Методическая разработка занятия по развитию речи.Составление рассказа по картинке. Ушакова картина ежи


Занятие по развитию речи СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ "ЕЖИ" в старшей группе

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).2

- Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

2. Основная часть

- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины)

- Вам нравится картина?

-Что изображено на этой картине?

- Где они живут?

- Ежи дикие или домашние животные?

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Какая травка на полянке?

- Какие насекомые изображены на картине?

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Какая мама ежиха?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                   

- Каким мы можем назвать этого ежонка? 

- Как бы вы назвали эту картину?

Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,Нёс запасы он с собой.Через кочки еж скакал,Быстро по лесу бежал.Вдруг он сел и изменился –В шарик круглый превратился.А потом опять вскочилИ к детишкам поспешил.3

-А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!4

- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

(рассказы детей)

3. Итог занятия

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? (Дети говорят свою оценку)- Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно…

- В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

(И.Лопухина)5

- Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

13. Литература.

  1. Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009

  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984. С.53

  3. Груданов.Е. Свидетельство о публикации №112050705232. 2012г

  4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.; Просвещение, 1982. С.58-59

  5. Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995. С.97

  6. Маршак С.Я. «Тихая сказка» http://lukoshko.net/marshak/marsrd5.shtml

infourok.ru

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация» для детей старшего дошкольного возраста Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Конспект образовательной деятельности по области

«Коммуникация»

для детей старшего дошкольного возраста

Составление рассказа

по сюжетной картине «Ежи»

Разработчик:

Рощектаева Ольга Мечисловасовна

Задачи:

  • образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней;

  • коррекционные: развивать зрительное внимание, координацию движений;

  • воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», игрушка ёж, лист осенний, картинка ежа.

Раздаточный материал:

тарелочки с разрезными деталями ежа на подгруппу детей

Беседа о ёжике

Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,На нём иголки просто кучей.Он похож на маленькую горку.Ищет он грибы и тащит в норку.Носик у него курносый, чёрный,А характер тихий, но упорный.По траве он бродит без дорожек.Ты его не бойся, это… ёжик

 Как вы догадались, что это еж?

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей? (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…)

Ёж обитает в лесу.

Рассматривание картины

Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата.

Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

Игра «Самый внимательный»

А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т.д.

Физминутка: «Ёжик»

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

 (повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Составление рассказа по картине

Мы будем составлять рассказ по картине: Чтобы было легче рассказывать, используйте план: Какое время года? Где происходит действие? Кто изображён на картине? Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает. Как можно закончить рассказ?

Заслушиваются 3 - 4 детских рассказа. Предложить детям дополнить рассказ товарища. Воспитатель дает свою оценку детскому рассказу. Интересные рассказы придумали дети.

Теперь поиграем в игру:

Игра «Закончи предложение»

  • медведь большой, а ёж… (маленький)

  • Заяц пушистый, а еж … (колючий)

  • Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

  • Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

  • У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

Игра «Собери ежа»

А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы (при составлении картинки проговариваем стихотворение о ежике)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.

На спине иголки очень – очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи.

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,

Но не тронем колкие на спине иголки мы.

Итог занятия.

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи на тему "Лесные ежики" (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Высокогорский детский сад "Бэлэкэч" Комбинированного вида" Высокогорского муниципального района РТ

Конспект образовательной деятельности по области

«Коммуникация: развитие речи»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Лесной Ёжик»

Составил: воспитатель старшей группы

Халиуллина Чулпан Нурисламовна

2015 год

Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.

Задачи:

  • образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней

  • коррекционные: развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза

  • воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным

Оборудование:

Демонстрационный материал:

сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, лист осенний, фотография ежа

Раздаточный материал:

Разрезные детали ежа.

Проведение НОД:

1.Беседа о ёжике

Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,На нём иголки просто кучей.Он похож на маленькую горку.Ищет он грибы и тащит в норку.Носик у него курносый, чёрный,А характер тихий, но упорный.По траве он бродит без дорожек.Ты его не бойся, это… ёжик

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Закроем глазки, и проговорим слова нашей считалки.

Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…)

Интересные сведения о еже

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2.Рассматривание картины

Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

3.Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик»

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

 (повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Видеоролик «Песенка про ежика»

4. Игра «Собери ежа»

А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат детали ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.

5. Пальчиковая гимнастика

“Ёжик, ёжик колкий,Покажи иголки.Вот они, вот они!Ёжик, ёжик колкий,Спрячь свои иголки.Вот и нет иголок!”

6. Игра «Закончи предложение»

  • медведь большой, а ёж… (маленький)

  • Заяц пушистый, а еж … (колючий)

  • Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

  • Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

  • У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)

7. Итог занятия

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали?.

infourok.ru

Методическая разработка занятия по развитию речи.Составление рассказа по картинке

Конспект образовательной деятельности по области

«Коммуникация: развитие речи»для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Цели:

образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.

коррекционные: развивать зрительное внимание, координацию движений,

воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным

Оборудование:

Демонстрационный материал:

сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, лист осенний, фотография ежа

Раздаточный материал :тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка (из фетра)

Проведение НОД:

1.Беседа о ёжике

Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий, На нём иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку . Ищет он грибы и тащит в норку. Носик у него курносый, чёрный , А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся, это… ёжик

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около куста. Ёжик взобрался на пень…)

Интересные сведения о еже

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

Работа по обогащению словаря.

А теперь игра «Придумай словечко»

Еж крадется как? Осторожно.

Еж нападает как? Внезапно.

Еж бегает как? Быстро.

Еж ходит как? Шуршит. пыхтит

А сейчас мы узнаем повадки ежа?

Что ежик умеет делать? (по картинкам) Прятаться, уходить, сворачиваться, подкрадываться, ловить, поджидать, хватать, лакомиться, охотится, бежит, играет, нападает ,защищается ,спит пробирается ,плывет.

infourok.ru

Методическая разработка занятия по развитию речи.Составление рассказа по картинке

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи»для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Цели: образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней. коррекционные: развивать зрительное внимание, координацию движений, воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным Оборудование: Демонстрационный материал: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, лист осенний, фотография ежа Раздаточный материал :тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка (из фетра) Проведение НОД: 1.Беседа о ёжике Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии. Он со всех сторон колючий, На нём иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку . Ищет он грибы и тащит в норку. Носик у него курносый, чёрный , А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся, это… ёжик Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа) Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата) Игра «Найди ежа» Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около куста. Ёжик взобрался на пень…) Интересные сведения о еже Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей. Работа по обогащению словаря. А теперь игра «Придумай словечко» Еж крадется как? Осторожно. Еж нападает как? Внезапно. Еж бегает как? Быстро. Еж ходит как? Шуршит. пыхтит А сейчас мы узнаем повадки ежа? Что ежик умеет делать? (по картинкам) Прятаться, уходить, сворачиваться, подкрадываться, ловить, поджидать, хватать, лакомиться, охотится, бежит, играет, нападает ,за

schoolfiles.net

Занятие по развитию речи по картине ежи

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи». Программное содержание: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку. Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка, графические модели. Предварительная работа: чтение рассказов Г.Скребицкий «Пушок», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные». Ход занятия. - Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете? - Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке: Лесом катится клубок, У него колючий бок,Он охотится ночами За жуками и мышами. - Как вы догадались, что это еж? - Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок). - Садитесь на стульчики. Среди палых листьев тихо Пробирается ежиха, А за ней гуськом спешат Четверо её ежат…. (На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.) - Кто изображен на картине? - Как вы думаете, где они находятся? - Как вы догадались, что это лес? Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны». - Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? - Значит, какая она мама? - Посмотрите, что делает ежиха? Проводится обобщение высказываний - А что делают ежата?

educontest.net

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Ежик попал в беду»

Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

«Планета детства «Лада»

детский сад № 97 «Хрусталик»

Самарская область

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе

по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин

«Как Ежик попал в беду»

подготовила

воспитатель Возняк Ольга Александровна

г.о. Тольятти, 2011 г.

Программное содержание:

Цель: Упражнять в умении самостоятельно придумывать сказку по серии сюжетных картин.

Задачи:

  1. Закреплять умение самостоятельно придумывать сказку, на заданную тему, передавая сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки.

  2. Развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения.

  3. Учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Словарь: грубый, дрожащий, отзывчивые, находчивые, сообразительные, сочные, нерешительный.

Материалы: серия картин «Спасли ежа», маленькие резиновые мячики для физминутки.

Предварительная работа:

  1. Д/и: «Подзорная труба», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Живые картинки», «Да – нет», «Кто о чем говорит?»

  2. Рассматривание иллюстраций о диких животных;

  3. Чтение художественной литературы по теме: Н.Сладков "Непослушные малыши", "Кто куда"; М.Пришвин «Еж», «Беличья память»; Г. Скребицкий «Пушок»; В Чаплина «Медвежонок»;

  4. Беседа на тему: «Откуда пришли сказки»;

  5. Чтение загадок о животных;

  6. Составление кроссворда «Эти загадочные животные»;

  7. Рисование на тему «Забавные лесные малыши»;

  8. Изготовление книжек-малышек: «Пчелы», «День рождения медвежонка»;

  9. Инсценировки сказок: «Пчелы», «День рождения медвежонка».

Ход

Воспитатель: Помните, как мы с вами сочиняли сказки, про приключения веселых лесных друзей? Сегодня мы с вами придумаем еще одну историю. Посмотрите внимательно на первую картинку и скажите про кого мы будем составлять историю? (дети выделяют предметы и объекты на картине).

- Какой на этой картине медвежонок? Что он делает?

- Какие на этой картинке бельчонок и зайчонок?

- Что делает мышонок?

- Какой на этой картинке ежик?

- Где происходит сюжет этой картины?

- Что случилось с друзьями?

Закончите предложения:

- Вдруг звери услышали крик: это Ежик звал на помощь, потому что …(он провалился в яму, упал куда-то вниз).

- Зайчик сначала даже не понял, что … (произошло, случилось с ежиком).

- Стали звери думать, как … (им спасти своего друга).

- Как можно начать сказку? (как-то раз, однажды, дело было летом).

-Ребята, как нужно рассказывать, чтобы история получилась интересной (без пауз, с настроением, использовать интересные слова и выражения). Теперь, мы с вами разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать название для своей истории, а потом по цепочке его рассказать. Приглашаю первую команду. Сколько частей будет в вашем рассказе (четыре). Договоритесь между собой, кто из вас начнет сказку, кто продолжит, кто будет рассказывать дальше, кто придумает окончание. В рассказе нужно употребить слова и выражения, которые мы использовали во время рассматривания. Вторая команда внимательно слушает и оценивает их сюжет, использование в повествовании интересных слов и выражений.

(Самостоятельное составление сказки детьми первой группы. Вторая группа детей анализирует).

Физминутка «Туристы»

(выполняется при помощи маленьких массажных мячиков)

На горе стоит лесок

Он не низок не высок

Удивительная птица подает нам голосок

По тропинке два туриста

Шли домой из далека,

Говорят: «Такого свиста,

мы не слышали пока».

Воспитатель: Ну а теперь, за работу принимается вторая команда. Для них я открою еще и последнюю картинку. Давайте внимательно посмотрим, чем заканчивается эта история. Заяц решил расстаться со своими морковками, хотя он очень их любил… (грызть их, угощать ими друзей). Но надо было … (срочно спасать друга). Вторая команда - приступает к сочинению сказки, а первая внимательно слушает и оценивает их сюжет, использование интересных слов и выражений.

(Самостоятельное составление сказки детьми второй группы).

Воспитатель: Да, зверята еще долго веселились. Им так понравилось вместе играть, что они не хотели идти домой. Ребята, когда вам интереснее было слушать, когда картинки открыты или закрыты? Объясните, почему? (ответы детей).

Воспитатель открывает остальные картинки. Предлагает детям составить историю по всем картинкам в свободное время.

Физминутка «Ученики»

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру:

«Я начну, а ты продолжи»

(детям необходимо закончить фразу)

- Ты куда, Ежок, пошел? (Я грибок себе нашел).

- Всех быстрей Ежок бежал… (быстро в ямку он попал).

- Испугался наш Пушок… (что пропал его дружок).

Дети, какая из этих фраз вам больше всего понравилась? Давайте, произнесем ее: громко, тише, совсем тихо.

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы придумали еще одну историю о приключениях Ежика и его друзей. Я предлагаю вам после занятия записать вашу сказку, нарисовать иллюстрации, а затем сделать книжку – малышку и подарить ее малышам.

doc4web.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта