Марк Львовский. Рисунки по физике. Все основные разделы. Картины по физике
Физика в искусстве – внеурочная деятельность (конкурсная работа) – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
- Участник: Краснова Светлана Максимовна
- Руководитель: Пастухова Татьяна Николаевна
Физика и искусство
На всем протяжении существования человечества его сопровождают две области деятельности – физика и искусство.
«Культуре в равной мере нужны наука и искусство. Физика должна быть тесно связана с искусством, ведь только так она будет приносить людям радость и пользу, а не горе и вред. И художник, и учёный познают истину, красоту и добро для воссоздания нашего мира». Так писал немецкий поэт XIX века Иоганн Вольфганг фон Гёте.
Однако наука и искусство решают разные задачи. Физика изучает неживую природу, законы мироздания, а искусство — отношение человека к самому себе, к другим людям, к миру.
Если физика объясняет мир на языке теорий, законов, категорий, то искусство это делает при помощи свободных и естественных мыслей, отражая мир в художественных изображениях. Знания, добытые искусством, постигаются чувственным, эмоциональным путём человека. Это не требует профессионального навыка. Поэтому произведения искусства, признанные гениальными, часто дают более глубокие знания о человеке и человеческом обществе, нежели физика. «Инженеры человеческих душ» – не случайно так называют писателей, художников и музыкантов. Однако, знания, добытые искусством, нельзя сравнить по масштабу с системными знаниями науки.
Ещё задолго до нас, в Древней Греции учёные задумались о роли науки и искусства в жизни людей.
Каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины (согласно греческой мифологии), являлась музой и покровительствовала определенной области творчества.
Имя музы |
Чему покровительствовала |
Каллиопа |
Эпическая поэзия |
Клио |
История |
Мельпомена |
Трагедия |
Талия |
Комедия |
Полигимния |
Священные гимны |
Терпсихора |
Танцы |
Эвтерпа |
Поэзия и лирика |
Эрато |
Любовная и свадебная поэзия |
Урания |
Наука |
Науки, искусства и ремёсла того времени не отделялись друг от друга. Люди обозначали их одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «физик», «ремесленник» и «механик» не противопоставлялись друг другу.
По словам шведского физика, лауреата Нобелевской премии, профессора Ханнеса Альвена, красота формул отличается от красоты музыки не больше, чем красота музыки от красоты картин.
Наверное, поэтому учёные в поисках гармонии чаще всего обращаются к музыке.
В минуты отдыха на скрипке играл Альберт Эйнштейн.
Макс Планк и Вернер Гейзенберг были отличными пианистами.
Стихотворения Лермонтова и Байрона любил читать Лев Ландау.
Создатель первого в мире ядерного реактора Игорь Курчатов часто посещал симфонические концерты и за три дня до смерти слушал «Реквием» Моцарта в консерватории.
Великая поэзия нашего века – это наука с удивительным расцветом своих открытий.
Эмиль Золя
Физика в живописи
Когда мы посещаем залы музеев, мы восхищаемся замечательными картинами художников. Однако, совсем не задумываемся о том, какую роль играют физические явления в написании великолепных произведений искусства. Кажется, эти понятия между собой очень далеки – физика и искусство, но всё-таки, между ними есть связь.
«Физика – это жизнь» – так говорят многие…, ну а так как художники пишут «живые» картины, то получается, что они сами того не подозревая применяют физику в своих работах.
Рассмотрим примеры.
1. Кисточки в воде, смешивание красок, растекание краски по поверхности бумаги – всё это известное физическое явление – диффузия.
Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.
Краска смешивается с водой потому, что молекулы, двигаясь хаотично, распространяются по всему объёму. Жидкость в сосуде становится однородной. То же самое происходит при смешивании красок.
Существует большое количество акварельных техник. Вот некоторые из них: «по – сырому», «а ля-прима», «техника с использованием соли или спирта». В данных техниках краска накладывается на мокрую поверхность листа. Как раз здесь мы и наблюдаем диффузию в полную её силу! Краска растечётся тем сильнее, чем больше мы возьмём воды. (Диффузия быстрее происходит в жидком состоянии, чем в твёрдом).
2. Большое значение имеют кисти, т.к. не каждая подойдёт для конкретных красок и отдельных видов живописи:
- Для акрила подойдут синтетические кисти.
- Для масляных красок подойдёт синтетика или щетина.
- Для акварельных красок необходимы беличьи или колонковые кисти.
Это ещё одно физическое явление! Ведь от силы трения, от силы давления, гибкости кисти зависит толщина красочного слоя, форма мазка и качество работы.
Чем твёрже и тоньше будет кисточка, тем больше будет сила давления. Чем мягче и шире будет кисточка, тем меньше будет сила давления.
Результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. (Чем площадь поверхности меньше, тем давление больше).
Щетинистые кисти создают большую силу трения, чем мягкие, поэтому след от них будет ярче и матовее. Кисти с пушистым кончиком создают меньшую силу трения, поэтому отпечаток будет более прозрачным и спокойным.
Леонардо да Винчибыл искусным итальянским живописцем, скульптором и архитектором, умным техником и инженером, одарённым учёным, гениальным философом и музыкантом. Он являлся одним из крупнейших представителей эпохи Возрождения, ярким примером «универсального человека». В наше время люди до сих пор спорят о том кто он: художник или учёный?
Леонардо да Винчи в механике почти пришёл к верному решению в вопросе об ударе шаров (примерно за 200 лет до Исаака Ньютона). Также великий учёный почти до конца разобрал условие равновесия тела на наклонной плоскости, теорию подвижных и неподвижных блоков. Он сформулировал вывод о равенстве действия и противодействия.
Также Леонардо был великим художником! Его загадочные картины люди пытаются разгадать веками. Но помимо мистики, картины Леонардо да Винчи привлекают к себе внимание своей красотой. Многие критики подтвердили, что Его шедевры являются образцовыми для многих художников.
Леонардо совмещал в себе таланты учёного, художника, музыканта, скульптора. Он стал одним из первых, кто объединил науку и искусство. Он пытался познать многое, и за это люди хранят память о нём.
Физика в ковке и художественном литье
Художественное литьё и ковка – это горячая обработка металлов ударом молота или давлением в прессах. При этом инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку. Она деформируется и приобретает заданную ей форму. Специалистам этих профессий необходимы знания физики: об особенностях «поведения» разных материалов (деформации, пластичности, затвердевания, плавления…).
Ковку производят при нагревании металла, для того чтобы снизить сопротивление деформации и увеличить его пластичность, так как при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.
Для художественного литья используют чугун, так как он при отвердевании увеличивается в объёме, поэтому заполняет мельчайшие изгибы и выпуклости, позволяя получать произведения, чудесно передающие все особенности оригинала.
Из чугуна отлито множество великолепных произведений искусства! Главным образом удивляет прекрасное «кружево» мостов и чугунных оград Санкт-Петербурга. Но самое необыкновенное – это решётка Летнего сада. Она стала известной всему миру благодаря своей красоте, изысканности совершенству пропорций.
Однажды мне рассказали такую историю
Как-то раз в Санкт-Петербург приехал один знатный англичанин. Из-за дальней дороги он решил немного отдохнуть. Затем он попросил сопровождающих отвезти его к решётке Летнего сада. Гость сел напротив решётки и стал пристально на неё смотреть, попросив оставить его одного. Так он просидел до утра, наблюдая за сменой решётки в ночном свете. На следующий день за ним пришли сопровождающие. Англичанин сказал им: «Я не хочу больше ничего видеть. Можете отвезти меня в Лондон. Там я спокойно умру. Я видел совершенство гармонии, великолепия и красоты».
Эта история полностью олицетворяет всю красоту этой чудесной решётки. Чтобы сковать такую замечательную ограду, нужно обладать не только богатой фантазией и «золотыми руками», но и знаниями физики. Без них не сделать ни ограду, ни скульптуру, ни статуэточку.
Чугунные достопримечательности также есть и в Донецке.
Это – «Парк кованых фигур»
Кажется, что физика и искусство далеки друг от друга и абсолютно не совместимы. Однако это не так! Представители живописи, музыки, ковки, порой и сами того не зная, используют для своих шедевров физические закономерности. Учёные любят и ценят искусство, ищут в нём вдохновение. Искусство пробуждает творческие мысли.
Мало кто знает, но некоторые изобретения, сделанные недавно, были уже когда-то давно придуманы писателями-фантастами. Например: роботы и бластеры были придуманы в 80-тых годах одним писателем для своей книги о будущем. Физики, вдохновившись это идеей, изобрели их. Хоть бластеры есть не у всех, однако роботы есть во многих квартирах.
Наука и искусство – это вечный механизм, который работает, и будет работать. Миру нужны и то, и другое.
Хоть, эти области и враждуют с давних пор, всё равно находятся люди, которые могут объединить 2 эти деятельности и показать другим, что наука и искусство вместе составляют одно единое целое!
Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд!
Спасибо за внимание!!!
rosuchebnik.ru
Презентация по физике "Физика и живопись"
Презентация на тему: Физика и живописьСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Физика и живопись Презентацию подготовила ученица 11 “А” классаМОУ Аннинскй лицейВоронежской областиФедосова Анастасия.
№ слайда 2 Описание слайда:Я учусь в физико-математическом классе МОУ Аннинский лицей и одновременно в школе искусств на художественном отделении, поэтому мне было особенно интересно искать материалы на тему «Физика и живопись», как интересна и сама тема связи физики и искусства. После окончания лицея хочу поступить в Воронежский государственный архитектурно-строительный университет и получить специальность «дизайнер архитектурной среды», так что данную работу рассматриваю как своеобразный пролог к своей будущей специальности.
1. Введение: основы теории цвета Ньютона. Свет и цвет.2. Цвет как одно из свойств объектов материального мира 3. Колорит как одно средств эмоциональной выразительности живописного полотна.4. Учёт в живописи законов преломления и отражения света. Искусство импрессионистов.5. Особенности цветовосприятия живописных полотен.
№ слайда 4 Описание слайда:Посещая залы музеев, мы восхищаемся чудесными картинами художников и совсем не задумываемся о том, какую роль играет физика в написании уникальных шедевров. Как бы ни далеки были между собой эти понятия – физика и живопись, однако между ними есть связь.
№ слайда 5 Описание слайда:Ещё английский физик Исаак Ньютон в начале 18 века доказал, что обычный белый свет состоит из цветных лучей.Пропустив солнечный свет через призму, он получил цветную полосу – спектр.Выделяя диафрагмой цветные лучи и направляя их на призму, Ньютон убедился, что они не разлагаются на составляющие, и назвал такие лучи монохроматическими (одноцветными). Монохроматических лучей по Ньютону семь: красный оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
№ слайда 6 Описание слайда:Разложение белого света в спектр при помощи треугольной призмы
№ слайда 7 Описание слайда:Лучи разных цветов преломляются на границе двух сред под разными углами. Когда луч белого света достигает стенки призмы, он преломляется на границе двух сред воздуха и стекла и раскладывается на составляющие цвета. Оказывается, что лучи каждого цвета преломляются под разными углами. На выходе из призмы этот процесс повторяется, и разница между их углами преломления становится еще больше. Скорость распространения света в прозрачном материале зависит не только от вещества материала, но и от цвета лучей. Поэтому и преломление света на границе двух сред различно для разных цветов. Это явление, называемое дисперсией света, используется в специальном оптическом приборе – стеклянной призме – для разложения света на цвета.
№ слайда 8 Описание слайда:Прохождение разноцветных лучей через призму
№ слайда 9 Описание слайда:Опыт с кругом Ньютона: при правильном выборе размеров секторов и их цветового сочетания вращающийся круг кажется белым.
№ слайда 10 Описание слайда:Сложение цветных световых пучков
№ слайда 11 Описание слайда:Прохождение света через светофильтры
№ слайда 12 Описание слайда:Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Цвет отражает огромную гамму чувств человека.«Цвет способен на всё: он может успокоить и возбудить, он может создать гармонию или вызвать потрясение, от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу» - так говорил французский учёный Жак Вьено.
№ слайда 13 Описание слайда:Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон — длины волн от 380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз — при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др.), а также по мысленной ассоциации с др. ощущениями — звука, тепла и т.д., и в результате работы воображения.
№ слайда 14 Описание слайда:Смешивая различные красители, можно получить самые разнообразные цвета и их оттенки.Синяя краска поглощает лучи всех цветов, кроме синего и близких к нему, а жёлтая – все, кроме жёлтого цвета и близких к нему. Смешиваясь, эти два цвета дают зелёный, поскольку он единственный не поглощается обеими красками (и жёлтой, и синей).Белая краска отражает лучи всех цветов, а чёрная – все лучи поглощает.
№ слайда 15 Описание слайда:От чего зависит цвет тел Если посмотреть на красное яблоко через зелёный светофильтр, пропускающий зелёные лучи, то цвет яблока покажется практически чёрным.
№ слайда 16 Описание слайда:Цвета делятся на основные и дополнительные Основные цвета - три цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Число возможных систем основного цвета бесконечно. Часто основными цветами являются красный, зелёный и синий. Дополнительные цвета - при смешении воспринимаются глазом как белый цвет; например, сине-зелёный и красный, оранжевый и синий, зелёно-жёлтый и фиолетовый цвета.
№ слайда 17 Описание слайда:Сочетания дополнительных цветовКрасный
№ слайда 18 Описание слайда:Однако имеются сложные цвета (например, пурпурный), которым нельзя однозначно поставить в соответствие определенный спектральный состав излучения. Цвет объекта при освещении его белым светом (содержащим все цвета) определяется тем цветом, который отражается. Если высокоэффективно отражается свет всем спектральным составом, то получается белый цвет, если так же эффективно поглощается весь свет, то получается черный цвет. Измерением цвета и его количественным выражением занимается колориметрия.
№ слайда 19 Описание слайда:Колориметрия (от лат. color — цвет и греч. metreo — измеряю) - методы измерения и количественного выражения цвета, основаны на определении координат цвета в выбранной системе 3 основных цветов. Набор основных цветов образует трёхмерную колориметрическую систему.
№ слайда 20 Описание слайда:Одним из важнейших средств эмоциональной выразительности живописного полотна является колорит (итал. colorito, от лат. color — цвет) - система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства). Колорит может быть тёплым (преимущественно красные, жёлтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зелёные, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым и т. д.Цвета различаются по тяжести: лёгкие – светлые, тяжёлые - тёмные.
№ слайда 21 Описание слайда:Деление цветов по температурным впечатлениям Цвета делятся по температурным впечатлениям на тёплые и холодные.
№ слайда 22 Описание слайда:Тон как характеристика основного цвета Тон — физическая характеристика цвета, принадлежащего к простым или основным цветам, определяется его местом в солнечном спектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света, большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) и степенью его светлоты. В картине может господствовать тот или другой тон, а все частные тона должны гармонировать между собой. Смотря по впечатлению от тона, ему дают, кроме общих красочных названий, и множество других: золотистый, серебристый, спокойный, кричащий, глухой и т. п. Вообще тон, как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета и его световой силой.
№ слайда 23 Описание слайда:В живописном полотне может использоваться один цветовой тон или оттенки одного тона(монохромная живопись) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов.Общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, а валёры образуют тончайшие градации тона.
№ слайда 24 Описание слайда:Большинство красок, употребляемых в живописи, очень различаются цветом от спектральных, и только некоторые краски приблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно почти все краски разделить на группы, которых наименования одинаковы с названиями спектральных. Так, например, крапплак, киноварь и жжёная светлая охра — могут быть названы красными, при всём резком различии одной от другой. Ближе одна к другой — киноварь горная и киноварь китайская, но и между ними есть различие, которое называют тоном: обе эти киновари разного тона. Подобно этому краски тёмный кобальт и средней светлоты ультрамарин принадлежат к группе синих, но характеризуются каждая своим тоном. Очень сложные тона (например коричневые) иногда совсем не могут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра.
№ слайда 25 Описание слайда:Учёт законов преломления и отражения света Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). На картине происходит диффузное отражение света — его рассеивание неровной поверхностью картины по всем возможным направлениям. Пространственное распределение отражённого света и его интенсивность различны в разных конкретных случаях и определяются соотношением между длиной волны падающего излучения и размерами неровностей, распределением неровностей по поверхности, условиями освещения, свойствами отражающей среды. Поэтому художник, нанося мазок на холст, обязан помнить и о законах отражения и преломления света,и о рассеянии света веществом.
№ слайда 26 Описание слайда:Воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр) основано на непосредственном изучении натуры; передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств тёплых и холодных цветов. В искусстве импрессионистов (Э. Мане, О. Ренуар) и ещё в большей степени постимпрессионистов (П. Сезан, Ван Гог, П. Гоген) передавалось ощущение сверкающего солнечного света.На холст накладываются раздельные мазки, рассчитанные на оптическое освещение их при восприятии картины зрителем. При этом происходит разложение сложных тонов на чистые цвета, цветные тени создают светлую, трепетную и воздушную живопись.
№ слайда 27 Описание слайда:Особенности цветовосприятия живописных полотен Человеческий глаз способен настраиваться на данный уровень яркости, и это называется адаптацией; всякий предмет, яркость которого в 100 раз меньше той, к которой адаптировано зрение, будет казаться наблюдателю чёрным, а тот, яркость которого в 100 раз больше яркости адаптации, производит слепящее ощущение.Картины заметно изменяют свои цвета, если их рассматривать при свете обычной электрической лампы, т. к. излучение содержит мало синих лучей, зато много красных, оранжевых, жёлтых. Свет без обмана дают лампы дневного света.
№ слайда 28 Описание слайда:Объективность действия законов оптики и живопись Восприятию живописного полотна мешает старость зрения. С возрастом хрустально-прозрачная среда глаза понемногу желтеет, поэтому пожилые художники смотрят на своё произведение как бы через жёлтое стекло, пропускающее жёлтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощающее. Цветопередача художественной идеи и цветовосприятие полотна существенно изменяются с возрастом.В этом отношении поучительна история с реставрацией полотна И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Цветовые исправления, выполненные престарелым художником, едва вторично не погубили картину, пострадавшую один раз от рук сумасшедшего, ударом ножа вспоровшего холст.
№ слайда 29 Описание слайда:И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван». 1885. Третьяковская галерея. Москва.
№ слайда 30 Описание слайда:Репин с годами стал замечать недостатки картины, которых раньше не видел: он втайне укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и всё твёрже убеждался, что лицо Ивана Грозного он пережелтил.Когда реставраторы склеили повреждённый холст, Репин с энтузиазмом взялся восстанавливать живопись, попутно исправляя «ошибки»: он стал заново писать лицо Ивана Грозного, налегая на холодные фиолетовые тона. Последние мазки репинской кисти оказались для картины смертельней, чем удар ножа.Позже репинские исправления были смыты, а другой художник по репродукциям, памяти восстановил первоначальный облик картины.
№ слайда 31 Описание слайда:Цветовосприятие художественного полотна различно у разных людей. Иногда этому мешает врождённая цветовая слепота – дальтонизм.Дальтонизм - неспособность различать главным образом красный и зелёный цвета, реже отсутствует восприятие синего (фиолетового) цвета. Наблюдается преимущественно у мужчин. Впервые дефект зрения описан Дж. Дальтоном.
№ слайда 32 Описание слайда:Слева — копия тибетской иконы, выполненная художником с нормальным цветоощущением. Справа — та же репродукция, выполненная художником с цветовой слепотой на зелёный цвет. Рисунки из коллекции профессора Е. Б. Рабкина.
№ слайда 33 Описание слайда:Слева — репродукция с картины художника Богданова «Ждёт». Справа — копия этой репродукции, выполненная художником с цветовой слепотой на красный цвет. Рисунки из коллекции профессора Е. Б. Рабкина.
№ слайда 34 Описание слайда:ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Главные выразительные средства живописи — композиция, рисунок, цвет (колорит). В монохромной живописи используется один (с оттенками) цветовой тон, в полихромной — система взаимосвязанных красочных тонов или неизменяемый локальный (местный) цвет. В тональной живописи применяются тончайшие градации тона, на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздействия среды. Другие выразительные средства живописи— мазок, фактура, линейная и воздушная перспектива, светотеневая моделировка и др. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной с использованием лессировок. Основные технические разновидности живописи — масляная живопись, фреска, темпера, восковая живопись, мозаика, витраж. Для исполнения живописных произведений часто служат акварель, пастель, гуашь, тушь.
№ слайда 35 Описание слайда:Спасский Б.И. “Физика в её развитии”, пособие для учащихся-М. Просвещение, 1979 г.Дягелев Ф.М. “Из истории физики и жизни её творцов” – М. Просвещение, 1986 г.Вавилов С.И. “Исаак Ньютон” Издательство Академии наук СССР, 1960 г.Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М., 1991.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006, 10 CD.Иллюстрированный энциклопедический словарь, 2 CD.Энциклопедия «Мир вокруг нас», CD.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006, 2 CD и др.
ppt4web.ru
Занимательная физика / Всё самое лучшее из интернета
Приготовьтесь, сейчас вас ждет удивительное приключение в мир физики, ломающей сознание. Очень классная подборка! Этот молоток точно не надувной? Этого никогда не должно было случитьс Взрыв мозга в одной фотографии Как долго эта шина там пролежала? Женщина против физики Монетное торнадо Мужчина, вы ещё хлеб забыли! Для коз физики не существует Собрались как-то три гимнастки и сломали физику Физика — спонсор ящечного креатива нашего супермаркета Да это фотошоп! И никакого клея Тройной взрыв мозга Как ты вообще туда попал?! Святая кошка! Пиво способно творить настоящие чудеса Вся суть в зубочистках Это история о камне, который очень хотел научиться летать… Такое вообще возможно? А не, всё нормальноklikabol.com
Марк Львовский. Рисунки по физике. Все основные разделы
Рисунки по физике |
Все основные разделы
- Схема метода научного познания
- Основные физические величины
- Приставки к физическим величинам
- График равномерного движения
- Радиус-вектор материальной точки
- Определение положения точки
- Графическое описание движения
- Относительность движений
- Равноускоренное движение
- Скорость и ускорение
- Сила тяжести и вес тела
- Сила тяжести
- Сила упругости и сила тяжести
- Вес тела в ускоренно движущемся лифте. Невесомость
- Перегрузки
- Центростремительное ускорение
- Закон всемирного тяготения. Ускорение Луны
- Законы Кеплера
- Тангенциальное и нормальное ускорение
- 1, 2, 3-й законы Ньютона | 3-й закон Ньютона
- Иллюстрации к законам Ньютона
- Инертность тел
- Маятник Фуко
- Закон сохранения импульса
- Принцип реактивного движения | Реактивное движение
- Сегнерово колесо
- Работа в механике
- Работа силы тяжести
- Потенциальная, кинетическая и полная энергии
- Закон сохранения полной механической энергии
- Закон Паскаля | Гидростатический парадокс Паскаля
- Зависимость давления от высоты столба жидкости
- Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления
- Манометры 1) Жидкостный U-образный | 2) Деформационный
- Поршневой жидкостный насос
- Иллюстрация к закону Архимеда
- Условие плавания тел
- Измерение силы Архимеда
- Ареометр
- Гидравлическая машина (домкрат)
- Принцип действия рычага
- Рычаги I, II и III рода
- Пара сил
- Блок и ворот
- Принцип действия подвижного блока + анимация
- Клин и шуруп
- Наклонная плоскость
- Сила трения | Сила трения покоя
- Измерение силы трения
- Сила упругости и закон Гука
- График зависимости механического напряжения от относительного удлинения
- Результат взаимодействия тел
- Сложение сил
- Равнодействующая сил. Лебедь, рак и щука
- Статика. Условия равновесия твёрдых тел
- Различные типы равновесия шара на опоре
- Подъёмная сила крыла
- Опыт Кавендиша
- Математический маятник. Действующие силы
- Свойства массы
- К опыту Майкельсона-Морли
- Способы теплопередачи | Кипение воды | Анимация кипения
- Субъективность восприятия тепла и холода
- Шкалы температур Цельсия и Кельвина
- Макро- и микропараметры в термодинамике
- Определение размера молекул
- Силы взаимодействия частиц в веществе
- Опыт Штерна по измерению скорости молекул | Схема опыта Штерна
- Волосяной гигрометр 1 | Волосяной гигрометр 2 | Конденсационный гигрометр
- Работа в термодинамике
- Первый закон термодинамики
- Второй закон термодинамики
- Схема теплового двигателя | Анимации тепловых двигателей, zip арх. 3,2 Мб
- Цикл и формула Карно | 4 такта двигателя внутреннего сгорания
- Кристаллы | Ещё рисунки по молекулярной физике >>
- Электроскоп
- Опыт и схема установки Кулона
- Электрическое поле точечных зарядов. Закон Кулона
- Электростатическое поле для 2-х зарядов "+" и "-"
- Силовые линии и эквипотенциали
- Поляризация полярных диэлектриков. Диполи
- Лейденская банка - первый конденсатор
- Силовые линии магнитного поля
- Явление элетромагнитной индукции
- ЭДС индукции, закон Фарадея. Правило правой руки и правило буравчика
- Иллюстрация к правилу Ленца
- ЭДС индукции в движущимся проводнике
- Движение проводника в магнитном поле
- Сила Лоренца для q>0 | Сила Лоренца для q
- Траектории движения заряженных частиц
- Сила Ампера, правило левой руки и правило буравчика
- Схема взаимодействия проводников с током
- Взаимодействие проводников с током | Опыт Эрстеда
- Магнитное поле катушки с током и магнита
- Магнитоэлектрический прибор | Гальванометр
- Схемы вольтметра и амперметра. Добавочное сопротивление и шунт
- Трансформатор | Сердечник с обмотками
- Электромагнит демонстрационный | Магнит со сверхпроводящей обмоткой
- Последовательное и параллельное соединение сопротивлений
- Мост Уинстона для измерения сопротивлений
- Магнитные полюса Земли
- Северное полярное сияние
- Электрический ток в газах | Электрический разряд в газах
- Несамостоятельный разряд в газе
- Электрическая дуга
- Вакуумный диод
- Ламповый триод
- Определение заряда электрона. Опыт Милликена-Иоффе
- Закон Фарадея для электролиза
- Дырочная и электронная проводимость
- Полупроводниковый диод
- Открытый колебательный контур
- Опыты Герца
- Радиоприёмник А.С. Попова | Когерер Бранли
- Амплитудно-модулированное колебание (АМК) и несущая
- Принцип радиосвязи. АМК
- Фигуры Лиссажу | Анимация фигуры Лиссажу
- Радиодетали | Схема транзисторного радиоприёмника
- Принцип гидролокации
- Пьезоэффект
- Ход лучей при отражении от плоского зеркала
- Образование тени и полутени
- Закон преломления света
- Полное внутреннее отражение света
- Полное отражение света в струе воды
- Полное отражение в световоде
- Построение изображения в линзе
- Дисперсия света | Нормальная и аномальная дисперсия
- Интерференция двух волн
- Интерференция света. Условия max и min
- Интерференция в тонких плёнках
- Дифракция сферической волны на отверстии
- Дифракционная решётка
- Поляризация света
- К вопросу о поляризации света
- Элетронно-лучевая трубка
- Взаимодействие катодных лучей с магнитным полем
- Катодные лучи
- Дифракция R-лучей на кристаллической решётке
- Шкала эектромагнитых волн 1 | Шкала эектромагнитых волн 2
- Фотоэффект. Схема опыта
- Фотоэлементы
- Спектры испускания и поглощения атомов
- Схема спектроскопа (спектрографа) | Ход лучей в спектрографе
- Тепловизор
- Устройство рубинового лазера
- Опыт Резерфорда по рассеянию альфа частиц
- Излучение атома водорода. Формула Бальмера
- Эффект Комптона
- Циклический ускоритель (циклотрон)
- Длина волны Де Бройля
- Изотопы атома водорода
- Альфа и бетта распад
- Опыт Резерфорда с альфа, бетта и гамма излучением
- Камера Вильсона | Пузырьковая камера Глейзера
- Треки частиц в пузырьковой камере Глейзера
- Схема полупроводникового гамма-спектрометра
- Схема открытия нейтрона
- Рождение пары электрон-позитрон
- Удельная энергия связи ядра
- Ядерные силы
- Основной закон радиактивного распада
- Дозиметры | Дозиметр-радиометр РКСБ-104
- Цепная ядерная реакция на ядрах урана
- Ядерный взрыв
- Термоядерная реакция
- Расширение Вселенной после Большого взрыва
- Эволюция звёзд
- Диаграмма Герцшпрунга-Рассела
- Двойная звезда | Столкновение галактик
- Взрыв сверхновой звезды и превращение её в пульсар
- Набор из 12 рисунков по астрофизике, zip 1 Мб
Механика
Молекулярная физика
Электродинамика и оптика
Квантовая и ядерная физика. Астрофизика
Таблицы по физике >>
Хорошо выполненные рисунки и анимации по физикезначительно облегчают понимание сути физических явлений!
Webmaster - Марк Львовский, г. Москва. E-mail: [email protected]
Литература: Физика 7-11. Электронная библиотека наглядных пособий."Кирилл и Мефодий", 2002-2003
markx.narod.ru
Презентация по физике "Физическая картина мира"
Презентация на тему: Физическая картина мираСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Физическая картина мира
№ слайда 2 Описание слайда:Понятие "физическая картина мира" употребляется давно, но лишь в последнее время оно стало рассматриваться не только как итог развития физического знания, но и как особый самостоятельный вид знания - самое общее теоретическое знание в физике (система понятий, принципов и гипотез), служащее исходной основой для построения теорий. Физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные знания о природе, а с другой - вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания: старые физические понятия и принципы ломаются, новые возникают, картина мира меняется. Ключевым в физической картине мира служит понятие "материя", на которое выходят важнейшие проблемы физической науки. Поэтому смена физической картины мира связана со сменой представлений о материи. В истории физики это происходило два раза. Сначала был совершен переход от атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым - континуальным. Затем, в XX в., континуальные представления были заменены современными квантовыми. Поэтому можно говорить о трех последовательно сменявших друг друга физических картинах мира.Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи - механического перемещения тел.
№ слайда 3 Описание слайда:Механистическая картина мира Она складывается в результате научной революции XVI-XVII вв. на основе работ Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений. Если эксперименты ставились и раньше, то математический их анализ впервые систематически стал применять именно Галилей.Ключевым понятием механистической картины мира было понятие движения. Именно законы движения Ньютон считал фундаментальными законами мироздания. Тела обладают внутренним врожденным свойством двигаться равномерно и прямолинейно, а отклонения от этого движения связаны с действием на тело внешней силы (инерции). Мерой инертности является масса, другое важнейшее понятие классической механики. Универсальным свойством тел является тяготение.Ньютон, как и его предшественники, придавал большое значение наблюдениям и эксперименту, видя в них важнейший критерий для отделения ложных гипотез от истинных. Поэтому, он резко выступал против так называемых скрытых качеств, с помощью которых последователи Аристотеля пытались объяснить многие явления и процессы природы.
№ слайда 4 Описание слайда:Ньютон выдвигает совершенно новый принцип исследования природы, согласно которому вывести два или три общих начала движения из явления и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал, - было бы очень важным шагом в философии, хотя причины этих начал и не были еще открыты.Ньютон выдвигает совершенно новый принцип исследования природы, согласно которому вывести два или три общих начала движения из явления и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал, - было бы очень важным шагом в философии, хотя причины этих начал и не были еще открыты.
№ слайда 5 Описание слайда:Законы Ньютона Первый закон, который часто называют законом инерции, утверждает: всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не нуждается приложенными силами изменить это состояние.Этот закон, как отмечалось выше, был открыт ещё Галилеем, который отказался от прежних наивных представлений, что движение существует лишь тогда, когда на тело действуют силы. Путём мысленных экспериментов он сумел показать, что по мере уменьшения воздействия внешних сил тело будет продолжать своё движение, так что при отсутствии внешних сил оно должно оставаться либо в покое, либо в равномерном и прямолинейном движении. Конечно, в реальных движениях никогда нельзя полностью освободиться от воздействия сил трения, сопротивления воздуха и других внешних сил, и поэтому закон инерции представляет собой идеализацию, в которой отвлекаются от действительно сложной картины движения и воображают себе картину идеальную, которую можно получить путём предельного перехода, т.е. посредством непрерывного уменьшения действия на тело внешних сил и перехода к такому состоянию, когда воздействие станет равным нулю.Второй основной закон занимает в механике центральное место: изменение количества движения пропорционально приложенной действующей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.Третий закон Ньютона: действию всегда есть равное и противоположно направленное противодействие, иначе взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны.
№ слайда 6 Описание слайда:Противоречия На основе механистической картины мира в XVIII-начале XIX вв. была разработана земная, небесная и молекулярная механика. Быстрыми темпами шло развитие техники. Это привело к абсолютизации механистической картины мира, к тому, что она стала рассматриваться в качестве универсальной.В это же время в физике начали накапливаться эмпирические данные, противоречащие механистической картине мира. Так, наряду с рассмотрением системы материальных точек, полностью соответствовавшей корпускулярным представлениям о материи, пришлось ввести понятие сплошной среды, связанное по сути дела, уже не с корпускулярными, а с континуальными представлениями о материи. Так, для объяснения световых явлений вводилось понятие эфира - особой тонкой и абсолютно непрерывной световой материи.Эти факты, не укладывающиеся в русло механистической картины мира, свидетельствовали о том, что противоречия между установившейся системой взглядов и данными опыта оказались непримиримыми. Физика нуждалась в существенном изменении представлений о материи, в смене физической картины мира.
№ слайда 7 Описание слайда:Электромагнитная картина мира В процессе длительных размышлений о сущности электрических и магнитных явлений М. Фарадей пришел к мысли о необходимости замены корпускулярных представлений о материи континуальными, непрерывными. Он сделал вывод, что электромагнитное поле сплошь непрерывно, заряды в нем являются точечными силовыми центрами. Тем самым отпал вопрос о построении механистической модели эфира, несовпадении механистических представлений об эфире с реальными опытными данными о свойствах света, электричества и магнетизма.Движение понималось не только как простое механическое перемещение, первичным по отношению к этой форме движения становилось распространение колебаний в поле, которое описывалось не законами механики, а законами электродинамики.
№ слайда 8 Описание слайда:Электродинамика Взгляды на материю менялись кардинально: совокупность неделимых атомов переставала быть конечным пределом делимости материи, в качестве такового принималось единое абсолютно непрерывное бесконечное поле с силовыми точечными центрами - электрическими зарядами и волновыми движениями в нем.Хотя законы электродинамики, как и законы классической механики, однозначно предопределяли события, и случайность все еще пытались исключить из физической картины мира, создание кинетической теории газов ввело в теорию, а затем и в электромагнитную картину мира понятие вероятности. Правда, пока физики не оставляли надежды найти за вероятностными характеристиками четкие однозначные законы, подобные законам Ньютона.К концу XIX в. накапливалось все больше необъяснимых несоответствий теории и опыта. Одни были обусловлены недостроенностью электромагнитной картины мира, другие вообще не согласовывались с континуальными представлениями о материи: трудности в объяснении фотоэффекта, линейчатый спектр атомов, теория теплового излучения.Принимая законы электродинамики в качестве основных законов физической реальности, А. Эйнштейн ввел в электромагнитную картину мира идею относительности пространства и времени и тем самым устранил противоречие между пониманием материи как определенного вида поля и ньютоновскими представлениями о пространстве и времени. Введение в электромагнитную картину мира релятивистских представлений о пространстве и времени открыло новые возможности для ее развития.
№ слайда 9 Описание слайда:Становление новых взглядов Согласно первой модели атома, построенной английским учёным Эрнестом Резерфордом (1871-1937), атом уподоблялся миниатюрной солнечной системе, в которой вокруг ядра вращаются электроны. Такая система была, однако, неустойчивой: вращающиеся электроны, теряя свою энергию, в конце концов, должны были упасть на ядро. Но опыт показывает, что атомы являются весьма устойчивыми образованиями и для их разрушения требуются огромные силы. В связи с этим прежняя модель строения атома была значительно усовершенствована выдающимся физиком Нильсом Бором (1885-1962), который предположил, что при вращении по так называемым стационарным орбитам электроны не излучают энергию. Такая энергия излучается или поглощается в виде кванта, или порции энергии, только при переходе электрона с одной орбиты на другую.В 30-е годы XX в. было сделано другое важнейшее открытие, которое показало, что все элементарные частицы вещества, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким путём было доказано экспериментально, что между веществом и полем не существует непроходимой границы: в определённых условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля -свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы - представление, которое никак не укладывалось в рамки обычного здравого смысла.
№ слайда 10 Описание слайда:Современная физика Сложились новые, квантово-полевые представления о материи, которые определяются как корпускулярно-волновой дуализм - наличие у каждого элемента материи свойств волны и частицы. Ушли в прошлое и представления о неизменности материи. Одной из основных особенностей элементарных частиц является их универсальная взаимозависимость и взаимопревращаемость. В современной физике основным материальным объектом является квантовое поле, переход его из одного состояния в другое меняет число частиц.Окончательно утверждаются представления об относительности пространства и времени, зависимость их от материи. Пространство и время перестают быть независимыми друг от друга и, согласно теории относительности, сливаются в едином четырехмерном пространственно-временном континууме.Эти новые мировоззренческие подходы к исследованию естественнонаучной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы, научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.Квантово-полевая картина мира и в настоящее время находится в состоянии становления. С каждым годом к ней добавляются новые элементы, выдвигаются новые гипотезы, создаются и развиваются новые теории.
№ слайда 11 Описание слайда:Материальный мир Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соотношение. В науке выделяются три уровня строения материи.Микромир - мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется от 10–8 до 10–16 см, а время жизни - от бесконечности до 10–24 с. Основные структурные элементы: молекулы, атомы, элементарные частицы.Макромир - мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта. Пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах. Основные структурные элементы: тела на Земле, Земля и другие планеты, Звёзды, гравитационные и электромагнитные поля.Мегамир - мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов - миллионами и миллиардами лет. Основные структурные элементы: Галактики, гравитационные и электромагнитные поля.
ppt4web.ru
Физика и ЖивописьФизика вокруг нас ВВедение
Содержание
структуры цвета, разнообразие цветов и их оттенковПервым понял «устройство» радуги И.Ньютон, он показал, что «солнечный зайчик» состоит из различных цветов. Оптика
законы отражения и преломления света
Физика и реставрационная техника
Оптические обманыЛеонардо
Список литературыРевалд Д. Постимпрессионизм. - М.: Искусство, 1962. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. - М.: Просвещение, 1986. Презентацию готовили
|
rpp.nashaucheba.ru
Учебный проект по физике "«Freeze-light – фотография на стыке наук»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«Freeze-light – фотография на стыке наук»
Научно-исследовательский проект по физике.
Выполнили:
Бывалкин Артем, 11«Б» класс;Титаренко Ольга, 10 класс.
Руководитель: Василькина Лариса Павловна,
учитель физики высшей категории;
Ртищево, 2016
Введение. Цели и задачи проекта. ……………………………………………….2
Freeze light – рисование светом…………………………………………….3
Основные свойства света и законы его распространения……......3-4
Особенности получения изображения с помощью цифрового
фотоаппарата………………………………………………………...4-6
Технология рисования светом………………………………………6-8
Как мы рисовали светом…………………………………………………..8-10
Заключение………………………………………………………………………10-11
Литература…………………………………………………………………………..12
Приложение………………………………………………………………………13-14
Что будет если заморозить воду? Ответ прост. Вода перейдёт в твёрдое агрегатное состояние под названием лёд. А что будет, если заморозить свет? Вопрос, конечно, интересный. Впрочем, интересен и ответ. Если заморозить свет – получится рисунок. Только не привычный для нашего глаза рисунок красками, карандашами или мелками. А рисунок, полученный с помощью света.
В настоящее время рисование светом или freeze light (в переводе с английского freeze – замороженный, light – свет) весьма популярно в молодёжной среде. В Интернете можно встретить весьма красивые картины, забавные анимации в стиле фризлайт. Что нужно для этого? Совсем немного: фонарик, цифровой фотоаппарат, штатив, ну и, конечно же, сплочённые действия одержимых фризлайт друзей.
Заинтересовавшим этим молодым видом искусства, мы решили найти ответ на вопрос: «Сможем ли мы нарисовать картину светом без определённых знаний по физике и информатике?»
Цель нашего проекта: выяснить « Что первично для фризлайт: талант или образование? »
Для поиска ответа на основополагающий вопрос проекта и достижения его цели были поставлены следующие задачи:
изучить научно-популярную литературу, в которой описывается технология рисования светом;
повторить основные разделы оптики, связанные со свойствами света и законами его распространения;
изучить получение изображения с помощью фотоаппарата;
рассмотреть отличительные особенности цифрового фотоаппарата;
научиться рисовать в стиле фризлайт;
заинтересовать обучающихся нашей школы с новым молодёжным увлечением, через презентацию нашего проекта на классных часах и на школьном сайте.
Что такое freezelight? Это – люминография, то есть, рисование светом. Из средств массовой информации мы узнали, что основателем этого сложного вида искусства стали Гийон Мили, известный фотограф и его друг Пабло Пикассо. Проводя эксперименты с техникой фотографии, Гийон Мили прикреплял к ботинкам конькобежцев небольшие фонарики. В итоге на фото появлялись следы, подвешенные в воздухе. Впечатленный Пикассо тоже решил попробовать свои силы, используя ту же технику. Но световые рисунки он делал чуть более осмысленными, чем линии от фонариков. Тогда это направление фотографического искусства носило название «рисование в пространстве» (spacedrawing). От современных световых граффити работы Пикассо и Гийона Мили отличались лишь тем, что на них виден автор рисунка, то есть водящий источником света человек. Сейчас основная часть световых граффити – работы, на которых автор скрыт.
Термин «фризлайт» появился в России 2 мая 2008 года. Слово было придумано российскими фотографами Артемом Долгополовым и Романом Пальченковым для названия сообщества, которое, по задумке авторов, должно было объединить всех, кто экспериментирует в фотографии на длинной выдержке и светом. Всплеск популярности в Интернет-ресурсе привел к тому, что слово стало нарицательным для всей области световых экспериментов.
Основные свойства света и законы его распространения.
Так как основная краска художника – фризлайтиста это свет, то без законов физики в этом виде искусства не обойтись. Изучив объёмный материал о свете на уроках физики и в средствах массовой информации, в своём проекте мы отразим лишь те основные свойства света и законы его распространения, которые помогут нам ответить на основополагающий вопрос нашего проекта.
Свет – одна из форм энергии, которую способен различить человеческий глаз. Свет генерируется при помощи электромагнитного излучения и перемещается строго по прямой и с постоянной скоростью. (Закон прямолинейного распространения света в однородной среде)
Точная скорость света 299782458 м/с, в книгах и учебниках её часто округляют до 300000 км/с. Ничто во Вселенной не может двигаться быстрее света. (Для того чтобы добраться от поверхности Солнца до поверхности Земли свету необходимо всего 8 минут и 17 секунд, а от поверхности Земли до Луны свет домчится за 1,3 секунды.)
Отражение света помогает нам познавать окружающий мир. Мы видим окружающие нас тела благодаря диффузному отражению света от поверхности этих тел. Своё отражение мы видим благодаря зеркальному отражению.
Закон отражения. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости, причем угол отражения β равен углу падения α.
При переходе из одной среды в другую свет изменяет свою скорость, и как следствие изменяет направление своего распространения.
Закон преломления. Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Угол падения α и угол преломления γ связаны соотношением: = n,
В состав естественного света входит семь основных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти цвета образуют спектр. Диапазон длин волн, входящий в спектральную область: 340 нм – 760нм.
Основными цветами света являются зеленый, синий и красный, при их смешении в определенных пропорциях можно получить любой существующий цвет и оттенок, в том числе и опять естественный свет.
Для практического применения большое значение имеет преломление света на сферической границе раздела сред. Чаще всего на линзах, которые по своим способностям преломлять свет делятся на собирающие и рассеивающие.
-
Особенности получения изображения с помощью цифрового фотоаппарата.
В процессе исследования окружающего мира у человека появилась потребность в приборах, позволяющих получать изображения различных объектов и увеличивать угол зрения. Так возникли оптические приборы, одним из которых является фотоаппарат. Первые фотоаппараты были плёночные.
В них используется одно из свойств линзы, заключающееся в том, что при расположении предмета на расстоянии, большем двойного фокусного расстояния, линза дает его действительное уменьшенное изображение. Фотоаппарат состоит из объектива, обычно состоящего из нескольких линз, светонепроницаемого корпуса, видоискателя, диафрагмы и затвора. В светонепроницаемый корпус фотоаппарата помещают фотопленку, чувствительную к действию света. На ней объектив фотоаппарата создает действительное уменьшенное изображение фотографируемого предмета. Для получения четкого изображения предмета, который может быть расположен на разных расстояниях от фотоаппарата, объектив перемещают относительно фотопленки, результат наводки на резкость обычно контролируется через видоискатель. В зависимости от условий освещенности и чувствительности фотопленки путь свету от объектива к фотопленке открывается с помощью затвора на определенный интервал времени, обычно на сотые доли секунды. Световой поток регулируется и кольцевым отверстием в диафрагме за объективом, диаметр которого можно плавно изменять.
С развитием науки и техники на смену плёночному фотоаппарату пришёл цифровой. Весьма удобный в фотосъёмках. Его принцип действия состоит в следующем. Свет от солнца или искусственного источника сначала отражается от сцены (1), находящейся перед объективом фотокамеры, а затем проходит через объектив (2) и, если он есть, затвор (7) (о затворе вы узнаете чуть позже в этом уроке) к задней стенке корпуса камеры - на матрицу (сенсор) (8). В зеркальной фотокамере до нажатия на кнопку спуска затвора свет, отраженный зеркалом (3), пройдя через призму (4) - попадает в видоискатель (5). При съемке зеркало поднимается, и свет попадает на матрицу, как в компактной камере.
Этот процесс аналогичен прохождению света через хрусталик человеческого глаза к колбочкам и палочкам, расположенным на задней стенке глаза, а также к зрительным нервам. Когда же свет достигает задней стенки корпуса, он попадает на чувствительный элемент (датчик изображения), который преобразует свет в электрическое напряжение. Затем полученная таким образом информация обрабатывается процессором для исключения помех, расчета значений цвета, формирования файла данных изображения и записи этого файла на носитель информации (карту для хранения цифровых изображений). После этого фотокамера подготавливается к экспонированию следующего изображения.
Весь этот процесс, в течение которого огромное количество информации обрабатывается и записывается на носитель, происходит довольно быстро.
Рынок цифровых фотоаппаратов весьма разнообразен. Есть и дорогостоящие бренды, требующие серьёзных знаний в процессе фотографирования. Есть и примитивные в обращении «мыльницы», в которых для фотоснимка достаточно только нажать на кнопку затвора. В нашем проекте мы попробуем сделать рисунок света с помощью серьёзной техники и простой и сравним качество наших шедевров.
-
Технология рисования светом.
Цифровая камера, штатив, несколько светодиодов, ручной режим на камере и темнота – вот на каких «слонах» держится фризлайт.
Для рисования светом придется оперировать тремя основными параметрами: выдержкой, светочувствительностью и диафрагмой. Выдержка в данном случае — это время, которое есть у фотографа, чтобы нарисовать святящимся прибором картину в воздухе. Пока затвор камеры открыт, на матрицу попадает свет, который при движении источника света на снимке превращается в линию. Соответственно, чтобы получить такие линии нужно время. Поэтому в световом граффити самое главное — длительная выдержка, длящаяся не менее пяти секунд. Этого достаточно, чтобы нарисовать символ или букву. Для задач посложнее нужна более длительная выдержка, например, 30 секунд. Однако это может послужить причиной появления так называемых цифровых шумов. Чтобы избежать такого неприятного эффекта, придется снизить светочувствительность до 50-100 единиц. С помощью диафрагмы можно регулировать количество света, попадающего на матрицу. Чем больше значение — тем меньше света, чем меньше значение — тем больше света. Но для того чтобы понять какое значение дает наилучший результат необходима практика.
Одно из главных условий для фотохудожника, решившего заняться световым граффити, — это жесткая фиксация камеры. Небольшой порыв ветра или даже дыхание фотографа может свести на нет все творчество. Лучше всего поставить фотоаппарат на штатив. Если его нет, то подойдет любая жесткая поверхность: скамейка, каменный парапет, стол.
Для рисования светом крайне нежелательны лишние источники света: уличные фонари, окна, фары машин. Эти источники по яркости близки к тем, которые будут использоваться для рисования или даже превышают их, и в таком случае картина просто не получится — нужный свет сольется с городским освещением.
Для рисования светом подойдет практически любой светящийся предмет: фонарик, светодиод, зажигалка, горящая свеча, искрящийся бенгальский огонь и даже мобильный телефон — главное, чтобы он ярко светился. Однако чаще всего используются фонарики и лазерные указки. Эти устройства в отличие от других светящихся приборов мгновенно включаются и выключаются. А значит, появляется возможность создавать более сложные рисунки. Лазер вообще заслуживает отдельного разговора. В отличие от фонарика им нужно рисовать не в воздухе, а на объектах. Это может быть стена, дерево, мусорные баки, все что угодно. Фотографируется в таком случае отражение луча — та точка, которая блуждает по плоскости. Одно из самых увлекательных занятий для «фризлайтеров» — это поиск осветительных приборов. Рисовать светом можно, используя даже простейший однодиодный фонарик: с его помощью получится самый простой и незамысловатый кадр.
И ещё один нюанс фризлайтера. .Его одежда во время творчества должна быть чёрной. во время
Итак, чтобы получить рисунок светом нужно в тёмном помещении фотоаппарат разместить на штативе, установить длительнуюу, и в поле зрения фотоаппарата фонариком «нарисовать» объекты или узоры. Художник при этом должен облачиться в тёмную одежду.
Для «фризлайтера» очень важно пространственное мышление. Если его нет или оно слабо развито — упорные тренировки помогут это дело исправить. Во время рисования светом, важно запоминать, где только что была проведена линия — это поможет контролировать композицию, и все детали рисунка будут именно на тех местах, где и должны находиться. Упростить процесс рисования можно следующим способом. Нужно изобразить на бумаге то, что затем будет рисоваться в воздухе. Это поможет закрепить образ в голове.
Работа фризлайтера – командная. В команде должно быть минимум 2 человека. А лучше 3-4. Один фотографирует: нажимает и держит кнопку затвора (если есть - делать большие выдержки в несколько минут). А остальные двигаются с фонариками – рисуют. «Рисование» светом – очень непростой процесс. Нужно тридцать раз снять сцену, чтобы получить один хороший кадр.
Мы еще пока не знаем обо всех нюансах, но, надеемся, методом проб и ошибок научимся делать интересные кадры.
Для того, чтобы сделать рисунок светом, мы решили использовать, для начала, камеру самого обыкновенного мобильного телефона. Для этого мы скачали приложение, удлиняющее выдержку (Long Exposure Camera), взяли фонарь и пошли в темное помещение. Мы долго экспериментировали с длиной выдержки, для того, чтобы добиться желаемого эффекта «светового следа» на фотографии. Оптимальной оказалась выдержка в четыре секунды, потому что большее ее значение приводило, из-за несовершенства камеры мобильного телефона, к засветам и потере четкости получаемого изображения. Когда мы нашли необходимое нам время выдержки снимка, перед нами встал другой вопрос – что и как нарисовать? Это не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд, ведь в отличие от рисования на бумаге или в графическом редакторе, мы не имели возможности уловить траекторию движения фонарика, пока не получали фотографию. Чтобы создать изображение светом, для начала мы ставили выключенный фонарик в исходное положение и, после обратного отсчета, запускали съемку фотографии, включали фонарь, после чего пытались при помощи одной линии создать изображение. После мы поняли, что лучше чередовать включение и выключение фонарика, чтобы изображение не превращалось в месиво света из линий. Таким образом, мы сделали очень много снимков, но до совершенства было очень и очень далеко. Изображения получались абстрактными и неясными, а добиться какого-то четкого образа, как на картинках из интернета, у нас не получалось.
После того, как мы отсняли некоторое количество фотографий на камеру мобильного телефона, нам пришла идея попробовать поснимать на профессиональную фотокамеру и обратились к нашему знакомому фотографу, который предоставил нам свой фотоаппарат. Выдержка была уже выше, около восьми секунд, но из-за того, что у нас нет достойной техники построения светового изображения, мы делали изображение неэстетичным. Тогда мы вернулись к старому показателю выдержки в четыре секунды. Качество изображений, снятых на профессиональную камеру, было намного лучше, световые линии приобрели текстуру и полутона, причудливо и абстрактно извиваясь на снимках. Мы решили провести эксперимент. Если раньше камера была статична, а двигался источник света, то теперь мы зафиксировали фонарик и стали перемещать камеру во время съемки. Эффект был совсем другим. Линии из плавных и обтекаемых стали ломаными, более резкими, что придавало снимкам некоторый шарм. После этого мы нашли несколько источников света разных цветов, зафиксировали их и попытались снять что-то вышеизложенным способом. Результат поразил нас! Множество симметричных цветных линий, похожих на фракталы, создавали уникальные узоры, как в калейдоскопе. Каждый снимок был неповторим, свет смешивался, давая новые цвета, фактура его следов была очень своеобразной: где-то свет был густым, ярким, где-то терялся и становился едва различимым, а где-то на снимке оставался блик, делая фото похожим на изображение космической туманности.
После получения огромного количества снимков, мы отобрали лучшие и решили, что многие из этих образов складываются в изображения, как кляксы Роршаха. И мы решили, почему бы не дополнить их в графическом редакторе, дорисовывая образ, какую-то деталь, поверх готового снимка, используя его, так сказать, как собственноручную заготовку для создания digital-художественного изображения. Мы принялись за это и получили интересные рисунки, совмещающие в себе freeze-light и рисование в графическом редакторе, произведения, стоящие на стыке этих двух актуальных, популярных и перспективных на сегодняшний день искусств – фотографии, digital-рисунка и, можно сказать, живописи.
Итак, что же такое Freeze light - искусство или научный эксперимент? Работа над проектом помогла найти ответ на этот вопрос. Freeze light –творчество на основе научных знаний. Сказочную и удивительную череду образов, рождающихся руками создателя и воображением наблюдателя невозможно получить без элементарных знаний по оптике и цифровой технике, потому что без понимания основ, базиса, увы, нельзя заниматься никаким видом искусства. Музыкант должен знать нотную грамоту, художник – перспективу и светотень, фотограф – композицию. Так и для фризлайта нужно знание того, как работать с камерой и «аксессуарами» к ней, а также познания в таком разделе физики, как оптика.
Изучив технологию фризлайта, мы сумели нарисовать пусть не шедевры, но рисунки светом. Выяснили, что для того, чтобы увлечься этим новым направлением, не обязательна дорогостоящая аппаратура, ведь получить изображение можно и не имея ее, но если это направление в современном искусстве заинтересует вас, то лучше, все таки, обзавестись добротной камерой. Но для пробы своих сил, чтобы понять, интересно это для вас или нет, для релаксации и развлечения, достаточно иметь «мыльницу» или телефон, фонарик, темноту, тёмную одежду и главное желание «творить». Рисовать можно чем угодно: фонариками и светодиодами, зажигалками и горящими свечами, даже мобильными телефонами. Именно это делает данный вид искусства доступным, фактически, каждому человеку, имеющему потребность в самовыражении. Стоит учесть, что на самом снимке freeze-light идеи не заканчиваются. Можно дополнить его в редакторе, или же распечатать в типографии и поверх написать картину красками, можно объединить множество снимков в один, чтобы получить абстрактные образы на изображении – вы можете все, на что способна ваша фантазия! Идеей для фризлайта может служить все: от вазы и цветка до пейзажей и самолетов. Но суть — одна: светопись — это интересная и простая техника, дающая потрясающие результаты.
Считаем, что знакомство с указанным направлением в фотоискусстве будет весьма полезным, и поможет ребятам нашей школы увлечься этим весьма интересным видом творчества, ведь заниматься этим может каждый, а искусство фотографии сейчас на пике популярности. Благодаря фризлайту каждый может почувствовать себя художником, настоящим Сальвадором Дали, исследующим световую живопись, в поисках интересных решений.
1. Абдулов Р. М. Методика использования цифрового фотоаппарата в учебном физическом эксперименте: метод.рекомендации для студентов и преподавателей/Урал. гос. пед. ун-т.Екатеринбург,2007
2. Годжаев Н.М. Оптика-М.: Высшая школа, 19775.
3. ГорбатовВ.А.,ТамицкийЭ.Д.Фотография-М.: Изд-во Легпромбытиздат, 1985
4. Ландсберг Г.С. Оптика-М.:Наука,1976
5. Митчел З.Э. Фотография-М.: Изд-во Мир, 1988
6. Мякишев Г.Я. «Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» 2008
7. Интернет-сайт ru.wikipedia.org
Приложение.
infourok.ru