Живопись в прямом эфире. Картины маслом гризайль


Гризайль- Как научиться рисовать

Гризайль- в истории европейской станковой и монументальной живописи есть приемы, когда художники выполняли тематические фигуративные и орнаментальные композиции в технике гризайль, при этом изображаемые на плоскости объемные предметы решались с использованием градаций тонов от черного до белого. Гризайль- от латинского слова "гриз", что в переводе значит серый, и серые тона в этой технике преобладающие, но при этом они могут иметь большую шкалу градаций. Исследователь техники живописи старых мастеров немец Эрнст Бергер в книге "История развития техники масляной живописи" называет гризайль изображением скульптурным объемным камнем.

Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней, особенно в Москве, Ленинграде, Ярославле, Калуге.

Нужно отметить, что итальянские художники эпохи Ренессанса, работая над буон- фресками- по сырой штукатурке, сначала переводили рисунок с рабочего картона на штукатурку припорохом (на бумаге по рисунку делают дырочки, затем прикладывают припорох к стене и проводят по контурам мешочком с угольной пылью) или нажимом по контурам рисунка на картоне острым предметом: гвоздем, колесиком с зубчиками, после этого писали на стене мягкими кистями однотонными черно- серыми пигментами, разбавляя их водой. Потом по гризайли наносили белые блики известковой водой, а затем уже прописывали цветными лессировками кусок стены до среза- шва. Объем работы на 1-2 часа до затвердения штукатурки, когда она уже не принимает известь и твердеет, а стенопись становится не прозрачной, как во фреске, а мутно- грязной. Постепенно вводили цветные пигменты мазками в разбавлении с известковой водой, при этом фигуры и предметы в тенях прописывали акварельно, лессировочно, а освещенные- корпусно, пастозно мазками. Таким- же методом писали фрески древнерусские живописцы Андрей Рублев, Дионисий и другие. Важно отметить, что обязательным этапом этой работы была гризайль.

А создатели высокохудожественных, виртуозных по исполнению альфрейных стенописей в XVI-XIX веках в интерьерах зданий (Останкинский дворец, Архангельское, Кусково, Братцево и др.) писали клеевыми красками, накладывая их корпусно плотной массой, а не лессировочно, причем составляли основные колера разбеленных тонов от черного к серому и белому или от коричневого до белого. Делалось это для того, чтобы в стенописи раскрывать сразу огромные плоскости в технике темперы или фреско- секко- по сухой штукатурке. Таким образом получалась гризайль. При такой технике не нужно было ограничивать работу художника одним- двумя часами до затвердения штукатурки, как в "буон- фреске" (по сырому), когда штукатурка со временем перестает принимать пигменты, связываться с известью. К тому- же составление основных колеров и работа ими объединяет колористическую гамму всей стенописи, исключая дробность в цвете, когда "выскакивают" из общего цветового решения гризайли отдельные яркие пятна, что особенно важно при создании больших плоскостей. Это не значит, что художники альфрейной живописи писали только колерами. Они вводили отдельные дополнительные цвета, например, при изображении серо- белой гризайли для изображения рефлекса в тенях- желтую охру, английскую красную, зеленую и другие цвета, что придавало живость и разнообразие колориту стенописей.

Гризайль

Художники XVIII-XIX веков, работавшие в станковой живописи масляными красками, во многих случаях переводили рисунок композиции на холст, затем на первом этапе делали гризайль или серо- белую, или сепией, охрой красной, английской красной тонкими слоями лессировочно с прокладкой освещенных частей фигур белилами. Таким образом в живописи выявляются сразу объем, рельефность, соотношение частей композиции в тоне. После просыхания красок в конце этого этапа живописи художник приступал к работе различными цветами, к полихромной живописи. Так писали Александр Иванов- сохранились эти этюды гризайлью к картине "Явление Христа народу"; Карл Брюллов выполнял гризайлевые эскизы к картинам, портретам.

В последующем, начиная с XIX века, некоторые художники живописцы стали писать маслом на холсте методом "а ла прима", то есть сразу без предварительного этапа гризайли и даже без подмалевка. Такие мастера "снайперской" живописи, как швед Цорн, немец Ленбах, расские живописцы К. Коровин, Ф. Малявин, А. Архипов и другие, достигли больших успехов в передаче быстро изменяющейся действительности и особенно активной фактуры живописной поверхности.

Современная гризайль

Сейчас в художественных училищах и вузах некоторые задания по живописи и рисунку даются на объемную передачу натуры и обнаженной модели методом гризайли. Такие задания, как длительный рисунок на несколько сеансов, предлагается выполнить гуашью по бумаге, причем сначала делается детальный, но не тональный рисунок карандашом, затем переходят к работе красками над гризайлью. В работе маслом или темперой по холсту или картону тоже сначала делается хорошо проработанный рисунок на бумаге, затем переводят его на холст, грунтованный картон. Эти задания на гризайль имеют цель подробнейшим и методичным образом, без отвлечений цветовыми поисками достичь полного изучения объемных соотношений тона; самому светлому тону нужно подчинить другие тона, что- бы ни один не вырывался из цельной гаммы, как в хорошем оркестре. При этом не следует впадать в черноту, необходимо передать воздушную среду постановки вокруг натурщика или натюрморта. Можно также составить 3-4 основных колера серых или коричневых тонов, вроде пентограммы, для того, чтобы удержать целостность, тональный строй на холсте или бумаге, особенно если размер работы большой. Но в основные, составленные заранее тона, нужно вписывать другие- серые, черные и белые прямо с палитры, чтобы не получилось лишь схой расколеровки, а была передана живописность изображаемого. Такая тональная гармоничность лучше всего достигается в гризайли.

Иногда в черно- белом варианте живописец может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и окраску каждого предмета. Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.

Это хорошо знали выдающиеся художники прошлого, поэтому начальный этап работы над живописными тематическими произведениями они и вели методом гризайли.

Сайт о том, как научиться рисовать

paintmaster.ru

Курс маслом, живопись онлайн, уроки живописи

Уровень вашей подготовки не имеет значения, получится у всех, даже, если вы ниразу не рисовали!Посмотрите видео о курсе:  

Содержание и расписание занятий(курс уже состоялся, теперь вы можете приобрести видеозаписи курса в суперкачестве)По всем вопросам пишите на почту: [email protected]

Морской пейзаж.

Приобрести запись этого онлайн занятия по живописи маслом можно за 1300 р.Занятие № 1. Состоялось 14 ноября в 19ч.00 мин. по Мск. По мотивам картины Константина Мирошник , Наталии М.. Евпатория. Уровень вашей подготовки не имеет значения. Пейзаж можно попробовать написать маслом или акрилом, гуашью. Цель: знакомство с материалами живописи.Практика: живопись масляными красками по мотивам фотографии картины. Импровизация с цветом. Живопись чистымы цветами для большей яркости.

"Анализ работ"(запись трансляции можно посомтреть в youtube или в группе в Вконтакте Д. Ревякина) Теория: анализ работ учеников.  Повторение пройденного материала. 

Живопись в технике гризайль. «ФРЕГАТ НА ЗАКАТЕ»

 

Приобрести запись этих двух занятий можно за 1350 р.

Занятие № 2. Уроки состоялись 17 и 18 ноября в 19ч.00 мин. Два занятия. На первом уроке вы сможете написать картину в технике гризайль, а на втором, по желанию, можно создать картину в цвете. Живопись в технике гризайль  — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета. Не смотря на это картины в технике гризайль очень востребованы для украшения интеръера. Подобные занятия помогают начинющему живописцу понять, что такое тон и, как использовать его градации в картине. Гризайль очень часто используется в обучающих программах на худ. графических факультетах ВУЗов. Пейзаж можно попробовать написать маслом или акрилом, гуашью. Цель: выявление тоновых градаций оттенков в пейзаже.Практика: живопись масляными красками по мотивам фотографии, живопись одним цветом.

"Анализ работы" (запись трансляции можно посомтреть в youtube или в группе в Вконтакте Д. Ревякина) Теория: анализ работ учеников. Беседа на тему "материалы живописи", значение тона в живописи.

"Пейзаж по мотивам картины ПЕТЕРА МЁРКА МЁНСТЕДА"

Приобрести видеозапись вебинара по живописи можно за 1600 р. (по мотивам фотографии картины )

Занятие № 4. Состоялось 20 ноября в 19ч.00 мин. по Мск.

Хотите написать картину по мотивам работы известного художника? Это великолепный пейзаж с нежными оттенками. Уровень вашей подготовки не имеет значения. Пейзаж можно попробовать написать маслом или акрилом, гуашью.

Цель: добиться понимания значимости тона и воздушной перспективы.Практика: живопись масляными красками по мотивам картины художника.

"Анализ работы" (запись трансляции можно посомтреть в youtube или в группе в Вконтакте Д. Ревякина) Теория: анализ работ учеников по второму занятию.  Стимулирование интереса к занятиям живописи. Развитие творческого отношения к процессу изображения. Знакомство с понятием «Цветовой и тоновой контраст в пейзаже».

"Зимний пейзаж по мотивам фотографии картины С. А. Брусилова"

Приобрести запись этого занятия можно за 1400 р.

Занятие № 6. состоялось 22 ноября в 19ч.00 мин. по Мск. Вы знаете, что сложнее всего написать снег? Но не в нашем случае! Благодаря методам обучения Дмитрия Ревякина вы сможете написать отличную картину, причем вы получите много полезной информации о том, как писать зимние пейзажи. Уровень вашей подготовки не имеет значения, получится у всех! 

 Цель: особенности изображения зимнего пейзажаПрактика: живопись масляными красками по мотивам фотографии. Предварительный рисунок на холсте, живопись на холсте в три слоя.

"Анализ работы" (запись трансляции можно посомтреть в youtube или в группе в Вконтакте Д. Ревякина) Теория: анализ работ учеников по третьему занятию.  Повторение пройденного материала об основах масляной живописи.

"По мотивам фотографии картины худ. Александра Афонина"

Приобрести запись этих 2 занятий можно за 1500 р.

Занятие № 8. Состоялось 24 и 25 ноября в 19ч.00 мин. по Мск. Отличный мотив для замечательной картины, которая даст пищу не только для глаз, но и для души. Чтобы написать эту картину, понадобится 2 занятия. Немного импровизации и вы получите авторскую работу! Учитывая теплые, спокойные тона фотографии, вы сможете создать великолепный пейзаж, который оценят не только ваши близкие, но и профессионалы. Уровень вашей подгогтовки не имеет значения.  Цель: познакомиться с понятием "колорит", информация о оттенках рассвета.Практика: живопись масляными красками по мотивам фотографии. Предварительный рисунок на холсте, живопись в три слоя.

"Анализ работы" (запись трансляции можно посомтреть в youtube или в группе в Вконтакте Д. Ревякина) Теория: анализ работ учеников по четвертому занятию.  Повторение пройденного материала об основах масл. живописи. Стимулирование эмоциональной отзывчивости при восприятии русской природы.

"По мотивам фотографии картины Фредерика Эдвина Чёрча"

Приобрести запись этих 2 занятий можно за 1500 р.

Занятие № 10. Состоялось 26 и 27 ноября в 19ч.00 мин. по Мск. Чтобы написать эту картину, поенадобится 2 занятия. Может показаться, что пейзаж выполнен в темных тонах, на самом деле пейзаж будет очень ярким. Вы узнаете, как создать рисунок, как закомпоновать предметы, как работать цветом и тоном, как изображать закат в многоплановом пейзаже. Пейзаж можно попробовать написать маслом или акрилом, гуашью. Великолепный пейзаж с умеренным приятным цветом послужит идеальным украшением вашего интеръера. Уровень вашей подготовки не имеет значения. Цель: добиться понимания значимости колорита.Практика: живопись масляными красками по мотивам фотографии. Предварительный рисунок, живопись на холсте жидкой краской в 3-4 слоя.

"Анализ работы" (запись трансляции можно посомтреть в youtube или в группе в Вконтакте Д. Ревякина) Теория: анализ работ учеников по всем занятиям.  Повторение пройденного материала об основах масл. живописи. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства. Формирование знаний о роли композиционного центра.

 

Детализация двух картин Занятие № 12. Состоялось 27 ноября в 19ч.00 мин. по Мск. Занятие, в ходе которого будет дописаны, детализированны две картины. Цель: детализация пейзажейПрактика: повторение пройденных тем.

Жми на кнопку "приобрести занятие или весь курс" сейчас действует скидка! По всем вопросам пишите на почту: [email protected]

ЦЕНА ЗА ВЕСЬ КУРС:

ПРИОБРЕСТИ ЗАНЯТИЕ ИЛИ ВЕСЬ КУРС В поле название фильма* укажите название фильма(ов) или курса - "Закаты и рассветы" и в течение 1-6 часов вам на почту придут реквизиты для оплаты. По всем вопросам пишите в Вконтакте Дмитрию или звоните по тел.: 89688583478

k-artina.ru

Гризайль

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов.

Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина. Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль.

Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника». Название "гризайль" одинаково применимо и к одноцветным картинам, писанным масляною краской, и к рисункам, сделанным акварелью, например, китайскою тушью с белилами или без оных; но название это присвоено преимущественно таким произведениям кисти, которые составляют подражание барельефам или горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода довольствуются по большей части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при их исполнении необходимо принимать в расчет, что в натуре всегда встречаются оттенки различных тонов, зависящие от источника освещения, от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т.п., а потому иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие – голубую, коричневую, красную, желтую и даже малиновую.

Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.

Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются.

Учебная гризайль может быть самостоятельной работой, призванной закрепить через живописные приёмы, наработанное в рисунке владение тоном. Может создаваться в качестве основного рисунка на  холсте, с последующей моделировкой светотени перед введением цвета.

Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины.

Учебная гризайль может быть выполнена каким-нибудь мягким графическим материалом, например углем, жирным карандашом высокой мягкости или сангиной. Художественная в основном красками. 

Гризайль вошла в моду в XIV веке: скульпторы в своих подготовительных рисунках стремились с помощью светотени создать впечатление рельефа, используя при этом лишь одну краску, серую или желтоватую, по цвету напоминающую камень. Широкое распространение гризайль получила во Франции, в частности в мастерской живописца и скульптора Андре Бове, а также в рукописях ("Часослов" Жанны д'Эврё, выполненный Жаном Пюселем, Нью-Йорк, Клуатры) и, особенно, в резных обрамлениях ("Псалтырь" Жана Беррийского, 1380 - 1385 г., Париж, Нац. библиотека). В эпоху Карла V техника гризайли стала исключительно популярной в миниатюре, витраже и живописи ("Нарбоннская пелена", Париж, Лувр), в станковой живописи она была характерной чертой северной школы - на оборотной стороне алтарных картин часто изображалось Благовещение, исполненное гризайлью ("Гентский алтарь" Яна ван Эйка, Гент, собор св. Бавона). В данном случае живописная техника приобретает религиозное значение, створки со сценой Благовещения участвовали в праздничной литургии, которая проходила во время поста. В творчестве Босха ("Блудный сын", Роттердам, музей Бойманса ван Бенингена) и Брейгеля гризайль превратилась в чисто живописный прием, обманку, который использовали и многие другие художники: Беккафуми, Отто Вениус, Рубене, Ван Дейк, ван Туллен. В XVI в., особенно в 1550-е г., гризайль получила широкое распространение в живописи по эмали (Пьер Реймон, Жан II, Жан III и Пьер Пенико).

Техникой гризайли продолжали пользоваться и впоследствии ("Избиение младенцев" неизвестного мастера XVII в., Руан, Музей изящных искусств, "Поклонение пастухов" и "Поклонение волхвов" Жана де Сент-Иньи, там же), вплоть до XIX в. ("Одалиска" Энгра, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В XVIII в. гризайль становится одним из разнообразных рокаильных жанров (Буше, Питтони), П.Ж. Соваж специализируется на иллюзорных барельефах. Уже фламандские художники XVII в. использовали гризайль в качестве подготовительного рисунка для гравюр ("Фронтиспис Диссертации кардинала Рогана Лемуана", Страсбург, Музей изящных искусств, "Фронтиспис Истории Дома Инвалидов аббата Перу", изданный с гравюрами Казеса в Париже в 1736 г.).

Исследователь техники живописи старых мастеров немец Эрнст Бергер в книге "История развития техники масляной живописи" называет гризайль изображением скульптурным объемным камнем.

Гризайль используется в архитектуре для создания искусственных барельефов, техника часто использовалась в эпоху барокко. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа (например стены Иорданской Лестницы) используют эту технику для создания впечатления атриумов, скульптур под сводами и резных стен.

Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней, особенно в Москве, Ленинграде, Ярославле, Калуге.

Картинка 34 из 6598Нужно отметить, что итальянские художники эпохи Ренессанса, работая над буон- фресками- по сырой штукатурке, сначала переводили рисунок с рабочего картона на штукатурку припорохом (на бумаге по рисунку делают дырочки, затем прикладывают припорох к стене и проводят по контурам мешочком с угольной пылью) или нажимом по контурам рисунка на картоне острым предметом: гвоздем, колесиком с зубчиками, после этого писали на стене мягкими кистями однотонными черно-серыми пигментами, разбавляя их водой. Потом по гризайли наносили белые блики известковой водой, а затем уже прописывали цветными лессировками кусок стены до среза-шва. Объем работы на 1-2 часа до затвердения штукатурки, когда она уже не принимает известь и твердеет, а стенопись становится не прозрачной, как во фреске, а мутно-грязной. Постепенно вводили цветные пигменты мазками в разбавлении с известковой водой, при этом фигуры и предметы в тенях прописывали акварельно, лессировочно, а освещенные - корпусно, пастозно мазками. Таким же методом писали фрески древнерусские живописцы Андрей Рублев, Дионисий и другие. Важно отметить, что обязательным этапом этой работы была гризайль.

А создатели высокохудожественных, виртуозных по исполнению альфрейных стенописей в XVI-XIX веках в интерьерах зданий (Останкинский дворец, Архангельское, Кусково, Братцево и др.) писали клеевыми красками, накладывая их корпусно плотной массой, а не лессировочно, причем составляли основные колера разбеленных тонов от черного к серому и белому или от коричневого до белого. Делалось это для того, чтобы в стенописи раскрывать сразу огромные плоскости в технике темперы или фреско- секко- по сухой штукатурке. Таким образом получалась гризайль. При такой технике не нужно было ограничивать работу художника одним-двумя часами до затвердения штукатурки, как в "буон- фреске" (по сырому), когда штукатурка со временем перестает принимать пигменты, связываться с известью. К тому- же составление основных колеров и работа ими объединяет колористическую гамму всей стенописи, исключая дробность в цвете, когда "выскакивают" из общего цветового решения гризайли отдельные яркие пятна, что особенно важно при создании больших плоскостей. Это не значит, что художники альфрейной живописи писали только колерами. Они вводили отдельные дополнительные цвета, например, при изображении серо-белой гризайли для изображения рефлекса в тенях  желтую охру, английскую красную, зеленую и другие цвета, что придавало живость и разнообразие колориту стенописей.

Художники XVIII-XIX веков, работавшие в станковой живописи масляными красками, во многих случаях переводили рисунок композиции на холст, затем на первом этапе делали гризайль или серо-белую, или сепией, охрой красной, английской красной тонкими слоями лессировочно с прокладкой освещенных частей фигур белилами. Таким образом в живописи выявляются сразу объем, рельефность, соотношение частей композиции в тоне. После просыхания красок в конце этого этапа живописи художник приступал к работе различными цветами, к полихромной живописи. Так писали Александр Иванов, сохранились эти этюды гризайлью к картине "Явление Христа народу"; Карл Брюллов выполнял гризайлевые эскизы к картинам, портретам.

В последующем, начиная с XIX века, некоторые художники живописцы стали писать маслом на холсте методом "алла прима", то есть сразу без предварительного этапа гризайли и даже без подмалевка. Такие мастера "снайперской" живописи, как швед Цорн, немец Ленбах, русские живописцы К. Коровин, Ф. Малявин, А. Архипов и другие, достигли больших успехов в передаче быстро изменяющейся действительности и особенно активной фактуры живописной поверхности.

Сейчас в художественных училищах и вузах некоторые задания по живописи и рисунку даются на объемную передачу натуры и обнаженной модели методом гризайли. Такие задания, как длительный рисунок на несколько сеансов, предлагается выполнить гуашью по бумаге, причем сначала делается детальный, но не тональный рисунок карандашом, затем переходят к работе красками над гризайлью. В работе маслом или темперой по холсту или картону тоже сначала делается хорошо проработанный рисунок на бумаге, затем переводят его на холст, грунтованный картон. Эти задания на гризайль имеют цель подробнейшим и методичным образом, без отвлечений цветовыми поисками достичь полного изучения объемных соотношений тона; самому светлому тону нужно подчинить другие тона, чтобы ни один не вырывался из цельной гаммы, как в хорошем оркестре. При этом не следует впадать в черноту, необходимо передать воздушную среду постановки вокруг натурщика или натюрморта. Можно также составить 3-4 основных колера серых или коричневых тонов, вроде пентограммы, для того, чтобы удержать целостность, тональный строй на холсте или бумаге, особенно если размер работы большой. Но в основные, составленные заранее тона, нужно вписывать другие - серые, черные и белые прямо с палитры, чтобы не получилось лишь сухой расколеровки, а была передана живописность изображаемого. Такая тональная гармоничность лучше всего достигается в гризайли.

Иногда в черно-белом варианте живописец может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и окраску каждого предмета. Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.

Это хорошо знали выдающиеся художники прошлого, поэтому начальный этап работы над живописными тематическими произведениями они и вели методом гризайли.

shedevrs.ru

Техника Гризайль

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

zdanov_06

Рисунок 1. Картина,  выполненная в технике гризайль.

Гризайль — в истории европейской станковой и монументальной живописи есть приемы, когда художники выполняли тематические фигуративные и орнаментальные композиции в технике гризайль, при этом изображаемые на плоскости объемные предметы решались с использованием градаций тонов от черного до белого.

В черно- белом варианте живописец может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и окраску каждого предмета. Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.

Гризайль — это монохромная живопись, живопись одним цветом. Чаще всего черным или коричневым. Важен принцип одноцветного изображения. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

ЦВЕТОВОЙ ТОН

Цветовой тон в живописи это не то же самое, что тон в рисунке. Это характеристика цветов по восприятию, обозначаемая соответствующим названием: красный, желтый, синий, т.е. это, собственно, цвет.

То, что мы называем тоном в рисунке, в живописи называют светлотой. Т.е. у каждого цветового оттенка есть определённая светлота. Например, синий мы можем взять в разной светлоте, от светло-голубого до тёмно-синего индиго. Каждому из этих оттенков будет соответствовать тот или иной серый тон в рисунке или гризайли.

Именно правильно подобранный по светлоте оттенок позволит вам сделать живопись объемной и пространственной. Вы можете изменить цветовой тон оттенка, например, сделать небо более зеленоватым или сиреневым, но если при этом вы правильно подберёте его светлоту, то небо останется небом.

Именно поэтому в живописи умение различать и правильно передавать светлоту оттенка является приоритетным по сравнению с достоверной передачей цветового тона или насыщенности. Только правильная передача светлоты гарантирует реалистичную передачу объёма предметов, их фактуры и материала, а также глубины пространства.

Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина (рис. 2). Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль.posterlux-rembrandt-mwe19313

Рисунок 2. Картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.)

Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника» (рис. 3). Название «гризайль» одинаково применимо и к одноцветным картинам, писанным масляною краской, и к рисункам, сделанным акварелью, например, китайскою тушью с белилами или без оных; но название это присвоено преимущественно таким произведениям кисти, которые составляют подражание барельефам или горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода довольствуются по большей части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при их исполнении необходимо принимать в расчет, что в натуре всегда встречаются оттенки различных тонов, зависящие от источника освещения, от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т.п., а потому иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие – голубую, коричневую, красную, желтую и даже малиновую.

Guernica by Pablo Picasso

Рисунок 3. Картина  Пабло Пикассо «Герника»

Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.

ЗАДАЧИ ГРИЗАЙЛИ

Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются.

1. Учебная гризайль может быть самостоятельной работой, призванной закрепить через живописные приёмы, наработанное в рисунке владение тоном. Может создаваться в качестве основного рисунка на холсте, с последующей моделировкой светотени перед введением цвета.

2. Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины.

Приглашаем на наши мастер-классы «Живопись Маслом», чтобы попробовать написать картину в такой технике.

www.for-art.ru

Гризайль - техника рисунка

Техника гризайли - это рисунок сделанный кистью в два цвета, чаще всего черно-белый или коричнево-белый.

В нашем учебном процессе занятия гризайлью преследуют несколько задач.

Первая – лепка формы пятном, когда не используются линии, как в технике рисунка карандашом.

В задачи гризайли входит и связь тона с конструкцией формы. Для лепки формы пятном надо уже в достаточной степени понимать, как строится конструкция предмета, чтобы положить мазок на правильное место.

       

В технике гризайли удобно разбирать форму на фронтальные, боковые, верхние и подрезающие поверхности. На занятиях я предпочитаю делать гризайль темперой, маслом или акрилом. Но не акварелью. Во всяком случае, первые шаги. Плотные, укрывистые краски дают возможность исправлений и, что более важно – возможность постепенной детализации формы.

Другая задача, которую мы ставим в работе гризайлью – тон. Здесь мы учимся выстраивать тональный масштаб используя тональную шкалу.

Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого заготовленные колера. Мы учимся создавать тональную шкалу из 5-7-9 тонов. И в несколько этапов разбираем, каким образом строится тональное изображение.

         

Кроме того, гризайль – это хороший способ разобраться с тоном в живописи, когда мы работаем кистью и краской, но без цвета, переводим форму на пятно, что, собственно, и является живописным языком. Гризайль часто принимают за живопись, однако - это рисунок, но выполненный живописными средствами. Практика гризайли дает возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в ней все, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет.

Тональный масштаб - Передача света, тени, полутонов пропорциональная тому, что мы наблюдаем в натуре. Создание тонального масштаба необходимо т.к. художественные средства для передачи натуры (бумага, холст, карандаш, уголь, краски и др.) имеют значительно меньший диапазон темного и светлого, чем сама натура.

Тон – светосила, которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя.

       

art-exercises.ru

Техника гризайль

Само слово «гризайль» в переводе с французского означает серый, именно этот цвет и преобладает в этой технике. Гризайль изначально должна была просто имитировать скульптурные рельефы на стенах, эту технику использовали при декоре интерьера.

Художники пытались максимально точно сымитировать архитектурные детали, чтобы сделать рисунок объемным. Архитектурные детали, выполненные в технике гризайль в сочетании с многоцветной росписью, получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно было отличить, где скульптура, а где живопись.

Постепенно эту интересную технику стали применять в станковой живописи. Поначалу гризайль использовали в качестве вспомогательного инструмента, например, для создания эскизов, но затем эта техника превратилась в самостоятельный вид живописи. Начала расширяться палитра, например, живописцы стали использовать сепию, то есть краску, которую изготавливали, используя вещество из чернильного мешка морской каракатицы.

Сепию применяли европейские художники примерно до середины 18 века, когда рисовали пером или кистью. Постепенно гризайль приобрела синий и красноватый оттенок. Сегодня художники могут использовать для гризайли любой цвет, который сможет передать задумку автора. Например, гризайль может быть коричневой, серой или сиреневой, но главное — использовать только один цветовой тон, хотя допускается применение белил.

Интересно, что сегодня многие живописцы различают учебную и художественную гризайль. Учебная гризайль может быть вполне самостоятельной работой, которая помогает отработать приемы владения тоном. Также учебная гризайль используется в качестве основного рисунка, а затем художник постепенно вводит в работу цвета.

А вот художественная гризайль может рассматриваться как самостоятельное произведение, которое должно передавать красоту монохромного колорита. Кроме того, допускается, что учебная гризайль может быть выполнена углем или жирным карандашом, а художественная гризайль выполняется красками.

Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов.

Художнику нужно найти гармонию и скомпоновать все тона так, чтобы ни один не вырвался из заданной цветовой гаммы. Например, вы можете выполнить рисунок гуашью на бумаге, в начале прорисовываются все детали карандашом, но без тона. Затем можно приступать к нанесению тона красками. Точно так же можно делать при работе с масляными красками. Художник хорошо прорабатывает рисунок на бумаге, а затем переносит его на холст.

Если вы научитесь улавливать соотношение тона и объема, а также сможете передать это сочетание на бумаге или холсте, то ваши картины станут ярче, интересней и глубже. Техника гризайль имеет свое очарование, иногда в одноцветном варианте у живописца получается подобрать настолько точное сочетание и соотношение оттенков, что работа способна передать ощущение цвета. Кроме того, гризайль — это вид живописи, который дает возможность фантазировать и представлять картину в собственной цветовой гамме.

topgorod.com

Роспись в стиле Гризайль

Техника гризайль известна с античности, получила широкое развитие в периоды Средневековья, Готики, а также Северного Возрождения. Гризайль является видом живописи, выполняемой одним цветом, чаще всего серым. Основа – это тональные градации, игра цвета и тени, достигаемые при помощи полутонов, а также сочетания с белым цветом. Фактически в гризайли  важен только тон предмета, а не его цвет.

img_20150320_105325Изначально данный вид живописи использовался для имитации скульптурных рельефов на стенах, применялся при разноплановом декоре интерьера. При этом очень важна была точность исполнения для достижения эффекта объемного изображения. Данные архитектурные детали в сочетании с многоцветной росписью обеспечивали невероятную красоту. При этом было практически невозможно отличить скульптуру от живописи.

Со временем техника гризайль стала использоваться в качестве дополнительного метода при создании эскизов и написании полотен, ее стали применять в станковой живописи. Позже данная техника  переросла в самостоятельный вид живописи.

Сегодня помимо живописи и архитектуры, техника гризайль широко используется в декоративно-прикладном искусстве, производстве витражей. С ее помощью печатают рисунки на тканях и других материалах (набивка), часто применяют в гравюрах.

Использование техники гризайль в живописи

Данная техника достаточно сложна, но позволяет получать удивительные картины с применением всего одного цвета за счет сочетания света, полутонов и тени. Данный вид монохромной живописи использовал Пабло Пикассо, Рембрандт и многие другие известные художники.

Художник, владеющий техникой гризайль, способен используя основной цвет с белым создать очень точные тональные отношения, обыграв при этом все нюансы произведения. В итоге ощущается не только неповторимый колорит, но и окраска каждого предмета. Более того, произведения в стиле гризайль позволяют дать волю фантазии, представляя изображение в индивидуальной цветовой интерпретации.

Использование техники гризайль в архитектуре

Благодаря использованию данной методики живописи, в том числе в сочетании с многоцветной росписью, возможно создание элементов архитектурной иллюзии, которые практически невозможно отличить от настоящих скульптур или арок. Например, в некоторых залах Эрмитажа потолки и стены выполнены в технике гризайль, что позволяет визуально наблюдать полностью реалистичные скульптуры под сводами, атриумы и резные стены.

Данная техника позволяет имитировать следующие архитектурные элементы и детали:

  • скульптуру;
  • барельефы;
  • лепнину;
  • колонны;
  • кессоны;
  • бордюры;
  • арки.

Как и на картине, в архитектуре особо важна передача света, полутонов, теней, рефлексов. Именно данные факторы обеспечивают иллюзию подлинности. С другой стороны, профессионально выполненное произведение в гризайли не позволяет забыть, что перед  нами живопись, орнаментная роспись, а не скульптура.

Когда создается архитектурная гризайль, используется всего несколько колеров (заготовленных тонов), каждый из которых соответствует строго определенной градации света. Кроме того, при создании каждого колера учитывается, какой тип материала имитируется, как создаваемая композиция соотноситься со всем архитектурным ансамблем. И самое важное – учитывается расстояние, с которого законченное произведение будет представлено вниманию.

Уникальность произведений, созданных по технике гризайль

В итоге всегда получается шедевр, очаровывающий кажущейся простотой. На самом деле передача ощущения цветного изображения с использованием удивительного сочетания оттенков одного цвета — это сложная задача, но результат стоит затраченных усилий, он всегда просто завораживает. Данный вид живописи позволяет фантазировать, додумывая изображение, представляя его в собственной цветовой гамме.

Примеры работ в стиле Гризайль

Похожие публикации:

art-estetica.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта