Правило золотого сечения в фотографии. Золотое сечение картины


Золотое сечение в живописи

Золотое сечение в живописи - фотограф Виктор Володин

Выдающийся советский искусствовед Михаил Владимирович Алпатов (1902 –1986), из-под пера которого вышла знаменитая трёхтомная «Всеобщая история искусств», неизменно подчеркивал роль золотого сечения в создании ясных и гармоничных пропорций живописных композиций. В своей книге “Этюды по истории Западно-Европейского искусства” он пишет: “Сочетание геометрической ясности форм и иррациональности их соотношений радует глаз впечатлением как бы скрытого во всем движения”.

 

В картине «Маленькая улица» голландского художника Яна Вермеера (1632—1675) Алпатов находит сразу три золотых прямоугольника – один горизонтальный, соответствующий нижней части картины, и два вертикальных: первый обрамляет основную видимую часть здания за исключением самого верхнего этажа, второй – большое окно в нижней средней части картины.

Сравнивая работы Вермеера с работами другого знаменитого другого голландца, Алпатов пишет “Питер де Хоох предпочитает членение картины на равные части. Вермеер с исключительным чутьем выискивает соотношения, близкие к золотому сечению…” .

 

Пропорции двух наибольших прямоугольников определяются выбором границ картины, или, как сказал бы фотограф – кадрированием. Алпатов пишет по этому поводу: “Когда художник пишет с натуры, он нередко складывает пальцы, чтобы они составили приблизительный формат задуманного этюда, и двигает это воображаемое обрамление перед глазами, выискивая тот кусок природы, который лучше всего может быть запечатлен на холсте”.

 

Но вот пропорции наименьшего золотого прямоугольника – того, который обрамляет большое окно, - что с ними? Без сомнения, они принадлежат зданию. Надо понимать, что Вермеер сознательно исказил пропорции этого окна, т.е. изначально оно было, ну скажем, квадратное? Присмотритесь к картине. Вы в это верите? Я – нет. Значит, заслуга использования золотого сечения в данном случае принадлежит скорее строителям, а не Вермееру?

 

Анализируя полотно “Менины” знаменитого Диего Веласкеса (1599-1660), Алпатов визуально делит его на четыре горизонтальные полосы согласно золотому сечению: I : II = IV : III = Φ ≈ 1,618

“…вся картина… делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Нижняя половина картины занята фигурами. Верхняя свободна, более воздушна и легка. …Но, кроме этого, оказывается, каждая половина картины разделена на две части; границей этого деления наверху служит линия потолка, внизу — линия пола, при этом оба деления довольно точно подчиняются закону золотого сечения”.

www.victorvolodin.ru

Золотое сечение в фотографии.

Поделиться статьёй:

Можно потратить много денег на покупку навороченной камеры с добрым десятком опций и крутым зеркальным объективом, но это лишь часть результата. Красивый, вызывающий эмоции снимок рождается не только благодаря технике, которую держит  в руках фотограф. Без знаний законов композиции сложно грамотно выстроить кадр, задать ему правильную структуру, вложить художественный смысл и вдохнуть жизнь.

Содержание статьи:

Как донести до зрителя атмосферу момента, идею фото-задумки, эффектно расставить акценты и сделать фотографию насыщенной, выразительной, глубокой? Для достижения этих целей профессионалы используют законы композиции. В первую очередь, золотое сечение и пропорции Фибоначчи. Что означают эти красивые слова и как их использовать на деле - читайте в статье.

Что такое золотое сечение?

В учебниках написано, что за закон золотого сечения человечество должно быть благодарно Пифагору - именно он открыл это правило и рассказал о нем своим ученикам. Более того, открытие обрело мистический характер. Ученый полагал, что формула обладает гораздо большим значением, связано с потусторонним миром. Последователи Пифагора не брали в расчет подобные домыслы, а лишь пользовались законом для создания скульптур, архитектурных строений, картин, барельефов.

О чем говорит история: на основе правила золотого сечения были построены древнеегипетские пирамиды, храмы, гробницы. Украшения Тутанхамона также свидетельствуют о том, что мастера, изготавливающие ожерелья и браслеты для своего почитаемого фараона, тоже основывались на золотом сечении. Это удивительное открытие изучил Леонардо да Винчи. Он немного адаптировал формулу для восприятия и на деле доказал работу уникальность пропорций.

Суть уравнения в том, что точки, расположенные на пересечении линий, по определенному принципу делящих кадр на части, становятся зрительным магнитами, притягивают взгляд. Структура композиции должна состоять из нескольких областей - так, чтобы вся горизонталь отрезка имела в соотношении большую и меньшую части, одинаково пропорциональные к основной длине.

По другой версии правило третей и золотое сечение родилось благодаря итальянскому математику Леонардо Фибоначчи, который вывел удивительную закономерность. Поставив определенные числа в ряд, ученый сделал открытие - каждая часть последовательности является результатом сложения двух предыдущих. Это и вошло в основу правила третей и расположения узлов внимания, на основе которых строится структура кадра.

За сотни лет востребованность золотого сечения не угасла. Современные художники, скульпторы, фотографы успешно используют его в своем творчестве. Применение этого правила позволяет концентрировать взгляд человека на главных точках композиции. Картинка выглядит гармоничной, концептуальной. Зритель с удовольствием рассматривает детали, увлекается сюжетом. Фотография обретает динамику, становится интересной мини-историей с заданной мастером тематикой.

 

Золотое сечение на практике

В современном фотоделе широко применяется правило третей, основанной на законе золотого сечения. Деление кадра на три равные части позволяет грамотно выстроить структуру композиции, правильно расположить узлы внимания (или “точки силы”) - их должно быть четыре. Это напрямую влияет на восприятие зрителем снимка.

  • Небольшой мастер-класс:Если вы хотите в пейзаже отразить живописный горизонт на фоне заходящего солнца, его лучше расположить вдоль верхней линии. В данном случае избегайте чрезмерной воздушности в кадре - это отвлекает внимание, впускает в снимок пустоту.

Перед вами стоит задача показать зрителю небо удивительной красоты, заключите его в две верхние части, на нижней расположите землю. Но в случае с небесным пейзажем обязательно используйте детали, которые разнообразят композицию, придадут дополнительные акценты: птица, самолет, воздушный шар и т.д.

 

Снимая человека в полный рост, никогда не центрируйте композицию. Объект должен быть расположен или в правой вертикальной стороне, или в левой. Так вы зададите  нужное смысловое направление. Элемент в центре (это может быть здание, флагшток, маяк, арт-объект) режет кадр на две части, заставляет зрителя искать смысл, сомневаться, теряться в структуре снимка.

Оставляйте пространство после взгляда, а не до него. Человек, у которого голова повернута в правую сторону, должен быть расположен на левой вертикальной линии - чтобы перед ним оставалось место для размещения предмета его внимания.

Большинство современных камер оснащены подсказками, позволяющими грамотно выстроить композицию не на глаз, а четко по линиям третей. Нажав на кнопку, на картинку, которую вы видите через видоискатель, накладывается сетка, задающая пропорции правила третей. Функция называется кадрирование.

Примеры использования золотого сечения и правила третей

Профессиональный фотограф с многолетним опытом работы зачастую не задумывается о кадрировании в соответствии с законом золотого сечения - это происходит по наитию, автоматически. Для новичков очень важна практика грамотного построения снимка. Начать лучше всего с правила третей. Чтобы наглядно продемонстрировать работу закона идеальных пропорций кадра, приведем примеры.

Пейзаж с линией горизонта

Одна из распространенных ошибок, которую допускают фотографы - это линия горизонта, которая делит кадр на две равные части. Обратите внимание на снимки профессионалов. Горизонт либо в верхней части, либо в нижей. Располагая границу с небом и землей в верху, вы даете зрителю возможность сконцентрироваться на деталях пейзажа. Смещение линии вниз открывает возможности для художественного отображения неба. Фигурные облака, лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи, северное сияние, удивительные закатные или рассветные переливы - все это в совокупности становится акцентом композиции.

Пейзаж с дополнительными элементами

Хотите сделать кадр выразительным и глубоким, чтобы зритель с интересом вникал в сюжет композиции и воспринимал картинку в соответствии с вашей творческой идеей - используйте детали. Пусто и одиноко смотрится морская гладь, соседствующая с небом, иногда они могут даже сливаться по цветам. В данном случае необходимо впускать в кадр яркие элементы, которые обозначат границы и внесут в композицию жизнь. Это могут быть, к примеру, корабли, яхты, лодки, дельфины, серфингисты. И обязательно используйте вертикали - разряжает структуру, лишает ее монотонности.

Работайте с контрастами. Интересными и концептуальными получаются снимки с противопоставлением старого и нового, яркого и бесцветного: пламя огня на фоне сумеречного неба, старый деревянный домик на берегу озера или подвесной мост и тд. Якорные элементы, которые притягиваю к себе внимание, становятся главными действующими героями фотографии.

Человек крупным планом

Расположив модель близко к одному из краев, вдоль правой или левой вертикальной линии, вы таким образом решаете сразу две задачи. Первая - портретный акцент на чертах лица, выражении глаз. Снимок становится персонализированным, обретает свой характер, темперамент, настроение. Вторая - открываете зрителю фон, погружаете в обстановку, атмосферу, которая художественно всплывает за образом героя. Это психология: если перед глазами крупный предмет и много мелких, хочется рассматривать не только основу композиции, но и ее детали - особенно в случае грамотного смещения в сторону по правилу третей.

Макросъемка

Снимая объекты в режиме макро, снова следует придерживаться золотых законов фотографии. Макросъемка предполагает очень сильное увеличение, концентрацию на деталях объекта.

  • Важный момент.Акцент автоматически смещается на фактуру и особенности ключевого элемента композиции, и ничто не должно этому мешать.

Фотографируя экзотический цветок в тропическом лесу, делайте задний фон в расфокусе - иначе пестрая растительность сместит акценты, ослабит восприятие главного героя кадра, запутает зрителя. В структуре снимка должен царить минимализм: бабочка на ветке (ветка в нижней трети, бабочка - в правой или левой вертикали), скорпион на песчаной кочке (скорпион - в верхней точке одной из вертикалей, кочка также смещена в сторону от центра). Делайте посыл адресным, точным, не мешайте своей творческой идее успешно воплощаться в жизнь.

Предметы в движении

Съемка динамичного сюжета также предполагает использование вертикалей и диагоналей золотого сечения. Идеальная структура - когда движущийся объект расположен по левой или правой вертикали, а перед ним свободное пространство. Так вы передаете смысл движения вперед. Учитывайте и направление, которое в идеале должно быть слева направо. Приведем примеры: велосипедист на тропинке парка, автомобиль на вечерней дороге, легкоатлет на беговой трассе. Эти сюжеты профессионалы рекомендуют снимать на длинных выдержках, которые задают кадру объем, динамику, стремительность.

Использование канонов фотосъемки позволяет делать красивые, выразительные, вдумчивые кадры, в которых каждый элемент находится на своем месте, композиция грамотно выдержана и скомпонована. Но бывают ситуации, когда не получается четко следовать правилу третей, объект расположен чуть дальше линии вертикали, а смещение в сторону грозит потере другого идейно важного объекта в другой части снимка. В этом нет ничего страшного, вы можете экспериментировать со структурой кадра, если композиция стоит того. Желаем вам творческих успехов и профессионального развития!

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Золотое сечение - PhotoDzen.com

15 Апреля 2015

Композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.

Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.

Золотое сечение в фотографии - основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо Да Винчи.

Для желающих узнать больше - видео:

Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка – «точка силы» или «узел внимания». Их четыре – именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Практические советы:

  • Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней?
  • Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде – то лучше на верхней.
  • Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе – то на нижней.
  • Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
  • Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии.
  • Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.

Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении.

Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов – тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.

 Фото: Steve McCurry

 Фото: Joe McNally

Фото: Richard Barnabe

ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях - то композиция будет выглядеть очень гармонично.

Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль - «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.

Фото: Джона Лемьё (John Lemieux)

 Фото: Анри Картье-Брессон

Больше фотографируйте и экспериментируйте. Удачи!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие

 

photodzen.com

Правило золотого сечения в фотографии

Так называемое правило «золотого сечения» было хорошо известно еще ученым древних времен, они умели применять его на практике и использовали его в сфере геометрии. Например, его можно встретить в работах математика Пифагора, жившего еще в 6 веке до нашей эры. По-настоящему широкое применение правило «золотого сечения» находит в эпоху возрождения, им руководствовались великие художники и живописцы для композиционного построения своих работ. Но и в наш век фотографии, когда в данной сфере используются новейшие разработки науки и техники, это правило не забыто современными фотомастерами.

Правило золотого сечения

Суть данного правила состоит в визуальном рассечении рисунка, изображения или фотографии в пропорциях, равных 2:1. В результате изображение получается разделенным на 9 равных частей, получается некая сетка, состоящая и двух горизонтальных линий и двух вертикальных, пересечение которых и образует 9 параллелограммов. Зонами «золотого сечения» принято считать точки, которые образуют углы центрального квадрата. Если располагать любой объект в пределах этих точек, то изображение приобретает некий динамизм, гармоничность.

Правило золотого сечения

С увеличение количества изображаемых предметов, повышается и сложность решения задачи. Но, так или иначе, в любой фотографии есть целевой объект, его и нужно располагать в пределах воображаемых горизонтальных и вертикальных линий. Особенно важно применение данного правила при создании пейзажных фото, снимков ландшафтов природы.

Правило золотого сечения

Для лучшего понимания, приведем простой пример. Допустим, вы фотографируете поле с пшеницей и заходящее на его фоне солнце. Ни в коем случае не допускается располагать линию горизонта посередине фотографии. В этом случае фото будет статичным. В идеале линия горизонта должна совпадать с одной из горизонтальных линий «золотого сечения», то есть, выше или ниже середины снимка. Это улучшит обзор данной фотографии. Конечно, это правило не является основополагающим для всех снимков, ведь из каждого правила есть и исключения.

Правило золотого сечения

Если на снимке присутствует река, либо след от самолета, или дорога, уходящая вдаль, то есть какой-либо диагональный объект, то нельзя делать так, чтобы его начало и конец располагались по направлению из одного угла кадра в другой. Такое расположение будет «уводить» взгляд зрителя за пределы фото. В таком случае нужно всего лишь вывести нашу диагональную линию за какую-либо из воображаемых линий «золотого сечения». Если же диагональ слишком крута, то хорошо расположить вдоль ее верхнего края какой-то крупный предмет. Он будет «блокировать» взгляд зрителя и не пускать его за пределы фотографии.

Правило золотого сечения

Конечно, правило «золотого сечения» нельзя возводить в абсолют, но помнить о нем чрезвычайно важно, именно благодаря ему фотографии приобретают динамичность и завершенность.

www.takefoto.ru

Золотое сечение в природе, человеке, искусстве

Когда смотрим на красивый пейзаж, мы охватываемых все вокруг. Потом уделяем внимание деталям. Речке журчащей или дереву величественному. Видим поле зеленое. Замечаем, как ветер его обнимает нежно и журя шатает со стороны в сторону траву. Можем почувствовать аромат природы и услышать пение птиц…Все гармонично, все взаимосвязано и даёт чувство умиротворения, чувство прекрасного. Восприятие идёт поэтапно чуть меньшими долями.Золотое сечение в природе, человеке, искусстве Куда вы сядете на скамье: на край, на середину или в любое место? Большинство ответит, что чуть дальше от середины. Приблизительное число в пропорции скамьи от вашего тела до края будет 1,62. Так и в кинотеатре, в библиотеке,- везде. Инстинктивно создаём гармонию красоту, которую во всем мире называю “Золотым сечением”.

Золотое сечение в математике

Золотое сечение в природе, человеке, искусстве Вы задумывались, можно  ли определить меру красоте? Оказывается, с математической точки зрения возможно. Простая арифметика даёт понятие об абсолютной гармонии, которая и отображается в безупречной красоте, благодаря принципу Золотого сечения. Архитектурные сооружения др. Египта и Вавилона первыми начали соответствовать данному принципу. Но сформулировал принцип первым Пифагор. В математике это деление отрезка чуть больше половины, а точнее 1,628. Данное соотношение представляется как φ =0,618= 5/8. Маленький отрезок = 0,382 = 3/8, а полностью отрезок принимаем за единицу.

А:B=B:C  и C:B=B:AЗолотое сечение в природе, человеке, искусстве

От принципа золотого сечения отталкивались и великие писатели, архитекторы, скульпторы, музыканты, – люди искусства, и христиане, рисующие пиктограммы (пятиконечные звезды и т.д.) с его элементами в храмах, спасаясь от нечисти, и люди, изучающие точные науки, решающая проблемы кибернетики.

Золотое сечение в природе и явлениях.

Все на земле приобретая форму растет вверх, в сторону или по спирали. Последнему пристально уделил внимание Архимед, составив уравнение. По ряду Фибоначчи устроена шишка, ракушка, ананас, подсолнух, ураган, паутина, молекула ДНК, яйцо, стрекоза, ящерица…Золотое сечение в природе, человеке, искусстве Золотое сечение в природеТицириус доказал, что вся наша Вселенная, космос, галактическое пространство, – все спланировано исходя из Золотого принципа. Абсолютно во всем живом и не живом можно прочесть высшую красоту.Золотое сечение в природе

Золотое сечение в человеке.

Кости продуманы природой тоже согласно пропорции 5/8. Это и исключает оговорки людей про “кости широкие“. Большинство частей тела в соотношениях применяются к уравнению. Если все частички тела подчиняются Золотой формуле, тогда внешние данные будут весьма привлекательны и идеально сложены.Золотое сечение в человеке леонардо да винчиОтрезок от плеч до верха головы и ее размера = 1:1.618Отрезок от  пупа до верха головы и от плеч до верха головы = 1:1.618Отрезок от пупа до коленок и от них до ступней ног = 1:1.618Отрезок от подбородка до крайней точки верхней губы и от неё до носа = 1:1.618Золотое сечение в природе, человеке, искусстве Все расстояния  лица дают общее представление об идеальных пропорциях, привлекающих взгляд.Пальцы, ладонь , тоже подчиняются закону. Необходимо ещё отметить, что отрезок расставленных рук с туловищем равен росту человека. Да что там, все органы, кровь, молекулы, соответствуют Золотой формуле. Истинная гармония внутри и снаружи нашего пространства.

Параметры с физической стороны окружающих факторов.

Громкость звука. Высшая точка звука, вызывающая не комфортное ощущение и боль в ушной раковине = 130 децибелам. Это число можно разделить пропорцией 1,618, тогда выходит, что звук человеческого крика будет = 80 децибел.Тем же методом двигаясь дальше получаем 50 децибел, что характерно для нормальной громкости речи человека. И последний звук, который получим благодаря формуле – приятный звук шепота = 2,618.По данному принципу можно определить оптимально-комфортное, минимальное и максимальное число температуры, давления, влажности. Простая арифметика гармонии заложена во всем нашем окружении.

Золотое сечение в искусстве.

В архитектуре самые известные здания  и сооружения: египетские пирамиды, пирамиды Майя в Мексике, Нотр-дам де Пари, Парфенон греческий,  Петровский дворец, и другие.Золотое сечение в природе, человеке, искусстве

В музыке: Аренский , Бетховен, Гаван , Моцарт, Шопен, Шуберт, и другие.

Золотое сечение в живописи, мона лиза леонардо да винчи !В живописи: почти все картины  знаменитых художников написаны согласно сечению: разносторонний Леонардо да Винчи и неподражаемый Микеланджело, такие родные в писании Шишкин с Суриковым, идеал чистейшего художества – испанец Рафаэль, и подаривший идеал женской красоты – итальянец Боттичелли, и многие-многие другие.

В поэзии: упорядоченная речь Александра Сергеевича Пушкина, в особенности “Евгений Онегин” и стихотворение “Сапожник”, поэзия замечательных Шота Руставели и Лермонтова, и многих других великих мастеров слова.

В скульптуре: статуя Аполлона Бельведерского, Зевса Олимпийского, прекрасной Афины и грациозной Нефертити, и другие скульптуры и статуи.

золотое сечение статуя нефертити

В фотографии используется “правило третьей”. Принцип такой: композиция делится на 3 равные части по вертикали и по горизонтали, ключевые моменты располагаются либо на линиях пересечения (горизонт), либо в точках пересечений (объекте). Таким образом пропорции  равны 3/8 и 5/8.Золотое сечение в природе, человеке, искусстве  В дизайне интерьера согласно Золотого сечения имеется много уловок, которые стоит разобрать детально. Их опишу подробно в следующей статье.Золотое сечение в природе, человеке, искусстве

 

Автор : Гумерова Алия

ВЕРНУТЬСЯ К ДРУГИМ СТАТЬЯМ БЛОГА!

bapachi.by

My Kitchen Stories - Кулинарный фото блог: Основы композиции. Правило золотого сечения. Правило третей.

     Фотография во многом схожа с рисунком. Только художник в руках держит кисть, а фотограф камеру.  Любой рисунок начинается с выбора объекта и расположения его на бумаге.  В природе, архитектуре, в человеке уже все скомпоновано, все пропорционально и фотографу остается только нажать на кнопку.  Но когда он смотрит на снимок, оказывается что ту красоту, которую он видит глазами, он не отобразил на фотографии. Почему так происходит? И что нужно делать для того чтобы получить красивую фотографию?

Когда мы смотрим на красивый пейзаж, мы взглядом охватываем все вокруг, потом по отдельности рассматриваем речку,  деревья,  как падают лучики солнца, рассматриваем, как играют тени, какие присутствуют цвета, и все вместе создает впечатление красивой картинки. Помимо зрительного восприятия, мы чувствуем тепло, запах воздуха, слышим пение птиц, все это усиливает наше восприятие картинки.

Зрение человека бинокулярное, мы смотрим на один объект одновременно с двух разных точек (правым и левым глазом), это позволяет нам видеть изображение трехмерным (то есть видеть глубину пространства).

Фотография же изображает только высоту и ширину, так как мы снимаем только с одной точки. Задача фотографа показать объём объектов, глубину пространства, передать атмосферу, движение, эмоции с помощью различных инструментов. Посмотрев в видоискатель, мы понимаем, что не все что мы видим глазами попадает в рамки кадра, нам приходится выбирать интересные объекты, кадрировать то, что видим в реальности, выбирать и размещать объекты в рамках  видоискателя. Для того что бы получить красивую фотографию не достаточно просто нажать на кнопку, необходимо подумать о композиции картинки, чем мы заполним кадр, как и где будут размещаться объекты.

И так что же такое композиция?

Композиция с латинского означает «составлять, сочинять, располагать» .

Композиция – это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое гармоничное целое, в рамках одной плоскости (фото снимка или листа бумаги). Знание и соблюдение правил композиции, делает снимок более выразительным, помогает фотографу сделать акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя. 

Основные составляющие композиции:

- Правило третей и правило золотого сечения

- Правило диагоналей и диагонального золотого сечения.

- Движение и ритм в фотографии

- Точка съемки и ракурсЭтот список можно продолжать и продолжать, но пока остановимся на этом.

Правило золотого сечения и числа Фибоначчи. 

Использование правила золотого сечения, позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Если говорить точнее, золотое сечение - это деление целого на две не равные части,  в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.      В математеке это легко продемонстрировать на отрезке, тогда становится понятнее о чем речь. А:B=B:C  и C:B=B:A       Это соотношение обозначается буквой φ =0,618= 5/8. Меньший отрезок соответственно = 0,382 = 3/8, а весь отрезок принимаем за единицу.

      Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют - "зрительным центром", так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.     Можно изготовить вот такой циркуль. Его использовали древнегреческие архитекторы при постоении храмов, используя золотое сечение.    

     Арифметическим выражением золотого сечения является ряд Фибоначчи.     Фибоначчи итальянский математик, изучая природные явления открыл золотую пропорцию чисел.     Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Числа стоят в особенной последовательности так, что каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21 а отношение чисел, которые расположены рядом, приближается к отношению золотого деления. Например, 21 : 34= 0,617, а 34 : 55= 0,618.    Применение золотого сечения и чисел Фибоначчи наблюдается в природе, в анатомии человека. Например количественное соотношение частей тела соответствует числам из ряда Фибоначчи. Если сопоставить длины фаланг пальцев и кисть руки, то можно заметить что это соотношение равно золотому делению.Посмотрим несколько фотографий, с применением правила золотого сечения.

        Правило третей     Это "упрощенный" вариант «золотого сечения». Во время сьемки зачастую применяется правило третей.  Суть заключается в следующем: мы делим изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, мы получаем 9 равных частей. 

Основные объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.Рассмотрим на примере фотографии ночного Киева. На изображение мы накладываем сетку с линиями делящими на трети. Смотрим как лучше разместить объект сьемки, и чем заполнить кадр. Это лучше делать сражу же в видоискателе, нежели потом кадрировать, тем самым ухудшая качество изображения. Главный объект церковь, мы размещаем ее находится вдоль вертикальной линии. Купол церкви находится в точке пересечения. Линия горизонта лежит вдоль линии третей.

Применив правило третей, мы кардинально не изменили фотографию, мы просто придали больше значимости объекту сьемки.Очень удобно использовать это правило для размещения горизонта (на верхней или нижней линии).

Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство. 

И последний совет. Правая нижняя точка имеет самое сильное воздействие, нижняя левая точка имеет наименьшее воздействие. Таким образом, когда у нас в кадре есть несколько объектов, главный мы разместим в нижнем правом углу.

Люблю это видео. Оно напоминает о том, как все в этом мире пропорционально, красиво гармонично и прекрасно. Красивое знакомство с правилом золотого сечения и числами Фибоначчи.

И маленькое домашнее задание.Проверить свои фотографии, использовали вы в них правило золотого сечения или правило третей. Поможет вам в этом прозрачная сетка, которую можно наложить на фотографию. В архиве есть несколько вариантов пересечения.Не стоит сразу же выбрасывать снимки, которые не укладываются под сетку золотого сечения или третей. Это правило как и все остальные очень относительно, ведь в композиции есть множество других составляющих, которые помогут удержать взгляд зрителя.О других правилах мы поговорим в следующих статьях.

elenatitarenko.blogspot.com

Композиция в фотографии. Часть 2: Золотое сечение

body-golden1Золотое сечение — это более сложный принцип построения композиции, который лежит  в основе правила третей. Понятие золотого сечения использовалось такими художниками как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. В этой статье я постараюсь простыми словами объяснить смысл этого принципа и то, как он может помочь вам в создании красивых и композиционно интересных фотографий.

В природе  практически все устроено по правилу золотого сечения, включая элементы человеческого тела.

bodygolden1Правило золотого сечения было применено как при строительстве пирамиды Хеопса,

piramid1так и при создании фасадов собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари).

notr-dame1Наш глаз привык к данной пропорции, и все, изображенное с соблюдением композиционного правила золотого сечения, воспринимается как гармоничное изображение. В то время как нарушение золотого сечения при создании композиции создаст дисбаланс.

Я не буду утомлять вас объяснением правила золотого сечения с математической точки зрения и просто скажу, что определенные точки  в композиции картины или фотографии автоматически привлекают внимание зрителя. Это четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев. На картинке выглядит это так.

zolotoe-sechenie-scheme1Как вы видите линии золотого сечения сконцентрированы в центре рамки в отличие от правила третей, где линии равномерно распределены по всему пространству.

2-rule-of-thirds1Располагая объект в в этих точках пересечения, вы делаете его центральной частью композиции, привлекая внимание зрителя к нему.

Как применять правило золотого сечения про компоновке кадра

К счастью в большинстве современных фотоаппаратов есть такая функция как «сетка». Потому я советую включить ее перед тем, как определять композицию кадра и далее следовать следующим рекомендациям:

  • На точках пересечения линий золотого сечения располагайте самые интересные и важные моменты вашей фотографии. В случае если вы выбрали очевидный центр композиции ( одинокую фигуру человека, дерево, самый яркий автомобиль), то расположите его так на пересечении решетки, чтобы он был на треть снизу или сверху рамки, или на треть с каждой из сторон.
  • golden1
  • Если вы хотите выделить передний план композиции, то расположите линию горизонта вдоль верхней линии сетки, чтобы получить примерное соотношение ландшафта к небу 2:1.firstplan1
  • Если же вы хотите сфокусировать внимание зрителя на небе, то лучше расположить линию горизонта вдоль нижней линии сетки.secondplan1
  • Расположение линии горизонта по центру обычно смотрится гармонично при создании симметричных и статичных снимков.

symmetri1

  • Передать движение в снимке можно путем смещения объекта из центра в левую область снимка.

В случае если функция «сетка» не предусмотрена вашей моделью фотоаппарата, то рекомендую воспользоваться упрощенным приниципом золотого сечения – правилом третей. Его будет легче применять на глаз нежели правило золотого сечения.

studyfoto.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта