жирірѕрїрёсѓсњ венеция картины: Фрагмент учебника «История Древнего мира»

Фрагмент учебника «История Древнего мира»

 

(авторы: В.И. Уколова, Л.П.
Маринович.

М.: Просвещение, 2001)

 

§ 62. Римляне в повседневной жизни

1. Лицо императорского Рима. Мы хорошо можем
представить себе людей, живших в Риме в
императорскую эпоху. Римские скульпторы не знали
себе равных в искусстве портрета. Они
изображали своих современников с удивительной
точностью, даже художественной беспощадностью,
не скрывая недостатков.
Сохранилось множество римских скульптурных
портретов не только императоров и членов их
семей, но и вольноотпущенников, воинов, горожан.
Богатая портретная галерея императоров
представлена на монетах.

Брут.

II в. до н.э.

Портрет римлянки.

I в. н.э.

2. Жилища римлян. Жилища богатых
аристократов представляли собой просторные дома
или даже дворцы с садами (виллы), искусственными
водоемами и холмами, водопадами и террасами.
Помещения делились на гостевые и
предназначенные для частной жизни. В центре дома
находилось открытое помещение — атрий.
Посередине атрия был бассейн, в центре которого
устанавливалась статуя. Бассейн окружали
колонны. В крыше над ним делался проем, чтобы
через него проникал свет. Стены богатых домов
украшались росписями. Полы были мозаичными.

Этрусский атрий.

Реконструкция

Мозаика — узор или изображение,
выполненное из кусочков камней или разноцветных
плиток.
Загородные виллы римских богачей окружали
великолепные сады со статуями. Нередко здесь
были домашние зоопарки с диковинными животными.
Хозяева любовались удивительными рыбами,
которых разводили в специально сооруженных
водоемах.
В Риме и других городах существовали
многоэтажные дома — инсулы с
комнатами-каморками, в которых жила беднота. Эти
дома напоминали муравейники. Дома ремесленников
в городах строились из подручных материалов. Они
были невелики и не очень удобны. К жилому
помещению примыкала мастерская.

Инсула

Крестьяне жили в хижинах, при постройке
которых использовались дерево, солома. Огород
являлся источником пропитания крестьянина и его
семьи.

3. Одежда римлян. Римлян называли «народом,
облаченным в тогу». Эта верхняя одежда из
отбеленной шерсти была знаком принадлежности к
свободным римлянам. Юноша облачался в тогу, когда
становился взрослым и получал права гражданина.
Претенденты на государственные должности
надевали белую тогу (кандиду). Отсюда
произошло слово «кандидат».

1


2


3

1 — римский воин времен
императора Константина

в брюках bracca; 2 — нижняя и верхняя туники;
3 — римская стола

Рисунки с римских барельефов

Тога представляла собой полотнище до 5
м в длину и 2 м в ширину. Один его край был прямым, а
другой — закругленным. По тому, как тога
драпировалась на теле, судили о ее владельце —
его положении в обществе, образовании, культуре,
вкусе. Обучение драпировке тоги было столь же
важным, как и обучение красноречию.
Сенаторы носили тогу с пурпурной каймой. Тога
полководца-триумфатора была пурпурного или
красного цвета. Впоследствии такая тога стала
знаком императорского достоинства. В Риме одежда
подчеркивала общественное положение, знатность
и богатство.
Простолюдинов презрительно именовали «народцем,
носящим тунику». Действительно, в короткой
рубахе без рукавов — тунике — было удобно
работать. Тунику носили и как нижнюю одежду. Тогу
же простые римляне надевали в особо
торжественных случаях. Женщины поверх туники
носили столу — одежду вроде широкой юбки. У
римлян в обиходе были разного рода плащи —
короткие и длинные.

Узорчатый хитон.

Изображение
на южноитальянской вазе

Бедняки нередко ходили босиком. Вообще
же римская обувь была довольно разнообразной —
кожаные сандалии на плотной подошве,
башмаки-сапоги с ремешками. Воины носили
специальные сапоги — калиги, подошва которых
крепилась особенно прочно. Обувь красного цвета
была знаком знатности, высокого положения в
обществе. Женщины носили обувь на платформе,
которая зрительно удлиняла ноги и увеличивала
рост. Изобретательность женщин в прическах не
знала предела. Волосы красили, завивали, посыпали
золотой пудрой. Мужчины коротко стриглись.
Начиная со II в. в моду вошли бороды. Ювелирные
украшения были разнообразны. Их носили и женщины,
и мужчины. Голову императора венчала диадема —
венец из золота, украшенный драгоценными
камнями.
В последние два века империи римская одежда
испытала сильное влияние варваров. Мужчины,
особенно воины, стали носить штаны (варварские бракка,
отсюда «брюки»).

4. Еда и питье римлян. Сегодня, говоря об
итальянской еде, мы сразу вспоминаем макароны. Но
в древности их и в помине не было. Основной пищей
римлян были хлеб, маслины, оливковое масло, сыр,
овощи. Потребление мяса и рыбы зависело от
количества денег в кошельке. Богатые могли есть
их постоянно, а бедные — только по праздникам.

Фрукты и амфора

Фреска из Помпей. I в. н.э.

Римские званые обеды — пиры 
были непременной частью жизни знатных и богатых
людей. На них затрачивались огромные средства.
Подавалось огромное количество блюд. Восхищение
гостей вызывали блюда необычные и дорогие,
привезенные из дальних стран фрукты.

5. Бани. Любимым местом отдыха и развлечений
римлян являлись общественные бани — термы.
Это были огромные, роскошно отделанные здания с
бассейнами, залами для игр и бесед, садами,
библиотеками. Римляне нередко проводили здесь
целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В
термах обсуждались и важные общественные дела,
заключались сделки.

Римские термы.

Реконструкция

Императоры строили бани для римского
народа. В начале IV в. в Риме было двенадцать
императорских бань и множество бань,
принадлежавших частным лицам. Частные бани были,
конечно, несравненно скромнее императорских.
О размерах императорских терм свидетельствует
хотя бы то, что термы императора Диоклетиана
выглядят грандиозным сооружением даже рядом с
современным вокзалом Термини в Риме — крупным
современным транспортным узлом. В термах
императора Каракаллы могло одновременно
свободно находиться более полутора тысяч
человек.

6. Римская школа. В римской школе могли
учиться все имевшие возможность заплатить за
обучение. Большинство граждан посылали своих
детей в школы. Существовало множество частных
школ, но со времен императора Веспасиана
государство все больше брало на себя заботу об
образовании, давая деньги на содержание школ и
оплату учителей.
Школы для небогатого люда обычно размещались при
какой-нибудь лавке, мастерской художника или
ремесленника. Лишь занавес отделял школу от
основного помещения. Дети сидели на полу, а
учитель — на стуле. Перед ним был небольшой
поставец (кафедра). Обстановка в школе царила
непринужденная, хотя применялись и телесные
наказания. За провинность или невыученный урок
ученика могли высечь розгами. Ученики, как
правило, хором повторяли слова учителя. Дети из
состоятельных семей могли обучаться дома. Для
этого к ним приглашали педагогов-наставников.
Часто учителями были греки.

Римский пастух

Барельеф

Образование родители стремились дать
не только мальчикам, но и девочкам. Те, кто хотел
достичь высот в науках, могли продолжить
обучение в высших школах, таких, например, как
Афинская или Александрийская, где преподавали
выдающиеся философы и ученые. В начальной школе
детей учили читать, писать и считать. На более
высокой ступени обучения изучались грамматика, диалектика
— искусство правильно мыслить и рассуждать,
риторика — ораторское искусство, затем
математические науки, куда входили арифметика,
геометрия, астрономия и музыка. На занятиях по
музыке изучали теорию мировой гармонии, а не
искусство игры на различных инструментах.

Надгробная плита

начального учителя Фурия Филокала

До нас дошел учебник, написанный в
последний век Римской империи. В нем подробно
изложены предметы, изучавшиеся в римской школе.
Образование в Древнем Риме ценилось. Оно давало
возможность молодому человеку сделать
общественную карьеру, добиться лучшего
положения в обществе.

Быт римского крестьянина
(из древнеримской поэмы)

Десять зимних часов уже долгая ночь отсчитала,
Песнею звонкой рассвет возвестил караульщик
крылатый,
В это время Симил, пахатель малого поля,
С брюхом голодным на весь остаться день опасаясь,
Тело с трудом оторвал от убогой, низкой постели,
Времени даром Симил не теряет, в праздности сидя:
Ищет припасов других, чтоб к Церерину дару в
прибавку
Блюдо состряпать (ведь хлеб без закуски в горло
не лезет).
Близ очага у него не висели на крючьях для мяса
Окорока или туша свиньи, прокопченная с солью:
Сыра только кружок, посередке проткнут
тростинкой,
Был повешен на них и пучок укропа засохший.

О каких занятиях крестьянина упоминается в
документе?
Почему зима была тяжелым временем для
крестьянина?

1. «Накройте стол» для знатного и незнатного
римлянина.
2. Составьте письмо к матери от лица юноши
(девушки) с описанием досуга, развлечений в Риме.
3. Сравните дом простого и знатного римлянина
и египтянина.
4. Что способствовало появлению в Риме
государственных школ?
5. Объясните, почему римляне редко
становились учителями.
6. Какое значение придавалось образованию в
Риме? Сравните с Грецией, Китаем.

Времен связующая нить

Нить Ариадны помогла вам пройти путь от
возникновения предков человека до конца истории
Древнего мира.
Вы узнали, что главным итогом очень долгого
периода первобытности было формирование
человека современного типа. Важнейшим в человеке
стало то, что он оказался созидателем. Человек
начал осваивать, а затем и преобразовывать
природу, создал начала религии и искусства,
освоил земледелие и скотоводство, научился
строить дома и города.
На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. человек
перешел от первобытности к цивилизации. Он
создал первые государства, письменность,
научился жить в больших сообществах, сочетать
свои интересы с интересами других людей, т.е.
сделал решительные шаги по направлению к
цивилизованной жизни.
Каждая древняя цивилизация имела свой
неповторимый облик. Однако в устройстве и
развитии древних цивилизаций было и много
общего, вспомним хотя бы их воинственность,
существование неравенства. Ступенчатые
пирамиды, например, строили древние египтяне, но
и шумеры, вавилоняне, древние жители Америки
придавали такую же форму своим храмам. В VI в. до
н.э. произошли огромные сдвиги в культурах
древних народов. В Древней Персии, Древней Индии,
Древнем Китае возникли новые религии —
зороастризм, буддизм и конфуцианство,
проповедовали последние великие иудейские
пророки, а в Древней Греции зародилась философия.
Это было время большого духовного прорыва
древних народов, приведшего в дальнейшем к
высочайшему взлету культуры.

Ткачиха

Настенная живопись.
Рим. Ватиканские музеи

Современная цивилизация множеством
незримых нитей связана с историей Древнего мира,
в которой находятся истоки народов и государств,
языков и культур.
Европейская цивилизация, часть современной
мировой цивилизации, восприняла и развила
культурное и политическое наследие античности и
зародившегося в ее недрах христианства. В
современной китайской цивилизации живет
конфуцианство, а в цивилизациях Юго-Восточной
Азии — буддизм.
Само слово «цивилизация» имеет древний
латинский корень, так же как и столь привычные
нам понятия «культура», «федерация»,
«конституция», «республика». Из Древней Греции
пришли такие слова и явления, как политика,
демократия, философия, стратегия.
В Древней Греции родилось понимание того, что
«человек — мера всех вещей», а в Древнем Риме
была предпринята попытка обосновать и защитить
права человека.
Античный мир дал примеры республиканского строя,
демократии, явил образ настоящего гражданина,
умеющего разумно сочетать права и обязанности.

Человек, читающий свиток

По барельефу на римском саркофаге

В древних цивилизациях были заложены
основы многих современных наук — математики и
астрономии, медицины и физики, истории и
философии. В них же сложились определенные
представления о красоте, которым следовало в
своем дальнейшем развитии искусство, были
созданы архитектура и театр, поэзия и музыка.
Русскую литературу, например, невозможно
представить без античных образов и мифологии.
Воистину древние воздвигали «нерукотворный
памятник» себе в самом нетленном и прекрасном
материале — душах людей с вечно живущей в них
жаждой прекрасного и высокого.
История Древнего мира показывает, насколько
плодотворным может быть мирное взаимодействие
цивилизаций и взаимопроникновение культур. В
наше время мы особенно остро ощущаем единство
человечества. Благодаря развитию техники, новым
видам транспорта, средствам массовой информации,
и особенно компьютерам, люди, народы, страны
оказались тесно связанными. Важные события
мгновенно могут стать достоянием всех землян.
Компьютеры образовали вокруг земного шара сеть
передачи информации и знаний. Возникла единая
информационная цивилизация, ее называют
глобальной, или мировой.

[an error occurred while processing the directive]