тѐрѕр№Рєр° картина художник: Отечественная история

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Физические вечера


Н.И.Павленко,


школа № 340, г. Москва




Сценарий праздника. Все классы


Внеурочная работа по предметам
является одним из главных средств, помогающим
глубоко понять законы природы, полюбить ее и
научиться относиться к ней как к общественному
богатству. В частности, учителю физики они
позволяют шире реализовать принципы
политехнизма, межпредметных связей, краеведения,
экологического образования учащихся. Наибольшим
успехом пользуются «предметные недели», где
ребята могут показать свои возможности
исследователей, экспериментаторов,
организаторов, чтецов, певцов, художников и даже
композиторов. Такая неделя основывается на
самостоятельной работе учащихся с литературными
источниками и проводится силами учеников 9–11-го
классов для учащихся всех классов – с 1-го по 11-й.
Ясно, что подготовка занимает много времени.

Ребята разбиваются на группы по
интересам: одни готовят материал для учащихся
1–3-го классов, другие – эксперимент для учащихся
5–6-го классов, третьи – лекции с занимательными
опытами для учащихся 1–6-го классов. К этой работе
подключаются учителя ИЗО – проводят конкурсы на
лучший рисунок и плакат по теме недели. Учащиеся
7–9-го классов готовятся к конкурсам на лучший
кроссворд, доклад, пишут рассказы и сказки с
использованием физических терминов, понятий и
законов. Учащиеся старших классов готовят
конференцию по теме недели – читают книги и
статьи, подбирают плакаты, иллюстрации, таблицы,
карикатуры, стихи, прозу.

Расскажу, как в нашей школе
проводилась неделя физики, посвященная Дню
космонавтики. О начале недели известило школьное
радио, ознакомив учащихся с планом и основными
мероприятиями. Последующие ежедневные
радиопередачи были посвящены теме дня: «Охрана
окружающей среды», «Нетрадиционные источники
энергии», «Космос и его охрана», «Человек,
атмосфера и ее охрана». В заключительной
радиопередаче были подведены итоги недели и
названы победители всех конкурсов: загадок (1–3-й
классы), рефератов (5–8-й классы), сказок и
кроссвордов (5–11-й классы) и др. В течение этой
недели учащиеся посещали также лекции в
Политехническом музее, ходили на экскурсии.

Ключевым мероприятием стал
праздник, подготовленный учащимися 9–11-го
классов по теме «Мы рождены, чтоб сказку сделать
былью». Ребятами был отобран очень интересный
материал: стихи русских и зарубежных поэтов,
музыкальное сопровождение, инсценировка
«Посадка на Луне» в исполнении учеников 7-го
класса.

Обсуждая организацию будущего
праздника, мы с учениками пришли к единодушному
мнению: сделать его необычным. Перед началом
праздника в зале, украшенном плакатами,
рисунками, диаграммами, схемами, чертежами,
карикатурами, вырезками о космосе и его охране,
выставками рефератов и книг по физике и
астрономии, а также репродукциями «космических»
картин, звучала музыка П.И.Чайковского, И.С.Баха,
«Музыка небесных сфер» Андрея Климковского.

Старшеклассники проводили для
младших ребят «Викторину юного космонавта»,
другие ребята разгадывали кроссворды, а кто-то
принимал участие в подготовке парада
«Галактических войск». Кульминацией праздника
была инсценировка, посвященная истории развития
космонавтики, где органично сочетались стихи,
музыка и текст.

Подводя итоги праздника, ведущий
заметил: «Едва ли пассажиру космического корабля
придет мысль отвинчивать гайки, нарушая
конструкцию ракеты, т.к. он знает, что это грозит
ему гибелью. Так и человеку нужно беречь свой
прекрасный космический корабль – землю, – дабы
не ускорить гибель жизни на его “борту”. Мир и
природа – это два изначально необходимых
условия для жизни на нашей Земле. Природа –
колыбель человечества. И термоядерная война, и
экологическая катастрофа привели бы к одному и
тому же результату – гибели жизни. С полным
основанием мы можем назвать проблему, которая
станет предметом нашего обсуждения,
проблемой-судьбой.

Уцелеет ли наша планета – этот
единственный дом человека во Вселенной, –
светлым ли будет наш завтрашний день или
воцарится вечная ночь – это зависит от всех нас».

Литература

Долматовский Е. Сб. стихов. – М.:
Советская Россия, 1975.

Евтушенко Е. Собрание сочинений. – М., 1979.

Журналы «Звездочет», «Авиация и космонавтика» за
1998–2002 гг.


1-й ведущий. На заре человечества все
было окутано тайной, все было незнакомо,
непонятно, все требовало объяснения. Но знаний
было мало. Сейчас мы претворяем в жизнь даже
самые смелые мечты. В своих свершениях люди
опираются на научные открытия. Жизнь и наука идут
рядом. Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем
одному из замечательных свершений ХХ века –
полетам человека в космическое пространство.


Человек глядел на звезды. Необъятная
небесная даль внушала суеверный страх… и
любопытство. И он стал рассказывать сказки еще
задолго до того, как научился читать и писать.
Наши далекие предки сочиняли сказки о
сапогах-скороходах, в которых за миг можно пройти
огромное расстояние, о самоиграющей дудочке, о
шапке-невидимке и других чудесах.


Слайд «Архимед». Фонограмма сиртаки.
Слайды с видами Греции, затем снова «Архимед».


Голос за сценой.Древняя Греция. III век
до н.э. В Сиракузах на острове Сицилии работает
знаменитый ученый Архимед, заложивший начала
механики, гидро- и аэростатики. Всем хорошо
известны закон Архимеда, Архимедов винт,
известна также легенда о том, что Архимед сжег
римский флот Марцелла солнечными лучами,
отраженными множеством зеркал. Долгое время
Сиракузы оборонялись от врагов при помощи
метательных машин, изобретенных Архимедом.


Римский историк Тит Ливий называет
Архимеда «единственным в своем роде
наблюдателем неба и звезд». Это связано со
знаменитым техническим творением ученого –
механическим небесным глобусом. В отличие от
обычного Архимедов глобус показывал не только
вращение неба, но и движение других светил.


Легенда гласит, что когда римские
легионеры ворвались в Сиракузы, состарившийся
уже Архимед сидел на берегу моря и решал
геометрическую задачу. Увидев над своей головой
занесенный меч, он крикнул: «Не трогай моих
чертежей!» Архимед до конца своих дней был предан
науке.


2-й ведущий.


Как здорово сказал. Вот это человек!

Не зря его дела мы в памяти храним.

Он видел далеко, опередив свой век.

И век, его признав, шагнул вперед, за ним.


Слайд «Коперник», фонограмма токкаты
ре минор И.-С.Баха.


Голос за сценой. Европа. Мрачные годы
Cредневековья. Человеческий разум скован
догматами веры. В середине ХVI в. польский
астроном Николай Коперник совершает научный
подвиг, разрушивший основы догматического
мировоззрения.


«Достижения Коперника не только
проложили дорогу современной астрономии – они
способствовали решительному изменению
отношения людей к космосу. Раз было признано, что
Земля является не центром мира, а лишь одной из
самых маленьких планет, то и иллюзорное
представление о центральной роли самого
человека стало несостоятельным. Таким образом,
своими трудами и величием своей личности
Коперник призывал людей быть скромными».


А.Эйнштейн.


Слайд «Джордано Бруно».


Голос за сценой. Италия. Рим. Площадь
Цветов. 17 февраля 1600 г. На костре инквизиции
сож-жен Джордано Бруно – активный сторонник
учения Николая Коперника, высказавший идею об
обитаемости других миров, единстве законов
природы, идею о бесконечности Вселенной.


Слайд «Галилео Галилей».


Голос за сценой. Италия. 1633 г. На суде
инквизиции публично отрекается от своих
космологических взглядов Галилео Галилей –
человек, от работ которого берет начало физика
как наука.


Фонограмма токкаты ре минор И.-С.Баха.


3-й ведущий.


Низкий каменный свод…

Крючья… Цепи… Тиски…

От жаровни с углями свечение…

Раскаленным железом скрутило виски…

Отречение… Ждут отречения…

На камнях площадей по вязанке народ

Соберет эшафот… От предместий стекаясь,

Бесновалась толпа… И, ударившись в свод,

Заметалось в беспамятстве: «Я… отрекаюсь!.

– Прошу, мой друг не открывайте окон –

За окнами сегодня непогода.

Как от волос любимой – только локон –

Осталось мне от жизни четверть года.

Кто верен был – тот превратится в пепел,

Кто был хитер – угас, во тьме скитаясь,

Кто властвовал – покоится во склепе,

Мне выпало проклятье: «Отрекаюсь!»

Отрекаюсь от жадной толпы, не дождавшейся жертвы,

Разевающей рты в предвкушении сладости тлена.

Отрекаюсь от горстки безумцев, чьи помыслы
мертвы,

Чье оружие – хаос, а принцип – подлог и измена.

Отрекаюсь от власти креста, порождающей ужас,

От жестокого мира, что сам от жестокости спятил.

Отрекаюсь от жен, доносящих на сына и мужа,

От мужей во Христе, что дошли до горящих распятий.

Отрекаюсь от собственных слов,

Что сорвались пред пыткой, от желания жить,

Ибо жизнь в этом мире – отрава…

Дай мне, господи, силы на эту вторую попытку.

Отрекаться – мое ремесло и… последнее право.

Как видишь, я остался предан вере.

Раскаянье, как боль, всегда нежданно.

Уходишь… Затвори плотнее двери.

И… господи… прости меня, Джордано…


Несколько ведущих читают по очереди.


Отрекся Галилей…


  • А мне не верится.

Не говорят вам разве ни о чем

Его слова, что все ж планета вертится?


Ни документов нет, ни записей, ни
данных.

А есть одно – и это не пустяк –

На площади Цветов сожгли Джордано

За то, что не предал огонь идей

Суду и палачам на поруганье…


А значит, он достоин оправданья…


Но нет ни оправданья, ни прощенья

Тому, кто заработал отпущенье,

Предав себя.


  • Его могли убить!

Да что могли! Его б сожгли, как только

Над Ватиканом вспыхнула б заря.

Бессмысленная смерть… Не вижу толку.


  • Так, значит, что ж, Джордано умер зря?

  • О чем мы с вами спорим? Объясните!

Был Галилей – ученый, физик – да.

Не революционер и не политик.

Что он предал? Кого он мог предать?

Кому, скажите, стало хуже в мире?

Зато живым остался Человек!


  • Жизнь и мечта… Тысячи лет их
    разделяла пропасть. Мечта смелая, добрая,
    радостная поднимает человека, уносит в страну
    изобилия, где в кисельных берегах текут молочные
    реки. И многие века крылатая идея волновала умы
    ученых и изобретателей. Еще в 30-е гг. ХХ в. пели:

  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

    Преодолеть пространство и простор.

    Нам разум дал стальные руки-крылья,

    А вместо сердца – пламенный мотор.

    Все выше, и выше, и выше…

  • «Все выше, и выше, и выше…» – мечтал
    молодой инженер и летчик Сергей Павлович
    Королев. Он мечтал о покорении Пятого океана. Его
    ум рвался в небо – и он конструировал модели
    самолетов, планеров. Но мечта уносила его еще
    дальше – за пределы земной атмосферы, куда путь
    самолетам закрыт. И происходит событие, круто
    меняющее его жизнь… Он знакомится с трудами
    Циолковского.

  • Константин Эдуардович Циолковский –
    русский ученый, заложивший основы современной
    космонавтики и ракетной техники. Он впервые
    вывел законы движения ракет, обосновал
    возможность их использования для исследования
    Вселенной, указал рациональные пути развития
    космонавтики и ракетостроения.

  • Продолжая теоретические и
    практические исследования, начатые
    К.Э.Циолковским, Ю.В.Кондратюк, С.П.Королев,
    Ф.А.Цандер и другие замечательные ученые нашей
    страны создали первый искусственный спутник
    Земли, ракету, доставившую советский вымпел на
    Луну, автоматическую станцию,
    сфотографировавшую ее оборотную сторону и…

  • Я помню этот день и этот час.

    На полутоне оборвался марш,

    И зачитали сообщение ТАСС.

Запись сообщения ТАСС.


Кто же он, первый космонавт Земли?


  • Простой советский парень. Родился 9
    марта 1934 г. в деревне Клушино Смоленской области
    (ныне г. Гагарин). Окончил ремесленное училище,
    затем – авиационное. Настойчивой учебой,
    неустанным трудом, физической закалкой
    подготовил себя Юрий к полету в космос. И вот
    трудные 108 минут позади, и Гагарин рассказывает…

Фонограмма с записью
пресс-конференции.


  • Гагарин вписал новую страницу в
    летопись замечательных свершений. Он облетел, а
    затем и объехал весь земной шар. Орбитами мира и
    дружбы называли люди поездки героя космоса по
    странам мира.

  • «В Юре сочетаются природное мужество,
    аналитический ум, исключительное трудолюбие. Я
    думаю, что если он получит надежное образование,
    то мы услышим его имя среди громких имен
    ученых…» (С.П.Королев)

  • Он долго не летал – отрывала учеба. Но
    вот позади отличная защита дипломного проекта в
    академии им. Н.Е.Жуковского. Теперь можно и нужно
    летать. Опять в его шлемофоне знакомые слова
    руководителей полетов, всегда вызывающие
    чувство радости: «Взлет разрешаю».

В то весеннее утро Юрий, как обычно,
сбежал по лестнице и вышел из дома к автобусу,
который возил летчиков из Звездного городка на
аэродром. На ступеньках автобуса сунул руку в
карман кожанки: пропуска нет – я оставил дома.
«Да поедем же, Юра! – позвал Андриян Николаев. –
Тебя любой контролер в лицо знает, без пропуска
пустит». «Нет, подождите. Я быстро вернусь. Не
надо вынуждать человека нарушать правила», –
сказал Гагарин и пошел в дом. Через несколько
минут автобус уже мчался по автостраде, увозя на
аэродром Гагарина и его товарищей. Это был
последний день жизни первого космонавта Земли…


Песня «Опустела без тебя Земля…»


  • «Подвиг трудно совершить в одиночку.
    Нас часто называют космическими братьями. Я знаю,
    как волновались за меня друзья, когда я совершал
    первый виток вокруг Земли. А когда настал их
    черед, я на командном пункте волновался за них и
    всем сердцем был вместе с ними. И от этой заботы
    удесятеряются силы». (Ю.А.Гагарин.)

  • По тропе, проложенной Гагариным, в
    космические дали устремились один за одним
    «Востоки», «Восходы», «Союзы», «Салюты» и
    «Прогрессы». Их пилотировали Герман Титов и
    Андриян Николаев, Алексей Леонов и Валентина
    Терешкова, Константин Феоктистов, Светлана
    Савицкая и еще более двухсот
    космонавтов-исследователей. Первая «двадцатка»
    космонавтов приведена в таблице.


  • Первые полеты в космос – это великие
    дерзания человеческого ума, таланта, мужества.

  • Земля в огнях, и небо слепо,

    Но к звездам рвутся корабли.

    Мы завоевываем небо…

    Для общей радости Земли.

Вальс П.И.Чайковского.


  • Глухая ночь.

    Глубокий сон.

    Два сердца бьются в унисон.

    Рассвет невозмутим и тих.

    Горячий завтрак на двоих.

    На два плеча ложится жгут.

    Двоим, прощаясь, руку жмут.

    Корабль нацелен в высоту.

    Подъем стремителен и крут.

    Тяжелый путь.

    Суровый труд.

    За горизонтом гром утих.

    Корабль далек и невесом.

    Два сердца бьются в унисон.

    И боль, и радость на двоих.

  • Ум человеческий создал первый
    спутник, первый пилотируемый корабль, первую
    автоматическую станцию, первую орбитальную
    станцию, первый автоматический транспортный
    корабль. Пределы земного притяжения преодолели
    более двухсот землян. А эфир приносит все новые и
    новые сообщения.

  • В соответствии с программой
    исследования космического пространства 25
    октября 1998 г. в России осуществлен запуск
    транспортного космического корабля…

  • Давайте немного помечтаем! Закроем
    глаза и представим, что мы находимся в кабине
    космического корабля, совершающего регулярные
    рейсы «Земля–Луна–Земля». Место нашей посадки
    – Море Дождей. Корабль разворачивается. Легкий
    толчок – и мы совершаем мягкую посадку. Давайте
    выйдем из корабля.

Сценка «Посадка на Луну». Светлые
скафандры сделаны из картона. За спиной – ранцы с
кислородными баллонами, на боку –
радиопередатчики (ящички с торчащими вверх
антеннами), в руках приборы. Космонавты соединены
друг с другом и с ракетой шлангом (средство
связи).


1-й космонавт. Вот мы и прилунились!
Первый в истории человечества рейс Земля–Луна
успешно завершен. (Космонавты медленно,
осторожно ступая, ходят по сцене.)


2-й космонавт. Как легко ходить, гораздо
легче, чем на Земле.


1-й космонавт. Это же естественно, ведь
на Луне притяжение в шесть раз меньше, чем на
Земле.


2-й космонавт(поднимая глаза вверх).
Какое черное небо, а ведь сейчас день! Какие
ослепительно-яркие и немерцающие звезды сияют на
нем! Какие яркие силуэты гор! Какие резкие тени!


1-й космонавт. Да, все это потому, что у
Луны нет атмосферы, свет не рассеивается, поэтому
создается такая необычная для нас, землян,
картина.


2-й космонавт. Посмотри, вон на черном
лунном небе видна в виде серпа большая
голубоватая планета – это наша Земля.
Здравствуй, родная планета, колыбель
человеческого разума!


1-й космонавт. Как интересно выглядит
Земля на лунном небе: она (пауза) почти в четыре
раза больше по диаметру, чем Луна на небе Земли, и
отражает так много солнечного света, что ночью
можно читать.


2-й космонавт. Да, много необычного ждет
нас: здесь мы не увидим ни облаков, ни туманов, тут
никогда не бывает дождей и ветров, нам не
придется испить водицы из лунного родника и
искупаться в лунном море – на Луне вообще нет ни
капли воды.


1-й космонавт (продолжая). День здесь
длится около пятнадцати земных суток, и столько
же длится ночь. На освещенной Солнцем части
поверхности температура достигает +120 °С, а
лунной ночью поверхность охлаждается до –160 °С!
Работать нам придется в скафандрах, а
разговаривать – только по радиотелефону.


2-й космонавт. Нужно проверить, где мы
прилунились.


1-й космонавт (достает приборы и
работает). Место нашей посадки – Море Дождей.


2-й космонавт. Все системы нашего
космического корабля работали отлично, и мы
прилунились точно там, где было рассчитано.


1-й космонавт. Мы должны обследовать
лунный ландшафт: моря, горные хребты, кратеры,
трещины, обширные впадины. Должны вести
наблюдения за температурным режимом, получить
данные о структуре и составе поверхности и недр
Луны.


2-й космонавт. Хотелось бы попасть и на
невидимую с Земли часть Луны, чтобы своими
глазами увидеть Море Москвы и Море Мечты, хребет
Советский, кратеры Циолковского, Ломоносова,
Жолио-Кюри. Ведь это их фотографии впервые
доставила на Землю советская автоматическая
станция «Луна».


1-й космонавт. Ряд важных сведений о
Луне принесли ученым советские автоматические
станции «Луна-3», «Луна-7», «Луна-8», «Луна-9»,
«Луна-10» и «Луна-12». Но на многие сложные вопросы
ответы можно получить только при выполнении
непосредственных работ, наблюдений и
исследований.


2-й космонавт. Так за работу! Нас ждут
интересные наблюдения, эксперименты и открытия!


Космонавты медленно уходят со сцены.


  • Сегодня люди всей Земли отмечают
    замечательный праздник – День космонавтики.
    Поздравляя друг друга с праздником, мы говорим:

  • Сильные руки человека забросили
    ввысь космические корабли. И глядя на эти золотые
    звезды, мы говорим: «Физика – это здорово!»

  • Полярники приветствуют атомоходы,
    бороздящие воды Ледовитого океана и говорят:
    «Физика – это великолепно!»

  • Пройдет несколько лет, и первые люди,
    высадившиеся на Марсе, подумают: «Физика
    всемогуща!»

  • Мы говорим: «Физика – это грандиозно!
    Она сумела сказку сделать былью!»

  • Слава вам, смелые! Слава вам, храбрые!
    Слава вам, люди Земли, бесстрашно покоряющие
    глубины Вселенной!

Песня «И на Марсе будут яблони цвести».

Энтузиастка – символ времени

Совместный проект с газетой

Александр Самохвалов. Девушка в
футболке. 1932. Холст, масло, темпера. 102 х 64.

Государственный Русский музей

В истории советского государства
бывали яркие моменты всеобщего воодушевления,
объединявшие народ в едином порыве, и писатели,
художники, музыканты, актеры стремились
запечатлеть облик людей, захваченных общей
воодушевляющей целью и оттого вдвойне
прекрасных. Естественно, что героические годы
революции, Гражданской войны, Великой
Отечественной войны оставили незабываемые
образы людей, вдохновленных великой целью,
готовых отдать жизнь за победу. Но такие ситуации
складывались не только в экстремальных условиях
революции и войны. В мирные годы
индустриализация страны, восстановление
народного хозяйства после кровавой войны,
строительство новых городов, промышленных
комплексов, электростанций, железных дорог,
покорение новых земель рождали не одно поколение
героев, уверенных в себе самоотверженных людей,
служивших примером для детей и внуков и сейчас
вызывающих восхищение.

Картина ленинградского художника
Александра Николаевича Самохвалова «Девушка в
футболке» была написана в 1932 году. Сейчас она
находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина воскрешает годы индустриализации
страны, которая была народным подвигом. Нет нужды
идеализировать это время, и особенно политику
партии и власти. Это были страшные, голодные годы.
Деревня была основательно разорена
насильственной коллективизацией,
раскулачиванием – арестом и ссылкой
безграмотных крестьян, не понимавших, как их
могли объявить шпионами стран, о которых они
никогда не слыхали. Те, кто не был прикреплен к
«закрытым распределителям», умирали голодной
смертью. Промышленность была подорвана
процессами над талантливыми инженерами,
объявленными членами выдуманной «промпартии».
Слухи о Соловках и Колыме будоражили народ.
Создание единых союзов писателей, художников,
композиторов, архитекторов вело к унификации,
обесцвечиванию художественного творчества,
созданию армий послушных исполнителей.

Но подвиг есть подвиг, и память о нем
живет, поскольку о нем были созданы романы
(«Время, вперед!» Валентина Катаева,
«Гидроцентраль» Мариетты Шагинян, «День второй»
Ильи Эренбурга), поэма «Трагедийная ночь»
Александра Безыменского, картины («Рабфак идет»
Бориса Иогансона, «Кузнецкстрой. Домна № 1» Петра
Котова), скульптура («Сезонник» Ивана Шадра),
«Песня о встречном» Дмитрия Шостаковича. Но
самые крас-норечивые памятники подвигу – города
Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомольск и
промышленные комплексы на освоенных землях.

Картина «Девушка в футболке» – это
тоже памятник переломной, реконструктивной
эпохи, точнее, она сейчас стала памятником. Когда
картина была написана, она была правдивым и ярким
документом: девушек начала 1930-х годов, подобных
«девушке в футболке», можно видеть в семейных
альбомах. Это прабабушки нынешних школьников, и
среди них были выдающиеся лично-
сти, портреты которых красовались на обложках
иллюстрированных журналов. Самохвалов удачно
подчеркнул спортивный характер своей
современницы – комсомолки, дружившей с солнцем,
ветром и водой. Есть нечто общее в неукротимых
русских натурах, что Некрасов описал в 1864 году в
поэме «Мороз, Красный нос», начав в эпическом
тоне: «Есть женщины в русских селеньях…»
Характер героини поэт обрисовал кратко и
красноречиво: «Коня на скаку остановит, в горящую
избу войдет». Столетием позже, в 1960-х годах, этот
образ был в поэзии повернут другой стороной: «А
ей бы хотелось иначе – надеть покрасивей наряд.
Но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».
Конечно, здесь речь идет о поколении, которое в
детстве повидало самую страшную из войн, которое
вынесло на своих плечах послевоенное
восстановление страны и освоение новых земель.
Тем не менее преемственность характера очевидна.

А.Н.Самохвалов родился в 1894 году в
городе Бежецке Тверской губернии. Учился он в
Петрограде в Академии художеств, его учителями
были Кузьма Петров-Водкин, Дмитрий Кардовский,
Аркадий Рылов, Василий Савинский.
С 1926 года Самохвалов входил в объединение
ленинградских мастеров «Круг художников».
Излюбленной темой его картин стали типические
образы девушек, полных жизни, молодой энергии,
ощущения счастья. Простая, ясная композиция,
приглушенный матовый колорит, широкое свободное
письмо напоминают стенную живопись, фреску,
которой художнику не суждено было заняться. Но в
станковой картине Самохвалов успешно соперничал
со своим учителем Петровым-Водкиным (его
«Девушка в матроске» была предшественницей
излюбленных самохваловских образов) и с
московским живописцем Александром Дейнекой.
«Девушка в футболке» остается наиболее
популярным произведением Самохвалова. Моделью
художнику послужила молодая учительница Евгения
Петровна Адамова, но многие советские девушки
тех лет узнавали себя в созданном художником
образе. Картина имела большой успех и в России, и
в Париже, где в 1937 году на Международной выставке
она была отмечена золотой медалью. Она осталась
символом энтузиазма и молодого задора
неповторимых лет. В 1966 году кинорежиссер Михаил
Швейцер, снимая фильм «Время, вперед!» по роману
В.П.Катаева, написанному в том же 1932 году, что и
картина Самохвалова, сделал центром своего
фильма символический образ, фигуру
девушки-строительницы,
в которой как бы оживает созданный Самохваловым
портрет учительницы Евгении Адамовой. Такова
судьба произведений искусства: возникнув в давно
ушедшую пору, они продолжают жить, к ним
обращаются, чтобы понять людей предшествующих
поколений и ощутить незримые нити, связывающие
прабабушек с их далекими потомками.

Анатолий Кантор

Мы рады, что провели с вами целый год, и даже
немного грустим, заканчивая наш совместный
проект с газетой «Библиотека в школе».

На наш взгляд, библиотекарь – первый помощник и
проводник искусства. И мы всегда помним слова
Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Последние святые
России работают в музеях и библиотеках». От вас и
от учителей зависит, каким будет духовный климат
в стране и каким будет наше будущее.

Постарайтесь выписать газету «Искусство» в
свою библиотеку – вместе мы отстоим культуру от
посягательств.

Нинель Исмаилова, главный редактор
газеты «Искусство»

Индексы «Роспечати» – 32584; 32585.

Библиография портрета на первой полосе

Ельшевская Г. Свой сияющий мир
[Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1909]. – № 4. – С.
17.

Исмаилова Н. И в глубине его печаль
[Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1922]. – № 6. – С.
9.

Шилов К. Душа темы: Виктор
Борисов-Мусатов. Дама у гобелена [Виктор
Борисов-Мусатов. Дама у гобелена
(Н.Ю.Станюкевич). 1903]. – № 8. – С. 23.

Иванова-Аннинская А. Сильным – Бог
владеет [Михаил Нестеров. Портрет хирурга
С.С.Юдина. 1933]. –
№ 11. – С. 20.

Кантор А. Парижский волшебник из Перми
[Валентин Серов. Портрет С.П.Дягилева. Не окончен.
1904]. – № 12. – С. 18.

Певзнер Л. Портрет на фоне
натюрморта [Валентин Серов.