Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ влад кравчук: Красноярская библиотечная ассоциация (КБА)

Педагогам — игры

ИГРЫ-ЭНЕРГИЗАТОРЫ

ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг.
Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

КОМПЛИМЕНТЫ

l. Bce играющие встают в круг. Один из играющих поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент.
2.Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее.
Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-нибудь, ставший традиционным, предмет, например сердечко, сшитое из ткани и др.

ГОРЯЧИЙ СТУЛ

В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты …» или «Ты лучше всех…» и т.д.

МИР БЕЗ ТЕБЯ

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок ему и будут предназначаться слова -комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты…»

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ ЗА ТО…

Эта игра позволяет ребенку осмыслить свои положительные и отрицательные качества, поступки. Суть игры заключается в том, что ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, которыми он доволен; поступки, за которые его поощряют и от которых он испытывает удовлетворение.
В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют беспокойство.

ИГРЫ-ЗНАКОМСТВА

«Снежный ком»
Первый по кругу (а это учитель) называет свое имя так и с такой интонацией, как он хотел бы, чтобы к нему обращались остальные участники. Второй повторяет имя первого и называет себя, третий повторяет всех предыдущих и добавляет свое имя и так далее. Учитель заканчивает игру, повторяя имена всех участников. При этом можно добавить, что, называя друг друга по имени, мы делаем приятное друг другу. Дейл Карнеги утверждает, что «для человека нет ничего более приятного, чем звук его собственного имени».

«Имя в жестах»
Участники встают в круг. Каждый должен произнести свое имя, сопроводив каждый слог каким-то жестом (танцевальным, приветственным, физкультурным и т.п.). Все вместе повторяют за каждым его имя и жесты.

«Имя и качество»
Участники по очереди называют не только свое имя, но добавляют какое-либо качество, характеризующее их личность в целом или настроение в данный момент. Качество должно начинаться на первую букву имени. Например: «Я — Таня, я – творческая (или трудолюбивая, или тихая, или терпеливая)». Участники могут проявить себя с творческой стороны, отнестись к заданию с юмором и давать более сложное определение качеству, например: «Я – Таня, я — трудно просыпающаяся по утрам».
«Имена в воздухе»
Участники по очереди пишут свое имя в воздухе рукой. Все повторяют написание имени, но другой рукой. Можно попросить написать имя двумя руками одновременно.

«Визитка»
Каждый участник на листке бумаги пишет свое имя и «расшифровывает» его по буквам, например:
С ерьезный
А ктивный
Ш аловливый
А ртистичный
(Другой вариант).
Каждый ученик на бумаге изображает свой «индивидуальный портрет», который может включать следующие компоненты:
— Имя и его «расшифровка» по буквам;
— «Моя внешность»;
— «Я люблю…»;
— «Мои способности»;
— «Мои желания».

ИГРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПРИОБРЕСТИ ОПЫТ ГУМАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

«Добрый ручеек»
Ребята встают в две шеренги лицом друг к другу, как для игры в «ручеек», только им не надо браться за руки. Один участник проходит между этими рядами с одного конца до другого. Каждый из шеренги «ручейка» должен сказать этому участнику что-нибудь хорошее или невербально продемонстрировать ему свое хорошее расположение, симпатию, одобрение.
«Комплименты»
Участники по очереди говорят комплименты своему соседу слева. В ответ на комплимент каждый должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь сказать что-нибудь приятное своему соседу. Можно при этом передавать друг другу какой-нибудь предмет – цветок, сшитое из ткани сердечко.
«Роза и чертополох»
Учитель берет в руки какой-либо цветок («Это будет роза») и какой-либо колючий предмет — веник, колючку или кактус («Это будет чертополох»). Участники передают эти предметы по кругу, сопровождая это такими словами: «Я дарю тебе розу, потому что ты …(следует комплимент), и я дарю тебе чертополох, чтобы ты никогда …(следует предостережение от чего-либо дурного, нехорошего)».

«Подарите подарок»
Каждый своему соседу слева дарит воображаемый подарок. Он изображает этот предмет мимикой, пантомимой, жестами. Получивший подарок должен отгадать, что он получил и поблагодарить. Далее он придумывает и «передает» свой подарок следующему участнику.

«Похвалите знакомых» («С лучшей стороны»)
Участники пишут на отдельных листочках черным цветом свои жалобы на поведение, чувства значимых для них людей. Например, «недоволен тем, что …», «мне не нравится, что …» и тому подобное. Когда перечень недовольств исчерпан, надо взять любой листок и постараться «превратить» жалобу в похвалу или хотя бы найти своему знакомому оправдание. Записать новую формулировку красным цветом на другой стороне листочка. Например, если было: «Я недовольна тем, что учитель ставит мне двойки» («Мне не нравится, что Оля редко заходит в гости»), то на обороте появилось: «Хорошо, что учитель требовательный, я вынужден больше заниматься» («Как хорошо, Оля живет столь полной и интересной жизнью, что не находит времени даже зайти ко мне».)
Когда каждая карточка стала двойной, надо наклеить на лист бумаги все маленькие листочки красным цветом верх. Теперь можно перечитать их и порадоваться достоинствам своих близких. Доброжелательность позволяет любую ситуацию увидеть в лучшем свете!

КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ

«Цепочки»
Группы от 5 до 10 человек образуют цепочки: от самого высокого до самого низкого, от самого темного цвета волос к самому светлому, от самого большого размера обуви к самому маленькому, от самого старшего до самого младшего. Таким образом цепочки могут образовываться по любому признаку: длина волос, цвет глаз, дни рождения.
Можно построить игру с элементом соревнования: две группы образуют цепочки – кто быстрее и сплоченнее действует?
Можно игру усложнить: в цепочки ребята должны выстраиваться молча, изъясняясь только при помощи мимики, жестов, прикосновений.

«Передай другому»
По кругу ребята молча передают воображаемый предмет. Затем объясняют: что получил? Что передал другому?

«Маятник» («Свечка», «Былинка на ветру»)
Один из участников встает в центр круга, руки вытягивает вдоль тела, закрывает глаза. Остальные стоят вокруг плотным кольцом, подставив руки, чтобы быть готовыми поддержать стоящего в центре. Участник, стоящий в центре, должен постараться максимально расслабиться и начать падать назад, не отрывая ног. Остальные не дают ему упасть, поддерживают и бережно отстраняют на противоположную сторону. Если выполняющий упражнение сможет довериться группе, он будет медленно раскачиваться, как былинка на ветру.

«Путаница»
Участники стоят в круге, с закрытыми глазами вытягивают вперед руки. Каждый должен взяться за руки с кем-то из других участников. Когда открывают глаза, видят, что запутались. Задание: молча распутаться, общаясь с помощью мимики и прикосновений.

«Музыкальные стулья» («Лягушки на болоте»)
Количество стульев («кочек») на один меньше, чем игроков («лягушек»). Звучит музыка, все двигаются вокруг стульев. Выключается музыка, и вся группа должна удержаться на меньшем количестве стульев. Каждый раз, когда вновь включается музыка, убирается еще один стул. Вся группа отвечает за то, чтобы для каждого нашлось место, пусть даже на коленях, на плечах других участников.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

«Узнай качество»
Участники должны продемонстрировать какое-то качество характера невербально — с помощью жестов, мимики, походки, или пантомимой-инсценировкой. Остальные отгадывают «зашифрованное качество». Можно играть индивидуально, парами или группами.

«Превращения»
Положительным качествам характера надо дать отрицательное наполнение, чтобы они стали достойны осуждения, а не похвалы. А отрицательные качества превратить не в столь обидные, наполнив их положительным смыслом. (Настойчивость — упрямство, прямота – наглость, бережливость — скупость, высокомерие — чувство собственного достоинства).
Можно играть командами: «пессимисты» предлагают отрицательный вариант черты характера, а «оптимисты» — положительный.
Данная игра помогает осознать сложность, неоднозначность характера человека и то, как много зависит от чувства меры.

«Круг общения»
В игре происходит осмысление и развитие нравственных представлений. Участники отвечают на вопросы по кругу, добавляя по одному примеру, например:
1. «Что может быть добрым?» (взгляд, сердце, человек, улыбка и т.п.)
2. «Назовите глаголы, связанные со словом «доброта» (подарить, помочь, приласкать, обрадовать, приободрить и т.п.).
3. «Назовите профессии, в которых нужна доброта».
Подобным образом можно актуализировать представления и о других нравственных качествах.
Например, уважение.
1) Что может быть достойно уважения? (мнение, труд, поступок, старость и т.д.)
2) Кто достоин уважения?
3) Закончить предложение: «Я уважаю себя за то, что …» или «Я хочу, чтобы меня уважали за ….»
4) Что надо сделать, чтобы меня уважали? (на доске можно написать глаголы, которые помогут ученикам сформулировать ответ: научиться…, стать …, достичь…, развить …, изменить …)

ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, СОБРАННОСТИ

«Руки – ноги»
Учитель дает краткую инструкцию: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам команду вашим рукам – они должны поработать (подняться или опуститься), а когда я хлопну два раза – это приказ ногам (встать или сесть)». После этого учитель начинает руководить действиями детей хлопками, чередуя их последовательность и меняя темп.
Сложность игры обнаруживается по ее ходу, когда ученики, например, подняв руки после одного хлопка и услышав следующую команду в два хлопка, — садятся, при этом машинально опуская руки, хотя команды для рук не было (была команда поднять руки, но не было команды опустить руки). Какого бы возраста не были ученики, вначале обязательно кто-нибудь сделает ошибку. Тогда вместе с веселым настроением и азартом приходит понимание необходимости полной концентрации внимания и собранности.

«Считалочка»
Все вместе вслух считают от одного до пятидесяти. Но вводятся правила: нельзя произносить число 5, например, и любое число, кратное пяти. Вместо 5 или любого числа, кратного 5, нужно молча хлопнуть в ладоши. Затем правила меняются: нельзя, например, произносить 7 и число, кратное семи.
Это упражнение подходит для начала урока математики. Ученики активизируют свое внимание, мобилизуются, а также тренируются в счете.

«Садись, вставай!»
Участники рассчитываются по порядку. Таким образом у каждого участника – свое число. Учитель рассказывает историю, в тексте которой должно быть много цифр. Когда произносится очередное число, человек с эти номером встает.
Упражнение усиливает концентрацию внимания, собранность участников

Авторы-составители:
Ерохина М.