Ріс‹С€Рёс‚ые картины ланарте: Разработки Рабочей Группы по стандартам —
Не только вчитаться, но и всмотреться
Мастерство
Слава Матлина
Слава Григорьевна Матлина ведущий научный сотрудник РГБ, кандидат педагогических наук
К 60-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Некоммерческий Фонд «Пушкинская Библиотека» подготовил комплект книг и видеокассет, раскрывающих основные этапы Великой Отечественной войны. Его уникальность – прежде всего, в подборе лучших книг о войне совместно с их кино-телеверсиями. Среди последних самые известные, прошедшие проверку временем и ставшие культовыми у нескольких поколений романы и фильмы, например, «Семнадцать мгновений весны» или «А зори здесь тихие», а также новые, получившие высокую оценку зрителей – «Штрафбат», «Звезда», «Конвой PQ 17» и др.
В комплект также включены созданные в последние годы документальные фильмы об отдельных, наиболее важных сражениях и аспектах войны (роль партизанского движения, участие союзников и др.), визуально раскрывающие отобранные книги по этой теме. Среди книг – воспоминания маршала М.Е.Катукова, увлекательно написанные исследования военных историков, а также научно-популярные издания.
При умелом использовании связки «книга плюс кино» выросшая на экранной культуре молодежь начинает проявлять интерес к тем сторонам войны, которые при кажущейся известности, открывают новые, не менее увлекательные, чем современные детективы, реальные сюжеты. Школьная библиотека может рекомендовать «книги плюс видео» в разных ситуациях: при подготовке и проведении учебных занятий; осуществлении массовых мероприятий, посвященных годовщине Великой Победы, включая читательско-зрительские конференции; в ходе слетов и фестивалей; творческих конкурсов молодежи.
Продвигая документальные материалы, хорошо бы дополнить книжный и по возможности визуальный ряд краеведческими изданиями, фотографиями местных жителей, участвовавших в войне, в том числе из семейных архивов. В школах, где созданы музеи боевой славы или историко-краеведческие музеи, библиотека получает возможность соединить художественный вымысел с документом. Так книга Э.Казакевича «Звезда» и ее замечательная киноэкранизация будут более глубоко восприняты читателями, знающими подлинную фронтовую биографию своего земляка-разведчика, пожелтевшая фотография которого смотрит с одного из стендов школьного музея.
Подготовка к празднованию Великой Победы и выпуск комплекта «книга плюс видео» дают повод поразмышлять об особенностях «новой визуальной культуры» и ее восприятии. «Новой» исследователи назвали ее потому, что все многообразие окружающего нас мира, будь то кино, телевидение, фотография, реклама, монитор компьютера или даже мобильного телефона есть проявления тотальной визуальности. В библиотеках она позволяет по-своему «управлять» вниманием читателя, переводить его неосознанный, но латентно существующий интерес к проблеме или аспекту, которые поначалу ему кажутся несущественными.
Ребятам кажется – все знают о войне: и фильмы видели, и книги «проходили» на уроках литературы. Поэтому и на беседу библиотекаря они подчас идут с неохотой. Но неожиданно для них полуистлевший солдатский треугольник или выцветшая гимнастерка из школьного музея оказываются эмоциональным поводом для нового восприятия не раз виденного фильма «А зори здесь тихие» и одноименной книги Б.Васильева. И хотя эта гимнастерка принадлежала солдату-мужчине, но и красавица Женька Комелькова носила такую же, и все ее сгинувшие в северном лесу подруги. Данную тему – назовем ее условно метафорой С.Алексиевич «У войны не женское лицо» – библиотекарь может продолжить другими книгами, подтверждая свои слова и экспромтные выступления ребят заранее намеченными эпизодами из видеофильмов.
Приведенный пример преследует цель показать, что при использовании книги (неподвижного бумажного текста, печатного слова) и движущегося предмета (кино-телефильма), независимо от жанра – художественного или документального, мы помогаем школьникам не только приобрести знания о войне. Это очень важно. Но не менее важно создать эстетически значимые образы, позволяющие знанию, по словам Б.Окуджавы, проникнуть в душу, задеть ее тончайшие струны.
Давно подмечено, что у старых, подлинных вещей есть особая магия. Они как будто включают некую машину времени, позволяющую оказаться в той эпохе, которую «представляют». На данном эффекте построены музейные экспозиции, собственно, сама идея музея как хранителя культурной памяти. Но ту же роль хранителя выполняют и библиотеки. Только с помощью книг. Чтобы объединить эффекты, а значит усилить творческое воображение, включить фантазию читателей, библиотекари делают их одновременно зрителями и слушателями (в данном случае фонограммы фильма). Кстати, этот прием одновременного воздействия экспонатов и кино сегодня частенько применяют музеи.
У музеев библиотеки как раз и позаимствовали экспонирование «вещного» ряда, причем не только подлинных «меморий», но и заменяющих их предметов. В результате, повышаются визуальные эффекты при оформлении фонда со свободным доступом, раскрытии книг на выставках. Если в обыденной жизни библиотеки это малые формы скульптуры, предметы домашнего обихода, отражающего конкретный период жизни страны или биографию интересного человека, то военная тема требует другой, «военно-игровой» стилистики и иной атрибутики. Имеются в виду муляжи танков и самолетов, макеты эпизодов боя, фигурки солдатиков, орденские планки и т.п.
Запомнилась выставка в Прохоровской Центральной детской библиотеке Белгородской области. На столах, приставленных к обычным стеллажам с книгами и иллюстрациями о танковом сражении на Курской дуге, (а проходило оно рядом – на знаменитом Прохоровском поле), был реконструирован один из его значимых эпизодов. Не суть важно, из чего были сделаны танки: металла, папье-маше, картона или ватмана. Но представленные на стеллажах книги и фотографии в таком контексте воспринимались совершенно иначе, чем экспонаты обычной выставки.
При участии школьников, учителей истории, рисования, труда (последние подчас помогают как дизайнеры), а также заинтересованных родителей талантливый библиотекарь способен создать аналогичный «немой спектакль» на любую тему. С помощью саунд-трека к фильму или аудиокассеты с военными песнями этот спектакль можно озвучить. Лучше в режиме негромкого звучания, создающего музыкальный фон. По словам известного философа В.М.Розина, посетители такого спектакля не только «воспроизводят действительность объективно, но и выражают (творят) ее субъективно, не только изучают ее, но и переживают» (выделено нами – С.М.)1.Такое «переживание» дорогого стоит,и ради него, собственно, библиотекарь и работает.
Изучая методику выставочной работы в библиотеке, мы в последние годы все чаще употребляем понятие «иллюстративно-книжная» выставка, в отличие от прежнего «книжно-иллюстративная». Иллюстрация поставлена на первое место, выступая важным, а иногда и главным элементом выставки. Библиотекари знают об этом прежде всего по выставкам-персоналиям, посвященным, например, великому полководцу Г. Жукову или писателю К.Симонову. Велика роль иллюстрации и на «выставке одной книги».
Визуальным центром здесь выступает фотопортрет (как правило, увеличенный), а также фотографии и иллюстрации на разворотах экспонируемых книг. В одной из городских библиотек мне довелось увидеть выставку, посвященную юбилею поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». Фактически ее содержательно-структурную основу составили увеличенные ксерокопии замечательных графических иллюстраций художника О.Верейского. Сама поэма – а на выставке было представлено несколько ее изданий разных лет, вызывала интерес прежде всего как возможность идентифицировать удивительное совпадение поэтического и художественно-изобразительного образов героев А.Твардовского.
Умело сопровождаемая текстом иллюстрация, иллюстрированная книга нужны не только «для украшения». Мы создаем визуальную систему, вызывающую ощущение достоверности экспонируемого материала. Она фокусирует внимание, задерживает его на специально подобранном (созданном) художественном образе, который соотносится со смысловыми и стилевыми особенностями текста. Знаю по опыту, как «смотрятся» фотографии знаменитых военных корреспондентов: идущих в атаку бойцов пехоты, горящих танков, ярких эпизодов воздушного боя. Опытный сотрудник обычно хранит в своем архиве неоднократно переиздаваемые комплекты таких иллюстраций, как и плакатов военных лет.
Готовясь отметить 60-летие Победы, библиотека создает атмосферу Великого Праздника. Отсюда роль упоминаемых визуальных форм, а также эмоционально яркое оформление помещения библиотеки, в котором свое место наряду с книгами и иллюстрациями займут детские рисунки. Им присуще наивное восприятие войны, заимствованное из книг и кинофильмов, рассказов старших, но ценность в том, что восприятие это личное, пропущенное через себя.
Книги – фильмы – иллюстрации – предметно-вещный ряд, в том числе созданный творчеством детей, это те элементы, с помощью которых библиотека реально участвует в военно-патриотическом воспитании и получает реальные позитивные эффекты.
_______________
1 Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. – Изд. 2-е. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – С. 170.
Флеш ігри для дітей. Скачати флеш ігри безкоштовно. Ігри Flash.
Флеш ігри для дітей. Скачати флеш ігри безкоштовно. Ігри Flash.
Займіть своєї дитини цікавими флеш іграми!Флеш ігри для дітей дозволять дитині розвинути не тільки увагу, але й пам’ять, способстовать розвитку асоціативного мислення. Безкоштовні флеш ігри для Вашого малюка на сайті для батьків Твій ребенок.ру!