Картина свадьба майора


GrannyMarfa: "Сватовство майора"

     Наблюдая за котами, за всеми их свадьбами-женитьбами, мысленно перебирала крутящиеся в голове названия: Женитьба Бальзаминова, Женитьба Фигаро, Сватовство гусара, Свадьба Кречинского, Сватовство майора...     О! Всё так или иначе помню, а вот "Сватовство майора" живописца Павла Федотова - смутно. Девушку, убегающую в стремительном порыве, помню, а что вокруг в деталях - не помню. И, главное - не получается восстановить мысленно место "стояния/сидения" самого майора ;). Полезла искать и набрела на фантастически интересную статью Павла Синичкина  "Майор на фейсконтроле",  опубликованную в журнале "Вокруг света" в июле 2013 года.

" Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на comedy club. Публика смеялась от души. «Вокруг света» объясняет шутки живописца ".

     Эта фраза сразу меня заинтриговала. Я скопировала сюда иллюстрацию и часть текста. Где-то прочитала, что нельзя полностью копировать - нарушение авторских прав. Точно ли это так, нет ли... от греха подальше, скопирую не полностью ;), потому что интернет у всех разный, бывает, что каждый переход на другую страницу бьёт по трафику. А конец можно дочитать по ссылке, ну очень показалось интересным, я такое люблю. Кроме прочего, автор заметки ссылается на Раису Кирсанову, а это уважаемое имя - она читает лекции по истории костюма и сценическому этикету. Доктор искусствоведения, профессор. Меня заинтересовала ее книга "Ленты, кружева, ботинки..." Надо бы ее найти.

Так вот - к картине "Сватовство майора" и к тому, к какой реакции публики привел ее показ :)))

 

1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.

2. СВЕТИЛЬНИКИ. На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня. 3 МАЙОР. Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. 4. СВАХА. На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки. 5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. 6. ПЛАТОК. Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете. 7. КУПЕЦ впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались  на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки. 8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье. 9. КОМНАТА. Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла». 10. КУХАРКА вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму. 11. СКАТЕРТЬ. По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна». 12. СИДЕЛЕЦ несет вино. Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире. 13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах. Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин». 14. КАРТИНЫ. Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.

Остальное можно дочитать  ЗДЕСЬ.

И просто так... отдельным бонусом то, что захотелось перефотографировать еще зимой.

"Медальоны алые,  стул и куст спиреи" 

Автор рисунка  Е.И.Штыхин, рис. 50-х годов. Лето... (почти лето)

"ведь они этого достойны" ;))))

grannymarfa.blogspot.com

К 8 марта про свадьбу, конечно. Сватовство майора

Осенью 1849 г., после первого показа этой картины на выставке Императорской Академии художеств, Павел Федотов проснулся знаменитым.  К картине было не протолкнуться! Женщины толпились и ... смеялись.

А ведь свадьба для каждой женщины практически главное событие в жизни. Отчего же созерцание знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора» вызвало ажитацию? В честь 8 марта и я поговорю о ней...

А ажитация была проста! Дамы, ходившие по выставкам, все были из высшего общества. И жизнь купечества была как для нас жизнь папуасов! Боязно, но интересно и непонятно... И потом они радовались, что родились дворянками из высшего общества.

Простой вопрос: почему к купеческой дочери сватается именно майор? Не молодой поручик, не полковник… Иногда пишут, что вот, мол, обедневший дворянин решил женитьбой поправить дела. Не совсем так.

Обратите внимание: майор пришёл без букета. Цветы при подобных визитах полагаются и сейчас. Тем более тогда, в эпоху подчёркнутого внимания к этикету. Пожадничал? Или просто о букете не подумал? Поскольку к таким тонкостям не приучен?

Будь жених «из благородных» – он наверняка невесту искал бы из своей среды, не купеческую дочку. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов.

А вот зять штаб-офицер – это по всем статьям решение проблем! Теперь никто не посмеет третировать родню почтенного человека. И внуки уже родятся «благородными».

«Сватовство майора» – рассказ о выгодной сделке. Серьёзные люди с помощью посредницы-свахи (она тоже на картине) ударили по рукам. Старый служака своё штаб-офицерское достоинство конвертирует в обеспеченное будущее, в спокойную сытую старость. Папаша-толстосум «вкладывает в проект» деньги и прелесть юной дочери.

Сколько в этой кар

troitsa1.livejournal.com

почему ироничная картина П. Федотова произвела фурор в середине ХІХ века

П. Федотов. Сватовство майора, 1848 | Фото: art-portrets.ru

Картина «Сватовство майора»  стала визитной карточкой художника Павла Федотова, она принесла ему звание академика и всенародную популярность. Когда публика впервые увидела картину, успех был ошеломляющим. Весь Петербург покатывался со смеху, люди приходили на выставку неоднократно, чтобы еще раз увидеть «Сватовство» майора». Что же вызвало такую бурную реакцию и так насмешило зрителей?

П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru

Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Публика в середине ХІХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Поэтому стиль Федотова называли «комическим реализмом».

П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru

Дело в том, что сюжет картины был не просто хорошо знаком зрителям – подобные браки случались тогда повсеместно. А персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город. Браки обедневших дворян с представителями богатого купечества были взаимовыгодной сделкой: одни получали звания и титулы, а другие – деньги. 

П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагменты | Фото: art-portrets.ru

В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. Мать пытается удержать и образумить невесту, и ее поза, и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы.

П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагменты | Фото: fb.ru

Атмосферу купеческого дома помогают воссоздать и второстепенные персонажи – глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, выполняющая обязанности и горничной, и лакея. Шампанское в этом доме, очевидно, пьют нечасто и поэтому изящно подать не умеют – бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле. 

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 | Фото: ucoz.ru

В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

П. Федотов. Слева – Завтрак аристократа, 1849-1850. Справа – Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крест, 1848 | Фото: fb.ru и ucoz.ru

В поисках интерьера Федотов под разными предлогами заходил в купеческие дома: спрашивал, не продается ли дом или предметы мебели, не сдается ли квартира. Но подходящую комнату в конце концов нашел в трактире! Один из друзей художника потом вспоминал: «Один раз, проходя около какого-то трактира, художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

П. Федотов. Жена-модница (Львица), 1849 | Фото: artvek.ru

И комната, и персонажи выглядят комично: действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, жених явился без букета, невеста и маменька в бальных платьях, что противоречит и случаю, и времени суток, скатерть не годится для приема пищи – она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре, накрытый стол слишком мал для такого количества закусок.

П. Федотов. Игроки, 1852 | Фото: artvek.ru

Несмотря на комичность ситуации и персонажей, создается теплая атмосфера – герои всего лишь заложники обстоятельств, как и многие им подобные, и смеется над ними автор без злобы, а с добродушно-снисходительной иронией. Сюжеты всех своих картин Федотов искал в повседневной жизни, и поэтому они пользовались таким невероятным успехом.

http://www.kulturologia.ru/blogs/120616/29967/?print=1

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

Помогите описать картину Сватовство майора

ней. -Посмотрите на картину .Она вам знакома? Как бы вы её назвали? -Что такое сватовство? Именно это изобразил художник? - А что? -Да, действительно, сватовство было взято автором темой к картине. Именно это явление захватило воображение известного русского художника ХIX веке Павла Федотова, написавшего картину «Сватовство майора». Однако, к этой теме обращались многие художники, и каждый пытался раскрыть её по-своему. Художник изобразил приход жениха-майора в дом невесты. Миг, предшествующий разговору о свадьбе, т. е. конкретное явление, событие, произошедшее с конкретными героями. Это называется сюжетом. -Теперь давайте обратимся к главным героям разворачивающегося события. Перечислите их. (Майор, мать, дочь, отец, прислуга ). -Однако перед нами не реальные живые люди, а образы, созданные гением художника. Художники наделяют своих героев характерами. Образы – это воплощенные чувства, переживания художника. Попробуйте описать образы героев картины. (…) - А что помогло или позволило вам так охарактеризовать их? - Какими средствами выразительности пользовался художник, чтобы мы смогли прочувствовать эти образы? (…) - Таких средств много, но одним из важнейших является композиция - Что такое композиция? (Построение произведения) . - Посмотрите, как автор расположил героев на полотне. Попробуйте найти связующую ниточку, которая напоминает собой электрический ток, переходящий от героя к герою. (Откуда идёт действие? Майор-сваха –отец –дочь – прислуга) . Федотов тщательно продумывает композицию картины. Он старался так разместить своих героев, чтобы каждый связывался со своими соседями или хотя бы с одним соседом. Пытаясь угодить строгим экспертам из Академии художеств, Федотов придерживался четкого канона в построении картины, размещал фигуры симметрично от центральной оси. -Что такое симметрия? (Уравновешенность, соразмерность, гармония) . -Найдите симметрию в планировке и украшении комнаты. (картины, стулья) . - Попробуйте определить центр картины – место, где пересекаются диагонали. Как расположены фигуры относительно центра? (По 4 человека с каждой стороны) . - Чья фигура выбивается из строя симметричного построения? (Фигура дочери, которая в порыве бежит к спасительным дверям, ведущим в глубину комнаты) . - Что бы уровнять композицию, Федотов вводит парную ей фигуру, которая дублирует движение дочери. Найдите её.(Сваха) . -Если внимательно приглядеться, то все герои на картине Федотова повторяют движения друг друга. Попробуйте найти их. (мать-майор; дочь-сваха; отец-кухарка; прислуга) . Такое закономерное повторение, чередование различных элементов называется ритмом. Благодаря ритму, все герои картины находятся в движении, как бы оживают. Ещё не зная сюжета картины, мы уже находим главных действующих лиц. Что нам помогает? Однако, главным средством, с помощью которого живописец отражает видимый мир, является - цвет. - Какиезадачи решает художник с помощью цвета? 1) Объём пространство. 2) Эмоциональная окраска. 3) Передача свойств предметов ( блеск хрусталя, лёгкость газового платья невесты, тяжесть атласа в платье матери) . 4) Выделяет главных действующих лиц. Как? В картине много мелких деталей. Для чего? Может быть зря художник наполняет ими полотно? Они лишь мешают, отвлекают наше внимание. (Детали помогают нам более полно раскрыть образы героев, отношение к ним автора) . Давйте найдём эти детли. 1) Кошка зазывает гостей. 2) Вино и фужеры на стуле – не успали подготовиться к встрече гостя. 3) Украшения невесты – выставлены на показ, что бы похвалиться богатством ( «Сватовство майора или поправка обстоятельств» ) 4) Стул – ножки стула выгнулись точь-в-точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора. С помощью средств выразительности художник не только раскрывает тему, но и доносит до зрителя собственное восприятие этого явления, другими словами – свою идею. - Как Федотов оносится к изображённому событию? С каким настроением он живописует сватовство майора? (Лёгкая ир

Художник воссоздает один из эпизодов жизни купеческого дома. В дверях, освещенный светом стоит будущий жених, решивший таким способом поправить свое финансовое положение ,( (бравый служака лихо подкручивает усы, предвкушая обеспеченное свое дальнейшее существование, т. к. у него есть титул-майора, а денег нет). Невеста, обвешанная всевозможными золотыми украшениями ( доказательство её состоятельности) вырывается как бы в смушении из рук матери, купчиха хватает её за юбку, удерживая в комнате. Нелепое атласное платье, с неуместной шалью на плечах, с грубыми манерами выдает в ней простолюдинку (особенно об этом говорит головной убор- такие повязки на голове носили простые крестьянки, видно благодаря своей природной смекалки и уму муж преуспел и стал купцом, но в высшие слои общества ему путь закрыт, так поэтому необходима эта женитьба : у купца-отца -титул и общество с нужными людьми, у офицера - деньги от приданного, у матери - дочь как у всех :замужем, а девица - .) Кухарка и домочадцы с интересом перешептываются. Стремясь к достоверности Федотов долго и тщательно подбирал необходимые предметы для обстановки интерьера, под разными предлогами м посещал многие дома купцов, изучал даже обои на стена .Картина обнажает дух женитьбы того времени, порой безразличия к собственным детям в угоду материального благополучия "Я учусь жизнью, мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я их должен разыскать"-писал художник

touch.otvet.mail.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта