Рісђрµрє феофан картины: Общественные деяния

Святой апостол Ераст. |

Святой апостол Ераст.

О св. ап. Ерасте упоминается в апостольских Деяниях (ХIХ, 22): “Послав же в Македонию два от служащих ему Тимофея и Ераста, сам же (Павел) пребысть время во Асии”; в послание к Римлянам (XVI, 23): “Целует вы Ераст, строитель градский” и во 2-м послании к Тимофею: “Ераст оста в Коринфе” (2 Тим. IV, 20). Некоторые ученые (как-то: Винер Real-Wort. Artie. „Erasmus» p. 355) различают Ераста градского строителя (эконом Οικονομος πολεως), от имени коего ап. Павел посылал приветствие к Римлянам (XVI, 23) от других лиц, носивших тоже имя Ераста, т. е. от упоминаемых в Апостольских Деяниях (XIX, 22 и 2 Тим. IV, 20) и основанием к такому различию выставляют то соображение, что человеку, открыто исповедающему христианскую веру невозможно было сохранять за собою почетную и доходную должность эконома (или казначея) в языческом городе, а тем более, не оставляя оной, сопутствовать апостолу и всецело отдаваться христианской проповеди. .. Но Ераст, упоминаемый в Апостольских Деяниях (XIX, 20), есть несомненно лицо, тождественное с Ерастом, которого ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 23) называет Οικονομος της πολεως; (эконом, или строитель Коринфа, откуда было отправлено вышеупомянутое послание), и о котором он упоминает во 2-м послании к Тимофею (IV, 20), так как ни откуда не видно, чтобы Ераст оставался экономом (казначеем) Коринфа после своего обращения в христианство и после присоединения к спутникам св. Павла; напротив апостол Павел, невидимому, с тою целью и упоминает в Послании к Римлянам, что Ераст был экономом города, чтобы показать, чем этот высокочтимый и богатый человек пожертвовал для христианства. С каковым предположением согласны лучшие толкователи Священного Писания. Так, блаж. Феофилакт Болгарский пишет: “упоминает св. апостол Павел о нем (Ерасте), дабы ты знал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием к вере и правильной жизни”. (Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 225). Св. Иоанн Златоуст, изъясняя 23 стих XVI главы к Римлянам: “Целует вы Ераст”, пишет: “Не просто (говорит апостол), но присовокупляет слова: “строитель градский”. Но как апостол писал к Филиппийцам: целует вы, иже от Кесарева дому (II, 221), чтобы показать, что проповедь его коснулась и людей знатных, так и здесь с тою же целью упоминает и о чине Ераста, давая тем разуметь, что внимательному к себе человеку не служат препятствием ни богатство, ни заботы о должности, ни другое тому подобное” (Беседа 31 на послание к Римлянам, 713 стр.). Ераст был градским строителем только до своего обращения в христианство, а затем оставил не только эту должность, но и даже родных, отечество и последовал за ап. Павлом, сохраняя однако и за собою наименование (прежнее) “эконома”. Подобный пример можно видеть в евангелисте Матфее, который, будучи, до своего призвания к апостольскому служению мытарем, сборщиком податей, сохранил за собою прежнее название мытаря и по обращении ко Христу (Мф. IX, 9; X, 3). (Подробнее о тождестве Ераста — эконома Коринфского с Ерастом — сотрудником ап. Павла см. apxиеп. Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 2, стр. 150—152; архим. Григория: Третье путешествие св. ап. Павла, 1892 г., стр. 99—102 и др.). Св. Ераст, вероятно, был родом из Коринфа и по происхождению своему был не иудей, а язычник, грек, что отчасти подтверждается и самым именем его (Ераст). Занимаемая им в Коринфе должность городского эконома (казнохранителя) показывает, что он происходил из знатного рода и владел большими средствами и имел уже почтенный возраст, иначе ему не поручили бы такой важной и многоответственной должности и особенно в таком большом и язычески цивилизованном городе, как Коринф. О нравственных качествах Ераста ни в Деяниях, ни в посланиях ап. Павла ничего неизвестно, но если он, не смотря на выгоду своего положения, почести, богатство, чем он пользовался в язычестве, всем этим пожертвовал ради Христа и даже самого себя впоследствии предал труднейшему служению на пользу христианства, то уже одно это говорить о необыкновенной высоте его духа. Нет указаний в книгах Нового Завета, когда Ераст познакомился с ап. Павлом и принял от него христианскую веру. Вероятнее всего Ераст впервые благовестие об Иисусе Христе услышал от самого ап. Павла, что могло случиться только в первое посещение им Коринфа (Деян. XVIII, 1—18), куда он прибыл из Афин. Св. Лука замечает, что многие из Коринфян, слушая проповедь ап. Павла, уверовали и крестились, вероятно, в числе их был и язычник Ераст — городской эконом. К этому времени следует отнести и начало сопутствования Ераста св. ап. Павлу. Из Апостольских Деяний (XVIII, 12—18) видно, что после неудачной попытки злобных иудеев предать апостола на суд проконсула Галлиона, св. Павел пробыл в Коринфе еще довольно дней, отплыл в Сирию и на пути посетил Ефес, где, как видно из Деяний XVIII, 21, оставив Акилу и Прискиллу, отбыл с другими спутниками далее (в Иерусалим), между этими спутниками был и Ераст. Этим спутникам желательно было (особенно Ерасту) побывать в первый раз по обращении к христианству в Иерусалиме, где жил и пострадал Иисус Христос, и там же в праздник Пятидесятницы сподобиться духовного общения с св. апостолами и братией церкви Иерусалимской, матери других церквей. Кроме сего, Ераст мог служить избранным от Коринфской церкви представителем для передачи братьям Палестины собранных св. апостолом Павлом пожертвований (это было в 54 и 55 г.). Подтверждением пребывания (св. ап. Павлом) Ераста в Иерусалиме может служить и то, что он у греческих и у латинских писателей называется экономом Иерусалимской церкви. В списке 70 апостолов у Дорофея сказано: “Ераст эконом бысть Иерусалимской церкви”; в греческом Синаксаре (Никодима: “Ο δε Εραστος.. Λεγομενος οικονομος της εν Ιερυσαλημος εκκλησιας”). Таким образом наименование Ераста по прежней должности осталось за ним навсегда; но с другой стороны можно подумать, что он впоследствии был экономом в Иерусалимской церкви. Пребывание ап. Павла в Иерусалиме со своими спутниками было непродолжительно; апостол отправился с ними обратно, посещая церкви прежде насажденные; св. Лука кратко описывает это путешествие св. апостола и “прошед верхния страны они дошли до Ефеса” (Деян. XIX, 1).где пробыл около двух лет. (Деян. XIX, 10). В Ефесе апостол получил, неблагоприятные вести о раздорах между христианами Коринфской церкви, о появлении там лжеучителей; в виду чего он предварительно отправил в Македонию, (а оттуда и в Коринф) двух своих спутников Тимофея и Ераста. (Сам же на время остался в Асии (Деян. XIX, 21). Выбор св. апостола пал на них, потому что Тимофей был любимейший его ученик, о котором писал к Коринфянам, что “Тимофей делает, дело Господне, как и он сам” (1 Кор. XVI, 10), а Ераста отправил в Коринф, как природного жителя сего города, который хорошо знал характер и настроение главных лиц, произведших там беспорядки. Ераст, кроме, того, пользовался особенным уважением в Коринфе не только у тамошних христиан, но и у язычников, а потому мог своими благоразумными советами ослабить и устранить вредное влияние на других, произведенное противниками ап. Павла и приверженцами разных партий. Вероятно вскоре по получении от Ераста и Тимофея верных сведений о положении церкви Коринфской св. ап. Павел написал первое послание к Коринфянам (58). Отправленные в Коринф Тимофей и Ераст с успехом выполнили возложенное на них ап. Павлом поручение; нарушенные порядки в Коринфской церкви были восстановлены; возбужденные лжебратиею споры о превосходстве христианских проповедников улеглись и авторитет его (Павла), как их апостола и истинного ученика Христова, был признан и недоброжелательными к нему лицами, что видно из 2 послания его к Коринфянам (гл. 7), написанного в том же (58) году. После бунта, произведенного среброковачем Димитрием, ап. Павел, оставив Ефес, отправился оттуда в Македонию (Деян. ХXI и прожил в Елладе три месяца (Деян. XX, 2). Под Елладою разумеется Греция и в это-то время он, по обещанию (2 Кор. II, 3, 7, 9; IV, 5; X. 2. и др.), посетил Коринф и здесь без сомнения имел свидание с Ерастом, который, со времени оставления его Павлом проживал в Коринфе; о пребывании же Ераста в этом городе свидетельствует посланное св. Павлом приветствие христианам Римской церкви: “Целует вас Ераст, градский строитель” (XVI, 23). Послание же к Римлянам написано было в Коринфе (в 59 г.). Из упоминания Ераста в этом послании видно, что его с отличной стороны знали и уважали в Риме. После сего в Священном Писании (ни в Деяниях, ни в Посланиях ап. Павла) не упоминается ап. Ераст, а это дает обширное поле для разных предположений о дальнейшей его деятельности. Вероятно, по смерти ап. Павла (67 г.), ап. Ераст посетил Иерусалим где, может быть, апостолами избран в экономы великой (Иерусалимской) церкви, о чем согласно утверждает церковное предание; вскоре пред разрушением Иерусалима Титом в 70 году, все члены иерусалимской церкви во главе с епископом Симеоном, по особенному откровению, отправились в Пеллу. Таким образом служение его иерусалимской церкви было непродолжительно. По церк. преданию Ераст был епископом Панеадским. Панеада город в северной Палестине у подножия горы Ермона, у источника реки Иордана. Название свое город получил от языческого божества, называемого Паном, которого культ греки отождествили с Ваалом. В греческ. Минеях (Никодима Святогорца) говорится, что Ераст, о коем пишет ап. Павел в послании к Римлянам, именуемый экономом иерусалимской церкви, был епископ города Панеады (10 ноября). У св. Димитрия Ростовского (в Четьи Минеях 4 января): “Ераст святый, бысть эконом иерусалимской церкви, потом же епископом Панеады”. Преосвященный Феофан (в толковании на послание к Римлянам пишет: “Ераст из 70-ти сперва был экономом в церкви иерусалимской, а потом епископом Панеадским” (Москва, издание 2-е, ч. 2, 1890. стр. 411). По преданию восточной церкви, Ераст скончался мирно (εν ειρηνη) в глубокой старости; по римскому Мартирологу он скончался мучеником, (Martyrio vitam fmivit) и у католиков считается епископом г. Филипп преемником Епафродита; память его 26 июля; в Восточной церкви память св. Ераста совершается 10 ноября и 4 января в Соборе св. 70 апостолов (Подробные сведения о св. Ерасте у apxиеп. Димитрия, Собор св. 70-ти апостолов, вып. 2, 146—180 стр.).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).