Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). "Некрасов в живописи". Картины савицкий константин


Художник Константин Савицкий картины

Константин Савицкий фотоКонстантин Аполлонович Савицкий (1844-1905) — великий русский художник, живописец. Основным направлением его искусства является жанровая живопись. Константин Савицкий являлся членом Императорской Академии художеств, а также членом Товарищества передвижных художественных выставок. Также занимался педагогической деятельностью, и стал первым директором Пензенского художественного училища имени Н. Д. Силивёрстова.

К. А. Савицкий родился в 1844 году в Таганроге. Обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи. За время учёбы в Академии получил семь медалей. В 1878 году вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Самыми известными картинами великого русского живописца, стали: «На войну» (Государственный Русский музей), «Ремонтные работы на железной дороге» (Государственная Третьяковская галерея), «Встреча иконы» (Третьяковская галерея), «Тёмные люди», «У мирового судьи», «Панихида на кладбище» и многие другие. Благодаря этим картинам, которые выставлялись на выставках передвижников, а также других российских и зарубежных выставках, Савицкий получил всеобщее признание.

Для его картин характерна безупречная манера исполнения, высокая реалистичность, натуральность сюжета. Также известен, как второй автор известной картины «Утро в сосновом лесу», на которой он работал совместно с другим великим русским художником — Иваном Шишкиным. Здесь Савицкий изобразил медведей, а Шишкин — пейзаж соснового леса.

Константин Савицкий картины

 

Беглый

 

Больная лошадь

 

В ожидании приговора суда

 

Встреча иконы

 

Девочка нищенка

 

Инок

 

Косино

 

Крестьянка с корзинкой в лесу

 

Мечты

 

Молодая белоруска

 

На войну

 

На мельнице

 

На Стрелке

 

Осень в лесу. Досада мужика

Худые люди

 

Отец

 

Охотник

 

Панихида в 9-й день на кладбище

 

Путешественники в Оверни

 

Ремонтные работы на железной дороге

 

С нечистым знаемся

 

У мирового суда

 

Утро в сосновом лесу

 

2016-07-11, 11:49 Автор: blincov

Просмотров: 6

art-assorty.ru

Савицкий Константин Аполлонович - картины художника, биография

Биография Константина Савицкогополна историй о путешествиях по Европе. Знаменитый русский художник родился в Таганроге 25 мая (6 июня), умер в Пензе (в 1905 году) — в семье военного врача. Произведения Савицкого пропитаны переживаниями, связанными с происходящими вокруг событиями, а также любовью к Родине. Также художник писал портреты, но они были немногочисленными. Он умел ярко передавать эмоции и заставить зрителя задуматься о том, что на самом деле происходит на картине.

Утро в сосновом лесу

Утро в сосновом лесу

Эту картину написали два художника — Иван Шишкин и Константин Савицкий. Коллекционером П. Третьяковым было стёрто имя Савицкого, который написал медведей, поэтому часто указывается авторство только Шишкина. Картина стало популярна, благодаря изображению животных в пейзаже: она детально изображает природу, увиденную автором на острове озера Селигер. Яркость получается, благодаря солнечному свету, который проглядывает сквозь деревья. Глубокие овраги, мощные вековые деревья в дремучем сосновом лесу контрастируют с ярким лучом солнца. Замысел картины исходил именно от Савицкого, а медведи получились очень удачно. Поэтому он расписался на полотне. Но карандашные наброски всё же принадлежат Шишкину. Картина стала крайне популярной, поэтому каждый, кто уважает искусство, должен знать эту историю.

На войну

Художник Савицкий Константин Аполлонович написал картину в 1888 году. Он хотел показать крестьянские образы с положительной стороны. Произведение написано под впечатлениями от русско-турецкой войны. Полотно имеет внушительные размеры, на написание потребовалось почти 10 лет. У картины было две версии, над второй художник работал 8 лет. Он трактовал проводы на войну, представляя их народным горем. Потрясающе изображены чувства близких людей, провожающих солдат. Есть версия, что полотно написано под влиянием творчества Сурикова.

У картины отсутствует единый центр. Есть несколько групп, у которых эмоции изображаются по-разному. Все они взаимосвязаны, поэтому создаётся впечатление целостности. Изображаются переживания отчаянных женщин, отправляющих своих мужей, матерей, разлучающихся с сыновьями. Каждому персонажу можно дать отчетливую психологическую характеристику.

Инок

Подобные произведения Константина Савицкого удивляют и наталкивают на размышления. Монах в чёрной рясе, который держит локоть на Библии, верба говорит о православном празднике (Вербное воскресенье). Стена украшена большим крестом. На картине изображена келья (место отдыха монахов), но персонаж находится в раздумьях, в его взгляде можно прочесть множество эмоций. Изображение на картине трактуется как муки выбора жизненного пути.

Интересно, что Савицкий задействовал натурщика, который затем станет революционером. Именно поэтому удалось изобразить такой точный типаж — мужчина в сомнениях, несогласный с окружающим миром. РПЦ трактовала эту картину как антиклерикальную и даже давала указание для исключения нескольких произведений из Википедии.

Мечты

В данной работе изображена 16-летняя девушка, которой явно не слишком интересны серьёзные науки. Она вытягивает руки — довольно легкомысленная поза. Другая трактовка — девушка охвачена различными эмоциями после прочтения книги, что лежит у неё на коленях. Само полотно вызывает неоднозначные мысли, наводит на размышления, заставляется задуматься.

Картины Константина Аполлоновича Савицкого оставили огромный след в русской живописи. Его творчество заслуживает обязательного внимания.

 

Также интересно:

surzhyk.org

Савицкий Константин Аполлонович — русский художник

Русский художник Савицкий Константин Аполлонович . Автор картин: Встреча иконы; Море в Нормандии; На войну; Ремонтные работы, на железной дороге; и многих других.

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был разночинцем по происхождению.

Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где "возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра.

В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.

Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественный журнал", "Север", "Артист". Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее "Некрасовым в живописи", "печальником горя народного".

Картина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. "В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы..." - писал В. В. Стасов.

Над картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Картины художника

Встреча иконы — Савицкий Константин Аполлонович

Встреча иконы

Море в Нормандии — Савицкий Константин Аполлонович

Море в Нормандии

На войну — Савицкий Константин Аполлонович

На войну

Ремонтные работы, на железной дороге — Савицкий Константин Аполлонович

Ремонтные работы, на железной дороге

wearts.ru

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). "Некрасов в живописи": vasily_sergeev

Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОКСын военного врача из ТаганрогаКонстантин Аполлонович Савицкий был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II.Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.  Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

Охотник 1874 холст, масло

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Встреча иконы (1878)

Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы...», — писал В. В. Стасов.

Над картиной «Проводы на войну  » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

Проводы на войну (деталь)

Плачущий солдат

«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).

Ремонтные работы на железной дороге.

Инок.

Беглый.

Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде)

Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Осень в лесу. Досада мужика 1878 Масло, холст

В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Путешественники в Оверни.

Мечты

На Стрелке.

Спор на меже.

Панихида в 9-й день на кладбище  1885

Дети с курочками 1872 холст, масло

Из семейного архива.Не сошлись характером.

Отец.

Больная.Этюд

Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В ожидании приговора суда 1895

На окраине деревни. 1892.

Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…

Девочка нищенка.

Дети в избе.

На мельнице.1902

Павшая лошадь. ("Кормилица ты наша")

Больная лошадь.

Поле.

Молодая белоруска (1880). Этюд к картине "Аннушка".

Крючник  1884

Крестьянка с корзинкой в лесу.

Крестьянин

С нечистым знаемся.

Клеть.

У себя на хуторе.

Зимний лес.

Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.

У мирового суда.

Христова милостыня (Беглые в Сибири)

Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…»

____________

Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский - 1902)  и Ивана Ивановича Шишкина.

К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.

"Пенза. 5 декабря 1897

Дорогой Иван Иванович!

Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике1, обрадовала меня одинаково. Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича2, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой3,  которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление. Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем.

Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу. Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г. Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников.

С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.

Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет. Вчера отписал Валериану Порфирьевичу4, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны.

Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа.

Сердечно твой К.Савицкий.

Жена шлет сердечный поклон."

«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

Справедливости ради стоит сказать, что на карандашных набросках и эскизах этой картины, медведей рисовал сам И.И.Шишкин. Так что К.А.Савицкий изобразил медведей по эскизам И.И.Шишкина.

Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».Ещё одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору».

_________________

Портрет жены с сыном Георгием.

Портрет Е.К.Савицкой в детстве.

http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htmhttp://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4671http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main2.htmhttp://artcyclopedia.ru/savickij_konstantin_apollonovich.htmhttp://www.bolshoyvopros.ru/questions/66109-kto-narisoval-medvedej-na-kartine-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.htmlhttp://agniart.ru/rus/item-22407~Art-prints-on-canvas-or-paper~Savitsky-Konstantin~Sick-Woman-Study-Art-print-on-canvashttp://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/508240?page=5

vasily-sergeev.livejournal.com

Художник Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Савицкий Константин Аполлонович был разночинцем по происхождению.1sm.jpgСавицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где "возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.«Ремонтные работы, на железной дороге»1874.Холст, масло 100 х 175Государственная Третьяковская галереяМосква«Ремонтные работы, на железной дороге»1874.Холст, масло 100 х 175Государственная Третьяковская галереяМосква

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра.

В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.«Море в Нормандии»1875Холст, масло 60 х 92Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань«Море в Нормандии»1875Холст, масло 60 х 92Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазаньПробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественный журнал", "Север", "Артист".«Беглый»1883Эскиз одноименной картины, экспонировавшейся на выставке "11-я ТПХВ. 1883-1884"Картон, масло. 18.2 x 34.8 смГосударственная Третьяковская галерея«Беглый»1883Эскиз одноименной картины, экспонировавшейся на выставке "11-я ТПХВ. 1883-1884"Картон, масло. 18.2 x 34.8 смГосударственная Третьяковская галерея

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее "Некрасовым в живописи", "печальником горя народного".«Встреча иконы»1878.Холст, масло 141 х 228Государственная Третьяковская галереяМосква«Встреча иконы»1878.Холст, масло 141 х 228Государственная Третьяковская галереяМоскваКартина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. "В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы..." - писал В. В. Стасов.«На войну»1888.Холст, масло 207,5 х 303,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург«На войну»1888.Холст, масло 207,5 х 303,5Государственный Русский музейСанкт-ПетербургНад картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Вести из дому. 1901Холст, маслоДнепропетровский художественный музей, УкраинаВести из дому. 1901Холст, маслоДнепропетровский художественный музей, УкраинаКрутой спуск. 1903Холст, масло. 71 x 89 смПензенская областная картинная галерея им. К.А. СавицкогоКрутой спуск. 1903Холст, масло. 71 x 89 смПензенская областная картинная галерея им. К.А. СавицкогоИллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ревизор». 1901Бумага, акварель, тушь, белила. 29 x 27 смДнепропетровский художественный музей, УкраинаИллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ревизор». 1901Бумага, акварель, тушь, белила. 29 x 27 смДнепропетровский художественный музей, Украина2sm.jpgСавицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main.htmhttp://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=415

hist-etnol.livejournal.com

Савицкий Константин Аполлонович - Каталог картин. Биография. Цены

Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был разночинцем по происхождению.

Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника.

Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где "возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.

Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра.

В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественный журнал", "Север", "Артист". Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее "Некрасовым в живописи", "печальником горя народного".

Картина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. "В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы..." - писал В. В. Стасов.

Над картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Савицкий Константин Аполлонович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Савицкий Константин, художник – картины шедевры великих художников

Константи́н Аполло́нович Сави́цкий (25 мая [6 июня] 1844, Таганрог, Таганрогское Градоначальство, Земля Войска Донского, Российская империя — 31 января [13 февраля] 1905, Пенза, Российская империя) — русский жанровый живописец, академик, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, педагог, первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Силивёрстова. Отец советского живописца, академика Академии художеств СССР Г. К. Савицкого.

Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка). Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии[5], по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова. За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распинание Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II[1][6]. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу. С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве[6]. После трагической гибели жены в феврале 1875 года, вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений[7][8]: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880).

С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица[9]. В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи. Согласно завещанию, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова[Комм. 5], в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя. Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1898 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий. Художником была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки. К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января (13 февраля) 1905 года[. Похоронен на Митрофаниевском кладбище в Пензе.

artrussia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта