Символическая картина мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». Картина синяя птица


Читать Синяя птица - Метерлинк Морис - Страница 1

Морис Метерлинк

Синяя птица

Феерия в шести действиях, двенадцати картинах

Картины

Картина первая. Хижина дровосека.

Картина вторая. У Феи.

Картина третья. Страна Воспоминаний.

Картина четвертая. Дворец Ночи.

Картина пятая. Лес.

Картина шестая. Перед занавесом.

Картина седьмая. Кладбище.

Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака.

Картина девятая. Сады Блаженств.

Картина десятая. Царство Будущего.

Картина одиннадцатая. Прощание.

Картина двенадцатая. Пробуждение.

Действующие лица

(в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль.

Тильтиль.

Митиль.

Фея.

Души Часов.

Хлеб.

Огонь.

Пес.

Кошка.

Вода.

Молоко.

Сахар

Душа Света.

Отец Тиль.

Бабушка Тиль.

Дедушка Тиль

Пьеро.

Робер.

Жан.

Мадлена.

Пьеретта.

Полина.

Рикетта.

Ночь.

Сон.

Смерть.

Призраки.

Насморк.

Духи Тьмы.

Ужасы.

Звезды.

Дух Дуба.

Дух Бука.

Дух Вяза.

Дух Тополя.

Дух Сосны.

Дух Кипариса.

Дух Липы.

Дух Каштана.

Дух Березы.

Дух Ивы.

Дух Дубка.

Кролик.

Дух Плюща.

Конь.

Бык.

Вол.

Корова.

Волк.

Баран.

Свинья.

Петух.

Коза.

Осел.

Медведь.

Тучные Блаженства.

Самое Тучное Блаженство.

Рабыни.

Великие Радости.

Детские Блаженства.

Домашние Блаженства.

Лазоревые Дети.

Хранительницы Детей.

Король Девяти Планет.

Время.

Соседка Берленго.

Ее внучка.

Костюмы

Тильтиль — костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: темно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, желтые башмаки.

Митиль — костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света — газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. Покрой новогреческий или же англо-греческий в духе Вальтера Крэна или же близкий к ампиру. Высокая талия, голые руки. Прическа — нечто вроде диадемы или даже легкой короны.

Фея Берилюна, она же соседка Берленго — традиционный костюм нищенок из волшебных сказок. Превращение Феи в принцессу в первом действии можно опустить.

Отец Тиль, Мать Тиль, Дедушка Тиль, Бабушка Тиль — костюмы дровосеков и немецких крестьян из сказок братьев Гримм.

Братья и сестры Тильтиля — варианты костюма Мальчика-с-Пальчик.

Время — классический костюм бога времени: широкая черная или же темно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Материнская Любовь — костюм, напоминающий одежду Души Света, а именно: легкие, белоснежные, почти прозрачные покровы греческой статуи. Жемчуга и драгоценных камней на ней может быть сколько угодно и самых что ни на есть ярких, лишь бы это не нарушало чистой и целомудренной гармонии целого.

Великие Радости — как сказано в пьесе, блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.

Домашние Блаженства — платья разных цветов или, если угодно, костюмы крестьян, пастухов, дровосеков и т. п., но только приукрашенные, феерические преображенные.

Тучные Блаженства — до превращения: просторные тяжелые мантии из красной и желтой парчи, крупные, массивные драгоценности и т. д; после превращения: трико шоколадного или же кофейного цвета, как у картонных паяцей.

Ночь — широкая, черная, с огненно-золотистым отливом риза, усыпанная таинственно мерцающими звездами. Вуаль, темно-красные у маки и т. д.

Внучка соседки — золотистые волосы, длинное белое платье.

Пес — красный фрак, белые панталоны, лакированные сапожки. клеенчатая шляпа — костюм, отчасти похожий на наряд Джона Буля.

Кошка — трико из черного шелка с блестками.

Головы Пса и Кошки должны лишь отдаленно напоминать головы животных.

Хлеб — роскошный наряд паши: широкий халат из шелка или из алого, шитого золотом бархата. Высокий тюрбан. Ятаган. Огромный живот, необыкновенно толстые румяные щеки.

Сахар — шелковое платье, вроде тех, что носят евнухи, синее с белым, как бумага, в которую завертывают сахарные головы. Головной убор, как у хранителя сераля.

Огонь — красное трико, багровый, на золотой подкладке, переливчато сверкающий плащ. Шляпа с султаном из разноцветных огненных языков.

Вода — платье цвета времени из сказки «Ослиная шкура», то есть голубовато-зеленоватое, с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; покрой платья тоже новогреческий или же англо-греческий, но только оно шире и воздушное. Головной убор из цветов и водорослей или же из метелок камыша.

Животные — костюмы крестьянские, простонародные.

Деревья — одежды зеленого цвета самых разнообразных оттенков или же цвета древесной коры. Их можно отличить по листьям и ветвям.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ ХИЖИНА ДРОВОСЕКА

Сцена представляет хижину дровосека, по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине — два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда.

При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю, который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь. Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой.

Дети просыпаются и садятся на своих кроватках.

Тильтиль. Митиль!

Митиль. Тильтиль!

Тильтиль. Ты спишь?

Митиль. А ты?..

Тильтиль. Значит, не сплю, если говорю с тобой...

Митиль. Сегодня рождество, да?..

Тильтиль. Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесет...

Митиль. Почему?..

Тильтиль. Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город... Он придет к нам на будущий год...

Митиль. А долго ждать до будущего года?..

Тильтиль. Порядочно... Сегодня ночью он придет к богатым детям...

Митиль. А-а!..

Тильтиль. Что я вижу!.. Мама забыла потушить лампу!.. Знаешь что?..

Митиль.?..

Тильтиль. Давай встанем!..

Митиль. Нам это не разрешается...

Тильтиль. Да ведь никого нет... Ты видишь ставни?..

Митиль. Ой, как они светятся!..

Тильтиль. Это праздничные огни.

Митиль. А у кого праздник?

Тильтиль. Напротив, у богатых детей. У них елка. Мы сейчас откроем ставни.

Митиль. А разве можно?

Тильтиль. Конечно, можно, раз мы одни. Слышишь — музыка?.. Вставай!

Дети встают, бегут к окну, взбираются на скамью и открывают ставни. Комнату заливает яркий свет. Дети жадно смотрят на улицу.

Тильтиль. Все видно!..

Митиль (заняв на скамье неудобное место). А я ничего не вижу.

Тильтиль. Снег идет!.. Вон две кареты шестериком!..

Митиль. Вышли двенадцать мальчиков!..

online-knigi.com

Синяя птица счастья | Страна Мастеров

Друзья, сейчас я увлеченно рисую пастелью, готовлю МК для вас на курсе Сам себе художник и хочу поделиться одним из заданий. Это Синяя Птица Удачи!Мы желаем друг другу удачи по разным поводам. На праздники и в повседневной жизни, напутствуя кого-то в дорогу, на работу, экзамен, просто в любых начинаниях! Размышляя о символах наших пожеланий, я всегда представляю яркую синюю птичку. Предлагаю вам изобразить свою птицу удачи в технике пастели.

Для работы вам понадобится светлый картон или пастельная бумага форматом от А5 до А4, сухая мягкая пастель, лак для закрепления пастели (можно использовать лак для волос "Прелесть"), ластик-клячка, готовая растушёвка для пастели или лист бумаги 10Х10см, свернутый в трубочку для растушёвки штрихов.Из пастели, имеющейся у вас, возьмите все оттенки синего- голубые, фиолетовые, бирюзовые мелки. Еще вам понадобятся белый, черный и пара оттенков розового цвета. Кроме пастельных мелков, вы можете применять пастельные карандаши. Но не самостоятельно, а для обработки деталей рисунка в конце.Нарисуйте контуры птицы тонкими линиями. Выберите сами, какая у вас будет птица. Птенец или крупная птица, может быть, попугайчик или журавль, или сказочное создание с длинным хвостом и богатым оперением. Мне по душе юркие маленькие птички!

Нарисуйте ветку, на которой сидит птица. А также глаз и клюв и лапки.

Мелком голубого цвета штрихами закройте грудку и животик, хвост. Можно наметить крыло и шейку сзади. Мелок в ваших руках может делать тонкие штрихи уголком, широкие штрихи ребром. Направление штрихов можно делать в любую сторону.

Крыло и хвост снизу подчеркните контрастным цветом. Друзья, у вас может быть свой набор цветов, отличный от моего. Пусть вас это не смущает. Чем индивидуальнее будет ваш рисунок, тем лучше!

В работу вступает чёрный! Осторожнее используйте черный и все темные цвета. Они очень плохо перекрываются.Кончик крыла обведите чёрным. Затем возьмите голубой и заполните следующее перо в крыле. Постарайтесь обойтись без размазывания пастели. Сейчас важнее заполнить рисунок плотно, ярко. Если же случилось размазать пастель ненарочно, на помощь вам придёт чудесный ластик-клячка. Он напоминает собой кусочек пластилина. Его можно мять в руках, формируя из него любую форму- шар или конус, если вам нужно стереть что-то тонкое. Очень удобно! В отличие от обычного ластика, клячка не оставит катышков.

Чередуя чёрный и голубой, заполняйте крыло перьями, продвигайтесь вверх.

Используйте разные оттенки синего! Изображение будет живописным! Хотя пастель может быть и графичной. Если вам по вкусу более лаконичные изображения, то можно обойтись совсем маленьким набором цветов в 3-4 цвета, включая черный и белый.Хорошо, если штрихи будут напоминать мазки краски! Старайтесь укладывать их плотно, закрашивая фон.

Клюв обведите тонко черным цветом. Здесь уместно использовать пастельный карандаш. А если такого не имеется, то уголочком мелка. Не закрашивайте пока клюв! Чуть позже покажу, как это сделать аккуратно.

Оттенками голубого закрашиваем головку птицы. Лучше сделать её посветлее. Глаз и клюв соединяются более темным цветом, чем вся голова. Глаз обведите черным. Пока не закрашивайте его полностью. Используйте растушевку или кусочек бумаги, свёрнутый в трубочку. Кончиком трубочки размажьте черную краску на клюве. Я использую для этого офисные стикеры, мне нравится такая жесткость бумаги. Но растушевку можно свернуть буквально из любой бумаги! Если захотите более мягкого распределения, то используйте салфетки или носовые платочки. Не советую использовать для этих целей кисти или ватные палочки. Они буду стирать краску, а не распределять её тонко.

Распределяя растушевкой чёрный цвет внутри глаза, оставьте белый блик. Под клювом лучше прокрасить темную бородку и акцентировать её светлыми штрихами.

Животик, как и крыло, заполняем разными оттенками синего снизу вверх. Лучше всего оставлять штрихи явными, так они будут похожи на перышки. Чередуйте цвета. На фоне светлого видны темные штрихи и наоборот!Животик я сделала темнее крыла. Вы можете сделать их одинаковыми по цвету и тону.

Закрасив птичку, можете закрепить её лаком. Вот как это делается: встряхните лак, располагая флакон в 20 см от рисунка, направьте струю на рисунок, распылите лак на поверхности тонким слоем, слегка увлажнив его. Лаком можно залить работу, краска даже может потечь! Избегайте этого, пожалуйста! От лака работа темнеет. Если закрепление выполнено правильно, то потемнение не слишком влияет на тон. Если лака много, то рисунок темнеет сильно. Можно закреплять рисунок тонкими слоями лака в процессе работы, когда мелки уже не очень хорошо ложатся на поверхность.Знаменитые "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега и многие другие его произведения выполнены пастелью. Мастер закреплял до 5 слоев, обогащая красочными слоями свои картины. Последние слои его картин, как правило, не закреплены. Они хранятся под стеклом и в темном помещении во избежание повреждения и выгорания пастели.Торцом мелка серого или фиолетового цвета нарисуйте веточку.

После закрепления лаком можно добавить тонких перышек на животе и шейке птицы, рисуя их уголком мелка пастели или пастельными карандашами. Нарисуйте справа светло серым цветом свет на ветке. Затем чёрным лапку птицы. На носу можно сделать блик. Клювик станет блестящим.

Лапка рисуется очень просто. Важно показать, как она обнимает ветку.

Степень обработки деталей зависит только от вашей усидчивости. И немного от материалов. Карандашами можно достичь большего реализма в пастельном рисунке. Я использую только черный и белый карандаши для самых мелких деталей. Основная работа выполнена сухими мягкими мелками фирмы Faber Castel и подольской пастелью. Лак для закрепления марки Koh-i-noor.

Нарисуйте на ветке листья или цветы. А может, вы захотите нарисовать плоды или ягоды. Никаких ограничений нет для вашей фантазии!

Вот и Синяя птица! Ловите, друзья! Обязательно покажите, что у вас получилось. Буду рада ответить на вопросы по данной теме.

stranamasterov.ru

Символическая картина мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может – через детальное описание факта, который чем-то поразил. А может и наоборот, так как не каждый способен за частным случаем увидеть действие определенных универсальных законов бытия – с помощью символических образов рассказать о философских глубинных сущностях человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые навязывают собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным обобщениям. Возьмем, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: кто-то считает счастьем спокойную семейную жизнь, кто-то – творческий поиск, открытие нового, кто-то не представляет счастья без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным. Но все же будет и кое-что общее – собственно поиск счастья как такового.

Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Счастье в его произведении – это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерченном понимании счастья определенного человека, а именно об образе счастья вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образы, объединенные в действии они превращаются в символы определенных мыслей и идей, а если взять пьесу в целом – создают символическую картину мира, который отвечает мировоззрению автора. Таинственное содержание, по мнению Метерлинка, может быть скрыто не только в словах и действиях, а даже в молчании.

Это произведение вместе с тем и очень простое для восприятия, форма сказки разрешает смотреть пьесу даже маленькому ребенку, но объединение аллигорических символов заставляют и взрослого поломать голову над вечными духовными проблемами.

Не случайным есть даже то, что главные герои пьесы – дети. Образ ребенка по обыкновению символизирует безгрешную чистую душу, таинственные сущности мира могут постигнуть лишь именно такие люди: чистые, непредубежденные, наивные, с широко раскрытыми глазами, которые тянутся к добру и способные на сочувствие.

Итак, двое детей – Тильтиль и Митиль – на Рождество встречаются с феей Берилюной и отправляются на поиски счастья – Синей птицы, которая живет во дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, и это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, что они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют Страной Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям лесоруба препятствуют деревья (символ ответственности Детей за поступки родителей), Тильтиль и Митиль узнают, что существуют наслаждения: от отвратительного Наслаждения есть, когда не хочется, Быть Богатым, Ничего Не Делать, к «знакомым незнакомцам» Домашних Наслаждений: Быть Здоровым, Любить Родителей, Видеть Звезды, и даже Большой Радости: Быть Справедливым, Быть Добрым,

Радость Материнской любви. А сколько людей путают наслаждение именно со счастьем?! Увидев их собственными глазами, Тильтиль и Митиль начинают понимать и эту разность. Итак, оказывается, ищут они не только счастье, а и жизненные идеалы, без которых понять счастье тоже невозможно.

Преодолевать препятствия помогает им Душа Света. Не случайно Свет – один из любимейший образов символистов. Именно Душа Света помогает детям постичь настоящие ценности жизни, хотя и не дает преждевременно раскрыть покрывало, что скрывает неведомые истины. Для настоящего понимания чего-то простые пути не пригодны. В путешествии Тильтиля и Митиль сопровождают души Хлеба, Воды, Молока, Сахара, Огня, Кошки и Собаки. Они не всегда являются помощниками: Вода и Огонь (две вечные противоположности) ведут споры, но настоящее противопоставление мы видим на примере символов Собаки (верности) и Кошки (измены).

Как уже повелось, поиски ведутся во дворце Ночи, которая совершает детям препятствия. Она символизирует мрак и незнание. Но и в нем прячутся разные вещи: от ужасов (призраков, болезней, войн) к Саду Мечты. Да и Синяя птица живет именно там. Итак, Ночь – не только зло, это быстрее невозможность человека отличить его от добра. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка, «Слепые», образ Ночи (тьмы) делается еще содержательнее: вся современная жизнь, по мнению автора, проходит во тьме. Поэтому счастье, по убеждениям Метерлинка, – в познании сущностей этого мира.

«Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» – высказывает он свою позицию словами Берилюни. Опасным и сложным для детей оказывается Путь к пониманию, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей кажется Тильтилю горлица, которую он дарит больной девочке. Уже не помочь найти – именно «возвратить Синюю птицу» просит он в конце пьесы.

Тильтиль и Митиль не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, ощутили ответственность за счастье других.

Наблюдая за их Путем, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и себе попробовать ответить на один из главнейших вопросов философии – о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем-то с автором. Главное – задуматься над этим вопросом. А будет смысл в жизни – будет и счастье…

school-essay.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта