Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ фантастическая живопись: Отечественная история

Содержание

Его величество Порядок

Курс молодого бойца
Наталья Маслова, Ольга Попова, Ирина Сафонова

Нашим
читателям хорошо знакомы материалы и разработки
ЦГДБ им. Гайдара г. Москвы. Вот уже несколько лет
мы получаем восторженные читательские отклики
на публикации сотрудников этой библиотеки. Мы
благодарим за поддержку директора Альбину
Васильевну Ситиленкову  и весь коллектив
«Гайдаровки».

С надеждой на долгий диалог редакция «БШ»

Дорогие коллеги!

Предлагаемый Вам материал, как нам
представляется, может помочь Вам в столь
трудоемком и вместе с тем необходимом каждой
библиотеке деле, как оформление полочных
разделителей для открытого доступа. Хотим сразу
же оговориться, чтобы быть правильно понятыми,
что речь пойдет об опыте Центральной городской
детской библиотеки им. А.П.Гайдара г. Москвы. Но
нам представляется, что наши наработки могут
пригодиться, во-первых, любой детской библиотеке,
а во-вторых, – с соответствующими доработками, и
школьным библиотекам. А сама идея, реализованная
в нашем случае, мы думаем, приходила в голову
всем, кто когда-либо занимался оформлением
разделителей, внесением изменений в
наименования рубрик, кто старался привести свои
открытые доступы в приятный и удобный для
читателя вид.

Несколько лет назад, в связи с
переизданием Таблиц ББК для детских и школьных
библиотек1, возникла
необходимость, кроме всего прочего2,
переоформить разделители для открытого доступа.
Работа по переоформлению разделителей совпала и
с автоматизацией многих библиотечных процессов,
с принципиально новыми возможностями, которые
нам открылись в связи с появлением таких
технических средств, как компьютеры, принтеры (в
том числе цветные) и т. д.

Специфической особенностью детских
библиотек является принцип дифференцированного
обслуживания различных возрастных групп
читателей, что находит свое отражение в
структуре отделов обслуживания и организации
фондов и открытых доступов к ним.

Фото 1. Общий вид открытого доступа для
читателей 8–9 лет

На сегодняшний день система отделов
обслуживания и открытых доступов к их фондам в
детских библиотеках выглядит так:

Отдел обслуживания дошкольников и
учащихся 1–4-х классов

В соответствии с различными
возрастными особенностями детей, фонд открытого
доступа здесь делится на две части:

– для дошкольников и учащихся 1-х
классов (или возрастной группы 5–7 лет)
не
выделяется ни литература по отраслям знаний, ни
художественная литература, которая в свою
очередь не подразделяется на литературу разных
стран. Все книги имеют индекс «Д»3.

для учащихся 2–4-х классов (или
возрастной группы 8–9 лет)
организуется
открытый доступ. Фонд для этой возрастной группы
универсален по составу. Открытый доступ к нему
делается систематическим, в его основе
«Структура систематического каталога
литературы для возрастной группы 8–9 лет»
(Приложение 1, с. 280–282)4.
Последовательность отделов на полках открытого
диалога – та же, что и в таблицах. Расстановка
внутри отделов – алфавитная. Запасной фонд
организуется по той же схеме.

Фото 2. На заднем плане – уголок
открытого доступа для читателей 10–11 лет

Открытый доступ для возрастной
группы 10–11 и 12–15 лет

Традиционно мы выделяем отдельные
открытые доступы для этих групп читателей,
несмотря на общий запасной фонд. Расстановка
книг – систематическая, за основу берутся
основные таблицы.

Теперь – непосредственно об
оформлении разделителей. Мы сделали
компьютерный набор (Word 7.0) этикеток с надписями,
которые наклеили на пластиковые разделители. На
листе формата А4 умещаются наклейки-этикетки
размером 8,5 ґ 9,5 см для трех двусторонних
разделителей. Печатали мы на специальных
самоклеющихся наклейках (типа Canon-colour copy/print
Self-adhesive labels). Они существуют разных цветов.
Печатали на цветном принтере. Каждому открытому
доступу у нас соответствует свой цвет
разделителя и свой текст надписи. Например, для
детей 8–9 лет используются яркие желтые
разделители и желтые этикетки с красными
надписями (см. фото 1), для 10–11 лет – зеленые
разделители, белые этикетки с зелеными надписями
(см. фото 2), для самых старших – синие
разделители, белый фон наклейки и синий цвет
надписи (фото 3).

Все формулировки рубрик строго
соответствуют Таблицам ББК, но следует учесть,
что на открытом доступе применяются не все
деления таблиц, а только более крупные, чтобы не
устраивать «частокол» из разделителей, за
которыми будут стоять 1–2 книги, т.е. при
определении полочных разделителей таблицы
«уточняются». Именно о таком уточненном списке
разделителей (который каждая детская и школьная
библиотеки могут составить уже под свои фонды)
идет речь (см. ниже Примерные структуры
открытого доступа для 8–9 и 10–
15 лет
).

Фото 3. Открытый доступ для читателей
12–15 лет

Кроме того, мы позволили себе на
разделителях для читателей младшего и среднего
возраста поменять местами рубрику и индекс,
посчитав, что для ребенка важнее текст, чем цифра
(индекс нужен скорее библиотекарю).

Как выглядят, например, разделители
отдела 2 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ) для
разных возрастных групп, показано в приложении
на с. 14.

В результате проделанной нами работы получился
полный комплект надписей для полочных
разделителей для трех возрастных групп (8–9 лет,
10–11 лет и 12–15 лет). Многие детские библиотеки
Москвы уже воспользовались нашей работой и имеют
этот набор надписей в электронной форме. Но это
удобно тем библиотекам, у которых есть компьютер
и принтер.

Примерная структура открытого доступа
для возрастной группы 12–15 лет

2 Естественные науки (Естествознание)

 

20 Естественные науки в целом.
Естествознание в целом

22 Физико-математические науки,
математика, механика, физика, астрономия)

22. 1 Математика

22.2 Механика (наука о движении тел)

22.3 Физика

22.6 Астрономия (наука о небесных
телах)

 

24 Химические науки

 

26 Науки о Земле (геодезия, геофизика,
геология и география)

26.8 География

26.89(0) Весь мир. Все страны

26.89(00) Полярные страны

26.89(2) Россия. СССР

26.89(2Рос) Российская Федерация
(РФ)

26.89(4) Европа

26.89(5) Азия

26.89(6) Африка

26. 89(7) Америка

26.89(8) Австралия и Океания

26.89(9) Океаны и моря. Мировой океан

 

28 Биологические науки (науки о живой
природе)

28.0 Общая биология

28.5 Ботаника (наука о растениях)

28.6 Зоология (наука о животных)

28.7 Биология человека.
Антропология

 

3 Техника. Технические науки

 

30 Техника и технические науки в
целом

31 Энергетика

32 Радиоэлектроника

32.97 Вычислительная техника

33 Горное дело

34 Металлургия. Обработка
металлов.Машиностроение. Приборостроение

35 Химические производства

36 Пищевые производства

37 Деревообрабатывающие
производства.

Производства легкой промышленности

Полиграфическое производство

Фотокинотехника

37.9 Фотокинотехника

38 Строительство

39 Транспорт

39.3 Автодорожный транспорт

39.4 Водный транспорт

39.5 Воздушный транспорт. Авиация и
воздухоплавание

39.6 Межпланетные сообщения
(межпланетные полеты)

39.8 Городской транспорт

 

4 Сельское и лесное хозяйство

41 Общее растениеводство

42 Специальное (частное)
растениеводство.

Отдельные сельскохозяйственные
культуры

43 Лесное хозяйство

45 Общее животноводство

46 Специальное (частное)
животноводство. Отдельные виды животных

46.73 Собаководство. Кинология

46.74 Кошки домашние. Фелинология

46.87 Декоративные и певчие птицы

47 Охотничье хозяйство. Рыбное
хозяйство

48 Ветеринария (болезни животных, их
лечение и предупреждение)

 

5 Здравоохранение. Медицина

 

60 Общественные науки в целом

 

63 История. Исторические науки

 

63. 3(0) Всемирная история

63.3(2) История России и СССР

63.3(2)6 Новейшая история (1917– )

63.3(2)622 Период Великой
Отечественной войны (1941–1945)

63.3(2Рос…) История отдельных
народов и местностей Российской Федерации

63.3(2-2Москва) История Москвы

63.3(2-2Санкт-Петербург) История
Санкт-Петербурга

63.3(3) История отдельных зарубежных
стран

63.4 Археология

63.5 Этнография (этнология,
народоведение)

 

65 Экономика. Экономические науки

65.9(2Рос) Экономика Российской
Федерации

65. 9(3) Экономика отдельных
зарубежных стран

66 Политика. Политическая наука

66.3 Внутренняя политика. Внутреннее
положение

66.3(2Рос) Внутренняя политика и
внутреннее положение Российской Федерации

66.3(3) Внутренняя политика и
внутреннее положение отдельных зарубежных стран

66.6 Политические партии

66.69 Политические партии отдельных
стран

66.69(2Рос) Политические партии
Российской Федерации

66.7 Общественно-политические
организации, движения, союзы

66.75(2Рос) Движение и организации
молодежи Российской Федерации

66.75(3) Движение и организации
молодежи отдельных зарубежных стран

67 Право. Юридические науки

68 Военное дело. Военная наука

68.9 Служба по чрезвычайным
ситуациям

 

70 Культура. Наука. Просвещение

71 Культура. Культурология

72 Наука

73 Научно-информационная
деятельность

 

74 Образование. Педагогическая
наука

74.27 Дети. Детское движение и
организации

 

74.27(2Рос) Дети в России (1992–…).
Детское движение и организации

74.27(3) Дети в зарубежных странах.
Детское движение и организации

 

75 Физическая культура и спорт

75. 5 Игры. Спортивные игры

75.7 Отдельные виды спорта

75.8 Туризм. Альпинизм

76 Средства массовой информации.
Книжное дело

77 Досуг и отдых

78 Библиотечное дело. Библиография

79 Охрана памятников природы,
истории и культуры. Музейное дело. Архивное дело

81 Языкознание (наука о языке)

81.2Рус Русский язык 81.2Англ Английский
язык

81.2Исп Испанский язык

81.2Ита Итальянский язык

81.2Нем Немецкий язык

81.2Фр Французский язык

82 Фольклористика (собирание и
изучение произведений устного народного
творчества)

83 Литературоведение

83. 3(2Рос) Литература России

83.3(2Рос=Рус) Русская литература

83.3(2Рос=А/Я) Литература народов
России

83.3(3) Литература зарубежных стран.
История и критика

 

85 Искусство

85.1 Изобразительное искусство и
архитектура

85.11 Архитектура

85.12 Декоративно-прикладное
искусство

85.13 Скульптура

85.14 Живопись

85.143(2) Живопись России и СССР. Жизнь
и деятельность художников

85.143(3) Живопись зарубежных стран.
Жизнь и деятельность художников

85.15 Графика

85. 3 Музыка и зрелищные искусства

85.31 Музыка

85.313(2) Музыкальная культура России
и СССР.

Жизнь и деятельность композиторов

85.313(3) Музыкальная культура
зарубежных стран.

Жизнь и деятельность композиторов

85.319 Тексты к музыкальным
произведениям

85.33 Театр

85.37 Киноискусство

85.38 Художественное радиовещание и
телевидение

85.7 Художественная
самодеятельность

 

86.2 Религиоведение

86.3 Отдельные религии

86.4 Мистика

86. 7 Свободомыслие

 

87 Философия. Логика. Этика.
Эстетика

87.7 Этика (наука о морали,
нравственности)

 

88 Психология

 

91 Библиографические пособия
(указатели, списки, обзоры)

91.9 Отраслевые библиографические
пособия (указатели, списки, обзоры)

92 Справочные издания

94 Серии. Сборники

94.8 Сборники цитат, мыслей,
афоризмов

99.2 Сборники игр, развлечений,
самоделок

Далее идут деления отдела
«Художественная литература»

В своей библиотеке мы систематизируем
художественную литературу по «Таблицам
библиотечной классификации для детских
библиотек» под редакцией проф. З.Н.Амбарцумяна
(М.: Книга, 1974). Применяются буквенные индексы: И, Р,
Сб и .т.д. Последовательность и наполнение
разделов соответствуют последнему изданию
Таблиц ББК.

СБ1 Мировая литература
(произведения)

А Произведения литературы
Древнего мира

Сб2 Произведения литературы России
и СССР

И, Сб3 Произведения литературы
зарубежных стран

Р Произведения русской литературы

С Произведения литературы
отдельных народов России

Сб4 Мировой фольклор

СФ Фольклор народов России

РФ Русский фольклор

ИФ Фольклор зарубежных стран

Приложение

Разделители для возрастной группы 8–9
лет

Природа вокруг тебя

2

Математика

22. 1

Физика

(что такое вещество, свет, звук, теплота,
электричество и др.)
22.3

Разделители для возрастной
группы 10–11 лет

Науки о природе. Жизнь и деятельность
ученых

2

Природоведение 20

Физико-математические науки 22

 

_____________

1
Библиотечно-библиографическая классификация:
Табл. для дет. и шк. б-к – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
Либерея, 1998. – 320 с.

2 В рамках этого
материала речь не пойдет ни о перешифровке
литературы, ни о принципах, положенных в основу
организации открытого доступа. – авт.

3 Открытый доступ
для этой группы имеет свои особенности – о них
следует говорить отдельно.

4 См. там же.

«» : Игорь Лещенко

Игорь Егорович Лещенко — художник.

http://www.is.svitonline.com./romald/igor/index.shtml

Окончил Московское Высшее Художественное Промышленное Училище (б. Строгановское) в 1990 году. Факультет «Промискусство». Дизайнер.

Работал:
Театр,
Криминалистика,
Графика, живопись, инсталяции, скульптура,
Монументально — декор.

[an error occurred while processing the directive]