Западноевропейское изобразительное искусство Эпоха Просвещения. Картины эпоха просвещения


Живопись эпохи просвещения. by Julia Luht on Prezi

Живопись эпохи просвещения.Юля ЛухтПолина БогачеваДима АвдеевСева СергеевБуше Франсуа (1703–1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.За свою биографию Франсуа Буше выполнил громадное число картин, украшений, гравюр, декоративных тканей, часто оформлял подмостки для балета и оперы. В результате, он заработал множество педагогических, служебных почетных званий, в частности за гобеленные работы. Некоторое время Фрагонард был его учеником.

В Лувре, музее «Метрополитен» выставлены его работы.

Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.Антуан Ватто ( 1684–1721), Родился Антуан Ватто 10 октября 1684 года в городе Валансьене. Детство Ватто было несчастливое, отчасти из-за своего непростого характера, и в какой-то степени из-за отца. Его отец был обыкновенным плотником и не имел симпатии к художественным наклонностям сына.

Когда Антуану исполнилось восемнадцать лет, в 1702 году, он ушел из дома и отправился в Париж, где устроился копировальщиком. Это была тяжёлая работа, за небольшую оплату, заработанных денег еле хватало на пропитание.

Позже Антуан заработал огромное количество денег за свои картины.Ватто был очень популярным живописцем и жил довольно богато. Деньгами он не дорожил и не считал их.Однажды к нему заявился парикмахер и предложил новый парик — из натурального человеческого волоса.

— Какая красота! — восхитился художник. — Какая естественность! Он хотел расплатиться с парикмахером, но тот отказался от денег, сказав, что почтет за честь отдать этот парик, если получит хотя бы один или, может быть, парочку его эскизиков. Ватто насовал ему пачку эскизов.

Но Ватто все не мог успокоиться — он начал новую картину в обход всех заказов. — Хочу отдать тому бедолаге-парикмахеру, — заявил он другу. — Мне все кажется, что я его обманул. Франсиско Гойя (1746–1828)

Гойя вошел в историю искусства как живописец, отрицающий классические правила композиции, сумевший показать человеческие существа вне окружающей среды. Художественное мировосприятие художника предвещает живопись сюрреализма.Рассказы о молодости Гойи очень похожи на легенды. Однажды в Сарагосе за ним охотилась инквизиция, потому что дракой в день церковного праздника он оскорбил святыню. Он бежит в Мадрид. В столице Франсиско как-то нашли на улице истекающим кровью, с ножом соперника в спине. Позднее он скитался по Испании вместе с бродячими тореадорами.МетельМахи на балконеПрошлое и настоящееАврора и КефалАвтопортрет в студииВенера и ВулканЗатруднительное положениеАктеры французской комедииЖиль

prezi.com

Образы эпохи Просвещения в живописи французских художников

titleАвтор:

Ольга Ивановна Латышева – методист ГМЦ ДОгМ.

Возрастной диапазон урока:

учащиеся 10–11-х классов.

Изучаемые элементы содержания образования:

эпоха Просвещения, сюжет, образ, колорит.

Для проведения урока необходимы:

ресурсы музея, рабочие листы учащихся.

Место проведения урока:

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 12.

Телефон: 8 (495) 697-95-78

Интернет-сайт:  http://www.arts-museum.ru/museum/

Памятные даты:

18 апреля – Всемирный День музеев.

Форма проведения урока:

урок с элементами творческой деятельности.

Галерея изображений:

Свободное описание урока:

урок предполагает использование экспозиции зала французской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию у них художественных и культурных компетенций и универсальных учебных действий. Помогает реализовать творческий потенциал формирующейся личности в области художественного творчества.

На уроке «Образы эпохи Просвещения в живописи французских художников» организуется практическая групповая работа обучающихся по изучению вопросов темы в зале французской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. По итогам урока предполагается выполнение обучающимися творческого практико-ориентированного задания.

Приложения:

  • Коллекция элементов
  • Текстовые материалы учителя
  • Текстовые материалы для учеников
  • Технологическая карта
  • Кейсы
  • Задание
  • Список литературы

mosmetod.ru

Искусство эпохи Русского Просвещения и крестьянской войны

14 03 2013      гид       2 коммент. pyotr nikitin

Эпоха русского Просвещения возникла из потребности в образовании народа, новых европейских веяний и появления в России талантливых мастеров живописи, литературной мысли, науки. Европейское Просвещение возникло из понимания необходимости изменения жизни человека, его роли в государстве. Человек должен быть образованным, самостоятельным, не верить слепо церкви и монарху, поскольку абсолютизм и религиозная его поддержка не дают идти вперед. Такой взгляд на мир требовал политических и социальных реформ, что и произошло на Западе.

Русское Просвещение получилось иным. Потребность в развитии образования и науки монархи понимали, но допустить ограничение своей власти и уменьшение власти церкви – на это ни Петр Великий, ни Елизавета, ни Екатерина II, разумеется, пойти не могли, потому в дворянской среде Просвещение свою роль сыграло, а вот на народе оно практически никак не отразилось. Абсолютизм заметен даже на портретах художников того времени:

Elizaveta_Petrovna

Елизавета Петровна. Художник Иван Вишняков

Portrait_Catherine_II

Екатерина Вторая. Художник Ф.С. Рокотов

Отметим некоторые просветительские черты в искусстве XVIII – XIX, во времена Русского Просвещения и крестьянских волнений в нашей сегодняшней статье…

В 1757 году открывается Академия художеств

akademiya hudoghestw

Академия Художеств. Современный вид с Невы

Идею ее открытия предложил Иван Иванович Шувалов, фаворит Елизаветы Петровны. Он же беспокоился и о развитии научной мысли, принимая непосредственное участие в основании Московского университета, поддерживая М.В. Ломоносова и других талантливых русских ученых. При Екатерине II Шувалов впал в немилость, но идеи Просвещения не оставил, собирал свою коллекцию живописи по всей Европе, позже передав ее в Эрмитаж и Академию художеств.

Shuv_rokot

Иван Иванович Шувалов. Художник Ф. С. Рокотов

В царствование Екатерины II вспыхнуло крестьянское восстание, возглавленное Емельяном Пугачевым. Это событие значительно повлияло на русскую мысль и русское искусство. Правда, откликнулись на него позже, ведь с позиции прошедших лет взгляд на мир становится более объективным. Кровавая история крестьянской войны, запечатлена в пушкинских «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Отражена она еще и в ряде картин современников Пушкина. Среди них «Суд Пугачева» В. Г. Перова и позже – «Горнозаводские рабочие привозят Пугачеву пушки» М. И. Авилова

pugachov_1879

Суд Пугачева (третий вариант, 1879 г.). Художник В.Г. Перов

avilov

Горнозаводские рабочие привозят Пугачеву пушки. Художник М. И. Авилов

Чрезвычайно интересен «Портрет Е. И. Пугачева, написанный поверх портрета Екатерины II» неизвестного автора конца XVIII века. Жесткие волосы, подстриженные «в кружок», плотно сжатые губы, черные угли горящих глаз – так выглядел «крестьянский царь». И что примечательно: портрет сделан поверх (!) портрета царицы:

pugachyow

Емельян Пугачев. Портрет неизвестного художника

О жизни русского крестьянства «мятежного столетия» мы можем многое узнать из книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Написанная взволнованно и искренне книга писателя-революционера и просветителя стала бесценным документом о жизни крепостного крестьянства екатерининского времени. Автор неугодного сочинения был арестован и сослан. Сама императрица назвала его “бунтовщиком, хуже Пугачева”.

Radischev

А.Н. Радищев. Портрет неизвестного художника

Та же судьба ждала и писателя, журналиста Н. И. Новикова. Несколько лет он провел в Шлиссельбургской крепости, пока Павел I не освободил его, но с тех пор идеи Просвещения Новиков претворял в жизнь лишь среди собственных крестьян, отойдя от политики далеко и навсегда.

lewickii nowikiw

Н. Н. Новиков. Художник Д.Г. Левицкий

Следует вспомнить, что крепостное право в России существовало до середины XIX века. Но к изображению страшной жизни подневольных крестьян писатели и художники обращаются вплоть до XX века. Достаточно вспомнить рассказ А. И. Герцена «Сорока-воровка». И в театре играли все те же крепостные крестьяне. Общественный театр, источник просветительских идей, был открыт во времена Елизаветы в Ярославле Федором Волковым.

wolkow

Федор Волков. Художник  А.П. Лосенко

Пьесы для него писал А. Сумароков.

sumarokow

А. П. Сумароков. Художник А. П. Лосенко

Но в российских условиях и здесь Просвещение дальше благих намерений не продвинулось. О порядках в крепостном театре и несчастной любви актрисы и парикмахера повествует рассказ Н. Лескова «Тупейный художник».

На многочисленных портретах XVIII-XIX веков мы можем увидеть лица красавиц – крепостных актрис, среди которых балерина Т. В. Шлыкова-Гранатова, крепостная П. И. Ковалева-Жемчугова, ставшая супругой графа Н. П. Шереметева. Портреты были написаны Н. И. Аргуновым.

shlykova

Т. В. Шлыкова-Гранатова. Художник Н.И. Аргунов

ghemchugowa

П. И. Ковалева-Жемчугова. Художник Н.И. Аргунов

krestyanka

Портрет неизвестной крестьянки. Художник Н. И. Аргунов

Грусть затаилась в прекрасных чертах лица крепостной крестьянки на картине знаменитого мастера-просветителя начала XIX века.

А вот окруженный книгами и картинами «просвещенный» помещик продает крепостную девушку («Торг. Сцена из крепостного быта» художника Н. Неврева)

nevrev

Торг. Художник Н. Неврев

Вот таким и было русское Просвещение: прогрессивные идеи услышали, восприняли, а поддержать – значит отказаться от абсолютизма. На это русские монархи и помещики-крепостники пойти никак не могли. А вот образцы русского Просвещения в литературе и живописи дошли и до наших дней…

Поделитесь записью

museumdoma.ru

Культура и искусство эпохи Просвещения

Составитель лекции:

Куприна Евгения Владимировна

учитель МХК и истории

изобразительного искусства

МОУ школы № 124 г.о. Самара

Культура и искусство эпохи Просвещения.

Движение Просвещения было общеевропейским, но зародилось и стало наи­более действенным именно во Франции, где новая идеология, новая мораль и новая эстетика в конце концов привели к разрушительным последствиям Великой фран­цузской революции.

Движущей силой исторического процесса просветители считали борьбу разума и суеверий. На формирование личности решающее влияние оказывает общественная и природная (географическая) среда, а феодальный общественный порядок, его политические институты, пра­вовые и нравственные нормы губительны для человека. Общественному благопо­лучию, по их мнению, препятствовали невежество, суеверия, предрассудки, порож­денные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви. Поэтому так не­истово ненавидел церковь Вольтер. Его фраза: «Раздавите гадину!» стала крылатой. Разум объявлялся самым могучим орудием преобразования окружающе­го мира.

Ключевым принципом политической программы просветителей являлся закон, который как бы автоматически предполагал наличие Свободы, Равенства, Брат­ства. Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону. Ра­венство – как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. Братство имело сугубо эмоциональное звучание. При соблюдении законности форма государственной власти не имела для просветителей принципиального значения. «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только зако­нам», – писал Вольтер в «Философских письмах».

Стремление оказать прямое влияние на умы, характерное для деятелей Про­свещения, определило подчеркнутую публицистичность их творчества и его на­зидательный тон. Просветители признавали огромную роль искусства в общест­венной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения. Бытовав­ший в эстетике со времен античности принцип «поучать развлекая» получил у про­светителей новое толкование: литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума.

Наиболее яркими представителями эпохи Просвещения являются Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), вошедший в историю под именем Вольтер, Дени Дидро (1713-1784), Жан Жак Руссо (1712-1778). Дени Дидро, прежде всего, он известен как организатор и издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Желая сделать издание научно значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных ученых, философов, художников, музыкантов, писателей. «Энциклопедия», обобщив все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в., стала концентрирован­ным выражением идей Просвещения. Статьи «Энциклопедии» отрицали идеологию католической церкви, абсолютизм как отжившую государственную систему и утверждали принципы нового буржуазного порядка.

Архитектура и изобразительное искусство

эпохи Просвещения.

Идеи просветителей, связанные с распространением знаний, пропагандой науки, освобождением от предрассудков, обожествлением природы, призывами к простоте и естественности, соответствовали эстетике классицизма. В области архитектуры и декоративно-прикладного искусства вновь возродились классические традиции и классические формы. В живописи стало модным все, связанное с жизнью и бытом древних римлян, тем более что в 1748 г. начались раскопки Помпеи, а тридцатиле­тием раньше были открыты под пеплом Везувия развалины города Геркуланума.

Отличительной особенностью архитектуры неоклассицизма XVIII в. во Фран­ции стал отказ от античных классических норм. Уже не соотношение несущих (цоколя, колонн) и несомых (антаблемента, фронтона) частей – альфы и омеги античного классического здания являлось основой архитектурной композиции. Во главу угла теперь ставилась функциональная задача – создание большого внутреннего пространства, соответствующим образом декорируемого.

В архитектуре утвердился классический тип симметричной крестово-купольной базилики. По образцу собора св. Петра в Риме архитектор Жак Жерми Суффло (1713-1780) возвел в Париже собор св. Женевъевы, построенный на месте старинной церкви, где были захоронены останки легендарной покровительницы Пари­жа. Фундамент был заложен в 1758 году, и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г. Правящее на тот момент революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов. С 1791 г. по ассоциации с римским обычаем церковь была превращена в усы­пальницу великих людей Франции и получила название Пантеон. Здание пред­ставляет собой в плане греческий крест, в центре которого возвышается купол, опирающийся на четыре столба. Фасад воспроизводит древнеримский портик, украшенный фронтоном. Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна».

Именно этот вариант неоклассицизма надолго определил развитие церковной архитектуры не только во Франции, но и во всей Европе (собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге). Другим типом зданий той эпохи стала церковь св. Маг­далины, строительство кото­рой началось в 1764 г. Не­смотря на христианские моти­вы обильного декорума, со­оружение напоминает больше языческий храм, являясь воп­лощением античной простоты и целесообразности.

Сегодня трудно оценить революционные архитектурные идеи, предложенные Суфло. За две с лишним сотни лет его здание стало классикой, которой следовали и которую ниспровергали следующие поколения зодчих. Да и после сумасшедших творений XX века нас уже трудно чем-то удивить. Но для того времени это сооружение было действительно удивительным.

Суфло решил соединить в своем творении ни много, ни мало лучшие достижения мировой архитектуры, накопленные к тому времени. Он создал великолепный шестиколонный греческий портик (раз), увенчал здание куполом, которого древние греки вовсе не знали (два), сделал интерьер легким и светлым, как в готике (три), но использовал при этом сводчатые романские потолки (четыре).

Колонны, которые в барокко успели прирасти к стене, и стали просто декорацией, опять выдались вперед и вспомнили о своей основной функции – нести тяжесть перекрытий. Суфло даже дерзнул поставить купол на колоннаду, вдохновляясь примером Кристофера Рена, автора собора Св. Павла в Лондоне. Однако здесь чистоту идеи соблюсти не удалось. Колонны не выдержали бы тяжести свода, поэтому пришлось строить сложную несущую конструкцию, скрытую от глаз.

Это была не единственная проблема, с которой столкнулся архитектор. При рытье котлована под фундамент в грунте обнаружили пустоты еще римских времен, когда здесь добывали строительный камень. Стройку приостановили, чтобы пересмотреть и облегчить конструкцию. Только в 1764 г. Людовик XV торжественно заложил первый камень в основание храма – к этому времени св. Женевьева уже двадцать лет терпеливо ждала обещанного.

Церковь возражала против равноконечного греческого креста, на котором был основан план здания. Пришлось в угоду западной традиции удлинить два крыла, приблизив пропорции к католической базилике с трансептом.

Из-за трудностей, с которыми королевская казна сталкивалась на протяжении всего царствования Людовика XV, финансирование строительства постоянно прерывалось, а смета пересматривалась. Так, например, архитектор был вынужден отказаться от оформления трех сторон храма портиками, сохранив колонны и фронтон только на главном фасаде.

Довершением всех бед были интриги. Придворные, в особенности дамы, мнили себя специалистами во всем, в том числе и в архитектуре, и предлагали бесконечные «улучшения» проекта. Суфло просто погряз в спорах о том, делать ли башенки по углам, какими должны быть колокольни (в результате так и не построенные) и что должно быть выбито на барельефе.

В 1774 г. умер король, за тридцать лет так и не исполнивший обета, данного св. Женевьеве. Еще через шесть лет скончался Суфло, не дождавшийся завершения своего великого проекта. Только в 1790 г. его помощники Ронделе и Бребион довели дело до конца.

Однако драматическая история храма св. Женевьевы на этом не закончилась, а скорее только началась.

Конструктивно здание оказалось не слишком прочным. Мало того что подвижки грунта вызвали с годами многочисленные трещины, так еще и начали ржаветь металлические стяжки, которыми архитектор скрепил сооружение, чтобы добиться большей легкости каменной кладки. В результате к началу 1980-х гг. здание стало буквально сыпаться на голову посетителям, и его пришлось закрыть на длительную реставрацию.

Но все же и достижения значительны. Храм, как это часто бывает с шедеврами архитектуры, вышел, прежде всего, памятником эпохи, искавшей разумных начал, чистоты и простоты.

Новым словом в архитектуре в последующие времена вдохновлялись многие зодчие. Например, купол вашингтонского Капитолия откровенно «цитирует» парижский Пантеон. Да и в Санкт-Петербурге без его следов не обошлось: посмотрите на план и купол Исаакиевского собора.

В общем, цель, которую ставил перед собой Суфло, так или иначе была достигнута – «в одной из прекраснейших форм воплотить гармонию легкости готической конструкции и чистоты и великолепия греческой архитектуры». В Париже появилась церковь небесной покровительницы города, способная соперничать как с римским собором Св. Петра, так и с лондонским Св. Павла.

Но более неудачного времени для ее постройки не было, пожалуй, во всей истории Франции. В стране бушевала революция, разорявшая христианские храмы с яростью, сравниться с которой может лишь большевистский разгул в России XX века. Досталось и новой церкви Св. Женевьевы, которая после всех перипетий превратилась в Пантеон.

Само это греческое слово означает «храм всех богов» и отсылает нас к Риму, где такой храм был построен в начале нашей эры.

Революция, разразившаяся во Франции в конце XVIII века, нуждалась в прославлении своих деяний и героев. И когда она потеряла первого из своих пламенных трибунов, графа Мирабо, он был торжественно похоронен в только что построенной церкви, а сама она по решению Национального собрания превратилась в Пантеон.

Не прошло и пары лет, как Марат и Робеспьер нашли доказательства тайной связи Мирабо с королевским двором, и вчерашний герой стал предателем. Его прах вынесли из Пантеона, закопали на кладбище для преступников и успешно забыли место, где это сделали, – так до сих пор и не нашли. К тому времени Марат был убит и занял в Пантеоне освободившееся после Мирабо место. Впрочем, он тоже вскоре был развенчан и перезахоронен на кладбище неподалеку. Так проходит земная слава...

Чтобы здание больше соответствовало духу торжественной гробницы, в годы революции решили затемнить интерьер и заделали практически все окна по его периметру. Из-за этого, к сожалению, теперь нельзя оценить в полной мере замысел Суфло, стремившегося к свету и легкости. Следы замурованных окон видны на стенах слева и справа от центрального входа.

Но и на этом судьба Пантеона не завершилась. В последующие годы во Франции то восстанавливалась монархия, то побеждала республика, то короновался император, то торжествовала Коммуна. Соответственно и Пантеон не раз то превращался в церковь, то возвращался к своей пропагандистской роли гражданской усыпальницы. Спиливались и восстанавливались кресты, менялись надписи, сбивались барельефы, заказывались новые росписи...

Почти сто лет Пантеон выяснял свое предназначение, пока в 1885 г. здесь не похоронили Виктора Гюго, великого писателя и властителя дум не одного поколения. С тех пор, здесь по-прежнему хоронят великих граждан Франции. Их могилы расположены внизу, в крипте, куда ведет лестница из бывшей алтарной части.

Для профилактики ошибок в большинстве случаев между уходом из жизни и упокоением в Пантеоне выдерживают многолетнюю паузу. Так, последним этой чести в 2002 г. удостоился Александр Дюма – через 132 года после смерти.

Выдающимся архитекто­ром и декоратором француз­ского неоклассицизма был Жак Анж Габриэль (1698-1782). Характерным для «стиля Габ­риэль» было изящное сочета­ние прямых и округлых линий. Этот стиль еще не по­рывал с рококо, а лишь вво­дил его формы в более спо­койное, рациональное русло. То же сочетание просторных плоскостей и округлых форм было положено в основу проекта знаменитой площади Согласия в Париже. И по масштабу, и по за­мыслу эта площадь явилась гениальным творением, перешагнувшим свое время, и даже столетия спустя она органично вписывается в непрерывно меняющийся план Парижа. С обеих сторон площади Габриэль оставил зеленые массивы Елисейских полей и парка Тюильри, ничем не заслонив мягкие естественные линии ланд­шафта. Третья сторона нашла природную границу в набережной Сены. И лишь на четвертой архитектор поместил здания, но не замкнутой стеной, а двумя корпу­сами, в просвете между которыми открывается вид в глубину на церковь св. Маг­далины, созвучную боковым ризалитам корпусов. Так родилась площадь нового типа, со всех сторон наполненная движением: в нее вливаются улицы, парковые аллеи, мост, переброшенный через Сену, и сама Сена. Совсем небольшая по своим размерам, она кажется огромной из-за широкой раскрытого пространства и из-за глубины панорам, открывающихся с нее и включающих в ее ансамбль даже отда­ленные здания.

Под влиянием нравоучительства французских просветителей и примитивизма их эстетических оценок классицистические тенденции постепенно выродились в сентиментализм.

Отличительными чертами сентиментализма, является культ чувства и культ природы. В связи с этим основной целью объявлялось воспитание чувствительно­сти, т.е. особой восприимчивости к красоте природы, состраданию.

Сентиментализм являлся крупнейшим в художественной культуре течением, связанным с просветительскими идеалами о доброте, присущей каждому человеку от природы. Слова «добродетельный» и «чувствительный» стали в эти годы самы­ми лестными эпитетами. Любые проявления какого-либо переживания – сострадания, горя, восторга, любви – принимали самые причудливые формы. Знатные дамы украшали свои прически портретами подруг или медальонами с видами церквей, где похоронены их родители; в театральных залах стало обычаем зады­хаться от рыданий или терять сознание. В живописи идеалы сентиментализма наиболее полно выразил Жан Батист Грёз (1725-1805). Его картины отличаются морализаторством, назидательностью, граничащей с пошлостью, а, кроме того, слащавостью в изображении молоденьких, соблазнительных, но обязательно бедных и несчастных девушек, нищих детей, обездоленных стариков. Как отмечали многие, «его простота была наигранной, а нравственность часто оказывалась двусмысленной». Успех художни­ка именно в силу этих качеств был огромен, особенно в том, что касалось его быто­вых картин с пропагандой банальных житейских истин. «Паралитик, за которым ухаживают его дети, или Плоды хорошего воспитания», «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания», «Наказанный сын», «Разбитые яйца» и другие кар­тины Грёза вызывали фурор; перед ними собирались благоговейные толпы, люди плакали. Резонер заглушал в Грёзе художника, ему так важно было быть рупором добродетели, что он писал пространные письма с подробными комментариями и объяснениями сюжетов и каждой детали своих картин.

Такая всепроникающая литературность, когда картины стали пересказывать, как роман, была отличительной чертой живописи эпохи Просвещения, девизом которой была фраза: «Живопись и поэзия – сестры».

Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, посколь­ку обращен был к личному и утверждал самоценность внутреннего мира челове­ка, его интимные переживания.

Только Жак Луи Давид (1748-1825) сумел соединить классические образы и формы с идеями и ценностями, ставшими доминирующими во французском об­ществе. И это гениальное соединение дало искусству и всей культуре новый стиль – революционный классицизм.

К концу XVIII в. французская буржуазия превратилась в могучую силу, способ­ную оказывать решающее влияние практически на все стороны общественной жиз­ни. В области культуры она также выработала собственный вкус и эстетические нормы, противопоставляя скром­ные добродетели, полезные для нации, легкомыслию паразитиче­ской и расточительной аристо­кратии. Новые ценности – чув­ство ответственности, готовность выполнить гражданский долг, способность на искренние и вер­ные чувства, скромность – были созвучны духу римской антич­ности.

Давид первым воскресил тра­гически суровую республикан­скую античность, полную полити­ческих бурь.

«Андромаха, оплакивающая Гектора», 1783 год

Сюжет картины заимствован из «Илиады» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой. Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Во французском обществе предреволюционной поры идея служения отчизне противопоставлялась идее служения королевской власти.

Появление «Клятвы Горациев», 1784 год, живописного шедевра французского неоклассицизма, возвещало начало новой, роман­тической эпохи. Неслучайно Да­вид в основу сюжета положил древнее предание, рассказанное римским историком Титом Ливием и воспроизведенное в траге­дии П.Корнеля.

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.

Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.

В искусство, таким образом, пришел новый герой – римский республиканец, для которого гражданский долг превыше все­го и который во имя исполнения его готов принести в жертву и себя, и своих близких. Воплощенный Давидом в Горациях идеал политического деятеля и борца стал художественной религией эпохи. И он как нельзя лучше соответствовал представлениям и настроениям того поколения, которому предстояло совершить революцию.

Художественная манера Давида отличается удивительной точностью рисунка, «чеканностью» формы. В то же время его живописи присущи богатые, тончайшие цветовые нюансы.

«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.

Техника

«Клятва Горациев» исполнена в стиле неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.

  • Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость

  • Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины

  • Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три» и треугольника

  • Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо

  • Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг

  • Героическая тематика всего сюжета картины

«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789 год

Луций Юний Брут – согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй. Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Картина, выставленная в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию».

«Смерть Марата», 1793 год

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Роялисты и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. У Марата была тяжелая форма кожной болезни, но, даже будучи больным, он продолжал выпускать газету.

Все отмечали его доброту и отзывчивость к простым людям, он, несмотря на болезнь, охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой роялисткой Шарлоттой Корде.

13 июля 1793 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз – уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, потому что вода несколько смягчала его боль.

Марат приказал впустить посетительницу. Так к нему вошла Шарлотта Корде.

А через несколько минут раздался крик: «Ко мне, дорогая!». Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Убежать ей не удалось, но Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож в его беззащитное тело.

Едва разнеслась весть об убийстве революционного идеолога Марата, Давид бросился на улицу Кордельеров, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего. На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: «Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!»

«Я готов», - ответил художник.

К художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого журналиста, но и организовать церемонию его похорон. И Давид принял оба предложения.

Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...

Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии. На похоронах тело Марата было обернуто в белые простыни, как оборачивали тела погибших римских воинов. Хотя художник сохранил портретное сходство, в целом идеализированный Давидом образ можно считать собирательным, олицетворяющим преданность идее и жертвенность.

Картина поглощала теперь все время Давида, свободное от дел. Он действительно работал над ней и ночью, при свечах, а, засыпая, видел ее во сне. Замечательная картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства – и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.

В прежних картинах Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии. Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью.

Особенностью этого шедевра является то, что Давид избавил изображенный на полотне образ от второстепенных мелочей, поэтому каждая сохраненная здесь деталь имеет большое значение. Все предметы – деревянный ящик, письма и письменные принадлежности – хорошо видны и требуют внимательного рассмотрения.

Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя, и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.

Марату заменял конторку убогий деревянный ящик, грубо сколоченный из старых досок, он как нельзя лучше говорит о спартанском образе жизни героя. А лежащая под его запястьем стопа чистой бумаги свидетельствует о том, что он не успел довести до конца начатое дело.

На полотне художник изображает героя, абсолютно следуя реальным обстоятельствам убийства. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его. Поэтому, глядя на картину, создается ощущение, что убийство только что совершилось, и художник, став его свидетелем, спешит призвать в свидетели и зрителей. Он отказывается от каких бы то ни было аллегорических атрибутов и не стремится скрыть убожество окружающей обстановки, скорее наоборот, подчеркивает скромный быт больного человека, которого смерть застигла в такой неожиданный момент.

Сцена освещена ярким, почти театральным светом, дающим резкие тени, отчего верхний, лежащий на ящике лист бумаги кажется выступающим за рамки картины. На этом листе Марат написал свои последние строки, и мы можем прочитать их: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху незаконченной записки.

В руке Марат держит письмо Шарлотты Корде, запятнанное кровью. В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде – гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку – Корде убила его раньше. На полу валяется окровавленный нож.

Тело Марата резко выделяется на темном фоне. Тюрбан, которым Марат прикрывал голову из-за хронического заболевания кожи, придает ему сходство с античным героем. Рука Марата безжизненно упала на пол, привлекая взгляд зрителя к перу – главному оружию революционного журналиста. На деревянном ящике, стоящем рядом с ванной, напоминающей надгробие, художник вывел: «Марату – Давид». «Смерть Марата» названа вершиной творчества Давида. Никогда больше художник не создавал ничего равного этому полотну.

Безупречная по композиции, картина написана легкими прозрачными мазками, совершенно не похожими на заглаженную фактуру исторических полотен Давида. Всю мощь этого полотна можно оценить, просто стоя перед ним, хотя эта смелая простая композиция производит большое впечатление даже в репродукции. Давид создал здесь на редкость убедительный образ, своей работой художник стремился уверить зрителя в том, что тот действительно видит перед собой не только героя, но истинного мученика Великой французской революции.

Давид начал работать над своей картиной, по сути, через несколько часов после смерти Марата – она потрясла его. При тусклом освещении свечи, склонившись над трупом, художник набрасывал характерные черты революционера – широкоскулое лицо с полузакрытыми глазами и перекошенным от боли ртом.

Через три месяца и торжественно вручил ее Конвенту со словами: «Народ снова призвал своего верного друга... Давид, схвати свои кисти, отомсти за нашего Марата... Я услышал голос народа, я выполнил его волю».

Итальянский искусствовед Л. Вентури отмечал, например: «В картине все заострено до крайности: желтый цвет скамеечки, зеленый – одеяла, белый – простынь и бумаги, трупный оттенок кожи. Все здесь безжалостно точно, вплоть до глубокого черного фона, который действует на зрителя просто устрашающе...».

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было. Поэтому знатоки искусства, тонкие ценители, да и скептики, которых было немало в Конвенте, просто не нашли что сказать. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата – мертвого и одновременно живого. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то хватающее за душу. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души».

Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным.

«Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799 год

Эту картину Давид начал писать в тюрьме. Оказавшись перед лицом смерти, художник обратился к теме милосердия и примирения. Говорят, что свою работу Давид посвятил жене, сумевшей добиться освобождения мужа, спасшей его от казни. Сюжет картины основан на легенде, повествующей о том, что в Древнем Риме стало катастрофически мало женщин. Ромул, один из основателей Рима и первый правитель этого города, пригласил на праздник соседей-сабинян и приказал римлянам по условному знаку хватать девушек-сабинянок. Спустя три года сабиняне собрали армию и пошли на Рим, чтобы вернуть своих женщин, однако те за это время успели стать женами и матерями. Чтобы предотвратить кровопролитие, сабинянки вынесли детей на поле битвы. Картина Давида перекликается с полотном Пуссена «Похищение сабинянок», 1635г. Центральные фигуры композиции написаны художником с сестер Беллегард, самых известных парижских красавиц того времени, а образ старой женщины – с няни его собственных детей.

Давид, один из вдохновителей Великой французской революции, ее активный участник, пережил затем тяжелый идейный кризис и стал первым живописцем Империи и придворным художником Наполеона Бонапарта, прославляя его так же, как до того – героев Римской республики, создав для него стиль «ампир» (от фр. empire - империя). За основу «стиля империи» были взяты формы искусства Древнего Рима, поскольку Наполеон стремился к блеску и славе римских императоров. Пышность, великолепие и театральность отличают этот «величественный стиль римлян». К примеру, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон пред­ставляла собой некое подобие походного шатра римских императоров; стало мод­ным украшать любые предметы античными и египетскими орнаментами.

Выдающийся художник, Давид был, пожалуй, единственным живописцем, роль которого так велика в создании не только стиля в искусстве, но и стиля жизни целой исторической эпохи. Давид диктовал моду в одежде, прическе, манере по­ведения. Его огромные полотна, истинно классические по духу, реалистичны по композиции и трактовке сюжета, романтичны по настрое­нию и ампирны по художественным амбициям.

XVIII век с точки зрения истории искусства был «коротким» веком, отделенным от предыдущего несколькими бесплодными десятилетиями. Его «сердцевина», наи­более значительная часть – была создана во Франции в годы между смертью Людовика XIV – короля-солнца и первыми признаками приближающейся революции, т.е. в промежутке между двумя жесткими государственными системами.

Источники материалов:

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Емохонова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. /материал взят со стр. 360-374/

http://www.travel-journals.ru/Paris/architecture/pantheon/pantheon.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%B2

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/906/%D0%91%D0%A0%D0%A3%D0%A2

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13177

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_38.html

http://www.100velikih.ru/view478.html

http://www.artprojekt.ru/gallery/david/David08.html

10

doc4web.ru

Trojden | Идеи эпохи Просвещения: Данилов Д. Д.

Глава 4

Если хочешь, выбери проект или предложи свой.

Исследование. Судьба великого мыслители (учёного, писателя, художника и т.д.) в эпоху революционных потрясений XVIII века. Изделие. Макет фабрики начала промышленного переворота - выгодные отличия от мануфактуры.

Действо. Диспут о роли идей эпохи Просвещения в истории человечества.

Выделенные факты и понятия необходимо запомнить

1670 - Лейбниц изобретает первую счётную машину - арифмометр

1687 - Публикации Ньютона - основы научной картины мира

1690 - «Опыт о человеческом разуме» просветителя Дж. Локка (1632-1704)

1700 - Основание Берлинской королевской академии наук

1725 - Создание Академии наук в Санкт-Петербурге (Россия)

1748 - «О духе законов» просветителя Ш.Л. Монтескьё (1689-1755)

1751 - Выпуск Энциклопедии во Франции - Дидро (1713-1784), сочинение Вольтера (1694-1778) «Век Людовика XIV» - расцвет идей Просвещения

1756 - Начало Семилетней войны (1756-1763)

1762 - «Об общественном договоре» просветителя Ж.Ж. Руссо (1712-1778)

1764 - Церковь Святой Женевьевы в Париже - новый классицизм

1765 - Прялка «Дженни» в Англии: промышленный переворот, фабрики

1772 - 1-й раздел Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией

1773 - Просвещённый король Испании Карл III запрещает орден иезуитов

1774 - Конгресс североамериканских колоний, которые вскоре начали

Войну за независимость Северной Америки (1775-1783)

1776 - Декларация независимости республики США

- «Исследование о природе... богатств» А. Смита (1723-1790)

1780-1790 - Реформы «просвещённого абсолютизма» Иосифа II в Австрии

1783 - Воздушный шар братьев Монгольфье

1784 - Паровой двигатель Уатта: свидетельство технического прогресса

и начала перехода к индустриальному обществу

- Картина Ж.Л. Давида «Клятва Горациев» - классицизм в живописи

1788 - Избрание первым президентом США Джорджа Вашингтона

1789 - Созыв Генеральных штатов Людовиком XVI во Франции

- 14 июля - штурм Бастилии - Великая французская революция

- 26 августа - «Декларация прав человека и гражданина»

1791 - Конституция Франции - конституционная монархия

1792 - Начало революционных войн с 1-й антифранцузской коалицией

- Свержение монархии Людовика XVI, провозглашение республики

1793 - 21 января - казнь Людовика XVI по решению Конвента Франции

- 31 мая - установление якобинской диктатуры (1793-1794) во главе с Робеспьером; создание революционной армии, террор

- 2-й раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией

1794 - Термидорианский переворот - замена якобинцев Директорией

1795 - Принятие во Франции конституции Второй республики

- 3-й раздел Речи Посполитой Россией, Австрией и Пруссией

1796 - Итальянский поход генерала Бонапарта

- Английский врач Дженнер - первая прививка от чёрной оспы

1798 - Египетский поход генерала Бонапарта

1799 - 9 ноября - диктатура генерала Наполеона Бонапарта

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Из высказываний просветителя Вольтера «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле. Самое большое счастье для людей, когда государь — философ».

«Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также прощающего небольшие проступки, является для человеческого рода самой полезной верой. Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

Из высказывания просветителя Ж.Ж. Руссо «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь короля, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».

• Сравни взгляды двух представителей одной философии Просвещения: 1. Какую форму правления каждый из этих просветителей считает наилучшей? 2. Каково их отношение к простому народу? • Сравни свои выводы об различиях идей Вольтера и Руссо с представлениями о том, что они являлись главными представителями единой философии Просвещения. Какое наблюдается противоречие? Сформулируй проблемный вопрос об идеях философии Просвещения (авторский вариант - с. 303). * •

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.

• Объясни значение понятий: наука, религия, искусство, светский.

• Как изменялись представления европейцев о мироустройстве и роли человека? (§ 1,6) Вспомни сюжет и основную тему трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». (Уч-к литературы «Путь к станции “Я”», 7-й класс.)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

• Прочитай текст, используя продуктивное чтение (см. пример на с. 18-22), и заверши составление таблицы «Изменения в мировоззрении европейцев XV—XVIII веков» (см. Введение). • Сделай вывод по проблеме урока.

После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Их взгляды во многом различались. Но были идеи, которые они заимствовали друг у друга, развивая их и распространяя по Европе. Так сложилась особая философия - Просвещение, представителей которой называли просветителями.

Все просветители считали, что мир устроен по законам Разума, за что их воззрения получили название «рационализм» (от лат. ratio — «разум»). Каждый философ по-своему представлял место Бога в таком мире. Одни считали, что, создав мир и его разумные законы, Он не вмешивается в его жизнь. Другие утверждали, что Бог — это не некая личность, а сама природа с её естественными законами — Вселенский Разум. Третьи утверждали, что Бога вообще не существует и Он был выдуман людьми, когда им недоставало знаний, чтобы объяснить законы мира. Такое отрицание Бога получило название «атеизм» (от греч. atheos — «отрицаю Бога; безбожный»). На смену веротерпимости просветители выдвинули идею свободы совести, то есть свободного выбора любой веры или атеизма. Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на Земле, так как только человек наделён разумом и способен познать законы природы. Всё движение времени (человеческой истории) просветители рассматривали как движение человечества от темноты, невежества, предрассудков к познанию законов мира. Само слово «просвещение» немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) понимал как выход человека из состояния «несовершеннолетия», то есть «неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». В конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья и все будут заботиться о «всеобщем благе». Это и есть цель жизни человека. Такое представление о развитии от худшего состояния к лучшему получило название общественный прогресс.

В своих представлениях о самом обществе просветители Джон Локк, Шарль Монтескьё и другие основывались на признании за каждым человеком его естественных прав. Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. Но при этом «никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого». Государство же, по мнению просветителей, возникает потому, что люди заключают между собой общественный договор.

Адам Смит

Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы. Чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей. В соответствии с ней законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная (исполнение законов) — королю и правительству, судебная — судьям, выдвинутым населением.

Наиболее известную экономическую теорию эпохи Просвещения создал профессор из университета Глазго (Шотландия) Адам Смит (1723-1790). В своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию, ведь своим трудом он оказывает услуги другим людям. Для процветания общества необходимо придерживаться господства частной собственности и не допускать вмешательства государства в экономику; гражданам, желающим вести собственное дело (бизнес), государство не должно чинить препятствий.

Наиболее известным философом-просветителем стал Франсуа-Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Побывав в молодости в Англии, он был восхищён её порядками (конституционной монархией, соблюдением прав граждан). Вернувшись во Францию, Вольтер стал писать философские повести, драмы, стихи, в которых прославлял идеи Просвещения и громил средневековые традиции. Цензура Католической церкви запрещала и сжигала его книги. В ответ Вольтер не раз писал о Церкви своим друзьям: «Раздавите гадину!» Религиозные предрассудки, по его мнению, лишают человека возможности мыслить самостоятельно. Однако при этом Вольтер писал: «Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные... является для человеческого рода самой полезной верой». Поэтому, заключал Вольтер, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Изменений к лучшему в стране Вольтер ждал от просвещённого правителя - «мудреца на троне», который провёл бы реформы государственного устройства в соответствии с идеями просветителей.

Вольтер

Жан Жак Руссо

Дени Дидро

Исаак Ньютон

Иных взглядов придерживался Жан Жак Руссо (1712-1778). По его мнению, «человек рождается свободным, между тем он повсюду в оковах». И главный источник зла — частная собственность, которая делает людей неравными друг другу. Руссо утверждал право народа на восстание против власти тиранов и мечтал о создании демократической республики, где все были бы равны и люди правили бы страной напрямую, без всяких королей и депутатов парламента.

Просветитель Дени Дидро (1713-1784) вместе со своими друзьями — учёными, журналистами — решил создать книгу, на страницах которой были бы собраны сведения о наиболее важных достижениях человечества. В новом издании вся информация распределялась по разделам. Так на свет появилась «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Европейская образованная публика зачитывалась ею и назвала авторов этого выдающегося труда энциклопедистами.

Эпоха Просвещения была подготовлена событиями, произошедшими в общественной и политической жизни Европы конца XVII века.

2. Научная картина мира

• С помощью конкретных фактов докажи, что в XVIII веке была создана новая научная картина мира. • Сделай вывод по проблеме урока.

На рубеже XVII—XVIII веков европейским учёным удалось по-новому объяснить многие явления окружающего мира. Важнейшая роль в этом пересмотре научных представлений принадлежит Исааку Ньютону (1642—1727). Он родился в самый разгар гражданских войн в Англии, в глухой деревеньке Вулсторп, в семье фермера. В школе мальчик производил впечатление мечтателя, не способного к серьёзным занятиям. В возрасте 14 лет юноша стал заниматься наукой. Поступив в Кембриджский университет, он уже через несколько лет стал профессором кафедры математики. К 30 годам молодой человек был уже академиком, членом Королевского общества. Ему удалось объяснить, почему любой брошенный вверх предмет обязательно падает на землю (вследствие действия закона всемирного тяготения), им были открыты основные законы механики (раздела физики) и многое другое. Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся учёные Европы.

Научная картина мира в эпоху Просвещения

• Сравни со средневековой картиной мира (с. 21): как научные открытия могли повлиять на представления о месте человека в мире?

Электрический опыт

«Французским Ньютоном» называли современники Пьера Симона Лапласа (1749-1827). В книге «Изложение системы мира» Лаплас завершил картину мироздания, построенного на тяготении, в котором Бог не обнаруживает себя даже как Творец небесных светил. Немецкий философ и математик Готфрид-Вильгелъм Лейбниц (1646-1716) предполагал, что во Вселенной существуют, помимо земной, и другие цивилизации, но считал, что «этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров». В 1670 году им была изобретена первая в мире счётная машина - арифмометр, способная выполнять все четыре арифметических действия. Стремясь обобщить накопленные знания в области биологии, шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) разработал «Систему природы». Это была первая классификация всех известных растений и животных. Линней, что было весьма смело для своего времени, включил в эту систему человека (именно он окрестил его homo sapiens — «человек разумный»), поместив его в класс млекопитающих и отряд приматов вместе с обезьянами. Английский натуралист и врач Эдвард Дженнер (1749-1823) сделал в 1796 году первую в истории прививку против чёрной оспы. Это открытие спасло от неминуемой смерти огромное количество людей на всём земном шаре.

Эпоха Просвещения была отмечена обогащением науки новыми важными открытиями, которые разрушили прежнюю картину мира и способствовали созданию нового научного мировоззрения.

3. Переплетение художественных стилей в эпоху Просвещения

• Представьте, что в салоне у аристократа встретились поклонники разных мастеров культуры. Придумайте, какой спор о задачах искусства мог бы произойти между поклонниками Мольера и Дефо, Баха и Моцарта. • Сделайте вывод по проблеме урока.

Одновременно с зарождением просветительских идей в Европе появляется и распространяется новый художественный стиль — классицизм. За образец брались «классические» - античные произведения искусства. В пьесах для театра должно было соблюдаться единство места, времени и сюжета, чтобы зритель не отвлекался на посторонние эпизоды. В архитектуре надо было следовать пропорциям греческих портиков и римских куполов. Однако, признавая гармонию в природе, художники классицизма вслед за просветителями объявляли современное им общество негармоничным и несовершенным. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизить общество к «классическому» порядку, моделью которого для них была жизнь древних греков и римлян. Знаменитый энциклопедист Дени Дидро так и писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо».

Салон в эпоху Просвещения

Опиши особенности быта жителей Европы XVIII века. Придумай рассказ по картинке.

В повседневной жизни городов Европы XVIII века также произошли заметные изменения. Почти во всех домах появились механические часы, стеклянные зеркала. Ещё в начале века в домашний обиход вошли чугунные горшки, утюги, приспособления для печей и каминов. Незаменимым инструментом любого врача стал термометр для измерения температуры тела. Для ведения записей люди начали использовать карандаши из графита. Для исправления ошибок пользовались резиновым ластиком.

Значительно быстрее, чем прежде, стала меняться мода. В Париже второй половины XVIII века существовало 1200 парикмахерских салонов для женщин. Причёска дамы того времени требовала большого искусства и терпения, сделать её самостоятельно было просто невозможно. Непременным атрибутом дамы на светском приёме была маленькая сумочка, потому что платья теперь делали из более лёгких тканей, и в их карманах стало затруднительным носить всякие необходимые мелочи. Наиболее богатые люди могли позволить себе устроить в своём доме салон - парадно обставленные комнаты для приёма гостей, где они вели продолжительные разговоры и споры об искусстве и литературе. Салоны пользовались успехом, их содержание считалось модным и престижным.

Собор инвалидов в Париже

Церковь Святой Женевьевы

Поэтому не случайным стало появление в 1784 году картины французского живописца Жака Луи Давида (1748—1825) «Клятва Горациев». Одним из основных требований к художественному произведению была серьёзная идея картины, которая оказывала бы благотворное, воспитывающее воздействие на зрителя. Для Давида идеалом, который привлекал его в Древнем мире, были гражданская доблесть и бескорыстное служение общему делу. С помощью другой картины — «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» — Давид пытался призвать своих сограждан к примирению во имя счастья будущих поколений.

«Сабинянки...». Худ. Жак Луи Давид

Друзья. Худ. А. Ватто

• Картина «Друзья» создана в стиле рококо - наследнике барокко. Чем различаются сюжет и изобразительные приёмы художников классицизма и рококо?

Мольер. Скульптура Ж. А. Гудона

Желание переустроить мир нашло яркое выражение в архитектуре классицизма. Ещё в середине XVII века знаменитый Версальский дворец Людовика XIV был создан в этом стиле. Символом же классицизма стала церковь Святой Женевьевы в Париже, построенная во второй половине XVIII века. Она напоминала античный храм, а её портик с 22 колоннами был похож на портик древнеримского Пантеона*. Позже эту церковь назвали французским Пантеоном.

Лучшим драматургом эпохи классицизма был Жак Батист Мольер (1622-1673). Его спектакли ставились даже на сцене Лувра перед королём Людовиком XIV. Но после постановки комедии «Тартюф», в которой многие увидели пародию на Католическую церковь, пьесу запретили. В литературе и театре начала XVIII века классицизм уже не был ведущим стилем. Преодолевая его ограничения и нормы, на свет рождалось литературное искусство эпохи Просвещения. Его героем становился обычный человек, современник читателя, который со сцены или со страниц книг учил всему, что знает и умеет сам.

Такого героя - искателя приключений, которого не сломили испытания судьбы, - изобразил в книге «Робинзон Крузо» Даниелъ Дефо (около 1660-1731). Беспощадно высмеивал человеческие пороки и религиозные заблуждения Джонатан Свифт (1667-1745). Герой его книги «Путешествия Гулливера», попадая то к лилипутам, то к великанам, то к другим забавным существам, каждый раз сравнивал их с человеческим обществом.

Художественное воспитание и духовное, нравственное совершенствование человека видели своей главной задачей два великих немецких поэта - Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805). В трагедии «Фауст» Гёте рисует образ учёного, который старается познать м

trojden.com

Живопись и скульптура. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Похожие главы из других работ:

Декоративно-прикладное искусство этрусков

1.3 Скульптура

«Матер-Матута». Известняк. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция Стремление к реалистическому изображению действительности нашло выражение не только в этрусской живописи, но и в скульптурных произведениях...

Значение культуры Древнего Египта

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Архитектура «Град Амона»...

Золотой век греческой культуры

Архитектура, скульптура, живопись.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы...

Культура Древнего Египта

Скульптура

Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах...

Культура Древнего Египта

Скульптура

В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер...

Культура Древнего мира

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху...

Культура Древнего Рима

1.2. Римская скульптура, живопись, литература

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу...

Культура Древнего Рима

2.2. Скульптура, живопись, литература

В пластическом искусстве I-III вв. продолжает доминировать скульптурный портрет. При Августе под влиянием классических образцов республиканский реализм уступает место некоторой идеализации и типизации...

Ле Корбюзье

4. Живопись, скульптура, дизайн

В наше время, в эпоху узкой специализации, редко встречаются живописец и архитектор в одном лице. Ле Корбюзье одно из редких исключений: в его режиме дня утро было отведено живописи, а послеобеденное время - архитектуре...

Особенности художественной культуры Средневековья

1.2. Скульптура

Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры...

Романский художественный стиль

3. Романская монументальная скульптура и живопись

В 11 --12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения...

Сочинский Художественный музей: история создания, деятельность, фонды

"Русское искусство ХIХ-ХХI вв. " (живопись, скульптура, графика)

Декоративно-прикладное искусство России ХХ в. "Мегапроект. Макет Сочи олимпийского" - планировочные проекты Сочи - столицы Олимпийских игр 2014 года. Кроме того, ежегодно экспонируется 15-20 временных выставок из разных городов и музеев страны...

Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций

1.3 АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Архитектура «Град Амона»...

Характерные черты и памятники средневековой культуры. Романский стиль

3. Скульптура

В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура, особенно рельеф, декорировала не только интерьер, но и наружные стены. Остатки языческих верований...

Художественная картина Санкт-Петербурга II половины XIX века

Скульптура

Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский...

cult.bobrodobro.ru

Презентация "Западноевропейское изобразительное искусство Эпоха Просвещения"

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Западноевропейское изобразительное искусство Эпоха Просвещения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Западноевропейское изобразительное искусство Эпоха Просвещения 1 слайд

Западноевропейское изобразительное искусство Эпоха Просвещения

Целеполагание: Познакомиться с развитием просветительских идей в западноевроп... 2 слайд

Целеполагание: Познакомиться с развитием просветительских идей в западноевропейской живописи ХVII в. Познакомиться с творчеством Шардена, Хогарта, Давида. Формировать навыки анализа произведений искусства.

Уильям ХОГАРТ (1697-1794) «Произведения Хогарта – Настоящие книги… Другие кар... 3 слайд

Уильям ХОГАРТ (1697-1794) «Произведения Хогарта – Настоящие книги… Другие картины мы рассматриваем – Его картины мы читаем.» Чарльз Лэм «АВТОПОРТРЕТ С СОБАКОЙ»

Серия «Модный брак» «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ» 4 слайд

Серия «Модный брак» «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ»

Серия «Модный брак» «ВСКОРЕ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ» 5 слайд

Серия «Модный брак» «ВСКОРЕ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ»

Серия «Модный брак» «БУДУАР ГРАФИНИ» 6 слайд

Серия «Модный брак» «БУДУАР ГРАФИНИ»

Серия «Модный брак» «СМЕРТЬ ГРАФИНИ» 7 слайд

Серия «Модный брак» «СМЕРТЬ ГРАФИНИ»

Серия «Жизнь распутника» «ЖЕНИТЬБА НА ВДОВЕ» 8 слайд

Серия «Жизнь распутника» «ЖЕНИТЬБА НА ВДОВЕ»

Серия «Жизнь распутника» «ПОЛУЧЕНИЕ НАСЛЕДСТВА» 9 слайд

Серия «Жизнь распутника» «ПОЛУЧЕНИЕ НАСЛЕДСТВА»

Серия «Жизнь распутника» «УТРЕННИЙ ПРИЕМ» 10 слайд

Серия «Жизнь распутника» «УТРЕННИЙ ПРИЕМ»

Серия «Жизнь распутника» «СЦЕНА В КАБАКЕ» 11 слайд

Серия «Жизнь распутника» «СЦЕНА В КАБАКЕ»

Серия «Жизнь распутника» « АРЕСТ РАСПУТНИКА» 12 слайд

Серия «Жизнь распутника» « АРЕСТ РАСПУТНИКА»

У. Хогарт «Девушка с креветками» 13 слайд

У. Хогарт «Девушка с креветками»

Особенности творчества Направление – просветительский реализм; Стремление воз... 14 слайд

Особенности творчества Направление – просветительский реализм; Стремление воздействовать на общественную жизнь страны через искусство; Объединяет несколько сюжетов в серии, несущие морализаторский смысл; Как правило, многофигурные композиции полны движения, и легкого ненавязчивого ритма; Богатая цветовая палитра.

Жан Батист Симеон ШАРДЕН (1699-1779) Шарден утверждает право простых людей на... 15 слайд

Жан Батист Симеон ШАРДЕН (1699-1779) Шарден утверждает право простых людей на чувство собственного достоинства, стремление к трезвому размеренному порядку и уюту. «АВТОПОРТРЕТ С ЗЕЛЕНЫМ КОЗЫРЬКОМ»

«МОЛИТВА ПЕРЕД ОБЕДОМ» 16 слайд

«МОЛИТВА ПЕРЕД ОБЕДОМ»

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» 17 слайд

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

«ПРАЧКИ» 18 слайд

«ПРАЧКИ»

«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК» 19 слайд

«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК»

«НАТЮРМОРТ С АТРИБУТАМИ ИСКУССТВ» 20 слайд

«НАТЮРМОРТ С АТРИБУТАМИ ИСКУССТВ»

Особенности творчества Выбрал для творчества две основные темы - натюрморты и... 21 слайд

Особенности творчества Выбрал для творчества две основные темы - натюрморты и быт трудового народа; Сдержанный, глуховатый мягкий колорит произведений; Продолжатель традиций голландских и фламандских мастеров.

Жак Луи ДАВИД (1748–1825) Роль Давида велика в создании не только стиля в иск... 22 слайд

Жак Луи ДАВИД (1748–1825) Роль Давида велика в создании не только стиля в искусстве, но и стиля жизни целой эпохи. Давид диктовал моду в одежде, прическе, манере поведения.

«Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в кля... 23 слайд

«Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в клятве единения фигур Горациев на фоне дорической колоннады, вызвал много подражаний. Современники отнесут картину к революционному творчеству художника, назвав его самого предвозвестником революции «КЛЯТВА ГОРАЦИЕВ»

«СМЕРТЬ СОКРАТА» 24 слайд

«СМЕРТЬ СОКРАТА»

«АНДРОМАХА, ОПЛАКИВАЮЩАЯ ГЕКТОРА» 25 слайд

«АНДРОМАХА, ОПЛАКИВАЮЩАЯ ГЕКТОРА»

«СМЕРТЬ МАРАТА» 26 слайд

«СМЕРТЬ МАРАТА»

ПОРТРЕТЫ НАПОЛЕОНА 27 слайд

ПОРТРЕТЫ НАПОЛЕОНА

Особенности творчества Идеалы гражданственности и вера в человеческий разум –... 28 слайд

Особенности творчества Идеалы гражданственности и вера в человеческий разум – идеи воспитания высоких моральных качеств ; Герои – сильные исторические личности; Классические приемы композиции; Богатая цветовая палитра.

Вопросы: Почему реализм и классицизм 18 века получили определение «просветите... 29 слайд

Вопросы: Почему реализм и классицизм 18 века получили определение «просветительский»? Особенности творчества Хогарта. Особенности творчества Шардена. Особенности творчества Давида.

Кисти какого художника принадлежат произведения? 30 слайд

Кисти какого художника принадлежат произведения?

Кисти какого художника принадлежат произведения? 31 слайд

Кисти какого художника принадлежат произведения?

1 3 2 4 6 7 8 5 9 32 слайд

1 3 2 4 6 7 8 5 9

Над проектом работала учитель изобразительного искусства и Мировой художестве... 33 слайд

Над проектом работала учитель изобразительного искусства и Мировой художественной культуры СШ №98 г. Минска ЯРОШУК СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

71577885797880358092813281438186

341013410734125341283422534243342443431934320343493435834387

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта