать колхозные земли, что привело к падению производства зерна на 50 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и «герой социа-листического труда» Ларионов покончил жизнь самоубийством.

Золотые звезды Героев засияли на пиджаках и других секретарей обкомов, в том числе и таких, которые ранее не могли похвастаться успехами в сельском хозяйстве. Механизм этих успехов был прост: колхозников и работников совхозов заставляли сдавать весь скот на мясо, недостающий закупали в соседних областях; вместо молока сдавали скупленное в магазинах масло; не брезговали и откровенным обманом. Например, скот оформляли как сданный государству, но оставляли в хозяйствах «на передержку», чтобы он ещё на-брал вес, а потом его сдавали во второй раз!

Применение «рязанских методов», более или менее карикатурно распространён-ных во многих регионах, привело к катастрофическим результатам: в 1964 г. производст-во мяса уступало уровню 1958 г. Всё это нанесло серьёзный удар по престижу Хрущёва; лозунг «Догнать и перегнать Америку!» вскоре прочно перекочевал в анекдоты. Предме-том шуток стало и увлечение Хрущёва кукурузой, с помощью которой он надеялся ре-шить проблему кормов.

Экономические последствия ″инициатив″ 1958 г. С экономической точки зрения 1958 г. предстает той вехой, после которой хрущёвский проект, осуществлявшийся с 1953 г., покатился под гору.

В промышленности 1958-1964 гг. отмечены:

— значительным увеличением капиталовложений и быстрым ростом кредитов, превышающих возможности государственного бюджета;

— резким и неконтролируемым ростом промышленности, производящей средства производствава;

— непредвиденным массовым притоком низкоквалифицированной рабочей силы из селькой местности, усилившим текучесть кадров, которую так и не удалось преодолеть принятым в 1960 г. законом против «летунов»;

— ощитимым снижением темпов экономического роста;

— увеличением дефицита, связанным со снижением интенсивности развития про-изводства средств потребления.

В сельском хозяйстве также произошло снижение темпов роста (сельскохозяйст-венное производство возрастало в среднем на 1,5 % в год в период 1959-1964 гг. против 7,6 % в 1953-1958 гг.; то же – 3 % против 9 % – имело место и в отношении роста произ-водительности труда). В 1959-1964 гг. среднегодовое производство зерновых на душу населения едва превышало уровень 1913 г.

Курс на «развернутое построение коммунизма». Однако «Никита» (как в наро-де называли Хрущёва) не унимался. В январе 1959 г. на внеочередном XXI съезде КПСС он объявил, что социализм победил в СССР полностью и окончательно.

Между тем руководству из закрытой информации было ясно, что VI пятилетний план на 1956-1960 гг. выполнен не будет. Чтобы замаскировать этот провал, было реше-но до завершения VI пятилетнего плана принять новый план – семилетний, присоединив последние годы VI пятилетки к новому, «семилетнему» плану (1959-1965 гг.). Объявлен-ное в связи со съездом социалистическое соревнование породило движение «коммуни-стических бригад» под лозунгом «Жить, работать и учиться по-коммунистически».

Реорганизация управления экономикой (совнархозы). Не имея серьезных зна-ний, Хрущёв усматривал причину всех недостатков исключительно в плохом руково-дстве. Отсюда непрерывные реорганизации по принципу басни Крылова «Квартет»: «Как музыке идти, ведь вы не так сидите!» Еще в июне 1955 г. Пленум ЦК принял постанов-ление о техническом прогрессе и организации промышленности. Было решено развивать специализацию производства в сочетании с кооперацией, приблизить переработку сырья к местам его добычи.

На состоявшемся 13-14 февраля 1957 г. Пленуме ЦК партии Хрущёв изложил свой проект децентрализации экономики путём отказа от отраслевого управления про-мышленностью и строительством и замены его территориальным принципом управления – созданием совнархозов. 10 мая 1957 г. Верховный Совет СССР по предложению Хру-щёва проголосал за создание совнархозов и ликвидацию 10 промышленных министерств. 22 мая 1957 г. в Ленинграде им была произнесена важная речь, ознаменовавшая начало волюнтаристской политики «броска вперед» («Догнать и перегнать США!»), сопровож-давшейся дальнейшей децентрализацией.

Вместо многочисленных министерств создавались советы народного хозяйства экономических районов: Северо-Запада, Промышленного Центра, Черноземного Центра, Волго-Вятского района, Среднего и Нижнего Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Закавказья и Средней Азии.

Всего в РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине – 11, в Казахстане – 9, Узбекистане – 4. В остальных республиках, Москве и Московской области были свои совнархозы. Это облегчило местную кооперацию, но привело к отходу от единой техни-ческой политики и разорвало кооперационные связи в масштабе страны. Поэтому при-шлось создавать Всесоюзный и республиканский совнархозы, а затем – государственные комитеты по отраслям промышленности. В результате оказалось не уменьшение, а уве-личение чиновничьего аппарата и расширение командно-административных методов управления экономикой.

Совнархозы сыграли определенную роль в развитии промышленноти на местах, но крайне затруднили руководства ею в масштабах всей страны. Трудности создавало и большое число совнархозов.

В ноябре 1962 г. на Пленуме ЦК Хрущёв инициировал ряд изменений в организа-ции планирования и управления экономикой, которые шли в разрез с прежней политикой децентрализации. Число региональных совнархозов было сокращено с 94 до 47 (более чем вдвое), а их деятельность должен был контролировать Совнархоз СССР. Несколько позже, в марте 1963 г., воссоздание централизованной структуры было завершено обра-зованием Высшего совета народного хозяйства, поставленного над всеми органами управления экономикой, включая Госплан, Госстрой и другие госкомитеты, заменившие упраздненные в 1957 г. министерства.

Ноябрьский 1962 г. Пленум провёл также важную партийную реформу, предло-женную Хрущёвым в сентябре 1962 г. Эта реформа изменила структуру партии, разделив ее надвое: одна половина должна была заниматься промышленостью, другая – сельким хозяйством.

Одновременно по инициативе Хрущёва были образованы Бюро ЦК по РСФСР, Закавказью и Средней Азии, по руководству промышленностью и строительством, сель-ским хозяйством, лёгкой и химической промышленностью. Прежде единые областные партийные организации были разделены на промышленные и сельские обкомы, вместо райкомов создавались кустовые и территориально-производственные парткомы.

Если раньше работники партийного аппрарата были отгорожены от хозяйствен-ников, то теперь хозяйственники, как правило, выдвигались на партийную работу, а пар-тийные работники – на хозяйственную: например, агроном или бригадир колхоза, инже-нер, начальник цеха избирались секретарями парторганизаций, затем выдвигались на по-сты директоров, оттуда – в секретари райкомов и обкомов и т.д. вплоть до аппарата ЦК КПСС.

В итоге, партийные работники всё больше вмешивались в непосредственное управление экономикой, мешая хозяйственникам, и забрасывали работу с людьми. Поли-тическая, партийно-организационная и идеологическая работа подменялась хозяйствен-ной, навыки её терялись, что позднее отозвалось с началом «перестройки».

Система партийно-государственного контроля. Неизбежное ухудшение работы народного хозяйства Хрущёв пытался компенсировать усилением контроля. В ноябре 1962 г. Пленум ЦК образовал систему органов партийно-государственного контроля, ко-торые получили огромную власть. Председателем партгосконтроля стал бывший (в 1952-1958 гг.) Первый секретарь ЦК ВЛКСМ, а затем (в 1958-1961 гг.) председатель Комитета государственной безопасности – Александр Николаевич Шелепин («железный Шурик», как его называли сослуживцы).

В 1962 он стал одновременно председателем Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР, заместителем председателя Совета Министров СССР и секретарем ЦК КПСС. В этих качествах он мог вызвать, как говори-ли чиновники, «на ковер» любого министра.

Шелепин Александр Николаевич (р. 1918), сов. гос., парт. деятель. С 1940 на ком-сомольской работе, с 1943 секр., в 1952-58 1-й секр. ЦК ВЛКСМ. В 1958-61 пред. КГБ при СМ СССР. В 1961-67 секр. ЦК КПСС. в 1962-65 пред. К-та парт.-гос. кон-троля ЦК КПСС и СМ СССР, зам. пред. СМ СССР. В 1967-75 пред. ВЦСПС. В 1975-84 на др. гос. работе. Чл. ЦК КПСС в 1952-76, чл. През. Политбюро ЦК КПСС в 1964-75. Деп. ВС СССР в 1954-79.

Областные, городские и районные комитеты имели право производить денежные начёты, налагать штрафы на хозяйственных руководителей и выражать им недоверие, что означало угрозу отрешения от должности, передачу дела в суд и прокуратуру.

Постоянные реорганизации, непродуманные новации, перемещение кадров давали кратковременный эффект, который быстро затухал. Не обладая научными знаниями и не ценя науку, Н.С.Хрущёв во все вмешивался, давал «ценные руководящие указания» по всем вопросам. Но его энергия направлялась на верхушечные преобразования руководя-щих структур, не затрагивая экономических основ общества.

Итоги экономических ″новаций″ Хрущёва. Таким образом, 1957-1959 гг. были отмечены серией административных реформ и «кампаний», призванных улучшить функционирование экономической системы. Важное место среди них занимали: создание сов-нархозов, ликвидация МТС, укрупнение колхозов, кампания против приусадебных участков, волюнтаристские методы повышения производствава мяса («рязанская катастрофа»).