Природа осенью. Сентябрь. Картина осень ранняя


Уроки живописи — Ранняя осень

Главная » Маслянная живопись

Очень интересно рисовать маслом. Небольшие наборы масляных красок можно купить во многих магазинах, и не только художественных.Рисовать можно на холсте, загрунтованном картоне или на ДВП. Готовый грунт продается в художественных магазинах. Можно купить готовую рамку для фото, убрать стекло, а ДВП загрунтовать и рисовать на нем картину.Эта работа выполняется довольно быстро, а рисовать ее можно не только маслом, но и гуашью.

Кроме красок нам понадобятся три кисточки — небольшая плоская кисточка из щетины, большая плоская кисть и тоненькая беличья или колонковая кисточка. Кроме кистей понадобится емкость, в которую можно налить растворитель, обязательно, тряпочка (можно побольше) для вытирания кистей и палитра. Можно взять обычную пластиковую, а потом протереть ее куском ненужной тряпочки.

Вместо растворителя я иногда использую обыкновенное подсолнечное масло. Но тогда краски долго сохнут, поэтому брать его надо, когда специально выполняешь работу, рассчитанную на долгое мягкое смешение красок.

Сначала сделаем фон. Большой кистью наносим голубую краску вверху неба, добавляем немного желтой и светло-розовой. Если голубой нет в наборе, синюю на палитре надо смешать с белой краской.

Внизу тоже начинаем с синего и постепенно, добавляя белую краску, поднимаемся к розовому оттенку.Теперь берем небольшую плоскую кисть из щетины и, держа ее перпендикулярно бумаге, наносим короткие «тычки», используя голубой, белый и светло-зеленый цвета.На фото ниже показано, как это сделать.Под получившимся дальним лесом длинными мазками нарисуем отражение.Теперь возьмем большую плоскую кисть.Наберем на нее темно-зеленой краски и тычками нарисуем дерево слева. Внизу добавим отражение.Можно немного добавить желтого оттенка, На переднем плане нарисуем тычками еще одно дерево. Также проработаем дерево справа. Работать надо пока фон еще не совсем высох, отражение в воде немного смягчим сухой большой кистью (можно взять новую, без краски). Почти не нажимая, пройдемся  горизонтальными и вертикальными штрихами по отражению.На темном фоне дерева справа и слева нарисуем или желто-красную осинку или березку. На воде маленькой плоской кистью нарисуем упавшие листья. Ствол дерева на переднем планес одной стороны тонкой кистью прорисуем желто-оранжевым цветом, а с другой — почти черным.

На заднем плане можно добавить зеленую поросль около воды. Сначала проведем зеленую полосу, а потом плоской маленькой кисточкой вверх и вниз аккуратными мазками распределим  краску. Затем тонкой беличьей кисточкой проведем белой краской полоску посередине, создав блики.

Уроки рисования масломИсточник: mtdesign.ru Пометить материал как неуместный

Оценка информации

painting-lessons.ru

Природа осенью. Сентябрь

Времена года. Осень:<<... лето |     СЕНТЯБРЬ | октябрь | ноябрь     | зима ...>>

Сентябрь-Хмурень. Погода начинает хмуриться, от того и имя такое у месяца - Хмурень. Неспешными шагами подходит осень. Еще много будет солнечных дней, но временами затягивает дождь. Верхушки деревьев покрывает легкая позолота, опадают пожелтевшие листья и наступает славная пора теплых деньков - бабье лето.

Сентябрь: первые краски

ромашкаОписание природы осени (I - II неделя)         Как-то незаметно украдкой подошла принцесса осень. Нельзя сказать, что ее не ждали. После долгого сезона роста, к приходу осени, природа запыхалась. Растения устали виться ввысь, трава посохла, пожелтела за лето от распаленных солнечных лучей, деревья шелестят поникшими листьями, да и весь живой мир устало разбежался по местам. Птицы стаями кучкуются все выше к небу, провожая мягкие лучи, уходящих теплых дней. Уставшая природа осенью склоняется ко сну, но к отдыху еще предстоит хорошо подготовиться. Не за горизонтом уже прохладные дожди, холодные ветра и долгое томительное время зимы.

         Сентябрь переходный период от летнего тепла к осенней прохладе. Температура понижается не резко, а постепенно. Ночи становятся прохладными, солнечные умеренные дни сменяют дождливыми с проблесками солнца. Временами в отсутствие солнца дует холодный ветер, но перепады погоды с теплых на холодные дни не резкие, поэтому среднесуточная температура в ранний осенний период составляет +11 ° C.

         лодка Обняла природу осень, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать поникшую растительность в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью. Сентябрь роспись леса начинает, сначала покидав позолоту на верхушки деревьев, да кустам оттенки прибавляет, окрашивая осеннюю природу в яркие цвета. Это потом уже октябрь золотом покроет все деревья, прекрасная пора золотой осени, а ноябрь за ними краски уберет и роспись всю сотрет.

         И тем не менее земле есть еще чем покормить, порадовать нас. Сухие ветки побаловать смогут поздней черной ягодой ежевикой. Если зайти глубже в осенний лес и поискать, то можно найти целые сборища брусники. Еще не отцвели лекарственные травы. Раскинулась в цветении аптечная ромашка, васильки и чистотел еще не сникли. А знающему лекарю-травнику можно поискать лечебных корешков, всяких трав на заварку и терпких спелых ягод на варенье.

Сентябрь в народном календаре

"Иван-полетний пришел, да лето красное увел "

осень          Дни все теплые, иной раз затянутся дождем, ветра не так холодны, и кажется, что лету не уйти. Но дни становятся короче, и солнце припекает меньше. Какое только не давали описание осени в народе. Как стихами, так и приметами отражена осенняя природа. По первым числам сентября смотрели, какая будет зима. Уже первые заморозки не заставляют себя долго ждать и проявляются с 5 сентября - "лупповские" заморозки. А если в небо вглядеться и увидеть отлетающих стаей журавлей, то вот и знак - зима придет рано.

         Пора косить овес приходится в аккурат на 8 сентября - Наталью-Овсяницу, вместе с Петром-Павлом-Рябинником. Ветви рябины следовало отламывать и подвешивать под крышу, а часть оставлять для зимних птиц. 11 сентября Иван Постный приходит, как его называли, - отец осени крестный, еще называли его Иван-полетовщик - тепло с собой забирает. С этого дня прогоняет Иван стаи птиц за море искать тепла. К слову, журавли отлетают уже через пару дней. Так сказать, 13 сентября официальный день отлета журавлей. А первые прохладные деньки пробудут недолго, потому что впереди ласковая пора - бабье лето.

Осень в русской поэзии

Великие русские поэты искренне восхищались осенью, придумывали ей различные образы, стремились выделить ее на фоне других времен года. Природа осенью, прежде всего, передает общее настроение человека и окружающей среды: чаще всего это грусть, некие воспоминания, осмысление сущности. Но нельзя однозначно сказать, что осень в русской поэзии – это только грустная пора, отнюдь.

Осень пропитана нежностью, утонченностью и в каком-то смысле мудростью. Это время года русские поэты восхваляли, видели в нем некую изюминку. Яркий пример – стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Здесь делается акцент именно на то, насколько особенно это время года, что это «дивная пора», что здесь «лучезарны вечера».

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё - простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь -И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле...

Величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже уделял огромное внимание осени. Кому-то может показаться, что описание осени в стихах Пушкина носит скорее пессимистичный оттенок, и в доказательство приводят стихотворение «Уж небо осенью дышало...», где поэт писал о том, что это «скучная пора». Но давайте взглянем на другие стихотворения Александра Сергеевича, в которых образ этого времени года совершено другой. Например, поэт как-то признался своему читателю: «…Из годовых времен я рад лишь ей одной», он даже сравнил осень с нелюбимым ребенком в семье, к которому его сильно влечет.

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало.Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьСтоял ноябрь уж у двора.

Читайте: Стихи русских поэтов об осени

Сентябрь: "бабье лето"

осеньОписание осенней природы сентября (III - IV неделя)         Природа осенью в преддверии октября еще не обрела изящно-пестрого оттенка, ее и сразу не заметно, вот только макушек в позолоте стало больше и кое-где все больше проявляются в листве красные оттенки. Первые дожди прошли и наступает пора недолгого возвращения лета - бабье лето. Теплые осенние деньки будут продолжаться, скорее всего, до первых чисел октября. Лето еще немного погостит, порадует былым теплом и уж тогда уйдет.

          В 20 числах сентября устанавливается теплая, почти летняя, погода с умеренным солнцем. Листья деревьев и кустарников меняют окраску на желтые и желто-красные цвета и к концу месяца начинают заметно опадать. Чаще всего это происходит ночью, когда температура воздуха низкая, а также при воздействии усиленных, но еще теплых дневных ветров.

березки           С почти летним теплом сентябрь радует сладкими яблочками. Осыпалась антоновка, сады наполнились душистым спелым ароматом. Яблоко осеннее хрустит, выдает кислинку и горчит, а некоторые так просто сладкие, как мед. Хорошо бы собрать побольше яблок, да сохранить на целую зиму. Для лучшей сохранности яблок, каждое лучше не полениться обернуть в бумагу, тогда и вкус не уйдет. А следом за яблоками последним штрихом природной доброты и уходящего тепла, будут раскинувшиеся цветочные сады. Астры, георгины, гортензии - в таких цветах меняет настроение сентябрь от пестрых тонов на яркие и золотые в октябре.

Вторая половина сентября в народном календаре

"Птица в края к теплу улетает, осень к зиме навстречу идет "

осень          И вот наступает первый день встречи осени - 14 сентября. День, по которому встречали осень, не случаен. В этот день, по старому календарю - 1 сентября вместе с осенью встречали новый год. Семен-Летопроводец лето провожал, а крестьянин заканчивал все свои работы. К зиме еда, сборы, изба готовы, пришла пора отдохнуть, да позабавиться от души. Разукрашенные, в ярких платьицах девицы пели песни, да зарывали в землю отловленных мух, тем самым провожая лето, а за ними парнишки поглядывали, спутницу себе выбирали.

          На Семена-Летопроводца погода устанавливает теплые деньки, того глядишь лето передумает и вернется. Дни ясны, солнце бархатистое, мягко согревает, но стоит зайти за облако, как тут же веет прохладным ветерком откуда не возьмись. Вот и Михайловские утренники - 19 сентября приносят прохладный воздух по утрам. Трава росой покрыта мокрая и холодная. Солнце поднимается не высоко, да и теплом не балует, как летом, и 21 сентября начинают встречать осень по-второму кругу. Начинаются Осенины. Поработать все же придется, следует убрать лук, да побыстрее, иначе к 24 дню осени не успеть - Федора лето заканчивает.

краски осени           На Федору может и бабье лето закончиться, ненастная погода установиться, ну а можно еще немного продлить и удовольствие от светлых деньков, но уже не таких теплых, как недавно. А тут уже и земля начинает подмерзать - 26 сентября - Корнилья. И вот третья встреча осени приходится на Воздвиженье. Холод сдвигает тепло. Где-то далече медведь ложится в берлогу, да и в лесу тихо-тихо, птицы улетают, а остающаяся живность в спячку впадает, кроме тех животных, которые проводят зиму в лесу, те как раз одежку меняют на более теплую. Гусепролет 28 сентября, бабы репу дергают, снимают ботву, обрезают корень, мужики стригут овец, на зиму теплые валенки успеть свалять, много еще предстоит приготовлений к встрече холодных дней. Октябрь красочный приходит и тепло в сентябре оставляет.

Осень в русской живописи

Когда природа наиболее красива? Многие люди, особенно художники, считают: осенью. Недаром осень тоже называют художником - уж очень быстро и ярко перекрашивает она траву и листья, выбирая самые впечатляющие цвета и тона из одной палитры. В одной из песен поэт Булат Окуджава написал: "Живописцы, окуните ваши кисти...чтобы были ваши кисти словно листья, словно листья к ноябрю". Эти строчки вызывают в памяти виды лесов и равнин той осенней порой, которую мы называем золотой. И также приходят на память самые выразительные и запоминающиеся картины русских художников-пейзажистов на тему осени.

Как и описание природы осенью в поэзии разнообразно, наполнено множеством разных настроений, так и осенние пейзажи Левитана, Поленова, Васильева, Саврасова, Крымова, Кустодиева содержат и радость, и грусть, и романтическую задумчивость, и уныние. Это, конечно, зависит от того, какой именно период осени взял художник в качестве темы для своей картины. Если же говорить о золотой осени, то в этих произведениях всегда чувствуется восторг живописца перед возможностями осени раскрашивать природу в разные цвета.

Шишкин Ранняя осень(Картина И. И. Шишкина "Ранняя осень")

Еще больше жизнерадостность сквозит в веселой и яркой картине И. И. Шишкина "Ранняя осень". Хотя аллеи среди желтых деревьев пустынны, яркие цвета навевают лишь романтическое настроение. Осень разнообразна и изменчива: каждый воспринимает ее по-своему - это мы видим в русской живописи, посвященной осени.

Смотрите: Картины русских художников об осени

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Рассказ по картине «Ранняя осень» 1 глава — МегаЛекции

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и жел­тыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-

ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу.[Совершенствование диалогической речи.]

Логопед организует беседу по картине.

Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю прогулку. Вам интересно было в парке?

Дети. Интересно.

Логопед. Что вам особенно понравилось?

1-й ребенок. Собирать листья.

2-й ребенок. Смотреть на белочку.

3-й ребенок. Собирать желуди.

Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и инте­ресного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их про­гулка в лес?

Дети. Понравилась.

Логопед. Почему вы так думаете?

1-й ребенок. Они увидели белочку.

2-й ребенок. А еще — ежика.

3-й ребенок. Они набрали много грибов.

4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.

Логопед. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.

7. Игра «Что перепутал художник?»[Развитие зрительного вос­приятия, внимания, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором за­креплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю кар­тину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую со­ставил ваш знакомый медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а лого­пед убирает эти изображения с наборного полотна.

1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.

2-й ребенок. Осенью нет клубники.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.

Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил медве­жонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим раз­ноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

8. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед объясняет детям, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Во время проведения артикуляционной гимнастики логопед нахо­дится за спинами у детей — сидит на маленьком стульчике так, чтобы дети видели его лицо в зеркале. Показывает игрушку, подни­мая ее над головами детей, и они видят ее в зеркале. Далее логопед выполняет артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети широко открывают рот.

Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы ма­ленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.

Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.

Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.

Дети вытягивают губы вперед «хоботком».

Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы де­лаете упражнение.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.

2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.

3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.

4-й ребенок. Учились дуть на листочки.

Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осе­нью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели.Обучение различению де­ревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, жел­тый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциа­тивного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа.Сбор и рассматривание опавших лис­тьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображени­ем опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного вни­мания.]

1 См.: Нищева Н. В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского сада. — СПб., 2004.

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, гово­рит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на полу рассыпаны разноцветные листья.

Логопед. Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дугь на них. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол.

Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Ло­гопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении.

2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?»[Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления.]

Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.

На мою ладошку лист похож у клена, Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.  
Словно перышки листочки у рябинки, Закрепляет на наборном полотне желтый рябиновый лист.
Что склонилась тихо над тропинкой.  
У осины листья как монеты, Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины.
У каштана — словно опахала, Закрепляет на наборном полотне зеленый лист каштана.
Было листьев очень много летом, Широко разводит руки — показывает «множество».
Осенью их очень мало стало. Сближает ладони — показывает «мало».

3. Игра «Разноцветные листья».[Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя ре­чи (согласование существительных мужского рода с прилагатель­ными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев.]

Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оран­жевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. при­лагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи.

Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запом­нили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)

Дети. Клен.

Логопед. Какой он?

Дети. Он красный.

Логопед. Повторите вот так: красный лист.

Дети. Красный лист.

Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы ска­жете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.)

Дети. Красные листья.

Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко?

Дети. Рябина.

Логопед. Молодцы! А какой он?

Дети. Желтый лист.

Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они?

Дети. Желтые листья.

Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло?

Дети. Каштан.

Логопед. Отлично. Какого он цвета?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они?

Дети. Зеленые листья.

Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похо­жие на монеты. Какое дерево их потеряло?

Дети. Осина.

Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож.

Дети. На треугольник.

Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представь­те, что вы превратились в листики.

4. Упражнение «Листья».[Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Листочки, образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки

в стороны. Листья нам под ноги Приседают.

тихо ложатся И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо.

шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.

5. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики. [

Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тет­ради.

Логопед. Садитесь правильно и посмотрите в тетради. Лист какого дерева вы видите?

Дети. Лист клена.

Логопед. Правильно. Каким карандашом мы его раскрасим?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Мы уже говорили с вами, что осенью листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желты­ми. Наш кленовый лист будет красным. Но сначала обведите лис­ток по краю-контуру, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед следит за посадкой детей, за тем, как они держат карандаши.

Логопед. Какие у вас листья?

Дети. Красные листья.

Логопед. Вы отлично выполнили мое задание. А теперь да­вайте пойдем к зеркалу.

6. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Логопед. К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показы­вает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети выполняют движения.

Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый волчонок.

Дети выполняют движения.

Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Ви­дите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».

7. Упражнение с дыхательным тренажером.[Развитие длитель­ного плавного выдоха.]

(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую тру­бочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)

Логопед. А сейчас вы будете... волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики по­виснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать?

Дети. Да.

Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте.

Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскла­дывает шарики на раструбы (рис. 1).

Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували

щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Уп­ражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

Рис. 1

8. Игра «Когда это бывает?»[Развитие речевого слуха, внима­ния, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы под­скажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».

Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это...

Дети. ...Осень.

Логопед. В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это.

Угадали? Ну конечно...

Дети. ...Лето.

Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».

9. Игра с мячом «Назови ласково».[Совершенствование грам­матического строя речи (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.]

Логопед приглашает детей встать на ковер.

Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Дуб.

1-й ребенок. Дубок. Логопед. Береза.

2-й ребенок. Березка. Логопед. Рябина.

3-й ребенок. Рябинка. Логопед. Ель.

4-й ребенок. Елочка.

Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хоро­шо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?

1 -и р е б е н о к. Раскрашивать лист клена.

2-й ребенок. Дуть в трубочку.

3-й ребенок. Заниматься с лисенком.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели.Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточ­нение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование прила­гательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие слухового внима­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, преодоление твердой атаки гласных.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Игрушки-гномики по числу детей, гномик с корзинкой и колокольчиком, игра «Разноцветные листья»1, рабо­чая тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандаша­ми, плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона, мягкие игрушки для выполнения артикуляционной гим­настики — лиса, волк, слон, щенок.

Предварительная работа.Наблюдения за сезонными измене­ниями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кус­тарников во время прогулки.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие зрительного и слухово­го внимания.]

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед сто­лом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребенком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые ле­жат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кле­новый лист.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит желтый березо­вый лист.

См.:НищеваИ. В. Играйка-1.-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь может сесть та девочка, перед которой лежит зеленый лист каштана.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. А какой лист у тебя, Даша?

Даша. Желтый лист.

Логопед. Молодец. У тебя желтый лист рябины. Садись. (Убирает со стола листья.)

2. Игра «Разноцветные листья».[Закрепление навыка различе­ния листьев разных деревьев. Развитие памяти.]

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображенные на них.

Дети. Клен, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.

Логопед. Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. (Раскладывает на столе карточки с изображениями листьев.) Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них. Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дерева.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -и р е б е н о к. Это лист дуба.

2-й ребенок. Это лист рябины.

3-й ребенок. Это лист клена. И т. п.

3. Игра «Где звенит?»[Развитие слухового внимания.]

Логопед достает маленького игрушечного гномика с корзинкой, наполненной листьями.

Логопед. Пока вы играли в игру «Разноцветные листья», по­смотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, гномик! Что ты нам при­нес? (Показывает детям листья в корзинке.)

Дети. Листья.

Логопед. Ав листьях что-то спрятано. Что это? (Показыва­ет колокольчик.)

Дети. Колокольчик.

Логопед. Гномик хочет поиграть с вами и проверить, какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать и по­казывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слу­шайте внимательно, ведь гномик очень хитрый и любит прятаться в разных местах.

Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети пока­зывают направление, откуда раздается звон.

Логопед. Гномик доволен тем, как вы с ним поиграли. А те­перь давайте поиграем и с другими гномиками.

4. Упражнение «Укачаем гномиков».[Преодоление твердой атаки гласных.]

Логопед. Вам читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы смотрели мультфильм. Вы помните, что Белоснежка пела гно­микам колыбельную нежным голосом: «А-а-а!» Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку так, как пела Бе­лоснежка. (Раздает детям игрушки.)

Дети. А-а-а!

Логопед. Вы хорошо спели, и гномики уснули. Положите их на скамеечку и идите к зеркалу. Давайте вспомним упражнения.

5. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки — лисенка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка».

Логопед. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение называется «Лопата». Попробуйте поло­жить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.

Упражнение выполняется 3—5 раз.

6. Упражнение «Дождик».(Повторение, см. с. 16.) [Закрепле­ние умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и выполняет упраж­нение вместе с ними, выразительно произнося текст стихотворения.

7. Работа в тетради №1.[Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором уже лежат открытые тетради и стоит контейнер с цветными каран­дашами.

Логопед. А теперь посмотрите на капельку дождя, которую нарисовал для вас художник. Давайте раскрасим эту капельку. Возьмите синий карандаш, обведите капельку по краю-контуру, а потом раскрасьте ее.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Какие капельки у вас получились?

Дети. Синие капельки.

Логопед. Вы очень старались. У вас очень хорошо получи­лось.

8. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает со стола тетради и контейнер с цветными ка­рандашами.

Логопед. Нам пора прощаться с гномиками. Давайте разбу дим их и расскажем, что нам особенно понравилось на занятии сегодня.

Дети берут в руки гномов, рассказывают им о том, что они де­лали. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели.[Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обу­чение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (об­разование множественного числа существительных).]

Коррекционно-развивающие цели.Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей мо­торики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии, доброжелательных отно­шений. Воспитание внимательного отношения к природе.

Оборудование.Стойка с листьями, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные и сюжет­ные картинки для игры «Подбери признаки», мяч среднего разме­ра, плоскостные изображения деревьев и листьев, мягкие игрушки Фш сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие памяти.]

Дети входят в кабинет с листьями в руках. Логопед приветст­вует их. На наборном полотне выставлены плоскостные изображе­ния: береза, дуб, клен, рябина.

Логопед. Проходите к мольберту. Посмотрите на деревья. Закрепите листики на тех деревьях, с которых они опали.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -и р е б е н о к. Это лист березы.

Логопед. Что помогло тебе узнать березу?

1-й ребенок. Белая кора.

2-й ребенок. Это лист дуба. Логопед. Что помогло тебе узнать дуб?

2-й ребенок. Толстый ствол.

3-й ребенок. Это лист клена. Логопед. Что помогло тебе узнать клен?

3-й ребенок. Прямой гладкий ствол.

4-й ребенок. Это лист рябины.

Логопед. Что помогло тебе узнать рябину?

4-й ребенок. Красные ягоды.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо выполнили задание. А те­перь проходите за стол и правильно сядьте.

2. Работа в тетради №1.[Развитие мышления, тонкой мото-рики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите, что вы видите в тетради?

Дети. Зонт. Сапоги.

Л о 10 и е д. Послушайте загадки. Вот эта загадка про зонт.

В плохую погоду

Я с вами хожу,

А в солнечный день

Я свернувшись лежу.

Вот эта загадка про сапоги

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Отгадать загадку про зонт помогают слова о том, что в плохую погоду он с вами на прогулке, а в хорошую лежит дома. А какие слова помогают отгадать загадку про сапоги?

Дети. Топать-шлепать по болотам.

Логопед. Правильно. А теперь давайте обведем зонт и сапо­ги в тетради по краю-контуру простым карандашом. Потом вы выберете цветной карандаш и раскрасите зонт, а сапоги раскраси­те после дневного сна.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как сидят де­ти, правильно ли они держат карандаш, оказывает необходимую по­мощь.

Логопед. Расскажите, какой у каждого из вас зонт.

1-й ребенок. Красный зонт.

2-й ребенок. Синий зонт.

3-й ребенок. Зеленый зонт.

4-й ребенок. Желтый зонт.

Логопед. У вас очень красивые разноцветные зонты. А те­перь встаньте и пройдите к стойке.

3. Упражнение «Осенние листочки».(Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей встать на ковер и вместе с ними де­лает уже знакомое им упражнение, выразительно и эмоционально произнося стихотворение.

4. Упражнение «Топни-хлопни».[Развитие речевого слуха: раз­личение на слух длинных и коротких слов.]

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите длинное слово, то хлопните в ладоши. Если услышите короткое слово, то топните ногой.

Логопед произносит слова: «погремушка», «колокольчик», «дом», «кот», «Чебурашка», «велосипед», «гном», «мяч», «нос», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.

Логопед. Отлично! Вы были очень внимательными. А те­перь возвратитесь к столу. Садитесь.

5. Игра «Подбери признаки».[Развитие мышления, памяти, диалогической речи.]

Логопед раскладывает на столе небольшие предметные картин­ки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кле­новый лист, снежинку. На мольберт выставляется сюжетная кар­тина с изображением осеннего пейзажа.

Логопед. Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете?

1-й р е б е н о к. Осень.

2-й ребенок. Идет дождь.

3-й ребенок. Улетают птицы.

4-й ребенок. Опадают листья.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо рассказали об осени. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них?

Дети. Резиновые сапоги, снежинку, лыжи, лист клена, спа­сательный круг, корзинку, зонт.

Логопед. Правильно. Выберите только те картинки, кото­рые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

Дети выполняют задание. Если речевые возможности детей по­зволяют, логопед может предложить им объяснить, почему выбрана данная картинка.

Логопед. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки.

1-й ребенок. Осенью листья клена красные.

2-й ребенок. Осенью много грибов. Нужна корзинка.

3-й ребенок. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги.

4-й ребенок. Осенью идет дождь. Нужен зонт.

Логопед. Задание выполнено, и вы можете отдохнуть. Вы­ходите на ковер.

Дети выходят на ковер.

6. Игра «Один — много».[Совершенствование грамматическо­го строя речи (образование множественного числа существитель­ных). Развитие ловкости.]

Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб — дубы.

Далее в ходе игры логопед называет следующие деревья: береза (березы), каштан (каштаны), ель (ели), клен (клены).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

8. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляци­онной моторики.]

Логопед предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопата». В качестве зри­тельной опоры используются игрушки — лисенок, волк, слон, щенок.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети. Мы занимались у зеркала, играли в мяч, учились слу­шать длинные и короткие слова.

Логопед. Вы очень хорошо выполняли мои задания.

Далее педагог оценивает работу каждого ребенка. (Если речевые возможности детей не позволяют подвести итог занятия, логопед сам перечисляет, чем и для чего занимались дети.)

Октябрь, 1-я неделя

Тема «Огород. Овощи»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Расширение представле­ний детей об овощах, месте их произрастания, существенных при-шаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, сре->чть, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенст-ионание грамматического строя речи (образование множествен­ного числа существительных).

megalektsii.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта