Рєр°Сђс‚Рёрѕс‹ елена ахвледиани: Отечественная история

Бери от жизни все!

О чем спорим?

Елена Коптяева

Елена Ивановна Коптяева
зав. библиотекой школы № 2, руководитель
пресс-центра, редактор газеты «Школа»
п. Октябрьский,
Архангельская обл.

Подростковый возраст – время
самоопределения. Дети жаждут общения и
самоутверждения. Простое чтение нотаций на
общественно значимые темы – не совсем то, что им
нужно. Зато есть другие прекрасные формы общения
– дискуссии, диспуты, на которых дети прекрасно
раскрываются и для принятия новой информации, и
для демонстрации своей позиции. Иногда именно в
процессе обсуждения проблемы у детей возникает
эта самая позиция, что является для них важным
приобретением.

Ясно, что сами по себе дети не
организуют разговор в таком виде. Нужна помощь
взрослых. Зная, как охотно школьники участвуют в
подобных мероприятиях, библиотека в нашей школе
старается инициировать их, привлекая классных
руководителей, организаторов и учителей. Одному
взваливать эту ношу на плечи никому не советую.
Такое ответственное дело нуждается в
подготовительных шагах. Очень полезно
обдумывать и анализировать сам процесс
подготовки и результаты с классным
руководителем, который лучше знает своих
учеников. Диспут, проведенный «на пару» (вдвоем),
получается разнообразнее. И потом, чем больше
людей практикуется в этом деле, тем большее
количество диспутов можно ожидать в школе. Или
только ты и будешь считаться «специалистом» по
данному профилю. А на сколько тебя одного хватит?

За три последних года мне довелось
провести три диспута: об эмиграции (хорошо это
или плохо), о глобальных экологических проблемах
(касается это всех или нет) и о принципе «Бери от
жизни все!» (что будет, если все станут жить по
этому принципу).

Последнюю идею подал И.И.Васильев,
преподаватель политологии в МГУКИ, где я сейчас
учусь. (Иван Игнатьевич считает, что многие беды в
нашем обществе начались с появления этого
лозунга.)

Хочу рассказать о том, как все это было.

Ясно, что для серьезного разговора на
любую тему нужно настроиться, заронить в головы
саму мысль для размышлений, иначе ничего не
получится. Обычно на заданный с ходу сложный
вопрос люди отвечают: я на эту тему еще не думал.
Поэтому на первом же уроке по информационной
культуре в восьмых классах мы обсудили тему о
влиянии рекламы на нашу психику, о том, как она
стремится распорядиться не только нашим
кошельком, но и жизненными принципами.

В конце урока я предложила письменно
ответить на несколько вопросов. Сданные листочки
мы потом анализировали с классными
руководителями. Результаты озадачили.

1. Что ты понимаешь под фразой: «Бери от
жизни все»?

Ответы были такими: наслаждайся
жизнью; ничего не упускай; пробуй все, что
хочется; живи каждый день как последний; не трать
времени зря; не тоскуй; не зацикливайся на
проблемах; не обижайся. А были и такие: бери не
только хорошее, но испытай и трудности; используй
все возможности – узнай о жизни больше; сделай в
жизни много; везде поработай, преуспей в жизни;
всему поучись; добивайся того, чего хочешь.

2. Как ты относишься к тем, кто не живет
по этому принципу?

«Кто не пробовал все, будет жалеть».
«Они ленивы и трусливы, не любят ничего менять».
«Пусть живут, как хотят, зануды». «Это происходит
от замкнутости».

3. Живешь ли ты сам так или что-то тебе
мешает?

«Если ты живешь с родственниками – ты
не свободен». «Это наказуемо». «Буду лет в 50».
«Сама себе не позволяю».

4. Живут ли по этому принципу твои
родители?

«У родителей старомодные понятия». «У
родителей есть обязанности, и это им мешает».
«Они начинают жить так».

5. Что будет, если все станут жить по
этому принципу?

Шесть человек ответили «не знаю»; 10
человек считают, что будет хорошо: все будут
богатыми, добрыми, все будут куда-то спешить,
будут очереди на концерты и т.д.; 26 человек думают,
что начнется хаос: экономический, экологический
и социальный.

Естественно, что все под фразой «Бери
от жизни все!» понимают разное. Но не это
обескуражило. Оказалось, что мысли детей
складываются в странные сочетания. Заявляя, что
«брать все» – это необходимое условие успешной
жизни и тот – «лох», кто не делает так, тут же
признают, что это наказуемо, что начнется
беспредел, если все так заживут. ..

В общем, получается, что в головах у
детей жуткое раздвоение. «Знаю, что в результате
будет плохо всем, но в данный момент буду делать
себе хорошо». Примерно так. Причем это в виде
сформированной жизненной установки.

Наши мысли тоже разбежались. На чем
строить спор? Можно было выделить какой-то узкий
вопрос. Например, о правах и обязанностях… Но так
хотелось продолжить обсуждение именно принципа
«Бери от жизни все!» – так много проблем могло
быть затронуто… И важно было узнать, какие из них
больше волнуют наших подростков.

Словом, мы решились пуститься  в
плавание по этой обширной теме. Остановились на
том, что спорящие стороны должны будут
отстаивать такие точки зрения: «Если все станут
жить по этому принципу, будет хорошо!»; «Если все
станут жить по этому принципу, начнется хаос»;
«Мне еще рано думать на подобные темы».

Вести диспут в паре не получилось, так
как эпидемия гриппа не обошла стороной наши края.
В строю осталась только я. Примерный план
разговора мне пришлось обдумывать одной.

Начать надо было, естественно, с того, что
именно можно брать от жизни
. Ответы выносить на
доску. Потом, очертив круг всего, что нужно
нынешним детям для счастья, перейти к оценке
фразы «Человек создан для счастья, как птица
для полета».
Затем предполагалось подойти к
аксиоме «За все надо платить» и к поговорке «Полюби
себя, тогда и другие тебя полюбят».
По ходу дела
очень хотелось выйти на разговор о совести и
прочитать «Балладу о совести» Ю.Кима. Потом
обязательно спросить у ребят, с какого же
возраста стоит задумываться о важных жизненных
проблемах
. После этого каким-нибудь хитрым
образом повернуть разговор в сторону того, что все
в мире относительно
, и если под тем, что надо
«брать от жизни», понимать эгоистичное
удовольствие, то будет, конечно, хаос, а если
конструктивно подходить к проблеме, то можно
вполне мирно сосуществовать и с людьми, и с
природой. А закончить стихотворением
Ю.Левитанского «Каждый выбирает по себе».

Так было задумано. В общем, так оно само
собой и получилось. Даже странно. Но параллельно
возникло много совершенно неожиданных и ценных
отступлений. Разговор продолжался больше часа.
Были желающие продолжить, но я решила не
злоупотреблять вниманием ребят. Хотя, конечно,
лестно было услышать вопрос: «А когда будет
следующий диспут?»

Кроме всего прочего на этом
мероприятии присутствовала аттестационная
комиссия (я аттестуюсь как педагог).
Разгоревшийся спор не оставил равнодушной даже
ее. Председатель аттестационной комиссии в конце
не выдержала и добавила еще один аспект:
расхождение наших желаний
с нашими возможностями. Не в плане финансов, а то,
что «рожденный ползать, летать не может». И с этим
тоже приходится учиться смиряться. На анализе
самого диспута тоже продолжился обмен мнениями
по теме встречи…

Моя оценка осуществленного
мероприятия несколько отличается от оценки
комиссии. Никто почему-то мне об этом не сказал,
только, конечно, получилась дискуссия, а не
диспут
. Так как до противостояния двух сторон
мы не дошли, хотя и постарались рассадить всех в
соответствии с высказанными в анкетах мыслями.
Потом, очень плохо, что я опять попыталась обойти
правило, которому надо следовать в таких случаях.
Нельзя ставить детей на защиту своего
действительного мнения, а лучше им выступать
в роли
защитника утверждения, доставшегося
по жребию. Так мы избегаем болезненных моментов,
и ребенок легко может согласиться с тем, что его
переубедили. Хотя, конечно, ничего страшного не
произошло, но очень ругаю себя, что пренебрегла
этим.

Главную оценку все-таки должны
давать дети. На другой день после диспута я
предложила нескольким активным спорщикам
обменяться мнениями по поводу состоявшегося
разговора. Получилась очередная дискуссия.

Начали они с то-го, что им очень
по-нравилась такая общая встреча.

Е.И. Что же вас в ней привлекло?

Надя. Можно было поспорить…

Вика. И в рамках приличия
повыступать…

Марина. Что-то вы не особо
выступали.

Надя. Почему? Когда мне было что
сказать, я не молчала.

Маша Ч. Да-а-а… Пока надумаешь, что
ответить, пока очереди дождешься, все уже твою
мысль пять раз скажут: вон сколько рук
поднималось…

Маша К. Мне кажется, немного
стесняли пришедшие на диспут учителя. Мы не
предполагали их увидеть. Некоторые из-за этого
даже говорить ничего не стали.

Марина. А я, когда шла на диспут,
думала, что вообще все будут молчать, потому что
два восьмых класса приглашено. И при своих-то не
очень свободно себя чувствуешь… Не ожидала
такого спора.

Маша К. Ну и что, что два класса. Мы
по обществоведению проходили, что общество может
делиться на малые группы: на временные или
постоянные, по интересам, по месту жительства и
так далее. А на диспуте мы разделились по точкам
зрения.

Маша Ч. Урок обществоведения,
кстати, похож на диспут. Мы на нем чего только не
обсудим!

Марина. А я заметила, что кто-то был
активен на протяжении всего разговора, а
некоторые брали слово, когда поднятой темой была
задета какая-нибудь струнка в душе. Просто не
могли в этот момент не высказаться.

Вика. Вот Ксюша заявила, что нужно
жить по принципу: полюби других, тогда и тебя
полюбят, и сразу многих пробило на спор о
самооценке.

Надя. Жаль, что на эту тему так мало
поговорили.

Маша Ч. А когда сказали, что мы
никому ничего не должны и нам никто ничего не
должен?

Марина. Да, особенно, что мы
родителям ничего не должны… Мне кажется, за
родителями ухаживают не потому, что они нас
родили, а потому, что мы их любим. Мало ли кто кого
родил, а потом оставил. Что же теперь? Думаю, что
детям из детского дома вообще неприятно все это
было слышать.

Вика. А некоторые вообще ничего не
хотели слушать. Сидели и тупо ждали только, когда
все закончится, чтобы домой пойти. Так и на уроке
можно упереться в эту мысль и ничего не слышать.

Е.И. А как вам высказанная мысль,
что по отношению к учителям тоже не надо быть
особо благодарными, потому что они за обучение
деньги получают? Мне уж очень это диким
показалось.

Маша К. А что? Разные ведь учителя
бывают…

Надя. Не все ведь по-человечески к
нам относятся, а просто придут, расскажут урок,
нас опросят, оценки понаставят и уйдут. И не
подойдешь ни с чем.

Маша Ч. А если невзлюбят – занижают
отметки…

Вика. Да, некоторые еще нас все
время попрекают, что им денег не дают.

Марина. А ведь есть и другие. Вот и
проектами с нами занимаются после уроков, и
вообще…

Маша К. Для благодарности все-таки
еще и симпатия какая-то к учителю должна быть. А
если кто-то сам к нам плохо относится? И не
поспоришь.

Е.И. Ладно об этом. Давайте
поговорим о том, что вам не понравилось на самом
диспуте, в его организации.

Марина. Мне кажется, не надо
рассаживать четко по имеющемуся определенному
мнению. Надо по жребию рассаживать, чтобы
обсуждение пошло безболезненно. Легче было бы от
принятого решения отказаться. Правда, нам и не
пришлось особо спорить на тему: плохо или хорошо
было бы. У нас вообще получилось, что каждый за
себя был. Вам надо было бы все же спросить
в самом начале: почему «плохо» или «хорошо». А
потом бы мы обсудили, как кто понимает фразу
«Бери от жизни все».

Е.И. Ты права, но вы сами сказали,
что некоторые ученики думали только о доме, а мы
могли бы унестись в разговорах очень далеко и
надолго. У вас ведь очень большие расхождения в
понимании жизни. Я решила подводить вас к этому
же, но по определенным этапам. В результате
получилась очень содержательная дискуссия, а не
диспут, который предполагает не такую широкую
тему.

Марина. На самом деле все было
хорошо, но это только начало разговора. Теперь
нужен второй этап, на котором можно было бы
развить некоторые темы, промелькнувшие на
диспуте. Только хорошо бы приглашать того, кто на
самом деле хочет говорить или в крайнем случае
послушать. И чтобы не ныли из-за спины те, кому все
равно.

Е.И. Значит, вам все-таки нужны
такие встречи?

Вика. Конечно. Чтобы все высказали
свое мнение, чтобы знали, что есть разные мнения,
не равняли под одну гребенку.

Надя. Мы же должны научиться
отстаивать свое мнение, защищать его.

Е.И. А есть ли вообще смысл
спорить о чем бы то ни было?
Ну, есть у тебя
свое мнение, у тебя – свое, ну и живите спокойно.

Надя. А вдруг у кого-то мнение
ошибочное? Нужно же доказать ему это.

Вика. Мне, например, ничего не
докажешь. Я ведь имею право на свое мнение, какое
бы оно ни было.

Марина. Может, важно то, что
происходит обмен мыслями? Я слушала чужие мнения
и отмечала важное для себя.

Е.И. Что же нового для себя вы открыли
в процессе разговора?

Марина. Я, например, никогда не
думала, что ученики могут так умно и доказательно
рассуждать. Лишний раз подтверждается, что с виду
все не такие, как внутри.

Вика. А мне запомнилась сказанная
Наташей поговорка: «Держи врага ближе, чем
друга».

Маша К. А по мне так друзей надо
ближе держать к себе. Сейчас у нас враги не такие
уж серьезные. Не обращай на них внимания – и они
от тебя отстанут.

Марина. Я поняла, что все-таки надо
полюбить себя. И над тем, что за все приходится
платить, я так глубоко еще не задумывалась.

Надя. У меня, честно говоря, особого
вывода так и не сложилось. Мы ведь явно
недоспорили. Но ясно одно: все хорошо в меру.

Е.И. Если вы считаете, что
разговор хорошо бы продолжить, то как это
устроить, чтобы меньше было недовольных?
Приглашать
только по желанию, а не весь класс?

Вика. Ну уж нет! Или всех, или никого.

Марина. Главное, чтобы это не было
после шестого урока. Мы все-таки устаем, да и
кушать хотим.

Вика. А еще лучше вместо
каких-нибудь уроков!

Старшеклассники, которые сидели в
читальном зале во время нашей беседы, очень
заинтересовались и захотели у себя в классе
развернуть баталии по теме «Бери от жизни все!».
Не знаю, осуществится ли их желание, но, мне
кажется, неплохо было бы в каждом классе подобный
разговор повести.

Надеюсь, что все, о чем я рассказала,
поможет желающему пройти этот путь, обходя
подводные камни.

Фото из архива автора

Кьвепеледа мугьманвиле


Rus
Eng
Az
Lz

Мобил жуьре

















 

Самур вацIун ва Кавказ дагъларин чIехи кьаскьандин кьве патани алатай девиррилай куьчери хипехъанвилелни малдарвилел машгьул лезги ва лезги чIаларин бинелу халкьар яшамиш жезва. Дагъларин азад, такабур лекьериз тешпигь абурун яшайишдин вердиш къурулуш, гьайиф хьи, гила арада кьилди уьлквейрин кIеви сергьятар хьуни чIурнава.
 
Мукьва-кьиливилинни хванахвавилин сих алакъайрин къунши хуьрер яргъал хьанва, бубайрин сеняткарвилер ва гьабурухъ галаз дагълух хуьрерни терг жезва… Виридалайни пис, мусибатдин кар – чкадин жемятрихъ галаз къаришмиш хъижез, Азербайжан патан лезгийрин дидед чIал, милли культура, адетар къакъатзава.
 
Ажеб тир госсергьятрин таможенный пунктарилай хьайитIани асантдаказ элячIиз жезвайтIа. Чун гьакI фин-хтунин алакъаярни (чарасуздаказ элячIзавайбурун чIехи пай лезгияр я кьван) жезмай кьван зайифарун патал къастуналди хьиз ажиотаж, тIебии тушир тегьердин яргъи учирар арадал гъиз, инсанар гьелекзава, хам алажзава… Эхь, гьа ихьтин азиятар кьабулна, и мукьвара, чун са кьвед-пуд юкъуз Азербайжан патан мукьва-кьилийрални дустарал кьил чIугваз фена.
 
Гена хъсан хьана, Бакуда чун хсуси машин гваз атай Шагьина (ам чахъ галаз фейи чепиви Вагьидин Абдулгьалимован эмед хва, Азербайжан пата вичиз кьетIен гьуьрмет къазанмишнавай жумарт, викIегь хва я) къаршиламишна ва энгел тавуна Кьвепеледиз, вичин кIвализ хутахна. На лугьумир, ина касди виликамаз хъсан гьазурвилер акуна, мугьманриз къени стол къурмишнавай.
 
Яргъал Дагъустандай (виликрай балкIандаллаз гирведилай элячIна, 2-3 сятинилай гьана жезвай) мугьманар атанвайдакай хабар хьайила, лезги къуншияр, Камарван (КIама ван) хуьряй кьиле зегьметдин ветеран Керимханов Бабиш муаллим  аваз мукьва-кьилийрин са десте атана акъатна, бегьем лезги межлис къурмишна. Столдихъ хизандин кьил, къени къилихрин кьетIен ватанперес ва мугьманперес инсан Шакир Мамедовни (ам кефсуз яз, вичин кайвани Илфиятни галаз Москвада авай, Аллагь куьмек хьуй) галайтIа, чи гуьруьш мадни метлеблуди жедай. — Бубайрин пак весидиз вафалу яз, кIвале, хизандин арада чун анжах лезги чIалалди рахазва.
 
Гьавиляй ина чаз ва чи тухумдин вири аялризни кваз фасагьатвилелди лезги чIал чизва,- Ахцегь райондин Чеперин хуьруьн нугъватдал (са девирда бубаяр Чеперин хуьряй чпин хъуьтIуьн къиш- лахрал куьч хьана амукьна) суьгьбетзава Шагьина. — Чи аялри урус мектебда келиз, лап хъсандаказ урус, азербайжан чIалар чирзава. Къебеле шегьердин бинелу жемятдин чIехи пай лезгияр ятIани, лезги чIалан тарсар шегьердин мектебра авач. Гьайиф хьи, чIал, милливал къакъатзава. Лезги хуьрера гьафтеда кьве сят лезги тарсар гузва, вични халкьди истемишайтIа. Гьавиляй дидед чIал, бубайрин хъсан адетар – милливал хуьн тамамвилелди хизандин хиве гьатзава…
 
Шагьинан гафариз къуват яз къейдин, къведай рекье Къебеледикай 13 километрдин хкатнавай Вандам хуьруьн (тахминан 10 агъзур нефес авай ана Европада виридалайни чIехи, суткада 50 тонн нек гьасилдай къуват авай малдарвилин комплекс эцигзава) са агъсакъалдихъ галаз суьгьбетдай малум хьайивал, бинедилай лезгийринди тир и хуьре къе садан рикIелни дидед чIал аламач. «Рагьметлу бубади чун лезги миллетдикай я лугьудай, амма туькIвена вичизни чIал чидачир», — лагьана ада.

 

Къебеледин ватандашрихъ галаз яргъалди ширин суьгьбетарна, лезги ханумар – устад ашпазар тир Севиланни Мензарадин (сифтеди Шагьинан мегьрибан кайвани, муькуьди вах я) гъилерин тIямлу хуьрекар дадмишна, мугьманриз къуллугъуна диде-бубадиз куьмекарзавай Исламахъни Аминадихъ (абуру 6 ва 2-классра лап хъсандаказ кIелзава) галаз мукьувай таниш хьана. Пакад юкъуз чна къадим шегьердин тамашуниз лайихлу чкаяр акун кьетIна. Советрин девирда и шегьер кьуд пад гуьзчивилик кутунвай анжах са зурба РЛС-дал тафаватлу тиртIа, эхиримжи 5-10 йисан девирда ина авунвай шегьре рекьер, хкажнавай дараматар, спорткомплексар, гьукуматдин чиновникрини туристри ял ядай махсус зонаяр, мугьманханаярни ресторанар, гьар жуьре памятникар, кардик кутунвай заводарни фабрикар акур кас тажуб хьана амукьда. Чипсар, гьар жуьре ширеяр, консервияр, лимонад, ниси, чехир, ширинлухар гьазурдай карханайрилай алава, Голландиядин машгьур «Beltman» маркадин пианиноярни кваз гьа ина кIватIзава.
 
Тамашуниз лайихлу чкайрикай чаз иллаки дагъларай тухванвай канатдин рекьерини аквапаркди таъсирна. Куьруь къейд. Кабалака, Барда, Габала, Къебеле, Кьве пеле. Вине авай кьве дуьз чкадал экIя хьайивиляй и шегьердал ихьтин тIвар акьалтна. Са чкадал пара тIварар хьуни адан дувулрин къадимлувилин гьакъиндай шагьидвалзава. Чи эрадал къведалди IV-III ва чи эрадин Х асирдал кьван яргъал девирда аваз хьайи Кавказдин Албания уьлкведин меркез, ам Ахцегь ва Докъузпара районрин къаншарда, Кавказ (къав кьаз) дагъларин кьакьан кьаскьандин кьиблепата ава. Лап цуьк акъудай девирда (IV-VI асирар) уьлкведин хъуьтIуьн меркез-резиденция — гьукуматдин кьилевайбур яшамиш жедай чка ТIури, яни Ахцегьар тир. Вичин вахтунда политикадин, экономикадин, алишверишдин лап чIехи чкайрикай сад ва 600 йисалай артух девирда Кавказдин Албания уьлкведин кьилин меркез ва варар хьайи и къадим Къебеле шегьер ХVI асирда сефевидрихъ галаз женгера чкIана.
 
ХVII асирда Кьвепеле райондин сергьятра Кьудкашен султанат арадал атана, ва гуьгъуьнай ам Шекидин ханстводик акат хъувуна. Кьвепеле районда къадим тарихдинни культурадин гзаф кьадар надир памятникар ама: Чухур Кьвепеледа — къеледин куьгьне амукьаяр; Амили хуьре — IV-VIII асиррин алпан килиса, Хазра хуьре — Шейх Бадрадинанни Шейх Мансуран пIирер (ХV асир), Бум хуьре — ХIХ асирдин мискIин ва гзаф масабур. Къе Кьвепеле Европадин тегьерда цIийи кьилелай хкажзавай зурба шегьер я — саки 15 агъзур нефес авай ва девирдин истемишунрив кьур гегьенш инфраструкту- радин курортдин меркез.
 
Дерин тарихдинни девлетлу культурадин манадин ва гуьзел тIебиатдин тамашуниз лайихлу пара кьадар чкаяр – надир экспонатар, гьакI ял ядай комплексар авайвиляй, «ачух цавун кIаник музей» лугьуз, иниз вири дуьньядай туристар ахмиш жезва. Анжах са «Qafqaz» комплексдин 5 гъетрен дережадин мугьманханайра санлай 1000 кас кьабулдай мумкинвал ава. Туристриз иллаки дагълух тIебиатдин гуьзел чкаяр – Урус там, Шабалатдин там, дагъдин вацIарин дереяр, кьакьан дагъларин Дуружа, Лаза (Лацар) ва маса хуьрер итижлу я.
 
…Хъсан дуст ва муъмин инсан Керимханов Камилан теклифдалди, чун канатдин рекьяй кьве километрдин мензилдиз ТIурфан дагъдин кукIвал ва анайни лезгийрин Дуружа хуьруьз фена. Вичин хушуналди гид хьайи Камила (Ам и эцигунра хатасузвал хуьнин рекьяй инженер тир эхир.
 
Гьадан гьуьрметдай чавайни, кьуд-вад касдивай, рекьин гьакъи — гьар садавай 10 манат ва манатни ана евродилай багьа я!- къачунач) рехъди чаз илимдинни вилик фенвай технологийрин и багьа проектдин кьетIенвилерикай, туризмдин бизнес артмишунин карда канатдин рекьин мана-метлебдикай, дагъдин гурлу вацIун гьерекат ина махсус чарчарралди зайифарнавай къайдадикай, дагъдик квай тамун юкьвай лыжаяр гьялун патал тухванвай трассадикай, герек атайла ана тIебии тушир жив къварзавай установкайрикай гьевеслудаказ суьгьбетзава. Ашкара хьайивал, 2018-йисалди канатдин и рехъ, дагълух гуьзел тIебиатдин хуьрерайни яйлахрай яна, КцIариз тухузва. Акуна-такуна, чун гьавадай Дуружа хуьруьз (гьуьлуьн дережадилай 1570 метрдин вине ава) акъатна.
 
Чи дагъви хуьрера хьиз, инани хъуьтIуьз кимел итимри чпин гьар йикъан яшайишдин месэлаяр, уьлквединни дуьньядин гьалар веревирдзава. Дагъустан патай атанвай чаз лагьайтIа, Дуружа хуьруьн тарих, жемятдин яшайишдин месэлаяр итижлу я. Суалар вугуз, чна хуьруьн агъсакъал Исмаилов Султан буба рахарзава. Муьжуьд веледдинни цIудалай пара хтулрин буба, зоотехниквилин 40 йисан тежриба авай зегьметдин ветеран, ам гъавурдик квай хъсан суьгьбетчини я. — Куьчери хипехъанвилел машгъул чи ата-бубайри, тахминан, 400 йис вилик Ахцегь райондин Игъиррин хуьряй атана, Рустамзалдин и дереда цIийи хуьр кутуна.
 
Пара хъсан гьавадин, михьи булахрин, вижевай яйлахрин ва маралар-миргерни кваз авай берекатлу тамарин гуьзел уьруьшар я ингар, гьич сугъул жедач. Виликрай чун, гирведилай элячIиз, ара-ара Дагъустан патаз физ-хкведай. Гила сергьятчийри вири жигъирар кIевнава. Куьгьне хуьр амачтIани, чи бязи хизанри кьуд патаз чкIанвай чпин мукьва-кьилийрихъ галаз хийир-шийирдин алакъаяр хуьзва. Алай вахтунда ина тIимил кIвалер, инсанар аваз акумир гьа. Чи асул жемят — 140 кIвал-хизан Дарьял лугьур районда, урус РЛС-дин патав гвай удинрин къадим СултIан-нухада, гьеле Алпан девирдин ибадатханадин амукьаяр аквазвай пак чкада ава. Ана абур яшайишдин вири къулайвилерални таъмин я. Гатуз мал-хеб хуьзвай, гьакI ял ягъиз кIанзавай жемят хтана, хуьр ахцIуда, гьич чир хъижедач.
 
— Цавун, яни канатдин рекьихъ галаз чи хуьруьн акунарни, дуланажагъдин шартIарни хъсан патахъ дегиш хьана, — суьгьбетдик дуружави Вагъиф экечIзава. — ХъуьтIуьз ина мал-хеб хуьдай кас авач: вири гьа зун хьтин фялеярни канатдин рекъел къуллугъзавай пешека- рар я. Аллагьдиз шукур хьуй, хъсан мажибарни къачузва, чкадинбуруз Къебеледиз фин-хтунни пулсуз я. Дугъри я, сифтедай гьукумдарриз чи хуьр тамамвилелди куьчариз кIанзавай, амма чи шикаятрин нетижада я жеди, неинки хуьр тадайвал, гьатта куьгьне кIвалер, квез аквазва хьи, са тирихдин цIийибурал эвездайвал хьана…
 
 И хуьре чун гьакI медени, итижлу, ватанпререс инсан Энверан хва Гьажи Руслан Мегьамедовахъ галазни мукьувай таниш хьана. Къейдин, Туьркияда Истамбул шегьердин Мермер университетда диндин «Иллагьият» факультет агалкьунралди акьалтIарна, хайи хуьре яшамиш жез, патарив гвай са шумуд хуьруьн жемятдиз, Аллагь патал хьуй лагьана, намуслувилелди диндин гьар жуьре къуллугъар ийизвай и касди вичин хсуси кIвале 2200 далай артух куьгьне ктабар, чи милли тарихдинни культурадин манадин цIудралди маса экспонатар авай надир музей тешкилнава. Адакай чна чи газетдин гуьгъуьнин са нумрада кьилди макъалада суьгьбетда.

Дашдемир Шерифалиев

.

ЦIийи дуьнья

.

Сайтдин халисан уртах хьун патал регистрация авун кIан я.

MANU CHAO LA VENTURA штурм Софии

14 апреля 2011 г.

MANU Chao la ventura, Pomorians
14.04.2011, r · r ° r »r ° ‚: Виляна Вонева — Р’РёР±Рё , СЃРЅРёРјРєРё: Елена Ненкова

Ден, след неочаквания Р °РїСЂРёР»СЃРєРё СЃРЅСЏРі РІ ѡофия, вълнението Рµ очаквано.

Явление като РњРђРќРЈ ЧАО РЅРµ РёРґРІР° всеки ден Сѓ нас. Всъщност, ако трябва РґР° СЃРјРµ статистически точни – веднъж РЅР° 9 РіРѕРґРёРЅРё. Засега! Защото СЃ експлозията РЅР° концертната индустрия Рё РІ Вългария – нищо чудно РґР° РІРёРґРёРј този изключителен музикант отново СЃРєРѕСЂРѕ.В Рђ защо не още това Р»СЏС ‚Рѕ РІ Вургас?

Племенно сборище РЅР° плажа, РїРѕРґ открито небе Рё всевиждаща луна, РјРё СЃРµ струва РЅСЏРєР °Рє дяволски подходящо, защото опитът РјРё показва, че РњРђРќРЈ ЧАО Рµ РѕС‚ този С ‚РёРї персонажи, които умеят удивително РґРѕР±СЂРµ РґР° владеят масите.В 

“ Solo voy con mi pena
Sola va mi condena
Correr es mi destino
Para burlar la ley
Perdido en el corazon
De la grande Babylon
. …†

Ще докажат тезата 900Рё5 души РІ зала ‘Фестивална’, които ще съпровождат като един РјР° гнетичния певец няколко часа, след моите размисли, Р° институтът ‘Сервантес’ С ‚СЂСЏР±РІР° незабавно РґР° настине концертния автобус РЅР° Ману Чао РїРѕ неравните балкански пътища, РїРѕ които Рµ тръгнал след шоут Рѕ, Р·Р° РґР° РјСѓ връчи специален медал Р·Р° популяризиране РЅР° испанския език сред Р±СЉР»РіР°СЂСЃРєРѕС ‚Рѕ население.
Ако не са се сетили да го направят още на място –а заДат

РќРµ липсва политически интерес РєСЉРј ‘Концерта РЅР° година’ , както РіРѕ определят РјРЅРѕР·РёРЅР°, като източник, блиР·СЉРє РґРѕ организаторите РѕС‚ Loud Concerts РјРµ информира, че РІ последните 24 часа преди СЃС‚Р°СЂР°С ‚ РЅР° шоуто, РІ офиса РёРј Р·РІСЉРЅСЏС‚ РѕС‚ “ най-РІРёСЃРѕРєРѕ РЅРёРІРѕ ” СЃ настояване Р·Р° “ покани в. Организаторите показват достойна РїСЉРЅРє твърдост!

Не трябва да се забравя, че воден от своите “ леви убеждения ”, артист ът е разпоредил, в никакъв случай да не се пускат повече от 3500 билета, независимо , че конкретната зала има вместимост от поне 6000. Вилетите свършват 5 дни предва рително и дори в някои лениви среди се заражда паника.

Най-после тръгвам РєСЉРј ‘Фестивална’, съпроводена РѕС‚ подвиквания РЅР° приятели – Rsr »rґ -s -rєssѓr» rјrSrјS ‡ rµS ° ° , r · r ° rєrSrёS ° С. ° ° ° ° ° ° ° ° rrєr ° ° ° rrєr ° ° ° РёРЅСЃРєРёСЏС‚ РїСЉРЅРє СЃРё беше Mano Negra Рё вече РЅРµ Рµ същото» Рё завист РЅР° далечни приятелки, които РІ крайна сметка СЃР° останаи без билет.

Крача РїРѕ баира РєСЉРј ‘Фестивала’ РІ ритъма РЅР° РѕРЅРѕРІР° хипнотично ‘пиуууу’ , завладяло всеки Р’Р“ РєСЉРјРїРёРЅРі Рё “барбекю РЅР° теферич” РІ началото РЅР° векР°:

Мне нравится марихуана, мне нравится ту
Мне нравится colombiana, мне нравится ту
Мне нравится ла Монтанья, мне нравится ту
Мне нравится ла ночь, мне нравится ту.
..‚‚
Всъщност владее съзнанието ми от няколко дни.0003

в R © rµrёrёs €, c ‡ rµ c -rsrIr ° rєrsRSS -ro °РІР°С‚Р° РјРё изплуват ( РїСЂРё гледката РЅР° РїСЉСЂРІРёСЏ ред пред сцената ) думите РЅР° Р’Р °СЃРёР» Върбанов РІ студиото РЅР° радиото, когато РјРё обясняваше, защо самият С ‚РѕР№ ще РїСЂРѕРїСѓСЃРЅРµ.В 

Точно РІ 20:00 лампите угасват Рё ПОМОРЯНŠизлизат пред публиката. РўСЏ РІСЃРµ още РЅРµ Рµ РІ своята цялост, защото РјРЅРѕР·РёРЅР° очевидно СЃРµ задържат пред сувенирните стоки РЅР° хедлайнера, РґСЂСѓРіРё РїРѕ навик пропускат РїРѕРґРіСёРСЏРІР°С. РџРѕ-горещи отколкото преди 3 СЃeдмици РЅР° концерта РЅР° РљРћРќРўР РћР›, поморийците засвирват големия СЃРё С…Рёс‚ ‘Обичам’ още като трета песен Рё призовават фенове РґР° РіРё последват СЃР» ед това Р·Р° after party РІ студентски град.

РЎРёРіСѓСЂРЅРѕ Рµ РІРёСЃРѕРєР° точка РІ кариерата РёРј РґР° СЃРІРёСЂСЏС‚ РЅР° сцена, украсена СЃ голям шарен С‡ Прошивка – 7 x 4 мм, 3 шт. Radio Bemba . РЇСЃРЅРѕ Рµ, че всички очакваме ‘Горещия цирк’ (Circo Caliente), РЅРѕ публиката приема топло Рё The Pomorians , нищо че СЃРµ реди РЅР° опашка Р·Р° Р±РёСЂР°. Между другото, продават Рё пуканки. Личи СЃРµ, че барабанитът СЃРІРёСЂРё Рё РІ дет метъл РіСЂСѓРїР° (°‡ ачпа) Рё РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕ РІ Necromancer” – РјРµ информира случаен РјРѕР№ познат, РЅР° който РґРѕСЂРё РЅРµ РјСѓ РїРѕРјРЅСЏ името ) – РёРјР° РґРІРѕР№РЅРё каси Рё непрестанни преходи. Дбре Рµ.

Група сценични дейци пооправят сцената. Часът Рµ 20:44:05 – цялата инсталация Рµ напълно готова Р·Р° РњАРќРЈ Р§АА . Гледала СЃСЉРј РіРѕ 6 пъти ( повече РІСЉРІ Франция + 1 Варселона + София ) Рё СЃСЉРј СЃРµ СѓР± едиа, че подвластен РЅР° своята латино РєСЂСЉРІ Рё съответно настроение РІ конкретната вечер, артистът може РґР ° Рµ ААДДСККРдобър или РЅРµ-чак-толкова РґРѕР±СЉСЂ.
Малцина знаят, че старият РҐРѕСЃРµ-Мануел РІ продължение РЅР° цели 24 месецР° имаше гадже българка, РЅРѕ аз знам! Тази информация РёРјР° значене дотолкова, доколкото може РґР° повлече РїРѕ-специално отношение РєСЉРј местната РїСѓР±РёРєР°, въпреки, че Р·Р° 49RgrSrґrSrёrёrёrёrsSc œ, rњr ° rsSsѓrµr »rhyrcs — rssџS ° rёrјrјr ° rsr -rёr -rёr rёr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґr rґrsrsrsrsrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSrSR

Родната публика обаче сама СЃРё заслужава френетичЏ9 вЂРЂС0Р¡9 вЅРІРІР¡ София, ты Crazy ’ РѕС‚ фронтмена, РЅРѕ това вече Рµ РєСЉРј края РЅР° шоуто. РўРѕ започва леко, Р·Р° РґР° РёР·Р±СѓС…РЅРµ почти веднага Рё РґР° РІР·СЂРёРІРё Р·Р°Р»Р°С ‚Р°, която РЅРµ СЃРїРёСЂР° РґР° скача, пее Рё пляска докрая. В В 

В 

РќСЏРєРѕРё вероятно СЃР° изненадани РѕС‚ камерния формат РЅР° LA VENTURA – акустична китарР° Рё РІРѕРєР°Р, електрическа китара + бас, РЅРѕ РґРѕСЂРё Рё само СЃ тоаЂСР° вРСРЂ“ С‚ ° сцената успяват РґР° вдигат МНОГО РїСЉРЅРє шум Рё РґР° впечатлят СЃ това, колко РґРѕР± СЂРё СЃР° всъщност.

Целият концерт минава, като ЕДНА ЕДИНСТВЕНА ПЕСЕН – групата СЃРІРёСЂРё РјРЅРѕРіРѕ дълги версии РЅР° парчетатР°, като вкарват РІ тях РґСЂСѓРіРё Рё после пак СЃРµ връщат РєСЉРј един основен ритъм Рё едан импровизация . RњrrSrIrSrsRSS -rO -µr мкгсрасрас — rёrёR ». китара.

rњr ° rssSsѓr107 cѓrё c -° r · rєrsrїS ‡ r ° rIr ° С -р -р · р ° ° rsr -rsr -r -rsr rsr ° r -r -r -r -r -r -r -r -r -r ° r ° ° микрофона – пубВиката крещи РІ екстаз – РљРћР АђСРћРћРћРћРћРћРћРћРћРћРћРћРћРћРќ ВЂќ. РўСѓРє Р±Рё трябвало РґР° използваме клишетата: “Купонът трещи СЃ пълна СЃРёР »Р°!”, “Пачангата Рµ РјРЅРѕРѕРѕРіРѕ СЏРєР°!” Рё “Публиката пощуря!” И всичко ще Р± СЉРґРµ РІСЏСЂРЅРѕ. Има Рё MANO NEGRA – триумфирам аз Рё СЃРµ смея вътрешно РЅР° тези, решили РґР° РїСЂРµРЅРµР±СЂРµРіРЅР°С ‚ концерта поради СЃРЅРѕР±СЃРєРё причини.

Когато РІ ръцете РјРё след шоуто попада сетлистът, СЃРё давам сметка, С‡ Рµ LA VENTURA наистина СЃР° РіРѕ интерпретирали доста СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ Рё СЃР° правили общо взето РєР° квото СЃРё искат, като истински анархисти. R ’r · r ° r »r ° c ° ° rґrsrјrµrёrёs ђ -g r -crёrёrё rsr rѓrѕrѕrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrєrёrёrёrёrёrёrёR0026 мароканският хашиш РІ Варселона ухаеше РїРѕ-точно ), въпреки че Р»Р°РјРїРёС ‚Рµ РІСЉРІ вЂР¤РµСЃС‚ивална’ вече светят СЃ пълна сила.