лазрµсђрѕр°Сџ резка картины: Отечественная история

МВА без опыта работы?

В большинстве бизнес-школ с многолетней историей давно уже стало традицией принимать на обучение только людей, имеющих хотя бы несколько лет менеджерского опыта. Это условие сделали, чуть ли не догмой и его придерживаются, часто даже не задумываясь над рациональным основанием возникновения такой традиции.

 

 
В итоге в обучении на МВА часто (не без исключений, конечно же) отказывают молодым людям, вполне адекватным ему даже без опыта работы. В результате негативного воздействия означенной догмы многие потенциальные студенты сами решают повременить с обучением ради получения необходимого опыта. Да и руководители новых бизнес-школ проявляют недостаточно решительности в организации иных форм образования МВА как раз из за иррационального почтения перед классическим условием набора слушателей.
 
Попробуем проанализировать достоинства зрелого студента, делающие его столь привлекательным в глазах руководства бизнес-школ, и найти им весомую альтернативу, позволяющую и более молодым людям получать МВА.
 
1. Зрелый подход к обучению. Человек, имеющий за плечами несколько лет деловой практики, хорошо представляет себе, что ему из числа профессиональных знаний и навыков необходимо получить для успешной карьеры менеджера или же быстрого профессионального роста. Словом, он становится сформировавшимся клиентом на рынке образовательных услуг, готовым к деловому взаимодействию с их поставщиком в виде бизнес-школ. Такой человек без колебаний платит деньги за качественный продукт в виде обучения, активно и правильно его использует, не предъявляя поставщику абсурдных претензий, а в дальнейшем сохраняет конструктивное взаимодействие со своей альма-матер и всячески рекламирует ее услуги окружающим.
 
Во взаимодействии зрелого студента с бизнес-школой инициатива всегда принадлежит первому, поскольку именно запрос клиента на качественные услуги, что называется, первой свежести позволяет поставщику обучения определять направление своего стратегического развития, не отставая от требований быстроменяющегося делового мира. Таким образом, взаимодействие школы МВА со сформировавшимся в жизненном и профессиональном плане слушателем оказывается для ее руководства благотворным не только в виде получения от него платы за подготовку. В любой сфере бизнеса всегда намного приятнее и полезнее сотрудничать с человеком, чей уровень деловой культуры хотя бы не уступает твоему собственному. Если же этот уровень и квалификация партнера превосходят твой, то у тебя появляется уникальный шанс через взаимодействие с ним получить дополнительный толчок к собственному развитию, поднимающему тебя до уровня твоего клиента.
 
Именно поэтому общение преподавателей бизнес-школ со своими студентами так сильно отличается от несимметричных отношений в стенах классических высших учебных заведений. Если в обычном вузе педагог занимает менторскую позицию, поглядывая свысока на еще не повзрослевших учащихся, то преподаватель курсов МВА в учебном процессе выступает равным партнером своему студенту, беря от него не меньше того, что сам дает ему в свою очередь.
 
2. Активная позиция. Зрелого человека не приходится принуждать к учебе, что является повседневной практикой деканатов классических вузов. Активная позиция студента в обучении позволяет руководителям прибегать в своей работе к наиболее современным и прогрессивным формам ведения занятий, что становится залогом чрезвычайно высокой эффективности деятельности бизнес-школы. Слушатель курсов МВА всегда относится к своей учебе как к работе, то есть ответственно и добросовестно. Причем эту ответственность он ощущает прежде всего перед самим собой, но никак не перед преподавателем или руководством бизнес-школы. Это позволяет поставщику обучающих услуг нести психологическую ответственность только за свои действия, так как он понимает, что качество его собственной работы не пострадает из за возможного разгильдяйского отношения студента к учебе. Преподаватель уже не обязан, как, например, руководитель, ставить задачу подчиненному и строго проверять ее исполнение, угрожая наказанием нерадивому ученику. Педагог в таком случае может сосредоточиться только на предоставлении слушателям информации высшего качества и организации процесса обучения таким образом, чтобы он способствовал максимально эффективному ее усвоению. А полицейские и карательные функции остаются уделом преподавателей и руководителей обычных вузов.
 
3. Взаимный интерес студентов друг к другу в группе. На курсах МВА слушатели обогащаются знаниями и опытом не только из источников, организованных преподавателями. Много полезного учащиеся получают друг от друга в виде обычного обмена житейским и профессиональным опытом. Неопытный студент, оказавшийся среди зрелых профессионалов, больше всего выиграет от общения с ними, но сам, в свою очередь, окажется им неинтересен. Именно по такой причине бизнес-школы стараются укомплектовывать группы слушателей из числа людей, приблизительно равных между собой по уровню профессионализма на момент зачисления. И здесь всегда встает выбор: исключать из числа кандидатов тех, кто выделяется из ряда вверх или вниз? Понятно, что не везет при сортировке наименее опытным.
 
4. Готовность (не умозрительная!) к восприятию знаний. Человек наиболее хорошо усваивает ту информацию, для которой в голове уже имеется подготовленное место. И наилучшим местом оказываются уже усвоенные ранее знания от предыдущего обучения или же полученного практического опыта. Когда мы приобретаем новые вещи и приносим их домой, то нам обычно нетрудно разместить их среди прочего житейского скарба. Совсем другая ситуация возникает, когда мы привозим покупки в новую и совершенно пустую квартиру — все приходится просто бросить на пол. И потом эти вещи еще долго мешаются под ногами, и мы никак не можем найти им постоянное пристанище. Вот и усвоение знаний неопытным студентом сравнимо со сваленными в кучу вещами.
 
5. Психологическая зрелость. Одна из составляющих зрелости — так называемая обломанность практикой. Это когда у человека нет юношеских комплексов и вполне адекватное отношение к жизни. В общении с таким учащимся не возникает серьезных психологических проблем ни у преподавателей, ни у администраторов бизнес-школы, ни у соседей по студенческому общежитию. С ним окружающим не приходится ни нянчиться, ни страдать от каких либо его выходок, порождаемых еще не изжитыми в детстве комплексами формирования личности. Зрелый человек не пытается постоянно доказывать всем вокруг что то в отношении себя. Он не стесняется признать себя в чем то уступающим другим, поскольку уверен в своей силе в значимых для себя сторонах жизни: «Ну и что с того, что я плохо решаю кроссворды? Зато я в лесу могу без проблем развести костер даже в ливень!» В результате люди не проявляют так называемого чувствительного самолюбия и не пытаются «задирать» окружающих.
 
6. Навыки быть подчиненным. Когда организуется группа из незнакомых людей, чей уровень цивилизованности недостаточно высок, в ней всегда на первом этапе существования коллектива разворачивается борьба за распределение социально-психологических ролей. Кто то стремится занять место лидера, кто то борется за роль самого умного в группе, кто то выбирает себе позицию слабого, но всеми любимого, что позволяет безбедно существовать за чужой счет. И до тех пор пока эта борьба не утихнет в результате окончательной структуризации группы, ее деятельность оказывается малопродуктивной, так как взаимодействия в ней не получается. Однако психологически зрелые люди свободны от подобного стадного поведения и мало значения придают такому уровню отношений. Их житейская мудрость позволяет им сразу сосредотачиваться на главном в жизни и искать короткие пути к максимально эффективному взаимодействию, поскольку они уже давно усвоили, что путь к личному успеху часто лежит через достижение группового результата. Когда выпечен большой пирог, его всегда можно разделить к всеобщему удовольствию. А какой смысл в том, что тебе при дележе досталось больше зерна, но ты не знаешь, что с ним делать — разве что грызть по мышиному. Поэтому зрелый человек легко подчиняется чужой воле или разуму, если видит, что они ведут его в нужном для него направлении. Неважно, кто главный в дороге, если она ведет к счастью каждого.
 
7. Первый опыт руководства другими людьми. Управление другими людьми — специфический вид деятельности. Если кто то думает, что командовать другими эквивалентно тому, чтобы жить за их счет и только, то он глубоко ошибается. Вождь психологически находится в не меньшей зависимости от управляемых им масс, чем они от него. Лидер властвует над толпой только в той мере, в какой она позволяет ему, и до тех пор, пока он ведет группу людей к желанному для них счастью. Как только вождь перестает выполнять функцию направляющего и организующего внутреннее взаимодействие, его лишают всех благ, приличествующих лидеру, и ставят на его место другого. И чем сильнее было его влияние, тем жестче обычно оказывается расправа толпы над сверженным диктатором.
 
Деловой менеджмент подвластен тем же самым психологическим законам. В соответствии с ними хорошим менеджером становится только человек, способный убедить своих подчиненных в том, что, повинуясь ему, они в конечном итоге придут к тому, чего желают в своей жизни. Это подразумевает постоянную заботу о своих подчиненных, доверивших ему свое право определять, что, когда и как им следует делать. Если же руководитель считает, что власть ему дана приказом вышестоящего начальника, то он не менеджер, а надсмотрщик. И труд его подчиненных всегда неэффективен, поскольку человек не может хорошо трудиться из под палки. Следовательно, такой менеджер никогда не добьется в своей работе больших результатов, а значит, и не сделает хорошую карьеру. А с неудачниками никто и никогда не захочет иметь дело даже в обучении.
 
А теперь читателю осталось на основе проведенного анализа проверить у себя наличие всех названных деловых и житейских качеств, для того чтобы понять, готов ли он к обучению и восполнить их недостаток. Причем сделать это реально и без нескольких лет труда в современной компании. Кто то учится на своих ошибках, но по-настоящему мудрыми становятся те, кто ухитряется учиться на чужих. Одни качают мускулы, таская тяжеленную штангу, а другие добиваются того же эффекта медитациями. Всегда можно найти способ созреть не методом проб и ошибок, а через психологическую работу над собой.