Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ исторический стиль: Отечественная история

Ивановская частушка




Принципов для объединения частушек было найдено немало: формальный,
географический, топографический, тематический, возрастной, функциональный и т.
д. Существует народная и научная классификации частушек. Эти классификации не
исключают друг друга, но дополняют: народная классификация определяет
направление научной мысли.




Создатели частушек всегда проявляли максимум изобретательности, рубрикуя
частушки по их разновидностям. «Сбирушка», «Набирушка», «Трясогузка», «Прищелка»
– все эти названия указывают на то, что данные песенки состояли из не связанных
между собой текстов, свободно исполнялись и могли собираться каждый раз
по-новому в «песню». Определение «частушка» указывало на родство этого жанра с
«частой» (быстрой) песней. Те частушки, которые демонстрировали связь с народной
смеховой традицией, получали названия «скоморошины», «прибаски», «присказенки».
Географический и топографический  принципы отражались в наименованиях частушек
по месту их происхождения и исполнения: уральские, костромские, рудничные,
фабричные и т. п. Группировались частушки исполнителями и по тематическому
принципу – «про любовь», «про войну», и т.д. Известный гармонист Ивановского
края А. Мякишев выделял частушки-запевочки, любовные, свадебные, озорные,
«барыня», «цыганочка», «Семеновна», «прощальные», «яблочко».



Как только частушки стали
объектом собирания и исследования, их тут же начали классифицировать. В. И.
Семаков располагал тексты в своем «Сборнике деревенских частушек» (Ярославль,
1913) по тематическому диапазону: «Речи милому», «Признание в любви», «Упреки
милому», «Наказ милому», «Девичьи упреки милому-изменнику», «Совет милому»,
«Прощальные речи молодца к милой», «Обращение родителей» и т. д. Д. К. Зеленин в
сборнике «Песни деревенской молодежи» (Вятка, 1903) также учитывал тематические
характеристики, но счел возможным разделить частушки и по отдельным жанровым
признакам, например, «Юмористика», «Из практической философии». П. А. Флоренский
в своем неопубликованном сборнике «Собрание частушек Костромской губернии
Нерехтского уезда» последовал за народной терминологией и выделил следующие типы
частушек: хороводные, частые, ходовые, выкрички «на  свадьбишной и иной пляске»,
похабные. В «Сборнике великорусских частушек» (М., 1914) Е. Н. Елеонской был
принят географический принцип.



Но и  позже ведущим
принципом объединения частушек оставался тематический. Так,  в объемном сборнике
Н. И. Рождественской и С. С. Жислиной (М., 1956) частушки рубрикованы в три
группы: «Частушки о старой жизни», «Частушки о новой жизни», «Частушки о любви».
В основу структуры сборника Ф. М. Селиванова «Частушки» (М., 1989), вышедшего в 
многотомной серии «Библиотека русского фольклора»,  также положена тематика
частушек.



В антологии З. И. Власовой
и А. А. Горелова «Частушки в записях советского времени» (М.; Л., 1965) материал
располагается по хронологически-областному принципу. В сборнике Л. А. Астафьевой
«Частушки» (М., 1987) хронологический сочетается с тематическим, в связи с чем
исследователь выделяет такие разделы частушек, как дореволюционные, советского
времени, о любви, частушки деревенских гуляний.



Вместе с тем, в научных
исследованиях предлагались и иные основания для классификации частушек. Н. П.
Колпакова выделила четыре типа частушек: собственно частушка плясовая,
«Семеновна», «Страдания» [Колпакова,
264—288.]. А. А. Горелов в основу жанровой классификации положил особенности
композиции, введя понятия субъективно-лирической формы (частушка как лирический
или повествовательный монолог) и объективно-лирической формы (частушка как
сообщение, повествование, зарисовка) [Горелов,
5—27.]. И. В. Зырянов свою классификацию частушки связал с основными функциями
этого жанра, сложившимися в процессе бытования. Исходя из этого, он выделил 9
типов частушек: лирические, гимнические, лозунговые, сатирические и
юмористические, детские припевки, частушки-припляски, пословичные,
частушки-загадки, нескладухи-перевертыши [Зырянов,
122—131]. А. И. Лазарев в своем исследовании «Трудные темы изучения фольклора»
(Челябинск, 1998)  сгруппировал частушки в четыре разряда в зависимости от
функционального содержания: частушка-исповедь, частушка-характеристика,
частушка-ситуация, частушка-анекдот.



Поиски оснований для
классификации частушек продолжаются. Анализ  классификаций научной и народной
позволяет сделать вывод, что эти два типа взаимно дополняют друг друга.
Географический, тематический, функциональный и другие принципы объединения
частушек используются как их создателями, так и учеными.


***



Русская частушка уникальна,
это особый вид народного творчества. Частушка одна из немногих живых и активно
развивающихся жанров русского фольклора.



Новых сказок, былин,
исторических песен уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют в каждой
деревне, сочиняют новое на основе старого. Если  литература обращается к чужому
тексту как к цитате, то  в фольклоре чужой текст всегда «раскавычен», он
органично и легко вплавляется в устную импровизацию. Вот, например, очередная
частушка-импровизация:



Как у наших, у ребят



Голова из трех частей:



Карбюратор, вентилятор,



И коробка скоростей.



Зачин этой частушки «Как у
наших у ребят…» – старый, а продолжение новое. Так продолжается и развивается
этот жанр. Уйдёт он только с окончательным разрушением села, деревни. А сейчас
частушка всё ещё живёт своей творческой жизнью.



Замечательно и образно сказал
о частушке Павел Флоренский, изучая этот вид фольклора: «Вечно юная, вечно
кипучая частушка – есть бродящее вино народной жизни…»

 

Общественные деяния

По воспоминаниям потомков семьи Горюновых их предки в Лыткарино были одни из самых зажиточных. Об этом свидетельсвует тот факт, что к началу XX века семья имела свой большой дом, пекарню и лавку. По рассказам старшего поколения Горюновых, на старом деревенском кладбище, которое находилось у Никольской церкви в Петровском находился семейный склеп Горюновых.

О достатке в семье свидетельствует и список приданого на 4-х листах, которое давалось за одной из дочерей Горюновых к свадьбе. В перечне приданого записаны: иконы в золотых и серебряных окладах, украшения с бриллиантами и без, мебель из ценных пород дерева, дорогая одежда и множество других ценных вещей.

Не удалось проследить династию Горюновых ранее середины XIX века, определить, чем они занимались, какими промыслами владели. Но наследники особо почитали память одного из предков, имя которого не сохранилось. На бережно хранящейся в семье фотографии изображен бородатый мужчина в темной одежде с орденами (крестами) на груди. Был ли он священник, военный в отставке, установить не удалось. Предполагают, что именно он построил дом в середине XIX века, ставший впоследствии памятником архитектуры.

Известно, что в начале XX века наследником Горюновых был Петр Матвеевич Горюнов, содержавший собственную пекарню и имевший свою торговлю. Сохранились фотографии его родителей и родной сестры Александры с мужем.

Петр Горюнов был женат на Марии Тимофеевне в девичестве Сорокиной (1879-1960). Петр и Мария имели четверых детей: Николая, Варвару, Василия и Константина (1904 г. рожд.). Сохранилась фотография всей семьи.

Петр Горюнов очень любил лошадей, занимался их разведением и имел свой табун. Однажды произошел несчастный случай – лошадь сильно его ударила. От этого удара 28-летний Петр Горюнов скончался, как записано в архивных церковных документах от «водянки». Мария Тимофеевна осталась одна с четырьмя детьми. Младшего сына она отдала «на воспитание» к более богатым родственникам, которые жили в Пушкино под Санкт-Петербургом.

Заботы о семье и семейном бизнесе легли на плечи молодой вдовы. До поры до времени дела у нее шли неплохо.

Примерно в 1914-1916 годах, по рассказам лыткаринских старожилов, усадьба Горюновых была даже своеобразным средоточием общественной и культурной жизни деревни. В день престольного праздника Петра и Павла рядом с ней устанавливали привозимые откуда-то качели. Жители деревни с удовольствием на них катались, а уж радости ребятишек не было предела.

В этот день большой сарай Горюновых превращался в «театр»: здесь монтировалась сцена и устанавливались лавки для зрителей. Деревенская молодежь превращалась в артистов самодеятельного театра: они показывали любительские спектакли из русской классики, пользовавшиеся у односельчан большой популярностью.

В подготовке спектаклей принимала участие и местная интеллигенция – жена управляющего соседним имением Петровское, сестры священника, студент и даже актеры из Малого театра, приезжающие в имение на лето отдыхать. Актеры учили участников постановок гримироваться, держать себя на сцене, а незадолго до премьеры возили их в московские театры посмотреть одноименные пьесы. Оттуда же, из Москвы, в Лыткарино привозили костюмы, грим, парики и прочие театральные атрибуты.
После революции лавка у Горюновых была национализирована и стала общественной. В ней стал торговать назначенный сельским Советом продавец.

Для семьи Горюновых наступили тяжелые времена: закончились сбережения, чтобы прокормить детей Мария Тимофеевна постепенно распродала все ценные вещи. /1/

В 1929 году над семьей нависла новая беда – угроза раскулачивания, так как всем домовладением и имуществом владела одна Мария Тимофеевна. Тогда она решает разделить дом и хозяйство между сыновьями. /3/

Впоследствии старшие сыновья по-своему распорядились наследством, продав свои доли дома чужим людям, и большой дом Горюновых превратился в своего рода «коммуналку». Сама же Мария Тимофеевна остается жить с младшим сыном Константином и его семьей.

Шли годы. Вырос сын Константина – Николай. После службы в армии Николай женился. Для молодой семьи в доме не хватало места, и они обратилась в сельский Совет с просьбой вернуть в распоряжение семьи Горюновых бывшую лавку. Перестроив лавку под жилое помещение стали жить там.

В начале 1990-ых годов всех жильцов дома расселили по городским квартирам.


В середине XIX века Горюновы в центре деревни Лыткарино построили большой новый дом. Видимо, в это же время рядом с ним строится и лавка.

Дата постройки дома и лавки – 1862 год – указана, видимо со слов владельцев, в карточке на домовладение, составленной в 1955 году и хранящейся в архивах лыткаринского БТИ. /5/

Известно, что в 1867 году дом был застрахован, о чем свидетельствовала металлическая табличка, прибитая ранее на здании, а в настоящее время хранящаяся в фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея.

Дом был выстроен на высоком полуподвале, сложенном частично из кирпича, частично из песчаника /4/ Под домом находился выложенный из серого лыткаринского песчаника обширный подвал. Высота потолков подвала была выше человеческого роста.

Отдельный вход в средней части дома вел в пекарню, расположенную в цокольном этаже. Посреди пекарни была сложена небольшая печь для выпечки хлебных изделий, вдоль стен стояли столы./1/

Дом состоял из нескольких комнат, одна из которых была расположена на чердаке (светелка). Как указано в паспорте на дом-памятник, «планировка передней части дома, отделенной от задней поперечными сенями, состоит из четырех различных по площади комнат. Планировка задней части дома со временем была сильно изменена. В интерьере сохранились двупольные филенчатые двери. ». /4/

Дом отапливался русской печью с лежанкой, украшенной изразцами, сохранившимися до 1955 года. /6/

По воспоминаниям наследников Горюновых, обстановка дома была выдержана в едином стиле: настенные часы, напольное узкое зеркало с тумбой, деревянная спинка дивана были украшены одинаковым резным декором. В правом – «красном» — углу был большой богатый иконостас. На стенах были развешены семейные фотографии и портреты.

Лавка представляла собой одноэтажный сруб-пятистенок. Лавка и дом имели общий большой двор, выложенный булыжником. /4/ Двор был велик: здесь спокойно могла развернуться подвода с лошадью. /1/

Под помещением лавки имелся большой подвал. Особенность его заключалась в том, что и зимой и летом он сохранял постоянную температуру, и продукты хранились здесь круглый год. Для этого зимой на Москве-реке рубили пластами лед, привозили несколько подвод льда и закладывали его в подвал. Летом в подвале было так холодно, что рыбу для покупателей пилили двуручной пилой, так сильно она замерзала! /1/

В лавке можно было купить и мешок муки, и духи в фигурном флаконе. В пекарне Горюновы выпекали вкуснейший хлеб, бублики, баранки, блины, оладьи, которые жители деревни с удовольствием покупали. В лавке был установлен большой самовар, и покупатели могли выпить стакан чая в уютном уголке у окошка./2/

Видимо в начале XX века во дворе между домом и лавкой был сооружен большой деревянный сарай. Это было прямоугольное в плане сооружение, покрытое двухскатной стропильной крышей, опирающейся частично на стены дома и лавки, частично на две стены (южную и западную, рубленные из бревен, перевязанных в «лапу». /4/

С улицы во двор вели широкие двухстворчатые деревянные ворота, обработанные с наружней стороны большими шестигранными филенками. Ворота были сделаны во второй половине XIX века. /4/

В начале XX века передняя часть дома была обшита снаружи тесом, получив новое декоративное оформление. В это же время дом украшается сложной и разнообразной пропильной резьбой. /4/ «Белое кружево наличников, венца и кровельной каймы – все это на голубом фоне напоминает гребешки морской пены. В каждом изгибе узора, любовно вырезанного из дерева, чувствуется тепло рук мастера». /2/ (Приложение 22)

Как считают специалисты, дом Горюновых является «характерным для сельской и провинциальной городской застройки второй половины XIX века примером жилого дома с лавкой, стоящих на одном участке. Жилой дом – одно из немногих зданий в Лыткарино, сохранивших развитое декоративное оформление фасадов.» /4/

Архитекторы-реставраторы ВООПИК в своем заключении по результатам обследования памятника «Дом и лавка Горюнова» в 2004 году пришли к заключению, что «памятник является образцом одной из разновидностей усадебной застройки – сочетание жилого дома с лавкой, характерным для крупных сел и небольших провинциальных городов России второй половины XIX – начала XX веков. В этом качестве представляет историко-архитектурный и этнографический интерес не только для города Лыткарино, но и для всего ближайшего Подмосковья, почти полностью лишившегося исторической застройки в процессе коренных преобразований во второй половине XX столетия. »./7/


Источники:
1.Воспоминания Г.Н. и Л.Н. Горюновых.// Архив ЛИКМ
2.Голубева Н.В. О чем молчит старый дом.//Новый век. – 2004. — №3(8) .
3.Раздел семьи Горюновых. 25 октября 1929. //Архив лыткаринского БТИ.
4.Паспорт на памятник архитектуры «Дом и лавка Горюнова»//ЛИКМ.
5.Карточка на домовладение дома № 102 по Колхозной улице г. Лыткарино. 1955 г. //Архив лыткаринского БТИ.
6.Карточка на основное строение. Домовладение № 102 по Колхозной ул. г.Лыткарино. 1955 г.//Архив лыткаринского БТИ.
7.Шургин И.Н. Заключение по результатам обследования памятника архитектуры местного значения – «Дом и лавка Горюнова» (вторая пол. XIX – нач. XX вв.). в г. Лыткарино, ул. Колхозная, д. 102. 12 июля 2004 г.
8. План участка, расположенного в пос. Лыткарино, ул. Колхозная, дом № 102. 1957 г. //Архив лыткаринского БТИ.

http://www.lytkarino.info/lofiversion/index.php/t3254.html

Переписка с государственными органами о судьбе (сносе) «Дома и лавки П.